Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Феодор Абу-Курра: арабский мутакаллим или византийский философ?




страница1/5
Дата01.07.2017
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4   5
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа на тему:

Феодор Абу-Курра: арабский мутакаллим или византийский философ?.

Беневича Ф.Г.

студента III курса новогреческого отд.
Научный руковолитель:

Верлинский Александр Леонардович

2010
Феодор Абу-Курра: Арабский мутакаллим или византийский философ?
Оглавление.



I. Введение. 3

1. Биография. 3

2. Феодор Абу-Курра в упоминаниях средневековых авторов. 4

3. Наследие Феодора Абу-Курры. 5

II. Наследие Федора Абу-Курры и калам. 5

1.‘Ильм Аль-Калам. 6

2. Особенности полемических трактатов Феодора Абу-Курры. 6

-Диалогичность 6

-Цитирование 8

-Рационализм 9

-Доказательство по аналогии 10

-Тематика 12



III. Наследие Феодора Абу-Курры и византийская философская традиция. 12

-Диалогичность 12

-Рационализм 14

-Доказательство по аналогии 14

-Тематика 15

IV. Заключение. 16

V. Приложение. Абу-Курра. Трактат «О терминах». 16

VII.Библиография: 29


I. Введение.




1. Биография.

Несмотря на то, что Феодор Абу-Курра – один из важнейших авторов в истории христианской мысли VIII-IX вв., и его наследие исследуется уже давно, о его биографии мы можем сказать черезвычайно мало. Неоспоримым фактом, который принимает большинство исследователей, является то, что родным городом Феодора Абу-Курры была Эдесса1 (совр. Şanliurf на юго-востоке Турции). По-видимому, родным языком Абу-Курры был сирийский, как у большинства христиан, населявших в те времена этот город, причем примечательно, что окружали Абу-Курру преимущественно монофизиты2. Дата рождения Абу-Курры неизвестна, предположительно около 750-ого года. Свое христианское образование Феодор Абу-Курра получил где-то в Палестине, скорее всего либо в Иерусалиме, либо в монастыре св. Саввы, как утверждает большинство исследователей, и что было поставлено под сомнение Джоном Ламоро в его статье «The Biography of Theodore Abū Qurrah Revisited»3. Так или иначе, Абу-Курра, как следует из его сочинений, получил прекрасное образование, владел арабским и греческим языком. Следующий факт, который не подлежит сомнению, - то, что где-то в конце VIII века Феодор Абу-Курра стал епископом города Харран (недалеко от Эдессы, греч. Карры). На это указывают и прямые источники4, и заглавия его собственных произведений. Сказать когда он заступил на кафедру и сколько лет пробыл епископом, мы, к сожалению, точно не можем. Некоторые исследователи, опираясь на хронику Михаила Сирийца5, утверждают, что Абу-Курра был смещён со своей кафедры патриархом Антиохийским, однако это представляется сомнительным другим исследователям6, поскольку мотивы, которые могли бы быть у халкидонитского патриарха для смещения Абу-Курры, остаются неясными. Предположительно, в дальнейшем епископ Харрана отправился в Александрию, где занимался антимусульманской7 проповедью.

Одно из главных событий в биографии Феодора Абу-Курры – его поездка в Армению, состоявшаяся около 813 года и продлившаяся, скорее всего, несколько лет, по приглашению армянского ишхана (князя) Ашота Мсакера8. Причиной этого приглашения, возможно, послужило стремление Ашота сблизиться с Византийскими императорами, дабы с их помощью пытаться противостоять халифату. Важным препятствием такого сближения было то, что Армянские правители были монофизитами, а Византийские императоры – халкидонитами9. Возможно, именно в стремлении преодолеть это препятствие Ашот и позвал Абу-Курру. Основным его оппонентом на дебатах, которые велись при армянском дворе, стал Нонн Нисибинский, тогда еще молодой дьякон. Реальным же противником, который почему-то не смог приехать в Армению, но послал обширное послание к армянам10, направленное против основных аргументов Абу-Курры в пользу халкидонитского вероисповедания, был другой важнейший монофизитский богослов того времени, писавший на арабском языке – Хабиб Ибн-Хидма Абу-Ра’ита.11 По-видимому, Абу-Курра смог опровергнуть аргументы Абу-Ра’иты, что заставило последнего написать еще одно послание к Ашоту. Судя по тому, что Абу-Курре после этого пришлось оставить двор армянского правителя, а Нонн Нисибинский там остался, некоторые исследователи предполагают, что аргументы Абу-Курры показались Ашоту все-таки менее убедительными, то ли благодаря последнему посланию Абу-Ра’иты, то ли талантам молодого Нонна. С другой стороны, у этого могли быть и политические причины.

Еще одним важнейшим событием в жизни Феодора Абу-Курры было его участие в дискуссии с мусульманскими философами при дворе (majlis) халифа Аль-Ма’муна (813-833гг.)12. Примечательно, что христианский епископ почитался и самим халифом, и его придворными учеными философом и черезвычайно мудрым человеком. Именно отталкиваясь от этой дискуссии, которую по одной из сирийских хроник мы можем датировать 829 годом, и, предполагая, что наш автор умер вскоре после нее, так как должен был уже быть старым человеком (если считать, что он родился около 750-ого года), мы можем отнести его смерть примерно к началу 30-х годов IX века.


2. Феодор Абу-Курра в упоминаниях средневековых авторов.

Понятно, что такая крупная фигура, как Феодор Абу-Курра, не могла остаться незамеченной как христианскими, так и мусульманскими авторами. Удивительно, но именно у халкидонитов, которые были соратниками Феодора Абу-Курры мы практически не встречаем ни цитирования, ни вообще упоминаний о нем, и о его произведениях; за исключением всего двух: первое – короткая заметка о его трактате в защиту почитания икон13, второе – довольно обширная цитата у византийского богослова и экс-партиарха Константинопольского Иоанна Векка (XIII в.)14. Там он описывает Феодора Абу-Курру, как «мудрейшего и особенно искусного в изложении догматов», а затем цитирует отрывок из трактата об Именах Божьих15, который, правда, скорее всего, Абу-Курре не принадлежит. В монофизитских текстах имя Абу-Курры встречается часто на протяжении длительного времени вплоть до XIV века, причем нередко они не просто с уважением упоминают о нем, но и демонстрируют знание трудов своего оппонента. Особенно интересны упоминания и споры с Абу-Куррой у мусульманских авторов. Прежде всего, это заметка о нем, и о его полемике против несториан у великого арабского библиографа Аль-Надима16; помимо этого последний упоминает о трактате, написанном против Абу-Курры му’тазилитом Аль-Мурдаром (к сожалению, этот трактат не сохранился). Цитаты из Абу-Курры встречаются также и у другого му’тазилитсткого автора ‘Абд Аль-Джаббара.



  1   2   3   4   5

  • I. Введение.
  • 2. Феодор Абу-Курра в упоминаниях средневековых авторов.