Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Два пола: зачем и почему?




Скачать 440.39 Kb.
страница1/3
Дата15.05.2017
Размер440.39 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3
Е. И. Соколова. Всероссийский институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников и специалистов профтехобразования. Санкт-Петербург, 1992, 41 с.


ДВА ПОЛА: ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?

Два пола: зачем и почему?-С.-Петербург, 1992.

Для чего существуют два пола? Каков эволюционный смысл этого явления? Какова природа различий между полами? Что такой половой диморфизм, что он дает и о чем говорит? Связан ли он с другими явлениями жизни и как? Ответ на эти и многие другие вопросы содержится в теории дифференциации полов, предложенной кандидатом технических и доктором биологических наук Вигеном Артаваздовичем Геодакяном. В ней дается научное обоснование существования мужчин и женщин, и тех функций, которые им приходится выполнять в семье и в обществе.
Ил. 6, табл. 1.

Материалы для издания предоставлены доктором В. А. Геодакяном.

Составитель и редактор Е. И. Соколова. Художественное оформление А. Д. Лепянского

К ЧИТАТЕЛЯМ
Первая публикация Вигена Артаваздовича Геодакяна, посвященная проблеме пола, появилась в 1965 году. С тех пор вышло в свет более 80 его работ, известных многим ученым - биологам, генетикам, психологам и др.

Однако на страницах педагогических изданий о его теории дифференциации полов писали мало. В результате о ней практически ничего не знают люди, занимающиеся образованием и воспитанием, осуществляющие профессиональную ориентацию, решающие проблемы семьи и коллектива.

Задача этой работы состоит в том, чтобы в доступной форме познакомить читателя с научным пониманием проблемы пола, а кроме того доставить ему радость от ощущения красоты и гармонии мысли автора.

Материалы, изложенные здесь, представлены выборочно, и если в них содержатся какие-либо упущения, то ответственность за них несет составитель этой работы.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ни один природный феномен не привлекает к себе такого внимания и не содержит так много загадок, как пол. Загадки, связанные с ним, можно обнаружить во многих важных областях интересов человека-в демографии и медицине, психологии и педагогике, в области семьи и воспитания, в исследованиях алкоголизма, наркомании, преступности.

Чем, например, объяснить повышенную рождаемость и смертность младенцев мужского пола? Почему рождаемость мальчиков возрастает во время длительных войн (феномен военных лет)? Почему в “женских коллективах” (гаремы, текстильные города) рождается больше мальчиков, а в “мужских” (экспедиции, портовые города) -больше девочек? Почему все стадии жизненного цикла (внутриутробное развитие, детство, репродуктивный период) длиннее у мужчин, а средняя продолжительность жизни больше у женщин (т. е. стареют раньше женщины, а умирают мужчины)? Почему при этом “чемпионы” - долгожители - снова мужчины?

Чем объясняется разная подверженность двух полов многим болезням? Почему болезни иммунного дефицита (такие, как СПИД) чаще поражают мужчин, а аутоиммунные (например, ревматические) -женщин? Почему “новые” болезни, болезни века, цивилизации, урбанизации (атеросклероз, рак, инфаркт, шизофрения) чаще поражают мужчин? Почему с одними врожденными пороками чаще рождаются мальчики, а с другими - девочки?

Множество вопросов вызывает ряд значительных психологических различий между полами. Это разная профессиональная пригодность мужчин и женщин, разная обучаемость и сообразительность, разные способности и склонности. Например, результаты тестирования показывают, что у женщин лучше развита речь: в целом, беглость речи, навыки чтения. В то время как у мужчин лучше, чем у женщин развиты пространственно-зрительные способности. В школе мальчики значительно лучше девочек Понимают геометрические концепции (по алгебраическим задачам различие полов меньше, а по арифметическим еще меньше). В технических учебных заведениях максимальные, трудности студентки испытывают по начертательной геометрии. Мужчины лучше ориентируются в лабиринтах, лучше читают географические карты, определяют направление городов, рек, дорог. Они намного превосходят женщин в игре в шахматы, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности. Мало женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. Зато они лучше справляются с работой по прецизионной сборке часов и радиоаппаратуры. Отмечено, что женщины отличаются большей конформностью мышления и поведения. Из нетрадиционно мыслящих, выдающихся людей больше мужчин, но больше их и среди слабоумных.

Значительные различия между полами проявляются и в социальной сфере: социальным порокам (алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм) больше подвержены мужчины, но у женщин они носят более губительный характер. Например, алкоголиков в 3 раза больше среди мужчин, но смертность от алкогольного цирроза печени в 3 раза выше у женщин.

Социальный аспект проблемы пола особенно актуален в нашей стране, где число женщин-учителей и врачей составляет более 70%, инженеров около 60%, экономистов и бухгалтеров около 90%. Поэтому нам просто необходима научно обоснованная социальная концепция пола. Такая концепция должна строиться на естественной биологической основе, поскольку без понимания биологических, эволюционных ролей мужского и женского пола нельзя верно определить их социальные роли. Очень часто совершенно правильная и справедливая идея равноправия мужчин и женщин трансформируется и трактуется как одинаковость и взаимозаменяемость по всех областях человеческой деятельности. Это создает много трудностей и приносит большой вред. “Бесполые” психология, педагогика и социология создают много проблем, решить которые позволит лишь знание биологических основ пола.

Если обратиться к истории проблемы, то увидим, что еще Чарлз Дарвин разрабатывал ее в своей теории полового отбора. Эта теория вызывала споры при жизни ученого. Неоднократно высказывалось мнение, что это является самым слабым местом дарвиновского учения. После Дарвина проблемой пола занимались крупнейшие биологи, однако современные. авторитеты продолжают говорить об отсутствии удовлетворительного объяснения того, почему возник и сохраняется пол. Например, в книге канадского ученого Белла “Шедевр природы”, вышедшей в свет 1982 г. с Подзаголовком “эволюция и генетика пола”, читаем: “Пол - главный вызов современной теории эволюции (. . .) - королева проблем эволюционной биологии (...). Интуиция Дарвина и Менделя, которые осветили так много загадок, не смогли справиться с центральной загадкой полового размножения (...). Самый большой и трудный вопрос - для чего пол? В чем функциональное значение пола, которое приводит к его сохранению естественным отбором в биологических популяциях?”.

Путь к решению проблемы был предложен в середине 60-х годов XX столетия в новой концепции дифференциации (разделения) полов, которая дает объяснение эволюционного смысла деления на два пола.

Чаще всего на вопрос, для чего нужна раздельнополость, отвечают: очевидно, для размножения. Давайте посмотрим, а так ли это очевидно.



САМОВОСПРОИЗВОДЕНИЕ И РАЗДЕЛЬНОПОЛОСТЬ

Главная особенность, отличающая живые системы от неживых - это их способность к самовоспроизведению. Размножение - способ самовоспроизведения организмов, для которого характерно большое богатство форм.

Древнейшим и самым простым способом размножения является бесполое. Оно широко распространено у одноклеточных организмов (бактерии, синезеленые водоросли, хлореллы, амебы, инфузории). Этот способ имеет свои преимущества: в нем отсутствует необходимость поиска партнера, а полезные наследственные изменения сохраняются практически навсегда. Однако при таком способе размножения изменчивость, необходимая для естественного отбора, достигается только за счет случайных мутаций* и потому осуществляется очень медленно.

Первым важным событием в эволюции размножения было появление процесса скрещивания (смешения генетической информации двух особей). С возникновением скрещивания появился новый практически неисчерпаемый источник разнообразия - комбинаторный потенциал популяции.* В эволюции жизни это был исключительно важный шаг, так как эволюционные преимущества, связанные с ним, очевидны и в основном понятны. Это обеспечение генетического разнообразия и подавление вредных мутаций, а также возможность избежать инбридинга (близкородственного скрещивания).

Процесс скрещивания лежит в основе половых способов размножения. Когда брачным партнером особи может быть любая из остальных, такой способ размножения называется гермафродитным (обоеполым). В греческих легендах Гермафродит - прекрасный сын богов Гермеса и Афродиты, который по желанию влюбленной нимфы был объединен с ней в одно двуполое существо. Гермафродитным способом размножаются черви, пиявки, усоногие ракообразные, многие моллюски, некоторые рыбы.

Вторым важным событием в эволюции размножения стало возникновение дифференциации полов- Одновременное присутствие обоих явлений (скрещивания и дифференциации) лежит в основе третьего способа размножения - раздельнополого.

Итак, способы размножения, обходящиеся без скрещивания, отнесем к бесполым, а требующие скрещивания, - к половым. Последние в зависимости от отсутствия или наличия дифференциации полов делятся на гермафродитные и раздельнополые. Получается три основных способа: бесполый, гермафродитный и раздельнополый (рис. 1).

Сравним эти способы по двум параметрам: количественной эффективности и комбинаторным возможностям. В количественном отношении самая высокая эффективность принадлежит бесполым формам, которым не надо искать партнера. У половых же форм по сравнению с бесполыми количественная эффективность в два раза меньше.



Рис. 1. Классификация способов размножения
Значит, с появлением скрещивания количественные преимущества утрачиваются. Зато появляются новые фактически неисчерпаемые возможности обмена полезными мутациями, быстрого расширения генофонда, обеспечивающие комбинаторное богатство популяции. Но по этому показателю у половых форм явное преимущество принадлежит гермафродитам.

Выходит, что раздельнополое размножение уступает двум предыдущим или но комбинаторному потенциалу, или по количественной эффективности. Тогда встает вопрос, почему же все в эволюционном- плане, прогрессивные формы животных (млекопитающие, птицы, насекомые и другие) раздельнополы. Среди растений также прослеживается эта общая эволюционная тенденция-более, поздние формы дифференцированы по полу (двудомные растения, то есть растения, имеющие мужские и женские половые органы - цветки). Парадокс? Но известно, что в эволюции ничего не бывает зря. Раздельнополый способ размножения е процессе эволюции появлялся независимо в очень далеких друг от друга группах, а значит в основе его лежит какая-то фундаментальная эволюционная логика. В чем же она?



ДВА ПОЛА- ДВА ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ

Идея эволюции подразумевает два главных альтернативных аспекта: сохранение и изменение. Если не может быть реализован первый аспект, то системе суждена гибель, если отсутствует второй, то она обречена на застой. Весь окружающий нас мир можно представить как совокупность разнообразных систем. Каждая из них существует в определенной среде. Эволюционирует как система, так и среда. Но поскольку среда всегда больше системы, то она и диктует системе направление эволюции. “Разумная” система должна следить за превращениями среды, видоизменяться вместе с ними, адаптироваться к ним. В противном случае ей не избежать гибели.

От среды идет деградирующая информация-мороз, жара, хищники, паразиты и т. д. Системе, чтобы лучше сохраниться, нужно быть по возможности “дальше” (не в геометрическом, а в информационном смысле) от среды. То есть она должна быть устойчивой, стабильной, косной (как кристалл алмаза). Но от среды идет и полезная информация о том, как нужно меняться. Для получения этой информации системе надо быть “ближе” к среде, то есть она должна быть чувствительной, изменчивой (как газ или жидкость). Налицо конфликтная ситуация, когда одновременно нужно быть и “подальше” от среды, и “поближе” к ней. Как же снять этот конфликт?

Возможны два решения. Первое-удерживать систему на некотором оптимальном расстоянии от среды (не очень близко и не очень далеко). Но это создало бы для системы слишком узкие рамки существования. Любая экстремальная ситуация могла бы закончиться для нее трагически.

Второе решение - разделение системы на две части, подсистемы. Одна из этих частей убирается подальше для сохранения уже имеющейся полезной информации, а другая выдвигается навстречу среде для получения новой. Первая подсистема олицетворяет консервативную тенденцию эволюции, вторая - оперативную.

Такая структура широко распространена в различных эволюционирующих, следящих системах: биологических, социальных (производство и наука, государство и правительство, больница и поликлиника), технических (киль и руль корабля), игровых (защите, и нападение в футболе, хоккее и др.). Это общий кибернетический принцип сопряженных подсистем. В общем виде его можно сформулировать так. Если адаптивная, следящая система эволюционирует в изменчивой среде, то ее разделение на две сопряженные подсистемы с оперативной и консервативной специализацией повышает устойчивость системы в целом. Но ведь популяция особей, которая эволюционирует в изменчивой среде, это живая система, нуждающаяся в повышенной устойчивости. Логично предположить, что эта устойчивосчь также обеспечивается разделением ее на две части (на два пола). Иначе говоря, дифференциация полов-это ни что иное, как проявление все того же общего принципа сопряженных подсистем. А это значит, что один из полов должен быть специализирован по консервативному аспекту и представлять собой “ядро” системы, а специализацией другого должен быть оперативный аспект и он становиться лабильной, подвижкой “оболочкой”. Таким образом, деление на два пола оказывается выгодной для популяции формой информационного контакта со средой. Такой контакт осуществляется через два потока информации: генеративный (передача генетической информации от поколения к поколению, из прошлого в будущее) и экологический (информация от среды, из настоящего в будущее). Два пола по-разному участвуют в них. При этом специализация по генеративному потоку требует от одного из них большей устойчивости, стабильности, а специализация другого по экологическому потоку-большей чувствительности и мобильности. Возникает вопрос, кто есть кто в системе “мужской-женский пол”, какой из полов специализирован по генетическому, а какой по экологическому информационному потоку. Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, а что такое раздельнополость, в чем суть половых различий?

Существует два фундаментальных различия между мужским и женским полом: сечение информационного канала связи с потомством и норма реакции.

СЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КАНАЛА СВЯЗИ МУЖСКОГО ПОЛА ШИРЕ ЧЕМ ЖЕНСКОГО

Какова разница между количеством потомства, которому может передать генетическую информацию мужчина, и количеством, с которым может быть генетически связана женщина?

Женщина может иметь не более 400-500 детей-таково число ее яйцеклеток. Однако практически за весь репродуктивный период своей жизни, равный примерно 35-40 годам (с 13 до 45-55 лет), женщина способна родить примерно три десятка детей. Ведь в год она не может иметь более одного ребенка, если, правда, у нее не рождаются близнецы.

Потенциальные возможности мужчины неизмеримо больше. Один мужчина способен стать отцом всех детей планеты. Практически за свою жизнь он может иметь 4-5 тысяч детей. Сравним несколько тысяч возможных потомков у мужчин и 2-3 десятка у женщин. Это означает, что сечение канала связи мужчины с будущим потомством значительно больше, чем у женщины. Следствием этого являются их значительно большие возможности в передаче потомству своей генетической информации.

Количество, качество и разнообразие потомства-это основные стороны размножения (как, собственно, процесса производства любой продукции). Посмотрим, от чего они зависят.

Возьмем популяцию, в которой особи разного пола скрещиваются хаотически. Понятно, что в ней количество потомства пропорционально количеству женских особей. В то же время изменение качества потомства будет пропорционально количеству мужских. Ведь с увеличением их количества улучшаются условия для отбора, для которого мужские особи представляют основной материал. Разнообразие же (ассортимент) максимально при равенстве в количественном соотношении полов.

Разное сечение каналов связи с потомством проявляется в том, что каждый самец в отдельности “стремится” полнее использовать свои возможности и оставить максимальное количество потомства. А каждая самка “стремится” к тому, чтобы то ограниченное количество потомства, которое она в состоянии оставить, было лучшего качества (лучше обеспечено).

Можно сформулировать отношение полов к количеству и качеству потомства таким образом: количество самок определяет количество потомства в популяции, количество самцов-его качество. Качество самки определяет в основном качество ее потомства. Качество самца определяет также количество его потомства.

Итак, просматривается определенная асимметрия полор в осуществлении воспроизводства, при которой количественная сторона воспроизводства связана в основном с количеством самок в популяции, а качественная сторона воспроизводства-с количеством самцов. Такая асимметрия приводит к тому, что воздействие среды на самок и самцов по-разному сказывается на характеристиках потомства. Потеря самок от неблагоприятных факторов среды отражается на количестве потомства, не оказывая существенного влияния на его качество. В то же время потеря самцов не отражается на количестве потомства, но может способствовать изменению его качества.

НОРМА РЕАКЦИИ ЖЕНСКОГО ПОЛА ШИРЕ ЧЕМ МУЖСКОГО

Прежде, чем разъяснить суть этого положения, обратимся к основным понятиям, которыми будем при этом пользоваться.



Ген-это наследственный фактор, единица наследственной информации. Гены управляют всеми химическими реакциями организма, а потому определяют его признаки. Дискретное наследование задатков было открыто в 1865 году австрийским естествоиспытателем Г. Менделем. В 1909 году датский генетик В. Иогансен назвал их генами.

Совокупность всех генов организма составляют его генотип. В процессе индивидуального развития организма происходит взаимодействие его генотипа и внешней среды. В результате формируются внутренние и внешние признаки и свойства индивида. Совокупность всех этих признаков и свойств составляет его фенотип. Сам же процесс индивидуального развития организма, вся совокупность его преобразования от зарождения до конца жизни называется онтогенезом. Историческое развитие вида, его эволюция называется филогенезом (онтогенез-”биография” отдельного человека, филогенез-история народа).

Полученные еще в средней школе представления об основах генетики приучили нас к мысли, что в человеке многое определяется генами. Это, безусловно, так, но уже с начала века наука утверждает, что значительная роль в формировании признаков организма принадлежит среде.

Генотип-это программа, которая в разных средах может реализовываться по-разному, воплощаясь в какой-то один фенотип из возможного спектра признаков. Значит, в генотипе записано не жестко определенное значение признака, а диапазон его возможных значений. В онтогенезе реализуется только один самый подходящий для конкретной среды фенотип. Следовательно, генотип задает диапазон, а среда “выбирает” точку внутри него. Ширина этого диапазона и есть норма реакции организма на воздействие окружающей среды. Она характеризует долю участия среды в реализации признака.

Есть признаки, например, группа крови или цвет глаз, на которые влияние среды сводится практически к нулю. По другим признакам (психологическим, интеллектуальным способностям), норма реакции очень широкая, поэтому многие связывают их только с влиянием среды, то есть с воспитанием. Третьи признаки, (рост, масса) занимают промежуточное положение.

В отличие от сечения канала связи, которое значительно больше у мужского пола, с нормой реакции все обстоит наоборот. У женского пола она заметно шире, чем у мужского. Это положение, было проверено успешным прогнозированием картины схожести близнецов разного пола. Однояйцевые братья должны быть больше похожи друг на друга, чем однояйцевыс сестры. Но если близнецы неоднояйцовые, то больше сходства должно быть у девочек. Иными словами, на женский пол большее влияние оказывает Среда, а на мужской - генотип.

Из-за разной нормы реакции мужского и женского пола одинаковые генотипы реализуются в разные максимально соответствующие среде фенотипы (рис. 2).

Рис. 2.
На нижнем графике по горизонтальной оси отложены значения генотипов, а по вертикальной-частота появления в популяции генотипа с тем или иным значением.

На верхнем графике по горизонтальной оси отложены значения какого-либо признака, а по вертикальной-частота появления особей с данным значением признака.

На обоих графиках получены колоколообразные кривые. Они показывают частоту, с которой встречается любой признак в достаточно большой популяции. Это так называемая кривая Гаусса, иллюстрирующая закон нормального распределения, одного из важнейших распределений вероятностей. Закон нормального распределения универсален. Если измерить, например, рост жителей любого города, то число людей очень низкого и очень высокого роста будет малым. В большинстве окажутся люди среднего роста - максимум кривой. Таким же образом можно измерить успеваемость учеников в школе: выявим некоторое число отличников и двоечников, основное же количество-среднеуспевающие. И так далее по любым характеристикам множества.

Нижний график на рис. 2, б показывает исходное распределение генотипов в популяции, которое одинаково и для мужского, и для женского пола (то есть по рассматриваемому признаку между ними нет разницы). Теперь обратимся к верхнему графику. Из него видно, что кривые распределения признаков мужского и женского пола отличаются. В чем состоит эта разница, чем она объясняется и о чем говорит нам?

Из-за узкой нормы реакции мужского пола распределение мужских фенотипов примерно повторяет его исходное генотипическое распределение. Широкая же норма реакции женского пола делает его более податливым влиянию среды. Поэтому распределение женских фенотипов будет больше отличаться от генотипического. Таким образом, распределение признаков для самцов в стабильной среде отличается от распределения соответствующих признаков для самок большим разнообразием или иначе говоря, дисперсией. Это означает, например, что в популяции особи мужского пола значительно отличаются друг от друга по различным качествам и характеристикам, а особи женского пола более друг па друга похожи. На рис. 2 это видно-кривая распределения признаков у самцов более пологая, чем у самок (в соответствии с законом нормального распределения при уменьшении дисперсии кривая Гаусса становится более островершинной и наоборот).

Итак, фенотипы мужского пола более разнообразны по сравнению с фенотипами женского. Разная реакции говорит о том, что женский пол должен быть более пластичным в онтогенезе, но эта пластичность делает его более стабильным, консервативным в филогенезе. Для мужского же пола характерна противоположная зависимость. Из-за разной онто- и филогенетической пластичности полов они по-разному будут реагировать на изменения, происходящие в среде. Как же именно?

Представим, что на популяцию надвигаются опасные для нее перемены. Изобразим фронт вредного фактора среды в виде линии, которая отсекает наиболее чувствительную часть популяции (см. рис. 2 ). Для того, чтобы популяция “чувствовала” приближение “фронта” вредного фактора необходимо, чтобы кривая распределения все время контактировала с ним. Большее разнообразие (фенотипическая дисперсия) мужского пола приводит к тому, что с этим “фронтом” в основном контактирует кривая мужского пола. Узкая норма реакции не позволяет ему покинуть “опасные” зоны, делает его менее пластичным в онтогенезе. Это приводит к тому, что первыми жертвами всех экстремальных условий среды становятся мужские особи. Часть из них погибает, поэтому оставшиеся передадут следующему поколению только узкую часть исходного спектра генотипов, которые максимально соответствуют условиям среды в данный момент.

Широкая же норма реакции женского пола повышает его онтогенетическую пластичность, позволяя ему покинуть дискомфортные зоны и выжить. В результате он получает возможность сохранить и передать потомству весть спектр исходных генотипов.

Таким образом, генетическая информация, которую передает женский пол, лучше отражает распределение генотипов в предшествующих поколениях. Информация же, переданная мужским полом, лучше отражает современные требования среды. Иначе говоря, наследственную информацию от поколения к поколению (о прошлом, что было) передает лучше женский пол, а экологическую информацию от среды (о настоящем, что требуется, что должно быть)-мужской.

Интенсивный отбор уменьшает число мужских особей, поэтому им приходится оплодотворять не одну женскую. Широкое сечение канала связи мужского пола это позволяет. Следовательно, в каждом поколении яйцеклетки широкого разнообразия, несущие информацию о прошлом богатстве генотипов, сливаются со спермиями узкого разнообразия, генотипы которых содержат информацию только о самом подходящем для текущих условий среды. Таким образом, следующее поколение получает информацию о прошлом по материнской линии, а о настоящем-по отцовской. Из чего видно, кто есть кто в системе “мужской - женский пол”. Мужской пол специализирован по экологическому информационному потоку, а женский по генетическому. В этом и состоит глубинный смысл дифференциации полов. Два пола существуют не только для размножения-оно возможно и бесполым путем. Два пола- это два канала информации от предшествующих поколений и от среды, обеспечивающих системе успешное функционирование.

Если рассматривать в экологическом аспекте (“система- среда”), то женский пол будет представлять “стабильное ядро”, а мужской “лабильную” оболочку. Если же рассматривать в генеративном измерении (во времени), то здесь мужской пол выступает как эволюционный “авангард” популяции, а женский как “арьергард”. При этом за новую информацию, которую первым воспринимает мужской пол, приходится платить определенной жертвой его количества. Таким образом, авангардная роль мужского пола сопровождается большей чувствительностью. Отсюда и повышенная смертность мужского пола.


  1   2   3

  • ДВА ПОЛА: ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ
  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
  • САМОВОСПРОИЗВОДЕНИЕ И РАЗДЕЛЬНОПОЛОСТЬ
  • ДВА ПОЛА- ДВА ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ
  • СЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КАНАЛА СВЯЗИ МУЖСКОГО ПОЛА ШИРЕ ЧЕМ ЖЕНСКОГО
  • НОРМА РЕАКЦИИ ЖЕНСКОГО ПОЛА ШИРЕ ЧЕМ МУЖСКОГО
  • фенотип.