Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Экономические реформы




Скачать 55.57 Kb.
Дата21.06.2017
Размер55.57 Kb.
ТипУрок
Урок по истории России в 9 классе на тему:

«Экономические реформы»

Тема: Экономические реформы.

Задачи:
Образовательная:

  1. Охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи.

  2. Сформировать знания о правительственной программе премьер-министра.

  3. Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.

  4. Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.

Развивающая:

  1. Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.

  2. Формировать умение работать с понятием.

  3. Формирование умений работать с таблицей.

  4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная:

  1. Формирование гражданской позиции.

  2. Формирование понятия «патриот».

  3. Воспитание нравственной позиции.


Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, метод «мозгового штурма», частично-поисковый, анализ, синтез, сравнение, обобщение, синквейн.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, схемы аграрной реформы.
Ход урока:

На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Какая из острых проблем стояла в России на данном этапе? (малоземелье крестьян, мечта «черного передела» земли).

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (община, отрезки, выкупные платежи…)

Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.

Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина.

Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.

Сегодня мы попытаемся дать ответ на вопрос: «Кто он – Столыпин: «вешатель» или «реформатор».

Тема сегодняшнего нашего урока: Экономические реформы. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. В учебниках это §6, с.46.

Перед вами план нашего урока:



  1. Биография П.А.Столыпина.

  2. Программа реформ.

  3. Аграрная реформа:

а) причины.

б) цели


в) направления.

г) итоги.

Сегодня на уроке мы узнаем:


  1. о личности Столыпина.

  2. о программе реформ.

  3. о причинах, ходе и итогах реформы.

Кроме этого продолжим развитие навыков работы с историческим источником, учебником и умений делать собственные выводы и общения.

Сын севастопольского героя генерала – адъютанта Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета начал карьеру в Министерстве внутренних дел, был переведен в 1903 году на должность губернатора в Саратовской губернии. В 1906 году был назначен министром внутренних дел. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906 г. председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе, он заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы». В августе 1906 г. после взрыва его дачи, который иска лечил его младшую дочь, он подписал указ о военно-полевых судах. Разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 человек.

Виселицу прозвали «столыпинским галстуком», а «теплушки»- «столыпинскими вагонами». Участие в революции крестьянства заставило премьера начать аграрную реформу. 24.08.1906 он опубликовал свою программу. Ставя задачу наведения порядка, документ объявлял о подготовке законов о вероисповедании, начальном образовании, местном самоуправлении, полицейской реформе, рабочем законодательстве, подоходном налоге.

24. августа 1906 года была опубликована правительственная программа. Программа представляла собой 2 этапа:



  1. Успокоение страны.

  2. Реформы.

Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.

Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.

« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….

… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….

Где же выход? ....

Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….

…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….

Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! »
На какую прослойку крестьянского сословия делал ставку реформатор?

(Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных» Столыпин).

Почему Столыпин считал национализацию земли опасной для страны?

(потеряется стимул к труду и желание трудиться).

На ваших столах находятся схемы

В каких годах проходила реформа?

Какую цель преследовала реформа?

Отруб – участок земли, получаемы крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок.

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревни.

Каковы ее основные части?

Сейчас попробуем разобраться с результатами реформы. Перед вашими глазами под номерами записаны результаты.


  1. Посевные площади увеличились на 10 %, в некоторых районах на 150 %.

  2. Удвоилось количество используемых удобрений.

  3. Из общины выделилось 25-27 % крестьян.

  4. Общину сменила кооперация (объединения крестьян для совместного труда).

  5. Недовольство бедняков. Поджоги хуторов и отрубов.

  6. В 3, 5 раза возросли закупки сельскохозяйственных машин.

  7. Хлебный экспорт увеличился на 25 %.

Ваша задача разделить результаты на 2 части: положительные и отрицательные.

В экономическом плане реформа дала положительные результаты. В политическом плане она провалилась. Так как не сняла напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом.

Для успеха важна была готовность общества. Но правительство противилось нововведениям, интеллигенция считала их недостаточными.

Для обобщения урока предлагаю составить синквейн – пятистрофную строфу.



  1. Самое важное слово урока.

  2. 2 прилагательных его характеризующие.

  3. 3 глагола.

  4. выразить свое отношение к теме урока.

  5. резюме 1 словом.




  1. реформа.

  2. аграрная, незавершенная.

  3. переселять, разрушать, выделять.

  4. принесла положительные и отрицательные результаты.

  5. экономика.

Столыпин остался один. От него отвернулись все. Реформа к 1911 году начала приостанавливаться. А после убийства реформатора сошла на нет. Домашнее задание §6.

На этом наш урок окончен. До свидания.

  • Развивающая
  • Воспитательная
  • Методы