Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Формирование и эволюция теории управления




Скачать 357.64 Kb.
страница1/3
Дата03.07.2017
Размер357.64 Kb.
  1   2   3

Раздел 2. Формирование и эволюция теории управления




Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ

УПРАВЛЕНИЯ


2.1. Исторические предпосылки возникновения научного управления



    1. Школа научного управления

    2. Административная (классическая) школа в управлении

    3. Школа человеческих отношений

    4. Школа поведенческих наук

    5. Математическая школа (количественный подход)

    6. Процессный, системный и ситуационный подходы

    7. Развитие управленческой мысли в бывшем СССР

    8. Современная система взглядов на менеджмент


Список рекомендованной литературы


2.1. Исторические предпосылки возникновения научного управления

История управленческой мысли связывается с существованием организаций, возникших несколько веков назад. До нас дошли глиняные таблички древней Шумерии датированные третьим тысячелетием до нашей эры, на которых записаны законы и сведения о сделках. Достижения крупных организаций в древности свидетельствуют о том, что в этих государствах были созданы довольно развитые системы управления. Примером может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.

Во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте фараоном Хаммурапи был введен свод законов, содержащих более 250 законов управления государством.

Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей, считая его важнейшим условием жизнеобеспечения общества. Аристотель в своем учении о домохозяйстве указывал на необходимость обучения рабовладельцев искусству управления рабами. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.

Формы проявления современного управления можно проследить в процветавших организациях древности. Примером организации, которые управлялись так же, как и организации в наше время является церковь. Простая структура, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время (католицизм – папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник). Современные военные организации тоже во многом похожи на организации древнего Рима.

Однако характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Было меньше руководителей среднего звена, зачастую руководство осуществлялось одним человеком. Это были в основном рекомендации по государственному управлению. Людей интересовало, как, используя организации, приобрести большую политическую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.

Поиски теоретических подходов начались в эпоху становления капитализма. Основной силой, обусловившей интерес к управлению, явилась промышленная революция, которая началась в Англии в конце XVIII в. По мере роста крупных предприятий, специальное внимание стало уделяться подготовке управленцев. Затем в Америке впервые зародилась идея того, что управление само может внести существенный вклад в успешное развитие организаций.

Основным вопросом того времени было: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям ? Англичане Томас Гоббс в 1651 г. и Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.

Английский экономист Адам Смит в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.) сформулировал принцип “экономического человека”, главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Однако дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, тогда как к славе – почти 40 %.

Промышленная революция явилась результатом развития производительных сил, совпавшим с возможностями, которые предоставили им зарождающиеся новые производственные отношения. При этом управление, критерием эффективности которого стала экономическая выгода и прибыль, не только непосредственно влияло на ход этой революции, но и само получало мощные импульсы для дальнейшего развития. Примером тому является жизнь английского социального утописта по духу, менеджера по характеру деятельности, прародителя современного менеджмента по управлению персоналом в науке Роберта Оуэна (1771 – 1858). Возглавляемая им фабрика в Шотландии и интерес к практическому менеджменту позволили значительно улучшить условия труда простых рабочих. Стержнем своей политики реформ Оуэн считал кадровую политику. Он решительно отказался от карательных мер, прибегал лишь к административному и воспитательному воздействию, убеждению и примеру, проявляя выдержку, терпение и благотворительность. Все это явилось составной социально-экономической системы управления, которая включала также сеть образовательно-воспитательных учреждений для детей и взрослых, элементы социального обеспечения и страхования, соревнования, воспитания чувства общности и гордости за предприятие, развитие социальной активности рабочих, нравственное осуждение провинившихся, частичное самоуправление.



Роберт Оуэн
Как видим, Оуэн еще задолго до Э. Мэйо и других представителей школы человеческих отношений не только поставил вопрос о значении человеческого фактора для предприятия, но и успешно пытался его реализовать.

Отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 год, когда бизнесмен Генри Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом “Инженер как экономист”. В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.

Родиной менеджмента являются Соединенные Штаты Америки. Менеджмент возник в Америке с появлением первых переселенцев. Первоначально он означал умение рационально вести хозяйство или выполнять какие-либо работы.

Зарождению менеджмента в США способствовали следующие основные предпосылки:



  1. Отсутствие предрассудков происхождения и национальности.

  2. Поощрение способности заработать.

  3. “Утечка умов” из Европы.

  4. Образование для всех.

  5. Государство не вмешивалось в бизнес и предпринимательство.

  6. Система налогообложения.

  7. Америка на пороге ХХ века – самый крупный рынок (завершено строительство основных железнодорожных линий).

Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

Развитие научного управления не представляло собой серию последовательных шагов. Это было несколько подходов, которые часто совпадали. Можно выделить четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.



Таблица 2.1

Подходы в развитии управления





Подходы

Временной период

в управлении

1885

1920

1930

1940

1950

1960

н/вр

I. Подход на основе выделения

школ в управлении:

1. Школа научного управления


  1. 2. Административная школа в

управлении

  1. 3. Школа человеческих отношений

  2. 4. Школа поведенческих наук

  3. 5. Математическая школа

II. Процессный подход

III. Системный подход

IV. Ситуационный подход

V. Комплексный подход




Должен объединять весь накопленный опыт


Следует отметить, что каждая из этих школ внесла значительный вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. В рамках одной организации можно найти элементы всех этих подходов. Это можно рассматривать как комплексный подход.



    1. Школа научного управления (1885 – 1920)

Появление школы научного управления связано с теоретической и практической системой управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915).



Фредерик Уинслоу Тейлор

Проводя параллель, можно сказать, что как система А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора – всему последующему менеджменту.

Наиболее яркими представителями школы научного управления были супруги Френк и Лилиан Гилбрет, Генри Гантт, Карл Барт.

Создатели этой школы исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование данного направления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:



  1. Рациональная организация труда

  2. Разработка формальной структуры организации

  3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего

Ф.У. Тейлор родился в Филадельфии. Получив общее среднее образование в Европе он прошел сложный путь от чернорабочего до главного инженера сталелитейной компании. Здесь он начал заниматься вопросами управления, столкнувшись с огромным разрывом между возможным и фактическим уровнем производительности труда. Тейлор прежде всего обратился к вопросам заработной платы, что явилось новшеством в работе инженера. Именно обращение инженеров к вопросам экономики стало важнейшим моментом формирования научных основ управления производством. В 35 лет Тейлор был уже известным консультантом по менеджменту.

Анализируя трудовые операции отдельных работников Тейлор приходит к убеждению о возможности расчленения каждой операции на составные части и определения с помощью хронометража наиболее прогрессивных способов работы. Точный учет рабочего времени потребовал стандартизации орудий труда, рабочих операций, введения инструкционных карт и системы слежения за ходом работ. Изменение организации производства привело к необходимости изменения организации управления. Система заработной платы приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм.

Система Тейлора позволила увеличить производительность труда почти на 400 %, при этом заработная плата возросла на 60 % .

Основные теоретические положения Тейлора изложены в работах “Управление фабрикой” (1903) и “Принципы научного управления” (1911). Вторая книга традиционно считается началом науки управления в Америке в которой автор сформулировал принципы и методы научного управления.

Умер Тейлор в 1915 г. На его надгробном камне начертано: “Отец научного менеджмента”.

Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Супруги Гилбрет изобрели микрохронометр, который в сочетании с кинокамерой мог записывать интервалы продолжительностью до 1/2000 секунды. С его помощью можно было точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них.

Используя этот метод при кладке кирпича появился усовершенствованный способ, который сократил количество движений, необходимое для кладки одного кирпича, с 18 до 4 с половиной, увеличив тем самым производительность от 120-ти до 350-ти кирпичей в час.



Френк Банкерт Гилбрет (1868 – 1924) расчленил абстрактный технологический процесс на взаимозаменяемые приемы, из комбинаций которых в различных сочетаниях должна состоять любая операция. Так появилась идея универсальных микро движений “терблиги” (18).

Работы Гилбрета сыграли большую роль в переходе к изучению методов работы как к проектированию процесса. Он говорил, что для выполнения работы есть лишь один наилучший путь и задача состоит в том, чтобы его найти.

Ф. Гилбрет написал широко известные книги “Азбука научной организации труда” и “Изучение движений”, издававшиеся в России в 1924 и 1931 гг.

Он умер в 1924 г., не дожив несколько дней до 1-го Международного конгресса по НОТ, состоявшегося в Праге.



Супруги Гилбрет

Лилиан Моллер Гилбрет (1878 – 1972) была психологом. Она защитила докторскую диссертацию по психологии. Была матерью 12 детей. Основное внимание она уделила постановке целей, организации и контролю для эффективного управления. Л. Гилберт была первой женщиной – членом Союза промышленных инженеров; первой женщиной, получившей степень «Почетного магистра инженерных наук» Мичиганского университета. Она – единственная женщина, которой в 1931 году была присуждена «Медаль Гилбрета»; она – единственная женщина, получавшая Золотую медаль Гантта.

Последователь Тейлора Генри Лоуренс Гантт (1861 – 1919) изучал производственный процесс в целом. Он предложил систему графиков, которые являлись первыми моделями календарного планирования. График отражает последовательность, в которой должна осуществляться работа, и время, предполагаемое для выполнения каждой задачи. Еще при жизни Гантта графические средства планирования и управления работой получили признание не только в Америке, но и в других странах мира. Западные ученые считают, что они стали основой советской системы центрального планирования для управления пятилетними планами, а также разработки последующих диаграмм и графиков управления производством.

Именно Гантту принадлежат слова: «Мы не можем управлять людьми, мы должны управлять их развитием».

Генри Лоуренс Гантт

В 1929 году была учреждена золотая медаль Гантта, ежегодно присуждаемая за работы в области научного управления.

Последователем Тейлора был и Генри Форд, однако больших успехов он достиг именно по организации производства, поэтому его деятельность рассматривается в последующей школе.

Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

Концепция школы научного управления стала переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.


    1. Административная (классическая) школа

в управлении (1920 – 1950)

Создатели школы административного управления имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в бизнесе. Они начали разработку более общих принципов организации труда. Основной целью было – создание универсальных принципов управления.

Классический подход отличается усиленным вниманием к процессам управления. В Великобритании он связан с работами Л. Урвика (1928, 1943 гг.) и Э. Ф. Бреча (1957 г.), во Франции — с А. Файолем (1916 г.), в США — с ранними работами О. Шелдока (1923 г.), Дж. Д. Муни и Э. Рейли (1932 г.), Л. Гьюлика (1937 г.) и позднее с первой работой У. Ньюмэна (1950 г.) и Л.Э. Аллена (1958 г.). Можно упомянуть еще целый ряд работ, но книги и статьи названных авторов составили основную литературу по этому вопросу. Все они имели опыт как в управлении, так и в консультационной деятельности.

Слово «классическая» используется для подчеркивания раннего возникновения школы. Было бы печально, если бы оно имело также тот смысл, что основная часть этих работ не оказывает более влияния на принятие организационных решений. Однако это не так.

Наиболее ярким представителем классической школы был француз Анри Файоль (1841 – 1925). Иногда его называют отцом менеджмента.

А. Файоль также и как Ли Якокка спасли гигантские корпорации от банкротства: Commentary Fourchambault и Крайслер, соответственно.

Основным трудом является “Общее и промышленное управление” (1916) в котором Файоль пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе принципы администрирования. Анализируя административную функцию, автор выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль.

Применимо к деятельности администрации, Файоль разработал принципы, применимые, по его мнению, к любой административной деятельности: 1) разделение труда, 2) власть (авторитет и ответственность), 3) дисциплина, 4) единоначалие, 5) единство руководства, 6) подчинение индивидуальных интересов общему, 7) вознаграждение, 8) централизация, 9) скалярная цепь (линия власти), 10) порядок, 11) равенство, 12) устойчивость должностей кадрового состава, 13) инициатива, 14) корпоративный дух.

Важнейшими принципами были выделены: единоначалие и единство руководства. По мнению Файоля, для достижения каждой цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Особое внимание было уделено составлению плана и прогноза. Дана необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования в каждой организации.

Дальнейшее развитие “классической” школы управления проходило в двух основных направлениях – рационализация производства и исследование общих проблем управления.

Инженер-механик Гарингтон Эмерсон (1853 – 1931) (Эмерсон получив образование в Мюнхенском политехническом университете, учился в Англии, Франции, Италии, Греции и говорил на 19 языках. В 23 года возглавил факультет иностранных языков в Университете Небраски) принимал участие в работах по сооружению крупной железной дороги, проектировании и строительстве ряда инженерных и горных сооружений в США, Мексике и на Аляске.

В работе “Двенадцать принципов производительности” (1912) рассматривает и формулирует принципы управления предприятием. Эта книга стала одним из краеугольных камней в истории учений менеджмента. Автор одним из первых обосновал необходимость применения комплексного, системного подхода к решению сложных практических задач организации управления всякой деятельностью. Ввел понятие эффективность (понималось максимально выгодное соотношение между затратами и результатами).

Представитель классической школы Линдалл Урвик (1908 – 1975) развил основные положения Файоля. Большую часть своей жизни он работал в Оксфорде. Автор сформулировал основные элементы административной деятельности, к которым относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.

В своем труде “Основы администрирования” (1943), который представлял собой курс лекций, прочитанных в Политехнгическом колледже в Лондоне, Урвик основное внимание уделил разработке принципов построения формальной организации: 1) соответствие людей структуре, 2) создание специального и “генерального” штаба, 3) сопоставимость прав и ответственности, 4) диапазон контроля, 5) специализация, 6) определенность. Сформулировал глубже Файоля, что является актуальным и сегодня.

Следующий представитель классической школы Немецкий ученый социолог Макс Вебер (1864 – 1920) уделил основное внимание изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации.

В зависимости от характера власти Вебер выделил три основные типа руководителя (организации):

- харизматический – руководитель обладает исключительными личными качествами;

- традиционный – возникает из харизматического при естественной замене лидера, а работники по традиции подчиняются;

- идеальный (или бюрократический) – основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.

Особенно подробно автор разработал характеристики организации 3-го типа, определив направления обеспечивающие лидерство руководителя. Следовательно, концептуализация демократии Вебером дает основания для того, чтобы назвать его «отцом теории организации».

Когда в индустриальную эпоху Макс Вебер создал "теорию бюрократии", в основе которой лежит принцип иерархии, эта концепция была революционной, потому что преимущества бюрократий виделись в рациональности, эффективности и порядке. Теперь это означает прямо противоположное: иррациональное соблюдение малозначимых правил, неэффективные громоздкие системы и игнорирование возрастающего хаоса внешней среды. Самое плохое, что можно сказать сейчас об организации, — это назвать ее "бюрократией".

Однако следует указать на узость подхода М. Вебера к анализу деятельности организации, ограничивающегося рассмотрением функционирования лишь немногих ее элементов.



Генри Форд (1863 – 1947) основатель американского автомобилестроения, взяв за основу принципы Тейлора, применил их в массовом производстве.



Генри Форд
Он стремился расчленить операции по обработке изделий до простейших движений (неквалифицированных механических операций). Массовое производство позволило значительно снизить себестоимость продукции. В 1913 г. в цехе по сборке магнето Форд запустил первый в мире конвейер. Это позволило сократить затраты времени на сборку магнето с 20 мин. до 5 мин. Производительность труда возросла в 4 раза. Принцип конвейерной сборки Фордом затем был внедрен в остальных цехах. В результате, например, сборка ходовой части автомобиля уменьшилась с 12,5 час. до 93 мин. Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупнейшую автомобильную фирму США. Имя Форда вписано в историю человечества, чья изобретательность позволила найти новый способ повышения уровня благосостояния народа.

В качестве курьеза можно привести испытание первого автомобиля Генри Форда (1896 г.), которое пришлось отложить на час, так как машина оказалась шире, чем двери цеха, где ее собирали.



Любопытен тот факт, что в 1903 году, спустя всего месяц после образования корпорации Ford Motor Company выпускает в продажу свой первый автомобиль. А в течение первого года своего существования компания произведет 1700 автомобилей. Конвейер был использован также при производстве знаменитой «Модели Т». В 1908 году в Детройте Генри Форд продемонстрировал первый автомобиль, собранный поточным методом («Модель Т»).

Для сравнения – первый русский серийный автомобиль «Руссо-Балт» был собран в 1909 году на Русско-Балтийском заводе.

Большое внимание Форд уделял вопросам экономики и организации производства, он установил 8-часовой рабочий день и увеличил зарплату своим рабочим в 2 раза по сравнению с общепринятыми нормами. Четкая организация процесса производства потребовала соответствующей организации системы управления.

Имея $ 28000 и непоколебимую веру в успех, пионеры автопрома заложили тогда основу одной из величайших компаний в мире. Из скромного завода в Детройте, где когда-то производились автофургоны, «Форд» превратился в глобальную систему автопроизводства и монтажных заводов, компаний по продаже, складов запчастей и дилеров, которые обслуживают ныне свыше 200 национальных рынков, в т.ч. в Украине. В 2003 году 100-летие «Форда» отмечается на всех 6 континентах.

Г. Форд является автором книги “Моя жизнь, мои достижения”. А главным его признанием потомками является присуждение Генри Форду номинации – Лучший предприниматель XX столетия.


    1. Школа человеческих отношений (1930 – 1950)

Данная школа возникла как реакция на недостатки классического подхода (неспособность полностью осознать человеческий фактор); иногда называется неоклассической школой .

Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то у них возникает уровень удовлетворенности, что ведет к увеличению производительности.

Родоначальниками нового направления в теории управления считаются Гуго Мюнстерберг, Мери Фоллетт и Элтон Мэйо.



Гуго Мюнстерберг (1863 – 1916) после обучения в Германии переезжает в Америку, где создает в Гарварде научную лабораторию по психологии.

Мери Паркер Фоллетт (1868 – 1933) первой определила менеджмент как “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”. Она считала, что рабочие неизбежно принимают участие в управлении, когда они по собственному разумению решают, как выполнять приказы, а руководители должны развивать у них чувство не только индивидуальной, но и совместной ответственности.

Основное внимание Фоллетт уделила изучению взаимосвязи власти руководителей и схемы организационной структуры. Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Основоположник этой школы Джордж Элтон Мэйо (1880 – 1949) (родился в Австралии, где изучал логику и философию, а в начале 20-х годов приехал в Соединенные Штаты для занятий научными исследованиями в Фонде Рокфеллера) считал, что организация обладает единой социальной структурой.



Джордж Элтон Мэйо
И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между персоналом организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Таким образом формальная организация дополнялась бы неформальной структурой, которая расценивается как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации.

Например: У. Френч и И. Белл сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней - формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.

Свои выводы Э. Мэйо основывал на известных Хоторнских экспериментах, проведенных совместно с Фрицем Ретлисбергером в рабочих группах на заводе “Вестерн электрик” в Хоторне, штат Иллинойс в 1924 – 1936 годах (13 лет).

Было установлено, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих. Основными открытиями были: важность поведенческих факторов, взаимоотношений с руководителями и то, что теперь называют Хоторнским эффектом – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту приводили к искаженному, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, чем обычно, благодаря одному только сознанию, что они причастны к эксперименту.

Исследователи психологической школы рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающими более эффективные действия начальников, предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.



    1. Школа поведенческих наук

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Основной целью было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Наиболее распространенной является точка зрения доктора психологии Дугласа МакГрегора, родился в шт. Нью-Йорк, (1906 – 1964) согласно которой существует два основных подхода к организации управления, изложенные в книге “Человеческая сторона предприятия” в 1960 году.


Дугласа МакГрегора
Первый - “Теория Х” – основана на применении методов принуждения и поощрения (“кнута и пряника”).

Второй - “Теория Y” – уделяет основное внимание созданию условий стимулирующих работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы и изобретательности при достижении целей организации. На практике, как правило, используются одновременно теории “Х” и “Y”, так как организация не может функционировать без установления определенных норм и предписаний.

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (1908 – 1970), родился в Бруклине. Автор книги “Мотивация и личность” (1954) предложил классификацию целей индивидуума и ранжирование их по степени важности. Им выделены пять видов потребностей представленные в виде пирамиды.

Этим он хотел показать, что первичные потребности требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней (вторичные).

Маслоу сформулировал три основные допущения:

1) люди – это “алчущие существа”, стремящиеся удовлетворить неудовлетворенные потребности;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию (согласно Маслоу, “лучший способ побудить кого-нибудь к поиску любви - отказать ему в ней”);

3) существует иерархия потребностей.



Само-


выражения


Вторичные Уважения




Социальные




Первичные Безопасности и защищенности




Физиологические




  1   2   3

  • Список рекомендованной литературы
  • Таблица 2.1