Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Фотография в социальных сетях: процессы перекодировки




Скачать 31.13 Kb.
Дата27.06.2018
Размер31.13 Kb.
Б. Г. Соколов Санкт-Петербургский государственный университет Фотография в социальных сетях: процессы перекодировки Использование фотографии в социальных сетях перекодирует значением и смысл изображения. Оно насыщается дополнительными коннотативными смыслами, в результате чего фотография перестает быть «изображением» реальности, но становится высказыванием, репрезентаций Ключевые слова: фотография, социальные сети, перекодировка B. G. Sokolov St Petersburg state University Photography in social networks: the process of transcoding The usage of a photo on social networks transforms the meaning of the image. It is saturated with additional connotative meanings, as a result the photo ceases to be an image of reality, but becomes a statement, representation Keywords: photography, social media, transcoding «Место» имеет значение. Иллюстрацией этого тезиса служит «судьба» фотографии в современных социальных сетях. Помещенное в цифровой мир Интернета фотографическое изображение оказывается в зоне трансформаций и манипуляций, в результате чего происходит качественное изменения смысла и значения изображения. Фотография перестает быть изображением, мимезисом реальности, но становится через инфицирование дополнительных коннотативных смыслов «высказыванием», презентацией и репрезентаций того, кто размещает эту фотографию на своей страничке, – незаметный сдвиг, который определяется всего лишь местом экспонирования, но в его результате происходит сущностная трансформация и перекодировка фотографического изображения. Подобная перекодировка «просто изображения» в «высказывание» добавляет коннотативные смыслы, включающие фотографию в процедуры идентификации пользователя и запускающие компенсационные механизмы личности. Фотография оказывается одной из моделей «сборки индивидуальности», процессом создания идентичности в этой новой социально-технологической (гибридное пространство, где получает свое алиби современный человек – киборг) реальности социальных сетей. Подобное, конечно, происходило и происходит и в «обычной» реальности. Например, фотография пейзажа или какого-либо события может не только быть простым изображением, но художественным высказыванием фотографа, оказаться включенным в рекламу какого-нибудь продукта или стать историческим свидетельством. Анализ подобной перекодировки осуществил Ролана Барт на примере фотографии обложки «Пари матч», где был изображен солдат-негр в форме французского легиона. Механизм подобной перекодировки и включения коннотативных смыслов (в данном случае идеологических смыслов) следующий: связка означающее означающее (реальный негр-солдат и фотография этого солдата) оказывается означающим для другого означаемого (идей Великой Французской революции, демократии и т.д.). В виртуальном мире социальных сетей в результате простого размещения фотографии в соответствующих альбомах, фотография инфицируется целым набором коннотативных смыслов, делающих из изображения высказывание, которое может быть не только подвергнуто интерпретации, но и стать каналом трансляции социальных и личностных смыслов. Прежде всего, фотография может стать «авторским» высказыванием, что роднит иногда довольно примитивно выполненные фотографии с выдающимися шедеврами этого вида искусства. Через размещенную фотографию пользователь заявляет о своем «Я», своем выборе места, событий, объектов и т.п. и через этот выбор мы можем многое сказать о самой личности того, кто размещает эти фотографии. Размещенные в соцсетях фотографии – это не только фотоотчет-биография или позиция пользователя, но и способ визуальной рефлексии о самом себе и своих перипетиях, предпочтениях, и то, как представляет или хочет представить себя пользователь – то есть речь идет о проектах конституирования самого себя. Это конституирование может протекать как компенсационные, нарцистические, самоутверждающие, депрессивые и т. п. проекты, которые могут быть подвергнуты интерпретации и или стать объектом воздействия различного рода инстанций (от рекламы до попыток рекрутирования в различные социальные группы). Размещенная на страничке пользователя фотография включает видеоряд в процесс формирования жизненного мира в виртуальном пространстве. Данный процесс протекает по иным, нежели в обычной реальности, канонам и схемам, для которых фотографическое изображение является одним из наиболее «адекватных» инструментов конституирования виртуальной реальности. В результате чего те формы экзистирования, которые изначально предназначены для форматирования жизненного мира в виртуальном пространстве, начинают использоваться для конституирования уже «до-виртуальной» реальности, которая по этой причине оказывается все больше и больше аналогом виртуального, сформованного под цифровой информационный стандарт, мира.

  • Photography in social networks: the process of transcoding