Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Элективный курс в 8 классе, построенный на интеграции таких предметных областей, как история и литература




Скачать 232.8 Kb.
Дата26.05.2017
Размер232.8 Kb.
ТипЭлективный курс
«История на острие пера» представляет собой элективный курс в 8 классе, построенный на интеграции таких предметных областей, как история и литература.

Интеграция истории и литературы способствует формированию целостного мировоззрения учащихся, системности мышления, овладению приёмами сравнительного исторического анализа источника, пониманию многоплановости и многомерности исторического процесса, а также придаёт изучению истории личностное измерение. В целом, позволяет учащимся познакомиться с особенностями культурно-исторического подхода в изучении исторического факта.

Интегрированное изучение истории и литературы на материале ХХ века приобретает в настоящее время особую актуальность. Гражданская война, НЭП, культурная революция, модернизация хозяйства, складывание тоталитарного политического режима, Великая Отечественная война – главные исторические события из жизни Советского государства первой половины ХХ века. Сложность изучения в школе данного периода истории Отечества сопряжено со значительной долей субъективизма, политико-идеологической окраской освещения фактов современными средствами массовой информации. К тому же память об этих событиях у современного ученика (в отличие от старших поколений) далеко не всегда вызывает эмоциональный отклик.

Цель спецкурса «История на острие пера»: показать исторические события через исторический источник, через отражение исторического факта в литературе, через личность автора художественного произведения, развивать историческое мышление учащихся с помощью конкретных примеров, формировать нравственную оценку исторических событий. Данная цель может быть наиболее успешно достигнута при интеграции таких учебных предметов, как история и литература; с помощью изучения исторических источников (воспоминаний, писем, дневников, нормативных актов и т.д.) и характеристики конкретных исторических личностей, а также с помощью анализа художественных образов, носящих типический характер.

Вначале учащиеся получают общее представление об изучаемом главном факте (причинно-следственная цепь событий, явлений, деятельность исторических личностей и социальных групп), знакомятся с определёнными историческими источниками, формулируя собственную аргументированную оценочную позицию. Затем обращение к отражению того же главного факта в литературных произведениях и кинематографическом материале неизбежно вызывает сопереживание со стороны учащихся, сочувствие, восхищение, ненависть, возмущение по отношению к героям книг и кинофильмов. Кроме того, учащиеся обогащают своё представление о прошлом, знакомясь с обстановкой и колоритом эпохи, реалиями повседневной жизни, деталями быта. Анализ художественных образов литературы и кинематографа расширяет кругозор учащихся, формирует критический подход к источнику информации и основы читательской и зрительской культуры.

Изучение художественных произведений даёт возможность раскрыть этические нормы на живых примерах и в конкретных ситуациях, а также поставить вопрос о нравственной оценке исторических событий и деятелей.

Интегрированный спецкурс позволяет изучать художественный текст и как произведение искусства, и как источник личного происхождения. При этом изучение автобиографии писателя играет важную роль в формировании представления о его мировоззрении. Учащиеся прослеживают авторскую оценку исторических событий, которая определяется субъективным восприятием автора, его мировоззренческими и идеологическими установками, отражающими эпоху его деятельности. Анализ произведений литературы и кинематографа позволяет выяснить, как менялось в общественном сознании восприятие поворотных событий первой половины ХХ века.

Спецкурс «История на острие пера» актуален в условиях организации предпрофильной работы, позволяя учащимся непосредственно познакомиться с особенностями научной лаборатории филолога и историка. По результатам обучения учащиеся овладевают умением составления сравнительной характеристики (компаративный анализ в форме сравнительной таблицы).

ТЕМЫ


  1. Введение в курс.

Понятие «исторический источник». Особенности «внешней» и «внутренней» критики исторического источника.

Образ исторической личности в кинематографии, музыке и изобразительном искусстве («Образ атамана Степана Тимофеевича Разина в общественном сознании в начале ХХ века»).



  1. Революция и Гражданская война.

    1. Гражданская война: этапы, события, явления, исторические личности.

Биография И.Э. Бабеля (сравнительный анализ автобиографической справки и научно-популярной статьи о И.Э. Бабеле).

    1. Типология характеров в «Конармии» И.Э. Бабеля (художник, мститель, интеллигент-гуманист, пассионарий, жертва своего времени, правдоискатель). Многомерность изображения. Сказ как отражение авторской позиции по отношению к ситуации, рассказчику.

    2. Практикум по фильму «Чапаев» (1934 г.). Художественный образ исторической личности.

  1. СССР в конце 20-х – 30-х гг. ХХ века (коллективизация).

    1. Модернизация хозяйства в СССР в конце 20-х – 30-х гг. ХХ века (общая характеристика). Коллективизация в исторических источниках (нормативные документы, воспоминания).

    2. «Страна Муравия» А.Т. Твардовского. Биография автора. Хронотоп и антитеза как способ создания реалий времени и передачи тревоги, ожиданий, размышлений народа в переломный период, «год» его истории. Человек «идеи» - главный герой Моргунок.

    3. Практикум по фильму «Поднятая целина» (1959 г.). Художественное отображение восприятия эпохи.

  2. Великая Отечественная война.

    1. Великая Отечественная война: этапы, события, явления, исторические личности. Отношение к войне в историческом источнике.

    2. «Убиты под Москвой» К.Д. Воробьёва. Биография автора. Образ войны и мира в повести. Правда К.Д. Воробьёва. Психологизм в повести.

    3. Практикум по фильму «Аты-баты шли солдаты» (1976 г.). Сравнительная характеристика «Исторические реалии Великой Отечественной войны в повести К.Д. Воробьёва «Убиты под Москвой» и в кинофильме «Аты-баты шли солдаты».

  3. Итоговое контрольное занятие.


Результаты обучения

В результате изучения спецкурса «История на острие пера» ученик должен



знать/понимать

  • главные факты, явления, процессы, понятия по трём тематическим блокам: «Гражданская война в России в начале ХХ века», «Коллективизация в СССР», «Великая Отечественная война;

  • принципы и способы периодизации главных фактов в истории Отечества ХХ века (на примере Гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны);

  • особенности исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения;

  • определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты индивидуальной историко-познавательной деятельности в формах конспекта, исторического сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

к.п.н. Вишневская Л.Л.



к.п.н. Орловский А.Я.


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводный урок (Орловский А.Я.)

Тема: Образ атамана Степана Тимофеевича Разина в общественном сознании в начале ХХ века.

Структура урока.

  1. Взгляд на личность в начале XXI века.

Тезис: Степан Разин – атаман донских казаков, руководитель крестьянского восстания XVII века.

Метод: беседа, повторение материала курса истории Отечества 7 класса.

  1. Взгляд на личность в конце XIX - начале XX века.

Тезис: Стенька Разин – вольный казак, верный казачьему братству

Метод: сравнительный анализ источников информации (народная песня на слова Дмитрия Николаевича Садовникова «Из-за острова на стрежень…» (1883 г.); картина Василия Ивановича Сурикова «Степан Разин» (1910 г.); первый игровой фильм «Понизовая вольница» (режиссер – Владимир Ромашков, 1908 г.))

  1. Вывод «Сходства и различия в популяризации образа Степана Тимофеевича Разина в России конце XIX - начале XX века и в начале XXI века».


Революция и Гражданская война (Орловский А.Я.)

Тема: Гражданская война: этапы, события, явления, исторические личности.

Структура урока.

  1. Понятие «гражданская война» (на примере учебного материала 7 класса «Смута в России в конце XVI – начале XVII веков»). Специфика гражданского противостояния в России в начале ХХ века. Понятийный аппарат: «политическая идеология» («Белое дело», «Большевизм», «Зелёное движение»), «интервенция».

  2. Периодизация Гражданской войны. Определение этапов войны по исторической карте. Советско-польская война 1920 года.

  3. Отражение Гражданской войны в изобразительном искусстве и музыке (по материалам мультимедийного учебного пособия Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХХ век»)


Тема: Биография Исаака Эммануиловича Бабеля, автора сборника рассказов «Конармия»

Структура урока.

  1. Составление психологического портрета И.Э. Бабеля по материалам озвученного им документального фильма «Одесса» (1935 г.) и его фотографиям. Сопоставление определившегося образа с воспоминаниями о Бабеле Льва Славина, Фазиля Искандера, Константина Паустовского, Ильи Эренбурга, Валентины Ходасевич.

  2. Сравнительный анализ автобиографической справки и научно-популярной статьи о И.Э. Бабеле (История государства Российского: Жизнеописания. ХХ в. Кн.третья / Рос.нац.б-ка. – М.: Изд-во «Кн.палата», 200. – 560 с.)


Тема: Художественный образ командира Красной армии Василия Ивановича Чапаева в фильме «Чапаев» (1934 г.)

Структура урока.

  1. Образ командира в представлении учащихся 8 класса (образ командира начала ХХI века)

  2. Внешняя критика источника (х/ф «Чапаев», 1934)

  3. Художественный образ Василия Ивановича Чапаева (образ командира в 30-х гг. ХХ века), по эпизодам «Освобождение села. Встреча с Фурмановым», «Ликбез по основам тактики боя», «Дело о мародёрстве», «Главный бой»

  4. Сравнение образов командира в 30-х гг. ХХ века и в начале ХХI века.


СССР в конце 20-х – 30-х гг. ХХ века: коллективизация (Орловский А.Я.)

Тема: Модернизация хозяйства в СССР в конце 20-х – 30-х гг. ХХ века (общая характеристика).

Структура урока.

  1. Понятие «модернизация». Специфика социально-экономической, политической, культурной модернизации в СССР в конце 20-х – 30-х гг. ХХ века. Понятийный аппарат: «индустриализация», «коллективизация», «мировая революция», «культурная революция».

  2. Историческая карта, как источник информации по характеристике индустриализации и коллективизации.


Тема: Коллективизация в исторических источниках (нормативные документы, воспоминания, кинематографический материал).

Структура урока.

  1. Советская пропаганда коллективизации через изобразительное искусство и музыку (по материалам мультимедийного учебного пособия Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХХ век»).

  2. Коллективизация глазами современников. Документальный фильм «Рассказы о раскулачивании» (проект «Последний свидетель», при поддержке Д.Б. Зимина, 2008 г.).

  3. Советская власть о злоупотреблениях в ходе коллективизации («Записка И.В. Сталина членам и кандидатам в члены Политбюро ЦК, членам Президиума ЦКК с приложением материалов ОГПУ об извращениях в колхозном строительстве. 7 марта 1930 г.»

  4. Научно-популярный фильм «История России. ХХ век», 2010 г. (фильм 67. «Становление Советского государства. Коллективизация»)


Практикум по фильму «Поднятая целина» (1959-1961 гг.). Художественное отображение восприятия эпохи.

Структура урока.

  1. Внешняя критика источника (х/ф «Поднятая целина», 1959-1961 гг.)

  2. Аргументы в пользу коллективизации (эпизод «Приезд коммуниста Семёна Давыдова. Собрание о коллективизации»)

  3. Методы коллективизации (эпизоды о раскулачивании и о злоупотреблениях властью Макара Нагульнова).

  4. Понятие справедливости у крестьян и у Советской власти (эпизод «Бабий бунт»)


Великая Отечественная война

Тема: Великая Отечественная война: этапы, события, явления, исторические личности.

Форма урока: командная игра-викторина, включающая систему наглядных подсказок
Тема: Отношение к войне в историческом источнике.

Структура урока.

  1. Великая Отечественная война в судьбе семьи (воспоминания, письма).

  2. Великая Отечественная война в изобразительном искусстве.

  3. Великая Отечественная война в музыке.


Практикум по фильму «Аты-баты шли солдаты» (1976 г.).

Структура урока.

  1. Внешняя критика источника (х/ф «Аты-баты шли солдаты», 1976 г.)

  2. Сравнительная характеристика сражений в повести К.Д. Воробьёва «Убиты под Москвой» и в кинофильме «Аты-баты шли солдаты» по вопроснику: время, место (условия), участники, вооружение, итог.



Материалы к экзамену

Протоколы заседаний чрезвычайной следственной комиссии по делу А.В. Колчака

Алексеевский. Продолжайте ваш рассказ о событиях, происходивших в Омске. Какие перемены вы находили нужным сделать в системе управления страной?

Колчак. Первый период, как вы увидите, я был лишен возможности заниматься этим делом. Главный вопрос, который занимал меня в это время, была подготовка и обеспечение пермской операции, которая была сообщена мне Гайдой, когда я виделся с ним. Она требовала быстрой подачи известного контингента [194] комплектования из центральной Сибири. Это было связано с величайшими затруднениями в смысле снабжения, обмундирования, и т. д. Это была главная моя задача, и я в это время употреблял все усилия на то, чтобы ее обеспечить. По этому поводу мне пришлось войти в связь и контакт с генералом Ноксом, который находился во Владивостоке. Я ему послал телеграмму о том, что в первую очередь необходимо выслать на Урал патроны и снабжение в екатеринбургскую армию срочным порядком, так как во всем этом чувствуется громадный недостаток. Я запросил его, в каком положении находится подвоз боевых припасов, о которых Нокс писал, что они будут доставлены. В это время шли очень быстрые н непрерывные сношения с Владивостоком.

Вслед за тем, когда был обнародован приказ о предании суду Волкова, Катанаева и Красильникова, Семенов, до сих пор молчавший, реагировал на этот вопрос телеграммой, направленной непосредственно ко мне, в которой он заявлял, что он считает, что предавать их суду я не имею права, что деятельность этих лиц может быть судима только впоследствии, и что он требует их выдать в его распоряжение. На нее я, конечно, не ответил; я отправил ее в штаб и сказал, что не стоит отвечать на нее. Вслед затем, вечером, в то время, когда мы потребовали прямой провод во Владивосток для переговоров с Ноксом, мне доложили, что прямого провода нет, что Чита прервала сообщение. Я предложил начальнику штаба выяснить этот вопрос. На это мне ответили совершенно неопределенно, говорили, что никакого перерыва нет, а все-таки мы не можем получить Владивосток; было ясно, что перерыв находится в Чите. Тогда я, чтобы что-нибудь сделать, приказал зашифровать телеграмму и послать окружным путем, так как была возможность телеграфировать через Монголию, во Владивосток, с перечислением и с требованием получить все, что нужно для фронта. Но все же я приказал попытаться вызвать Владивосток и по прямому проводу, потому что такие шифрованные телеграммы не заменяют переговоров по прямому проводу. Затем я получил известие, которое потом оказалось недоразумением, но тогда на меня произвело впечатление чрезвычайно-серьезное: это была первая угроза транспорту с оружием, обувью и т. д., задержанному где-то на Забайкальской железной дороге. Впоследствии оказалось, что это было не предумышленной задержкой, а задержкой благодаря непорядкам на линии; мне же доложила это так, что я поставил это в связь с перерывом сообщения и решил, что дело становятся очень серьезным, что Семенов уже [195] задерживает не только связь, но задерживает доставку запасов. Я просил Лебедева, который вступил в должность начальника штаба, вызвать по прямому проводу или Семенова, или его начальника штаба и окончательно выяснить вопрос, делается ли это умышленно, или нет, и если это делается неумышленно, то я прошу содействия и облегчить мне возможность сношений и протолкнуть вне очереди поезда с припасами и предметами снабжения для фронта. Лебедев получил такой ответ, что они просто не желают разговаривать. Тогда я, обдумавши этот вопрос и пользуясь тем, что Волкова я послал на восток в Иркутск, решил поручить Волкову организовать отряд там, в Иркутске, и двинуться на Забайкальскую жел. дорогу для того, чтобы обеспечить нам провоз наших грузов.

Словом, создался целый конфликт.

В отношении Семенова я тогда издал приказ, в котором говорил, что 4 или 5 дней задерживается связь с Владивостоком, задерживается перевоз боевых припасов, что я считаю это актом предательства по отношению к армии со стороны Семенова и отрешаю его от должности. Это был приказ, который знаменовал собою перерыв всяких сношений с Семеновым. Насколько я был прав, трудно сказать, но я рисую вам ту обстановку и те мотивы, по которым я тогда действовал. В ответ на это не последовало ничего, но иностранные представители, которые тоже были оповещены об этой истории, спросили, что я намерен делать, Я сказал, что такие случаи надо решать оружием, я постараюсь собрать войска и двинуть их для того, чтобы обеспечить Забайкальскую жел. дорогу и продвинуть по ней грузы. Насколько это мне удастся, я не знал, но во всяком случае у меня другого выхода не было, потому что я пытался войти в соглашение, но из этого ровно ничего не вышло.



Об этом событии стало известно Ноксу н Жанену, который в это время приехал во Владивосток и был на пути к Омску. Из Читы я получил предложение от генерала Жанена подойти к прямому проводу, что я и сделал. Он сообщил мне, что положение чрезвычайно осложняется в Забайкалья, и что он считает долгом мне сообщить следующее: командующим японской дивизией заявил, что он не допустит никаких вооруженных действий на железнодорожной линии и что в случае, если я попробую ввести войска в Забайкалье, то японские войска вынуждены будут выступить против них. Почему это было сделано, я хорошо не знаю, что он, действительно, вызвал меня по прямому проводу и сказал, что он рекомендует мне быть очень осторожным, более спокойным и надеяться, что этот конфликт может разрешаться благополучным путем, и что [196] решение его вооруженной силой является совершенно невозможным. Тогда я оставил это распоряжение. Японцы сообщили, что они берут на себя гарантию, что связь будет действовать, и что движение на линии железной дороги прекращаться не будет. Это мне в тот момент разрешало сомнение и то затруднительное положение, в котором я находился в отношении доставки на фронт предметов снабжения, и я подчинился тому положению, разрешить которое своими средствами я иначе не мог.

Алексеевский. Вы, значит, понимали, что за Семеновым стоят японцы?

Колчак. Раз они заявляют, что они со своими войсками выступят, то я своими жалкими средствами что же мог сделать? Я примирялся с этим, как с временным явлением, надеясь, что я со временем разрешу этот вопрос. В это время центр тяжести моей деятельности лежал в пермской операции, и я стремился всеми силами ее обеспечить. И действительно, связь после этого восстановилась, грузы, хотя с некоторым опозданием, все же были доставлены, и с этой стороны подготовительная работа операции шла, что меня до известной степени устраивало.

Алексеевский. А вашего приказа о лишении Семенова должности вы не отменяли?

Колчак. Нет, не отменял; я отменил его после следственной комиссии, когда Катанаев вернулся и, произведя расследование, сказал, что факта и намерения со стороны Семенова прервать связь и ничего не доставлять на фронт не было, и что все это было помимо него. Затем все время у меня уходило на работу в ставке и в заседаниях экономического совещания, крупными же делами общегражданского порядка мне почти не приходилось заниматься. Я делал объезд войск омского гарнизона и убедился в чрезвычайно положительном и сердечном отношении со стороны омского гарнизона и казаков ко мне, также со стороны офицеров и команды.

ВОПРОС

Какие мероприятия в системе управления страной были проведены Александром Васильевичем Колчаком в Сибири при вступлении в должность Верховного правителя России?
Колчак Александр Васильевич [4(16).11.1874, Петербург,—7.2.1920, Иркутск], один из руководителей российской контрреволюции, адмирал (1917). Родился в семье морского офицера-артиллериста. Окончил Морской кадетский корпус (1894). Во время русско-японской войны 1904—05 командовал эсминцем и батареей в Порт-Артуре. Участник полярных экспедиций 1900—03 и 1908—11 (гидролог). В 1906—09 и 1911—14 служил в Морском Генштабе. Участвовал в 1-й мировой войне 1914—18 в должностях начальника оперативного отдела Балтийского флота, командира минной дивизии и с июля 1916 — командующего Черноморским флотом. После Февральской революции 1917 занял резко контрреволюционную позицию и под давлением матросских масс был отозван Временным правительством в Петроград. Был послан в командировку в Великобританию и США. В октябре 1918 с английским генералом А. Ноксом прибыл в Омск и 4 ноября был назначен военным и морским министром "Сибирского правительства". 18 ноября 1918 при поддержке кадетов, белогвардейских офицеров и интервентов произвёл переворот и установил военную диктатуру, приняв титул "верховного правителя российского государства" и звание верховного главнокомандующего (до 4 января 1920) (см. Колчаковщина). После разгрома белогвардейских войск бежал из Омска в Иркутск, где 27 декабря 1919 был взят под охрану чехословацкими войсками. 15 января 1920 по требованию восставших рабочих выдан эсеро-меньшевистскому Политцентру, а затем передан большевистскому Ревкому. После следствия и суда по приговору Ревкома расстрелян.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАПИСКА Г.Г. ЯГОДЫ И Е.Г. ЕВДОКИМОВА И.В. СТАЛИНУ О ПОЛИТНАСТРОЕНИЯХ В СИБИРИ В СВЯЗИ С КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЕЙ И РАСКУЛАЧИВАНИЕМ

20марта 1930г. СОВ. СЕКРЕТНО

По материалам, поступающим за последнее время из ПП ОГПУ по Сибири, считаем необходимым обратить внимание на следующие основные моменты:

Отрицательные моменты в ходе коллективизации и раскулачивания

Массовые перегибы и извращения в ходе коллективизации и раскулачивания по многим округам Сибири приняли угрожающие размеры. Непрекращающиеся извращения вызывают серьезные колебания в настроении середняцко-бедняцких масс, что создает благоприятную почву для развертывания кулацкой к.р. агитации и для распространения кулацкого влияния на часть середняков и даже бедноты. В результате по Сибири не прекращаются (имея тенденции к росту) массовые выступления, возглавляемые кулацкой к.р. и перерастающие в банд, движение.

Приводим ряд фактов, иллюстрирующих грубые ошибки руководства.

Характерна следующая выдержка из доклада уполномоченного Славгородского Окружкома ВКП(б) Якимовой (инспектора Окрторготдела):

«Работа по конфискации у кулаков мяса развернута и идет на всех парах. Сейчас мы ее развернули так, что аж душа радуется, мы с кулаками расправляемся по всем правилам современной политики, забираем у кулаков не только скот, мясо, инвентарь, но и семена, продовольствие и остальное имущество. Оставляем их в чем мать родила».

Крутинский Райком ВКП(б) Канского окр. дал такую директиву:

«Конфискации подлежит все имущество, с оставлением необходимой одежды и посуды, исключая ценную посуду».

Аналогичная директива дана в том же округе Канским РИКом и в Красноярском округе — Красноярским РИКом. Последний сделал лишь такие ограничения: «Запрещается отбирать последнюю рубаху и последний кусок хлеба».

Как массовое явление по большинству районов продолжает отмечаться:

1) грубое принуждение бедняков и середняков к вступлению в колхозы. сопровождающееся угрозами, арестами, обложением в индивидуальном порядке с.х. налогом, лишением избирправ и «раскулачиванием» бедняков и середняков, отказывающихся от коллективизации и особенно выступающих против колхозов (Барнаульский, Красноярский, Бийский, Омский, Рубцовский и др. округа):

В Чарышском р-не Рубцовского окр. за отказ от вступления в колхозы «окулачены» и распроданы 132 середняцких хозяйства. (В настоящее время распроданное имущество возвращено, виновные привлечены к ответственности.)

Упол. Беречинского РИКа Омского окр. (член ВКП(б) самолично обложил индивидуальным налогом 41 середняка за отказ от вступления в колхоз, и только тогда, когда они изъявили согласие войти в коллектив, обложение было снято.

В с. Луговском, Тальминского р-на Барнаульского окр, председатель сельсовета арестовал 3-х середняков за то, что последние отказались вступить в коммуну и обобществить свой инвентарь и семена.

В с. Лушниково Барнаульского окр. секретарь ячейки ВКП(б) Веревкин и члены коммуны Глебов, Павлов, Онуфриев и др. «вовлекали» крестьян в колхоз, заявляя: «Кто в течение 3-х дней не запишется в коммуну и не сдаст семена, тот будет поставлен к стенке и расстрелян или будет перечислен в кулаки и выслан в Нарым».

В с. Ярском Томского окр. секретарь яч. ВКП(б) арестовал двух бедняков за то, что они выступали на общем собрании против коммуны и высказывались за организацию с.х. артели.

В с. Н. Еловке Барнаульского окр. председатель вновь организованного колхоза Зюзин и председатель сельсовета мобилизовывали крестьян, не вошедших в колхоз, и заставляли их работать на колхоз. Там же Зюзин совместно с Упол. РИКа Авдониным за отказ вступить в колхоз арестовал несколько середняков; за несдачу семфонда был арестован 15-летний мальчик и маломощная середнячка 70 лет, которая находилась под стражей без пищи 4 суток. (Виновные арестованы.)

2) Расширение контингента подлежащих раскулачиванию хозяйст


  • ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Вводный урок (Орловский А.Я.)
  • Революция и Гражданская война (Орловский А.Я.)
  • СССР в конце 20-х – 30-х гг. ХХ века: коллективизация (Орловский А.Я.)
  • Великая Отечественная война
  • Материалы к экзамену Протоколы заседаний чрезвычайной следственной комиссии по делу А.В. Колчака Алексеевский.
  • Алексеевский.
  • ВОПРОС Какие мероприятия в системе управления страной были проведены Александром Васильевичем Колчаком в Сибири при вступлении в должность Верховного правителя России
  • ВОПРОС Какие действия расцениваются как «массовые перегибы и извращения в ходе коллективизации и раскулачивания» К какого рода преступлениям их можно отнести
  • ПРИКАЗ Народного комиссара обороны Союза ССР №227
  • ВОПРОС Какие аргументы приводятся в документе в объяснении необходимости ужесточить дисциплину в Советской армии