Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Форма урока: рассказ учителя с элементами самостоятельной творческой работы учащихся Тема урока: «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве» Цель




Скачать 98.01 Kb.
Дата25.06.2017
Размер98.01 Kb.
ТипУрок
Урок изобразительного искусства. 7 класс

Тип урока: урок-созерцание и усвоения новых знаний

Форма урока: рассказ учителя с элементами самостоятельной творческой работы учащихся

Тема урока: «Возникновение и развитие бытового жанра

в русском искусстве»

Цель:

Сформировать у учащихся представление о бытовом жанре в русском искусстве на примере живописи А.Г. Венецианова и П.А.Федотова..



Задачи:

1. Подвести учащихся к пониманию особенностей бытового жанра через повторение и обобщение.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.



Оборудование и материалы:

Компьютерная презентация о бытовом жанре в русском искусстве.

Художественные материалы для практической работы.
План урока:

1. Знакомство с новым материалом.

2. Беседа о понятии бытового жанра (презентация)

3. Проверка и закрепление знаний учащихся (вопросы)

4. Творческое и практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и анализ работ.

6. Домашнее задание.
Ход урока:

1. Знакомство с новым материалом.

-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.


Уроки этой четверти посвящены у нас сюжетной картине и в частности, ее особого типа - бытового жанра.
- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.
Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, предметы - натюрморт, человека - портрет, событий жизни – бытовой жанр или сюжетно-тематическая картина.
2. Беседа о понятии бытового жанра на примере живописи А.Г. Венецианова и П.А.Федотова (презентация)

Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве — изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека, его труд, отдых, развлечения.
Термин происходит от французского слова genre (от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль».

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.


- Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.(слайд 2)
В России родоначальниками бытового жанра были Венецианов Алексей Гаврилович и

Федотов Павел Андреевич.
Венецианов Алексей Гаврилович был мастером бытового жанра, портретистом и пейзажистом. (слайд 3)

Из биографии художника


  • В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью — брал уроки у Боровиковского

  • Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни.

  • В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

  • Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек (слайд 4)

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй. (слайд 5)



  • Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой».

  • Фигуры, натуралистически воспроизведенные на них, иногда воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем.

  • Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь. (слайд 6)

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. (слайд 7)


В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками. (слайд 8)
Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение. (слайд 9)
В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе. (слайд 10)
Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника - "На жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. (слайд 11)


  • Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане изображена мать художника, Анна Степановна.

В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста. (слайд 12)
К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа. (слайд 13)

  • Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико.

  • Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве.

В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства. (слайд 14)
Основоположником совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины был Федотов Павел Андреевич (слайд 15)


  • Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург.

  • В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа

Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным. (слайд 16)
«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» (слайд 17)
В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником. Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. .

Федотов изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора (слайд 18)


Утро чиновника, получившего первый крестик, представляет чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. (слайд 19)
«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни Крылова. В этом произведении не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. (слайд 20)
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. (слайд 21-22)
Напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. (слайд 23)
В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- "Вдовушка" (ГТГ). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. (слайд 24)
Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины "Анкор, еще анкор!"(1850--1851, ГТГ) - сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Это произведение -- вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века . (слайд 25)
В последней картине Федотова тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие. Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Лиц у них как будто нет. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Он похож на Федотова. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них. (слайд 26)
Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.(слайд 27)
3. Проверка и закрепление знаний учащихся (вопросы)

- Ребята, с каким жанром, мы с вами познакомились? (Бытовой)

- Кто в русском искусстве были основоположниками бытового жанра? (Венецианов, Федотов)

- Какие картины вам больше всего понравились? Почему?


4. Творческое и практическое выполнение задания.
- А сейчас обратите своё внимание на картину Федотова «Сватовство майора».

Рассмотрите репродукцию картины П.Федотова “Сватовство майора”. Вообразите, что вы получили возможность узнать мысли и подслушать героев этого произведения: реплики персонажей увиденной сцены___________________________________________

____________________________________________________________________________

внутренний монолог о чём думает, но не говорит вслух служанка____________________

____________________________________________________________________________
- Ребята, сейчас я вам раздам листы бумаги, на которых уже есть небольшие зарисовки. Вам нужно дорисовать композицию, которая чтобы соответствовала бытовому жанру.
5. Подведение итогов и анализ работ.

6. Домашнее задание

Подготовьте материал с иллюстрациями о художниках бытового жанра


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева И. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Метод. пособие. М., 2006.

2. Асафьев Б. Русская живопись. Мысли и думы. М., 2004.

3. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

4. Григорьева Н. История и МХК. Интегрированные задания. М., 2006.

5. Григорьян И. Русская жанровая живопись. М., 2005.

6. Данилова И. Судьба картины в европейской живописи. СПБ, 2005.

7. Дмитриева Е. Мировая художественная культура. Россия. Учебное пособие. СПБ, 2002.

8. Дмитриева Е. Мировая художественная культура. Россия. Рабочая тетрадь. СПБ, 2002.

9. Долгополов И. Мастера и шедевры. Том 3. М., 2000.

10. Драхлер А. Мировая художественная культура. Вопросы к олимпиаде. М., 2002.

11. История мировой культуры: задачи. Сост. И.Григорьева, А.Хорошенкова. Волгоград, 2006.

12. История государства Российского. Жизнеописания. XIX в. Первая половина. М., 1997.

13. Ионина Н. Сто великих картин. М., 2004.

14. Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 кл. Художественная культура ХVIII века – 50-х годов XIX в.: пособие для учителя / под ред. Л.В.Пешиковой. М., 2004.

15. Рыбакова О. Азбука искусств. Методы преподавания курса МХК.  Волгоград. 2006.

16. Рябцев Ю. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII–XIX вв. М., 1998.

17. Художественная галерея. № 141. Павел Федотов. М., 2004.

18. Шкарлупова Г.Методика преподавания предметов культурологического цикла. Р-на-Д., 2005.



Творческое задание:

Рассмотрите репродукцию картины П.Федотова “Сватовство майора”. Вообразите, что вы получили возможность узнать мысли и подслушать героев этого произведения - реплики персонажей увиденной сцены:___________________________________________

____________________________________________________________________________

внутренний монолог о чём думает, но не говорит вслух служанка:____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание:

Рассмотрите репродукцию картины П.Федотова “Сватовство майора”. Вообразите, что вы получили возможность узнать мысли и подслушать героев этого произведения - реплики персонажей увиденной сцены:___________________________________________

____________________________________________________________________________

внутренний монолог о чём думает, но не говорит вслух служанка:____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание:

Рассмотрите репродукцию картины П.Федотова “Сватовство майора”. Вообразите, что вы получили возможность узнать мысли и подслушать героев этого произведения - реплики персонажей увиденной сцены:___________________________________________

____________________________________________________________________________

внутренний монолог о чём думает, но не говорит вслух служанка:____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Творческое задание:

Рассмотрите репродукцию картины П.Федотова “Сватовство майора”. Вообразите, что вы получили возможность узнать мысли и подслушать героев этого произведения - реплики персонажей увиденной сцены:___________________________________________

____________________________________________________________________________

внутренний монолог о чём думает, но не говорит вслух служанка:____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Творческое задание:

Рассмотрите репродукцию картины П.Федотова “Сватовство майора”. Вообразите, что вы получили возможность узнать мысли и подслушать героев этого произведения - реплики персонажей увиденной сцены:___________________________________________



____________________________________________________________________________

внутренний монолог о чём думает, но не говорит вслух служанка:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве » Цель
  • Оборудование и материалы
  • Ход урока: 1. Знакомство с новым материалом.
  • Бытовой жанр, или даже просто « жанр », в искусстве — изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека, его труд, отдых, развлечения.
  • Венецианов Алексей Гаврилович и Федотов Павел Андреевич. Венецианов Алексей Гаврилович был мастером бытового жанра, портретистом и пейзажистом.
  • Основоположником совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины был Федотов Павел Андреевич
  • 3. Проверка и закрепление знаний учащихся (вопросы)
  • 4. Творческое и практическое выполнение задания.
  • 5. Подведение итогов и анализ работ. 6. Домашнее задание