Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в рамках диалога культур: региональный компонент




Скачать 57.85 Kb.
Дата03.07.2017
Размер57.85 Kb.
Елистратова К.А., г. Череповец, МБОУ СОШ № 7 г. Череповца ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Проблема приобщения членов социума к родной национальной культуре сегодня становится особенно актуальной. В контексте системы школьного образования решение этой проблемы необходимо связывать в первую очередь с историко-культурным наполнением содержания обучения. Применительно к урокам русского языка речь идет о формировании именно культуроведческой компетенции. Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. О необходимости изучения русского языка в контексте национальной культуры говорили и М.В. Ломоносов, и Ф.И. Буслаев, и И.И. Срезневский, и А.А. Потебня и многие другие выдающие учёные и методисты. Однако, как показывает школьная практика, уровень культуроведческой компетенции современных школьников является крайне низким. Если эти пробелы в дальнейшем система образования не восполнит, то этот уровень будет стремиться к нулевому и в сильных классах средней школы, и на вузовском уровне. Об этом свидетельствуют результаты проведённого эксперимента по выявлению уровня культуроведческой компетенции учащихся 8-х – 10-х классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Череповца. Базу эксперимента составила методика диагностического комплекса культуроориентированных вопросов и заданий, разработанный Л.И. Новиковой 2: 49 – 57 для IX – XI классов, однако в диагностический опросник мы также включили ряд вопросов, связанных со знанием сведений об известных череповчанах, деятелях науки, культуры, искусства. Составленные Л.И. Новиковой вопросы и задания выполняют диагностирующую функцию, позволяя определить исходный и достигнутый (если ведется работа по формированию данного вида компетенции) уровни культуроведческой компетенции учащихся. Однако роль и значение диагностического комплекса гораздо шире, чем просто диагностика. Помимо диагностирующей, комплекс Л.И. Новиковой выполняет и обучающую функцию, поскольку вопросы и задания за счет своих формулировок дают школьникам определенную культуроведческую информацию, а в частности – знакомят с пословицами и поговорками других народов мира (в частности, английскими); с зоосравнениями, показывающими отличия в культурах различных народов в их восприятии животных и обозначении качеств человека; с символикой цвета и числа в культуре Китая; с устойчивыми выражениями, связанными с историческими событиями и особенностями быта Древней Руси; со словами русского языка, которых нет в других языках мира. При обработке результатов диагностики было выявлено, что абсолютное большинство учащихся имеют крайне низкий уровень культуроведческой компетенции, особенно – в отношении регионального культурного компонента. Данный эксперимент подтверждает необходимость формирования в школе культуроведческой компетенции. В связи с озвученной проблемой закономерно, что преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе должно претерпеть существенные изменения: актуализация задач развития и воспитания учащихся; формирование культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи 1: 13. Формирование культуроведческой компетенции подразумевает хорошее знание хрестоматийных текстов, музыки, живописи, следовательно, крайне необходимо развивать память, уметь работать со словарями, произведениями классической художественной литературы, чтобы постоянно расширять свой кругозор. Кроме того, должна быть создана целая система, в основе которой – последовательное включение в процесс изучения языка и обучения речи национально-культурного компонента. Основу работы по формированию культуроведческой компетенции должна составить комплексная персонифицированная работа на уроках русского языка: в течение определенного (продолжительного) промежутка времени на уроках русского языка учащиеся работают с текстами, связанными с одним из выдающихся деятелей русской культуры, искусства, литературы и т.д. (в первую очередь – череповецкими: городской глава И.А. Милютин, художник В.В. Верещагин, генерал А.П. Кутепов, поэты К.Н. Батюшков и И. Северянин, академик И.П. Бардин и пр.), причем сначала работа начинается с комплексного анализа биографического текста, а затем, на следующих уроках, уже ведётся работа с предложениями, индивидуальными карточками, докладами, сообщениями, связанными с жизнью и творчеством того или иного человека. При этом логично, что все тексты должны быть связаны с грамматическими темами, изучающимися на уроках. Так, например, первую четверть учебного года можно посвятить жизни и деятельности нашего земляка И.А. Милютина, купца, промышленника, городского главы 1861 – 1907 гг. Именно во время правления Ивана Андреевича Милютина Череповец стал знаменитым не только в России, но и за рубежом. Предполагается посетить также музей «Дом И.А.Милютина». Кроме того, один из первых уроков также можно посвятить комплексному анализу биографического текста И.А. Милютина (для работы можно использовать книгу: Брагин А. На Шексне, у заветного камня. – Череповец, 1995). Дальнейшие тексты, которые предполагается использовать на уроках русского языка, также должны быть текстами, связанными с биографией И.А. Милютина, его общественной деятельностью, взглядами. Некоторые задания рекомендуется связать с топонимикой: например, объяснить название улиц (как вариант заданий – написать этимологический этюд о той или иной топонимической реалии) нашего города, с которыми связана жизнь И.А. Милютина. Эффективность подобных на первый взгляд достаточно традиционных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение на уроке к этимологическому анализу топонимов неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции. Заявленный формат рекомендуется углубить индивидуальными и групповыми «лингвистическими экскурсиями» по городу с целью сбора сведений об именах, фамилиях, названиях улиц, магазинов, фирм, других общественных объектов, примеров рекламы, плакатов. В качестве итогового контроля можно предложить работу на заданную учителем тему об И.А. Милютине, классный час в форме игры по жизни и деятельности И.А. Милютина и истории топонимики Череповца. Вторую четверть можно посвятить художнику В.В. Верещагину. Несколько уроков также можно провести в Мемориальном доме-музее Верещагиных. Третью и четвертую четверть можно посвятить соответственно К.Н. Батюшкову и И. Северянину. Необходимо отметить, что материал краеведческого характера способствует развитию всех видов компетенций школьников в области русского языка (языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой). Краеведческие тексты становятся важнейшим средством формирования у учащихся культуроведческой компетенции в отношении родного края. Важно, чтобы тексты должны органично вписывались в канву урока, находя продолжение и в домашних работах учащихся. Так, тема по В.В. Верещагину важна еще и потому, что находит продолжение за пределами школьного курса: специальный конкурс Череповецкого государственного университета «Верещагинский проект ЧГУ» – это ежегодный интеллектуальный конкурс, организаторами которого выступают Череповецкий университет и Департамент образования. Проект проходит под патронажем Губернатора Вологодской области и позволяет трем победителям «Верещагинского проекта» получить высшее образование в ЧГУ за счет университета на любом направлении или специальности, открытых для поступления. Введение краеведческой тематики в образовательный процесс на уроках русского языка позволит сохранить в памяти учащихся имена своих великих земляков, а также частично предоставить каждому из обучающихся максимальные возможности для самореализации и развития в рамках того же «Верещагинского проекта». Как показывает практика, данная технология имеет положительные результаты и повышает интерес к урокам русского языка и литературы, а также познавательную активность учащихся в школе и во внеурочное время. Положительный рост прослеживается и в развитии словесно-логического мышления учащихся. Список литературы: Дейкина А.Д. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. – М., 2005. Новикова Л.И. Проблема диагностики уровня культуроведческой компетенции учащихся Русская словесность, 2005. – № 7. – С. 49 – 57.
Каталог: attachments
attachments -> План урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»
attachments -> Биография Александра Клубова
attachments -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
attachments -> Пояснительная записка: Энциклопедический словарь художников это научное издание, содержит биографическую информацию о художниках разных эпох
attachments -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
attachments -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
attachments -> Приложение 1 титульный лист «Рассмотрено»
attachments -> Программа по кружку «Литература Испании»

  • «лингвистическими экскурсиями»
  • Список литературы