Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Электрический прометей




страница1/6
Дата08.03.2017
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРОМЕТЕЙ

ДЖОН О`НЕЙЛ

Часть первая.
ЭНЕРГИЯ И СВЕТ
Изобретателей, сравнимых с ним по масштабам решений даже только поставленных перед собой задач, история насчитывает единицы. Создав систему многофазных токов, он положил начало сегодняшней электроэнергетике: шагающие по континентам опоры высоковольтных передач – бесчисленные памятники Тесле. Он дал нам электропривод -основу современной индустрии, дал первых роботов, разработал принципиальные элементы радиотехники, телеуправления, радара, изобрёл неоновые и другие газосветные устройства, вывел из лаборатории в практику высокочастотные токи, пытался с их помощью заставить светиться саму атмосферу, само ночное небо…

Он был великим инженером, но стремился стать ещё и «сверхчеловеком» - запрограммировано творить научные технические чудеса. Деятельность свою он строил исключительно на рациональных принципах, в расцвете сил он навсегда удалился в замкнутый мир, куда с тех пор никого не допускал. Функционировал он чрезвычайно эффективно, как в высшей степени отлаженная машина, отказавшись от друзей, от любви, от всего личного, от миллионов, которые мог получить за изобретения, и телесную свою оболочку рассматривал лишь как плод творящего разума. Так называемые практические люди называли Теслу в лучшем случае чудаком.

Он стал единственным, кто сделал себя таким, и не мог не оказаться одиноким. Хорошо это или плохо – ещё предстоит решить.

Учеников Тесла не оставил, умер бедным.


МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
Гений появился на свет в ночь с 9 на 10 июля 1856 года в хорватской деревушке Смиляны. Отец Николы был деревенским священником, писал стихи, философские статьи и печатал их в местных газетах и журналах. Мать не умела ни читать, ни писать, но была умна и практична: смастерила множество приспособлений, облегчавших её домашний труд. Никола утверждал, что свои изобретательские способности он унаследовал не от образованного отца, а от неграмотной матери.

Эти способности, вспоминал он, впервые проявились, когда ему было семь лет. Пожарники их городка испытывали на площади возле реки новый насос. Брандмайор, красуясь перед публикой, взмахнул рукой: «Качай!» Но брандспойт не действовал. Напрасно суетились механики, отсоединяя и присоединяя шланги, - воды не было.

- Я знаю, что надо сделать! Качайте! – вскричал Никола и, сбросив штаны и рубашку, нырнул в воду.

Конечно, он и понятия тогда не имел, как работает насос, но интуитивный порыв заставил его искать неисправность прежде всего там, где начиналась водная магистраль, шланг. И действительно, резиновый всасывающий патрубок насоса оказался сплюснутым: его сдавила вода, когда внутри патрубка образовался вакуум. Никола расправил патрубок, и вода хлынула на площадь, облив публику.

Учиться в гимназии ему тоже помогали интуиция и воображение. Любая математическая абстракция мгновенно становилась для него настолько осязаемой, что, бывало, едва приступив к задаче, он уже «видел» её решение и писал ответ, не теряя времени на промежуточные преобразования. Первое время учителя думали, что он жульничает, пока не убедились в его феноменальных способностях.

Памятью он был в мать (ему легко давались языки), и настойчивостью, с которой у него к тому же сочеталась устремленность к высоким целям.

Будучи гимназистом, он, увидев впервые фотографию Ниагарского водопада, сказал дома: «Вырасту, поеду в Америку, заставлю Ниагару работать!» - и через 30 лет заставил… Правда, другие его юношеские замыслы не осуществились, не могли осуществиться, во всяком случае при его жизни. Но он и сам не считал их реальными. В 14 лет он размышлял, например, о подводном трубопроводе, по которому можно было бы транспортировать грузы из Америки в Европу. Грузы заключены в сферические контейнеры, их гонит водяная струя… Затем о кольце, опоясывающем Землю по экватору. В отличие от колец Сатурна, состоящих из камней и пыли, это – жёсткое. Его строят с помощью лесов и подпорок, затем подпорки убирают, и кольцо свободно повисает в воздухе, вращаясь с той же скоростью, что и Земля. А если его удержать от вращения, земная поверхность понесётся под ним со скоростью более 1500 километров в час, на нём можно будет совершать кругосветные путешествия. Неважно, что его едва ли когда-нибудь построят, зато расчёты получаются прелюбопытные…

Практически же Теслу всё больше заинтересовывала электротехника. Чтобы её изучить, он потупил в политехнический институт в Граце.


НЕЛЬЗЯ ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИСКР?
Подробного плана действий у него не было. Зато было твёрдое намерение – устранить из своей жизни всё, не относящееся к науке, к достижению высоких целей. Никаких развлечений, никакой романтики. Он ложится в 11, читает далеко за полночь, а в 4-5 часов утра уже на ногах. В конце семестра ему удаётся сдать экзамены по девяти предметам – вдвое больше, чем по программе. Он поражает профессоров прилежанием. «Ваш сын – звезда первой величины»,- пишет его отцу декан технического факультета. А один профессор советует Милутину Тесле забрать сына домой, пока Никола не убил себя непосильным трудом.

На втором курсе, в начале учебного года, в институт привезли машину, которая работала на постоянном токе. Профессор Пешль продемонстрировал её студентам, и Тесле не понравились искры, веером сыпавшиеся из коллектора. Без коллектора же такая машина обойтись не могла: он выпрямлял вырабатываемый в ней переменный ток, превращал его в постоянный.

А если оставить ток переменным? Тогда ни двигателям, ни генераторам коллекторы не понадобятся!

И Тесла приступил к работе, которую профессор Пешль назвал столь же химерической, как создание вечного двигателя.

Через несколько лет умер Милутин Тесла. Николе пришлось думать о заработке. Он устроился чертёжником в телеграфное управление Будапешта. Там заметили его способности, он получил повышение, принял участие в разработке проекта городской телефонной сети, стал начальником узла, внёс несколько усовершенствований в телефонную аппаратуру. Но больше всего он интересовался электродвигателями переменного тока.

В БАГРОВОМ ДИСКЕ СОЛНЦА


Работая денно и нощно, отводя на отдых пять часов в сутки, из них на сон – всего два, Тесла серьёзно заболел. Как видно, на нервной почве. Его чувства вдруг настолько обострились, что даже тиканье часов причиняло ему страдания, казалось ударами молота по наковальне. Под ножки его кровати пришлось подложить резиновые подушки, иначе он ощущал вибрации мостовой от проходящего транспорта. Человеческие голоса гремели для него, как гром, малейшее прикосновение было, как удар. Он видел в темноте предметы на расстоянии 12 футов. Доктора не могли определить, что это за болезнь, и предоставили её естественному течению.

Наконец, болезнь пошла на убыль, и снова Тесла стал думать о своём электродвигателе: ему казалось, что если он не решит эту задачу, он погибнет. А решения всё не было.

Однажды зимним февральским днём 1882 года он гулял со своим школьным товарищем Сигети по парку. Заходящее солнце залило небо оранжевым пламенем. Тесла принялся читать монолог Фауста:

Взгляни: уж солнце стало озарять

Сады и хижины прощальными лучами.

Оно заходит там, скрываяся вдали

И пробуждает жизнь иного края…

О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли

И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!

Высокий, худой, измождённый, с горящими глазами, он простёр руку в сторону солнца и вдруг застыл, словно в трансе.

Минуты через две он пришёл в себя. «Смотри, смотри – вот я обращаю движение, - пробормотал он в возбуждении, глядя на солнечный диск, - Видишь, как он ровно вращается? А вот я переключаю ток, реверсирую вращение. Смотри! Так же ровно он вращается в противоположную сторону. Останавливаю, пускаю снова. Никакого искрения. Искрить нечему!»

«Ничего не понимаю, - сказал Сигети. – Солнце что ли не искрит?»

«Ну, конечно, ты ничего не понял. Я говорю об электромоторе переменного тока. Я решил эту проблему! Видишь, как он ровно, почти бесшумно работает? Всё дело во вращающемся магнитном поле, и я должен построить этот двигатель!»

Теперь Сигети кое-что понял. Тесла ещё раньше говорил ему о своей идее, но никогда – о своей способности видеть воображаемое, как реальное.

Подняв ветку, Тесла прямо на дорожке нарисовал схему. Концепция была прекрасна, проста, сулила множество технических приложений. Электродвигатели переменного тока предлагались и ранее, но с одной цепью, как и при постоянном токе: они были подобны одноцилиндровой паровой машине, останавливающейся по достижении мёртвых точек. Тесла же взял две цепи, в каждой из которых пульсировали переменные токи одинаковой частоты, но сдвинутые друг относительно друга по фазе. Это было похоже на паровую машину с двумя цилиндрами, с кривошипами, поставленными под углом друг к другу так, что мёртвые точки поршней не совпадали. Создавался магнитный вихрь в пространстве, вращающееся силовое поле. Оно увлекало за собой обмотки без прямого контакта, передавало энергию к замкнутой цепи на изолированном якоре только с помощью силовых линий. Коллектор был больше не нужен.

В течение двух месяцев Тесла пребывал в состоянии экстатического восторга. Ему не требовалось строить модели, он их предостаточно соорудил в своей умственной мастерской, за несколько недель живо представил себе все типы электродвигателей, с которыми впоследствии связалось его имя, динамомашины, трансформаторы и другие устройства двухфазной системы электропривода переменного тока, перешёл к многофазной, подобрал материалы, мысленно подверг машины испытаниям…

Телефонная станция, на которой работал Тесла, была неожиданно продана, и Пушкаш, его покровитель, пригласил молодого инженера в Париж. Тесла прибыл туда почти без багажа, налегке, полный замыслов.
ЭКСПЕРИМЕНТ В СТРАСБУРГЕ
Будь он опытным изобретателем, он сохранил бы свои замыслы до поры до времени в секрете. Но Тесла не ведал искусства хитрости и коварства, не думал о выгодах минуты. Он хотел не более и не менее как облагодетельствовать человечество, а кроме того, был юношески самонадеян.

Благодаря рекомендательному письму Пушкаша, он получил место в «Континенталь Эдисон Компани», французской фирме, изготовлявшей моторы, динамомашины и монтировавшей системы электрического освещения по эдисоновским патентам. Квартиру он снял на бульваре Сен-Мишель, обедал и ужинал в лучших кафе и ресторанах. Заполучив терпеливого слушателя, смыслившего в электротехнике, принимался втолковывать ему свои идеи. Впрочем, эти идеи ни у кого не вызывали большого интереса, во всяком случае, его доверчивостью никто не воспользовался.

На службе он скрепя сердце занимался только машинами постоянного тока. Сначала был младшим инженером, потом разъездным аварийным монтёром, побывал на множестве электростанций во Франции и Германии. Не ограничиваясь устранением неполадок, вдумчиво изучал причины аварий, предложил кое в чём улучшить конструкции динамомашин Эдисона. Предложения были приняты, испытания прошли успешно. Тогда Тесле поручили спроектировать автоматические регуляторы. И опять результаты оказались отличными.

В 1883 году во время торжественного пуска электростанции в Страсбурге, в присутствии самого императора Вильгельма I произошло короткое замыкание, был сильный взрыв. Немецкое правительство отказалось принять электростанцию. Исправить положение, наладить работу оборудования послали Теслу.

В технических причинах аварии он разобрался легко, быстро, однако ему пришлось проявить немало такта и деловой смётки, чтобы преодолеть бюрократические придирки. Справившись с заданием, Тесла нашёл время, чтобы выполнить, наконец, в металле небольшой двухфазный мотор переменного тока, действующую модель. Нужные материалы он привёз с собой заранее из Парижа, а близ Страсбурга подыскал заводик, который принял заказ на часть работы, изготовил детали. Динамомашину и мотор Никола собрал сам.

Наступил решающий момент проверки его теоретических положений. Тесла включил рубильник. Мотор вздрогнул, и якорь, едва слышно гудя, быстро набрал обороты. Тесла перекинул рубильник. Якорь мягко остановился и тотчас же завертелся в противоположную сторону. Теория подтвердилась. А работающая модель должна была помочь Тесле убедить скептиков в перспективности его идей.


ПИЛИГРИМ БЕЗ ГРОША В КАРМАНЕ
Мэр Страсбурга Бозэн собрал именитых горожан, чтобы Тесла продемонстрировал им свой мотор. Работал мотор превосходно, но именитых горожан не увлёк, перспективой сказочного процветания Страсбурга не обнадёжил. Тесла был подавлен, Бозэн его утешал: надо ехать в Париж! Тем более, что компания обещала ему крупное вознаграждение за успешное завершение работы, за усовершенствование конструкций электромоторов и динамомашин и разработку автоматических регуляторов. Может быть, этих денег хватит, чтобы построить уже не модель, а такую установку, которая разом убедит всех в её выгодах, в том числе и в коммерческой. А тогда нетрудно будет собрать и акционерный капитал…

Но в Париже его ждало разочарование: обещанного вознаграждения ему не выдали, мотором тоже не заинтересовались. Тесла подал заявление об уходе. Пожалев несколько тысяч, компания лишилась сотрудника, который принёс бы ей миллионы.

Почувствовал его возможности лишь один из администраторов компании, Чарльз Бачеллор, и в свою очередь посоветовал Тесле отправиться в Америку, связаться там с Эдисоном. Тесла продал книги, вещи, собрал необходимую сумму, купил билеты на поезд и на пароход до Нью-Йорка. Весь его багаж опять состоял из небольшого свёртка белья, а уже на перроне Никола обнаружил, что и этот его единственный свёрток куда-то пропал. Похлопав себя по карманам, он с ужасом убедился, что и бумажник с билетами на поезд и пароход тоже пропал. В кармане было лишь немного мелочи.

Поезд тронулся. Что делать? Если он не сядет на поезд, то пропустит и пароход. Он побежал рядом с поездом, вскочил на подножку. К счастью, мелочи в карманах хватило на билет. В порту он поведал судовому начальству о своём положении, и так как никто не претендовал на его каюту, ему разрешили подняться на борт.

Путешествие было долгим и мучительным – без гроша в кармане, даже без запасного носового платка. К тому же он ввязался в драку матросов, чуть в ней не погиб и последние дни путешествия просидел в глубокой задумчивости на носу судна, потирая синяки. Ничего, скоро он ступит на землю обетованную, познакомится с самим Эдисоном!

Всё же кое-какие пожитки у Теслы, когда он вышел из иммиграционного бюро, ещё оставались: книжка с его собственными стихами, две его технические статьи, расчёты по проекту летательной машины, четыре цента и рекомендательное письмо Бачеллора Эдисону. «Я знаю двух великих людей, - писал Бачеллор, - один из них Вы, другой – этот молодой человек». Но как прожить хотя бы день на четыре цента? Выручил случай. Проходя мимо какой-то мастерской, Тесла через открытую дверь увидел, как человек, чинивший электромотор, почесал в затылке и махнул рукой. «Давайте я сделаю, - сказал Тесла, - сейчас он у меня заработает!»

Поломка оказалась серьёзной, с мотором пришлось повозиться, но в конце концов он заработал, а Никола получил за это целых двадцать долларов.

Наутро он отправился в нью-йоркскую штаб-квартиру Эдисона, на Пятой авеню.


АМЕРИКАНСКИЙ ЮМОР
Эдисон произвёл на Теслу огромное впечатление, Тесла на Эдисона – никакого. Да они были изобретателями, но настолько разных складов, что не всегда понимали друг друга. Тесла был теоретиком, обладал богатейшим воображением, Эдисон же предпочитал действовать методом проб и ошибок, а главное – был убеждён в преимуществе постоянных токов. Постоянный или переменный – об этом специалисты спорили тогда с религиозным фанатизмом, с нетерпимостью, и когда Тесла принимался описывать свою многофазную систему, доказывая, что переменный ток – единственный рациональный источник энергии для дальних силовых приводов и освещения, Эдисон рассмеялся ему в лицо: у переменного тока нет будущего . Кто с ним возится, только зря теряет время!

Однако Тесла был зачислен в лабораторию, поскольку Бачеллор сообщил, что он внёс ценные усовершенствования в машину Эдисона на постоянном токе.

Спустя несколько недель, Никола сумел продемонстрировать шефу свои способности. Лаборатория Эдисона смонтировала осветительную установку на пароходе «Орегон», самом большом пассажирском судне того времени. Установка работала несколько месяцев, потом обе динамомашины вышли из строя. Их надо было демонтировать и доставить в мастерские. День отплытия таким образом откладывался, Эдисон попал в неприятное положение: каждый день простоя грозил ему убытками. Не придумает ли что-нибудь новый сотрудник?

Тесла захватил с собой инструменты, поднялся на борт «Орегона» и обнаружил, что в машинах произошло короткое замыкание, сгорела часть обмотки статора. На рассвете обе машины работали. Возвращаясь утром в штаб-квартиру, Никола встретил Эдисона и приехавшего из Парижа Бачеллора. «А вот и наш гений!» - усмехнулся Эдисон. «Я только что с «Орегона», обе машины на ходу», - сказал Тесла. Эдисон был потрясён: «Бачеллор, это же отличный парень!..»

Тесла получил повышение – его допустили к проектированию. Дело было интересное, он работал по восемнадцать часов в день, включая воскресенья, и опять увидел, как можно улучшить конструкцию эдисоновских динамомашин, увеличить их КПД. Эдисон одобрил его идеи: «Получите пятьдесят тысяч, если всё это провернёте!»

Двадцать четыре типа динамомашин спроектировал Тесла для Эдисона. Тесла сумел уменьшить габариты магнитных сердечников, оборудовал машины кое-какой автоматикой. Когда работа была закончена, причём с отличными результатами, Тесла напомнил Эдисону об обещанных пятидесяти тысячах. Тот рассмеялся: «Вы не понимаете нашего американского юмора».

Тесла не получил ни цента – ни за изобретения, ни за сотни сверхурочных – и заявил об уходе. Это было весной 1885 года. Зато он успел приобрести репутацию в электротехнических кругах, настолько хорошую, что группа дельцов решила организовать компанию под его руководством. Усмотрев в этом шанс осуществить, наконец, систему на переменном токе, Тесла согласился с предложением. Он поделился с дельцами своими планами, но ему было заявлено, что переменный ток никого не интересует. Всё, что от него требуется – это разработать экономичные дуговые фонари для освещения улиц и фабричных цехов.

Фонари он сконструировал, наладил их производство, получил на них несколько патентов. Технически предприятие увенчалось успехом, но вслед за тем дельцы вытеснили Теслу из компании. Когда же он попробовал продать свои акции, почему-то оказалось, что они ничего не стоят.

Снова он остался без средств, и целый год, страдая к тому же от болей в сердце, пробавлялся починкой электрических аппаратов, копал канавы.

Как-то он разговорился с десятником, рассказал о своих идеях, и тот помог Тесле познакомиться с неким Брауном из телеграфной компании «Вестерн Юнион». Браун вместе с одним своим другом заинтересовался переменным током. Тесла получил от них деньги, чтобы начать работу, и в апреле 1887 года на Пятой авеню, недалеко от компании Эдисона, открылась лаборатория электрической компании Теслы. Пятой авеню, таким образом, суждено было стать полем битвы между постоянным и переменным токами. На стороне постоянного были слава и авторитет Эдисона, его уже работавшие электростанции, финансовая поддержка Джона Пирпонта Моргана. На стороне переменного – на поверхностный взгляд, почти ничего.


ПОТОК ИЗОБРЕТЕНИЙ
Как только Тесла получил сносные условия для работы, он принялся конструировать сразу целую серию новых устройств. Были изготовлены три комплекта динамомашин и электромоторов, к ним автоматика – для однофазной, двухфазной и трёхфазной систем, проведены опыты с четырёх- и шестифазными токами, с разными сочетаниями этих систем. Через несколько месяцев Тесла передал свой двухфазный мотор в Корнельский университет для испытаний, а сам занялся общей математической теорией электроаппаратуры.

Теория получилась универсальной, охватила широкий диапазон высоких и низких частот. А 12 октября 1887 года, через полгода после открытия лаборатории и через пять с половиной лет после того, как он додумался до принципа вращающегося магнитного поля, поверенные Теслы подали на все его изобретения единую обширную заявку. Эксперты, однако, потребовали разбить её на семь отдельных, поскольку изобретения были сложными, важными, буквально поднимали электрическую целину.

Ещё через полгода Тесла получил семь патентов на одно- и многофазные моторы, трансформаторы, а также на распределительную систему. В апреле 1888 года он получил следующие пять патентов – на четырёх- и трёхпроводные трёхфазные системы, потом ещё восемнадцать… В мае 1888 года его пригласили прочитать в Американском институте инженеров-электриков лекцию о теоретических предпосылках и практическом применении переменного тока в энергетике.

Как гигантская приливная волна, поток изобретений Теслы одним махом перенёс тогдашнюю энергетику в мир совершенно новых мощностей и масштабов. В эдисоновских системах на постоянном токе, говорил Тесла, из-за сложности трансформаторных преобразований нет смысла поднимать напряжение выше 220 вольт, практически же оно вдвое ниже и быстро падает в сети. Чтобы хоть частично скомпенсировать эти потери, динамомашины приходится проектировать на 120 вольт вместо стандартных 110 вольт, на которые рассчитаны лампы. В результате вблизи электростанции напряжение повышенное, а уже за полмили от неё – всего 90 В, и лампочки, не очень-то ярко светившие даже при 110 В, при 90 В еле тлеют. Велики также тепловые потери в сети: они пропорциональны квадрату силы тока, а токи при низких напряжениях получаются большими… Словом, электростанция Эдисона может обслуживать район радиусом в милю, это её предел. Чтобы осветить большой город, в нём нужно построить десятки электростанций. А как быть вдали от больших городов? Оставить керосиновые лампы?

Система Теслы освобождала электроэнергетику от производственных пут. Устройства, работающие на переменном токе, явно проще и удобнее в обращении; напряжение в них легко изменяется с помощью элементарных трансформаторов. Повышая его по методу Теслы до многих тысяч вольт и одновременно снижая силу тока, можно было практически неограниченно увеличивать пропускную способность линий. Тесла сделал возможной дешёвую передачу энергии на огромные расстояния. Стало выгодным строить электростанции вблизи угольных копей или на больших реках и оттуда передавать энергию к местам потребления.
ТЕСЛА И ВЕСТИНГАУЗ
Но как всем этим лучше воспользоваться? Кто возьмётся за дело? Сам Тесла, погружённый в эксперименты и исследования, не очень-то задумывался в то время о коммерческой стороне своих изобретений. Он понимал, что организационные дела заставят его отложить исследования, и выбрал то, что было ему по душе: эксперименты, технические поиски – до тех пор, пока его финансируют.

Рассчитывать на Эдисона не приходилось. Иным оказался Джордж Вестингауз, глава питтсбургской фирмы «Вестингауз Электрик», изобретатель знаменитого пневматического тормоза, а также множества электрических устройств, опытный делец. Не привязанный к постоянному току (как был душой и бизнесом привязан Эдисон), он отлично разобрался во всём, что сулит ток переменный. Явившись в лабораторию Теслы, Вестингауз сразу взял быка за рога:



  • Предлагаю за ваши патенты миллион наличными плюс патентные отчисления!

  • Хорошо, - сказал Тесла.- Отчисления – по доллару с лошадиной силы.

  • По рукам! Чек и контракт получите через несколько дней.

В этой сделке проявились два крупных характера, два инженера, наделённые даром предвидеть развитие техники, смело доверившиеся друг другу, стоящие выше мелочной коммерческой осторожности и придирчивой детализации. Сумма изобретательского вознаграждения была по тем временам рекордной: Вестингауз купил сразу сорок изобретений по 25 тысяч долларов за каждое и пригласил Теслу переехать в Питтсбург – стать на год консультантом фирмы по внедрению этих изобретений в производство. Так как в собственной компании Тесле всё равно приходилось время от времени заниматься подобными хлопотами, он решил пожертвовать Вестингаузу год своего времени.
Но в Питтсбурге Тесле пришлось иметь дело уже не с самим Джорджем Вестингаузом, изобретателем, способным понять другого изобретателя, а с инженерами фирмы, у которых были свои задачи, свои технические представления и нормы, считавшиеся незыблемыми. В частности, Тесла доказывал, что наиболее выгодна частота 60 циклов в секунду, а инженеры привыкли к 133 циклам и теориям Теслы верить не желали. Были и другие расхождения во взглядах практиков и «мечтателя», не столь принципиальные, но существенные и болезненные.

И Тесла уехал обратно в Нью-Йорк, отказавшись от предложенных ему расстроенным Вестингаузом 24 тысяч в год, от прекрасной лаборатории. При этом оба они были правы – и обуреваемый своими идеями, легкоранимый Тесла , и Вестингауз, считавший, что постепенно всё уладится, станет на свои места. Тесла впоследствии был рад, узнав, что в Питтсбурге проектирование устройств по его идеям не остановилось, а частота 60 герц принята в США как стандартная (и сейчас она в США стандартная; в СССР и большинстве других стран – 50 герц), но в Нью-Йорке он был снова свободен. Там за четыре года он подал сорок пять заявок и по всем получил патенты.

  1   2   3   4   5   6