Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство




страница1/30
Дата04.04.2017
Размер5.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Харьковская государственная академия физической культуры

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Национальный фармацевтический университет

Олимпийская академия Украины


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Международная электронная научная конференция

(26 апреля 2005 года)

Харьков 2005

ББК 75.0 75.1 УДК 796.072.2


Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство //сборник статей под ред. Ермакова С.С. /международная электронная научная конференция, г. Харьков, 26 апреля 2005 года. – Харьков: ХГАДИ, 2005. – 408 с.

(Укр., рус., польск., англ. яз.)


В сборнике представлены статьи по проблемам физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях в свете современных тенденций образования.

Для аспирантов, докторантов, тренеров, спортсменов, преподавателей учебных заведений, учителей средних школ.


Электронные версии конференций 2005г. размещены по адресам:

http://www.ksada.org/

http://www.sportsscience.org/
Обсуждение по адресу: http://www.ksada.org/
Замечания, пожелания и предложения просьба направлять по адресу: e-mail: sport2005@bk.ru

Печатается в авторской редакции.

Издается по решению Ученого совета Харьковской государственной академии дизайна и искусств [протокол № 1 от 13.01.2005 г.].

Редакционная коллегия: Ермаков С.С., д.пед.н., проф.; Ашанин В.С. к.ф-м.н., проф.; Филь С.Н., к.п.н., проф.; Аркуша А.А., к.ф.н., доц., Зайцев В.П., канд. мед.н., проф.; Крамской С.И., доц.


© Харьковская государственная академия

дизайна и искусств, 2005

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ФОНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Амельченко Ирина Анатольевна, канд. биол. наук, доцент,

Олейник Екатерина Григорьевна, доцент

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова
По данным социологических исследований [1], в настоящее время большинство студентов обучаются в техническом вузе, чтобы достигнуть высокого уровня профессиональной подготовки, от которой в наибольшей степени зависит успех в определенной сфере деятельности, конкурентоспособность на рынке труда. Значительная часть молодых людей согласна с утверждением, что здоровье человека при напряженном ритме современной жизни, изменении социальных ориентиров имеет первостепенное значение, - особенно их собственное здоровье. Но далеко не все из них связывают перспективы дальнейшего личностного роста с развитием своих физических возможностей.

Отсюда закономерно возникает вопрос: насколько полноценно развитие и движение в сторону самоактуализации без стремления к моторному самовыражению, без желания быть здоровым, подкрепленного активными действиями?

Для ответа на данный вопрос мы поставили цель проанализировать соотношение ряда биологических и социальных закономерностей в развитии личности, а также разработать систему оценок, на которые могут ориентироваться студенты при реализации индивидуальной технологии оздоровления.

Общепризнанно, что наиболее сложным компонентом в процессе формирования и укрепления здоровья является проблема внутренней мотивации, осознание необходимости ведения здорового образа жизни [2]. У всех людей разный жизненный опыт, видение мира, своеобразная интерпретация происходящих событий, каждый из нас действует,исходя из того, что является реально значимым именно для него. Руководствуясь собственными убеждениями, ценностями, интересами, переживаниями и заботами, каждый человек создает личную модель окружающего мира. Эта интеллектуальная конструкция является своего рода индивидуальной идеологией для построения определенного образа жизнедеятельности. Сложившаяся модель мира личности, в особенности убеждения и ценности, оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Внутренняя мотивация основана на личной удовлетворенности от выполнения задачи или деятельности, она возникает спонтанно, а не в результате внешнего вознаграждения. Деятельность приносит удовлетворение сама по себе и сама по себе является целью. Внутренняя мотивация тесно взаимосвязана с потребностью в достижении, которую можно определить, как желание соответствовать некоему внутреннему стандарту совершенства [3].

Одной из базовых потребностей человека, наряду с необходимостью в приеме пищи, воды, поступлении кислорода, является кинезофилия - врожденная потребность в движении. Вместе с тем, моторное самовыражение является характерной чертой самоактуализации личности, в основе системы ценностей которой лежит философское отношение к жизни, согласие с собой и окружающим миром. Именно с различными формами двигательной активности связана возможность испытать себя, познать собственную личность, ощутить радость самоутверждения, почувствовать свою уникальность, целостность и самобытность.

Но не всякая деятельность приносит человеку удовлетворение. Кроме того, чтобы развить свои знания, навыки и сделать работу внутренне вознаграждающей требуется внешняя мотивация. Внешнее поощрение, целенаправленное педагогическое воздействие может привлечь внимание к определенной деятельности, так что впоследствии возникает подлинный спонтанный интерес.

На наш взгляд, вышеизложенные положения необходимо учитывать и при разработке системы мероприятий по повышению уровня двигательной активности студентов, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении. Многие студенты с ослабленным здоровьем на начальных этапах занятий с недоверием и робостью относятся к различным физическим упражнениям, как правило, плохо переносят непривычные нагрузки, предпочитая вести малоподвижный образ жизни. Вероятно, поэтому некоторые студенты разучились испытывать ощущение «мышечной радости», чувство глубокого удовлетворения от физического совершенствования и, как следствие, не уделяют должного внимания ежедневной двигательной активности.

Очень часто настоящая физическая нагрузка ассоциируется у студентов с какой-то интенсивной и даже изматывающей тренировочной программой. Однако полезные и ощутимые для здоровья действия можно делать легко, с удовольствием, без значительных затрат дополнительного времени. Для иллюстрации данного положения мы приводим студентам такой пример. Предположим, вы интенсивно тренируетесь четыре раза в неделю по 2 ч, все пятьдесят две недели года. Впечатляет, не правда ли? Но активные занятия в рассмотренном варианте занимают только 8 ч в неделю, а в неделе 168 ч. Большое значение имеет и то, как человек организует свою жизнедеятельность в остальные 160 ч. Вообразите, сколько разных повседневных занятий может быть за 160 ч, которые позволят почти автоматически повысить общую долю физической нагрузки. Мы приходим к выводу, что главный фактор оптимизации двигательной активности - это образ жизни человека в целом.

Студентам очень важно реалистично относится к своим возможностям, и научиться выполнять физические упражнения с определенной долей удовольствия. Мы рекомендуем для начала самостоятельных занятий поставить цель, которая «недотягивает» до сформированного идеала. Лучше запланировать реальные умеренные ежедневные физические нагрузки, чем «провалить» план интенсивных занятий 3 - 4 раза в неделю. Дело в том, что у студентов переживание неудачи очень часто вызывает ощущение собственной неадекватности, побуждая порыв вообще все бросить. Негибкие планы у молодых людей имеют тенденцию не осуществляться.

Студентам с ослабленным здоровьем при выполнении физической нагрузки желательно придерживаться простого правила - безопасно, систематически, медленно и поступательно. Наиболее оптимальную форму и продолжительность занятий каждый молодой человек должен найти преимущественно самостоятельно, овладев тонким умением прислушиваться к потребностям собственного организма. Организм человека спланирован природой, как работающая машина, для действий. Мы акцентируем внимание студентов на том, что в их жизненной стратегии обязательно должно занимать почетное место движение. Бег, ходьба, занятия в тренажерном зале, плавание, лыжные прогулки в целом по большому счету, что именно предпочесть не имеет определяющего значения. Главное двигаться, держать организм в тонусе, быть сильным и выносливым человеком для того, чтобы как можно дольше наслаждаться красотой жизни - счастливой, здоровой и продуктивной. Если студенты уделяют внимание своему здоровью сейчас, каждый день, то им будет хорошо всегда, даже в отдаленном будущем (хотя многие об этом самом будущем даже не задумываются). Иными словами, когда молодой человек мудро планирует сегодня, завтра само позаботится о себе.

Главный мотив для ежедневной двигательной активности улучшить самочувствие, здоровье и придать свежий творческий импульс жизни уже сейчас (а не с гипотетического понедельника, как планируют многие). Студентам мы рекомендуем задуматься, какие малейшие изменения образа жизни, позволяющие в большей мере вовлечь свое тело в движение, они могли бы инициировать в настоящее время. При этом они должны набрать не меньше 1 ч 30 мин физической активности (5 баллов за каждый день), предпочтительно ежедневно или почти все дни недели. Эти 1,5 ч средней активности можно накопить в течение дня за несколько раз, придерживаясь следующих принципов.

1. Выполнять комплекс несложных упражнений утренней гигиенической гимнастики, органично вплетенных в процесс пробуждения и подготовки к началу нового учебного дня.

2. По возможности отдавать предпочтение пешему передвижению вместо езды на транспорте к месту учебы и обратно, а также по текущим делам. Как это не прозвучит парадоксально: проще всего для укрепления здоровья больше ходить, - а также проще всего это недооценивать. К ходьбе многие студенты относятся скептически, не считая этот вид физических упражнений эффективным средством развития выносливости. Между тем, ходьба входит в символическую пятерку видов физической деятельности, которые максимально способствуют развитию аэробных возможностей организма.

3. Следует взять за правило не пользоваться без особой нужды лифтом, а подниматься на этажи по лестничным маршам (прекрасная попутная тренировка сердечно-сосудистой системы).

4. Выполнять изометрические упражнения на отдельные группы мышц, которые можно делать в любых условиях (в транспорте, аудитории), поскольку они совершенно незаметны для окружающих. Это особенно важно при длительном статическом положении, а также в условиях пониженной температуры воздуха (зимой нередко эти факторы действуют на редкость содружественно в одной аудитории).

5. Выполнять несложную гимнастику для глаз после напряженной зрительной работы (конспектирования лекции, чтения, занятия за компьютером).

6. Применять элементы методики сознательного дыхания для снятия психоэмоционального напряжения (перед ответом преподавателю, контрольной работой, публичным выступлением).

Фоновые компоненты физической культуры могут существенно содействовать оптимизации динамики оперативной работоспособности, ее восстановлению после утомительной деятельности, поддержанию уровня функциональных возможностей организма и некоторому их увеличению, формированию позитивного эмоционального состояния, хорошего самочувствия. Эти, как и рекреативные компоненты физической культуры, в сочетании с основными ее видами вносят немаловажный вклад в обеспечение здорового образа жизни [4].

Студентам с ослабленным здоровьем мы рекомендуем хотя бы 1 раз в неделю стараться «выкроить»2 - 3 ч для активного отдыха в условиях природного ландшафта: пешие прогулки в лесопарковой зоне, ходьба на лыжах зимой, плавание в открытом водоеме в летний период, езда на велосипеде и т. п. (25 баллов).

Получить дополнительную физическую нагрузку помогают разнообразные ежедневные бытовые и хозяйственные работы: уборка комнаты, стирка, приготовление пищи, работа на приусадебном участке и в личном подворье (5 баллов за каждый день). Не следует сбрасывать со счетов и романтические вечерние прогулки влюбленных(5 баллов) любовь неизменно придает импульс для продуктивной деятельности студентов (если конечно не «потерять голову» от внезапно нахлынувших чувств).

Если студены специального учебного отделения, наряду с систематическим посещением занятий по дисциплине «Физическая культура», за неделю набирают 100 баллов по фоновым ее компонентам, то тем самым они делают весомый вклад в процесс сохранения и повышения функциональных резервов организма. По сути, это 100 кирпичиков, положенных в строительство собственного храма здоровья. Какое получится здание, как долго оно будет строиться, и насколько отлажено функционировать напрямую зависит от усилий самого строителя.

Очень важным моментом является наличие стремления к достижению, что во многих случаях приводит к отличному выполнению поставленной задачи. Студенты с высокой потребностью в достижении стремятся в любой ситуации, где его оценивают, проявлять себя как можно лучше. Они проявляют большую настойчивость, прилагают больше усилий и чаще берутся за выполнение трудных задач. Уверенность в себе также важный источник мотивации в повседневной жизни. Человек, уверенный в себе, полагает, что он способен успешно достичь цели или достойно выполнить определенную работу. Это качество личности студентам необходимо целенаправленно культивировать.

Студенты с низким уровнем самоэффективности полагают, что нет смысла напрягаться для сохранения и укрепления здоровья, строя свою жизнедеятельность по банальному принципу «куда кривая вывезет». Нередко эта кривая является началом пути растраты ресурсов здоровья (подчас весьма бездумной и бездарной).

Особого внимания требуют студенты, которые набирают по данной системе оценки 20 баллов и менее. По нашему мнению, задача преподавателя в обозначенном случае заключается не в раскрытии «правильной» модели поведения, а в умении помочь студенту обогатить, преобразовать собственную сложившуюся модель жизнедеятельности.

Самореализация, самосовершенствование личностных качеств средствами физической культуры невозможна в принципе без определенного уровня самоуважения. Уважение к себе, вне всякого сомнения, в ходе активных занятий физическими упражнениями тоже попутно «тренируется».

Для большинства студентов, регулярно занимающихся физической культурой, потребность в двигательной активности входит в привычку, которую рассматривают как «здоровую», гармонично дополняющую другие аспекты жизнедеятельности. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют повышению уровня самооценки, уверенности в себе, а также улучшают когнитивные процессы.

Таким образом, основной задачей представленного подхода является создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного построения модели своего собственного состояния совершенства и укрепления здоровья, которая предусматривает органичное включение в режим жизнедеятельности фоновых компонентов физической культуры.

Библиографический список

1. Котельников Г.А. Молодежь России в XXI веке/Г.А. Котельников//В сб.: Диагностика и прогнозирование социальных процессов. - Вып. 4. - Белгород, 2002. - С. 3 - 8.

2. Лищук В.А. Технология повышения личного здоровья /В.А. Лищук, Е.В. Мосткова. - М.: Медицина, 1999. - С. 289 - 300.

3. Майерс Д. Психология/Д. Майерс. - Минск: «Попурри», 2001. - С. 715 - 723.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд./Л.П. Матвеев. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 160 с.
ВЫБОР НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аркуша А.А., канд. фарм.наук, доцент

Филь С.Н., канд.пед. наук, профессор

Губка В.В., преподаватель

Измайлова Н.И., преподаватель

Королинская С.В., преподаватель

Слюсаренко О.А., ст. преподаватель

Национальный фармацевтический университет


Организация и проведение занятий по физическому воспитанию в ВУЗе предусматривает возможность выбора студентами их направленности или вида спорта. Традиционно кафедра физического воспитания и спортивный клуб предоставляют студентам возможность заниматься в группах по таким видам спорта как спортивные игры (волейбол, баскетбол, гандбол, пляжный волейбол)), аэробика и ее разновидности, спортивные единоборства. Для студентов с ослабленным здоровьем, которые отнесены к специальной медицинской группе, также желательно организовать занятий с учетом их интересов. Такой подход позволяет учесть пожелания студентов и в целом это способствует более качественному проведению учебно-тренировочных занятий.

Кафедра физического воспитания и преподаватели организуют для студентов информационные стенды или другие материалы, которые дают общее представление о виде спорта, условиях занятий, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, расписание и время занятий. В национальном фармацевтическом университете работают группы спортивной направленности: аэробика и ее разновидности, волейбол (классический и пляжный), баскетбол, спортивные единоборства (в том числе восточные), специальная медицинская группа, группа лечебной физической культуры и другие. Информационные материалы для этих групп имеют следующее содержание.



БАСКЕТБОЛ.

История. Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Дисеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket - корзина, boll - мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г.г. В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919г. состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923г. во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран - Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит - создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры.

ЕДИНОБОРСТВА.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект – боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала. Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства. С точки зрения восточной философии, человек – звено в единой системе мирового развития, боевые искусства – часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.



ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНОСТИ.

Физическое воспитание в Спарте и Афинах. Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте коснеющие общественные условия загоняют воспитание, ограни-ченное почти целиком задачами физической и психологической подготовки, в русло военной муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг за другом социальные сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания, отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и нрав-ственная) в полной мере могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова историю физического воспитания периода расцвета Эллады лучше всего проследить на сопоставлении развития этих двух полисов. Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области воспита-ния ставилось соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим.

Спартанец-отец, обязан, был показывать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени закалялись. Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона (427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направля-лись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взро-слых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. Детей, достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. Эффективность воспитания обеспечивалась, прежде всего, тем, что ответственность за развитие детей несли все взрослые. В то же время воспита-телей выбирали не из числа равнодушных рабов, а среди наиболее заслуженных вольных людей. В этих условиях к четырнадцати годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими представлениями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и даже царапания ногтями. Чтобы убедиться в том, что дети растут «удальцами», в их среде иногда намеренно провоцировали раздоры и драки. Каждый год завершался соревнованиями с использованием также мистификаций, связанных с различными древними культами.

Так, например, состязания устраивали перед открытыми могилами героев прошлого, культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями предков. Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в пятнадцатилетнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал по существу испытательный год, в течение которого группы в 30—40 будущих посвящаемых проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью самостоятельной. Само название криптий (сокрытие) связано с тем, что на дома и деревни, считавшихся наиболее опасными илотов совершали ночные налеты, а намеченные жертвы уводили и убивали в неизвестном месте. По истечении испытательного года подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основу обучения были положены строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, который вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки именовался «спартанской гимнастикой». Даже танец служил боевой подготовке: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником или метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от камней, которые бросали воспитатели или другие взрослые, осуществлявшие надзор. Эйрены участвовали в подготовке младших, выполняли в криптиях функции руководителей отрядов. Достигших двадцатилетнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до возраста в 30 лет, однако и после этого в определенные периоды полагалось выходить на учебные площадки.

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА.

Компоненты здоровья:

- Соматическое (телесное) здоровье – текущее состояние органов и систем органов человека.

- Физическое здоровье – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.

- Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.

- Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах развития. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями и биологического и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты и определяет в значительной мере духовность человека. В упрощенном, в то же время обобщенном, виде можно считать, что критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья – я могу; для психического здоровья – я хочу; для нравственного здоровья – я должен. Следовательно, понятие здоровье имеет комплексный характер. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека. К сожалению, у многих (особенно у молодых) людей, когда они еще здоровы, нет понимания необходимости в сохранении и укреплении здоровья, нет потребности в здоровье. Значительная часть людей первую половину своей жизни растрачивает здоровье, а лишь потом, утратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем.



Основными показателями здоровья являются следующие признаки:

- Иммунная защита и неспецифическая устойчивость.

- Уровень и гармоничность физического развития.

- Функциональное состояние организма и его резервные возможности.

- Уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития.

- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Наличие информационных материалов по различным аспектам деятельности кафедры физического воспитания и формирования здоровья позволяет студентам создать общее представление о преподавании в ВУЗе предмета «Физическое воспитания» и конкретных видах спорта, оценить свои возможности в выборе форм занятий, дополнить знания по истории физической культуры, восточной философии, здоровьезберегающих технологиях. В целом это способствует более рациональному подходу к организации своей учебной деятельности и распределении времени в режиме учебного дня, недели, семестра и учебного года в целом.
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Артемьев С.М., Захаров П.А.

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова


Измерение результатов обучения является одной из ключевой проблемы в педагогике. Контроль за знаниями принято измерять оценкой. Система оценки в баллах берет начало от иезуитейских школ 15 - 17 веков, где все ученики и по поведению и по успехам распределились по разрядам, обозначавшимся: 1 - высшая отметка, 10 - низшая отметка. С тех пор эта система существует, значительно видоизменившись в других формах. Причина ее широкого и устойчивого многовекового существования заключается в практических удобствах для преподавателей, в простате сведений об успехах учения. Оценка, как унифицированный измеритель результатов знаний и умений, может быть эффективной, если она справедлива и с пользой применяется в практике. А это, как правило, зависит от критериев, на основе которых оцениваются результаты. Оценка проводится для того, чтобы стимулировать обучаемого на достижение максимального результата.

Неоднозначное отношение к отметкам у современных педагогов. Семестровые личностные характеристики, рекомендовал использовать учителям начальных классов известный американский психолог Уильям Глассер.[1] Школьные отметки, как он считает, является измерителем знаний. Они воплощают в себе, во - первых, отрыв обучения от образования, во - вторых, обезличивание школьника, отрыв его знаний от его личности, того, кто рождает знания. Каждому по труду - говорил В.Ф Шаталов[4], выставляя не только «5», но и «7», чем вызывал негодование администрации, так как это является нарушением инструкции о пятибалльной системе.

Выставление оценки успеваемости и классификации учеников в принципе ошибочны, считал видный французский педагог С.Френе[3]. Оценка - это суждение взрослого о работе ребенка. Она имеет смысл, если бы была объективной. Оценки могут оказаться в процессе обучения завышенными или заниженными преподавателями. Все тот же С. Френе указывает, что при системе оценок кто-то находится в конце классификационной таблицы. И, естественно, каждый из них будет по-своему протестовать против этого унизительного положения. Многие педагоги критикуют, некоторые отказываются от системы в баллах, но, несмотря на все это, рейтинговая система имеет немало теоретических защитников и бессчетное количество последователей, приводящих ее в жизнь за неимением лучшей. Рейтинговая система имеет много недостатков. Обучаемые смотрят на оценку «как плату за свой труд». Нередки случаи, когда они торгуются из-за отметки, жалуются на несправедливую оценку своего труда, стараются показать свой труд, стоящим более высокой оценки или обманом получить более высокий балл. Все это воспитывает ложное стремление казаться преуспевающим, а не быть им. Целью их становится не сам учебный процесс, не знания и умения, а отметка, которую нужно зарабатывать. П.В.Кантерев[2] подчеркивал, что оценка в баллах показывает лишь приблизительный достигнутый учащимся результат, но ничего не говорит о том, как им достигнут или это результат прилежной работы или высокий уровень развития способностей.

Сколько бы мы не рассуждали, безусловно, в обучении, хоть и косвенно, но она влияет на стипендию студента и на другие факторы. Как показывает педагогическая наука, в значительной степени решает эту проблему рейтинговая система оценки знаний. Рейтинг - это порядок, оценка, классификация. Это против нее выступает С. Френе, с ней не согласны У. Глассер, работавшие с учениками младших классов. Но с другой стороны, нельзя бесконечно оберегать человека от потрясений. Студент должен хорошо усвоить, что заработал, то и получил. В противном случае он не сможет конкурировать в жизни с другими и побеждать.

В мировом спорте все чаще говорят о рейтинге. Международные Ассоциации по различным видам спорта предлагают материал, который позволяет точно определить лучших атлетов мира. На основе системы рейтинга зрители теперь могут следить за результатами любимых спортсменов, поскольку они соперничают за высшую ступень. Общий рейтинг дает возможность сравнить всех атлетов во всех дисциплинах не зависимо от пола - среди мужчин и женщин. В Белгородском педагогическом колледже уже на протяжении 15 лет применяется рейтинговая система оценки при вступительных экзаменах на отделение «физическая культура». Вводя эту систему, педагоги долго думали, в чем ее преимущество. Годы работы в этом направлении показали, что абитуриенты могут прогнозировать свои оценки на вступительных экзаменах.

При поступлении на отделение физической культуры абитуриенты сдают экзамены по следующим спортивным дисциплинам: легкая атлетика, гимнастика, плавание. За основу был взят закон спортивных результатов - очки. В спортивной метрологии - это принято называть шкалой оценок. Из четырех типов шкал, используемых при оценивании результатов контроля, была применена пропорциональная шкала. Взяв ее за основу, а равные приросты результатов в тестах поощряются равными приростами в баллах. В легкой атлетике абитуриент сдает четыре вида: бег 100 м, прыжок в длину с разбега, метание гранаты, бег 1000 м. К примеру, экзаменующий, пробежавший 100 м за 12,6 с, получает максимальных 10 баллов, а результат 14,5 с - один балл. Итак, абитуриент за каждый вид может получить 10 баллов, а в сумме за четыре вида 40 баллов. Набранные баллы переводятся в оценки: 34 балла - «5», 24 балла - «4» и 13 баллов - «3».

На экзаменах по гимнастике и плаванию используются тот же принцип: абитуриенты, успешно сдавшие экзамены, зачисляются в колледж. Наряду с этим преподаватели по гимнастике на протяжении 12 лет применяют рейтинговую систему контроля успеваемости. Они использовали ряд организационных мероприятий:

- учебную дисциплину разбили по курсам и семестрам на несколько разделов;

- подготовили список ключевых заданий по практической, теоретической и судейской подготовки;

- определили количество баллов, необходимое для получения семестровых оценок.

Но мало научить студента на занятиях подтягиваться, кувыркаться и т.д. Необходимо, чтобы все это он делал качественно и эффективно, с большой пользой для своего двигательного физического развития. В связи с изложенным все же большие возможности для повышения эффективности подготовки будущего специалиста по физической культуре получает рейтинговая система знаний и умений. Многолетний эксперимент подтверждает, что данная система позволяет повышать активность обучаемых, усиливает их мотивацию к получению знаний, позволяет свести к минимуму случайность при сдаче зачётов и экзаменов.

Литература

1. Глассер Уильям «Школа без неудачников» - М.: Прогресс, 1991. - 20 с.

2. Кантерев П.В. «Элементарная педагогика» - М.: Просвещение, 1992. – 37 с.

3. Френе С. «Избранные педагогические произведения» - М.: Просвещение, 1987. - 48 с.

4. Шаталов В.Ф. «Профессиональное мышление учителя как ценность» - Педагогика, 1995, №6. - 31 с.


Особенности показателей ФИЗИЧЕСКой

РАБОТОСПОСОБНОСТи боксеров ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НАКАНУНЕ ГЛАВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ГОДА

Ахматгатин Анвар Амирович, кандидат педагогических наук,

мастер спорта международного класса

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск


Основная цель спортивной тренировки – это повышение специальной работоспособности спортсмена, которое достигается целесообразной перестройкой морфологических и функциональных свойств обеспечивающих ее систем. Ведущее значение в этих процессах имеет функциональное состояние механизмов, определяющих энергетическое обеспечение организма человека при напряженной мышечной деятельности.

При этом, в боксе на сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению относительно механизмов энергообеспечения, играющих ведущую роль в условиях соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов. Например, И.П. Дегтярев (1987) отмечает, что в энергетическом обеспечении поединков основную роль играет анаэробный гликолиз, лактатный компонент которого является важной составной частью специальной выносливости боксеров. Другие специалисты считают, что хотя в ходе соревновательного боя энергообеспечение боксера осуществляется преимущественно за счет анаэробных источников для достижения высокого уровня специальной выносливости боксеров большое значение имеет их аэробная производительность (Ким В.В. , 1974; Репников Н.П., 1985 и др.).

Для более всесторонней оценки параметров энергетических процессов, происходящих в организме спортсмена в условиях напряженной мышечной деятельности, последние рассматриваются по таким критериям, как мощность, емкость, эффективность.

Значительную роль в двигательной деятельности представителей различных видов спорта играет также высокий уровень развития скоростно-силовых способностей (Верхошанский Ю.В., 1977; 1988; Кузнецов В.В., 1970; 1975 и др.), большое значение данные способности имеют в боксе (Филимонов В.И., 1979; 2000; Хусяйнов З.М., 1983; 1995 и др.).

Цель нашего исследования заключалась в определении значений показателей, характеризующих физическую работоспособность боксеров высокой квалификации, соответствующих их удачным выступлениям в главных соревнованиях года.

Для достижения поставленной цели нами использовались метод косвенной характеристики энергетического метаболизма по расчетным данным электрокардиограммы (ЭКГ) и метод определения скоростно-силовых способностей (прыжки вверх с места).

В основе используемого метода оценки энергетического метаболизма лежит регистрация электрокардиограммы в условиях покоя в трех грудных отведениях (V2, V3R, V6) по Вильсону. Аппаратно-программным путем проводится амплитудный анализ зубцов ЭКГ и по эмпирическим формулам рассчитываются основные показатели энергообмена (Душанин С.А., соавт., 1986):

- индекс аэробной мощности при погрешности 10 % имеет коэффициент корреляции с максимальным потреблением кислорода (МПК) (в мл/мин/кг), равный 0,87;

- индекс алактатной емкости при погрешности 12 % имеет коэффициент корреляции с фактическим содержанием креатинфосфата в мышце (в мкмоль/г), равный 0,83;

- индекс лактатной емкости при погрешности 12 % имеет коэффициент корреляции с уровнем максимального лактата (ммоль/л), равный 0,85;

- индекс анаэробной емкости отражает суммарную емкость алактатного и лактатного механизмов энергопродукции при погрешности в 13 %;

- индекс общей метаболической емкости при погрешности 14 % имеет коэффициент корреляции с временем поддержания работы на МПК, равный – 0,9;

- пульс на нагрузке, соответствующей МПК - погрешность измерения составляет 5 %;

- пульс на нагрузке, соответствующей порогу анаэробного обмена (ПАНО) – погрешность измерения составляет 4 %.

Тестирование скоростно-силовых способностей производилось с использованием контактной платформы. При тестировании взрывной силы спортсмен выполнял пять одиночных прыжков с высоту с места с максимальной силой. Фиксировались временные характеристики лучшей из пяти попыток. При тестировании алактатной мощности спортсмен выполнял максимальное количество прыжков за период 10 секунд. Компьютером, исходя из временных характеристик этих прыжков, определялся коэффициент алактатной мощности.

Исследование предусматривало изучение особенностей функционального состояния каждого конкретного спортсмена в зависимости от успешности его соревновательной деятельности. В нем приняли участие боксеры высокой квалификации (2 ЗМС, 3 МСМК, 10 МС), с общим числом вариантов n=30. Для анализа использовались значения показателей функционального состояния боксеров накануне Чемпионатов России. При этом в первую группу (n=10) вошли спортсмены, удачно выступившие в соревнованиях, занявшие призовые места (1 – 3); во вторую группу (n=20) вошли спортсмены, выступившие неудачно – не занявшие призовых мест.

Деление спортсменов в зависимости от результативности выступления в соревнованиях позволило выделить 2 группы боксеров – удачно выступивших и неудачно выступивших. Анализ показателей энергетического метаболизма по расчетным данным ЭКГ у боксеров показал, что имеются существенные различия в текущих состояниях спортсменов этих групп (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что у боксеров, удачно выступавших в соревнованиях, наблюдались более высокие значения параметров энергетического метаболизма, характеризующих как анаэробное (алактатное и гликолитическое), так и аэробное энергообеспечение. Эти значения были приняты нами, как модельные – характеризующие оптимальное функциональное состояние систем организма, осуществляющих энергообеспечение напряженной мышечной деятельности в ходе соревнований.

Таблица 1

Показатели энергетического метаболизма боксеров

накануне соревнований

Параметры

энергетического

метаболизма


Удачно

выступившие

боксеры (n=10)


Неудачно

выступившие

боксеры (n=20)


Достоверность различий


M  σ

M  σ

Индекс аэробной

мощности, усл. ед.


66  3

62  4

P<0,01


Индекс алактатной

емкости, усл. ед.


17  2

14  3

P<0,01


Индекс лактатной

емкости, усл. ед.


15  2

12  3

P<0,01


Индекс анаэробной

Емкости, усл. ед.


112  5

103  8

P<0,001


ЧСС на МПК, уд./мин

179  5

168  7

P<0,001

ЧСС на ПАНО, уд./мин

164  6

152  8

P<0,001

Индекс общей

метаболической емкости, усл. ед.



219  5


200  8


P<0,001

Показатели, характеризующие скоростно-силовые способности боксеров накануне соревнований приведены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что значения показателей скоростно-силовых способностей удачно выступивших боксеров превышали аналогичные показатели неудачно выступивших спортсменов. Особенно выражены различия в показателях, характеризующих алактатную мощность. Указанные значения, соответствующие удачным выступлениям боксеров были приняты нами, как модельные – характеризующие оптимальное функциональное состояние нервно-мышечного аппарата.

Таблица 2

Показатели скоростно-силовых способностей боксеров

накануне соревнований

Показатели скоростно-силовых

способностей



Удачно

выступившие

боксеры (n=10)


Неудачно

выступившие

боксеры (n=20)


Достоверность различий


M  σ

M  σ

Показатель взрывной силы, мс

641,5  44,0

607,2  34,1

P<0,05

Показатели алактатной мощности










Среднее время полета, мс

545,7  30

494,7  19,2

P<0,001

Среднее время на земле, мс

184,3  30,7

187,4  20,5

P>0,05

Число прыжков за 10 с

14,3  1,0

15,4  0,86

P<0,01

Средняя высота полета, см

36,1  3,7

29,6  2,3

P<0,001

Индекс алактатной мощности, Вт/кг

4,92  0,28

4,32  0,22

P<0,001


Заключение. Проведенное нами исследование показало, что боксеры высокой квалификации, достигающие высоких спортивных результатов в главных соревнованиях года имеют более высокие значения показателей энергетического метаболизма и скоростно-силовых способностей по сравнению с неудачно выступающими спортсменами. Исходя из успешности соревновательной деятельности высококвалифицированных боксеров, нами были определены модельные значения данных показателей, характеризующие хорошую подготовленность спортсменов к ответственным соревнованиям.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В МАГИСТРАТУРЕ АКАДЕМИИ

Ашанин В.С., к.ф-м.н., профессор, проректор


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

  • Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство
  • ВЫБОР НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
  • ЕДИНОБОРСТВА.
  • ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНОСТИ.
  • ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА.
  • РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
  • Особенности показателей ФИЗИЧЕСКой
  • ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В МАГИСТРАТУРЕ АКАДЕМИИ