Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Элективный курс «Поэзия в сердце моём…»




Скачать 197.34 Kb.
Дата25.06.2017
Размер197.34 Kb.
ТипЭлективный курс
Пояснительная записка

Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области «Филология» в средней школе, где приоритетным направлением обозначено «воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру».

Предлагаемый элективный курс «Поэзия в сердце моём…» поддерживает базовый щкольный курс истории русской литературы. Для понимания закономерностей, определивших развитие русской поэзии второй половины XX - начала XXI веков важно знакомство с такими этапами как творчество поэтов - «шестидесятников», поэтов - бардов, духовной поэзией и, конечно, поэзией постмодернизма. Логическим продолжением знакомства становятся тексты поэзии соц - арта и поставангардистских течений. Для воспитания «подлинного гражданина» не менее важным является включение в изучение данного процесса творчества поэтов родного края XX - начала XXI веков, что также является существенным новшеством.

Цель курса:


  • Сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской поэзии второй половины XX - начала XXI веков, творчестве поэтов родного края в контексте современной культуры.

  • Развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

Постановка такой цели не случайна. Она подтверждается анализом программно - методической литературы. Во-первых, программа по литературе не даёт оптимального варианта знакомства с творчеством этих поэтов: данный период изучается обзорно. Во- вторых, проблема изучения творчества поэтов второй половины XX - начала XXI веков, включая поэтов родного края, является новой. В связи с этим материал такого рода малознаком. Это позволит учащимся работать с различными источниками информации. В-третьих, этот курс продолжает эколого-краеведческое направление школы.

Задачи курса:

  • Научить учащихся собирать и осмысливать информацию, производить анализ художественного текста.

  • Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление.

  • Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.

  • Совершенствовать речевую культуру учащихся.

Содержание и формы организации курса

Занятие 1. Состояние современной русской поэзии, пережившей мучительный период ломки и переориентации.

Занятие 2 – 6. Поэты - «шестидесятники». Особенности творчества Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой, В. Соколова. Анализ стихотворения Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит…»

Занятие 7 – 10. Поэты - барды. Новаторство и традиции в творческом наследии В. Долиной, Ю. Кима, Б. Окуджавы, В. Высотского. Лингвистический анализ стихотворного текста Б. Окуджавы «Я пишу исторический роман».

Занятие 11 – 14. Духовная поэзия. Возникновение и укрепление религиозной линии в современной поэзии (С. Аверинцев, Н. Горбаневская, О. Николаева, И. Ратушинская). Лингвистический анализ стихотворного текста И. Ратушинской «Крещение Руси».

Занятие 15 – 18. Поэзия постмодернизма. Творчество И. Бродского – вершина постмодернизма. Традиции и новаторство. Куртуазные маньеристы, школа верлибра, рок-поэзия (обзор).

Занятие 19 – 22. Поэзия соц - арта. Отличительные черты творчества Т. Кибирова, Н. Искренко, Л. Рубинштейн, В. Друк, И. Иртеньева. Сравнительный анализ стихотворений И. Иртеньева «Случай на воде» и В. Друк «Автобурет».

Занятие 23 – 26. Поставангардистские течения в лирике данного периода. Концептуализм (Г. Сапгир, Д. Пригов). Метаметафористы (Л. Лосев, В. Коркия, Е. Шварц, В. Салимон, А. Ерёменко). Метареалисты (И. Жданов, О. Седакова). Неофутуристы (ДООС) (К. Кедров, Е. Кацюба, Л. Ходынская). Визуальная поэзия (Р. Никонова).

Занятие 27 – 28. Разработка и защита презентации по творчеству одного из изученных поэтов «Поэзия в сердце моём…»

Занятие 29 – 32. Поэты родного края Н. Грибачёв, Л. Мирошин, А. Мехедов, В. Сорочкин. Особенности поэтики, анализ поэтических текстов.

Занятие 33 – 34. Разработка и защита презентации по творчеству одного из поэтов родного края.

Занятие 35. Резервное.



Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Лекции

Семи-нарские занятия

Формы контроля

Сроки




1

Состояние современной русской поэзии, пережившей мучительный период ломки и переориентации.

1

1













2-6

Поэты - «шестидесятники». Особенности творчества Е. Ев-тушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой, В. Соколова. Анализ стихот-ворения Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит…»

5

1

4

Практ. работа







7-10

Поэты - барды. Новаторство и традиции в творческом насле-дии В. Долиной, Ю. Кима, Б. Окуджавы, В. Высотского. Лингвистический анализ сти-хотворного текста Б. Окуд-жавы «Я пишу исторический роман».

4

1

3

Творч. задание







11-14

Духовная поэзия. Возникнове-ние и укрепление религиозной линии в современной поэзии (С. Аверинцев, Н. Горбанев-ская, О. Николаева, И. Рату-шинская). Лингвистический анализ стихотворного текста И. Ратушинской «Крещение Руси».

4

1

3

Практ. работа







15-18

Поэзия постмодернизма. Твор-чество И. Бродского – вершина постмодернизма. Традиции и новаторство. Куртуазные мань-еристы, школа верлибра, рок- поэзия (обзор).

4

1

3

Сообщение







19-22

Поэзия соц - арта. Отличитель-ные черты творчества Т. Киби-рова, Н. Искренко, Л. Рубинш-тейн, В. Друк, И. Иртеньева. Сравнительный анализ стихот-ворений И. Иртеньева «Случай на воде» и В. Друк «Автобу-рет».

4

1

3

Творч. задание







23-26

Поставангардистские течения в лирике данного периода. Концептуализм (Г. Сапгир,

Д. Пригов). Метаметафористы (Л. Лосев, В. Коркия, Е. Шварц, В. Салимон, А. Ерё-менко). Метареалисты (И. Жда-нов, О. Седакова). Неофутурис-ты (ДООС) (К. Кедров, Е. Ка-цюба, Л. Ходынская). Визу-альная поэзия (Р. Никонова).



4

2

2

Беседа







27-28

Разработка и защита реферата по творчеству одного из изученных поэтов «Поэзия в сердце моём…»

2




2

Реферат








29-32

Поэты родного края Н. Гриба-

чёв, Л. Мирошин, А. Мехедов, В. Сорочкин. Особенности поэтики, анализ поэтических текстов.



4




4

Сообщение,

творч. задание









33-34

Разработка и защита презентации по творчеству одного из поэтов родного края.

2




2

Презентация







Методические рекомендации

Элективный курс «Поэзия в сердце моём…» строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепляются практической работой. Для отслеживания в процессе работы динамики интереса к курсу используются различные средства: текущий контроль (беседы, сообщения учащихся), тематический контроль (творческие задания, практические работы), В качестве итогового контроля используются сложные творческие формы заданий (разработка рефератов, презентаций). Данная работа позволяет оценить степень усвоения учебного материала учениками.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет совершенствовать речевую культуру учащихся, обеспечивает коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников. Для успешной работы учащихся необходимо использование и компьютерных технологий.

Материальным оснащением программы являются портреты поэтов, художественные тексты, словари, энциклопедии, хрестоматии.



Требования к выполнению работ

В результате изучения данного курса учащиеся должны



знать:

- биографические сведения о поэтах,

- особенности их творчества,

- основные лирические произведения;



уметь:

- работать с различными источниками информации (поиск, анализ и оценка достоверности информации),

- производить лингвистический анализ текста,

- систематизировать и сравнивать творчество изученных поэтов.

Перечисленные знания и умения формируются на основе литературоведческого и лингвистического анализа лирического произведения, творческого использования средств языковой системы, литературных норм русского языка. Таким образом, программа расширяет знания одиннадцатиклассников, а также способствует формированию активной жизненной позиции и осознанию причастности и вовлечённости своей личной судьбы в процессы, происходящие в родной стране, области, селе.



Литература

  1. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2002.

  2. Ивлиев О.А. Полная энциклопедия символов.- М.: Мир книги, 2005.

  3. Современная русская литература: Элективный курс: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией проф. . Б.А. Ланина. – М.: Вентана- Граф, 2005.

  4. Три века русской поэзии. Антология в 2 т. М.: Литература, мир книги, 2004.

  5. Черняк М.А. Путеводитель по новейшей литературе. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2002.

  6. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: Просвещение, 2002.

  7. Брянщина литературная: С 18 века до наших дней. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.В. Шаравина. – Брянск: Курсив, 2012.

Пояснительная записка

Литературное краеведение - важнейшее средство патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Оно помогает лучше узнать родные места. Выявляя связи литературы со своим краем, мы открываем учащимся прекрасное в том мире, который окружает их, находится рядом с ними, воспитывает любовь к малой родине, без чего немыслима любовь ко всей Отчизне.

Предлагаемый элективный курс «Литература родного края» продолжает базовый щкольный курс истории русской литературы. В 9 классе учащиеся уже рассматривали связь «Слова о полку Игореве» с Брянщиной, при изучении русской литературы 19 века десятиклассники говорили о наших земляках – гениальном поэте Ф.И. Тютчеве, замечательном поэте, прозаике и драматурге А.К. Толстом. С Брянской землёй связано творчество Н. Лескова, А. Погорельского.

Цель же данного курса:

• Продолжить изучение литературы родного края, сформировать представление о развитии литературного процесса на Брянщине в XX - начале XXI веков, познакомить с вехами жизни и творчества поэтов родного края данного периода.

• Развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

Задачи курса:

• Познакомить учащихся с прошлым, настоящим и будущим малой родины, пробудить любовь к родному краю, его литературе.

• Активизировать творческие способности старшеклассников, научить их собирать и осмысливать информацию, производить анализ художественного текста.

Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.

• Совершенствовать речевую культуру учащихся.

Содержание и формы организации курса

Занятие 1. Введение. Литературное краеведение.

Занятие 2 – 3. «Уездный сочинитель» Л.И. Добычин. Жизнь и творчество. Рассказы «Сад». «Сиделка».

Занятие 4 – 5. Писатель – духовидец Д.Л. Андреев. Жизнь и творчество. Стихотворения «Брянские леса», «Над Нерусой ходят грозы» и др.

Занятие 6 – 7. Н.И. Рыленков – поэт, прозаик. Стихотворения поэта. Поэтический перевод «Слова о полку Игореве».

Занятие 8 . «Брянские страницы» Великой Отечественной войны.

Занятие 9 – 10. Д.В. Емлютин. Биография Д.Емлютина. Книга «Шестьсот дней и ночей в тылу врага».

Занятие 11. Л. Мирошин. Жизнь и творчество поэта-земляка. Лирика.

Занятие 12. Н. Грибачёв. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Июль», «Ночь освещает подбитые танки», «Тишина» и др.

Занятие 13 - 14. И. Швец. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Отчие места», «Наш Брянск», «Все дальше от войны уходим» и др.

Занятие 15. Историческое прошлое Брянщины в произведениях литературы.

Занятие 16 – 18. П.Л. Проскурин. Жизнь и творчество. Роман «Судьба». Рассказ «Снова дома».

Занятие 19. В. Козырев. Жизнь и творчество. Лирика.

Занятие 20. И. Абрамов. Жизнь и творчество. Основные темы творчества.

Занятие 21 - 22. В литературе прожитая жизнь. А.К.Якушенко. Жизнь и творчество. Стихотворения. Очерк «Баба Тоня».

Занятие 23 – 24. А.Г. Мехедов. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Курганье», «Грачи прилетели», «Храм» и др.

Занятие 25-26. В.Д.Динабургский – выдающийся общественный деятель, поэт, прозаик. Рассказ «Соната ля минор».

Занятие 27-28. Прозаик А.Н. Саввин. Рассказ «Сильнее смерти».

Занятие 29 – 30. Лирик Н.И.Поснов. Основные темы лирики поэта.

Занятие 31. В.Е.Сорочкин. Жизнь и творчество поэта. Лирика.

Занятие 32. Итоговое повторение курса. Тест.

Занятие 33-34. Разработка и защита презентации по творчеству одного из поэтов родного края.



Занятие 35. Резервное.

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Лекции

Семи-нарские занятия

Формы контроля

Сроки




1

Введение. Литературное краеведение.

1

1













2-3

. «Уездный сочинитель» Л.И. Добычин. Жизнь и творчество. Рассказы «Сад». «Сиделка».

2

1

1

Практич. работа







4-5

Писатель – духовидец Д.Л. Андреев. Жизнь и творчест-во. Стихотворения «Брян-ские леса», «Над Нерусой ходят грозы» и др.

2

1

1

Практич. работа







6-7

Н.И. Рыленков – поэт, прозаик. Стихотворения поэта. Поэтический перевод «Слова о полку Игореве».

2

1

1

Творч. задание







8

«Брянские страницы» Великой Отечественной войны.

1

1













9-10

Д.В. Емлютин. Биография Д.Емлютина. Книга «Шестьсот дней и ночей в тылу врага».

2




2

Сообщение







11

Л. Мирошин. Жизнь и творчество поэта-земляка. Лирика.

1




1

Сообщение







12

Н. Грибачёв. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Июль», «Ночь освещает подбитые танки», «Тишина» и др.

1




1

Практич. работа







13-14

И. Швец. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Отчие места», «Наш Брянск», «Все дальше от войны уходим» и др.

2

1

1

Практич. работа







15

Историческое прошлое Брянщины в произведениях литературы

1

1













16-18

П.Л. Проскурин. Жизнь и творчество. Роман «Судь-ба». Рассказ «Снова дома».

3

1

2

Беседа,

практич. работа









19

В. Козырев. Жизнь и твор-чество. Лирика.

1




1

Сообщение







20

И. Абрамов. Жизнь и твор-чество. Основные темы творчества.

1




1

Беседа







21-22

В литературе прожитая жизнь. А.К.Якушенко. Жизнь и творчество. Стихотворения. Очерк «Баба Тоня».

2

1

1

Творч. задание







23-24

А.Г. Мехедов. Жизнь и творчество поэта. Стихот-ворения «Курганье», «Гра-чи прилетели», «Храм» и др.

2

1

1

Практич. работа







25-26

В.Д.Динабургский – выдающийся общественный деятель, поэт, прозаик. Рассказ «Соната ля минор».

2




2

Беседа,

практич. работа









27-28

Прозаик А.Н. Саввин. Рассказ «Сильнее смерти».

2

1

1

Практич. работа







29-30

Лирик Н.И.Поснов. Основные темы лирики поэта

2

1

1

Творч. задание







31

В.Е.Сорочкин. Жизнь и творчество поэта. Лирика

1




1

Беседа







32

Итоговое повторение курса.

1




1

Тест







33-34

Разработка и защита презентации по творчеству одного из поэтов родного края.

2




2

Презентация







35

Резерв



















Методические рекомендации

Элективный курс «Литература родного края» строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепляются практической работой. Для отслеживания в процессе работы динамики интереса к курсу используются различные средства: текущий контроль (беседы, сообщения учащихся), тематический контроль (творческие задания, практические работы, тест). В качестве итогового контроля предполагается сложная творческая форма задания - разработка презентации. Данная работа позволяет оценить степень усвоения учебного материала учениками.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет совершенствовать речевую культуру учащихся, обеспечивает коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников. Для успешной работы учащихся необходимо использование и компьютерных технологий.

Материальным оснащением программы являются портреты поэтов, художественные тексты, словари, энциклопедии, хрестоматии.



Требования к выполнению работ

В результате изучения данного курса учащиеся должны



знать:

- биографические сведения о поэтах,

- особенности их творчества,

- основные лирические произведения;



уметь:

- работать с различными источниками информации (поиск, анализ и оценка достоверности информации),

- производить лингвистический анализ текста,

- систематизировать и сравнивать творчество изученных поэтов.



Перечисленные знания и умения формируются на основе литературоведческого и лингвистического анализа лирического произведения, творческого использования средств языковой системы, литературных норм русского языка. Таким образом, программа расширяет знания одиннадцатиклассников, а также способствует формированию активной жизненной позиции и осознанию причастности и вовлечённости своей личной судьбы в процессы, происходящие в родной стране, области, селе.

Литература

  1. Брянщина литературная: С 18 века до наших дней. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.В. Шаравина. – Брянск: Курсив, 2012.

  2. Парыгин В.П. Брянщина литературная. – Тула: Приокское книжное издательство, 2001.

  3. Архивные материалы школьного музея, музейная библиотека.

  4. Записи воспоминаний Мирошина Л.А.

  5. Газеты «Литературная газета», «Наше время», Брянские известия».

  • Содержание и формы организации курса
  • Методические рекомендации
  • Требования к выполнению работ