Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Электронные формы рекомендательных библиографических пособий




Скачать 79.55 Kb.
Дата25.06.2017
Размер79.55 Kb.
Г. Н. Швецова-Водка, доктор исторических наук, профессор кафедры

документальных коммуникаций и библиотечного дела

Ровенского государственного гуманитарного университета
ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
В конце XX-начале XXI в. рекомендательные библиографические пособия наряду с традиционными, печатными и рукописными формами, приобретают формы электронные. Прежде всего, создаются аналоговые формы, то есть электронные документы, которые копируют содержание печатного аналога или предшествуют его опубликованию в печатном документе. При условии представления такого пособия в локальной компьютерной сети или на веб-сайте библиотеки он становится доступным широкому кругу пользователей и успешно выполняет задачи рекомендательной библиографии. Например, на веб-сайте Национальной парламентской библиотеки Украины представлены рекомендательные библиографические пособия, знакомящие с литературой, которая способствует образованию, самообразованию, обеспечению познавательных интересов широких кругов читателей: "Художественная литература. Критика. Литературоведение" за 2008-2010 гг., "Семь чудес Украины" и др. Однако стоит отметить, что найти их на сайте нелегко, потому что они расположены в разделе "Библиотечному специалисту", подразделе "Издания Научно-библиографического отдела", куда обычный пользователь вряд ли заглянет. Аналогичный подход можно наблюдать и на сайтах других библиотек. Очевидно, рекомендательные библиографические пособия нуждаются в особенном внимании при формировании содержания веб-сайта библиотеки, выделения их из других материалов в рубрику, содержание которой легко распознать.

Одним из новых направлений рекомендательного библиографирования является создание электронных рекомендательных библиографических указателей (ЭРБП), то есть автоматизированных информационно-поисковых систем (или "баз данных"), которые знакомят пользователей с лучшей литературой, помогают в поиске произведений, соответствующих интересам читателей. Примером может быть работа Национальной библиотеки Украины (НБУ) для детей над ЭРБП "Природа и человек". Это библиографическое пособие отражает как научно-популярную, так и художественную литературу разнообразной тематики, а также биографические сведения о писателях, их портреты, сведения о художниках, которые иллюстрировали произведения, и тому подобное. По состоянию на 2016 год в пособии дано 11 разделов: Дорога к храму; Зеленое чудо Земли; Золотая коллекция детской литературы; Знай, люби, береги; Космический мир; Лабиринтами права; Странствуем по планете; Наш дом – Земля; Писатель и природа; Мир животных; Украинское искусство. Каждый раздел имеет подразделы. Названия разделов и подразделов являются гипертекстовыми, то есть за ними открываются справочные и библиографические тексты.

Еще один электронный библиографический ресурс НБУ для детей называется "Лучшая литература юным читателям". Авторы сообщают: "Этот проект имеет целью помочь детям и подросткам получить профессиональную информацию о новых и подзабытых книжках, изданных в Украине, познакомить с писателями и художниками-иллюстраторами, которые посвятили свой талант детской литературе; взрослому заинтересованному читателю – ознакомиться с литературоведческими и книговедческими исследованиями в области детской литературы, а также – при желании — участвовать в дискуссии о путях развития украинской детской книги и литературы, или оставить свои рассуждения относительно того или другого издания, которое рецензируется на страницах данного ресурса (http://www.chl.kiev.ua/Default.aspx?id=5516). Содержание этого ресурса состоит из отдельных сообщений разных жанров: аннотированных библиографических описаний, рецензий, списков литературы, обзоров, критических статей, биографических очерков и т. п. Читатели могут оставлять отзывы на представленные публикации.

Оригинальный электронный ресурс НБУ для детей "Книжный экспресс из прошлого" имеет целью раскрыть перед читателями сокровища книжного фонда библиотеки с помощью цикла виртуальных книжных выставок. Библиографические описания изданий подаются рядом с фотографиями их обложек, иллюстрациями из книг, интересными текстами и комментариями, даже музыкальным сопровождением.

Многие другие библиотеки также демонстрируют творческий подход, создавая электронные библиографические ресурсы рекомендательного характера: виртуальные книжные выставки, виртуальные экскурсии, блоги.

Как пример, назовем блог "Советчик читателя" Ровенской областной универсальной научной библиотеки. Блог предлагает ознакомиться с информацией о книгах и журналах, рекомендуемых для чтения на досуге; об интересных фактах из жизни библиотек; с литературными и художественными портретами и биографиями авторов; новыми именами в культурной жизни края (и не только); даёт рекомендации и обзоры полезных и интересных интернет-ресурсов (http://poradnik.rv.ua/index/problog/0-2). Информация подается в виде аннотаций к библиографическим описаниям, фотографий обложек, гиперссылок на дополнительные материалы.

Для современной рекомендательной библиографии характерна значительная активизация читательской рекомендательно-библиографической деятельности. Читатели, которые любят книги и чтение, стремятся поделиться своими впечатлениями от прочитанного, заинтересовать других, привлечь их к "миру книг". Среди примеров чиательской активности – движения буктрейлеров, букблогеров, буктьюберов [2].

"Буктрейлер" трактуется как особый жанр популяризации книги. Название "буктрейлер" происходит от англ. book trailer (первое значение слова trailer – прицеп (к автомобилю и т. п.), второе – анонс). Буктрейлер — это короткий видеоролик, который отражает особенно яркие моменты книги, визуализирует ее содержание. Для него характерно участие автора-читателя в наглядном представлении книги через видеозапись. Считают, что история буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Однако практика создания буктрейлеров стала популярной лишь с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Методику создания буктрейлеров изучают и разрабатывают как библиотекари, так и книготорговцы, обогащая свой арсенал способов популяризации литературы [3]. В то же время "буктрейлерами" называют авторов таких сообщений, пропагандистов книги.

Возможность оперативной передачи сообщений читателям предоставляет блог (англ. blog, от web log, "сетевой журнал или дневник событий") – веб-сайт, главное содержание которого – записи, изображения или мультимедиа, которые регулярно добавляются. Для блогов характерны короткие записи временной значимости. Авторов сообщений зовут блогерами, а если блог посвящается пропагаде книг – букблогерами (англ. book bloger).

Блоги, подающие сообщения в виде видеозаписей, зовут видеоблогами, а их авторов — видеоблогерами. Видеоблогеры рассказывают о прочитанных книгах на YouTube, дают обзоры новинок книжного рынка, рекламируют любимых писателей. YouTube (от англ. you – "ты", "вы" и tube – "труба", жарг. англ. – "телевизор"; произносится как "Ютьюб") – видеохостинг, который предоставляет пользователям услуги хранения и показа видеозаписей. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать и делится теми или иными видеозаписями. Благодаря простоте и удобству использования YouTube стал популярным видеохостингом. От его названия происходит второе название книжного видеоблога – буктьюб (англ. book tube), а его автор, соответственно, – буктьюбер.

Движение буктьюберов существует с 2009 года. Видеохостинг YouTube предоставляет читающей аудитории отличный шанс рассказать о любимых книгах или раскритиковать неудачные литературные произведения. Примером успешного буктьюба может быть "Литературные обзоры Сущука", посвященный современной украинской художественной литературе (https://www.youtube.com/channel/UCLv 00oet_5fq8tEwj7vg9xw).

В последнее время внимание библиотекарей-библиографов направлено также на привлечение для пропаганды книги и чтения нового жанра журналистики и веб-дизайну – "лонгридов". Так называемые лонгриди – один из ведущих трендов в веб-дизайне 2015 года. С помощью лонгридов сайты не просто делятся со своими посетителями информацией, а рассказывают целые истории, усиливая эффект привлечения. Термин "лонгрид" дословно можно перевести как "длинное чтение" – от англ. "long read". Соответственно, таким термином сегодня чаще всего обозначают текстовые материалы большого размера, требующие значительного времени на их прочтение. Любой лонгрид, кроме словесного текста, содержит еще и мультимедийный контент, такой как иллюстрации и фотографии, видеоролики или инфографика [4]. Изучая средства создания веб-сайтов, библиографы обратили внимание на возможность применения формы лонгрида для представления библиографического обзора или библиографического дайджеста в виде лонгрида.

Центральная городская библиотека для детей имени Шури Кобера и Вити Хоменко г. Николаева прославилась "веблиографическими дайджестами". Этот жанр построен на использовании и пропаганде ресурсов Интернета разнообразной тематики. Например, на сайте библиотеки представлены такие дайджесты: "А песни тоже воевали!: веблиографический экскурс ко Дню Победы"; "Я имею право (права ребенка)"; "Рукотворные чудеса Украины"; "Мечте сломано крыло: литературный веб-портрет Леси Украинки"; "Страна Всеволода Нестайко: литературные страницы" и др. Каждый веблиографический дайджест содержит вместе с библиографическими описаниями веб-ресурсов гипертекстовые ссылки на веб-страницы, где подается текстовая и изобразительная информация по теме (иногда даже музыкальная). В соответствии с тематикой в отдельных дайджестах содержатся списки печатных источников.

Информационное пространство Интернета с каждым годом все более заполнено специальными каналами, в том числе видеоканалами, направленными на популяризацию книг. Среди таких можно назвать: LiveLib (Живая библиотека, Лайвліб) – социальная сеть, посвященная литературе. Сайт предоставляет информацию о книгах, писателях, издательствах, библиотеках. В том числе рекомендуются самые популярные книги, заинтересовавшие читателей, последние новинки и известные произведения, которые обрели «второе дыхание». С рекомендательной библиографической информации начинается также EXLIBRIS – украинская электронная библиотека (exlibris.org.ua).

Новые формы изданий, в частности электронная книга, предоставляют еще и новые возможности подачи рекомендательно-библиографической информации в виде самостоятельной части издания. В частности, такая форма электронной книги, как фанбук – "новый тип устройств и программ, которые ориентированы на конкретную целевую аудиторию известного автора" [1]. Фанбук может быть в виде устройства для чтения электронных книг, так называемого ридера, или программного обеспечения, созданного под конкретного писателя или музыканта, другой известной личности и при участии этого деятеля. Кроме собственно произведений лица, которому посвящен фанбук, в нем может быть помещен перечень других произведений автора, которые можно купить (закачать) с помощью встроенного магазина по приведенным ссылкам, или список любимых произведений "ведущего книги".

Использование новейших информационно-коммуникационных технологий предоставляет библиотекам возможность значительно разнообразить жанровую палитру рекомендательной бібліографии, приблизить ее к особенностям современных пользователей библиотек, сочетать в популяризации литературы как традиционные нонэлектронные, так и электронные средства.


Литература
1. Глазунова Л. В. Нові формати книг та форми їх рекомендації читачам. Частина перша. Фліпбук, фанбук / Л. В. Глазунова // Шкільний бібліотекар. – 2015. – № 1 (49) січень. – С. 14—17.

2. Глазунова Л. В. Рекомендаційна бібліографія на сучасному етапі розвитку: жанрові інновації [Електронний ресурс] / Л. В. Глазунова. – Режим доступу: http://belinskogo.kh.ua/Glazunova_Bibliography_recommendations.html (дата звернення: 11.12.16). – Назва з екрана.



3. Федоров А. О. Буктрейлер как новая форма привлечения к книге и чтению [Электронный ресурс] / А. О. Федоров. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/PDF/npk_145/fedorov.pdf (дата обращения: 15.10.16). – Загл. с экрана.

4. Що таке лонгріди на сайтах [Електронный ресурс]. – Режим доступа: http://webstudio2u.net/ua/design-web/857-cho-takoe-longrid-na-sajte.html (дата звернення: 15.10.16). – Назва з екрана.

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ