Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Элективный курс «Великие путешественники»




Скачать 73.06 Kb.
Дата05.07.2017
Размер73.06 Kb.
ТипЭлективный курс
Элективный курс «Великие путешественники»
Пояснительная записка
География – интереснейшая наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описывали все увиденное ими. Само слов «география» означает «землеописание». Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее. Такой путь – с глубокой древности и до сегодняшних дней прошло человечество.

В базисных учебных планах по географии в 6-8 классах отводится небольшое время на изучение истории открытия и изучения новых земель. Разработка данного курса должна восполнить пробелы в образовании школьников в области открытия новых территорий.

Программа элективного курса «Великие путешественники» разработана для учеников 5-7 классов. Проведение курса в 5 классе больше носит мотивационный характер, знакомит учеников с первоначальными картографическими умениями и навыками.

Элективный курс «Великие путешественники» разработан на 16 часов.

На протяжении всего курса прослеживаются межпредметные связи с историей и экономикой.
Цели курса:


  • сформировать у учащихся знания об истории открытия материков, океанов и их частей.

Задачи курса:

  • расширение знаний учащихся о самых известных географических открытиях и путешественниках, их совершивших;

  • раскрытие значения географических открытий в истории развития человечества;

  • формирование устойчивого интереса к предмету.


Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- имена путешественников, значение их экспедиций;

- маршруты экспедиций знаменитых путешественников;

- даты совершенных открытий;

Учащиеся должны уметь:

- показывать маршруты путешествий и открытые объекты;

- рассказывать о путешествиях и их целях;

- работать с тематическими и контурными картами, дополнительной литературой;
Данный курс включает следующие темы:


  1. Введение.

  2. Зарубежные путешественники.

  3. Русские путешественники.

4. Подведение итогов.
Основные формы занятий: лекции, беседы, практикумы, комментированное чтение.
Практические работы:

  1. Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников.

  2. Обозначение на контурной карте объектов, названных в честь их первооткрывателей.


Творческие работы:

  1. Подготовка доклада об одном из путешественников;

  2. Составление кроссворда «Великие путешественники»

  3. Итоговая викторина «Путешественники и их открытия»


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы

проведения



всего

теорет.

практ.

Введение

1

1

0

Вводная лекция

Зарубежные путешественники

6

5

1


Лекции, беседы, практикум

Русские путешественники

6

5

1


Лекции, беседы, практикум

Подведение итогов

3


1


2


Беседа, практикум, викторина

Итого:

16

12

4






Содержание программы
Введение (1час).

Цели и методы работы элективного курса. География в древности. Ученые Древней Греции – Геродот, Аристотель, Эратосфен. Первые карты и глобусы.


Тема I Зарубежные путешественники ( 6 часов)

Открытие Америки.

Открытие сухопутного пути в Индию Марко Поло. «Нечаянное» открытие Америки Христофором Колумбом. Америго Веспуччи и происхождение названия материка.



Первое кругосветное путешествие.

Предпосылки путешествия. Проходные трудности, открытые объекты. Смерть Фернана Магеллана. Возвращение спутников, значение путешествия.



Открытие морского пути в Индию.

Соперник Колумба – Васко да Гама. Открытие морского пути в Индию, значение этого открытия.



В поисках Южной Земли.

Кто такой Джеймс Кук. История открытия Австралии, продвижение Кука далеко на юг до полярных широт.



Вглубь Африки

Мечта Давида Ливингстона об Африке. Путешествие вглубь континента, великие открытия.



Полярные первооткрыватели.

История открытия Южного полюса: трагическая судьба Роберта Скотта и удача Руала Амундсена. Открытие Северного плюса Робертом Пири.


Тема II Русские путешественники (6часов)

Хождение за три моря.

Русский купец Афанасий Никитин: история путешествия в Индию. Книга А.Никитина «Хождение за три моря».



Как достигли края Земли Русской.

Русские первопроходцы. Открытие Семеном Дежневым восточного мыса Евразии. Географические открытия русских в XVI-XVII веках в Сибири и на Дальнем Востоке. Значение этих открытий для Государства Российского.



Великие открытия во славу России.

Долгий путь к открытию Антарктиды. Заслуга русских военных моряков Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева в величайшем географическом открытии XIX века.



Человек с Луны.

Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай на острове Новая Гвинея: жизнь среди туземцев.



Рожденный путешественником

Биография Н.М.Пржевальского. Экспедиция в Уссурийскую тайгу. Дорога в столицу Тибета. Открытия в пустынях Азии и Монголии.



Новейшие путешествия.

Тур Хейердал: к острову Пасхи, экспедиция на «Ра» и «Тигрисе». Хиллари и Тенцинг: покорение Эвереста. Юрий Гагарин: открытие нового космического века.


Подведение итогов (3часа)

Имена путешественников на карте мира.

Обозначение на контурной карте объектов, названных в честь путешественников.



Отчетный урок.

Выступление учащихся с докладами на выбранную тему.



Итоговый урок.

Географическая викторина «Путешественники и их открытия»



Список литературы:

  1. Великие путешествия.- М.: «Либрос», 1997.

  2. Жюль Верн. История великих путешествий. В трех книгах.- М.: «ТЕРРА»- «TERRA», 1993.

  3. Научно- познавательная энциклопедия « Я познаю мир»

  4. Ревенко М. В. Малышам о географических открытиях.- М.: «Педагогика-Пресс», 1992.

  5. Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов.- М.: «Просвещение», 1987.

  6. Энциклопедия для детей: т.3: География.- М.: Аванта ,1994.

Календарно-тематическое планирование занятий

п\п

Тема занятия

Дата

1

Введение в курс «Великие путешественники»




2

Открытие Америки.





3

Первое кругосветное путешествие.





4

Открытие морского пути в Индию.





5

В поисках Южной Земли.





6

Вглубь Африки.





7

Полярные первооткрыватели.





8

Хождение за три моря.





9

Как достигли края Земли Русской.





10

Великие открытия во славу России.





11

Человек с Луны.





12

Рожденный путешественником.





13

Новейшие путешествия.




14

Имена путешественников на карте мира.





15

Отчетный урок.




16

Итоговый урок.






Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


Элективный курс

«Великие путешественники»

Для 5 класса общеобразовательных учреждений



16 часов (1 час в неделю)

Мегион 2008

  • Цели курса: сформировать у учащихся знания об истории открытия материков, океанов и их частей. Задачи курса
  • Требования к знаниям и умениям учащихся
  • Учебно-тематический план
  • Итого: 16 12 4
  • Тема I Зарубежные путешественники ( 6 часов)
  • Тема II Русские путешественники (6часов)
  • Подведение итогов (3часа)
  • Календарно-тематическое планирование занятий №п\п
  • Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Элективный курс «Великие путешественники»