Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Елена Хлопова, бу-41 «Харьков как социально-экономический центр в довоенный период»




Скачать 84.87 Kb.
Дата06.07.2018
Размер84.87 Kb.
Елена Хлопова, БУ-41 «Харьков как социально-экономический центр в довоенный период» Цель данного выступления – рассмотреть социально-экономическое развитие Харькова в довоенный период, его роль в бурно развивающейся экономике страны, новые явления в общественной и культурной сферах. Важным видится аспект развития Харькова в статусе столицы республики. Каких же высот достигла общественность нашего города в преддверии разрушительных событий Великой Отечественной Уже к началу ХХ в. Харьков становится промышленным, научным и культурным центром с огромным потенциалом. С Харьковом связано много важных событий в истории Украины: 29 января (по старому стилю) 1900 г. здесь была создана первая украинская политическая партия в Приднепровской Украине – РУП (Революционная украинская партия), 12 декабря 1917 г. – провозглашена советская власть. Во времена революционных событий Харьков становится столицей – Донецко-Криворожской республики и Советской Украины (1917–1918 и 1919 – 1934). Вследствие этого в Харькове размещаются органы республиканской власти, центральные отделения различных организаций. Октябрьская революция и последующее образование СССР кардинально изменили жизнь Харькова — из крупного, но провинциального города он превратился в столицу Украины. Население города уже в середине 1920-х годов превысило 500 тыс., а к началу 1940-х годов — 900 тыс. человек. В 1920-е годы город становится центром украинизации, в частности украинизируются образовательные учреждения, выходит украиноязычная пресса. Для города того времени существенную роль играет развитие украинского театра. Однако более чем театром указанный период известен модернизмом в архитектуре, и особенно – промышленным развитием Харькова. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ Харьковская губерния в 1919 году была размером с Германию! Она имела в своем составе территории Екатеринославской, Курской, Орловской и Полтавской губерний, а также часть Киевской, Черниговской и Тульской. Был даже выход к морям, Черному и Азовскому! А сейчас наша область по площади как Бельгия и Албания. В апреле 1924 г. постановлением Президиума ЦИК СССР была создана специальная комиссия по урегулированию границ между РСФСР, Украиной и Белоруссией. Украинская сторона подчеркивала несовпадение этнографических границ Украины с границами девяти губерний, составивших УССР. Обосновывая свои территориальные притязания, украинские власти ссылались на авторитетное мнение двух крупнейших украинских историков – академиков Д.И. Багалея и М.С. Грушевского, которые специально по этому случаю представили исторические справки. В 20-х гг. существенные изменения претерпевает административно-территориальное устройство областного центра. Во-первых, в 1919 г. за Харьковом был официально закреплен столичный статус. 26 января 1919 г. было решено разбить город на три района – Иваново-Лысогорский, Петинско-Журавлевский, Основянско-Холодногорский. Руководство всеми сторонами местной общественной жизни сконцентрировали в своих руках исполкомы. Названия и количество районов в городе часто менялись. К 1938 г. их стало восемь (они, в основном, соответствовали современному делению). ЭКОНОМИКА Пожалуй, главным маркером города в советское время была его промышленная мощь, которая во многом сформировалась именно во времена первой столицы. Промышленные предприятия, специфика производства которых определилась в предшествующий период (металлообработка и машиностроение), получили свое дальнейшее развитие. Были модернизированы старые предприятия (например, Харьковский паровозостроительный завод) и введены в эксплуатацию новостройки-гиганты (Харьковский тракторный завод и др.), в результате чего Харьков упрочил свое место как центр машиностроения. Относительная удаленность от границ, имеющийся потенциал и политическая стабильность Харькова обусловили то, что город стал центром оборонной промышленности, в том числе таких новых отраслей, как танкостроение и самолетостроение. К концу 1925 г. промышленные предприятия города были восстановлены; подвергались реконструкции и возникали новые заводы и фабрики. В 1940 году в Харькове действовало 1200 предприятий, на которых трудились 300 000 человек. В 1940 г. промышленность города в 12 раз превышала уровень 1913 г. По своему экономическому развитию город стал третьим после Москвы и Ленинграда индустриальным центром СССР. Машиностроение Харькова до Великой Отечественной войны давало около 40 продукции всей машиностроительной промышленности Украины и до 5 — СССР. Немного хронологии. Год 1930. 28 января началось строительство Харьковского тракторного завода (ХТЗ). Год 1931. 1 октября заводом ХТЗ выпущен первый трактор: СХТЗ - 1530. Прошло всего 20 месяцев с момента начала строительства завода! Год 1932. 7 ноября в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского заработал первый в стране завод электросверл. Подростки здесь изготовляли современные инструменты, освобождая государство от импорта продукции стоимостью более 1 миллиона рублей золотом в год. Вскоре был пущен в ход завод ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский). Сейчас он расположен по ул. Сумской, 132. Год 1936. Начал работу Станкостроительный завод. Новые отрасли требовали подготовленных кадров. Сначала необходимое количество специалистов приглашали из-за границы. Затем по ходу производственного обучения и выпуску своих молодых специалистов из стен ВУЗов проблема нехватки кадров отпала. Больших объемов производства достигло машиностроение. Производительность предприятий химической промышленности выросла в 3,2 раза. Производство электроэнергии повысилось в 2,7 раза. В стране добывали больше угля, а выплавка чугуна была увеличена в 2 раза. 23 июня 1934 г., динамично развивающийся столичный Харьков превратился в обыкновенный областной центр. Правительственный поезд покинул харьковский вокзал, увозя в Киев Коссиора, Постышева, Петровского и Любченко, а вместе с ними ещё несколько эшелонов правительственных и партийных лидеров Советской Украины. Фактически же Харьков имел столичный статус до самой Великой Отечественной войны. После 1934 года в городе продолжали находиться многие важные министерства (наркоматы) и общеукраинские ведомства. Как бы то ни было, если с переводом столицы в Киев Харьков что-то и утрачивает, то его промышленная мощь остается при нем и определяет его образ на многие годы вперед. СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНФРАСТРУКТУРА В довоенный период было построено более двух миллионов квадратных метров жилья. Рядом с тракторным заводом раскинулся поселок тракторостроителей, застройка которого осуществлялась по проекту коллектива архитекторов под руководством профессора П. Ф. Алешина, выросли поселки для других предприятий. Так возник новый жилой городской район, названный именем Г. К. Ордженикидзе В годы первых пятилеток, по существу, было заново построено городское хозяйство. Старый Харьков всегда испытывал недостаток в воде. Строительство новой водопроводной системы, протянувшейся на 300 километров, новые источники водоснабжения почти полностью обеспечили население Харькова водой. Промышленность и жилые кварталы получили газ. В 1931 году появился новый вид коммунального обслуживания — теплофикация. Большое внимание уделялось внутригородскому транспорту. Широкое развитие получило трамвайное сообщение, связавшее десятками маршрутов все основные районы города. В 1940 году протяженность трамвайных путей составляла 132 километра. В 1939 году в городе начала действовать первая троллейбусная линия. Зеленый наряд города занял площадь в 2400 гектаров. В 1924 г. начала работать первая в Украине радиостанция. Появились новые рабочие поселки: имени Артема, имени Кирова, тракторостроителей, Красный Октябрь. В 1925 г. Харьков был объединен воздушным сообщением с Киевом и Одессой. В 1927, 6 ноября, в Харькове открылись главные трамвайные мастерские. Уже на 1928 г. в городе работали 250 трамваев и 36 автобусов. В 1930 г. построен Харьковский аэропорт — один из первых на Украине. КУЛЬТУРА Не меньшее значение для судеб города и Украины имел процесс «культурной революции». Столичное положение Харькова предопределило начало очередной волны культурно-национального возрождения, которая здесь нашла свое наиболее яркое воплощение. Имена поэтов В. Сосюры и П. Тычины, писателей М. Хвылевого и О. Вишни, художников Н. Самокиша и Н. Бурачека, режиссера Л. Курбаса, актера А. Бучмы и других вписаны золотыми буквами в летопись украинской культуры. Воплощением модернизма в архитектуре стал Дом государственной промышленности – Госпром. Это был первый советский небоскреб, построенный из монолитного железобетона. Масштабность здания объясняет наличие различных легенд, связанных с его архитектурой. Так, например, существуют легенды, что по замыслу архитекторов Госпром должен быть похож то на Крейсер Аврора, то на танк. Есть мнение, что перепады высот различных частей здания воплощают в себе высоту первых нот Интернационала. Не случайно здание Госпрома стало одним из главных символов Харькова, хотя, разумеется, это далеко не единственный памятник конструктивизма, несмотря на то, что многие из них были разрушены во время войны или перестроены. Вместе с Госпромом была построена площадь им. Ф.Э. Дзержинского (теперь – Свободы) – одна из крупнейших площадей в мире. По разным подсчетам она является 2-й, 4-й, 7-й, 8-й в мире по площади. Харьковчане считают ее 2-й в мире и крупнейшей площадью в Европе. В 20—30-х годах в Харькове жили и работали известные ученые. Среди них специалист по вопросам теории гидродинамики Г. Ф. Проскура, математик Д. М. Синцов, астроном Н. П. Барабашов, физик К. Д. Синельников. С Харьковом связана жизнь и творчество известных писателей и поэтов В. Блакитного, О. Вишни, В. Сосюры, П. Тычины и других. Широкую известность в стране завоевали корифеи сцены Н. М. Ужвий, А. М. Бучма, М. М. Крушельницкий. В городе сформировалась композиторская школа, здесь плодотворно работали известные живописцы и графики. В 1935 году в Харькове был открыт первый в стране Дворец пионеров, в 1940 году построена «Малая южная» — одна из первых детских железных дорог в стране. В первой половине ХХ в. город преобразился за счет появления новых памятников (в 1935 г. был открыт лучший в мире памятник Т. Г. Шевченко, скульптор М. Г. Манизер); изменили облик города работы «Харьковского Росси» – Бекетова, а также архитекторов Веревкина, Жукова и др. В 20-е – 30-е годы возникла густая сеть школ-семилеток, развернулась борьба с неграмотностью. С Харьковом связан и период в деятельности выдающегося педагога А. С. Макаренко. Значительные изменения произошли в системе высшего образования. После реорганизации университета возникли: с 1921 г. – мединститут, Институт народного хозяйства, с 1937 г. – юридический институт. Всего в 1930-1931 гг. в Харькове было организовано 23 новых высших учебных заведения. В 1920-1930 гг. началась работа многих новых научных организаций и институтов города: Украинской рентгеновской академии, Института гематологии и переливания крови, Коксостроя, Украинского физико-технического института и т.д. Научную и исследовательскую работу проводили научные общества, развивалось краеведение. В 1931–1936 гг. институтом Гипроград (архит. А. Касьянов, инж. А. Эйнгорн) был разработан план развития Харькова; в последующие годы здесь разработаны генеральные планы 28 городов Украины (в т. ч. Киева в 1934 г.), а также нескольких городов Белоруссии и г. Ташкента. В 1931 году в Харькове — впервые в мире — был расщеплен атом лития, что положило начало атомной эпохе в истории человечества. Именно тогда в нашем городе работали всемирно известные физики Иоффе и Ландау. Насыщенной была и культурная жизнь города. В 1925 году начал свою творческую биографию Харьковский оперный театр. Следующим из Киева в Харьков переехал украинский драматический театр Березиль. В 1929-ом – открыт первый на Украине театр музыкальной комедии, в 1933-ом – государственный русский драматический театр, в 1939-ом – театр кукол. В 1932 г. была организована Харьковская организация Союза композиторов Украины, в 1934 г. – Союза писателей Украины. В Харькове начинали свою карьеру такие звезды первой величины, как эстрадные певцы Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, композитор Исаак Дунаевский и многие другие. В результате Великой Отечественной войны Харьков оказался одним из самых разрушенных городов в Европе. Были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности. Посетивший город в 1943 году писатель Алексей Толстой писал: «Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…» Немецкие войска при отступлении в 1943 году не смогли взорвать железобетонный Госпром — так прочно он был построен. В Доме проектов (сейчас новое здание университета) были уничтожены все перекрытия, бывшие деревянными, и полностью разрушено крыло, обращённое к зоопарку. Не подлежали восстановлению первый в мире Дворец пионеров, Центральный дом РККА, Пассаж и вся застройка спуска Халтурина, гостиница «Красная», здание КП(б)У, музей имени Сковороды, Южный вокзал и множество других. Было уничтожено полтора миллиона квадратных метров только жилья. Погибла значительная часть материальных ценностей предприятий Харькова, несмотря на предпринятую эвакуацию. К 23 августа 1943 г. – дню освобождения города – в городе не осталось действующих предприятий. Лишь к началу 50-х гг. был достигнут довоенный уровень производства.