Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт»




Дата15.05.2017
Размер47.8 Kb.
Тема: Философская лирика Ф.И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт».

Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса к лирике Тютчева; воспитание чувства прекрасного, любви к жизни, бытию.

Оборудование урока: тексты стихотворений «Как океан объемлет шар земной», «Фонтан» (приложение 1); карточка-информатор; 3 слайда (приложение 2).

Ход урока:

Организация учащихся.

I Проверка домашнего задания.

1.Вспомните, в чём своеобразие изображения природы у Тютчева.

2.Как вы поняли стихотворные строки Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, только в ней находя подлинную аналогию тем явлениям, которые наблюдает вокруг себя. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но, что самое замечательное, и природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии и до Тютчева. Но Тютчев возвёл метафору в метод и тем самым наполнил художественный приём философским содержанием.)

II Слово учителя о теме и цели, задачах урока. Коллективный анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной».

1.Чтение стихотворения учителем.

2.Беседа с учащимися по тексту стихотворения:


  • О чём это стихотворение?

  • Что дало возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны с океаном?

  • Проследим за развитием метафоры. (Во II части первой строфы сон и океан объединены понятием»стихия», именно это позволяет поэту далее рисовать картину,, уже не оговариваясь, о чём идёт речь дальше, и используя метафору в качестве прямой аналогии. Во II строфе возникает представление о сне как о путешествии по неведомым просторам подсознания.)

3.Какая строфа является наиболее важной для философского понимания стихотворения? Почему? ( II строфа. Бездна космоса сливается, смыкается с бездной океана.)

4. Обратимся к I строфе. Что в ней воплощает величественный пейзаж? (Внутренний мир человека во время сна. Все эти бездны в нём. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружён настоящей бездной – Вселенной.)

5. Где же находится пейзаж? (Внутри и снаружи человека.)

III Какой же вывод напрашивается? (Человек сам то место, где встречаются две бездны, он – граница между двумя мирами, и он – соединение и объединение этих двух миров-бездн. Трудно всё это выразить. Наверное, есть только одна возможность сказать несказанное – та , которой воспользовался Тютчев.)

IV Анализ стихотворения «Фонтан».

1.Чтение стихотворения учеником.

2.Беседа по тексту стихотворения:



  • Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»?

  • Что значит слово «водомёт»? («Водомёт» - это устаревший синоним слова «фонтан».)

  • На сколько частей делится это стихотворение? (Две части. Двухчастная композиция характерна для многих стихотворений поэта. «Как океан объемлет шар земной» также состоит из двух частей.)

  • Почему Тютчев сравнивает человеческую мысль с с фонтаном и каков смысл этого уподобления? (Человеческая мысль постоянно работает, как и фонтан. Главные мысли человека направлены на постижение смысла бытия, человеческого предназначения.)

  • Как передаётся противостояние? (С помощью лексики: рваться, длань незримо-роковая, луч упорный, преломляя – дым, пламенеет, дробитсяЮ огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён.)

V Выводы. Человек смертен, и его помыслы и устремления обречены на гибель, но он не сможет никогда с этим смириться и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким, хотя это и не будет иметь смысла. В том тайна человека.

Домашнее задание. 1.Принести стихотворения Фета. 2.Индив. задание: краткая биография Фета с презентацией. 3.Письменный анализ философского стихотворения Тютчева.

4.Опережающее индивид. задание: «Праведник Иван Флянов в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова».



Приложение 1.

Как океан объемлет шар земной…

Есть в светлости осенних вечеров Как океан объемлет шар земной,

_______, ____________прелесть: Земная жизнь кругом объята снами;

_________блеск и пестрота дерев, Настанет ночь – и звучными волнами

________ листьев ______, ______ шелест, Стихия бьёт о берег свой.

_________ и _________ лазурь То глас её: он нудит нас и просит…

Над _________________ землёю, Уж в пристани волшебный ожил чёлн;

И, как предчувствие сходящих бурь, Прилив растёт и быстро нас уносит

________, ________ ветр порою, В неизмеримость тёмных волн.

Ущерб, изнеможенье – и на всём Небесный свод, горящий славой звёздной,

Та ______ улыбка увяданья, Таинственно глядит из глубины, -

Что в существе ________ мы зовём И мы плывём, пылающею бездной

___________ стыдливостью страданья. Со всех сторон окружены.

Фонтан

Смотри, как облаком живым О смертной мысли водомёт,



Фонтан сияющий клубится; О водомёт неистощимый!

Как пламенеет, как дробится Какой закон непостижимый

Его на солнце влажный дым. Тебя стремит, тебя метёт?

Лучом поднявшись к небу, он Как жадно к небу рвёшься ты!..

Коснулся высоты заветной - Но длань незримо-роковая,

И снова пылью огнецветной Твой луч упорно преломляя,



Ниспасть на землю осуждён. Свергает быстро с высоты.

Приложение2

Карточка-информатор

Философская (медитативная) лирика (от лат. meditatio – размышление) – жанр лирической поэзии, передающий раздумья поэта о тех или иных жизненных вопросах.

Лирический цикл – это ряд стихотворений, объединённых общей темой и временными рамками.

Пантеистическая лирика – лирика, в которой Бог отождествляется с природой и всем миром.

Параллелизм (от греч. parallelos – рядом идущий) – один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического);аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни); продолжение судьбы одного героя в судьбе другого (князь Андрей – Пьер); повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого (мать Татьяны – её няня – сама Татьяна); персонажи-двойники у Достоевского, прямое двойничество у Гоголя (Бобчинский - Добчинский); композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения.

Афористичность стиха – краткость, законченность мысли стиха, содержащего философскую или житейскую мудрость.


  • I Проверка домашнего задания.
  • II Слово учителя о теме и цели, задачах урока. Коллективный анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной».
  • III Какой же вывод напрашивается
  • Приложение2 Карточка-информатор Философская (медитативная) лирика
  • Лирический цикл