Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Фехтовально-гимнастический вопрос в России в XIX столетии




Скачать 49.73 Kb.
Дата03.07.2017
Размер49.73 Kb.
Фехтовально-гимнастический вопрос в России в XIX столетии

Юдина Е. Ю., к.и.н.,



Доц. кафедры Культурологии,

социокультурной антропологии

и социальных коммуникаций,

РГУФКСМиТ (Москва)


В Российской Империи XIX столетия, особенно в дореформенный период, под физическими упражнениями понимались, прежде всего, фехтование и гимнастика. Последняя включала в себя все основные спортивные виды, известные со времен древних эллинов. Между тем, уже к концу столетия намечается новая олимпийская традиция – возрождение олимпийского движения мирового масштаба. Русские спортсмены все больше начинают заявлять о своих возможностях1. Очевидная положительная динамика прослеживается даже на материале статей о гимнастике военных энциклопедий и словарей того времени: от увеличивающегося объема статей о гимнастике до изменения глубины их содержания2. Как нам видится, эти перемены связаны, прежде всего, с началом новой реформаторской правительственной политики в разных сферах жизни государства. Что же и как изменилось в действительности?

Обратимся к нескольким группам источников: законодательству Российской империи (фиксация сложившейся нормы), уставам учебных заведений, военным энциклопедиям (фиксация  status quo рассматриваемого предмета в определенное время), источникам эпистолярного жанра (личной переписке и мемуарам).

Россия XIX века была сословным монархическим государством. Социальная, экономическая, политическая и военная сферы государственной деятельности были подчинены закону, детально им регламентировались. Например, законодательство РИ особо, как редкость, отразило открытие казенного училища плавания в Санкт-Петербурге в 1833 году: «О дозволении Учителю Гимнастики иностранцу Паули учредить в С.Петербурге Училище плавания»3. О дальнейшей судьбе училища находим в словаре Брокгауза и Ефрона: «Эта попытка не встретила дальнейшей поддержки и "гимнастика" была забыта»4. Вообще регулярно заниматься спортом, в современном понимании этого слова, в России того времени не было принято.

Фехтовально-гимнастический вопрос в РИ особенно остро встал перед правительством в середине 50-х годов XIX столетия. Толчком, видимо, послужила неудачная для России Крымская военная кампания 1853-1856 гг. Император Александр II понимает необходимость военной реформы и, впоследствии издает за несколько лет ряд новых законов о правильном введении «фехтовально-гимнастического кадра» в войсках. Законы выходят последовательно в 1859, 1861, 1862, 1863 годах и, окончательно, в 1879 году. Было создано в общей сложности за это время 13 законов5. Фехтование и гимнастика должны были стать основой физической культуры в армии. Впервые создается особое военное заведение, куда присылают служащих из различных военных частей обучаться гимнастике и фехтованию и обучают офицеров методике преподавания этих дисциплин. Спустя несколько лет, в 1863 году «фехтовально-гимнастические кадры» объединят со стрелковой школой в Учебный Пехотный батальон6. И еще неоднократно в законах фиксируются детальные рисунки и чертежи гимнастического курса, покадрово расписывающие движения. Внедрение физкультуры в систему воспитания в России началось с распространения в учебных заведениях (закреплено университетскими уставами) в царствование императора Николая I, университетах и кадетских корпусах (последние являлись частью военной сферы). По гимназическим уставам7 место занятиям физической культурой отводилось наряду с художественными искусствами: пением, музыкой, танцами, рисованием. Считается, что введение физических упражнений в учебных заведениях произошло по инициативе математика Н.И. Лобачевского с 1834 года XIX века8.



Сами императоры чаще все-таки воспринимали спортивные игры именно как игры, а не серьезное занятие для представителя монаршего дома. Их удивляло и вызывало неприятие неигровое увлечение спортом среди своих родных9.

Законодательно закреплено введение физических упражнений в армии в правление царя-реформатора и освободителя Александра II. И по окончании его царствования, согласно словарю Брокгауза и Ефрона (где гимнастике гражданской и военной посвящена статья А. Липского объемом в 5 страниц), гимнастика оставалась малопривлекательным занятием для общества в целом10.



Желание взрослого человека показать силу, удаль и ловкость не вызывало одобрения и воспринималось как чудачество или ребячество. Так, укореняя и физические упражнения для развития и воспитания подрастающего поколения, понимая важность спортивной подготовки в армии, правящая элита воспринимала спортивные занятия скорее как игру, которой недостойно заниматься серьезно, растрачивать на это личную, общественную жизнь, время и силы.

1 Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 2001.

2 Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. Изд. Второе. Т.IV. Санкт-Петербург, 1853.

Энциклопедия военных и морских наук. Т.II. Санкт-Петербург, 1885.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.VIIIА. Санкт-Петербург, 1893.


3 ПСЗРИ. Собрание второе (1825-1881). Т.VIII (1833). Часть1. №.6143. С.230.

4 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.VIIIА. Санкт-Петербург, 1893. С.710-711.

5 ПСЗРИ. Собрание второе (1825-1881). Законы №№: 34159а, 36776, 36844, 36897, 37030, 37384, 37470, 37748, 37835, 39590, 40039, 40338, 60091.

6 ПСЗРИ. Собрание второе (1825-1881). Т.38. Закон 1863 года № 40039.

7 Положение и устав Александровского кадетского корпуса. Санкт-Петербург. 1829. Университетский Устав от 7 августа 1835 года. Режим доступа: http://www.runivers.ru/philosophy/chronograph/180855/

8Васильев А.В.Биография Н.Лобачевского. Русский биографический словарь

Оригинальное название: Русскiй бiографическiй словарь Изд-во: Тип. И.Н. Скороходова: СПб. 1896-1918.Т.X.


9Николай Михайлович, вел. кн. Письмо Императору Николаю II, 3 марта 1899 г. Канн // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 342—344. — [Т.] IX.


10 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.VIIIА. Санкт-Петербург, 1893. С.707-712.
Fencing-gymnastic question in Russia in the XIX century

Yudina E., PhD (Historical Sciences),
Chair of Cultural Studies,
Sociocultural Aanthropology
and Social Communications
RGUPE
A few strokes to the General picture of development of physical culture in the Russian Empire in the XIX century. The thing is that in this era, especially in the pre-reform period under exercise was understood, first of all, fencing and gymnastics (last has included all major sports, known since the times of the ancient Greeks). Meanwhile, by the end of the century planned a new Olympic tradition - the revival of the Olympic movement worldwide. Russian sportsmen are increasingly starting to claim their capabilities . The obvious positive dynamics is observed even on the material of articles about gymnastics military encyclopedias and dictionaries that time: from the increasing volume of articles about gymnastics to change the depth of their content . As we see it, these changes are related primarily to the beginning of a new reformist government policy in different spheres of life of the state. What and how things have changed in reality?

Refer to more than one group source: the laws of the Russian Empire (fixing the existing norms), statutes of educational establishments, military encyclopedias (fixing the status quo under consideration of the subject at a certain time), the sources of the epistolary genre (personal letters and memoirs).

Russia of the XIX century was a class monarchical state. Social, economic, political and military fields of state activities were subordinated to the law, in detail, they were regulated. For example, legislation RI especially as a rarity, reflected the official opening of the school of navigation in St. Petersburg in 1833: "permission for the Gymnastics Teacher foreigner Pauli be established in St. Petersburg School swimming." About the future of the College find in the dictionary of Brockhaus and Efron: "This attempt was not met with further support and "gymnastics" has been forgotten" . In General, exercise regularly, in the modern sense of the word, in Russia at that time was not accepted.

Fencing-gymnastic question in RI, especially acutely to the government in the mid 50-ies of the XIX century. The impetus, apparently, was unsuccessful for Russia in the Crimean war of 1853-1856, the Emperor Alexander II understands the need for military reforms and, subsequently publishes several years a number of new laws correct introduction of "fencing-gymnastic frame" in the army. The laws come out consistently in 1859, 1861, 1862, 1863 and, finally, in 1879. It was created in total for this time 13 laws . Fencing and gymnastics were to become the basis of physical culture in the army. For the first time created a special military institution, which send employees from various military units to learn gymnastics, fencing, and train officers of the teaching of these disciplines. Several years later, in 1863, "fencing-gymnastic frames" will unite with the infantry school in the Infantry Training battalion . And many times in the laws are fixed detailed drawings gymnastic rate, frame-by-frame painting movement. The introduction of physical training in the system of education in Russia began to spread in educational institutions (fixed University statutes) in the reign of Emperor Nicholas I, universities and military schools (the latter was part of the military sphere). In the gymnasium statutes place in physical training was given along with the artistic arts: singing, music, dancing, drawing. It is believed that the introduction of exercise in schools occurred on the initiative of mathematics N.I. Lobachevsky from 1834 XIX century.

Themselves emperors often still perceived sports game as a game, not a serious lesson for the representative of the Royal house. They were surprised and aroused the opposition of non-fiction passion for the sport among his relatives .
Statutory introduction of physical exercises in the army during the reign of Tsar-reformer and liberator Alexander II. And at the end of his reign, according to the dictionary of Brockhaus and Efron (where gymnastics civil and military and the article about A. Lipsky volume of 5 pages), gymnastics was not attractive occupation for society as a whole.

The desire adult show strength, endurance and agility did not cause the approval and was perceived as an eccentricity or childish. So, ukurennaya and exercise for the development and education of the younger generation, realizing the importance of sports training in the army, the ruling elite perceived sports more like a game, which is unworthy to take it seriously, to waste on this personal, social life, time and effort.


  • Русский биографический словарь
  • Николай Михайлович, вел. кн.