Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Федеральное государственное бюджетное




страница1/4
Дата04.07.2017
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева

(филиал) ТюмГУ в г. Тобольск
Гуманитарный факультет

Кафедра филологического образования





СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки


44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)


Русский язык, литература
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

заочная


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 16.07.2016



Рег. номер:

1547-1 (05.07.2016)

Дисциплина:

Современная зарубежная литература

Учебный план:

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями): Русский язык, литература/6 лет ЗФО

Вид УМК:

Электронное издание

Инициатор:

Прокопова Майя Владимировна

Автор:

Прокопова Майя Владимировна

Кафедра:

Кафедра филологического образования

УМК:

Филиал ТюмГУ в г. Тобольске

Дата заседания УМК:

01.06.2016

Протокол заседания УМК:

4




Согласующие

ФИО

Дата получения

Дата согласования

Результат согласования

Комментарии

Зав. кафедрой
(Заведующий кафедрой, доцент)

Хасанова Миляуша Сахретдиновна

23.06.2016 17:09

24.06.2016 10:50

Рекомендовано к электронному изданию




Менеджер по методической работе

Яркова Надежда Николаевна

24.06.2016 10:50

28.06.2016 11:25

Согласовано




Декан

Редькина Светлана Дмитриевна

28.06.2016 11:25

01.07.2016 12:40

Согласовано




Председатель УМК
(Первый заместитель директора)

Вертянкина Наталья Викторовна

01.07.2016 12:40

05.07.2016 09:36

Согласовано




Менеджер ИБЦ
(Заведующий библиотекой)

Осипова Лидия Николаевна

05.07.2016 09:36

05.07.2016 14:24

Согласовано






Подписант:

Короткова Елена Анатольевна

Дата подписания:

05.07.2016





1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов общее представление о современных тенденциях в истории зарубежной литературы, способствовать осмыслению ими эстетического и духовного опыта современной литературы и культуры;

  • ознакомить студентов с основными темами и мотивами современной зарубежной литературы, наиболее значимыми писателями и их произведениями;

  • воспитать профессиональный подход к оценке современных художественных произведений на основе представлений об основных тенденциях развития литературы и мировой культуры.

Задачи дисциплины:

  • изучить истоки, определяющие современную литературную ситуацию;

  • сформировать представление о процессе взаимодействия теоретических моделей и литературной практики;

  • знать о наиболее значимых литературных явлениях и именах;

  • совершенствовать навыки научной интерпретации литературных произведений в соответствии с системой понятий и категорий современного литературоведения.

Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования (профиль подготовки «Русский язык, литература») к работе в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:



  • педагогической;

  • культурно-просветительской.

Изучение дисциплины «Современная зарубежная литература» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации бакалавра педагогического образования (профиль подготовки «Русский язык, литература»):

в области педагогической деятельности:

обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

в области культурно-просветительской деятельности:



  1. изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

  2. организация культурного пространства


2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Современная зарубежная литература» относится к дисциплинам по выбору.

Дисциплина «Современная зарубежная литература» находится в содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОП – с дисциплинами «История зарубежной литературы», «История», «Культурология», так как предполагает изучение современной русской литературы в её связях с историей всемирной литературы, историей и культурой Западной Европы, США и стран Южной Америки.

Дисциплина «Современная зарубежная литература» преподаётся с опорой на знания, умения и навыки, приобретённые обучающимися в результате освоения дисциплин «Филологический анализ текста», «Текст как объект литературоведческого исследования».

Дисциплина «Современная зарубежная литература» обеспечивает знакомство студентов с новейшими приоритетами в области литературоведения, способствует осмыслению студентами западного историко-литературного процесса рубежа XХ-XXI веков, обеспечивает усвоение основных эстетических концепций и исторических закономерностей развития зарубежной литературы, культуры и общественной мысли современного периода, знакомство с лучшими образцами зарубежного словесного творчества, а также содействует воспитанию эстетического вкуса учащихся и развитию творческих способностей.

Знания, сформированные в ходе изучения дисциплины «Современная зарубежная литература», востребованы при прохождении преддипломной практики.
Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Преддипломная практика




















1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3).


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

В результате изучения дисциплины «Современная зарубежная литература» студент должен



знать:

  1. специфику и многообразие современной зарубежной литературы в её основных явлениях и в персоналиях;

  2. важнейшие теоретические и идейно-эстетические концепции, присущие этой литературе;

  3. содержание наиболее значительных произведений современной литературы, в том числе тех, которые предлагаются к изучению в школе;

  4. основные термины и понятия современного литературоведения;

уметь:

  1. характеризовать современные произведения зарубежных писателей в русле известных тенденций развития современной литературы и культуры;

  2. ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по проблемам и особенностям современной зарубежной литературы;

  3. собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории литературы и культуры конца ХХ столетия и начала нынешнего века;

владеть навыками:

  1. филологической характеристики художественных произведений различных жанров и форм;

  2. филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Очная форма

Семестр 8. Форма промежуточной аттестации: зачет с оценкой. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 48 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 60 часов, выделенных на самостоятельную работу.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

Контактная работа:

48

48

Аудиторные занятия (всего)

48

48

В том числе:







Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

Иные виды работ:







Контроль

-

-

Самостоятельная работа (всего):

60

60

Общая трудоёмкость зач. ед.

час.

3

3

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зачет с оценкой



Заочная форма

Семестр 11. Форма промежуточной аттестации: зачет с оценкой. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 8 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 100 часов, выделенных на самостоятельную работу.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

11

Контактная работа:

8

8

Аудиторные занятия (всего)

4

4

В том числе:







Лекции

2

2

Практические занятия (ПЗ)

2

2

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

Иные виды работ:







Контроль

4

4

Самостоятельная работа (всего):

100

100

Общая трудоёмкость зач. ед.

час.

3

3

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зачет с оценкой



3. Тематический план

Таблица 2





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

























1.1

Современный литературный процесс за рубежом: к проблеме истоков

1

2

4

-

6

12




0-10

1.2

Постмодернизм: основы теории. Повествовательные стратегии постмодернистского текста

3

2

2

-

8

12

2

0-10

1.3

Разновидности гипертекста в современной зарубежной литературе

5

-

4

-

6

10

-

0-10




Всего




4

10




20

34

2

0-30




Модуль 2

























2.1

Эволюция взглядов У.Эко на проблемы читателя, текста и интерпретации

7

2

4

-

6

12

2

0-10

2.2

Тема будущего в современной литературе

9

2

4

-

8

14

2

0-10

2.3

Массовая литература и современный литературный процесс

11

2

4

-

6

12

2

0-10




Всего




6

12




20

38

6

0-30




Модуль 3






















0-30

3.1

Особенности современной американской литературы

13

2

2

-

6

12

2

0-10

3.2

Современный латиноамериканский роман

15

2

4

-

6

12

-

0-15

3.3

Жанр романа в современной английской литературе

17

2

4

-

8

14

2

0-15




Всего




6

10




20

36

4

0-40




Итого (часов, баллов):




16

32

-

60

108




100




Из них в интеракт. форме



















12





4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы

Модуль 1

1.1

-

-

0-4

-

-

-

-

-

-

-

-

0-6

0-10

1.2

-

-

0-4

-

-

-

-

-

-

-

-

0-6

0-10

1.3

-

-

0-4

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-1

0-10

Всего

-

-

0-12

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-13

0-30

Модуль 2

2.1

-

-

0-4

-

-

-

-

-

-

-

-

0-6

0-10

2.2

-

-

0-4

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-1

0-10

2.3

-

-

0-4

-

-

-

-

-

-

-

-

0-6

0-10

Всего

-

-

0-12

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-13

0-30

Модуль 3

3.1

-

-

0-4

-

-

-




-

-

-

-

0-6

0-10

3.2

-

-

0-4

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-6

0-15

3.3

-

-

0-4

-

-

-

0-5

-

-

-

-

0-6

0-15

Всего

-

-

0-12

-

0-5

-

0-5

-

-

-

-

0-18

0-40

Итого

-

-

0-36

-

0-15

-

0-5

-

-

-

-

0-44

100


5. Содержание дисциплины


раздела

Наименование
раздела


Содержание раздела

1

2

3

1

Современный литературный процесс за рубежом: к проблеме истоков

Граница «современности». Смысловые доминанты современной культуры. Характер преемственности «модернизм - постмодернизм». Литературоведение и литература: опыт постструктурализма. Литературоведение как экспортер теоретического дискурса. Вклад структурализма в литературный мир XX века. Постструктуралистское «эпистемологическое сочинение».

2

Постмодернизм: основы теории. Повествовательные стратегии постмодернистского текста

Этапы развития постмодернизма в мировой литературе. Игра как ключевая стратегия в постмодернистских произведениях. Проблемы анализа и интерпретации постмодернистских произведений.

3

Разновидности гипертекста в современной зарубежной литературе

Типы гипертекста, дисперсный и аксиальный. Признаки литературного гипертекста. Теория и практика нелинейного письма. Гипертекст и интертекстуальность. Линейность и способы ее разрушения в романах Г. Петровича, П. Корнеля, М. Павича и др.

4

Эволюция взглядов У.Эко на проблемы читателя, текста и интерпретации

Теоретическое осмысление массовой культуры, китч и постмодерн. Особенности литературного наследия У. Эко и проблема интерпретации произведений писателя.

5

Тема будущего в современной литературе.

Процесс и прогресс: переосмысление истории. Отказ от завершенности: линейное и циклическое в современном повествовании. Человек в контексте цивилизации: проблема героя. Новые варианты утопии и антиутопии.

6

Массовая литература и современный литературный процесс

Элитарная и массовая культура. Поэтика массовой литературы: организация сюжета, тип героя. Детективный жанр в его национальных разновидностях. Фэнтази и фантастика. Маскультура как сюжет литературы.

7

Особенности современной американской литературы

Освоение реальности в американской литературе ХХ века. Новинки современной американской литературы. Концепция будущего в творчестве Д.Коупленда.

8

Современный латиноамериканский роман

Латиноамериканская литература - открытие XX века. Отражение жизни континента и формулы «магического реализма» в творчестве А. Карпентьера, М.А. Астуриаса, Х. Кортасара, М. Варгаса Льосы, Г. Гарсиа Маркеса и др. Современные персоналии латиноамериканской литературы.

9

Жанр романа в современной английской литературе

Генезис английского романа: культурно-исторические предпосылки развития жанра в английской литературе второй половины XX века. Осмысление литературных и культурно-исторических традиций в творчестве Дж. Фаулза.


6. Планы практических занятий
Практическое занятие №1

  1   2   3   4