Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Экономическая жизнь в СССР периода «оттепели» Цель




Скачать 75.21 Kb.
Дата06.07.2017
Размер75.21 Kb.
Экономическая жизнь в СССР периода «оттепели»
Цель: охарактеризовать отношение общества к деятельности Н.Хрущева; раскрыть причины отставки Н. Хрущева; формировать умение работать с визуальными источниками; раскрывать причинно- наследственные связи; анализировать, обобщать материал; давать свою оценку явлениям; воспитывать креативное мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут: анализировать причины отставки Н.Хрущева; объяснять противоречивый характер реформ Н.Хрущева; давать оценку Н.Хрущеву как исторической личности.



Оборудование: карта, учебник, видеоматериал, фотоматериал.

Эпиграф урока: Наибольшая ошибка – считать, что ты никогда не ошибаешься. Томас Карлейль

Ход урока


  1. Организационный момент урока



II. Мотивация научной деятельности

У ч и т е л ь. В нашем классе учатся 20 учеников – 20 личностей. Возможно, через несколько лет или десятилетий некоторые из вас станут исторической личностью. Возможно, о некоторых будут вспоминать в школьных учебниках по истории.

На современном этапе изучения истории большую роль играет достижение деятельности конкретной личности.

Беседа


  1. С какой исторической личностью связан период, который мы с вами изучаем ?(Н.Хрущевым)

  2. Какое имеет название тема, которую мы изучаем? («Страна в условиях политической и экономической либерализации общества»)

  3. Охарактеризуйте этот период несколькими словами.(Оттепель, либерализация, десталинизация)

  4. Дайте значение этим понятием, приводя примеры.

(Ответы учеников)

У ч и т е л ь. Оттепель. В майском номере журнала «Знамя »за 1945 год была напечатана повесть Ильи Эренбурга « Оттепель», которая дала значение этому историческому периоду, поскольку писатель уловил суть изменений, которые начались в общественно-политической жизни страны после смерти Сталина.



Работа с терминами
Либерализация – в политическом ракурсе -это политический курс, направленный на отход от тоталитарных и авторитарных методов управления, расширение демократичных прав и свобод граждан.
Десталинизация – политика отхода от негативных проявлений сталинизма как крайней формы большевизма. Началась после смерти И.Сталина, активизировалась после XX съезда КПСС. Проявилась в расширении демократичных прав и свобод, отказа от преследований и физического уничтожения политических соперников и сопровождалась реабилитацией жертв массовых репрессий.
Волюнтаризм – политика, которая, пренебрегая объективными законами исторического развития, руководствуется субъективными желаниями и свободными решениями лиц, которые осуществляют ее.
У ч и т е л ь. Большую роль тут сыграл Н.Хрущев, который возглавил Коммунистическую партию после смерти И.Сталина. Поэтому следует понимать, каким образом состоялась эволюция взглядов этого деятеля.
Задания и вопросы

  1. Сколько лет Н.Хрущев находился на партийной работе?


Презентация ученика

Биография Н.С.Хрущева.


Проблемное задание

Почему деятельностью Н.Хрущева были недовольны все слои населения страны?


III. Изучение нового материала
У ч и т е л ь. Вспомните реформы, осуществленные по инициативе Н.Хрущева, и объясните, в чем заключался их противоречивый характер.

Работа в группах


  1. я группа – подготовить сообщение « Противоречивый характер реформ в промышленности».

  2. я группа – подготовить сообщение « Противоречивый характер реформ в сельском хозяйстве».

  3. я группа – подготовить сообщение «Противоречивый характер реформ в общественной и внутрипартийной жизни».

( Выступления групп.)
Задания

Объясните, кто и почему был не доволен политикой Н.Хрущева.


Ориентировочные варианты ответов

  • Партийно-государственная элита была не довольна сокращениями государственного и партийного аппарата, попытками демократических преобразований, бесконечными реорганизациями;

  • интеллигенция не дождалась дальнейших шагов по демонтажу тоталитарной системы;

  • рабочие и крестьяне были не довольны ходом и последствиями денежной реформы 1961 г., которая привела к падению уровня жизни трудящихся;

  • неурожай 1963 года и продовольственные трудности привели к дефициту хлеба, а следовательно, возникла необходимость завозить его из-за границы.

Работа с историческим источником
Из воспоминаний сына Н.Хрущева

« В то время мы не знали, что отец уже принял решение без борьбы подать в отставку. 13 октября поздно вечером он позвонил Микояну и сказал, что, если все хотят освободить его от занимаемых постов, он возражать не будет.

- Я уже стар и устал. Пусть теперь справляются сами. Главное я сделал. Отношения между нами, стиль руководства поменялся в корне.

Разве кому-нибудь могло пригрезиться, что мы можем сказать Сталину, что он нас не устраивает, и предложить ему уйти в отставку?

От нас бы мокрого места не осталось. Теперь все иначе. Исчез страх и разговор идет на равных. В этом моя заслуга. А бороться я не буду».

У ч и т е л ь. 15 октября 1964 года в Киеве состоялись сборы партийного актива города и области, на котором высшее партийное руководство республики во главе с П.Шелестом признало справедливой критику проявлений волюнтаризма с бока Н.С.Хрущева и поддержало решение пленума ЦК КПСС.


Вопросы

  1. Как происходило отстранение Н.Хрущева от власти?

  2. Какую позицию при этом занимало партийное руководство УССР?

  3. Почему отстранение Н.Хрущева назвали «тихим переворотом?

  4. Как на свою отставку отреагировал Н.Хрущев?

У ч и т е л ь. Попробуем обобщить причины отставки Н.Хрущева.


Прогнозируемый ответ

  • Неоднозначное восприятие обществом критики культа личности Сталина;

  • Радикальные и интенсивные попытки реформировать общество, которые существенно касались интересов номенклатуры;

  • Непоследовательность, половинчатость и противоречивость решений, которые дезориентировали и в определенной степени деморализовали общество;

  • Значительное сокращение армии в конце 50-х – в начале 60-х годов вызывало недовольство среди офицеров и генералов;

  • Ощутимое ухудшение социально-економического положения населения;

  • Крах базовых реформационных начинаний;

  • Формирование нового культа – культа личности Н.Хрущева.


Решение проблемного задания

У ч и т е л ь. Политика Хрущева была наполнена глубокими противоречиями, как и сама личность политического лидера. Эти противоречия воссоздали анекдоты того времени. В отличие от исторических исследований, анекдоты создают не с коньюктурных изображений, хотя механизм создания и распространение анекдотов не исследован в полной мере. Иногда юмор политических анекдотов слишком резкий, часто он тяготеет к пошлости, но чтобы анекдот стал популярным, он должен касаться вещей, которые беспокоят все общество. Это в полной мере касается и анекдотов, в которых оценивают деятельность Н.Хрущева.


Метод «Мозговой штурм»

Проанализируйте, какие именно события и зачем привели к появлению этих анекдотов про Хрущева.



Примеры анекдотов

На ХХ съезде Хрущев перед своей исторической речью внезапно куда-то пропал, но через несколько минут появился и направился к трибуне. Его спросили: «Где вы были товарищ Хрущев?» - «В мавзолей заглянул на всякий случай».


«На ХХ съезде Н.Хрущев выступает с докладом, описывая преступную деятельность Сталина. Вдруг кто-то выкрикивает из зала:

- А почему же вы тогда молчали?

Остановившись, Хрущев обращается к залу:

- Кто это сказал?

В ответ тишина.

Хрущев опять:

- Так кто это сказал?

Опять тишина. Тогда Хрущев, показывая рукой в зал:

- Молчите?! Вот так и мы молчали».

« Как изменил Хрущев ленинскую формулу коммунизма.

Коммунизм – это советская власть плюс кукурудзация всей страны».
«Встретились двое рабочих:

- Ты знаешь, Хрущев заболел…

- Что с ним?

- Да, говорят, грыжа.

- От чего же она у него появилась?

- Это он так подымал благосостояние народа».

(Выступления учеников.)
IV. Итоги урока
Беседа


  1. Что вы думаете про место и роль личности в истории?

  2. Выскажите свое отношение к Н.С.Хрущеву.


Ориентировочный вариант ответа

На ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года выступление лидера коммунистов советского государства можно назвать началом новой эпохи. Его мужество, несмотря на все грехи Н.С.Хрущева во времена Сталина, несмотря на недочеты ошибки в проведении реформ, несомненно, вызывает уважение.

Рубикон был преодолен. Началась новая эра.

Изменения происходили, конечно, не через личное желание одного человека, это была потребность времени, этого требовала тотальная модернизация и научно-технический прогресс. Тогда как Запад достиг значительных успехов в развитии, например, генетики, кибернетики, в нашей стране эти науки считались вражескими…

Реформы эпохи «оттепели» способствовали преодолению изоляции советского общества от внешнего мира. Фактически эти реформы, ограничившись смягчением тоталитарной системы, были направлены на сохранение власти верхушки КПСС.
У ч и т е л ь. Отставка Н.С.Хрущева завершила целый период в жизни страны. Хрущев вошел в историю как деятель, который в сложное время решился сказать правду про сталинские преступления и взял курс на обновление, очеловечевания социализма. Но дальнейшему продвижению путем реформ помешала воспитанная сталинизмом вождистская психология. Борец с культом личности сам превратился в его жертву.

11.09.1971 года в некоторых центральных газетах на последних страницах появились (мелким шрифтом) короткие сообщения про смерть пенсионера Н.Хрущева.


Работа с визуальными источниками

Для анализа ученикам предлагают фотографию памятника Н.С.Хрущева на Новодевичьем кладбище, выполненного Е.Неизвестным.

Бронзовая голова Н.Хрущева на фоне черно-белой стены. Контраст цветов символизирует противоречия и парадокс как хрущевской эры, так и собственно бывшего первого секретаря ЦК КПСС.
Учитель анализирует деятельность учеников, комментирует выставленные оценки.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Проработать материал учебника.

2. Творческое задание:



Какой тезис, по вашему мнению, наиболее точно характеризует эпоху Н.С.Хрущева?

  1. «Хрущевская оттепель» оптимизировала жизнь в стране во всех отраслях – в экономике, политике, социальной сфере, культуре.

  2. «Хрущевская оттепель» внесла хаос, дезорганизацию и дестабилизацию в общество, что негативно сказалось на экономике, политике, социальной сфере и культуре.

Свой ответ обоснуйте историческими фактами.

  • Тип урока
  • Оборудование
  • Ход урока Организационный момент урока II. Мотивация научной деятельности
  • Задания и вопросы Сколько лет Н.Хрущев находился на партийной работе Презентация ученика
  • Работа в группах я группа
  • Ориентировочные варианты ответов
  • Работа с историческим источником
  • Решение проблемного задания
  • IV. Итоги урока Беседа
  • Работа с визуальными источниками
  • V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ