Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Филантропия и местные сообщества в комплектовании музейного собрания




Скачать 73.62 Kb.
Дата17.06.2017
Размер73.62 Kb.




Г.А. Самородова

(г. Балашов, Саратовская обл.)
Филантропия и местные сообщества

в комплектовании музейного собрания.
Вся деятельность любого музея развертывается на основе его фондов - организованной совокупности музейных предметов и научно - вспомогательных материалов в составе музейного собрания. Естественно, что фонды должны непрерывно и целенаправленно пополняться. В связи с этим комплектование является одним из основных видов деятельности музея, который с большей или меньшей интенсивностью продолжается на всех этапах его существования. Комплектование - это особенный творческий процесс, во многом определяющий жизнь музея.

Источники и организационные формы комплектования – самые разные. От случайных, стихийных поступлений до целенаправленных поисков и планомерных исследований, проводимых краеведами.

Каждая из сложившихся форм по-своему интересна и важна. В ходе комплектования складывается сеть постоянных и временных связей с различными лицами, учреждениями, организациями, сообществами - реальными или потенциальными поставщиками музейных предметов. В фондах Балашовского краеведческого музея (БКМ) насчитывается более 44, 5 тысяч различных экспонатов, многие из которых были получены от дарителей. Дар, благодарность - слова одного корня.

Эти высокие понятия рисуют образ особых людей, по зову души, бескорыстно передающих в музей различные предметы и вещи, документы и прочее, имеющее не только историческую, культурную, но и материальную ценность.

Дарителей иначе можно назвать и филантропами. Они ничего не просят и не требуют взамен, не ставят перед нами никаких условий. В Словаре русского языка «филантроп» - значит «благотворитель». В.И. Даль - знаток живого великорусского языка - трактует «филантропию», как «человеколюбие, заботу об улучшении участи человечества».

В «анналы» БКМ за всю его 72-летнюю историю вписано немало имен таких подвижников. Всех назвать невозможно. Приведем несколько примеров. В 1970-м году Борис Валентинович Фитье, житель города Орджоникидзе, попол­нил нашу коллекцию фалеристики и нумизматики. После посеще­ния музея он прислал по почте из своего личного собрания одиннад­цать российских наградных и памятных медалей и знаков конца ХIХ - начала ХХ в.в.

Более тридцати лет формируется в нашем музее коллекция самоваров. В 1993 году впервые состоялся коллекционный показ «водогреев» – ярких образцов изделий из русского художественного металла. Экспозиция заинтересовала балашовцев и гостей города. Тем более, что многие из представленных самоваров были, что называется с балашовской «душой», то есть бытовали в семьях горожан и жителей Прихоперья. У каждого - своя биография, своя история. Иногда вызывающая улыбку, иногда поучительная. Теперь трудно представить, но некоторые из них попали в руки музейных работников со свалок, куда были выброшены за ненадобностью.

Так, в 1974 году ученики средней школы № 5 в куче металлолома отыскали двухведерный экземпляр тульской фабрики В. С. Костырева и принесли его в БКМ. А пятиведерную «чайную машину» в свое время нам подарил участник Великой Отечественной войны С.М. Данилов. Этот самовар - богатырь был изготовлен в Туле 1 – ой кооперативной артелью «Наше будущее». Возможно, когда – то из него пили чай в одной из рабочих столовых Балашова, именуемых также «обжорками».

А вот дорожный экземпляр, в форме граненого цилиндра с отвинчивающимися ножками, был куплен на балашовском рынке еще до Октябрьской революции 1917 года. Клавдии Ильиничне Мухиной он достался от старшей сестры и очень выручил в годы Великой Отечественной войны. В самоваре грели воду и для стирки, и для купания четверых детей. Дрова и щепки найти было проще, чем керосин для примуса Он стоил на вес золота. И таких поучительных историй можно было бы рассказать немало.

Сейчас в нашей коллекции более шестидесяти самоваров. Присутствуют самые разнообразные формы и фасоны с середины ХIХ века и до современных образцов. Среди них – жаровые, электрические, сувенирные, миниатюрные, называемые в народе «отрадой холостяка» и «эгоистами». Они были изготовлены не только в самоварной столице – Туле на фабриках Баташевых, Тейле, Копырзиных, но и, в Самаре, Кольчугино Владимирской области, а также на Урале и Украине. Большая часть из них подарена нашими земляками, людьми неравнодушными к культуре, истории нашей малой родины. Думается, что и впредь с их помощью удастся пополнить имеющееся собрание оригинальными образцами «водогреев».

Несколько лет назад уроженка Балашова Лариса Ивановна Суранова, ныне проживающая в Волгограде, презентовала музею ста­ринное пианино в рабочем состоянии. Инструмент был изготовлен на Санкт-Петербургской фабрике братьев Дидерихс в начале XX. Он органично вписался в интерьер музейной экспозиции и про­должает радовать своих слушателей прекрасным звучанием во вре­мя различных мероприятий и встреч. Посетители же из подробной, расширенной аннотации-этикетки могут узнать интересные сведе­ния и об экспонате, и о его владельце – И.И. Кузнецове – отце Л.И. Сурановой.

Благородно поступила Е.Д. Денисова - внучка известного в свое время балашовского юриста П.И.Востокова, пожертвовав му­зею оригинальный серебряный портсигар, посуду, предметы жен­ского рукоделия и одежды начала ХХ века, а также большую групповую фотографию выпускников балашовской мужской гимназии 1913 года. Все подаренные предметы находились в хорошем состоянии. Для нас, работников музея, это принципиально и важно. Проблемы рес­таврации стоят очень остро в связи с отсутствием в штатном распи­сании такого специалиста и средств на подобные виды работ.

В свое время директор Государственного музея А.С. Пушкина в Москве А.З. Крейн отмечал явление, касающееся «всех музеев, ко­торые собирают старину», связанное со все растущей модой на прошлое и с увлечением частным коллекционированием, причем, таким, которое не всегда завершается передачей коллекций в музеи. А так как в наши дни эта ситуация еще более обострилась, тем более цен­на бескорыстная помощь и заинтересованное отношение филантропов к нашим учреждениям.

В целях пополнения музейных фондов наши специалисты ак­тивно сотрудничают с руководством предприятий и учреждений, представителями политических партий и движений, краеведами и руководителями общественных музеев, представителями различ­ных сообществ - Центром немецкой культуры, представителями Хоперского Казачьего Округа и другими.

Местное казачество стало ини­циатором создания в нашем музее новой выставки под названием «Край хоперский - казачий». В результате проведенной собиратель­ской работы наши фонды обогатились, а в экспозиции появились новые редкие экспонаты - три массивных пушечных ядра начала XVIII столетия, казачья боевая шашка, а также подлинные фотографии и документы об истории Хоперского казачества.

Сотрудники БКМ ведут активную работу с населением, с целью привлечения новых дарителей, а вместе с ними - ориги­нальных и редких экспонатов. В областных и местных СМИ неред­ки публикации, а также теле- и радиовыступления музейщиков о но­вых поступлениях.

Историческая экспозиция «Балашовский уезд в конце ХIХ – начале ХХ века», которая расположена на втором этаже нашего музея, совсем недавно пополнилась новым предметом. Несмотря на солидный возраст, он до сих пор исправен и действует. Это – ткацкий стан. О таком экспонате мечтало не одно поколение научных сотрудников. В музейных же запасниках хранились лишь отдельные детали и фрагменты подобного механизма - берда, челноки, навой и другие. История этой деревянной чудо – машины началась в конце ХIХ века.

Три года назад 69-летняя Нина Семеновна Галибина переехала в Балашов к одной из своих дочерей. А вообще она всю свою жизнь проживала в республике Мари Эл в поселке Юркино Юринского района. Вместе с другим имуществом перевезла и семейную реликвию – любимый ткацкий стан, доставшийся ей в наследство от матери и бабушки. Старенький станок имеет сравнительно небольшие габариты - полтора на один метр. Так что он был у Нины Семеновны всегда под рукой в их квартире в одной из многоэтажек по улице Ленина. Мало того, она активно использовала его в сугубо практических целях. Когда в очередной раз встал вопрос о переезде Н. Галибиной с семьей к родственникам в Набережные Челны, на постоянное местожительство, она решила подарить ткацкий стан в БКМ. Случилось это накануне Международного дня музеев. Словом, настоящий подарок к профессиональному празднику.

Необходимо было разрешить вопрос с транспортировкой презента. Руководство Балашовского почтамта, куда мы обратились за помощью, отнеслось с пониманием к необычной просьбе и выделило машину для доставки «ветерана домашнего ткачества» в музей. Этот удивительный механизм сразу же занял почетное место в исторической экспозиции. Так что, приглашаем балашовцев и гостей города убедиться в этом.

Музейщики попросили свою щедрую дарительницу преподать им также уроки «ликбеза» по освоению ткацких премудростей. Для этого Нина Семеновна вместе с внучкой еще несколько раз встречалась с нами. И это несмотря на занятость в связи с переездом. В результате нашего общения в региональном еженедельнике « Город» появилась интересная публикация о нашем дарителе, которую мы вместе с фотографией отправили Н.С. Галибиной в Набережные Челны.

Самыми разными путями могут оказаться экспонаты в музее. Кандидат технических наук, москвичка О.Б. Федюкина прислала нам по почте несколько редких балашовских гимназических газет 1917-1918 годов, подлинные фотографии из семейного архива и волнующий драматический рассказ о своих предках - уроженцах Балашовского уезда. После Октябрьской революции 1917 года ее дед – Андрей Федорович Касинов работал в советских и военных учреждениях. События гражданской войны и положение, сложившееся в нашем крае летом 1919, стало началом больших бед для него самого и всех членов его семьи. Некоторые из присланных фотографий уже экспонируются на новой музейной выставке. Она рассказывает о культурно – исторических семейных традициях нашего края.

В реестре традиционных праздников уверенно утверждается еще один - День дарителя. Каждая подобная встреча - это чество­вание наших бескорыстных помощников, организация выставок, знакомство с редкими, оригинальными коллекциями и экспонатами и, конечно, прием в дар новых поступлений.

За те семь лет, что устраивается День дарителя, к нам поступило немало бытовых вещей, фотографий, документов, имеющих музейную ценность. И в этом заслуга наших единомышленников - Е. А. Печурина, Е. Д. Денисовой, Т. И. Полубояриновой, Н. М. Дьяконовой, семьи И. В. и В. В. Саввиных и многих других балашовцев.

В целях изучения потенциальных возможностей наших земляков в комплектовании музейного собрания среди посетителей БКМ было проведено анкетирование со специально разрабо­танными вопросами. Анкета состояла из десяти пунктов. Среди них были вопросы о том, приходилось ли дарить какие-либо предметы музею, актуальны ли обращения его работников на этот счет, могут ли служить стимулом моральные поощрения и другие?



Проанализировав первые шестьдесят анкет, мы выяснили, на­пример, что среди желающих почувствовать себя филантропами и дарителями большинство составляют посетители старшего возраста - от 40-45 лет. Так что перед музеем стоит непростая задача воспитания своего будущего дарителя.

В мире эмоций, душевных порывов есть высшие достижения. К их числу вполне можно отнести такое качество, как бескорыстие. В нем с особенной силой проявляют себя человеческое благородство, широта и щедрость души. Неслучайно антиподы бескорыстия – корысть, нажива - в кодексе нравственности всегда считались наиболее отталкивающими пороками…