Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Духовное познание




страница1/7
Дата13.02.2017
Размер2.06 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7


Бернард    Ливехуд

Фазы      развития    ребенка



Издано на русском : "Духовное познание", Калуга, 1998 
Перевод с немецкого: Радская Э.М.
Редакция, макет: Банзелюк Л.Н.
Первое издание книги на голландском языке:
1946, Uitgeverij Vrij Geestesleven, Zeist J.Ch.Mellinger Verlag, Stuttgart (на нем. яз.)


С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Три периода развития
Периоды физического развития
Ребенок до смены зубов
Ребенок между сменой зубов и пубертетом
Развитие после пубертета
Слоистая структура человеческой души
"Я" в развитии ребенка
Фазы развития мышления
Фазы развития чувства
Фазы развития воли
Наследственность и процесс индивидуализации
О воспитании и самовоспитании
Биографическая справка, библиография

Введение
Всякая психология и всякая педагогика исходят из определенного мировоззрения, из определенного принципа. Даже когда мировоззренческая основа отрицается.
Психология как "психо "-познание, как познание человеческой души всецело зависит от того, что именно рассматривают как "психо" или душу.
Педагогика зависит от того образа человека, к которому стремятся образовывать и воспитывать становящегося человека. Понятие "души" в различные периоды культуры и в различных течениях имело совершенно различное содержание; оно зависело от ориентации — теологической, философской либо естественнонаучной. Конец девятнадцатого столетия знал даже период "психологии без души". И сегодня "научная" психология зависит от школы или направления психолога. Фактически при различных психологических устремлениях лишь получают ответ на тот вопрос, который (сознательно или бессознательно) себе принципиально задают.
В еще большей степени это относится к педагогике. Потому что педагог является не просто ищущим созерцателем, но практически действующей личностью. Направление и содержание деятельности определяется конечной целью, которую ставят перед собой.
Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры и продолжит ее развитие. Поэтому у каждого периода культуры был свой педагогический идеал.
Идеалом грека был гимнаст, не человек с мускулами, а гармонично физически и духовно развитый человек, так что его тело могло быть совершенным инструментом духа.
Греческое воспитание осуществлялось в палестре посредством гимнастики. Но в неменьшей степени также и в оркестре, и на танцевальной площадке, где греческие юноши под музыку исполняли ритмические танцы и учились выражать душевное содержание жестами. Платон еще мог говорить, что государство надо устраивать на основе музыки. Чем лучше музыка, тем лучше государство, которое из нее исходит. У жителей Аркадии музыка была основным учебным предметом до тридцати лет.
У римлянина идеалом воспитания был ритор, оратор, умевший убеждать другого человека словом и так руководить государством. Римский идеал воспитания был практически-политическим. Государство было наивысшим творением гражданина.
В позднее средневековье вплоть до наших дней выступает идеал ученого, человека, который много знает. В лозунге "Знание — сила" этот идеал пал ниже грани ответственности.
В девятнадцатом столетии, когда естественнонаучное мировоззрение пронизало всю жизнь, его влияния не избежали и педагогика с психологией.
Последовательно проводимое дарвинистски-биологическое мировоззрение приводит к идеалу человека-солдата, когда выживает сильнейший. Педагогика была поставлена на службу этому идеалу.
Индустриализация приносит в качестве "практического идеала" специалиста. Педагогика должна как можно раньше позаботиться о специализации, отбросить все лишнее, чтобы идти навстречу идеалу "человека-конвейера", который должен включаться как небольшая шестеренка в сложную экономическую машину.
Материалистически-индивидуалистская точка зрения приводит к накоплению возможно большего знания потому, что знание означает силу, но не потому что знание смогло бы привести к мудрости.
Так и сегодня педагогика является результатом господствующих течений. Это относится и к тем, кто непосредственно ею не занимается, а "просто" посылает своих детей в школу. Они молчаливо заявляют о своем согласии с идеалом воспитания, сложившемся в последнее столетие.
Перед лицом "вавилонского смешения языков", господствующего в психологии, где разные направления используют одни и те же слова в разных значениях, или выражают определенными словами строго определенное содержание, необходимо кратко объяснить, какое мировоззрение лежит в основе данной книги и что подразумевается под такими понятиями, как душа, дух и т. д.
Рассуждения о развитии ребенка, приводимые здесь, следуют гетеанистической идее развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере педагогики. Сам Рудольф Штайнер никогда не писал систематизированной психологии. За шесть лет с 1919 по 1925 годы, когда он смог начать новую, так называемую вальдорфскую педагогику, он вынужден был ограничиться непосредственно-практическими вопросами. Они рассматривались в докладах и беседах с педагогами.
В этом введении можно лишь кратко сказать об исходных пунктах этой педагогики. Д-р Ф. В. Цильманс ван Эммиховен подробно рассмотрел их в своей книге "О человеческой душе". [* F.W.Zeylmans van Emmichoven "'Die menschliche Seele"]
Кто желает лучше в этом ориентироваться, может найти там обоснование для того, на что здесь кратко указывается. Здесь же следует остановиться лишь на том, что необходимо для дальнейшего понимания этой работы. — В основе этой книги лежат следующие идеи:
Человек вовсе не является существом, имеющим только физическое происхождение и развивающим из этой телесности определенные свойства, заложенные в нем наследственностью.
Человек — это существо, причастное двум мирам, материально-телесному и божественно-духовному.
Ребенок появляется на свет с телом, сформированным в силу наследственности, и со своей духовной индивидуальностью (энтелехией), существом специфически духовной структуры.
В этом свете исходный пункт будет совсем иным, чем в традиции Локка, представляющей человека в духовном отношении "чистым листом", для дальнейшего развития которого важны только генетический потенциал и влияние среды.
В основе этой работы лежит представление, что в развертывании телесной и духовной жизни человека действует как генетический потенциал, так и биографический. Последнее раскрывается в сознании как "Я" (наше глубочайшее сущностное ядро).
В психике (в человеческой душе) "Я" переживается как реальность.
Из телесной области поднимаются жизненные инстинкты и желания, и ищут удовлетворения. В душе они переживаются.

Человеческая душа (психика) воспринимает свои импульсы и содержание из двух миров:


1.из физического мира посредством желаний и органов чувств;
2.из духовного мира посредством "Я".
Дух ("Я") и материя (тело) встречаются посредине, в человеческой душе (психике). Эта срединная область является объектом наблюдения психологии.
Это можно подытожить в схеме (рис 1).
При этом "Я" как индивидуальность является составной частью божественно-духовного, телесность — составная часть материально-вещественного мира.
Человек тем самым является триединством тела, души и духа.
Следует детально обсудить, что подразумевается здесь под душой и что под духом.
Понятие души как объекта наблюдения психологии предстает здесь в ином значении, нежели при дуалистическом противопоставлении тела и души.
Шиллер в своих "Письмах об эстетическом воспитании человека" уже основывал психологию на трехчленности человеческого существа. Он различал действующее в душе духовное влечение (индивидуальный "Я"-принцип), которое он называл "стремлением к форме", и "материальным или вещественным стремлением" (влечения и инстинкты, идущие из сферы телесного). Между ними в "стремлении к игре" развивается творческий человек из собственно душевной сферы. [* W.Militz, Friedrich Schiller "Ein Weg zum Geist" — Mellinger Verlag Stuttgart 1974]
В последнее столетие психология имела дело почти исключительно с тем, что воздействует на душу из области телесного. Это была либо психология чувств (весь 19-й век), либо психология влечений (психоанализ индивидуальная психология). Благодаря им выявилось множество интересных фактов. Но то тут, то там делаются попытки вначале изучить обобщающий индивидуальный принцип в "гештальтпсихологии" (учение о типах) и в психологических описаниях, исследующих нравственное переживание.
Здесь развитие ребенка будет рассмотрено на основе вышеназванной точки зрения. Мы убеждены, что счастливые, способные и умные люди могут вырасти лишь тогда, когда педагогика с самого начала направлена на развитие тела, души и духа.
Следующие главы являются обобщением докладов и курсов, прочитанных для заинтересованных родителей и молодых учителей. Возникшая из них книга обращается к тому же кругу лиц. Казалось излишним приводить много цитат. Специалист в области психологии и без того знает, какие идеи являются общим достоянием нынешней психологии, а где развиваются новые идеи. Для  неспециалиста же постоянное прерывание описания указанием на мнение других сделало бы чтение излишне утомительным.
Исключение необходимо было сделать для труда Ф. В. Цильманса ван Эммиховена "Человеческая душа". Данная работа должна образовывать с книгой Цильманса ван Эммиховена более или менее единство, дающее широкий обзор представленных здесь психологических идей. Здесь будет разработан определенный раздел как основа для углубления педагогики.

I.      Три периода развития

Психология развития охватывает очень широкую область. К этой области можно приближаться и освещать ее с самых разных сторон. Это невозможно сделать в одном исследовании, каким оно задумано здесь. Здесь предполагается направить внимание на совершенно определенные стороны психологического развития ребенка и попытаться органически связать факты между собой.


В последующих главах речь пойдет о фазах физического и душевного развития, причем в основу рассмотрения душевного развития будет положено отношение ребенка к его окружению.
Во второй части книги проблемы, важные прежде всего для педагогики, будут рассматриваться с точки зрения, обретенной в первой части.
Если мы рассмотрим развитие ребенка от грудного возраста до достижения взрослости в двадцать один год, то можно различить три больших периода. Первый период: грудной и маленький ребенок, еще полностью погруженный в атмосферу родительского дома и окруженный материнскими заботами; второй период, когда он делает шаг в мир, и здесь школа, наряду с родительским домом, играет в мире ребенка важную роль; третий период — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.
С биологической точки зрения можно обозначить те же периоды следующим образом: 
1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до пубертета; 
3. период от пубертета до совершеннолетия.
Говоря о продолжительности этих периодов, можно указать на три (примерно) семилетия.
Внутри этих семилетий можно, конечно, констатировать смещение в индивидуальном развитии, а также различия в развитии мальчиков и девочек. Об этих смещениях речь еще пойдет ниже. Но несмотря на эти различия, можно все же установить как некую закономерность три больших периода. Теперь следует в общих чертах обсудить отношение ребенка к миру внутри этих трех периодов.
Маленький ребенок характеризуется большой открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя все из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. В райской невинности он живет в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.
Все органы чувств открыты. Из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится говорить, при этом для ребенка открываются врата в человеческую духовную жизнь. Через подражание он учится всем полезным и бессмысленным вещам, образующим формы общения людей. Путем более тонкого подражания он создает основу для своей будущей нравственности.
Этому вовсе не противоречит тот факт, что ребенок, с другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. Но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни. Если мы поставим рядом с малышом в возрасте около трех лет ребенка середины второго периода развития, это развитие выступит особенно отчетливо. Ребенок примерно девяти лет имеет уже свой собственный маленький мир, в котором он живет. Этот мир, словно сказочный сад, обнесен высокой стеной, отгораживающей его от действительности.
Ребенок царствует в этом собственном мире. Как в сказке здесь возможно все, о чем ребенок мечтает. За надежными стенами он растит цветы для своего сказочного сада, становящиеся самыми чудесными растениями. Внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нем, пока не станут там своими. В этот период у ребенка много друзей. Он настроен на общение. Но дружеские связи еще довольно внешни и, в сущности, не настроены на другого. Они скорее определяются желанием жить и играть с другим в своем собственном мире.
Ребенок счастлив сам по себе и становится несчастным лишь тогда, когда сталкивается с трудно усваиваемыми впечатлениями внешнего мира, которые проникают насильно и не находят места в его собственном внутреннем мире. Эти впечатления или огораживаются, как бы обносятся маленькой стеной, или же через некоторое время оказывается, что они неожиданным образом все же преобразовались и нашли свое место. В первом случае неосвоенная часть опыта просто залегает и может много позже привести к нарушениям в душевной жизни.
Только в третий период, с началом полового созревания, эта стена пробивается и медленно рушится. Только теперь ребенок оказывается перед неприкрытой действительностью. Он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрел душевное единство. В своем собственном мире он познал центр, с которым все соотносится и из которого все исходит: собственное "Я". Теперь из этого центра он проникает во внешний мир и хочет преобразовать его согласно своим собственным нормам. Он стал теперь социально активен. Дружеские связи, которые образуются теперь, являются настоящими дружескими связями, это поиск другого человека как индивидуальности.
Схематически это можно показать так:


Этой схемой выражено следующее:


В первый период важнейшее отношение к внешнему миру было фактически снаружи внутрь. Опыт, приобретаемый благодаря этому, вначале еще не сосредотачивается в центре "Я". Во второй период ребенок является замкнутым единством. Из центра "Я" действуют силы вплоть до периферии собственного маленького мира. Внешний мир не может беспрепятственно пронизывать этот мир, но лишь оставляет свои отпечатки на его внешней границе. Они воспринимаются только после того, как произойдет "переваривание". В третий период основным направлением является направление изнутри вовне. Хочется завоевать и преобразовать внешний мир (период "бури и натиска"). Только в годы после достижения совершеннолетия односторонняя направленность активности приводится в равновесие, потому что теперь и внешний мир все больше проникает внутрь, и человек раскрывается. Благодаря этому возникает жизненный опыт.

Четвертым периодом мы можем, таким образом, назвать равновесие взрослого, когда активность, направленная вовне, сочетается с опытом от внешнего.
Четвертый период относится уже к жизни взрослого человека, связан с этой жизнью, поэтому он выходит как таковой за рамки этого описания.
Можно было бы добавить в схему и пятую фазу. Оказывается, что в старческом возрасте активность вовне постоянно уменьшается, а восприятие мира, напротив, возрастает. Благодаря этому возникает состояние созерцательной мудрости, которая является признаком здоровой старости. Это состояние имеет, в свою очередь, много общего с состоянием младенца, с тем только отличием, что внешний мир сосредотачивается в фокусе "Я".
Если мы рассмотрим эти пять состояний развития, бросится в глаза, что вторая и четвертая фазы являют определенное равновесие. Эти фазы внутренне связаны. Ниже будет показано, что в особенности вторая фаза развития является подготовкой четвертой.
Вторая фаза является падчерицей детской психологии. Если сделать обзор написанного о первой фазе и периоде полового созревания, а также примыкающих к ним лет, бросится в глаза, что лежащий между ними период почти полностью выпадает. В аналитической психологии этот период равновесия обозначается как "латентный". Из-за его внутренней закрытости и внутренней равновесности он кажется малоинтересным и бедным примечательными фактами. Правда, в этот период следует применять другой метод исследования. Экспериментальная психология, выявляющая множество интересных фактов прежде всего в первый период, также становится неэффективной в этот второй период из-за непроницаемой стены вокруг ребенка. Только психология школьного обучения и его организации занимается переработкой "предлагаемого" другими учебного материала.
В третий период ребенок снова выражает себя непринужденно. Таким образом, внешний мир снова может узнать, что происходит в детской душе во время и после пубертета. Но это ни в коем случае не означает, что во время латентного периода нет по меньшей мере столь же важных событий в развитии, как в предшествующий или последующий периоды.
В этих описаниях три большие периода очерчены лишь в общих чертах. В конце каждого периода всегда можно найти элементы следующего, находящегося в подготовительной стадии периода. Есть переходный период от младенческого к школьному возрасту, и препубертатный период, когда уже заявляет о себе половая зрелость. Все эти детали будут обсуждаться в следующих главах.
До сих пор периоды развития рассматривались с социальной точки зрения. Если принимать за исходный пункт самого ребенка, можно прийти к иной характеристике трех периодов: в первый ребенок главным образом стремится подражать; во время второго развивается детская жизнь чувств; во время третьего периода ребенок завоевывает мир идей.
Каждый психолог, который занимается закономерностями, могущими быть найденными в развитии ребенка, приходит к делению на определенные периоды развития. Причиной того, что у различных исследователей эти периоды различны, является тот факт, что исходными являются разные точки зрения, и поэтому исследуются разные функции. Чаще всего деление правильно с избранной точки зрения. И все же оно несовершенно, отсутствует обобщающий способ рассмотрения, показывающий, как объединить эти различные точки зрения в нечто большее и цельное.
Поэтому в этой работе мы поставили перед собой задачу рассмотреть развитие со многих различных точек зрения и возникающие в результате этого закономерности развития всякий раз сопоставлять между собой.
Точка зрения, рассматривающая отношения внутреннего и внешнего мира, дает разделение на семилетние периоды, совпадающие с биологическим развитием. Исследуя особые функции мышления, чувствования и воления, приходят к другим периодам развития. То же происходит, если исследовать развитие "Я" и памяти. Только из совокупности этих точек зрения возникает достаточно широкий взгляд, уделяющий должное внимание противоположным воздействиям. В конечном счете они дают динамичную картину, которую можно сравнить с замедленным кинофильмом о развивающемся растении, при этом перед нашими глазами за несколько минут проходит рост, длящийся месяцами. Видно, как вырастает листок за листком, обозреваешь фазы быстрого и медленного роста, видишь, как возникают почки и распускаются цветы.
Мы должны быть в состоянии выстроить перед нашим духовным взором такую подвижную картину детского развития в динамике; развития не только физического облика, но и душевного.
Если мы в завершение исследуем всю ситуацию, например, восьмого года жизни, то мы сможем познать ее, спросив себя: в какой фазе на этом восьмом году жизни находится физическое развитие, в какой фазе находится мышление, в какой чувствование и воление, как обстоит дело с развитием "Я" , и т. д.? Только тогда у нас будет достаточно оснований искать правильные педагогические мероприятия и настоящий учебный материал, и установить, насколько правильно или неправильно поступала интуитивная педагогика.

II.      Периоды физического развития
Разделение развития ребенка от новорожденного до взрослого состояния на три больших периода примерно по семь лет было предпринято на основе рассмотрения душевного развития. Вначале мы хотим исследовать, насколько эти периоды имеют под собой физическое основание, обнаруживающее себя в изменениях облика ребенка.
Изменение облика, происходящее в период полового созревания, в общих чертах достаточно известно. Из изменений на седьмом году жизни называют чаще всего только "смену зубов", хотя начало смены зубов представляет собой, конечно, только малую часть всего изменения облика, происходящего в этот период.
Заслугой Целлера является то, что он подробно описал эти изменения облика и иллюстрировал их замечательным фотоматериалом. Мы воспользуемся здесь некоторыми из его изображений. Целлер указал прежде всего на большое значение седьмого года жизни, в который происходят физические изменения, означающие столь же значительный переворот, как и изменения периода полового созревания.
После того как Штратц опубликовал свою работу о детском росте, стало известно, что физическое развитие ребенка происходит большими ритмами, причем рост в длину отдельных членов (вытяжение) и рост туловища в ширину (наполнение) сменяют друг друга. Во время этих различных фаз значительно, меняются все пропорции тела.

Для художника эти пропорции выражены в так называемом каноне. Канон взрослого человека в среднем таков, что размер головы составляет от 1/7 до 1/8 всей длины тела. Соотношение 1 : 8 признается классическим. Его находят в общем у лиц, достигающих в длину около 1,8 м. У людей более низкого роста соотношение 1 : 7 и З/4, и у самых маленьких 1 : 7 и 1/2.

У младенца же соотношение 1 : 4. Это значит, что размер головы составляет четверть от всей длины тела! Это соотношение видно в известной схеме Штратца, которую мы здесь используем.

Штратц разделил периоды развития следующим образом: 


                                       

 Первая фаза развития ребенка: от 1 до 7 лет


                       1.  от 0 до 1 года: грудной ребенок
                       2.  от 2 до 4 лет: первое наполнение (маленький ребенок)
                       3.  от 5 до 7 лет: первое вытяжение (школьная зрелость) 
                                         

Вторая фаза развития ребенка: с 8 до 20 лет
                       4.  с 8 до 10 лет: второе наполнение
                       5.  с 11 до 15 лет: второе вытяжение 
                             (девочки с 11 до 14 лет, мальчики с 13 до 15 лет)
                       6.  с 15 до 20 лет: созревание (третье наполнение).
К этой схеме Штратца, показывающей длину тела при канонах 4, 5, 6, 7 и 8, мы еще вернемся позже.
Можно описать изменения телосложения и более подробно, чем это сделал Штратц. Частично мы видим это уже у Целлера, который различает три фазы в первые семь лет, каждая со своим собственным характерным обликом. Их можно назвать телосложением новорожденного, телосложением маленького ребенка и переходным телосложением. Обычно на седьмом году жизни ребенок приобретает облик ребенка школьного возраста.
Второй период начинается с облика ребенка школьного возраста, который изменяется вследствие второго наполнения между 8 и 10 годами жизни; и во время пубертета появляется новый облик.

Третий период начинается с облика пубертатного периода, за которым следует третье наполнение, благодаря чему облик обретает зрелость. Этот процесс завершается в 18 лет. После этого юноша и девушка еще медленно продолжают развиваться до облика взрослого мужчины или женщины.


С первого взгляда уже должно было броситься в глаза, что эти метаморфозы телосложения совпадают с периодами психологического развития.
Теперь попытаемся подробнее охарактеризовать различные фазы развития облика человека и пояснить это некоторыми иллюстрациями.
         
      1. Для облика новорожденного характерна большая голова. Расстояние от подбородка до темени составляет четвертую часть всей длины тела. Если еще раз отложить эту длину вниз, добираемся примерно до пупка. Относительно большой объем головы станет особенно нагляден, если представить его себе увеличенным в соответствии с длиной тела взрослого. При поднятых вверх руках младенец не может соединить кончики пальцев над головой. Линия, проведенная через зрачки, находится немного ниже середины головы. Другими словами: объем мозга значительно больше, чем размеры лицевой части. Нижняя часть лица, нижняя челюсть мала и как бы подавшаяся назад. Средняя часть лица сформирована уже относительно больше, хотя нос еще едва виден. Мощным и выразительным кажется большой выпуклый лоб. Глаза большие. При этом радужная оболочка занимает большую часть видимого глаза. Верхний край ушной раковины находится на одной высоте с хрусталиком зрачка. Уши посажены глубоко. Черты лица округлы и мягки. Рот еще "сосущий" с припухшей верхней губой.
Голова в ширину такая же, как грудная клетка. Та еще бесформенно кругла и плавно переходит в животик. Плечи шире таза, в чем ежедневно убеждается каждый акушер.
Ручки коротки. Они следуют в целом ритмам развития туловища и при этом сохраняют длину таким образом, что руки всегда находятся на уровне бедер. Относительно меньше всего сформированы таз и ноги. Ноги составляют только полторы длины головы (представьте себе такое соотношение у взрослого!). Они округлы и имеют характерные жировые складки на внутренней стороне бедер. Таким образом, сверху вниз можно констатировать преимущественное развитие: головы в отношении к туловищу, плеч в отношении к тазу, черепной коробки в сравнении с лицевой частью черепа, глаз в сравнении с нижней челюстью и т. д.
Типичным для облика грудного ребенка является почти полное отсутствие шеи. Круглая голова кажется посаженной непосредственно на туловище и отделена от него лишь несколькими жировыми складками.
Кожа здорового ребенка грудного возраста туго натянута на жировых подушечках. Суставы выгладят как перетянутыми шнурком. Мышцы развиты еще очень слабо. Их контуры не видны под кожей.
Все это вместе дает такую типичную картину, что мы после некоторой тренировки не затруднимся сказать: "Вот настоящий грудной младенец" (см. рис. 5.1).


Облик грудного ребенка сохраняется в первые полтора года в его общем виде. На втором году жизни происходит сдвиг, который выражается в относительно ускоренном развитии нижней части тела, благодаря чему она наверстывает, так сказать, отставание по сравнению с верхней.

       2. Как только это произошло, общее впечатление становится другим. Ребенок приобретает теперь совсем другие пропорции, которые можно назвать обликом маленького ребенка. Этот облик маленького ребенка сохраняется в целом от двух с половиной до пяти лет.


Маленький ребенок имеет канон 1 : 5 по сравнению с 1 : 4 у грудного младенца. То есть тело выросло быстрее, чем голова, которая, в свою очередь, тоже увеличилась. Это относительное удлинение тела связано в существенном с ростом туловища в длину. У маленького ребенка чаще туловище растет больше, чем ноги; или же то и другое в равной мере. Речь еще не идет о выраженном росте ног.
Вследствие этого роста туловища в длину, а также и вширь (фаза первого наполнения!), у маленького ребенка в общем облике преобладают относительно мощные грудь—живот, тогда как у грудного младенца доминирует большая голова.
Туловище имеет форму цилиндра, хорошо наполнено. Спина прямая и еще не имеет характерной для последующих лет S-образной кривизны позвоночника. Животик полноватый и снизу ограничен складкой кожи, явно имеющей форму полукруга. Грудная клетка широко открывается книзу и незаметно переходит в живот. У ребенка еще нет талии. Угол ребер внизу широкий. Таз так же широк, как и плечевой пояс. Шея немного больше выражена, чем у младенца; но голова все еще посажена глубоко в плечи. Структура поверхности кожи все еще определяется подкожным жиром. Еще нет мышечного рельефа. Жировые складки на внутренней стороне бедер, однако, исчезли, также как и подушечки жира на тыльной стороне рук и подъеме ног. Перетянутость подкожной жировой ткани на местах соединения суставов также исчезла, части конечностей непрерывно переходят друг в друга.
Голова стала сравнительно меньше, что выражается в каноне 1 : 5. Глаза находятся ниже середины высоты головы, отчего по-прежнему выдается большой лоб.
Подбородок уже сформирован, и лицо благодаря этому получает несколько больше выражения. При этом верхняя губа все еще выдается над нижней. Черты лица еще мягки и счастливо-доверчивы. Глаза с полным доверием смотрят на мир, готовые реагировать радостно или отвергая. Конечности округлы и полны. Движения носят тот же "округлый" характер. Они еще не "целеустремленно-угловаты".   Рис. 5.2 показывает нормального малыша в возрасте трех лет.

       3. На пятом году жизни облик маленького ребенка начинает сильно изменяться. Для ребенка наступают годы первого вытяжения, первого роста в длину. Большая часть его приходится теперь на ноги.


В то время как маленький ребенок сохраняет еще свое младенческое лицо, конечности начинают расти и становиться длинными и стройными. Жировой рельеф исчезает, становятся видны мышцы, суставы, образующие утолщения в рельефе конечностей. В сущности, более оформленно выступают и колени. Становятся видны коленные чашечки и выделяются широкие концы полых костей. Нос еще мал, хотя немного больше выражен. Но верхняя губа еще выдается над нижней губой (Рис. 6.3):

Это возраст, года ребенок созревает для школы, когда, как это будет описано позже, его игра изменяет характер и становится целеустремленной.
Также и в движениях появляется угловатость, целеустремленность. Движения становятся очень ловкими. Его походка приобретает другой характер. Вместо того чтобы по-детски семенить, ребенок начинает шагать. Большое различие проявляется в беге. Как следствие, и туловище становится стройнее. Оно делится на две части: образуется талия при переходе грудной клетки в живот, причем он становится внизу уже, потому что ребра теперь расположены по-другому и вследствие этого острее становится реберный угол. Грудина образует впадину между рельефом больших грудных мышц. Живот уплощается и полукруг внизу исчезает. Позвоночник обретает S-образную кривизну и тем самым становится изящнее. Плечи расширяются и становятся более сформированными. Обозначаются ключицы. Под ними возникают углубления кожи, через которые проступают плечевые суставы. На спине выступают лопатки. Шея теперь вырастает, благодаря чему голова свободнее и гармоничнее возвышается над туловищем.
Целлер говорит об этой метаморфозе облика следующее: облик ребенка школьного возраста качественно отличен от облика маленького ребенка. Один нельзя реконструировать из другого изменением размеров. Это обретение другого качества, охватывающего всю психофизическую личность. Основной чертой новой соматической структуры можно назвать теперь преобладание моторного аппарата под полостями тела и их большими пространствами.
      4. На седьмом году жизни облик меняется в более сильной степени. Тем самым возникает облик ребенка школьного возраста, с которым ребенок вступает во второй большой период жизни. Голова в предыдущие годы относительно отставала в росте. Поэтому канон теперь становится 1 : 6. (Рис. 6.4)
Линия, проведенная через зрачки, поднялась кверху, благодаря чему лоб меньше доминирует. Глаза на лице стали относительно меньше. Они получили другое выражение, а именно, более выжидающее, сознательное, критическое. Верхняя губа больше не выдается над нижней. Рот кажется тоньше, закрытее, строже.
Общее впечатление — это гибкая стройность и само собой разумеющаяся легкая подвижность, элегантность; признаки, которых у маленького ребенка вообще не было.
Часто дети этого возраста худы: увеличение веса во время интенсивного роста в длину недостаточно, чтобы обеспечить наполнение тела.
Весь облик определяется конечностями и гибкой подвижностью.
С достижением облика ребенка школьного возраста дети вступают в совершенно новый этап жизни.
Маленький ребенок находился под защитой родительского дома, в котором его беспомощное существо было окружено материнской заботой. Ребенок школьного возраста освободился, наконец, также и физиологически, от этого ограниченного окружения. Теперь он выходит в мир на своих собственных ногах. Горизонт расширился. Становится заметной определенная самостоятельность в движениях, фигуре и выражении лица. Это физиологическое изменение имеет большое значение для вопроса готовности к школе. Ребенок лишь тогда созрел для занятий в школе, когда в физической сфере выражен первый шаг к самостоятельности. Снова и снова обнаруживается, что дети, имеющие в своем облике существенные черты маленького ребенка, не могут утвердить себя в среде общей школы и вынуждены в первых классах бороться со многими трудностями, часто вначале даже не интеллектуального порядка, а скорее в отношении социального поведения. Они не могут успевать, подвергаются насмешкам и чувствуют себя несчастными.
В отношении общей метаморфозы облика есть как явления отставания, так и акселерации, опережающего развития. Обе группы детей приносят с собой свои особые проблемы, что еще необходимо будет обсудить в следующей главе.
В определенных случаях при оценке метаморфозы облика можно столкнуться с некоторыми трудностями: худенький малыш кажется старше и при поверхностном рассмотрении может казаться похожим на ребенка школьного возраста. Кажется, что пухлый малыш дольше остается маленьким ребенком; но и здесь происходит изменение облика конечностей, и именно характер моторики поможет тренированному наблюдателю в оценке.
Здесь надо сделать еще несколько замечаний о смене зубов, начинающейся вместе с началом роста в длину переходного облика.
Молочные зубы состоят из резцов, клыков и затем парных молочных зубов.
Смена зубов начинается, когда за молочными зубами пробивается первый постоянный коренной зуб (вверху слева и справа, а также внизу). Только после этого начинается собственно смена зубов, которая зачастую происходит в той же последовательности, как и прорезывание молочных зубов. Обычно вначале меняются нижние средние резцы, потом средние верхние и т. д.
Процесс смены зубов, начинающийся с достижением готовности к школе, охватывает весь второй семилетний период. Между десятью и двенадцатью годами пробиваются вторые (подлинные) коренные зубы. Кроме того, происходит смена молочных коренных зубов на постоянные коренные зубы. После двенадцати лет меняются клыки. К четырнадцати годам завершается формирование постоянной челюсти человека, за исключением зубов мудрости.
Обобщая третью и четвертую фазы, можно сказать: ребенок готов к школе, как только началась смена зубов и он однозначно вступил в переходный период.
Полное преобразование в облик ребенка школьного возраста происходит в течение первого и, возможно, второго года учебы в школе. На седьмом году весь облик в целом еще сильно меняется: фотографии, сделанные год назад, по сравнению со снимком, сделанным в данный момент, отчетливо показывают, за какое короткое время исчезают следы младенческой мягкости, а также вырастают подбородок, рот и нос, как направленнее и увереннее становится взгляд.

    5.  Теперь следует фаза до начала пубертатного периода, во время которой, как кажется, мало что может измениться как физиологически, так и психологически.


В отличие от обычных работ, освещающих этот период несколькими предложениями, остановимся на важном психологическом кризисе десятого года жизни. Нельзя просто опустить этот период, приняв во внимание только развитие облика.
Девятый и десятый годы жизни образуют фазу второго наполнения. Вначале еще щуплый, часто худой облик ребенка школьного возраста становится более зрелым и полным и на основной схеме выглядит всесторонне и равномерно выросшим. Но при действительно точном рассмотрении эта равномерность оказывается кажущейся.
Туловище растет в эти годы в длину сильнее, чем до этого и после этого (что проявляется в быстро изменяющейся высоте посадки). Усиленный рост в длину идет рука об руку с расширением туловища. Из-за этого вновь исчезает рельеф мышц, который появился, как было описано, перед семью годами во время фазы роста конечностей. Общее впечатление определяется уже не стройными подвижными конечностями, всей двигательной системой, которая включает также туловище как подвижный орган, а массивным содержимым туловища. Как будто бы на более высокой ступени повторяется впечатление от облика маленького ребенка, теперь у детей сильные широкие туловища с хорошо сформированным жировым слоем; это нечто иное, чем стройные, мускулистые тела в начале периода учебы в школе (Рис. 7.5):


У первоклассника это так: со своими круглыми свежими щеками он кажется полным. Но тело вытянувшегося ребенка стройное.
В возрасте от 9 до 10 лет одетым ребенок кажется бодрым и стройным, но при раздевании его тело кажется заплывшим жиром. В частности, рисунок мышц на животе и спине снова стерт больше, чем на конечностях.

    6.  За этой фазой второго наполнения, в которой можно отметить больше своеобразных подробностей, чем просто наполнение по всей линии, следует теперь намного более глубокое изменение, которое появляется в начале периода полового созревания.


Период, предшествующий пубертету: Собственно половому созреванию предшествует фаза такого изменения облика, когда вторичные половые признаки еще не появляются. Но на первый план выступает, как и в переходной фазе перед седьмым годом, интенсивный рост в длину конечностей. Ребенок вступает теперь в фазу второго вытяжения, начинающуюся усиленным ростом ног. Общая длина резко увеличивается и за несколько месяцев из пухлого ребенка получается "жердь". Процесс роста в длину происходит так быстро, что ребенок за несколько месяцев вырастает из всей одежды. Рельеф мышц снова заметен. Несмотря на достаточное питание, дети на двенадцатом году жизни снова кажутся худее. В общем облике опять преобладают конечности и двигательный аппарат.
Конечности растут очень своеобразно. Они увеличиваются и огрубляются в направлении периферии. Руки и ноги растут быстрее всего, несколько медленнее предплечье и голень, медленнее всего бедра. В конце периода, предшествующего пубертету (для мальчиков четырнадцатый, для девочек двенадцатый год), вследствие этого нарушается гармония облика, тем более что в это же время лицо меняет свои пропорции. (

Рис. 7.6

)

Соответственно сильному росту периферии конечностей самым интенсивным образом растет нижняя челюсть и становится грубее. Из-за этого детская округлость лица переходит в преувеличенно вытянутую форму лица пубертатного периода. Нос также увеличился и временно стал даже грубым и бесформенным.


Все эти явления указывают на то, что в этой первой подготовительной фазе пубертета более значительна роль передней доли гипофиза, и не половых желез. Это означает, что половое созревание еще не началось.
В начале пубертатного периода (у девочек в возрасте 10-11 лет, у мальчиков 12-13 лет) упомянутый увеличенный рост в длину следует за фазой второго наполнения рука об руку с повышенной физической производительностью. Дети испытывают потребность интенсивно использовать свои сильно растущие конечности, бегать наперегонки и плавать, бороться друг с другом "не на жизнь, а на смерть" и т. д. Именно теперь нужно тормозить любое преувеличение, потому что туловище еще не поспевает за ростом и особенно сердце и легкие по сравнению с остальным телом в этой фазе явно малы.
В конце периода, предшествующего пубертету, и в начале пубертатного периода дисбаланс в облике настолько преобладает, что вследствие этого физическая работоспособность уменьшается. Фигура становится "разболтанной". Движения неловки и резки. Ребенок то и дело спотыкается. Он ходит буквально на цыпочках, наталкивается на столы и стулья, и особенно если чувствует себя не очень хорошо (или, используя подходящее в этой связи выражение, "не в своей тарелке"). Его ноги теперь наиболее длинны, часто составляют свыше 60% от всей длины тела! Туловище, напротив, имеет относительно меньшую длину и одновременно худо и узко.                                                                                        '
     7. Пубертатный период. В этот момент сильнейшей дисгармонии в пропорциях можно считать, что начинается период непосредственно полового созревания. Это заметнее всего выражается в изменении и форме лица. Увеличенное лицо с выросшим подбородком, большим носом и еще детскими глазами благодаря росту в ширину прежде всего скул становится более пропорциональным. Появляются более личные черты. Взгляд теряет свою неуверенность и более осознанно смотрит на мир. Рот и подбородок производят более волевое впечатление. Весь облик говорит о том, что его носитель пытается приобрести право на самостоятельную точку зрения.
Теперь начинают развиваться и вторичные половые признаки, а также функционировать половые железы.
Во время этой второй фазы половой зрелости вдруг совершенно прекращается рост ног в длину. Зато начинает расти туловище. Весь рост ограничивается почти исключительно туловищем. Благодаря этому возникает заметная гармонизация пропорций, поддерживаемая дифференциацией типичных форм обоих полов.
Весь процесс осуществляется у девочек примерно на два, а то и более года раньше, чем у мальчиков. У первых он происходит быстрее, поэтому следующие одна за другой фазы короче и легче обозреваемы. Предшествующий пубертету период с ростом ног в длину начинается у девочек уже в конце десятого года и продолжается на 11-м и 12-м году. В 12-13 лет начинается собственно пубертатный период с развитием груди и округлением бедер. К этому примыкает начало появления волосяного покрова.
У мальчиков период, предшествующий пубертету, начинается на 12-м и 13-м году и продолжается до 14-го года. На 14-м году происходят изменения в половых органах, появляется волосяной покров, ломается голос. Только между 14-м и 16-м годами наступает последняя фаза физического полового созревания. Прилагаемые фотографии иллюстрируют эти процессы.


Можно сказать, что мальчик в своих более медленных процессах роста строго придерживается определенных равномерных ритмов развития. Девочка ускоряет этот процесс развития и тем самым выпадает из ритма. Но для последующего процесса созревания юной девушки в женщину снова необходимо большее число лет. Этот процесс более раннего полового созревания наметился у девочек с 19-го века и сильнее заметен у городского населения.


Во время пубертатной фазы, кроме дифференциации полов, проявляется также выделение конституционных признаков. При этом у долговязого, худого, так называемого лептосомного типа главный акцент приходится на первую фазу полового созревания; облик этой фазы сохраняется всю жизнь. У невысокого, более широкого, так называемого пикнического типа первая фаза менее отчетлива, отчетливее проявляется вторая фаза, а именно рост туловища в длину и ширину. Я упоминаю лишь два экстремальных типа, так как нашей задачей не является рассмотрение типов конституции взрослых. Но если в конце первого семилетнего периода для правильного диагностирования развития мы должны при изменениях облика обращать внимание на конституционный фактор, то во время периода полового созревания мы должны учитывать его несравненно больше.

8.  За пубертатным периодом следует фаза зрелости, во время которой облик становится обликом зрелого юноши и зрелой девушки. У молодого человека растет грудная клетка и плечевой пояс, у девушки таз и бедра.


И в этой третьей фазе внимание снова привлекает прежде всего туловище в его третьем наполнении.
9.  С окончанием этого процесса созревания у большинства авторов заканчивается описание развития.
Но это несправедливо, потому что не только в психическом, но и в физическом отношении продолжается развитие в мужчину и в женщину. У мужчины наблюдается еще незначительный рост в длину. Важнее усиление всего облика. Система мышц, а именно на конечностях, становится упругой и эластичной. И скелет становится еще тяжелее и сильнее.
В заключение описания различных фаз физического развития их следует обобщить в схеме. (См. Таблицу 1 )
Таблица  1.


Годы

Голова

Туловище

Конечности

0-2

Облик грудного ребенка: голова преобладает по развитию и величине


 --

  --

2-5

 --

Облик младенца:  преобладает  туловище, первое наполнение

 --

5-7

 --

 --

Переход к школьному возрасту: в  облике преобладают конечности, первое вытяжение

7-8/9

Облик ребенка школьного возраста:  печать индивидуального на лице

 --

 --

9-12(мальчики)
8-10(девочки)

 --

 Второе наполнение: усиленный рост туловища в ширину

 --

12-14(мальчики)
10-12(девочки)

 --

 --

Препубертет: второе вытяжение. Растут конечности, прежде всего на периферии

Пубертатный период
14-16(мальчики)
12-15(девочки)

Индивидуализация лица, пробужденность к миру

Гармонизация  пропорций туловища,  вторичные половые признаки 

 


Гармонизация  пропорций конечностей

Созревание
16-18(мальчики)
15-18(девочки)

 --

Третье наполнение: туловище снова становится полнее, у мальчиков плечевой пояс, у девочек бедра           

 --

18-21

 --

 --

Утяжеляется мышечная система, скелет становится массивнее

В этой схеме бросилось бы в глаза следующее: вехами физического развития ребенка являются приобретение облика ребенка школьного возраста и пубертет. Обеим предшествуют фазы усиленного роста в длину: первое и второе вытяжения. Благодаря этому развитие до 21 года делится на три периода.
В каждый период развития привлекают внимание последовательно голова, туловище и конечности. Только в пубертатный период преобразование так кардинально, что голова, туловище и конечности изменяются одновременно еще сильнее.
Изменения пубертатного периода (здесь имеется в виду вторая фаза по завершении вытяжения в предшествующий пубертету период) в целом можно обобщить как гармонизацию и индивидуализацию облика. Индивидуализация касается, во-первых, пола; образуется типично мужской или типично женский облик; во-вторых, конституции, в которой отчетливо выражается индивидуальный тип конституции; в третьих, личности, накладывающей отпечаток на весь облик в силу душевной позиции, проявляющейся прежде всего в лице и взгляде, в поведении и движениях.
Гармонизация сказывается в преодолении односторонней тенденции роста предшествующего периода и в переходе от негармоничного к окончательному индивидуальному облику, при этом у  лептосомного типа сохраняются некоторые черты облика предшествующего периода, а у других конституционных типов возникают существенные отличия от облика периода полового созревания.
Если глубже остановиться на специфике различных более мелких фаз, то снова обнаружится, что фазы индивидуализации фактически те, в которые наибольший интерес вызывают голова и лицо. "Фазы туловища" являются спокойными периодами с ростом в ширину. "Фазы конечностей" приносят с собой преобразования и переходы к совершенно новым стадиям развития. Таким образом, мы можем констатировать, как внутри больших периодов повторяются ритмы развития, всякий раз на более высокой ступени индивидуализации. Мы можем употребить здесь понятие "метаморфозы" в том смысле, в каком его применил Гете в своей "Метаморфозе растений".
Когда, рассмотрев душевное развитие, мы будем говорить о ступенчатой структуре душевной жизни, мы вернемся к этому понятию метаморфозы.
  1   2   3   4   5   6   7

  • С О Д Е Р Ж А Н И Е
  • I. Три периода развития
  • Первый период
  • II . Периоды физического развития
  • Первая фаза развития ребенка: от 1 до 7 лет
  • Вторая фаза развития ребенка: с 8 до 20 лет