Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Формализованные условия предоставления кредитов, предъявляемые к инвестиционным проектам и инвесторам




Скачать 285.06 Kb.
Дата24.06.2017
Размер285.06 Kb.
Формализованные условия предоставления кредитов, предъявляемые к инвестиционным проектам и инвесторам
Основные условия получения инвестиционного кредита, предлагаемые Байкальским банком Сбербанка России:

  • Финансирование банком проекта осуществляется не более чем на 70% от его общей стоимости, оставшиеся 30% клиент инвестирует за счет собственных средств. При этом собственные средства вкладываются в проект до вложений банка. Собственные вложения в проект могут быть представлены не только денежными средствами, но и недвижимостью, оборудованием, прочими активами, которые были приобретены ранее, но будут использоваться для реализации проекта (по цене приобретения). В качестве внезаемных источников могут выступать: взносы в уставный капитал компании – заемщика, прибыль и амортизация от текущей деятельности. К собственным источникам не относятся банковские кредиты, привлеченные заемщиком в других банках.

  • Срок кредитования, график выборки и погашения кредита определяются на основании анализа модели денежных потоков по проекту с учетом требований Банка по покрытию обязательств. Источники погашения кредита - доходы, генерируемые проектом, при этом расчетный коэффициент покрытия (отношение генерируемого в течение платёжного периода предприятием, осуществляющим инвестиционный проект, чистого потока денежных средств который, в соответствии с прогнозом, может быть направлен на погашение основного долга и процентов к планируемой сумме обслуживания задолженности за данный период по всем кредитным договорам предприятия) обязательств перед банком денежными потоками от проекта должен составлять не менее 1.5;

  • Периодичность уплаты процентов - ежемесячно или ежеквартально по согласованию сторон, отсрочка по погашению процентов на инвестиционной фазе не предоставляется. До начала финансирования по проекту Банку должен быть гарантирован источник погашения процентов на инвестиционной фазе.

  • Обязательным условием предоставления кредита является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств Заемщика. Залоговая стоимость предметов залога, определенная из их оценочной стоимости (с НДС) с учетом поправочных коэффициентов (дисконта) должна покрывать сумму кредита и причитающиеся за пользование кредитом проценты, начисленные за период не менее продолжительности инвестиционной фазы финансируемого проекта. В качестве основного обеспечения Банк может рассмотреть:

- залог имеющихся имущественных активов Заемщика;

- залог приобретаемого по проекту оборудования после его полной оплаты, поставки и постановки на баланс;

Предоставление обеспечения (залога) по кредиту также возможно частями, в том числе, по мере поставки оборудования, приобретаемого за счет кредита. Страхование имущественных активов, передаваемых в залог по кредиту, является обязательным условием.

При кредитовании в рамках проектного финансирования - участие Банка в инвестиционном проекте в форме предоставления кредитов (выдачи гарантий, организации лизингового финансирования), при реализации которого возврат вложенных средств и получение доходов осуществляются на этапе эксплуатации проекта преимущественно из потока денежных средств генерируемого самим проектом, сопряженного для Банка с повышенными рисками, в качестве обеспечения в обязательном порядке оформляется:


  • залог акций предприятия- Заемщика;

  • поручительство платежеспособного предприятия.

Сделка по инвестиционному кредитованию и проектному финансированию структурируется банком на индивидуальной основе с учетом результатов анализа бизнес-плана, проектной и разрешительной документации, технических и финансово-экономических параметров проекта, оценки окупаемости и эффективности проекта, наличия источников погашения и обеспечения по предполагаемому кредиту, а также уровня сотрудничества с банком по другим видам услуг.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В БАНК
Порядок группировки и укладки документов:

  • Заявка на получение кредита

Заявка содержит краткую информацию о потенциальном Заёмщике и о финансируемом проекте. В заявке излагается суть обращения в банк, указывается сумма, срок использования и другие желаемые условия финансирования. Дается перечень предлагаемого обеспечения по кредиту. Заявка подписывается руководителем и скрепляется оттиском печати Заемщика.


  • Правоустанавливающие документы Заемщика / Поручителя / Залогодателя:-Предоставляются в случае отсутствия данных документов в Банке.

Юридическими лицами представляются:



  • нотариально удостоверенная (или удостоверенную исполнительным органом (уполномоченным лицом исполнительного органа), или удостоверенная регистрирующим органом) копия Устава (Положения), зарегистрированного в установленном законодательством порядке;

  • нотариально удостоверенная (или удостоверенная исполнительным органом (уполномоченным лицом исполнительного органа), или удостоверенная регистрирующим органом) копия учредительного договора (если законодательством предусмотрено его составление);

  • карточка с образцами подписей и оттиска печати печати, удостоверенная нотариально с указанием должностей лиц, наделенных правами первой и второй подписи;

  • документы, подтверждающие избрание, назначение на должность уполномоченных на распоряжение счетом лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати (копии приказов (распоряжений), выписки из документов и/или их копии, заверенные уполномоченным лицом и печатью Заемщика/Поручителя/Залогодателя, а при назначении (смене) руководителя – документы (выписки из реестра акционеров, иного документа), подтверждающие соответствие условий проведения собраний (заседаний) соответствующих органов юридических лиц требованиям их учредительных документов);

  • нотариально удостоверенная (или удостоверенная регистрирующим органом) копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц / индивидуальных предпринимателей;

  • нотариально удостоверенную копию Свидетельства Федеральной налоговой службы о постановке на учет в налоговом органе;

  • нотариально удостоверенные копии разрешений на занятие отдельными видами деятельности (лицензии);

  • состав участников в настоящее время, а также данные об изменениях в составе за последний год (с долей участия более 5%);

  • персональный состав коллегиальных органов управления (Наблюдательного совета/ Совета Директоров/Правления) и высшего руководящего состава (с указанием занимаемой должности, в случае совмещения деятельности – иных мест работы).

  • перечень дочерних и зависимых организаций с указанием долей участия.

  • Выписка из ЕГРЮЛ на текущую дату.




  • Финансовые документы

Финансовые документы Заемщика / Поручителя / Залогодателя, ведущие стандартную бухгалтерскую отчетность:

  • бухгалтерская отчетность за последние 4 отчетных квартала и два полных отчетных года, предшествующих указанным квартальным отчетам, в полном объеме, составленная в соответствии с требованиями Минфина России, заверенная подписью руководителя и печатью Заемщика, с приложением пояснительной записки, а также следующих расшифровок:

  • краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений;

  • кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов и дебиторов и дат возникновения и выделением просроченной задолженности1;

  • долгосрочных и краткосрочных кредитов (займов, включая вексельные и облигационные) с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения и погашения кредита, процентной ставки (доходности купона), графика погашения и уплаты процентов, суммы просроченных процентов2;

  • полученных и выданных обеспечений с указанием наименований организаций, в пользу которых выдано обеспечение, и наименований принципалов или организаций, по обязательствам которых выдано обеспечение, а также дат возникновения и исполнения обязательств по выданным обеспечениям;

  • справка о доле денежной составляющей в выручке-брутто на последние 5 отчетных дат;

  • справку из подразделения ФНС России о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки расчетов с бюджетом, а также о счетах, открытых в коммерческих банках. (При наличии просроченной задолженности перед бюджетами какого-либо уровня – справка налогоплательщика с указанием сроков, объемов и причин возникновения долга);

  • справки банков об остатках денежных средств на расчетных и текущих валютных счетах и наличии ограничений на распоряжение денежными средствами, находящимися на указанных счетах; справки банков или справки Заемщика (Поручителя, Гаранта, Залогодателя) о суммарных ежемесячных оборотах по расчетным и текущим валютным счетам за последние 12 месяцев;

  • анализ 51 счета за последние 12 месяцев в помесячной разбивке, в разрезе банков и субконто;

  • Справка о начисленной за 2008 г. амортизации в поквартальной разбивке.

4. Стандартные документы по проекту

  • Бизнес-план или технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), доказывающие экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит. В бизнес-плане (ТЭО) должны быть отражены:

  • основные виды деятельности предприятия;

  • схема финансирования проекта;

  • виды расходов, производимых за счёт получаемого кредита;

  • предполагаемые сроки и объёмы выпуска продукции, либо оказания услуг с приведением расценок за единицу продукции или услуги;

  • планируемые на квартал (месяц) доходы и расходы;

  • сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет);

  • экономические показатели эффективности проекта.

  • Базовые контракты проекта, в первую очередь, копии контрактов (договоров) под исполнение которых запрашивается кредит.

  • Маркетинговые исследования и план сбыта готовой продукции (при отсутствии необходимой информации в бизнес-плане проекта).

  • Предложения по структуре финансирования проекта и распределения ролей участников, а также документы подтверждающие прогресс, достигнутый в этом направлении, начиная с протоколов о намерениях и заканчивая копиями подписанных договоров направленных на финансирование проекта (при отсутствии необходимой информации в бизнес-плане проекта).

  • Исходные данные для анализа инвестиционного проекта по форме, принятой в Сбербанке России (при условии отсутствия в представленном в ТЭО или бизнес-плане проекта информации, необходимой для построения финансовой модели).

  • Текущая переписка по проекту, имеющая существенное значение для реализации проекта и отражающая состояние дел по проекту.

  • Перечень необходимой разрешительной, согласовательной и проектной документации включая документы, подтверждающие соответствие проекта установленным законодательством санитарно-гигиеническим, экологическим и иным нормам и правилам.

  • Материалы в поддержку проекта (постановления Правительства Российской Федерации, письма о поддержке местной администрации, документы о предоставлении льгот и т.п.).

  • Документы, подтверждающие намерения гарантов, поручителей, в связи с возникающими обязательствами Заемщика.

  • Учредительные и финансовые документы гарантов/поручителей.

  • Дополнительная информация о Заемщике/ гаранте/ генподрядчике/поставщике оборудования (рекламные брошюры, финансовые отчеты, публикации в прессе).

  • Предпроектные материалы (эскизные проекты, ситуационные планы, данные изысканий).

  • При необходимости представляются:

  • специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности, регламентированной законодательством;

  • документы, подтверждающие право собственности на имущество, находящееся на его балансе, а также иные права на имущество (гражданско-правовые договоры, решение собственника о передаче имущества, и т.п.);

  • материалы экспертных заключений в частности, данные эколо­ги­чес­кой экспертизы;

  • справка о численности работающих;

  • другие документы по проекту.

7. Правоустанавливающие документы на предмет залога, решения органов управления о передаче имущества в залог по кредиту, если по Уставу размер залога требует принятия такого решения

  1. Прочие документы

  • Копии действующих кредитных договоров

  • Копии соглашений о совместной деятельности

Примечание: На стадии рассмотрения заявки Банк может затребовать также и другие документы, не включенные в настоящий перечень.

Рекомендации по составлению бизнес-плана

инвестиционного проекта
В зависимости от цели составления бизнес-плана и особенностей конкретного предприятия его структура может варьироваться. Стандартно бизнес-план включает следующие разделы:

  1. Концепция бизнеса (резюме).

  2. Описание предприятия и отрасли

  3. Характеристика услуг и продукции.

  4. Описание планируемого проекта

  5. Исследование и анализ рынков сбыта.

  6. Конкуренция и конкурентное преимущество.

  7. План маркетинга.

  8. План производства.

  9. Организационный план.

  10. Финансовый план.

10) Финансовая стратегия.

11) Потенциальные риски.



2 . Описание предприятия и отрасли.

В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с существующим бизнесом.

Ключевые элементы раздела:


  • основные сведения о предприятии;

  • краткая история предприятия;

  • тип бизнеса, основные виды деятельности;

  • местоположение предприятия;

  • характеристика отрасли;

  • руководство и сотрудники;

  • сырье и поставщики;

  • экология.

Основные сведения о предприятии включают:

  • полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;

  • организационно правовая форма;

  • размер уставного и добавочного капитала;

  • учредители (участники) предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

  • принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;

  • принадлежность предприятия к Группе компаний (холдинге) - представить схему корпоративной структуры Группы (холдинга)на текущую дату с указанием места и роли предприятия, экономических связей, центров формирования прибыли;

  • наличие дочерних компаний, филиалов, представительств;

  • юридические лица, в которых предприятие владеет более 5% собственности.

Краткая история предприятия создание, (дата преобразования в АО) и другие важные события в истории компании, развитие деятельности (с указанием дат), способ и процедура приватизации (если имела место)

Тип бизнеса, основные виды деятельности

В бизнес-плане представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается, и планирует заниматься в ближайшей перспективе.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местоположения предприятия с учётом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, поставщикам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы.

Характеристика отрасли - указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы её развития, технологическая изменчивость, наукоёмкость, капиталоёмкость, ресурсоёмкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

Руководство и сотрудники


  • список основных руководителей с указанием их опыта работы в конкретной сфере деятельности компании, а также их предполагаемом участии в последующем управлении компанией;

  • привести количественные данные о числе сотрудников и пояснить, как они изменились за последние пять лет, объяснить имеющиеся тенденции к снижению или увеличению количества сотрудников;

  • контракты с сотрудниками;

  • текущая и предполагаемая структура управления компанией;

  • текущая и предлагаемая система стимулирования менеджмента;

  • сравнить имеющийся персонал с оптимальным составом по численности, квалификации и шкале заработной платы;

  • данные и своевременности выплаты заработной платы (при наличии задержек указать максимальный срок, причины)

При подготовке данного раздела изучить и предоставить следующие материалы:

  • биографические данные руководителей, включая возраст, образование, опыт работы

  • процент акционерного капитала, принадлежащий руководителям и сотрудникам

  • профсоюзные организации, количество сотрудников – членов профсоюзов

  • имели ли место забастовки или остановки производства

  • организационная структура с указанием различным отделов, их руководителей и количества сотрудников в каждом отделе

  • предполагаемая структура компании

  • предполагаемая система стимулирования руководства и сотрудников



Сырье и поставщики


- описать основных поставщиков компании;

- указать самых крупных поставщиков (>10% от общего объема закупок);

- описать возможности работы с другими поставщиками;


  • сроки оплаты, доля поставщиков, предоставляющих отсрочки, их отношение к просрочке платежей, если такое случается;

Экология


  • описать факторы загрязнения окружающей среды;

  • указать к какой группе экологического риска относится компания и отдельные ее виды деятельности;

  • описать существующие экологически опасные виды деятельности компании;

  • описать какие отходы имеются в результате производства и как компания их уничтожает. Особое внимание требуется обратить на вредные отходы производства, которые признаны опасными для здоровья

  • описать меры, предпринимаемые компанией по их безопасному уничтожению;

- описать меры, принимаемые для снижения экологических рисков;

  • описать штрафные санкции, наложенные природоохранными органами за последние три года и меры, принятые для ликвидации загрязнений.



Приложение: копии контрактов с поставщиками сырья



3. Характеристика услуг и продукции.

В этом разделе представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиции потребителя, производителя, их комплексная оценка, в том числе:



  • описание каждого вида услуг и продукции, с указанием следующих моментов:

  • потенциал роста различных видов услуг/продукции;

  • основные факторы, оказывающие влияние на рост реализации различных видов услуг/продукции;

  • максимально возможные объемы предоставляемых услуг по каждому виду;

  • программы контроля качества;

  • привлекательность услуг для потребителей;

  • патенты, торговые марки, лицензионные соглашения, авторские права;

  • исследования и разработки;

  • разработка новых видов продукции и предполагаемые новые виды продукции;




  • описание процентного содержания в общем объеме производства/сбыта за последние пять лет и тенденций к увеличению или снижению того или иного вида услуг (продукта) в общем объеме (данные привести в форме таблицы)




Вид продукции

Произведено

Отгружено/реализовано

тонн

тыс. руб.

%

тонн

тыс. руб.

%
















































































Итого








100,00%

 




100,00%

Таблица заполняется за 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г. (отдельно по каждому кварталу).

  • прогноз на будущее. Объемы по каждому виду услуг (продукции) – данные за последние пять лет – увеличение или снижение объемов продаж по различным видам;




  1. Описание планируемого проекта

  • общая характеристика проекта (название проекта, цели реализации, местонахождение проекта , предпосылки успешной реализации проекта, общая стоимость инвестиционного проекта, период реализации);

  • описание продукта (в случае, если создается новый вид продукции), его характеристики, конкурентные преимущества перед аналогами (если есть);

  • потребность в активах для реализации проекта, в том числе:

  • потребность в долгосрочных активах (описать план затрат капитала компании на предполагаемый период кредитования – детально указать, какие основные средства планируется приобрести, когда, у кого, источники приобретения, условия оплаты, возможность рассрочек платежей и т.д.);

  • потребность в оборотных активах (указывается в случае необходимости финансирования в рамках проекта оборотного капитала), в обязательном порядке приводится расчет указанной потребности;




  • структура финансирования проекта (укрупнено оформляется в виде таблицы):



Источник финансирования


В абсолютном

выражении,

тыс. руб.


в % к

стоимости

проекта


Собственные средства, в т.ч.







вложенные предприятием, в т.ч. в







- приобретение оборудования







- СМР







- финансирование оборотных средств















планируемые к вложению







- приобретение оборудования







- СМР







- финансирование оборотных средств















Заемные средства, в т.ч.







кредит Байкальского банка СБ РФ, в т.ч. в







- приобретение оборудования







- СМР







- финансирование оборотных средств















Итого общая стоимость проекта




100,0

Общая стоимость проекта включает в себя все расходы, связанные с проектом, в т.ч. могут включаться и проценты на инвестиционной фазе. Таблица корректируется в соответствие с теми направлениями расходования, которые предусмотрены проектом.



Учесть, что для инвестиционного проекта доля собственных средств должна составлять не менее 30 % общей стоимости проекта.
Приложение: контракты/проекты контрактов на приобретение оборудования, оборотных активов и пр. В случае отсутствия данных документов требуется представить коммерческий предложения, информацию из Интернета о ценах на приобретаемое в рамках проекта имущество.


  1. Анализ рынков сбыта.

Исследование и анализ рынков сбыта – один из важнейших разделов бизнес-плана, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает продукцию предприятия.

К числу основных задач предприятия, решаемых в данном разделе бизнес-плана, относится определение спроса и ёмкости каждого конкретного рынка по каждому виду товаров (услуг). Эти показатели характеризуют объемы реализации товаров (услуг). От того, насколько тщательно изучены и определены уровень и структура спроса, тенденции его изменения, будет зависеть как успех предприятия на рынке, так и время в течение которого оно может удержать свои позиции.

В бизнес плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:


  • определение типа рынка;

  • определение рыночной структуры;

  • оценка конъюнктуры рынка;

  • отбор целевых сегментов;

  • позиционирование продаж;

  • сложившийся круг покупателей продукции, в частности:

  • описать поставщиков по каждому виду услуг/продукции

  • указать основных заказчиков (>5% от общего годового объема продаж или >10% продаж какого-либо определенного вида услуг/продукции)

  • указать название основных покупателей; указать процент продаж каждому покупателю

  • географическая классификация по регионам

  • указать, есть ли какие-либо опасения по поводу финансового состояния тех или иных крупных заказчиков

  • описать кредитные условия договоров с заказчиками или условия оплаты услуг/продукции заказчиками

  • описать деятельность компании по изучению рынка, а также новые рынки, на которые компания пытается выйти

  • прогноз объёма производства и продаж на предполагаемый период кредитования (в разрезе видов продукции) в натуральных и денежных единицах;

  • ценообразование (рентабельность каждого вида продукции, структура постоянных и переменных затрат)



Приложение к бизнес-плану: копии контрактов с основными покупателями продукции




  1. Конкуренция и конкурентное преимущество.

Целью данного раздела бизнес-плана является обоснование выбора тактики конкуренции предприятия в условия конкурентного рынка. Содержание раздела в значительной степени основывается на исследовании деятельности конкурентов и сравнении её с деятельностью предприятия – разработчика бизнес плана.

Можно предложить следующую структуру раздела:



  • список и краткое описание основных конкурентов (с указанием производственных мощностей, % их загрузки, ассортимента продукции, доля на рынке);

  • географическое положение конкурентов;

  • анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов;

  • оценка конкурентоспособности продукции предприятия по сравнению с конкурентами;

  • оценка конкурентоспособности предприятия;

  • конкурентное преимущество предприятия;

  • стратегия компании по укреплению конкурентоспособности.




  1. План маркетинга.

Маркетинг представляет собой процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей, результатом которого является предоставление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности. В данном разделе целесообразно изложить основные (наиболее интересные) момента планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя их целей бизнес-плана.

Структура данной части бизнес-плана может быть следующей:



  • стратегия маркетинга;

  • товарная политика;

  • ценовая политика;

  • сбытовая политика;

  • коммуникативная политика;

  • бюджет маркетинга.




  1. Оценка финансового состояния, налоговое окружение.

В этом разделе достаточно указать общие показатели финансового состояния (выручку, валюту баланса, прибыль, структуру и направления денежных потоков между аффилированными структурами) поквартально по итогам текущего года. По возможности указать аналогичные показатели по компаниям Группы, в частности по компаниями, производящим аналогичную продукцию (рекомендуемая форма таблицы).



Наименование п/п Группы(холдинга)

Уставный

капитал на 01.__.__ г.



Выручка

на 01.__.__ г.



Чистая

прибыль


на 01.__.__ г.

Основные виды продукции

Сфера

деятельности (основной вид)




























































































Для целей дальнейшего анализа в разделе необходимо привести информацию по налоговому окружению, в частности:



    • перечислить все уплачиваемые в текущем времени налоги (ставка, база исчисления, сроки уплаты);

    • указать имеет ли компания какие-либо отсрочки по выплате налогов или другие льготы (в случае наличия рассрочек привести графики уплаты).

    • описать практику выплаты налогов и погашения долгов, их возможное влияние на будущее развитие деятельности и рентабельность

    • название аудиторской фирмы (независимого аудитора) и имя (название) регистратора

Также рекомендуется описать систему внутреннего финансового контроля компании и систему контроля за финансовой информацией, а также способы предоставления финансовой информации руководителям.



  1. План производства.

Этот раздел является одним из основных. Его структура раздела имеет следующий вид:

  • технология производства;

  • Приводится краткое описание технологического цикла с использованием для наглядности схем.

  • контроль производственного процесса;

  • производственная программа;

  • производственные мощности и их развитие:

  • описать основные средства компании, включая помещения, технологические линии, оборудование (с указанием возраста и процента износа);

  • долгосрочные активы, их местоположение, являются ли они ликвидными или устаревшими, требуется ли им дорогостоящий ремонт или усовершенствование и т.д.

  • объяснить, имеет ли компания какую-либо собственность, которой она прямо не владеет и держит в качестве закладной

  • описать наличие и стоимость основных коммунальных услуг таких, как электричество, топливо, вода. Цель – дать инвестору максимум информации о соответствии адекватности имеющихся помещений и мощностей, уровне их эксплуатации и доступа к ним в будущем

  • эффективность производства, рентабельность:

  • описание коэффициента затрат компании и тенденции его изменения за последние 5 лет;

  • описание деятельности компании по повышению своей конкурентоспособности за счет снижения затрат;

  • указать является ли компания рентабельной в целом, а также каждый вид деятельности;

  • в случае нерентабельности какого-либо вида деятельности, либо снижения показателей по какому-либо виду деятельности, описать стратегию компании по решению проблем и исправлению сложившейся ситуации

  • прогноз затрат, в т.ч. калькуляция себестоимости по каждому (основным) виду(ам) продукции:

    • расчет сырья и материалов;

    • расчет заработной платы и ЕСН;

    • амортизационные отчисления;

    • налоги;

    • прочие затраты.

  • план производства работ в рамках проекта. Оптимальным отражением плана производства является календарный план-график производства строительно-монтажных работ по видам работ (помесячно). Данный план рекомендуется выполнять как в натуральных, так и стоимостных показателях с помесячной разбивкой.




  1. Финансовый план.

В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес плана и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей.

Исходным моментом для финансового планирования является прогноз производства/продаж (раздел «Исследование и анализ рынков сбыта») и прогноз затрат (раздел «План производства»).

Степень подробности изложения информации в прогнозных формах (главным образом, форма №2 – Отчёт о прибылях и убытках и форма №4 – Отчёт о движении денежных средств) определяются целями проектируемого бизнеса (таблицы рассчитываются в Microsoft Excel или с использованием программ по построению денежных потоков).

Прогноз прибылей и убытков отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. Цель составления данного прогноза – в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Прогноз прибылей и убытков показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, и, по существу, является прогнозом финансовых результатов.

В прогнозе движения денежных средств содержится информация, дополняющая данные прогноза прибылей и убытков в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объёма финансово-хозяйственных операций. Все поступления и платежи учитываются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учётом времени задержки оплаты реализованной продукции (услуги), времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовыми платежами), а также условий формирования производственных запасов.

При планировании денежных потоков коэффициент покрытия долга принимать равным 1,5 - для проектного финансирования.

Коэффицент покрытия долга – отношение генерируемого в течение платежного периода (период погашения основного долга: ежемесячно, ежеквартально и т.п.) чистого потока денежных средств, который в соответствии с прогнозами может быть направлен на погашение основного долга и процентов к планируемой сумме обслуживания задолженности за данный период по всем креидтным договорам предприятия.




  1. Организационный план.

  • Данный раздел бизнес-плана должен быть посвящен системе управления фирмой и её кадровой политикой на период предполагаемого кредитования

В бизнес-плане следует привести:

  • производственно-технологическую структуру предприятия;

  • функции ключевых подразделений;

  • состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой;

  • организационную структуру управления;

  • организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы;

  • сведения об автоматизации системы управления;

  • оценку соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.

Если структура не меняется и выше она уже описана, то этот раздел можно опустить.


  1. Анализ потенциальных рисков.

Данный раздел содержит следующие составные части:

  • Анализ рисков. Оценка рисков проекта на инвестиционной и производственной фазах.

  • Потери от риска.

  • Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.

На этапе качественного анализа рисков определяются причины, факторы и потенциальные области риска, выделяются конкретные риски проекта (производственные, коммерческие, финансовые; риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами). Далее производится количественный анализ риска, связанный с оценкой степени рисков, как в отношении отдельных рисков, так и проекта в целом.

1 Допускается предоставление расшифровок текущей кредиторской и дебиторской задолженности, отражающих только задолженность наиболее крупных контрагентов. При этом представленные расшифровки должны отражать не менее 70 % кредиторской и дебиторской задолженности, просроченная задолженность должна быть расшифрована в полном объеме.

2 Кроме расшифровки к представленным балансам предоставляется оперативная информация на дату подачи заявления на предоставление кредита.

  • Руководство и сотрудники
  • Сырье и поставщики
  • Экология
  • Приложение: копии контрактов с поставщиками сырья
  • Итого
  • Источник финансирования
  • Приложение к бизнес-плану: копии контрактов с основными покупателями продукции