Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Эпиграф: в сегодняшнем мире с его атомными




Скачать 40.13 Kb.
Дата30.06.2017
Размер40.13 Kb.
«Теория Раскольникова и ее крах»

(«Преступление и наказание» Достоевского)


Эпиграф:

В сегодняшнем мире с его атомными

бомбами войнами, в мире, раздираемом

расовыми проблемами и разгулом

насилия тревожный набат Достоевского

гудит неумолимо взывая к

человечности гуманизму»

Ч. Айтматов.


Роман «Преступление и наказание» одно из произведений, которое волновало многие поколения русских людей. Роман на столько глубок, психологически точен в деталях, что кажется и автор пережил подобную драму. Муки Раскольникова, который хотел переделать мир, свое сознание… И что из этого вышло?

Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умен. Полон энергии. Жаждет изменить эту жизнь. Найти в ней достойное место. Ради этого Раскольников придумывает античеловеческую теорию, проводит странный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убийстве. В тоже время, его как магнитом тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеется над ним). И нет конца этой боли…

Так что же это за теория Раскольникова и на что бы она обрекла людей, если бы восторжествовала?

В основе ее заложены идеи фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб или господин. Есть люди, как правило, сильные, которым все разрешено, даже преступления, для достижения своих целей. Теория Раскольникова обрекает большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Многие захотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоевывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришел фашизм в Германии, и чем это обернулось для мира.

Но увы… похоже история ничему не научила человечество. Бонапартистские идеи живы и по сей день. Садам Хусейн в Ираке, Израиль уже много воюет с арабами, Югославия, Афганистан. Наше бывшее государство, раздираемое расовыми проблемами, разделом территорий. Проливалась кровь в Карабахе, Грузии, Таджикистане. Ужасный террористический акт в США. Горько и больно, что гибнут дети, старики, женщины в чем их вина.

Но вернемся к Раскольникову. Почему он совершает два убийства?

Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются новые и новые жертвы. Убита старуха – процентщица, потом совершенно невинная Лизавета, Миколка осужден на каторгу… А сколько людей затронуто этой историей: и близких, и родных, и совершенно чужих.

Ведь и старуха – процентщица выбрана Раскольниковым неслучайно. В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Иванова и ее дети.

Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость.

Но удар, предназначенный жадной ростовщице, обрушивается и на него. В понимании Достоевского поднятый топор- это в любом случаи символ насилия, и неважно, ради каких целей его применили.

Когда Раскольников придумывал эту теорию, он был уверен, что его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой. Чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых людей и как бы не хочет к ним прикасаться.

Раскольников двойственен. С одной стороны убийство ему противно, но с другой – он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем.

Образ Раскольникова – трагичный. Он гуманный, по природе человек, пытается уничтожить идею человечности. (Я не человека, я принцип убил). Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. Он говорит: »Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Он говорит, что те люди, не так сделаны (те – это необыкновенные). Стало быть, настоящего властелина, разгромившего Тулон, устроившего резню в Париже, бросившего армию в Египте, развязавшего войну 1812 года, совесть не тревожила, потому ему все разрешалось. И Раскольников больше всего мучается из-за того, что переступить что-то, что он переступил, да на этой стороне и остался, то есть оттого, сто он обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников делает вывод о том, что он, как все, - вошь, тварь дрожащая.

Душа Раскольникова расколота надвое (отсюда и фамилия). Вот, что говорит автор: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от которого мерещились бы петля и смут, он бы обрадовался ему».

Но он не раскаивался в своем преступлении. Он одно признавал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной. Вспомним отношение Раскольникова к совести.

«У кого есть она, тот страдает, коль сознает свою ошибку».

У Раскольникова есть совесть. И все его страдания- это голос совести.

Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отрицает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна, и что в этом отношении все люди равны.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, перевернуть его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе и другим.



Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да он убийца. Но писатель заставляет сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У нег болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому. Раскольников – бунтарь. Он нам дорог за свой непокой, за свое страдание, за то, что спорит сам с собой, терзает себя и мучит в поиске истины. В страданиях Достоевский видит проявление настоящей человечности. Именно в них – воскресенье, возрождение личности.

И в какую бы эпоху не жил человек, каким бы ни был общественный строй, он обязан и должен воспитывать в себе совестливость. Пример тому Клод Изерли, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, он просто не смог жить, осознав, какое совершил преступление. Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский верит в торжество добра, разбуженного в сознании людей красотой и любовью!