Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Е. В. Афанасьев от «24» августа 2016г приказ №316 от «25» августа 2016г




страница1/4
Дата21.07.2017
Размер0.81 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»
Рассмотрено Принята Утверждаю:

на заседании методического на Педагогическом совете школы директор школы

объединения, протокол № 1 протокол № 1 от «25 » августа 2016г. _________/Е.В. Афанасьев

от «24» августа 2016г. приказ № 316 от «25» августа 2016г.

руководитель МО ____________



Составитель: Шелестюк Елена Владимировна, учитель первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по литературе и программы под ред. В.Г. Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009), которая полностью соответствует образовательным стандартам по литературе. Программа основана на школьном базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов из расчета 3 часа в неделю.

Выбор программы мотивирован тем, что она

– соответствует стандарту среднего общего образования по литературе;

– построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

– способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

– обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

– сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

– воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

– развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

– освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

– совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

– сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

– осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

– освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

– овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

– воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

– использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

– рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

– репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

– продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

– поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.



Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.



Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Методы и приёмы обучения:

– обобщающая беседа по изученному материалу;

– индивидуальный устный опрос;

– фронтальный опрос;  

– составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

– наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

написание сочинений;

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение;

– различные виды пересказа;

– заучивание наизусть стихотворных текстов;

– определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

– анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

– участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

– подготовка рефератов, докладов;

– написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Технологии, методики:

– уровневая дифференциация;

– проблемное обучение;

– информационно-коммуникационные технологии;

– здоровьесберегающие технологии;

– система инновационной оценки «портфолио»;

– коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

– проектно-исследовательская технология.



III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю.

Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:

1) В программу включен региональный компонент (5 часов), представленный произведениями писателей и поэтов ханты и манси. Задача – познакомить учащихся с лучшими литературными произведениями ханты и манси. Главное средство знакомства – это чтение произведений, беседа по ним, рассказ об авторах. Это позволит решить следующие задачи:

– воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

– формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– помочь обучающимся войти в мир национальной культуры ханты и манси;

– литературу ХМАО-Югры;

– пробудить уважение к малой Родине.

2) В программу включено творчество А.П. Чехова (в авторской программе он изучается в 11 классе), так как 10 класс – это изучение литературы второй половины XIX века, а 11 класс – литературы XX века.  Это допустимо при составлении авторских и рабочих программ.
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение. (2 часа)

Общая характеристика русской классической литературы XIX века:

– «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия);

– эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);

– роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.




Русская литература первой половины XIX века (10 часов)

А.С. ПУШКИН (4 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

Лирика: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при роды. Религиозные мотивы и образы.



«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов ной жизни русского общества.

Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского и др.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В.Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.



Для самостоятельного чтения

«Демон».
Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).



Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века – романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века (81 час 5 часов региональный компонент)

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

Проза (26 часов)
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (7 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения

«Лес».
И.А. ГОНЧАРОВ (7 часов). Жизнь и творчество.



Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.

Для самостоятельного чтения

«Обыкновенная история».


Из поэзии середины XIX века (15 часов)

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).



Для чтения и бесед

«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).

Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А.А. ФЕТ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).



Для чтения и бесед

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору).

Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А.А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

ЕРЕМЕЙ АЙПИН (1 час). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

Очерк «Осень в твоем городе».


А. ОМЕЛЬЧУК. (1 час). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

Очерк «На полярных ветрах».


И.С. ТУРГЕНЕВ (8 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения

«Дворянское гнездо», «Рудин».


А.К. ТОЛСТОЙ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.
ПОЭЗИЯ ЮГРЫ (1 час).
С. ШУМСКИЙ. (1 час). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Озеро Андреевское»


Н.А. НЕКРАСОВ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Для чтения и бесед

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».

Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.



Для чтения и изучения

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Её композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).


Н. ЯДНЕ. (1 час). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

Повесть «Я родом из тундры» (глава «Боги, духи и шаманы»)


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (10 часов). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения

«Идиот».
И.С. ЛЕСКОВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).



Для чтения и изучения

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н.С. Лесков). Язык рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и бесед

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (19 часов). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» – роман-эпопея. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев – простых солдат – как художественное

открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе.

Мировое значение творчества JI.Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения

«Смерть Ивана Ильича».



А.П. ЧЕХОВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

Рассказы: «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.



Для чтения и изучения

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.



Для самостоятельного чтения

«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».


Из зарубежной литературы (5 часов)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.



Для чтения и бесед

О. де Бальзак. «Отец Горио».

Г.Флобер. «Госпожа Бовари».
Контрольная работа за второе полугодие. (2 часа)
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

– образную природу словесного искусства;

– содержание изученных литературных произведений;

– основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

– основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

– основные теоретико-литературные понятия;



уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

– анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

– соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

– соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

– определять род и жанр литературного произведения;

– сопоставлять литературные произведения;

– выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

– выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

– аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

– участия в диалоге или дискуссии;

– самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

– определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

– определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


VI. СВОДНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Количество часов по разделу

Количество часов в четверти

1 четверть

1

Введение

2


26

2

А.С. Пушкин

4

3

М.Ю. Лермонтов

2

4

Н.В. Гоголь

4

6

А.Н. Островский

7

7

И.А. Гончаров

7

2 четверть

9

Ф.И. Тютчев

3

21

10

А.А. Фет

3

11

Е. Айпин

1

12

А. Омельчук

1

13

И.С. Тургенев

8

14

А.К. Толстой

3

15

Поэзия Югры

1

16

С. Шумский

1

3 четверть

17

Н.А. Некрасов

6



31

18

Н. Ядне

1

19

Ф.М. Достоевский

10

20

И.С. Лесков

3

21

М.Е. Салтыков–Щедрин

2

22

Л.Н. Толстой

9

4 четверть

23

Л.Н. Толстой

10


27


24

А.П. Чехов

10

25

Зарубежная литература

5

26

Повторение

2




Итого:




105 часов


VII.
  1   2   3   4

  • Составитель: Шелестюк Елена Владимировна, учитель первой квалификационной категории
  • II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Формы организации учебного процесса
  • Методы и приёмы обучения
  • Виды деятельности учащихся на уроке
  • III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
  • IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Введение. (2 часа)
  • Русская литература первой половины XIX века (10 часов) А.С. ПУШКИН
  • Н.В. ГОГОЛЬ
  • Литературные направления
  • А.Н. ОСТРОВСКИЙ
  • И.А. ГОНЧАРОВ
  • Из поэзии середины XIX века (15 часов) Ф.И. ТЮТЧЕВ
  • ЕРЕМЕЙ АЙПИН
  • И.С. ТУРГЕНЕВ
  • ПОЭЗИЯ ЮГРЫ
  • Н. ЯДНЕ.
  • «Преступление и наказание».
  • И.С. ЛЕСКОВ
  • М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
  • Л.Н. ТОЛСТОЙ
  • А.П. ЧЕХОВ
  • Из зарубежной литературы
  • О. де Бальзак.
  • VI. СВОДНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • Итого: 105 часов VI I.