Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Эволюция идейно-эстетических взглядов Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950-х первой половины 1960-х годов




Скачать 270.51 Kb.
Дата27.05.2017
Размер270.51 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи

Сипкина Нина Яковлевна


Эволюция идейно-эстетических взглядов Р.И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950-х – первой половины 1960-х годов

Специальность 10.01.01 - русская литература



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

Абакан 2009

Работа выполнена на кафедре литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»


Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент

Прищепа Валерий Павлович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Минералов Юрий Иванович

кандидат филологических наук, доцент



Ослина Елена Владимировна


Ведущая организация: Красноярский государственный

педагогический университет

им. В. П. Астафьева

Защита состоится 19 февраля 2010 года в 13.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.317.01 при ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по адресу: 655017, г. Абакан, проспект Ленина, 94.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по адресу: 655017, г. Абакан, проспект Ленина, 90.

Автореферат разослан «_____» ________________2010г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Амзаракова И.П.


Общая характеристика работы

Реферирование диссертации посвящено исследованию эволюции идейно-эстетических взглядов Роберта Рождественского в контексте литературного процесса периода «оттепели» (1950-1960-е гг.).

Исследование русской литературы второй половины ХХ века сопряжено с решением целого ряда актуальных проблем. Одна из них – малая степень изученности литературных течений, направлений, а также творчества ряда писателей второй половины ХХ века.

По мнению Л. Я. Гинзбург, к середине ХХ века наша литература попала «в хвост» всего общественного движения. Прервался исторический художественный опыт, накапливаемый веками, произошел распад писательского опыта. Наблюдались явления социального заказа и конъюнктурной литературы. Ощущалось значительное влияние социальной атмосферы на нравственные принципы писателей. Литература этого периода стала отличаться бытовым злоупотреблением понятиями «контроля масс», «ударничества», «социалистического соревнования», «технизации»1, что являлось результатом массового словесного гипноза и той кратковременной, но невероятно сильной универсальности и воспринимаемости, которую приобретают выбрасываемые на языковую поверхность лозунговые слова.

Литература второй половины 1950-х – первой половины 1960-х годов была порождена идеологическими, эстетическими и моральными изменениями в стране и стала отличаться жанровым многообразием. Происходят определенные изменения в прозе – оформляется «лирическая проза» (В. А. Солоухин, Ю. П. Казаков), «молодежная проза» (В. П. Аксенов, А. Т. Гладилин). Публикации в толстых журналах (например, в журнале «Новый мир» - рассказы А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и др.) заставляют говорить о появлении «лагерной прозы». Активизируются прозаики-фронтовики - возникает «лейтенантская проза» Ю. В. Бондарева и Г. Я. Бакланова. Появляется «деревенская проза» (Ф. А. Абрамов, Б. А. Можаев, В. И. Белов, В. М. Шукшин, С. П. Залыгин, В. Г. Распутин). Острый интерес начинают вызывать публикации произведений мировой литературы ХХ века (французских писателей-экзистенциалистов Ж. П. Сартра, А. Камю, новаторской драматургии С. Беккета, Э. Ионеско, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, прозы Ф. Кафки, романов Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя и др.). В эти годы второе рождение переживает поэзия А. Т. Твардовского и К. М. Симонова, появляются в печати поэтические произведения С. С. Орлова, Б. А. Слуцкого и др. Издаются книги стихов других поэтов старшего поколения: Л. Н. Мартынова («Первородство»), Н. Н. Асеева («Лад»), В. А. Луговского («Середина века»). К середине 1960-х гг. были опубликованы стихотворения М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой. Появляется «эстрадная» поэзия (Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина и др.). Заявляет о себе «авторская» песня (Б. Ш. Окуджава). В самом начале 1950-х годов появляется новая публицистика – очерки «Районные будни» В. В. Овечкина и др.

Данная литература размыла миф о духовном монолите идеологического, мировоззренческого, однородного мышления советского общества. Писатели стали отличаться не только «творческим почерком» и «уровнем мастерства», но и разными гражданскими позициями, политическими убеждениями, эстетическими взглядами. Эти произведения вполне осуществили свое эстетическо-идеологическое и нравственно-педагогическое предназначение. Они подтвердили, что не будет возврата к прошлому, станет нравственно невозможной романтизация насилия и ненависти, попытка сконструировать «идеального героя». Советское общество узнаёт о существовании конфликта не только между хорошим и отличным. Постепенно возрождается внимание к маленькому «рядовому» человеку, к его заботам и радостям.

По словам Д. С. Лихачева, литературные течения второй половины ХХ века носят быстротечный характер, появляются и исчезают в зависимости от той или иной ситуации (литературной, общественной, политической и др.) 2.

Данную тенденцию можно проследить на примере «эстрадной» поэзии второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг. «Эстрадная» поэзия в данном случае выступает определенным показателем в жанровых изменениях литературы и общественного интереса к подобному виду словесного искусства, возникшего стихийно и стихийно ушедшего после изменившихся общественных условий.

Ю. Н. Тынянов писал о традициях и влияниях поэзии, отмечая, что каждая эпоха выбирает из прошлой культуры то, что именно для нее ценно и насущно (в случае с «эстрадной» поэзией - громко огласить свои мысли, суждения, чувства после долгого молчания), при этом сфера преемственности со временем меняется; влияние может совершаться тогда и в таком направлении, в каком имеются для этого литературные условия3.

«Эстрадная» поэзия в целом характеризуется заметными формальными и функциональными изменениями стиха, отмечаются интонационные изменения (доминирует разговорная интонация – беседа, монолог, диалог). Наличествует соответствующее изменение в использовании тропов и синтаксических фигур (метафоризация, риторические фигуры - вопросы, восклицания, а также - эллипсис, инверсия и др.). Для «эстрадной» поэзии характерны ритмические и рифмические переносы, частое использование предударной рифмы (корневой) и др. Именно эти качества «эстрадной» поэзии сближают ее с поэзией начала ХХ в. (например, с поэзией В. В. Маяковского).

Представители «эстрадной» поэзии создавали свою новую мифологию, соответствующую духу времени хрущевской «оттепели». Развенчивая культ личности Сталина, они утверждали «культ личности Ленина»4, который в их произведениях становился непререкаемым авторитетом. Внутренняя психологическая сторона творчества воплощалась в раскрытии своего представления об окружающем мире в различных образах.

«Эстрадная» поэзия, в определенной мере, стала осознавать опыт литературных течений и школ начала ХХ в. Этому содействовала моральная атмосфера, порождавшая смелость (говори что хочешь), честность (говори, что думаешь). Поэты попытались подключиться к прерванному историческому опыту. В связи с этим слова «любовь», «дружба», «товарищество» и др. вновь приобрели свои идейную ценность. Поэты стараются бороться против внедренных в литературу универсальностей: злоупотреблением лозунговыми словами, бюрократизмами, восхвалениями и прочими атрибутами тоталитарной системы, построенной на лжи и страхе.

Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина и другие представители «эстрадной» поэзии данного периода своим творчеством формировали это явление, новый тип молодого человека. Отмечалась небывалая популярность поэзии: в десятки раз возросли тиражи книг стихов. Например, сборник стихов Р. И. Рождественского «Сын Веры» (1966), выпущенный тиражом 100000 экземпляров, разошелся мгновенно. Поэтические вечера проходили в огромных аудиториях, на площадях, стадионах.

С одной стороны, представители «эстрадной» поэзии были разочарованы в предшествовавшей им действительности, с другой – стремились к борьбе за очищение революционных идеалов, в чем отразилась известная утопичность их взглядов. В них существовал «страстный прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам»5.

Перед современным литературоведением стоит задача создания целостной картины поэзии второй половины 1950-х – первой половины 1960-ых гг., в частности, «эстрадной» поэзии. Уже существует тенденция изучения «шестидесятничества» как сложного историко-литературного явления. Продвигается осмысление творчества ряда ярких его представителей: в большей степени изучен литературный опыт Е. А. Евтушенко6 и Б. А. Ахмадулиной7, в меньшей степени - Р. И. Рождественского8 и А. А. Вознесенского9.

После издания очерка А. В. Мальгина «Роберт Рождественский» (1990), носящего, скорее, описательно-публицистический характер, серьезного анализа творчества Р. И. Рождественского не было проведено до сих пор. В нашей работе предпринимается попытка научного изучения весомой части поэтического наследия Р. И. Рождественского.

Раннее поэтическое творчество Р. И. Рождественского (2-я пол. 1950-х –1-я пол. 1960-х гг.), как и любое творчество видного поэта, представляет собой явление единственное в своем роде, игравшее активную роль в литературном процессе середины ХХ века. В известной степени его стихи отразили новое видение окружающего мира, идейно-эстетические и нравственно-философские убеждения пришедшего в литературу поколения.

Таким образом, изучение литературного течения «шестидесятничества» и «эстрадной» поэзии как неотъемлемой ее части, по нашему мнению, не может быть полным без понимания раннего творческого опыта одного из активных зачинателей этого течения - Р. И. Рождественского.



Актуальность исследования продиктована тем, что само время выдвигает перед отечественным литературоведением задачу создания истории литературного процесса середины ХХ века, для осуществления которой требуется глубокое и всестороннее исследование творческого наследия целого ряда писателей. Весомой частью литературной эволюции этого времени является раннее поэтическое творчество Р. И. Рождественского.

Вот уже более полувека среди множества поэтических имен имя Р. И. Рождественского (до и после смерти) в центре споров и разногласий10. Это объясняется тем, что в его ранних поэтических произведениях нашла отражение значимая часть художественного богатства поэзии «оттепели». Актуальность данного исследования заключается и в том, что давно уже необходимо сквозь инерцию созданного научного мнения показать истинное лицо поэта, рассмотреть значимые события творчества, которые стали причиной дискуссий вокруг его имени.



Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые подводятся определенные итоги идейно-эстетической эволюции творчества Р. И. Рождественского 1950-1960-х годов.

В ряде литературоведческих работ признаются художественные достижения поэта11, но даются они вне контекста литературного процесса второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг. Многоаспектное исследование раннего поэтического творчества Р. И. Рождественского, на наш взгляд, позволит выявить важные черты и тенденции русской литературы периода «оттепели».

В данном исследовании предпринимается попытка преодолеть мощную инерцию чрезмерно идеологизированных мнений, устаревших и устоявшихся суждений о раннем творчестве поэта.

Основная цель работы - исследование эволюции идейно-эстетических взглядов Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950-х – первой половины 1960-х годов.

Данная цель мотивирует ряд конкретных задач диссертации:

1) рассмотреть «эстрадную» поэзию как идейно-художественное явление в контексте литературного процесса 2-й. пол. 1950-х – 1-й. пол. 1960-х гг. - на примере раннего творчества Р. И. Рождественского;

2) определить мотивы и лейтмотивы ранней лирики Р. И. Рождественского;

3) выявить идейно-художественное своеобразие поэм «Моя любовь», «Реквием», «Письмо в ХХХ век», «Поэма о разных точках зрения», «До твоего прихода»;

4) раскрыть характерные черты индивидуального стиля Р. И. Рождественского.

Метод и методологические основы исследования. Данная работа построена на дедуктивном методе, который реализуется только при условии системного подхода к явлению. Раннее творчество Р. И. Рождественского рассматривается не как совокупность отдельных признаков, но как целостная структура, имеющая ряд взаимообусловленных функций.

В работе использованы методы, предполагающие изучение поэтического творчества Р. И. Рождественского в его социально-историческом развитии: аналитический, культурно-исторический, контекстологический, сравнительно-сопоставительный. Ракурс избранных методов продиктован общей исследовательской задачей и, на наш взгляд, позволит выявить черты литературных традиций и определить место раннего творчества в литературном процессе.



Методологическую основу исследования составили труды А. Н. Веселовского, В. В. Виноградова, М. Л. Гаспарова, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Ю. И. Минералова, А. А. Потебни, Л. И. Тимофеева, Ю. Н. Тынянова, Б. В. Томашевского, В. Е. Холшевникова, Б. М. Эйхенбаума и др.

При изучении поэзии Р. И. Рождественского основополагающими стали работы Л. А. Аннинского, А. В. Мальгина, В. П. Прищепы, Е. Ю. Сидорова, С. И. Чупринина и др.



Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие «эстрадной» поэзии 2-й. пол. 1950-х – 1-й. пол. 1960-х годов происходило преимущественно в системе жанров лирического стихотворения и модификаций лирико-публицистической поэмы ораторской направленности. Эта особенность была обусловлена как характером социокультурной ситуации данного периода, так и художественными устремлениями поэта.

2. Поэзия Р. И. Рождественского внесла в литературный процесс 1950-х – 1960-х годов новое понимание Великой Отечественной войны, уведенной глазами ребенка со стороны тыла, который осознавался частью сражающейся с фашизмом Родины. Многочисленные стихотворения-баллады, поэма «Реквием» продолжают традиции А. А. Ахматовой, обретя новое пафосное наполнение. Образ неизвестного солдата эволюционирует: от восприятия его изменником Родины к образу героя-мученика и истинного защитника Отечества. Сплав черт церковной литургии, русского народного причитания и ораторской речи рождает новаторскую и по-своему уникальную форму малой лирической поэмы.

3. Пейзажная лирика Р. И. Рождественского продолжила традиции русской классической поэзии в изображении природы, отразив эволюцию взглядов на природу как объект покорения – к объекту преклонения и эстетического восхищения. Классификация пейзажей и основных мотивов в пейзажной лирике Р. И. Рождественского свидетельствует о том, что пейзажная лирика поэта расширила образные ряды русской лирики, внеся в них новое представление о красоте и неповторимости, прежде всего, русской северной и сибирской природы.

4. Песенная поэзия Р. И. Рождественского – важная составляющая его творчества, характеризующаяся сплавом мелодик устной речи, разговорной интонации и высокой романтической патетики. Прием контрастного изображения, одическая воспевающая гипербола как примета песенного стиля поэта отражают традиции русских народных песен. Обрядовые, лирические и исторические народные песни, русский классический романс, авторская и советская массовая песня – основополагающая часть песенной поэзии Р. И. Рождественского.

5. Индивидуальный стиль Р. И. Рождественского имеет особую конфигурацию. Поэтический синтаксис ориентируется на письменный и на устно-разговорный способ соединения слов. Интонационный строй характерен для эволюции русского стиха второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг., отличается своей многообразностью и контрастностью. Внутренняя форма стихов Р. И. Рождественского имеет колеблющийся контур и составляет основу индивидуального стиля. Рифма как основной элемент внутренней формы стихотворений поэта отличается своей отчетливой художественностью и своеобразием. Неологизм – один из важных элементов образования внутренней формы поэтического произведения, является результатом индивидуального стиля поэта.



Объект исследования: ранняя лирика и поэмы Р. И. Рождественского, рассматриваемые с учетом идейно-художественного опыта поэтов-шестидесятников: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной.

Предмет исследования: художественное воплощение идейно-эстетических взглядов Р. И. Рождественского 2-й пол. 1950-х –1-й пол. 1960-х годов, рассмотренных в эволюции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории русской литературы, при чтении курсов по русской литературе, проведении спецкурсов, спецсеминаров по русской поэзии, а также при составлении учебников и учебных пособий для вузов и школ.

Апробация работы – основные положения данного исследования опубликованы в форме тезисов и отдельных статей в научных сборниках МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, ХГУ им. Н. Ф. Катанова, Алтайского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 14 статей. Результаты исследования обсуждались на конференции «Русская литература ХХ–XXI веков: проблемы теории и методологии изучения» МГУ (декабрь 2008 г.), на научных конференциях Института филологии ХГУ («Актуальные проблемы изучения языка и литературы», ноябрь 2005 г., октябрь 2006 г., октябрь 2007 г., октябрь 2008 г., октябрь 2009 г.), на кафедре литературы Института филологии ХГУ.

Структура диссертации. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического раздела.
Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается краткая история вопроса, определяются предмет и объект исследования, обозначаются его цель и задачи, раскрывается научная новизна, выявляется теоретическая и практическая значимость проводимого исследования. Во введении указывается также определяющая методология, формулируются положения, выносимые на защиту, и приводятся сведения об апробации работы.



Первая глава («Эстрадная» поэзия в контексте литературного процесса второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг.») посвящена раскрытию особенностей литературного процесса данного времени. В главе определяется значение «эстрадной» поэзии на примере раннего творчества Р. И. Рождественского.

В первом параграфе («Эстрадная» поэзия как часть литературного процесса 2-й. пол. 1950-х – 1-й. пол. 1960-х гг.») раскрываются закономерности литературного процесса исследуемого периода и выявляется роль «эстрадной» поэзии.

В параграфе прослеживается эволюция литературных жанров прозы и поэзии. Поэзия, благодаря своей специфике, первая обозначила наступление перемен в социально-политической сфере. «Эстрадная» поэзия выдвинулась на передовые позиции литературной борьбы и сыграла заметную роль в наступивших переменах, отличаясь при этом пафосом молодой романтики и энтузиазмом, реалистичностью и новым мифологизмом.

Видимый вклад «эстрадной» поэзией был внесен и в эволюцию русского стиха. Это выразилось в жанровых изменениях, проявившихся в расцвете ораторского стиха, жанрово-родовом синтезе, расширении границ лирики и углублении эпичности. Поэзия стала отличаться определенной рассудительностью, сопоставлением и обсуждением различных идей, выяснением причин и следствий, что привело к сближению лирического героя с автором и усилению роли подтекста. Оформляются такие стилевые особенности, как многочисленные риторические фигуры, клятвы, призывы с разными декларативными оттенками. Интенсивно используется корневая (предударная), ассонансная рифма, формируется лексическое своеобразие.

Во втором параграфе («Эволюция раннего поэтического творчества Р. И. Рождественского в контексте литературной борьбы») рассматривается раннее поэтическое творчество Р. И. Рождественского как весомая часть литературной борьбы в отечественной литературе.

Первые сборники стихов Р. И. Рождественского стали предверием перемен в сфере «эстрадной» лирики 2-й пол. 1950-х - 1-й пол. 1960-х гг., в которых определилась творческая манера, поэтический почерк художника. Р. И. Рождественский стал одним из первопроходцев поэтического направления «дорожной» и «полярной» романтики русской лирики середины ХХ века.

В своих стихах поэт постоянно возвращается к тому горестному и противоречивому, что принес культ личности Сталина, к тем явлениям, которые еще нужно «выкорчевывать». Р. И. Рождественский пишет о правде жизни, неизбежно и остро вступающей в противоборство с любым обманом, с любым приукрашиванием.

В поэмах Р. И. Рождественского («Моя любовь», «Письмо в ХХХ век») отразились определенные жанровые особенности лирической поэмы середины ХХ века.

Форму поэмы «Моя любовь» можно определить как лирико-публицистический дневник, сопряженный с собственно авторскими высказываниями. Поэму отличает достаточно сложная жанровая структура. Центральная идея поэмы реализуется на столкновении контрастных сил – поэта-романтика и обывательского, мещанского мира. Характер последовательного лирического повествования поэмы выражается монологом лирического героя (из которого мы узнаем о событиях, произошедших с героем), лирическими отступлениями (которые помогают понять душевные переживания главного героя). Первая часть поэмы раскрывает романтические чувства лирического героя. Вторая часть - контрастна, в ней описывается мир героини – мир мещанства и обывательщины. Образный ряд поэмы позволил автору типизировать образ молодого человека нового времени, разоблачить сущность мелкого ложного «счастьица».

Поэма Р. И. Рождественского «Письмо в ХХХ век» выразила идейную и художественную эволюцию художника в начале 1960-х годов. Вслед за Я. В. Смеляковым, А. Т. Твардовским, В. А. Луговским, Е. А. Евтушенко и другими поэтами-«шестидесятниками», Р. И. Рождественский передает свои ощущения событий, произошедших в советском Отечестве. В поэме была создана своеобразная художественная структура – страстный многоплановый монолог. В произведении в концентрированной форме выразилось его отношение к миру, определились симпатии и антипатии, четко сформировались идейно-эстетические позиции.



В третьем параграфе («Идейно-художественное своеобразие «Поэмы о разных точках зрения») определяется значение поэмы в литературном процессе изучаемого периода.

Жанровая система «Поэмы о разных точках зрения» достаточно сложная (фантастические сюжеты, философские размышления, диалогическая и монологическая речь). Центральная идея произведения решается на контрастном материале (поэт – обыватель, мудрые люди – агрегаты для переработки пищи, лакировка – тернистый путь в литературе). Во вступлении в монологической форме раскрываются актуальные, сложные вопросы современной поэту действительности. В поэме также осваивается форма диалога, который выполняет функцию временного и, в некоторой степени, смыслового скрепления простого и сложного (диалог романтика с обывателем является вступлением к раскрытию, развитию темы обывательщины и поэтического предназначения). Использованный в раскрытии образов прием контраста (поэта – обывателя, биографа - писателя, мудрых людей и людей-агрегатов) позволил автору типизировать и детализировать данные образы, показать их социальные характеристики.



Глава 2. («Мотивы и лейтмотивы ранней поэзии Р. И. Рождественского») включает в себя семь параграфов, в которых проводится идейно-эстетический анализ творчества поэта и подробно рассматриваются характерные особенности индивидуального стиля.

В первом параграфе («Нравственно-философское осмысление Великой Отечественной войны») определяется значение военных мотивов в творческой эволюции поэта.

В середине ХХ века и в начале 1960-х годов отечественной литературе формируется новый взгляд на войну. В центре ряда произведений выдвигается образ ребенка – участника войны. Его облик в середине 1950-х годов определяется, например, в произведениях М. В. Шолохова («Судьба человека»), В. О. Богомолова («Иван»), а также в произведениях Е. А. Евтушенко («Свадьбы», «Армия», «Фронтовик»), Р. И. Рождественского («Концерт», «Базар того года», «Та зима…») и др. Восприятие войны мальчиком-подростком усиливает драматизм ситуации, с большей силой выражаясь в стихотворениях-воспоминаниях. Мотивы Великой Отечественной войны в раннем поэтическом творчестве стали для поэта точкой отсчета, основой нравственно-философского осмысления жизни. Стихотворения-баллады, стихи о бессмертии, стихи о радости Победы, о подвигах защитников Отечества обогатили мир поэзии своей самобытностью.



Во втором параграфе «Специфика жанра лирический поэмы Р. И. Рождественского (поэма «Реквием»)» определяется новая жанровая модификация лирико-публицистической поэмы.

Р. И. Рождественским был создан современный «Реквием», в котором отображается гуманистическая тема бессмертия героического подвига во имя победы жизни над смертью. Реквием написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.



В третьем параграфе («Значение любовной лирики в формировании идейно-эстетических взглядов поэта») впервые раскрывается своеобразие интимных стихов в творчестве Р. И. Рождественского и их место в литературном процессе середины ХХ века.

Любовная лирика Р. И. Рождественского занимает важное место в его литературном наследии. Интимные стихи возвращали лирической поэзии второй половины 1950-х – первой половины 1960-х годов неподдельную искренность, восстанавливали в правах подлинную глубину лирического чувства, продолжая традиции любовной лирики классической русской поэзии.



В четвертом параграфе («Типология пейзажной лирики») определяется степень изученности пейзажной лирики Р. И. Рождественского в отечественном литературоведении. Нами прослеживаются эволюционные процессы отношения поэта к природе, образная система стихотворений о природе, главные элементы художественной выразительности и приводится также классификация пейзажей.

В творчестве Р. И. Рождественского природа является предметом лирического размышления, затрагивающего коренные вопросы мировоззрения художника. Природа у Рождественского выступает праобразом и идеалом художественного творчества. В пейзажной лирике осмысливается соотношение первозданных стихий и человеческого волнения и раздумья. Пейзажная лирика раннего творчества поэта расширила образные ряды русской лирики, внеся в них новое понимание, представление о красоте и неповторимости русской (сибирской) природы. Поэт продолжил традиции классической русской поэзии, которые выразились в напряженных поисках ассоциативного поэтического слова, где органически сочетаются зримая предметность и «незримая», ярко представляемая образность.



В пятом параграфе («Поэтика и типология песенного творчества») рассматривается песенная поэзия Р. И. Рождественского: тематика, образная система, композиционные особенности, языковые средства. Прослеживается также взаимосвязь с авторской песней.

Поэт внес в песенную культуру середины ХХ века особый склад стиха, свои мысли, душевные переживания, чувства. Романтизм поэта реализовался в песнях-странствиях с центральными для них образами дороги, путей как «линий жизни», испытаний и надежд, путей к себе, путей в неизведанное и др. Развивая унаследованные традиции поэтики народного творчества в использовании языковых средств (гипербола, символ, антонимы, постоянные эпитеты и др.), создал яркие образы, которые характерны для тематики ранней поэзии Р. И. Рождественского. Песни поэта, вобрав в себя некоторые черты авторской песни, раскрыли миру поэзии новое мироощущение и миропонимание.



В шестом параграфе («Развитие традиций В. В. Маяковского в сатирическом творчестве Р. И. Рождественского») рассматривается взаимосвязь с сатирой В. В. Маяковского. Выявляется роль сатирических стихотворений Р. И. Рождественского в литературном процессе 1950 - 1960-х годов.

Его сатира отличается конкретностью и целенаправленностью. Р. И. Рождественский учился у В. В. Маяковского широкому использованию разговорной интонации, снижению «высоких» поэтических образов. Поэт осваивал приемы иронического иносказания, выделения физиологической и физической детали, совмещения разных планов: лирического и бытового, сатиры и лирики. В основе стихов Р. И. Рождественского лежит новое миропонимание, качественно отличное и специфическое. Сатирические стихи выделяются социальной заостренностью тематики, многочисленностью образов, сочетанием воинствующего оптимизма и трагического восприятия мировых событий. Элементы сатиры и лирики дополняются высокой патетикой, наполненной верой в лучшее. Поэтому в обличительных стихотворениях было явлено качественно новое и своеобразное сочетание лирики, сатиры и героики.



В седьмом параграфе («Стиль: традиции и новаторство») выявляются характерные черты индивидуального стиля Р. И. Рождественского.

Художественное богатство образов ранней поэзии Р. И. Рождественского определяется их многозначностью и объемом предметно-смысловых связей как внутри, так и за пределами произведения. В стихотворениях поэта заключены многосмысловые образы, которые нельзя истолковать однозначно. Умение найти общее в разном и разное в общем, олицетворить вещное и определить духовное – все это характеризует художественный поиск Р. И. Рождественского.

Индивидуальный стиль Р. И. Рождественского имеет свой особый внешний облик – конфигурацию, которая легко угадывается при чтении его стихов. Здесь мы сталкиваемся с портретированием общественных явлений эпохи «оттепели» и личных переживаний поэта, и в этом обрисовывается стиль как принцип – словесное воплощение, которое является итогом творческой фантазии поэта.

Ориентация поэтического синтаксиса Р. И. Рождественского на книжно-письменный и на устно-разговорный способ соединения слов и более крупных смысловых единств влечет глубинные, принципиальные различия в организации художественного содержания. В первом случае достигаются логические прояснения, линейный причинно-следственный характер отношений между элементами содержания. Во втором случае резко возрастает ассоциативность, «идеи переплетаются, перетекают друг в друга, соединяются по контрасту, не договариваются, подразумеваются». Конкретные «мнимые» (Ю. И. Минералов) неправильности проявляются в слоге Р. И. Рождественского в форме сложных инверсий, «затемняющих» логическую ясность, употребление «не тех» падежей, соединение слов необычным способом, выкидка определенных элементов содержания и т.п., которые усложняют и обогащают феномен индивидуального стиля.

Интонационно-ритмический строй раннего творчества Р. И. Рождественского характерен для эволюции русского стиха второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг.: основное ядро стихотворных строф остается традиционным, но в то же время наблюдается появление экспериментальной периферии, которая отличается полярностью: от классических форм до свободного стиха. В результате рождаются новые размеры и др.

Так, например, в метрическом отношении в стихах Р. И. Рождественского можно наблюдать определенное отражение русской силлаботоники, но в то же время наблюдается перераспределение двухсложников, возрастание трехсложников, появление логаэдов в жанре песенного стиха, что не встречается в классическом стихе. В своих произведениях Р. И. Рождественский использует ритмы, основанные на столкновении ударений. Эти ритмы характерны для экспериментаторских опытов таких русских поэтов начала ХХ века, как В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, И. Северянин и др.

Ритмический рисунок стихотворений поэта разнообразен. Усвоив достижения предшественников (силлабо-тонические размеры, дольники, акцентный стих), поэт свободно ими пользуется. Р. И. Рождественский сочетает их в любых комбинациях и создает собственные размеры: силлабо-тонические стихи с неупорядоченными чередованиями двух-трех сложного размеров, силлабо-тонические стихи двух сложники, с вариациями анакруз, свободные стихи и др. Таким образом, поэт продолжил разработку русского стиха, реализовав потенциальные возможности русского языка.

Интонационный строй в стихах Р. И. Рождественского также разнообразен и одновременно контрастен: непринужденный тон бытового разговора не противоречит патетике ораторской речи, и лирическая приподнятость элегического раздумья не исключает язвительную речь сатиры, торжественное повествование и шутливый рассказ.

Рифмы являются основными элементами образования внутренней формы стихов Р. И. Рождественского.

Отличительными особенностями рифмы поэта являются: использование предударной рифмы, многочисленные нарушения точной классической рифмы, употребление тавтологической рифмы как средства раскрытия образа и идеи стихотворения, а также употребление начальной, внутренней рифмы и многочисленных звуковых повторов, которые все вместе выражают внутреннюю форму стихов.

Индивидуально-авторские новообразования (неологизмы) в ранних стихах Р. И. Рождественского являются одним из элементов образования внутренней формы поэтического произведения. Неологизмы («баскетбог», «белобородие», «бессмертинка», «громадно», «коктейлить», «крылато» и др.) отличаются семантической сконцентрированностью и выступают как своеобычные «свернутые» метафоры.

В заключении формулируются основные выводы, следующие из содержания работы, и намечаются перспективы дальнейшего исследования творческого наследия Р. И. Рождественского.



Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Специфика рифмы как основного элемента образования внутренней формы в творчестве Р. И. Рождественского (1950-1960-е гг.) [Текст] / Н. Я. Сипкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. С.-П. 2009. № 99. С.187-192. (0,2 п. л.).



в других изданиях:

2. Раннее поэтическое творчество Р. Рождественского: особенности идейно-эстетической эволюции поэта [Текст] / Н. Я. Сипкина // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, Серия 6,: Филология: литературоведение, Выпуск 3. – Абакан, 2004. – С.64-71. (0,3 п. л.).

3. Специфика рифмы Р. Рождественского раннего периода творчества (1954-1964 гг.) [Текст] / Н. Я. Сипкина //Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая личность в межкультурной коммуникации, материалы V Всероссийской научно-практической конференции 23 -25 ноября 2005 года. – Абакан. – 2005. – С. 323 – 328. (0,2 п. л.).

4. Литературная борьба середины 1950-1960-х гг. как противопоставление партийного руководства страны со свободомыслящими писателями [Текст] / Н. Я. Сипкина // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия, научно-методический бюллетень, Выпуск 3. – Абакан, 2006. – С. 93 -104. (0,5 п. л.).

5. Любовная лирика раннего поэтического творчества Р. Рождественского: особенности, значение в формировании идейно-эстетических принципов [Текст] / Н. Я. Сипкина //Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая политика в межкультурной среде, Материалы I Международной научно-практической конференции 19 -21 октября 2006 г. – Абакан. – 2006. - С. 135 – 141. (0,27 п. л.).

6. Пейзажная лирика раннего поэтического творчества Р. Рождественского: главные элементы художественной выразительности [Текст] / Н. Я. Сипкина // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Серия 5, Филология: Языкознание, Выпуск 8. – Абакан. – 2007 - С. 84 -91. (0,3 п. л.).

7. Мнимые неправильности стихотворного синтаксиса Р. Рождественского (середина 1950-1960-х гг.) как главное средство образования поэтического индивидуального слога [Текст] / Н. Я. Сипкина // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии, XI. – Абакан. – 2007. - С. 57 – 59. (0,13 п. л.).

8. Поэтика раннего песенного творчества Р. Рождественского (2-й половины 50-х – 60-х гг. ХХ в.) [Текст] / Н. Я. Сипкина // Актуальные проблемы изучения русского языка и литературы: коммуникативные стратегии и тактики филологического образования в поликультурном коммуникативном пространстве, Материалы II Международной научно-практической конференции 23-25 октября 2007 г. – Абакан.- 2007 - С. 134 – 138. (0,18 п. л.).

9. Р. Рождественский - яркий представитель «эстрадной» поэзии середины 1950-х – первой половины 1960-х гг. [Текст] / Н. Я. Сипкина // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. XII. – Абакан. – 2008. - С. 56-63. (0,3 п. л.).

10. Стилевой протеизм в ранней поэзии Р. Рождественского (вторая половина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) [Текст] / Н. Я. Сипкина //Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковое развитие и языковое образование Юга Сибири и сопредельных территорий. Материалы III Международной научно-практической конференции 23-25 октября 2008 г. – Абакан. – 2008. - С. 37 – 38. (0,1 п. л.).

11. Эволюция раннего поэтического творчества Р. Рождественского (вторая половина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) [Текст] / Н. Я. Сипкина // Актуальные проблемы филологии. Сборник статей Межрегиональной (заочной) научно-практической конференции с международным участием. Выпуск 2. – Барнаул-Рубцовск: Издательство Алтайского государственного университета, 2008.- С.192-215. (1,1 п.л.).

12. Раннее песенное творчество Р. Рождественского: особенности и значение в литературном процессе второй половины 1950-х – 1960-х гг. [Текст] / Н. Я. Сипкина // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия, научно-методический бюллетень, Выпуск 4. – Абакан, 2008. – С. 47-68. (0,95 п. л.).

13. Внутренняя форма в индивидуальном стиле Р. Рождественского [Текст] / Н. Я. Сипкина // Русская литература ХХ – XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы III Международной научной конференции: Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 4-5 декабря 2008 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. – М.: МАКС Пресс, 2008. – С. 316-318. (0,13 п. л.).

14. Продолжение традиций В. Маяковского в сатирическом творчестве Р. Рождественского (вторая половина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) [Текст] / Н. Я. Сипкина // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. XIII. – Абакан. – 2009. - С. 57-65. (0,36 п. л.).




1 Гинзбунг Л.Я. Человек за письменным столом. Л., 1989. С. 132.

2 Лихачев Д.С. Прошлое-будущее. М., 1979. С. 200.

3 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1979. С. 280

4 Комин В.В., Прищепа В.П. Он пришел в ХХI век: Творческий путь Евгения Евтушенко. Иркутск, 2009. С. 110.

5 Прищепа В.П. Шестидесятничество: споры, суждения, оценки // РАН. Сибирское отделение. Серия Филология. 2000. № 2. С. 33.

6Сидоров Е. Ю. Евтушенко: личность и творчество. – М.: Художественная литература, 1987. 206 с.

Возчиков В. А. Е. Евтушенко – критик: Литературно-критические этюды. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1992. 88 с.; Прищепа В. П. Поэма в творчестве Е. А. Евтушенко и А. А. Вознесенского (1960-1965) – Красноярск: издательство Красноярского университета, 1990. 156 с.; Прищепа В. П. Человек, которого не победили: критико-библиографический очерк жизни и творчества Е. А. Евтушенко. Абакан: издательство Хакасского государственного университета, 1998. 284 с. (в соавторстве В. В. Артемовым); Прищепа В. П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965 - 1995 гг.). Абакан: изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1996. 344 с.; Прищепа В. П. Он пришел в XXI век: творческий путь Е. Евтушенко. Иркутск, 2009. 432 с. 3-е издание доп. и дораб. (в соавторстве с В. В. Коминым).



7 Грушников О. Белла Ахмадулина. Библиографический конспект литературной жизни / в кн. Ахмадулина Б. Миг бытия – М.: Аграф, 1997. С. 273-280; Афанасенкова Е.Н. Особенности творческой манеры Б. А. Ахмадулиной (поэзия, проза): авторефрат дис.. … канд. филол. наук / Рост. гос. педаг. университет. – Ростов-на –Дону, 2005. – 18 с.; Алешка Л. Пушкинские традиции в поэзии Б. Ахмадулиной //Вестн. Белорус. ун-та.- Сер.4. – 1992. - № 2. С. 15-18. и др.

8 Мальгин А. В. Роберт Рождественский: Очерк творчества. М.: Художественная литература, 1990; Мальгин А. В. Публицистика в поэзии (Р. Рождественский и Е. Евтушенко). - М.: Общество «Знание» РСФСР, 1998. – 88 с.

9 Зайцев В. А. История русской литературы второй половины ХХ века: учеб. пособие / В. А. Зайцев, А. П. Герасименко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 64-77; Геуркова Н. Индивидуально-авторские новообразования в поэзии А. Вознесенского и Р. Рождественского 60-70 годов: авторефрат дис.. … канд. филол. наук / НИИ преподавания русского языка в нац. школах. М., 1986. 17 с.

10 Михайлов А.А. Утверждая себя…; О полемике в стихах и лирических декларациях // Звезда.1962. № 12. С. 180 – 181; Смеляков Я. Молодая поэзия нового времени // Москва.1962. № 12. С.220; Аннинский Л. Жажда цельности // Навстречу будущему. М., 1962. С. 11, 12, 14, 15, 16- 18, 26 – 28, 36, 37; Аннинский Л., Байгушев А. Очищение от суеты или восхождение к зрелости?: Диалог двух критиков о современной поэзии // Дон. 1973. № 4. С. 175; Таганов Л. Вокруг «лирической обоймы» // Молодые о молодых. М., 1974. С. 246, 247, 249 – 250; Кожинов В., Михайлов А. А. «Как наше слово отзовется»: Диалог // Лит. обозрение. 1976. № 1. С. 64-65; Чупринин С. крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. – М.. 1983. – С. 12, 14, 19-20, 21, 23. 29, 37, 38, 259, 260, 282; Вознесенский А. Небесный муравей // Огонек. 1986. № 48. С. 28; Вознесенский А. Мы были тощие. И уже тогда ничего не боялись; Евтушенко Е. Я начинал как волчонок-одиночка / (Интервью вел Ф. Медведев) // Огонек, 1987. № 9. С. 27, 28. 29; Евтушенко Е. Фехтование с навозной кучей: Воспоминания // Евтушенко Е. Золотая загадка моя. Иркутск, 1994. С. 28 -29; Бакланов Г. Я. Он сам все сказал о себе. Л. А. Аннинский Зона. Незабвенная шестая часть земли. Евтушенко Е. А. Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим. Гамзатов Р. Поэт. Ваншенкин К. Поэзия не умирает. Аксенов В. Два не очень трезвых Бога. Вознесенский А. Надо напомнить людям, что такое поэзия / Роберт Рождественский Удостоверение личности. М.: Эксмо, 2007. С. 658-660, 666-676, 168-175, 698-704, 77-81, 135-144, 190-196. и др., 285 (О Рождественском как ред. ью велл Ф.несенский А. партии и правительства с деятелями лит.

11 Воронов В. Мы еще будем // Вопросы литературы. 1965. № 3. С.56-69; Бочаров А. О Роберте Рождественском // Рождественский Р. Радар сердца. М., 1971, С. 3-13; Сидоров Е. Служба поэтического слова // Рождественский Р. Стихотворения, М., 1988, С 5-14; Минералов Ю. Современная предударная рифма и проблема рифменной эволюции в русском стихе: автореферат дис. …канд. филол. наук / Тарт.ун-т, Тарту, 1975, С. 16, 17, 19, 20; Геуркова Н. Индивидуально-авторские новообразования в поэзии А. Вознесенского и Р. Рождественского 60-70 годов: автореферат дис. …канд. филол. наук /НИИ преподавания рус.яз. в нац. шк. М., 1986, 17 с; Бакланов Г.Я. Он сам все сказал о себе. Л.А. Аннинский Зона. Незабвенная шестая часть земли. Евтушенко Е. А. Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим. Гамзатов Р. Поэт. Ваншенкин К. Поэзия не умирает. Аксенов В. Два не очень трезвых Бога. Вознесенский А. Надо напомнить людям, что такое поэзия / Роберт Рождественский Удостоверение личности. М.: Эксмо, 2007. С. 658-660, 666-676, 168-175, 698-704, 77-81, 135-144, 190-196. и др.


  • Научный руководитель
  • Минералов Юрий Иванович
  • Общая характеристика работы
  • Актуальность исследования
  • Метод и методологические основы исследования
  • Положения, выносимые на защиту
  • Объект исследования
  • Теоретическая и практическая значимость
  • Основное содержание работы Во введении
  • Первая глава («Эстрадная» поэзия в контексте литературного процесса второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг.»)
  • Глава 2. («Мотивы и лейтмотивы ранней поэзии Р. И. Рождественского»)
  • Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях