Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Фильм-комедия «Кавказская пленница» как культурный феномен




страница1/6
Дата05.05.2018
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
Masarykova univerzita Filozofická fakulta Ústav slavistiky Ruský jazyk a literatura Galina Svobodová Фильм-комедия «Кавказская пленница» как культурный феномен Bakalářská diplomová práce Vedoucí práce: prof. PhDr. Danuše Kšicová, DrSc. 2009 Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury. …………………………………………….. Podpis autora práce Ráda bych touto cestou poděkovala prof. PhDr. Danuše Kšicové, DrSc., za její cenné rady a připomínky a za trpělivé vedení této práce. Содержание: Введение 6 I. Режиссер Леонид Иович Гайдай и его творчество 8 1. Детство 8 2. Годы войны 8 3. ВГИК 9 4. Жена на всю жизнь 10 5. Дебют в кино 10 6. Решающий поворот в судьбе 11 7. Последние годы жизни 12 8. Нет пророка в своем Отечестве 12 13 9. Он опередил время 13 II. История создания знаменитой комедии 15 1. „Как нам разрешили это снимать“ 15 2. Малоизвестный факт из истории комедии 16 3. По следам съемок кинокомедии „Кавказской пленницы“ 16 III. Язык комедии 18 1. Крылатые фразы из фильма: 18 IV. Жесткая советская цензура 23 V. Обычаи Кавказа, нашедшие отражение в фильме 29 1. К другим традициям народов Кавказа 31 VI. Фольклор и тосты из фильма 32 VII. Главные герои: 34 1. Шурик 34 1.1. Шурика писал с себя 35 2. Нина 36 3. Товарищ Саахов 38 4. Знаменитая троица 40 4.1. Из закулисья 41 4.2. Распад знаменитой троицы на пике славы 42 4.3. В чем секрет популярной актерской троицы 43 5. Четырехногая актриса „Кавказской пленницы“ 43 VIII. Творчество Л. И. Гайдая: 45 „Огласите весь список, пожалуйста!“ 45 Заключение 46 Resumé 47 1. Список критической литературы: 50 2. Электронные статьи: 50 Введение Лозунг „кино для нас является важнейшим из искусств“ – это незабываемый рекламный слоган советского государства. Кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от образования и возраста. Его, действительно, любили все граждане и гражданки бывшего СССР, заполняя свой скромный досуг различными драмами новых интересных героев и забывая в двухчасовом промежутке между начальными и финальными титрами свои собственные драмы жизни. Комедия „Кавказская пленница“ является одним из самых лучших фильмов советских и сегодняшних времен. Ее создатель, Леонид Иович Гайдай, открыл в советском кино новый жанр народной комедии, который в те годы был известен только за границей. В советском кино было принято снимать „воспитательные“, идеологически выдержанные, скучные фильмы. Леонид Гайдай не хотел придерживаться этого правила, выросший на фильмах с Чарли Чаплином, он мечтал снимать комедии – живые и веселые. Его мечта осуществилась. Фильмы „Бриллиантовая рука“, „Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика“, „Операция “Ы“ стали по- настоящему народными и любимыми зрителями многих поколений. И хотя коллеги-режиссеры и кинокритики не воспринимали всерьез творчество Гайдая, именно его ленты остались в архивах кинематографа и по сей день. Творчество Гайдая предлагало зрителю не просто удачно найденные комические маски, а пародийный микромир, где смешным было все – от главных положительных героев до мимолетных реплик и мельчайших деталей реквизита. Именно поэтому его фильмы стали частью народной культуры. В эксцентрической комедии Леонида Гайдая „Кавказская пленница“ зритель попал в другой мир – мир Кавказа. Советский человек увидел совсем другую жизнь – мир постоянного „праздника и сказочного изобилия“. Премьера „Кавказской пленницы“ состоялась в Москве 1 апреля 1967. Успех картины был оглушительным. К режиссеру Леониду Гайдаю, а также к молодым исполнителям главных ролей пришла всесоюзная слава. Его комедии не были поучительными и навязчивыми; он избегал плакатности и грязи. Его фильмы с годами становились все интереснее, обществу понятными и любимыми. С каждым новым просмотром они открывают не только что-то незамеченное ранее, пропущенный смешной жест или слово, но и прикрытый намек, ехидный „подкол“, „фигу в кармане“, хотя интеллектуальными никогда не считались. Буквально сразу после смерти Гайдая началась переоценка его творчества и запоздалое признание безусловного классика, неповторимого мастера советской эксцентрической и сатирической комедии. Цели настоящей дипломной работы: Познакомить чешского зрителя с популярной в России и бывшем СССР комедией „Кавказская пленница“, а также с биографическими данными создателя фильма – режиссера и сценариста Леонида Иовича Гайдая; Рассказать и пояснить необычные факты в истории создания фильма (цензура, идеология), оставшиеся неизвестными массовому зрителю; Заинтересовать необычным сюжетом фильма, а также познакомить зрителя с необычным в то время жанром; Объяснить фразы и фразеологизмы из данной комедии с лингвистической точки зрения, которые давно уже живут своей собственной жизнью в народе; Представить исполнителей главных ролей, а также рассказать об интересных моментах во время создания знаменитой комедии и об их дальнейшей жизни после премьеры. I. Режиссер Леонид Иович Гайдай и его творчество 1. Детство Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Его отец Иов Исидорович Гайдай украинец, уроженец Полтавщины. Работал железнодорожным служащим. Мать Леонида – Мария Ивановна родом из Рязанской области. Эта была милая, добрая, сердечная и заботливая женщина. В их семье было трое детей: Александр, Августа и Леонид. Вскоре семья переехала в Читу, где прожила некоторое время, а затем в железнодорожный поселок Глазково Иркутской области. Это была маленькая деревня, и у каждого дома располагался свой небольшой приусадебный участок, на котором жильцы старались завести домашнее хозяйство, кошку, собаку и т.д. На более основательную жизнь мало у кого хватало возможностей и средств. Леонид Гайдай учился в железнодорожной школе №42 города Иркутска. В детстве он очень любил кино, особенно фильмы Чарли Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Леня приходил на первый сеанс. В конце фильма, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый фильм. Иногда он проделывал этот „номер“ несколько раз в день. 2. Годы войны 18 июня 1941 года Леонид Гайдай окончил школу. 23 июня 1941 года вместе со всеми одноклассниками он пошел записываться добровольцем в армию, но в военкомате им отказали. Л. Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время гастролировал Московский театр сатиры. В связи с войной театр сатиры остался в Иркутске на эвакуации. Леониду посчастливилось работать с театром. Он смотрел все их спектакли, ездил вместе с ними на гастроли. Одновременно занимался в театральной студии при Доме Культуры железнодорожников и играл там в нескольких спектаклях, а именно: „Свадьба“ и „Медведь“ Чехова. В 1942 году Леонид Гайдай был призван в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, преднaзначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей ковбойской работой справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники, по-прежнему рвался на фронт. Находиться в мирной Монголии они считали постыдным. Кроме того, новобранцев частенько забывали кормить, и они страшно голодали. Когда приехал военкомат отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: „Я“. „Кто в артиллерию“ „Я“, „В кавалерию“ „Я“ „Во флот“ „Я“, „В разведку“ „Я“ – чем вызывал недовольство начальника. „Да подождите вы, Гайдай, – сказал военком, дайте огласить весь список“. Из этого случая, через много лет родился знаменитый эпизод фильма „Операция “ Ы“.1 Гайдая отправили на Калининский фронт. „Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд сo солдатами шел, не останавливаясь ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел“.2 Леонид был награжден несколькими медалями за свою храбрость. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес 5 тяжелых операций. Ему угрожала ампутация, но он от нее категорически отказался со словами: „Одноногих актеров не бывает“.3 Впоследствии, эта тяжелая травма постоянно давала о себе знать. Время от времени рана восполнялась, открывалась, и из нее выходили осколки. Эти мучения длились годами. Никто и  никогда даже не догадывался, что Леонид был инвалидом. Он просто был таким человеком, который не любил показывать свои недостатки. 3. ВГИК4 Уже с малых лет Леонид мечтал выступать на сцене. Он хотел быть актером, хотя, казалось бы – какой из него мог быть актер. Он был скромным, застенчивым, с детства не выговаривал буквы „р“ и „л“. Вернувшись с фронта, юноша поступил в Иркутский областной драматический театр, который окончил в 1947 году. Два года он играл в спектаклях драмтеатра. Был хорошим актером и пользовался изрядным успехом у публики. Но, Леонид достаточно трезво воспринимал свой успех и понимал, что у него специфическая внешность, и его репертуар ограничен. Леонид хотел достичь большего. Он посещал все репетиции, даже когда не был занят, присматривался к работе режиссеров. В свободное время он иногда рассказывал друзьям - актерам, как бы сыграл ту или иную сцену, все чаще стал думать о режиссуре. В 1949 году Гайдай поехал в Москву. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Александрова). Леонид на фоне остальных студентов был один из самых заметных. Он впечатлял своим талантом призванных мастеров именно как актер. И. А. Пырьев и Б. В. Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха. Уже с первого курса начинающий режиссер был известен своими постоянными выходками, из-за которых у него были конфликты с начальством. Однажды его даже исключили за непригодность. Осознавая всю несправедливость данного решения, Гайдай бросился обивать пороги начальственных кабинетов, и вскоре был восстановлен во ВГИКе, хотя с испытательным сроком. 4. Жена на всю жизнь В те годы Леонид Гайдай встретил девушку, с которой прожил всю свою жизнь. С будущей женой Ниной Гребешковой он познакомился во ВГИКе, где они учились на первом курсе. Вспоминает Нина Гребешкова: „Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят – один, второй… Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай – я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет…“5 Молодые актеры сыграли скромную свадьбу в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые и друзья. Нина Гребешкова уже в то время была востребованной актрисой, и поэтому она отказалась от фамилии мужа – Гайдай. По ее мнению, носитель этой фамилии „не то мужчина, не то женщина“.6 Со временем у супругов родилась единственная дочь Оксана. 5. Дебют в кино В студенческие годы Леонид Гайдай снялся всего лишь в двух „чужих“ фильмах: в комедии „Ляна“ (Б. В. Барнета) и в оптимистической драме „Ветер“ (А. Алов и В. Наумов). После этого, в качестве актера Леонид появлялся на экране лишь изредка – это были эпизодические роли собственных фильмов. С середины 50-х годов Леонид Иович начинает работать режиссером в киностудии „Мосфильм“. Первым его фильмом был „Долгий путь“ (1956, совместно с В. И. Невзоровым), который был поставлен по сибирским рассказам В. Г. Короленко. Таким образом, он отдал дань своему дальневосточному происхождению. Несмотря на то, что это была не комедия, профессор Михаил Ромм разглядел в молодом режиссере талант комедиографа и поддержал его в этом направлении. В мастерской Ромма и родился первый веселый фильм Гайдая „Жених с того света“ в главных ролях с Г. Вициным и Р. Пляттом. К сожалению, юному режиссеру радоваться не пришлось. Картина была встречена „в штыки“ – в 1958 году сатирическое изображение бюрократов вряд ли могло понравиться чиновникам Министерства культуры. В конечном итоге фильм не был одобрен, его сократили и пустили „вторым экраном“. После такой критики Гайдай сильно разочаровался и впал в депрессию. Следующим его фильмом была героическая киноповесть „Трижды воскресший“ (1960) с явным идеологическим пафосом. Этот фильм не имел к комедии никакого отношения и считался вынужденным в творчестве Леонида Гайдая. После ее показа картину осудили, и режиссер снова впал в отчаяние, не зная, что снимать дальше. 6. Решающий поворот в судьбе После такого душевного потрясения Гайдай уезжает к родителям в Иркутск, где и происходит решающий поворот в его судьбе. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер „Правды“ с фельетоном в стихах „Пес Барбос“ Степана Олейника. Фельетон произвел на него большое впечатление. Он тут же рассказал данный сюжет своей жене Нине: „Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес – 2 метра пленки, за ним Бывалый – 3 метра, оглядывается – 1,5 метра. Общий план – бегут все...“. Родные только плечами пожали: „Три дурака бегают от собаки с взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного“ Но, мудрая Гребешкова, знающая характер мужа, тихо вздохнув, сказала: „Потрясающе!“.7 9-минутный мимический фильм „Пес Барбос и необычайный кросс“ имел огромный успех. Леонид Гайдай объявил „золотую жилу“ в своем творчестве. Он сумел перенести во времени и пространстве американское сатирическо-комедийное искусство 1920-х годов (Чарли Чаплин, Бастер Китон) в советское. Приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражная картина породила уникальный феномен трех популярных героев-масок советского кинематографа – Балбеса, Труса, Бывалого, которые в дальнейшем снимались в короткометражке „Самогонщики“ (1962), и в фильмах: „Операция “Ы“ и другие приключения Шурика“ (1965), а так же в „Кавказской пленнице“ (1967). Как говорил Гайдай: „В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель“.8 И он был верен своим словам. Трюки в его фильмах сыпались один за другим, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а слова и фразы из фильма уже давно в народе живут своей собственной жизнью. 7. Последние годы жизни Последние годы жизни ему давались тяжело. В 70 лет у него началось воспаление легких плюс ранение, которое он получил в военные годы, и к тому же он еще страдал сердечной аритмией. 19 ноября 1993 года советское кино потеряло великого, талантливого режиссера. Но можем утверждать, что он был счастливым человеком, жил только тем, что его интересовало. За всю свою жизнь он достиг много, осуществил свою главную мечту – стал актером и известным режиссером. Буквально сразу после смерти режиссера началась переоценка его творчества. В итоге через много лет его признали классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии. 8. Нет пророка в своем Отечестве9 В лице Леонида Гайдая советское кино, безусловно, вытянуло свой самый „счастливый билет“. Гайдаевские сценарии всегда были вдвое толще напечатанного. Кроме текста и диалогов в нем имелись рисунки кадров, иногда его собственные, иногда сделанные художником. Если эпизодов в фильме было триста-четыреста, то рисунков к нему в три-пять раз больше, потому что в каждом кадре было начало, различные фазы и конец. На этих рисунках было точно, даже очень забавно, почти карикатурно, нарисовано то, что предполагалось осуществить на экране. Все это выдумывалось, прорабатывалось и подготавливалось длительное время. Талантливый режиссер всегда твердо и точно знал, что и как надо делать его актерам. Как нам уже известно, стиль гайдаевских фильмов ближе всего к чаплинским короткометражкам. Когда эти фильмы смотрят иностранцы, которые совершенно не знают языка и текста, они очень хорошо понимают смысл комедии и даже смеются. Но к нашему удивлению и сожалению эти фильмы (и не только гайдаевские) не вышли за пределы Советского Союза. В его фильмах все прекрасно ясно, как в немом кино. Это как анекдот, рассказали – и все засмеялись. Композитор А. С. Зацепин писал, что у Гайдая был очень кропотливый отбор материала – и, конечно, монтаж. Очень многое из того, что было снято, он сам вырезал. Но многое у него отнимали насильно. „Помню, что в „Кавказской пленнице“ была чудесная панорама товарища Саахова снизу вверх: сапоги, военные брюки, китель, рука, засунутая за китель, – точно Сталин. Доходим до головы – товарищ Саахов. В просмотровом зале стоял гомерический смех, но в Госкино этот кадр безжалостно вырезали и смыли негатив. Много таких гайдаевских замечательных деталей исчезло навсегда“.10 9. Он опередил время Для Леонида Гайдая всегда был главным зритель. Он никогда не ограничивался на одно поколение, старался, чтобы его фильмы были интересны и понятны даже „бабушке в Йошкар-Оле“11 и придерживался этой формулы. Со временем (сейчас) мы можем утверждать, что Гайдай опередил свое время, и его фильмы мы смотрим по сей день. Сегодня некоторые предполагают, что он предугадал „новых русских“ в песне „А нам все равно“ из фильма „Бриллиантовая рука“ (1968). Но иногда такие примитивные теории доходят до абсурда. Например, в первоначальном сценарии главного героя звали Владик. Гайдай сделал его Шуриком, наверно, в честь своего брата. Недавно один критик говорил: „Как хорошо, что он отказался от имени Владик. Ведь Владик – это Владлен. Владлен – это Владимир Ленин. Гайдай не хотел употреблять это имя, так как был диссидентом“.12 Леонид Гайдай не был ни диссидентом, ни шестидесятником. Он просто был хорошим юмористом.
  1   2   3   4   5   6

  • Введение
  • I. Режиссер Леонид Иович Гайдай и его творчество