Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Этика и деонтология в хирургии




Скачать 129.41 Kb.
Дата08.07.2017
Размер129.41 Kb.
Этика и деонтология в хирургии.

В.П.Рехачев

Северный Государственный медицинский университет.
Медицинская деонтология это наука о должном. Вопросы этики и деонтологии неразрывно связаны с личностью врача, в частности хирурга. Эта наука имеет свою давнюю, богатую событиями историю. Во все времена много писалось о профессии врача. Издавна принято отождествлять личность врача с самыми высокими понятиями о честности, преданности, самоотверженности, милосердии, доброте и гуманности. Так, например, древнейший индийский литературный памятник медицины Аюр-Веда ( «Книга жизни» У11-111 в.до н.э.) содержит детальное перечисление правил поведения врача, понимаемых как этические нормы: физическая закалённость, моральная безупречность, интеллигентность, тактичность в отношениях с пациентами, коллегами и учениками, высокая квалифицированность, сопряжённая со строгой ответственностью перед больным и обществом.

Ещё более точно и полно принципы поведения врача были сформулированы отцом медицины Гиппократом (460-377 г.г. до н.э.). Знаменитая клятва Гиппократа, впоследствии многократно модифицируемая в зависимости от конкретных исторических и социальных условий и сегодня, более чем через 2 тысячи лет читается как современный, нестареющий, полный нравственной энергии документ. В ней сжато сформулирован ряд морально-этических и деонтологических норм поведения врача. В представлении Гиппократа идеальному врачу свойственны: «презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Врач должен быть, считал Гиппократ «…по своему нраву человеком прекрасным и добрым. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах…Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному искусству…Медицина- поистине самое благородное из всех искусств»

Пациенты во все времена хотят видеть врача всемогущим и безгрешным, никогда не ошибающимся и всё умеющим исцелителем, поскольку возвышенное, особое отношение к врачу-хирургу нужнее пациентам, нежели самому врачу. Принижение, приземление роли врача уменьшает или сводит на нет один из важнейших факторов врачевания –фактор психологический, фактор веры, доверия к врачу.

Анри Моруа, выступая на конгрессе врачей, сказал: « Завтра, как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, всё возрастающую ответственность…И жизнь врача останется такой же, как и сегодня,- трудной, тревожной, героической и возвышенной».

Есть общие принципы деонтологии и, безусловно, профессиональные отличия. В медицине более 175 профессий и каждая из них имеет свои особенности. Особое место среди них занимает хирургическая специальность. Проф.А.В.Гуляев говорил:» Хирург- это человек, вооружённый ножом, и, как всякое вооружённое лицо, он представляет опасность для окружающих, если применяет своё оружие не там, где это требуется, и не так, как это дозволено».

Н.И.Пирогов в своей работе «Рассуждения о трудностях хирургического распознавания и о счастье в хирургии» (1854г) гениально сформулировал условия, которыми следует руководствоваться в хирургии, чтобы успешно применить её у больного:

1. Уверенность в распознавании болезни и больного.

2. Искусство выбрать благоприятное для операции время, воспользоваться умело всяким, даже малейшим изменениям в ходе болезни, чтобы предпринять операцию не слишком рано и не слишком поздно.

3. Произвести благоприятное нравственное впечатление на больного, понять его надежды, устранить его страх и уничтожить его сомнения.

4. Не только сделать операцию искусно и по правилам Цельса (безопасно, быстро и счастливо), но и предотвратить все могущие быть во время операции неприятные осложнения, сохранить хладнокровие и присутствие духа, что даёт возможность воспользоваться во время операции даже самым ничтожным обстоятельством.

5. Провести последующее лечение с полной осмотрительностью и знанием дела.

Довольно подробно освятил эти вопросы и Н.Н.Петров в своей монографии «Вопросы хирургической деонтологии» (1954г.) Наблюдательность и решительность –важные черты для хирурга. Любое принятое решение должно быть обоснованным. Разумно обоснованный риск, операции по жизненным показаниям-неизбежная составляющая неотложной хирургии. Хирургическое лечение должно назначаться исключительно по жизненным показаниям, когда отсутствие такового угрожает больному тяжелейшими осложнениями или летальным исходом. Решение о необходимости проведения операции ставит ряд новых проблем. К ним относятся оценка степени операционного риска, допустимый объём операции, выбор анестезии, организация послеоперационного ухода. Степень операционного риска пропорциональна тяжести оперативного вмешательства и исходного состояния больного. Всегда надо помнить , что на первом месте стоит спасение жизни больного, а затем уже излечение от заболевания. Уместно привести слова Н.Н.Петрова:» …Необходимо помнить, что благодеяния хирурга его больным могут создаваться не только теми операциями, которые он делает, но теми, которых он вовсе не делает». И ещё: «…Несомненно, что радикальные операции дают больше шансов на длительное излечение, чем паллиативные, но ещё более несомненно, что больному предпочтительнее оказаться в живых после паллиативной операции, чем погибнуть после радикальной».

Особенностью хирургии является тесное сочетание науки с индивидуальными способностями человека. С.С.Юдин считал, что «хирургическое творчество складывается из 2-х различных элементов –искусства рукодействия и научного мышления, которое одно без другого являются бесплодными».

С одной стороны хирургия это наука, которая базируется на опыте и достижениях анатомии, физиологии и других естественных наук. Она развивается, растёт поток научной информации. Всё более высокий вклад в хирургию вносят научно-технические достижения. Техническая оснащённость, особенно в последние годы, меняет характер работы хирурга, требует овладения новыми методиками, приёмами, появлению новых хирургических дисциплин. С другой стороны, эффективность приложения этих знаний в практике зависит от врождённых способностей человека к рукодействию, быстроте и точности использования приёмов.

Однако к этим основным элементам хирургии –рукодействию и научному мышлению- нужно прибавить ещё один –душевное обаяние, глубокую человеческую заботливость о предмете своего рукодействия и своих научных помыслов, о заболевшем человеке со всеми его индивидуальными особенностями. Порой можно черезчур увлечься новыми техническими, лабораторными исследованиями и забыть о той тонкой и сложной сфере, формирование которой зависит не от открытия новых лекарств или способов хирургического вмешательства, а от душевных свойств человека. Это сфера отношений между врачом и больным. «Леча больного, врач лечит его не только, как организм, но и как личность. А личностью управлять может только личность…Для врача важна не столько и не только его эрудиция, а биография его души…Учиться быть врачом- это значит учиться быть человеком»» (А.Ф.Билибин,1967г)

Болезнь –это почти всегда и личный конфликт, она выбивает людей из обычного хода жизни. Если болезнь тяжела, конфликт порой перерастает в драму. Она становится трагедией, когда человеческой жизни грозит прямая опасность.

Болезнь меняет психологию людей, их отношение к миру: бывает, что даже сильные люди становятся в такие минуты испуганными, как дети. Болезнь-это всегда схватка и в этой схватке врагу противостоят двое. Главный удар принимает на себя врач, он вооружён знаниями, опытом, всем тем, что дала ему современная медицина. И всё же этого может оказаться недостаточно, если врач не выполнит одной из важных задач –вызвать в чужой душе чувство доверия и покоя. В каждом враче должны сочетаться прекрасные душевные качества с артистичностью Это большое искусство.

Милосердие врача должно отражать способность врача сочувствовать больному, его страданиям, соболезновать переживаниям его родственников. Напыщенность, искусственное величие, равно, как и подчеркиваемая снисходительность явно неуместны. Чрезмерная, нередко напускная суровость, недовольное выражение лица, резкий тон отнюдь не укрепляют авторитет врача, не вызывают симпатии. Больные и родственники хотят видеть врача внимательным и заботливым. Спешка, осмотр на ходу неизбежно влекут за собой серьёзные упущения и ошибки. Выдержка, умение владеть собой, самообладание обязательны для хирурга.

Хирург, несмотря на плотный график работы, предельно напряжённый труд, должен найти время не просто успокоить больного, а внушить уверенность в успехе хирургического лечения. «Стерильность» слова, психологическая «асептика» обязательны и необходимы также, как стерильность инструмента, шовного и перевязочного материала при операции. Тревога, страх и ожидание рокового исхода, в плену которых находится больной, плохие союзники лечащего врача. Доброжелательные взаимоотношения дисциплинируют пациентов, делают их исполнительными, уверенными в своих силах.

Из всех врачебных специальностей профессия хирурга является и самой ответственной, и самой трудоёмкой, вызывающей сильные, глубокие эмоциональные переживания и стрессовые состояния. Поэтому от хирурга требуется воля, эмоциональная устойчивость, самообладание, пунктуальность, точность сенсомоторики, высокое оперативное мастерство, совершенное клиническое мышление. С другой стороны хирург должен отличаться и большой выносливостью, т.к. специфика его деятельности требует работать столько, сколько нужно для больного, в противном случае жизнь последнего окажется в опасности. «У меня нет последнего часа работы, а есть последний больной»,-говорил врач Гиршман.. Деятельность хирурга это пример экстремальной ненормированной работы. В случае неблагоприятного исхода операции, тенденциозной позиции родственников и ближайшего окружения умершего иногда может взять верх презумпция виновности. Хирургу необходимо иметь не только терпение, но и терпимость. «Неблагодарность, с которой врач сталкивается так часто, не должна вызывать презрения к людям»,-говорил Г.Глязер. Поэтому от хирургов требуется высокий уровень профессиональной бдительности, построение своей деятельности на началах исключительной добросовестности, в точном соответствии с врачебной этикой, профессиональным долгом и гуманизмом, а в исключительных случаях и самопожертвованием. Врачебный долг не знает мелочей, он строг и нетерпим к любым погрешностям. Совестливость и порядочность, великодушие и доброжелательность, благородство и внимание, такт и вежливость во всём, что касается жизни и здоровья больного, должны выступать у врача как привычные, повседневные нормы поведения. В основе совести врача лежит принцип гуманизма. Совесть проявляется не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний. Таким образом, совесть представляет субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В обществе требования совести у высоконравственной личности, которой является и должен являться врач, не могут означать ничего иного, кроме служения интересам людей. Поскольку врач ответственен перед обществом, он может испытывать угрызения совести, если не исполнил или неудовлетворительно исполнил свой нравственный долг перед больными.

Совесть, честь, долг –нравственные законы, на которых зиждется врачебная профессиональная деятельность.. Известный педагог Сухомлинский писал:»Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть».

Хорошо сказала о хирургической совести в простых стихотворных строчках врач Валентина Супоницкая:

Когда б хирурги на своём пути,

Ошибку сделав, гибли, как сапёры,

Им легче было б, чем перенести

Своей врачебной совести укоры.

Хотя, быть может, вины и вовсе нет,

А просто так-бессильна медицина,

Но сам перед собой держа ответ,

Себя хирург не назовёт безвинным.

А собственного строже нет суда!

Пускай ему всю эту ночь не спится,

Но должен поутру он, как всегда,

Подтянутым прийти в свою больницу.

Войти к живым, их слушать и смотреть,

Вновь руки мыть, собравши воду в горсти,

И зубы стиснув, снова встретить смерть.

И победить её в единоборстве.

В своей работе хирург должен проявлять самоотверженность и бескорыстность. Моральное удовлетворение от своей работы должно быть выше всех благ. К сожалению, в последнее время у больных складывается ложное представление о том, что результаты операции, её качество напрямую зависят от материального вознаграждения врача-хирурга, а врач в свою очередь не старается их в этом разубедить, принимая подношения, находя для этого оправдания (недостаточная зарплата и т.д.)

Хирург достигает вершин своих возможностей, когда он руководствуется высшими проявлениями бескорыстной заботы о больном человеке и притом, как об его теле, так и состояния его психики. Хирург порождает у пациента сложную совокупность разнообразных душевных переживаний. Хирург, как и любой врач, являясь интеллигентом должен иметь и высокую интеллигентность. Быть и казаться это не одно и то же. К сожалению, интеллигентность в последние годы теряет свою притягательность. Вещизм, ложная престижность, мещанство, торгашество влияют на человека. Истинный интеллигент не может поступиться истинным ради модного, не позволит ловчить, быть нечестным, не гонится за суетным мелким. Врач должен быть хорошо воспитанным человеком. Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека не трудно распознать с первого взгляда. Облик врача может способствовать взаимопониманию с больным, его родственниками и, наоборот, оттолкнуть их от врача. Аккуратность, подтянутость, чёткость, доброжелательность, точность и обязательность –вот черты, привлекающие к врачу, вызывающие к нему доверие независимо от возраста. Врач, появляющийся перед больным в грязном, мятом халате, подчас забрызганном кровью, с небритым лицом, с запахом табака, а иногда и перегара, уже вызывает у пациента внутреннее неприятие, недоверие. Как бы не говорили, но, как выглядит врач на работе, вне всякого сомнения оказывает большое воздействие на пациента. Строгий, аккуратный стиль вызывает у пациентов большее доверие, чем свободный.

Одна из наиболее тягостных сторон работы хирурга –разговор с родственниками или родителями тяжелобольного или умершего. Как это ни тяжело, разговор должен проводить оперировавший хирург, заведующий отделением, руководитель клиники. Недопустимо перекладывать его на плечи других. Ещё до операции родственники больного должны отчётливо представлять истинную опасность болезни, тяжесть состояния больного и риск предстоящей операции или обследования. Их нельзя ни преувеличивать, ни уменьшать.

Отношения хирургов между собой и с другим медицинским персоналом также содержат в себе серьёзные деонтологические аспекты. Зависть, подсиживание друг друга, личное торжество при просчёте коллеги создают крайне неблагоприятный климат в коллективе и неизбежно сказывается на результатах лечения больных. Совершенно недопустимо критиканство в адрес своих предшественников: «Кто же это смотрел Вас раньше?» или «Кто это Вас так прооперировал?»

Нормы поведения, определяющие взаимоотношения врача и больного, врачей между собой, врача и общество, вырабатывались на протяжении веков. Они закрепляются в устных и письменных положениях и приобретают черты законов и кодексов, нарушения которых являются предосудительными. Безусловно, время и состояние общества оказывают существенное влияние. Если говорить о психологических особенностях сегодняшнего пациента, то для него характерны: возросшая образованность, не всегда совпадающая с интеллигентностью, переоценка своего понимания проблем медицины, признание (и даже понимание) важности профилактики на словах и игнорирование её на деле, склонность к самолечению, обострённый интерес к ненаучным методам диагностики и лечения.

Имеются особенности и у современного врача. Это: всё больший отход от диагностики с переоценкой аппаратно-инструментальных данных, всё более выраженный, упрощённый экономический подход к врачеванию, тенденция по всё большей дегуманизации (ветеринаризации). Порой игнорируются психологические, типологические, характерологические особенности пациента, нежелание врача вникать в условия жизни больного.

Следует остановиться также на законодательном введении правовой категории услуги, что вызвало применительно к содержанию медицинской деятельности неприятие не только среди врачей, но и в среде юристов. Медицинская услуга, ранее не имевшая законодательной формы, в новых социально-экономических условиях обрела правовое содержание. Медицинские услуги могут быть платными или бесплатными для населения, но они всегда возмездны для медицинской организации и персонала, их осуществляющих. Рассматривая понятия «медицинская услуга» и «медицинское обслуживание», прежде всего, нужно перестать вкладывать в эти термины смысл некой разновидности бытового сервиса, это в интересах самих пациентов. Отношение пациента к медицинской услуге, как к бытовым услугам вызывает у медицинских работников снижение эффективности воздействий на пациента. Совершенно справедливо и мудро замечал академик А.Ф.Билибин:»…врачевание- сфера служения, а не обслуживания». Служение и обслуживание –слова одного корня, но насколько различны их смысловые нагрузки! Служение –это мобилизация сил и воли врача, а иногда и вдохновение на подвиг. Обслуживание –исполнение обязанностей без того огромного морального, а порой и физического напряжения, которое требуется для спасения человеческой жизни. Отдавая должное представителям многих нужных профессий (официант, парикмахер и т.д.), нельзя забывать о том, что их работу по силе напряжения ума и воли, ответственности не сравнить с работой хирурга в операционном блоке, реаниматолога в палате интенсивной терапии, врача скорой помощи и многих тысяч других людей в белых халатах. Приравнивать медицину к сфере обслуживания, к ремеслу –значит в первую очередь снижать эффективность её воздействия на больного.

Чем богаче духовный мир врача, тем большим мастерством он обладает, чем строже он придерживается морально-этических принципов и правил деонтологии, тем сильнее его благотворное влияние на больных. Такой врач по настоящему счастлив. Тысячи врачей добросовестно выполняют свой долг в разных уголках нашей Родины. Я хочу закончить стихами простого сельского хирурга Вожегодской райбольницы Вологодской области Леонида Шубина. Я бы назвал их «Исповедь хирурга».

Ты у стола стоишь четвёртый час

И ноги затекли и боль в спине.

Эх на кушетку бы прилечь сейчас,

Чтоб было всё не наяву –во сне.


За окнами давно глухая ночь,

Смерть предвкушает скоро торжество.

Ты можешь, ты обязан здесь помочь,

Ведь если не хирург, то кто?


От напряжения капельки на лбу,

Здесь каждый час неимоверно долог,

А рядом тихо ропщет на судьбу

Твой «Санчо-Панса» -анестезиолог.


Шприц, скальпель, тупфер на зажиме,

Сестра читает мысли по глазам.

Почти в автоматическом режиме

Идут сигналы с головы к рукам.


И отступает та, что здесь с косой

По долгу службы иногда бывает,

То торжествует опыт твой,

Ты знаешь то, чего она не знает.


Ты смерть осилил и сумел помочь

Своим трудом, а не веленьем неба.

Ещё одна без сна проходит ночь

И что-то захотелось с солью хлеба.


Ты много лет здесь по ночам в строю

По часу, два, а то и дольше,

Твою седую голову ценю,

Живи хирург как можно дольше.


И снова вызов, как привыкнешь тут?

И в воскресенье, в будни и в субботу.

А утром вновь тебя больные ждут,

Чайку попил и снова на работу.


Тебя не будут на руках качать

За твой успех, усталую улыбку,

А труд твой начинают замечать,

Когда случайно сделал ты ошибку.


С годами всё плотнее седина,

А ты идёшь на службу в дождь и холод.



Ты знаешь, жизнь всего одна.

Храни её и будь душою молод.