Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Формирование интереса к истории родного края через исследовательскую деятельность школьников




Скачать 60.19 Kb.
Дата06.07.2017
Размер60.19 Kb.
Собянина Светлана Евгеньевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №8» г.Красновишерска Формирование интереса к истории родного края через исследовательскую деятельность школьников На земле нет края лучше того, где ты родился и вырос. Габит Мусрепов В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Проблема патриотического воспитания в школе становится одной из актуальных. Патриотизм играет огромную роль в процессе формирования личности. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Изучение истории родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе. Работать над исследовательскими проектами по русскому языку и литературе я начала десять лет назад. Первые работы были посвящены изучению теоретических аспектов языка, что не вызывало особого интереса у учащихся. Во время походов по родному краю возникла идея собирать фольклор, записывать интересные рассказы коренных жителей деревень. На протяжении пяти лет мы занимаемся исследовательской деятельностью, связанной со сбором краеведческого материала. Основной смысл этой деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, развить свои собственные способности. Ученики с удовольствием пишут исследовательские работы, выступают перед учениками школы, участвуют в краевых и всероссийских конкурсах, являются их победителями и призерами. Весь собранный материал исследовательских проектов можно разделить по четырем направлениям: «Лингвистическое краеведение», «Культурное наследие», «Летопись родного края», «Земляки». Рассмотрим конкретно каждое из направлений. Культурное наследие. Исследовательские работы учащихся посвящены фольклору и этнографии жителей села Верх-Язьва Красновишерского района. На данной территории проживают русское население и язьвинские пермяки – этническая общность Верхнего Прикамья, что ведет не только к смешению языков, но и к смешению традиций и обычаев, а также различному вероисповеданию. В работе «Русская частушка» рассмотрены не только особенности малого жанра УНТ, но и представлены частушки, записанные со слов жительниц села. Мы доказали, что данный песенный жанр до сих пор исполняется в деревнях на праздниках, на работе, на свадьбах. Мы убедились, что каждой исторической эпохе соответствует определенная тематика частушек. Богатый фольклорный материал представлен в приложении. Сегодня мы видим возвращение интереса к традиционному русскому свадебному обряду. В работе «Ах, эта свадьба» собран материал о свадебном обряде. Свадебные традиции всегда сопровождались пением живых песен. Мы собрали и записали 15 песен, которые исполняли во время свадебных обрядов в XX веке в деревнях и селах Красновишерского района. Обрядовые песни, традиции и приметы записаны у Бельковой Е.В. (1940 г.р.), проживающей в с.Верх-Язьва , Мараковой М.Е.(1929 г.р.), Антипиной М.Е. (1932 г.р.), проживающих в данное время в г. Красновишерск. Сопоставив свадебные обряды разных деревень Красновишерского района, мы увидели некоторые отличия, так как район населяют жители разных верований (православные и старообрядцы). Некоторые свадебные традиции сохранились до наших дней. Данные работы можно использовать на уроках литературы, истории, в рамках курса по выбору «Русская речь Прикамья», а также во внеклассной работе. Лингвистическое краеведение. С именем человека связано много тайн и вопросов. В работе «Имя в реке времени» мы проследили развитие имен в разные эпохи. Установили закономерность, что имя связано с историей отдельного государства, с культурой, национальными традициями, особенностями быта того или иного народа, с религией и верованием людей. В процессе исследования было очень интересно узнать о предпочтениях современных родителей в выборе имени для своего ребенка, определить наиболее популярные имена среди учеников и изучить происхождение и значение наиболее распространенных имен в нашей школе. Не менее интересно было выявить, какие имена давали детям в начале 20 века, какие имена дают в старообрядческих семьях. Мы доказали, что существует мода на имя. Но в последнее время родители стали обращаться к церковному календарю, в котором указываются именины. Не менее интересное исследование представлено в работе «Особенности прозвищ Красновишерского района». Материалом для исследования послужили прозвища, собранные и записанные в селе Верх-Язьва, в поселке Цепел Красновишерского района. Сопоставив прозвища разных населенных пунктов, мы убедились, что прозвища людей села Верх-Язва интересные и самобытные. Проанализировав прозвища, установили, что источниками прозвищ являются особенности поведения человека, увлечения, физические недостатки. Чаще всего прозвища даются людьми низкого культурного уровня. Современные прозвища, в большинстве случаев, грубые, обидные. Работа «Особенности кличек собак в Красновишерском районе» посвящена зоонимике. Мы провели исследование, целью которого было собрать и проанализировать клички собак. Записанные клички мы разделили на семь тематических групп по лексическому значению: по окрасу шерсти и внешнему виду, по характеру и особенностям поведения, по имени человека, по названию различных предметов, клички, которые встречаются в кинофильмах или мультфильмах, по звучанию, другое. Проведенное нами исследование доказало, что изучать клички животных интересно и увлекательно, что существует множество вопросов, которые необходимо раскрывать. Новизна исследования состоит в том, что на данной территории никогда не проводилось подобное наблюдение. Материал данных работ можно использовать на уроках русского языка, во внеклассной работе по русскому языку, на курсах по выбору «Русская речь Прикамья» по теме «Ономастика». Летопись родного края История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Последнее время уделяют огромное значение истории, связанной с политическими заключенными. Но учеников заинтересовал вопрос, как развивался спорт в Красновишерском районе. Данные темы ранее не были изучены. Мы работали с архивными материалами, встречались со спортсменами прошлых лет, проводили опрос у населения разных возрастов. Так, работа «Развитие футбола в Красновишерском районе» позволила узнать, как проводились соревнования в 40-е г.г. прошлого столетия, какие команды участвовали в областных соревнованиях, кто был первым тренером в городе. В процессе сопоставления цифр и фактов, было выявлено, что в 90-е г.г. интерес к этому виду спорта резко снизился, а в настоящее время резко возрос. Работу выполнила ученица 8 класса Слесарева Ольга, дочь тренера футбольной команды. Другая работа «Лыжный спорт: прошлое и настоящее» вызвала интерес у ученицы, занимающейся лыжным спортом. Ее папа, в прошлом спортсмен, защищавший честь района и области на лыжных соревнованиях, является руководителем лыжной секции. Ученице было интересно брать интервью у лыжников, которым 60-70 лет, а также работать с архивными материалами. Наши земляки. Работы данной тематики посвящены жизни и деятельности земляков-краеведов. Работа «Провинция: мои земляки» рассказывает об удивительном человеке, который 30 лет проработал водителем Скорой помощи, но всю жизнь занимался изучением истории родного края. В ходе исследования мы узнали не только о биографии краеведа и его увлечениях, но и получили значительные сведения о прошлом района. Материал о Верх-Язьвинской больнице, о Христорождественнской церкви, о забытых деревнях представляет огромную ценность для нашего района. В работе «Краеведы земли Вишерской» разрозненный материал с биографиями краеведов собран в одно целое, составлены библиографические списки статей и книг краеведов и о краеведах. Работы были предложены в краеведческий музей и архив, так как этих материалы уникальны. Данные проекты можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях по краеведению. Мы также выпустили буклет «Провинция: мои земляки». Фильм «Письма из провинции. Красновишерск» является наглядным материалом на классные часы. Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно назвать одной из эффективных форм обучения и воспитания. Использование местного краеведческого материала дает ряд преимуществ в исследовательской деятельности. Во-первых, для учащихся это самый доступный источник. Во-вторых, работа с местным материалом позволяет ребенку узнать много интересного о родном крае, городе, селе, людях, живущих или живших здесь, позволяет мотивировать интерес к учебе и совершать собственные открытия.

  • Культурное наследие.
  • Лингвистическое краеведение.
  • Летопись родного края
  • Наши земляки.