Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Фольклорные традиции в сказках Пушкина»




Скачать 55.52 Kb.
Дата05.03.2017
Размер55.52 Kb.
ТипПлан-конспект
План - конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Тема: «Фольклорные традиции в сказках Пушкина».

Учитель: Пузанова Елена Юрьевна.

Цели: 1) расширить и закрепить знания по сказкам Пушкина; 2) познакомить с неизвестными страницами биографии поэта; 3)организовать деятельность детей по исследовательской работе; 4)воспитывать любовь к чтению и патриотизм на примере творчества знаменитого русского писателя; 5)сделать вывод: чему учат сказки А.С.Пушкина?

Задачи: 1)развивать образное мышление, речь, память, творческие способности; 2)формировать навыки исследовательской деятельности.

Оборудование: аудиосистема, аудиозаписи оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Три чуда», телевизор, мультфильм «У Лукоморья дуб зелёный…», выставка книг Пушкина, рисунки и кроссворды детей, компьютер, проекционная аппаратура, портрет поэта на доске, свеча в подсвечнике, томик стихов Пушкина, перо в чернильнице, аудиозапись «Шум моря», книжка-раскладушка детей, таблички с названиями групп.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты…



  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас необычный урок, потому что вам предстоит окунуться в мир сказок. Две недели мы с вами работали по сказкам А.С.Пушкина: читали сказки, рисовали рисунки, писали сочинения, составляли кроссворды, делали поделки на уроках труда. Сегодня мы откроем последнюю страницу нашего проекта - всю эту работу мы отобразим в книжке-раскладушке. Итак, тема нашего урока - фольклорные традиции в сказках А.С.Пушкина.




  1. Вводная беседа.

- Сказочный мир волшебный, неповторимый. И чего в нём только нет: там и…а, впрочем, посмотрите сами. (Мультфильм «Там королевич мимоходом…» до слов «…Там русский дух, там Русью пахнет…»)

- Кто узнал автора этих строчек? Из какого они произведения?

- Каков он, «русский дух»? Как вы думаете, что имел в виду автор, когда писал эти строчки? (Эти слова мы возьмём эпиграфом к нашему уроку и попробуем узнать, каков же он на самом деле, «русский дух»).

- Вспомним, что такое фольклор? (произведения созданные народом)

- Какие жанры фольклора вы знаете? (былины, сказки, сказы, частушки, поговорки, потешки, легенды, песни.)

- Мы будем говорить о фольклорном жанре сказки. Какие бывают сказки?

Назовите признаки фольклорной сказки. (зачин, троекратный повтор, сказочные герои, борьба добра и зла, наличие устаревших слов, сказочная концовка, поучительный характер, национальный колорит). Какие из этих признаков есть в пушкинских сказках? В чём их народность?

В подготовке к сегодняшнему уроку класс был разделён на группы. Поприветствуем: библиографы, переводчики, эксперты, знатоки. Предоставляем слово библиографам.
4. Выступление детей. ( дети 1 группы рассказывают биографию А.С.Пушкина, кратко о истории создании сказок).

- Что стало источником сказок? (на доску вывешивается табл. - фольклорный материал)

- Дух русского народа передан словами, употребляемыми в то время на Руси. Группе переводчиков было дано задание найти эти слова и объяснить толкование некоторых старинных слов, перевести их на современный язык.

Выступление 2 группы. (Дети объясняют значение некоторых слов и толкование поговорок: «Остаться у разбитого корыта», « Не садись не в свои сани», « Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь». ( табл. - устаревшие слова, поговорки).

- А теперь пришла очередь испытать наших экспертов. Какие доказательства народной сказки нашли вы?



Выступление детей 3 группы.

В сказках Пушкина есть троекратный повтор. Старик 3 раза закидывает невод.

3 девицы под окном пряли поздно вечерком. 3 чуда в «сказке о царе Салтане».

(табл. - троекратный повтор).

Есть сказочные герои - рыбка, лебедь, 33 богатыря, белка - чудесница.

(табл. - сказочные герои).

Есть сказочная концовка. Весёлый пир - победа добра над злом, князь Гвидон встречается с отцом, а злые сёстры наказаны. В другой сказке - старуха наказана за свою жадность, грубость, алчность. (табл. - сказочная концовка)

Есть положительные и отрицательные герои: (характерные черты характера), есть герои - помощники, нейтральные герои. (табл. - борьба добра и зла).



5. Физминутка. В сказках Пушкина всё оживает: и ветер и море, которое меняется с каждым приходом старика, а почему? Представим себя на берегу моря, море спокойное, медленно покачиваются волны. (дети под музыку Баха и шума моря делают движения).

- А что нам скажут наши знатоки? Что вы нашли в сказках русского, национального?

6. Выступление детей 4 группы.

Герои сказок Пушкина одеты в национальные русские костюмы того времени.

« На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке

Парчовая на голове кичка...»

Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.

Кичка - старинный русский головной убор замужней женщины.
В сказках показан уклад жизни простых людей на Руси. Девушки проводили вечера за рукоделием, рассказывая друг другу свои мечты.

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком».


«Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь».

В старину светлицей называли маленькую, светлую комнату, в которой жили девушки.

Есть описание старинного русского города.

« Город новый златоглавый…

Стены с частыми зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

В 13-14 веках дома стали строить из белого камня - известняка. Стены возводили высокими и неприступными. Купола храмов покрывали сусальным золотом, и они горели на солнце, как жар. Отсюда и пошло название «златоглавый». (табл. - национальный колорит).

- Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок…

- Чему учат нас сказки Пушкина? Какая вековая народная мудрость кроется в них? Об этом вы сейчас сами напишите на своих поделках. Покажите, все готовы? (Дети пишут 3-4 предложения; табл. - мораль).


7. Блиц-турнир.

  1. Когда и где родился А.С.Пушкин?

  2. Сколько сказок он написал?

  3. От кого маленький Александр узнавал народные сказки?

  4. Сколько раз закидывал старик невод в море в известной сказке Пушкина?

  5. Кем хотела быть старуха?

  6. Как менялось море с каждым приходом старика?

  7. Каким было прозвище, которым старуха называла старика?

  8. В кого Царевна-лебедь превращала князя?

  9. Как назывался остров Гвидона?

  10. Кого ужалил князь Гвидон, превратившись в шмеля?


8. Вывод: Сказки А.С.Пушкина - это азбука национального характера. Это целый мир, волшебный и неисчерпаемый. Здесь живут цари и простые мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, здесь есть и простой русский быт, и исконно русские обычаи, и родной и понятный всем нам русский язык. Не зря сам Пушкин называл свои сказки «простонародными». В них действительно есть тот самый «русский дух». Сказки Пушкина пробуждают чувство любви к России, к её обычаям, традициям, языку. Они звучат словно музыка! Неудивительно, что пушкинские произведения вдохновили композитора Н.А.Римского-Корсакова на создание великих опер, а художника И.Билибина на написание картин, которые мы видели сегодня на уроке. Время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту, работа архитектора Опекушина. Имя Пушкина всегда с нами.
Вот и всё. Последней сказкой

Закрываем мы страницу,

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки её взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять! …

  • Пузанова Елена Юрьевн
  • Задачи
  • Ход урока.
  • Сообщение темы и целей урока.
  • 4. Выступление детей.
  • Выступление детей 3 группы.
  • Вот и всё. Последней сказкой Закрываем мы страницу, В путешествии волшебном Очень быстро время мчится!
  • Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова повториться.