Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии) Санкт-Петербург всё в себя вмещает человек




страница1/14
Дата12.04.2017
Размер3.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
А. Н. ШУСТОВ

ДОЧЬ РОССИИ

документальное повествование о жизни и деятельности

Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии)

Санкт-Петербург

всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. С.Гумилев

...этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих

Как вы, умел, любя, страдать,—

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

Ф. И. Тютчев
Кто крест однажды хочет несть,

Тот распинаем будет вечно,

И если счастье в жертве есть,

Он будет счастлив бесконечно.

Награды нет для добрых дел.

Любовь и скорбь — одно и то же.

Но этой скорбью кто скорбел,

Тому всех благ она дороже.

Н.М.Минский
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим... помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

И.С. Тургенев


...надо помнить, что перед нами не просто феномен "очень доброго человека", но пример намеренно избранного пути, основанного на воплощении в жизнь ценностей христианской философии и культуры.

Протоиерей А. Шаргунов

Приведенные выше в качестве развернутого эпиграфа строки написаны разными авторами и по разным поводам, но все они могут быть отнесены к характеристике замечательной женщины — Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, легендарной матери Марии. Роль ее в русской поэзии XX века, ее героическая деятельность в годы второй мировой войны уже заслужили высокие оценки.

Писатель Е.М. Богат, много сделавший для возвращения имени поэтессы на Родину, писал, что в нашем столетии, богатом удивительными судьбами, человеческая судьба Кузьминой-Караваевой стоит в ряду самых замечательных; Елизавета Юрьевна, по его мнению, — женщина редкостного духовного богатства и бесстрашия, это — одна "из самых оригинальных, даже уникальных личностей XX века". С Богатом солидарен кандидат философских наук А. Афанасьев: "Судьба матери Марии — трагическая и возвышенная судьба незаурядной русской женщины, в самые тревожные для ее отечества дни, месяцы и годы предельно слившаяся с судьбой ее родного народа, еще одно подтверждение стойкости и чистоты русского национального характера".

Литературовед Е.Ф. Никитина на одном из своих литературных "субботников", специально посвященных Кузьминой-Караваевой, сказала: "Легендарный нимб существует вокруг этой замечательной женщины". Как "человека высокой духовности, беспощадно-требовательной совести и подвижнической жизни" охарактеризовал ее профессор Д.Е. Максимов. "Выдающейся и одаренной русской женщиной" назвал академик М.П. Алексеев....

Число подобных (посмертных) высказываний может быть без труда увеличено. Отзывы о личности матери Марии и ее творчестве, данные ей ее современниками, среди которых были не только крупнейшие русские поэты и критики, но и философы: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов... будут приведены в соответствующих разделах книги.

Во многих областях проявила себя Кузьмина-Караваева: талантливая и самобытная поэтесса и публицист, незаурядная художница, отличный организатор и пропагандист, православная монахиня... — в каждой из них она подчинила свою волю и свое стремление одной — главнейшей — цели — бескорыстному служению людям, оказанию им реальной, конкретной помощи и поддержки. В своей благотворительной деятельности и милосердии она видела основной, предопределенный ей свыше, смысл своей жизни; свое добротворчество по отношению ко многим обездоленным она осуществляла с полной самоотдачей, рассматривая свою жизнь как подвижничество. Ее альтруизм был действенным выражением протеста против антигуманизма окружающего ее мира, против шовинизма, расизма, фашизма и войн. И не случайно в наши дни ставится вопрос о канонизации монахини Марии.

Ей, по образованию и складу ума — философу, а по взглядам и убеждениям — человеку глубоко верующему в Бога, были близки идеи, позже сформулированные А. Швейцером, о том, что "конечная цель всякой философии и религии состоит в том, чтобы побудить людей к достижению глубокого гуманизма... Они обе выполняют свое назначение только в том случае, если побуждают людей становиться человечными в самом глубоком смысле этого слова".

Кузьмина-Караваева была человеком необычайной искренности и честности в своих воззрениях и поступках. В одной из автобиографических поэм она призналась с горечью:

И шла я часто по дороге ложной,

И часто возвращалась я назад,

И падала средь пыли придорожной.

Не все, сделанное в свое время Елизаветой Юрьевной, дошло до наших дней. Военные вихри разметали многих из ее современников, из которых уже почти никого не осталось в живых, "большая часть учреждений, основанных по ее инициативе и с ее содействием, не пережили ее" (С. Гаккель). И при жизни, и после ее гибели многие замалчивали или извращали существо ее общественной работы и литературного творчества, что, кстати, не всегда можно оправдать отсутствием фактических материалов. Таков удел многих неординарных личностей, их подлинные заслуги перед потомками зачастую определяются лишь с течением времени: "большое видится на расстояньи".

Непреходящим наследием матери Марии, наряду с ее поэзией, является для нас ее подвижническая жизнь. Характерной чертой нашего времени, нынешней российской "внутренней политики", является восстановление попранных нравственных начал, и в первую очередь — таких совершенно забытых понятий, как милосердие и благотворительность. Сегодня они находят все больше откликов в обществе, поскольку являются глубочайшей естественной потребностью Человека-Хомо сапиенс. Вот почему мы отдаем должное мужеству, высоким душевным и моральным качествам матери Марии, ценим ее гуманизм и самоотдачу. Абсолютно прав был в свое время профессор Д.Е. Максимов: "Думается, имя ее должно занять место в ряду незабываемых имен таких людей, как московский доктор Ф.П. Гааз, как польский педагог-мыслитель Януш Корчак с его бессмертным подвигом или, может быть, наш современник Альберт Швейцер, — людей большого сердца, наделенных разным содержанием таланта и славы, но объединяемых в нашей памяти их безграничной и самоотверженной, лишенной эффективных прикрас, деятельной любовью к людям".

* * *

Несмотря на то, что Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (матери Марии) посвящено уже немало различных публикаций: статей, очерков, книг, теле- и кинофильмов... как в нашей стране, так и за ее пределами, полная биография ее выходит впервые. Предлагаемое повествование о ее жизни и деятельности не является художественным, в нем нет вымысла; оно основано на документах,* многие из которых еще не использовались. В случае привлечения каких-либо гипотез или преданий, они специально оговариваются в тексте.



"Постепенно расширяя область безусловного и общеобяза­тельного знания о поэте, мы расчищаем дорогу его пос­мертной судьбе" (О.Э.Мандельштам).

I. СЕМЕЙНЫЕ КОРНИ И ТРАДИЦИИ


В характере Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой (матери Марии) гармонично слились многие черты характеров и нравственные установки ее предков по отцовской и материнской линиям, в числе которых были и украинские казаки и родовитые рюриковичи. Ее прадеды и деда, дяди и тети, отец и мать — занимали различные социальные и служебные положения — были военными, врачами, горными инженерами, математиками, агрономами, юристами, писателями, журналистами, художниками... Они активно участвовали в развитии своего отечества, в благотворительной деятельности. Многих из них отличали бескорыстие, гуманизм и высокий патриотизм. Они и сами по себе заслужили благодарную память потомства, о чем свидетельствуют многие публикации с упоминаниями их имен и заслуг.

В жилах Кузьминой-Караваевой причудливо смешалась кровь старинных русских дворянских родов с французской и украинской кровью. В ее натуре оказались совмещенными такие черты ее родителей, как душевная доброта, трудолюбие, упорство и твердость в достижении намеченных целей, смелость и независимость во взглядах и суждениях. По наследству от предков Елизавете Юрьевне достались не только поэтический и художественный таланты. Ее действенный гуманизм был во многом предопределен глубинными семейными традициями.

Характером и внешностью Елизавета Юрьевна была очень похожа на отца и на его старшую сестру (свою родную тетку), урожденную О.Д. Пиленко.

ОТЕЦ


По отцу Елизавета Юрьевна принадлежала к роду Пиленко. Генеалогическое дерево этого рода, подобно деревьям многих других украинских фамилий, не имело ни глубоких исторических корней, ни пышной кроны. Происходили Пиленки из сословия служилых малороссийских казаков.

В XVI веке крымские татары совершали частые набеги на южные границы русского государства. С целью их защиты от противника были организованы специальные казачьи "заставы" и "станицы", в том числе у Днепра, на Дону, под Азовом. 30-е годы этого столетия отличались особой активностью набегов. Дошедшее до наших дней семейное предание гласит, что однажды татары взяли в плен группу казаков и заковали их в кандалы. Один из них, чтобы вырваться на свободу, "отпилил" себе руку, за которую он был прикован к стене, и вернулся к своим. За это казаки прозвали его "Пилин". Отсюда, якобы, и пошла фамилия Пиленко, то есть — "Сын Пилина" (или Пилы).

Однако, это не более чем романтическая легенда. Вероятнее всего, один из казаков-предков имел когда-то христианское имя Филипп. Фамилия Пиленко — явно православная, чисто украинская: она происходит от Пиля (Пиленко — сын Пили) — уменьшительного от Пилип = Филипп, и равнозначна русской Филин. В качестве реального родоначальника, сведения о котором сохранилась в отечественных архивах, следует признать Филиппа (вновь то же "казацкое" имя!) Пиленко.

Как явствует из архивных дел Департамента Герольдии Сената, далекий предок поэтессы Ф. Пиленко где-то в конце ХVII века, "вышедши с другим шляхетством из Польши, служил в Малороссии полковым старшиной"* Ссылку на Польшу в данном случае не следует понимать в прямом смысле. Дело в том, что по Андрусовскому договору 1667 г. между Россией и Речью Посполитой в состав русского государства вошла лишь левобережная Украина, a вся правобережная территория осталась под властью Польши. Таким образом, часть украинского казачества оказалась не просто за Днепром, а — "за границей". Кстати сказать, даже в 1799 г. П.И. Сумароков считал, например, древний русский город Миргород "пограничным" между Россией и Польшей.

__________________

*Сведения о Пиленках приводятся по данным архивов: Российского госу­дарственного исторического (С.-Петербург), Центрального военно-исторического (Москва), Петербургского государственного исторического (С.-Петербург), Центрального государственного исторического Москвы (Москва), Латвийского государственного (Рига) и по другим источни­кам.

Согласно семейным преданиям, свое дворянство Пиленки получили еще в ХVII веке из рук польского короля Сигизмунда III.* В, якобы, пожалованном им гербе "Помян" действительно фигурирует "отрубленная рука" (являющаяся, впрочем, древним славянским геральдическим символом). Однако, на наш запрос Главный Архив Древних Актов (Варшава) сообщил, что никакими данными о нобилитации Пиленко, и вообще — сведениями об этой фамилии, они не располагают. Что же касается старинного герба "Помян", то он не является персонифицированным — им пользовались около 70 польских и малороссийских родов. В документах же российских архивов, относящихся к началу ХIХ в., в которых перечисляются заслуги предков, дающие право Пиленкам на получение дворянства, об их польском "шляхетстве" не упоминается. Каждый из представителей этого рода выслуживал свое дворянство самостоятельно.

Многие казаки, как шляхта (казачья старшѝна, дворянство), так и рядовые, отказались от службы польскому правительству по "реестру" (списку, ограничивающему их числен-

ность) и "ради безопасности от поляков" перебрались на левобережье Днепра, где воссоединились со своими единокровными братьями**. Убегая от ляхов, они покидали свою "батькивщину" и расселя­лись на пустующих тогда землях будущих губерний: Харьковской, Воронеж­ской и Курской. На свои новые жилища, или как тогда говорили, — "на сло­бόду" (на свободу!), они шли и небольшими партиями и целыми "громадами". Так со временем образовалась Слободская Украина***, новая "гетьманщина". Признавая себя подданными России, западноукраинские беженцы просили себе лишь права на беспрепятственное пользование выгодами хозяйственных промыслов на заселяемых землях. К таким слободским казакам относился и Филипп Пиленко****.

Сын Филиппа Михаил Пиленко пошел по стопам отца, он служил в каза­чьем войске и дослужился до звания "войсковой товарищ" (равнозначно чину сотника). Судя по всему, он участвовал в Полтавской битве на сто­роне войск Петра I в составе Гадяцкого полка гетмана И.И. Скоропадского. Путь шведов к Полтаве проходил по территории размещения пол­ка, через Гадяч и Зеньков. Эти города попали в зону вражеской оккупа­ции, а в Зенькове к тому же некоторое время находилась штаб-квартира шведского командования.

_________________________________



* Сообщено С.В. Пиленко – троюродным братом Елизаветы Юрьевны.

** Впрочем, такие переходы были и раньше. Так, во время работы Земского собора 1613 г. в Москве наряду с донскими находились и "польские" казаки.

*** О заселении Слободской Украины см.: Илляшевич Л.В. Краткий очерк истории харьковского дворянства, Харьков, 1885, С. 29—49.



**** Малорусский пан (в ХVIII столетии) не имел еще государственного признания своих прав. Между тем, только дворянское достоинство давало санкцию обладанию землею, а главное — обязательным трудом. Малорусское панство кинулось на отыскивание побочных тропинок и лазеек, какими бы можно было пробраться в дворянство. […] Сподручнее и легче всего было доказывать свое непростонародное происхождение через посредство Польши; престиж шляхетства всегда окружал все польское. (А.Я. Ефименко Малорусское дворянство и его судьба. Вестник Европы, 1851, август, С. 555). Любопытно, что хорошо знавший в середине ХIХ в. Д.В. Пиленко (деда поэтессы) В.А. Инсарский писал о нем: "Он в своей личности представлял какое-то смешение поляка (курсив мой. — А.Ш.) и хитрого малороса".

Истощенная в многочисленных столкновениях с католической Польшей приднепровская Украина была запущена в экономическом развитии. После изгнания шведов началось хозяйственное освоение многих левобережных уездов. При этом наряду с обычным земледелием существенную роль в эко­номике края играли пчеловодство (напомним, что Гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки" были изданы пасечником) и рыболовство. Многие казаки стали оседать на земле, переходить в крестьянское (хуторское) сословие. "Демобилизовался" и Михаил Пиленко. 6 марта 1716 г. "Его царс-

кого пресветлого величества войска запорожского полковник Гадяцкий и кавалер Македонский" М. Милорадович, со ссылкой на гетмана Скоропадского, выдал М.Ф. Пиленко универсал (грамоту) на рыбную ловлю в ста­ву (пруде, запруде) на реке Груне Ташанской, находящейся на территории Гадяцкого полка, с тем, чтобы окрестные жители ему "в реченом ставу не смели чинить трудности и перешкоды" (наносить вред, ущерб). Таким об­разом, рыболовные места на реке Груне недалеко от впадения ее в реку Псёл в Зеньковском уезде Черниговского наместничества (позже — Полтав­ской губернии) закреплялись в единоличном владении М. Пиленко.

Зеньковский уезд с тех пор стал "родовым гнездом" Пиленок. Городок Зеньков в то время (до 1802 г.) был "сотенным местечком" Гадяцкого полка.

Внук М. Пиленко Василий по традиции вступил в службу в первозеньковскую сотню Гадяцкого полка (в той же сотне ранее служил и его отец) — сперва на дминистративную должность возного, затем перешел в военный разряд и позже — вновь в административный. За свои служебные отличия он получил офицерский патент от генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. После уничтожения в 1764 г. гетманства Екатерина II создала на Украине Малороссийскую коллегию, "командиром" которой с правами генерал-губернатора и президента был назначен известный полководец Румянцев. Бывший «управляющий» Украиной писал в патенте: «Я, нижеподписавшийся, чиню, известно кому о сем ведать надлежит, что возного Василия Пиленка в награждении продолженной им с 1766-го года службы, по удостоинству от команды, произвел я в 14-й день сего месяца полковым хоружим (соответствовало самому младшему офицерскому чину прапорщика или корнета. — А.Ш.), коему на тот чин дан сей за подписом моим и с приложением герба моего печати патент, в Малой России в селе Вишенках октября 16 дня 1782 года».

Позже В. Пиленко дослужился до чина секунд-майора и в 1788 г. был назначен на должность казначея Зеньковского уезда (в Центральном государственном архиве Украины сохранился автограф В.М. Пиленко на тексте присяги, принесенной им при вступлении в должность). В 1792 г. Пиленко был уволен со службы по состоянию здоровья. Скончался он в Зенькове в 1794 г. в пятидесятилетнем возрасте.

Пиленки ХVIII в. являлись типичными представителями украинского военного казачества. Они несли строевую службу, участвовали в походах и сражениях в составе

своих полков и сотен; в мирное же время — жили на хуторах, занимаясь натуральным хозяйством. Сыновья и внуки В.М. Пиленко, продолжая традицию предков, поступали в основном в военную службу.

Один из них, Пантелеймон Пиленко, служил в знаменитом Лубенском гусарском полку, куда он поступил в 1808 г. юнкером (весной 1809 г. полк стоял в Зенькове!). Этот полк участвовал в войне 1812 г. и в заграничных походах 1813—14 годов. Командиром полка был генерал-майор А.П. Мелиссино, с которым у поручика Пиленко произошел

конфликт (в начале 1813 г. он подал на сумасбродного генерала «претензию»-жалобу),

что «по высочайшему повелению…предписано было обходить его, Пиленко, чинами два года и в продолжении сего времени не принимать от него просьб ни об отпуске, ни об увольнении от службы».

Брат Пантелеймона, Иван Пиленко, после окончания Кадетского корпуса, проходил службу в Рижском драгунском полку.

Оба брата участвовали в Отечественной войне 1812 г. против Наполеоновских войск. Пантелеймон получил благодарность за сражение под Рудней, а штабс-капитан Иван Пиленко в битве при освобождении Полоцка 6 октября 1812 г. потерял правую руку выше локтя. За участие в этом сражении указом за подписью фельдмаршала Барклая де Толли он был награжден орденом Владимира 4-й степени с бантом. Позже его имя было выбито на мемориальной доске в одном из приделов храма Христа Спасителя в Москве.

Старший брат Ивана и Пантелеймона Василий Пиленко (род. в 1781 г.) — прямой прадед поэтессы — окончил горный институт. Шесть лет он прослужил на Луганском заводе, а затем переехал в Крым, где служил чиновником в Соляном управлении. Туда же, к Перекопским озерам, после выхода в отставку по болезни в чине ротмистра, в 1827 г. перебрался и Пантелеймон.

В апреле 1783 г. Крым вошел в состав Российской империи. И вскоре на соляных озерах у Перекопа была организована добыча соли, которую чумаки на своих воловьих возах доставляли в южные украинские губернии. Позже, с расширением добычи, солью стали снабжать все европейские губернии России. В том, что добыча крымской соли была монополизирована государством (Соляное управление входило тогда в состав Министерства Внутренних дел), а не производилась через частных откупщиков, была большая заслуга поэта Г.Р. Державина в бытность его министром юстиции и считавшего, что крымскую соль нужно «приноровить на пользу промышленности народной». Одним словом, служба на соляных озерах Крыма была в то время и выгодна и объективно прогрессивна. Однако, не следует считать, что переселение в Перекоп являлось приятной синекурой, поскольку Крым тогда еще не был здравницей и курортом: в 1806 г., по свидетельству «главного надзирателя» Крымской соляной экспедиции Д.Б. Мертваго, «во всем Крыму необыкновенно много терпели люди болезней, и много померло».

Названные выше братья Пиленки — это поколение прадедов Елизаветы Юрьевны, принадлежавшее к служилому мелкопоместному дворянству Полтавской и Таврической губерний*. Об их экономическом положении говорят такие данные: у Ивана «при хуторе Пиленковском состоит записанных по последней 1816-го года ревизии мужеска пола 5-ть и женска 12-ть душ крестьян» и земли 95 десятин, а у Пантелеймона «Полтавской губернии Зеньковского уезда при хуторе Пиленковом состоит 10 душ крестьян».

Хутор (а может быть, это были два хутора?), в котором жили братья Пиленки, располагался на реке Ташань примерно в трех верстах от Зенькова. В таких имениях-хуторах хозяева зачастую сами помогали своим крестьянам по хозяйству: косить сено, молотить хлеб и т.п. Некоторое представление о тогдашней деревенской жизни могут дать воспоминания дочери поэта В.В. Капниста, жившей с родителями совсем неподалеку, на берегу реки Псёл: «В летнее время рабочие показываются на лугах с

____________________________

* Все Пиленки, даже служившие в Финляндии или на Кавказе (включая деда поэтессы), зачислялись в соответствующие родословные книги дворян Таврической губернии.
блестящими косами своими, и воздух наполняется их национальным пением. В несколько дней луга покрываются богатыми копнами и скирдами сена и представляют глазам изобилие и плодородность этого благословенного края».

Мелкие помещики Пиленки были старшими современниками и ближайшими соседями Н.В. Гоголя: расстояние от Зенькова до Миргорода и Диканьки не превышало 50 верст. Вполне допустимо, что писатель мог видеть их на знаменитых ярмарках в Сорочинцах, тем более, что Сорочинцы, как и Зеньков, входили когда-то в состав Гадяцкого полка. К тому же героев недавней войны в округе наверняка было немного. Во всяком случае, капитан Копейкин из поэмы Гоголя «Мертвые души» подобно штабс-капитану И. Пиленко также потерял правую руку в Отечественной войне…

Там же по соседству, в селе Обуховка Миргородского уезда, «в миру с соседями» жил известный поэт и драматург В.В. Капнист. Сюда к нему летом 1813 г. приезжал в гости престарелый Г.Р. Державин. В 1782 г. Капнист был уездным предводителем дворянства. С 1802 г. он был генеральным судьей Полтавской губернии, а с 1817 (по 1822 г.) — губернским маршалом полтавского дворянства. Не исключено, что Пиленки по каким-либо административно-хозяйственным делам могли общаться со знаменитым поэтом.

Однако, к помещичьей жизни, к тому же не имея наследственных или благоприобретенных «душ» и земель, Пиленки склонностей не имели и предпочитали отдавать своих детей на государственную службу. После отъезда старшего брата Пантелеймона в Крым на хуторе остался младший Иван с многочисленными дочерьми.

Дед Елизаветы Юрьевны Дмитрий Васильевич Пиленко (1830—1895), подобно своему отцу (тому, что служил в Крыму) и старшему брату, воспитывался в Корпусе

горных инженеров (Горном институте), но не окончил курса. Летом 1847 г. он был «выпущен на службу канцелярским служителем с правами учеников 2-го разряда» и назначен в Тифлисскую окружную палату «исправляющим должность пробирера». Пробыв на этой должности полгода, он был прикомандирован в канцелярию Кавказского наместника и вскоре получил свой первый (самый низкий по табели о рангах) чин коллежского регистратора. Вместе с тем он назначается «партионным офицером», то есть начальником военной рудоизыскательской партии. С этих пор (с 1853 г.) вся его дальнейшая деятельность оказывается тесно связанной с армией.

Сначала он служил в лейб-гвардии Саперном батальоне (кстати, в этом же батальоне служил и его двоюродный брат Георгий, сын Ивана Пиленко, о котором рассказано выше), а затем — в Кубанском казачьем войске, в составе которого принимал участие в освоении Северного Кавказа. В марте 1867 г. он был назначен начальником вновь учрежденного Черноморского округа с производством за служебные отличия в генерал-майоры и с оставлением по армейской кавалерии. В 1876 г. Дмитрий Васильевич был от этой должности отчислен с оставлением, однако, по Кубанскому казачьему войску. Он — участник русско-турецкой войны 1877—78 гг.


Каталог: 2015
2015 -> «Тосненские генералы -герои Отечественной войны 1812 года»
2015 -> Пояснительная записка рабочая программа по курсу «Литература»
2015 -> Учебная программа по учебному предмету «русская литература
2015 -> Программа дисциплины «Русская литература ХХ века»
2015 -> Программа на октябрь 2015 29 августа 28 ноября выставка современных финских художников «челночное дело»
2015 -> Реферат н. А бердяев о характере и перспективах развития власти в россии
2015 -> Аргументы и Факты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14