Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Экзаменационные билеты по литературе 9 класс




страница1/7
Дата25.06.2017
Размер1.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




Ответы

на экзаменационные билеты

по литературе

9 класс


Автор-составитель: Яковлева Ю. Г.

БИЛЕТ № 1

  1. Авторская позиция и ее воплощение в образной системе «Слова о полку Игореве»

«Слово…» - памятник древнерусской литературы 12 в. В сентябре 1812 г. при пожаре в Москве сгорела библиотека историка и собирателя древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. В огне погиб подлинник «Слова…», который М.-Пушкин приобрел у архимандрита (главы) Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского.

«Подлинник» - условное определение, т. к. это был лишь список, сделанный примерно в 15 в., остались лишь копии, в том числе и рукопись, сделанная для Екатерины Второй («Слово…» нашли приблизительно в 1795 г.) Печатное издание «Слова…» вышло в 1800 г. В «Слове…» рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава против половцев в 1185 г.

Автор собирается писать не так, как легендарный киевский певец 11 в. Что именно будет по-другому, не поясняется, но уже понятно: неизвестный поэт осознает свою миссию как особую, небывалую. Может быть, потому что он – не наблюдатель, а участник событий и руководствуется собственной болью. Автор не придерживался в повествовании строгой последовательности в изложении событий. Повествование прерывисто, фрагментарно, читатель не подводится к событию постепенно, но как бы сталкивается с ним:


  1. Эпизод затмения

  2. Лирическое отступление о Баяне

  3. Воссоединение войска Игоря с войском Всеволода

  4. Тьма, загородившая путь

Мрачная тень нависает над всей историей Игорева похода, поэтому рассказ начинается с затмения. Автор (а ведь он, по одной из версий, - участник похода) последовал не логике фактов, а логике памяти. По наблюдениям Д. Лихачева, для Древней Руси характерен монументально-динамический стиль. «Летописцы… смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления времени и пространства. В этот период развито особое «панорамное зрение», стремление подчеркивать огромность расстояний…»

Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветное значение. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого моря. Автор «Слова…» рассчитывал на точное знание современниками обстоятельств похода Игоря.

Повествование разворачивается в двух планах: поход Игоря и Русская земля. Судьба Игоря вписана в широкую историю родной земли, ее природу, связана с ней, оценивается ей. Сюжет воинского похода разворачивается на фоне могучих проявлений природы, лирических отступлений автора, преданий о прошлых временах. Такое построение связано с патриотической идеей «Слова…» Голоса героев сочетаются со звучанием мотива родины. Автор соединил в своей поэме плач и славу. Горький упрек за безрассудство и восхищение мужеством защитников Русской земли. Не восторг, не полет фантазии, а ясный разум и забота о родной земле вдохновляют автора «Слова…»

«Слово…» выросло на основе фольклора.



Фольклорные элементы:

  1. Постоянные эпитеты – ворон черный, половец поганый, волк серый, Дон Великий

  2. Повторы – мосты мостить

  3. Языческие образы – ветры, внуки Стрибога (далее – Даждьбога)

  4. Одушевление природы

Жанр «Слова…»

- Современная повесть или поэма?

- Проза или стихи?

Большая часть переводов – поэтическая,

НО:

До 17 в. на Руси не знали различия между прозой и стихами. Граница проходила между текстами для пения и текстами для произнесения.



  1. Слово – вид ораторского искусства – «золотое слово» Святослава

  2. Воинская повесть – последовательное повествование об историческом событии

  3. Плач – плач Ярославны

  4. Слава

«… это плач о настоящем и до известной степени слава будущему России» (Д. Лихачев)

«Слово…» глубоко публицистично, как и вся древнерусская литература (обращено к читателю и слушателю)

«Слово…» - труд, написанный и с воспитательной целью. Важнейшая идея – призыв к единству Русской земли (выражена в «золотом слове» Святослава)

Композиционно к «золотому слову» примыкает плач Ярославны:



  1. Поддерживается настроение плача – скорбь о судьбе Игоря и всей многострадальной Русской земли

  2. Причитания Ярославны, лишенные политического содержания, сугубо личные, но соответствуют идее единства Руси

Плач Ярославны – маленькое поэтическое чудо. Поэт позволил высказаться женщине – существу греховному с точки зрения церкви, впервые в русской литературе восславил красоту земного чувства. Плач – неустаревающая, пророческая часть «Слова…», это стихийное, неосознанное неприятие войны. Что Ярославне – военно-политический смысл Игорева похода? Война принесла ей страдание, остальное – неважно.

Князь Игорь жаждет свободы и готов смело защитить родную землю. Это вызывает одобрение автора. Но Игорем руководит не только патриотизм, но и честолюбие.

Затмение солнца – не только грозное предупреждение природы, но и символ слепоты желания Игоря. Широкий взгляд автора на события учитывает прежде всего интересы родины в целом, а не честь князей.

Две битвы:

Первая – кратка, мгновенна. Легкость первой победы русских над половцами подчеркнута краткостью описания боя. И опять описания природы грозят бедой русским воинам.

Вторая – запечатлена неторопливо, с перебивами, во всех подробностях. Именно вторая сеча рождает в поэме образ Русской земли. Автор хотел показать, как доблестно бились русские воины, каким богатырским мужеством они наделены.

Почему русские не победили? Каковы последствия похода Игоря для Русской земли?

Автор «Слова…» обращается к походу Игоря для укрепления мысли о необходимости единства Руси. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая заблуждения.

Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлена в «Слове…» очень ярко. В «золотом слове» Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, потерпел Игорь.

Произведение 12 в. звало к союзу русских сил, а не к слиянию с половцами.

« В «Слове…» гениально началась русская литература… От «Слова…» потянулись лучи к началам русской культуры, которая основалась на слиянии гуманизма и патриотизма: на идее единения, а не разъединения…» (Д. Самойлов)



Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа», воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого». Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Его не может поколебать даже страшное предзнаменование – солнечное затмение. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.

Не мене ярко автор показывает брата Игоря – Всеволода, который не уступает ему в доблести, а его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».

Призыв к единению автор «Слова…» воплотил в образе Русской земли. Это центральный образ произведения. Он описывает события русской жизни за предшествующие полтора столетия, сравнивая прошлое с настоящим. Междоусобица, конфликты, братоубийственные распри – это обнажение порока, от которого страдает вся Русская земля. Фон поэмы – ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, галочий крик по утрам, море, овраги, реки – это необыкновенный, почти сказочный пейзаж, который одновременно является действующим лицом поэмы. Природа Русской земли в «Слове…» наполнена голосами и шумами. Даже неодушевленные предметы в нем говорят и чувствуют: «кричат телеги», «звенит слава», «поют копья»…

Русская земля для автора – это и народ, населяющий ее: воины, князья, пахари, их жены. И все они, и природа, и люди – огромное живое существо, которому не безразлична судьба войска Игорева, судьба Русской земли.

Автор видит центром единой Руси Киев. Киевский князь Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода, представляется ему как сильный и грозный властитель, способный воплотить идею сильной княжеской власти и объединить Русскую землю. Его «золотое слово» построено на обращении к славному прошлому. Несмотря на бесспорную храбрость Игоря и Всеволода, они своим поражением нанесли урон всей Русской земле и ему, великому князю.

«Слово…» - это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию.





  1. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

В своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин пишет о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет,

Хорошие стихи не так легко писать…

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца», «скучного проповедника» и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:



Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

П. рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Но постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами П. пишет стихотворение «Пророк» (1826)

Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей» Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт – избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим (мудрым), поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы, он выше нее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь. Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. «Открылись вещие зеницы»для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца – «угль, пылающий огнем» Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чутко слышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

В стихотворении «Поэт» (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт ощущает свою избранность, ему становятся чужды суетные забавы света:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» П. провозглашает идею свободы поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес…

……………………………………

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Поэзия – удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует П. цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы», красота и Бог – вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Тем же настроением проникнуто стихотворение «Поэту» (1830) П. призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! Не дорожи любовию народной,

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

П. призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд…

Для поэта главное – служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни». Именно об этом напишет П. в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836):

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

П. мыслит историю как живую цепь человеческих жизней. Прогресс заключается в накоплении памяти человечества, т. е. культуры, и в духовном росте отдельного человека. Гордое сознание того, что не власть и сила, а дух и культура дают бессмертие, продиктовало Пушкину стихотворение «Я памятник себе…», ставшее его поэтическим завещанием. В П. жила надежда на будущее читательское признание. Эта надежда звучит как пророчество, вырвавшееся вопреки трагическому одиночеству при жизни. В композиции стих. воплощена идея вознесения. В 1 строфе – еще земные масштабы и сопоставления. Далее душа, освобожденная от праха, поднимается в подлинный мир искусства. И в 3 строфе – уже свободное парение над родиной. Подвиг и трагедия П. – в двойном непокорстве: жестокому веку и тирании любой власти (толпы или трона) «Памятник» начался бунтом, а закончился заклинанием, призывом к смирению, но к такому, которое отторгает всякую зависимость от суеты (обиды, венца, хвалы, клеветы)



БИЛЕТ № 2

  1. Темы, идеи и проблематика поэзии М. В. Ломоносова

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…» (А. Пушкин)

Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений. Им написаны 33 похвальные оды, 12 од духовных, 2 трагедии, героическая поэма о Петре Первом, множество надписей-стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений. В труде о русском языке Л. разделил его на «три рода речений».

1 – слова церковнославянские и общеупотребительные

2 – слова малоупотребительные, но известные «грамотным людям»

3 – живые, разговорные слова

Из этого вытекали «три штиля» поэзии.

Стиль (по Ломоносову) – это система взаимодействия речевых средств русского и старославянских языков.

ШТИЛИ

Высокий Средний Низкий

слова общеупотребительные слова малоупотребительные, исконно

и церковнославянские но понятные русские слова

(бог, слава, рука, ныне) (отверзаю, господень) (говорю, ручей)



Жанры

поэмы театральные сочинения комедии

оды сатиры эпиграммы

речи о важных материях элегии песни

исторические и др. письма

научные труды описания

эклоги обыкновенных

(стихотворные диалоги) дел



Элегия – поэтический жанр, кот. в литературе нового времени характеризуется грустными раздумьями, философскими размышлениями.

Эклога – поэтический жанр, в кот. изображена мирная сельская жизнь.

Эпиграмма – (от греч. «надпись») – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Ода – (от греч. «песнь») – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

Оды Л. писал «высоким штилем», а лирические стихи – мягче, вплетая в них живую, разговорную речь.

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» (В. Г. Белинский)Л. понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем:

- воинская доблесть и победы русского оружия

- мудрость и добродетели царей

- загадочная красота природы

- грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца

С Л. начинается поворот российской поэзии от извечной серьезности и основательности средневековой литературы к легкости, к интонации и настроению непринужденной беседы, наконец, к «удовольствию от текста»

В поэтическом наследии Л. большое место занимают духовные оды – стихотворные переложения псалмов и библейских сюжетов.

Псалмы – религиозные песни, входившие в специальную книгу Библии – Псалтирь (от греч. буквально «струнный инструмент»)

Авторы псалмов, обращаясь к Богу, выражали ему хвалу, говорили о значении и смысле жизни и смерти.

Духовные оды Л. создавались как философские произведения. Поэта привлекало как религиозное содержание псалмов, так и возможность выразить мысли и чувства личного характера. Он чаще всего выбирал те псалмы, в кот. речь шла о борьбе с врагами, о попытках защититься от бед и напастей. Эта тема обычно сочеталась с темой прославления Бога. К духовным одам Л. относят и его стихи, посвященные устроению Вселенной. В них с наибольшей полнотой выразились научные интересы ученого-поэта.

Это «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743); «Утреннее размышление о Божием Величестве» (1743)

Особенно значительны похвальные оды Л.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Композиция оды:



1 – Вступление - Прославление «возлюбленной тишины» мира и их защитницы Елизаветы

2 – Главная часть

а) прославление Петра, наказ идти его дорогой

б) прославление Родины, ее богатств, необходимость их разработки

в) лирическое обращение к соотечественникам, прославление науки



3 – Заключение - Обращение к Елизавете; наказ Елизавете

В оде Л. выступает с идеями, кот. не сводятся к прославлению императрицы. Патриот и гражданин гордится прежде всего своей страной.

Оды писали по строгому плану. Они обычно были приурочены к какому-либо официальному событию – дню рождения или годовщине вступления на престол царственной особы. Поэтому в одах должны были присутствовать обязательные похвалы тому, кто занимал царский престол. Но это не мешало посвятить оду конкретной теме (внутренней или внешней политике, вопросам войны и мира, поощрения наук) Автор выступал в оде не от своего имени, не касался своих личных или биографических черт, но вел поэтическое повествование как бы от лица подданных, народа, нации. И это оправдывало его пожелания, советы, просьбы, с которыми он обращался к адресату. Поэтические особенности оды сказывались в организации, точном построении, строгой логике изложения.

1 - Сначала автор провозглашал хвалу адресату оды и характеризовал главную из заслуг его перед отечеством (главная тема оды)

2 - Далее следовало прославление прошлых успехов страны и ее правителей (для Л. обязательным, самым существенным было обращение к деяниям Петра Первого) В этой части настоящее как бы соединялось с прошлым.

3 - В следующей части от прошлого автор возвращался к настоящему, чтобы изобразить благоденствие и мирную, счастливую жизнь страны.

Мысли о важнейших заслугах героя оды – ее главная тема – в этой части выражается особенно ярко – это была как бы кульминация всего произведения.



4 - Заканчивалась ода вновь хвалой адресату, в кот. Подводился итог повествованию.

Ода – программное произведение классицизма.

«Разговор с Анакреоном»

Это диалог переводов из Анакреона и ответов Ломоносова, кот. помогают понять отношения классицизма и античности.

Анакреон – греч. поэт, живший около 570 – 478 г. г. до н. э.

Л. перевел 4 оды: 1, 11, 22, 28. Произведение построено как спор, в кот. сталкиваются позиции любящего жизнь Анакреона и его оппонентов, которыми выступают поочередно то сам Л., то римляне: Сенека, Катон. В произведении спорят не прямые противники, а как бы разные голоса души одного человека. Л. не отвергает Анакреона презрительно, он видит в своей душе способность к любовным мыслям.

НО:

Хоть нежности сердечной



В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Заканчивается «Разговор…» призывом к миру, как и ода, посвященная Елизавете. Идея расцвета родины, зрелости искусства и наук связывалась в сознании Л. с мыслью о мире, о прекращении войн, о том, что должно «распрям предписать конец»

Ломоносовым введена силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. «слог и ударение») – слогоударная система стихосложения, кот. определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.

Основана на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. В зависимости от системы чередования ударных и безударных слогов различаются двухсложные и трехсложные размеры. До Л. существовала силлабическая система (от греч. «слог») – слоговая система стихосложения, основанная на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге; равносложие. Длина стихов определяется количеством слогов.



  1. Художественная роль эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Первоначально П. собирался написать историю Пугачевского восстания, но позднее по разным соображениям, в том числе и цензурным, П. меняет название романа. Теперь это семейная хроника, в центре которой не только исторические и политические, но и нравственно-философские проблемы. Автор ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

Эпиграф повести: «Береги честь смолоду» - помогает найти ответ на вопрос, каким должен быть человек, как он должен себя вести в ситуации выбора, независимо от своего происхождения. Через это нравственное испытание проходят все герои романа. Каждый из героев помогает понять смысл эпиграфа: жизнь каждого становится ответом на вопрос, что значит «беречь честь смолоду». По мнению П., - это значит быть, прежде всего, честным перед собой и своей совестью. Это значит, в любой жизненной ситуации выбирать правду и справедливость. И тогда справедливость восторжествует, и каждый получит по заслугам.

П. особо оговорил авторство Гринева, объявив себя только издателем его записок, рукописи, в которой с разрешения родственников Гринева поменял некоторые собственные имена и нашел для каждой главы «приличный», т. е. приличествующий ей, эпиграф.

Для каждой главы, но не для романа в целом. Ее эпиграф извлечен непосредственно из текста, чего П. себе как автору никогда не позволял, - верный признак, что эпиграф выбран самим Гриневым. Тот вынес в эпиграф своих записок народную мудрость, которую услышал от отца, напутствовавшего сына на армейскую службу. Но для эпиграфа взял только ту часть, которая относится к чести – поставил состояние души персонажа в зависимость от того, как каждый распорядится своей честью.

  1   2   3   4   5   6   7

  • БИЛЕТ № 1 Авторская позиция и ее воплощение в образной системе «Слова о полку Игореве»
  • Жанр «Слова…»
  • Две битвы: Первая
  • Автор рисует образ Игоря
  • Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
  • , послании «К другу стихотворцу» (1814)
  • «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)
  • Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.
  • «Пророк» (1826)
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
  • БИЛЕТ № 2 Темы, идеи и проблематика поэзии М. В. Ломоносова
  • Стиль (по Ломоносову)
  • Экл о га
  • «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • Художественная роль эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Эпиграф повести: «Береги честь смолоду»