Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Духовно-нравственного становления человека




страница1/25
Дата11.01.2017
Размер3.74 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Иеромонах Георгий (Шестун)

(Шестун Евгений Владимирович)

 

Православные традиции


духовно-нравственного становления человека
(историко-теоретический аспект)

Содержание


Введение
Глава 1. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание.
1.1. Определение понятия «Православная традиция»
1.2. Сопряжение понятий «нравственность» и «духовность» в рамках православной традиции
1.3. Основные понятия педагогики с точки зрения православной традиции
1.4. Воспитание как создание условий для духовно-нравственного становления
1.5. Православное понимание личности
1.6. Выводы
Глава 2. Духовно-нравственное становление человека в свете Божественного Откровения.
2.1. Содержание процесса духовно-нравственного становления в Ветхом Завете
2.2. Содержание процесса духовно-нравственного становления в Новом Завете
2.3. Учение о человеке апостола Павла
2.4. Выводы
Глава 3. Духовно-нравственное становление человека в православной семье.
3.1. Духовные основы православной семьи
3.2. Иерархическое устроение семьи
3.3. Основы христианского воспитания детей в семье
3.4. Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни
3.5. Выводы
Глава 4. Особенности духовно-нравственного становления человека в системе образования.
4.1. Православное и светское образование. Соотношение светского и православного в образовании
4.2. Современные проблемы православного образования (Духовно-нравственное становление человека в системе православного образования)
4.3. Основные проблемы современной школы с точки зрения православной традиции
4.4. Влияние содержания образования на духовно-нравственное становление человека
4.5. Призвание учителя как духовный дар
4.6. Выводы
Заключение
Литература

Введение.


Современная отечественная педагогика развивается в трех основных направлениях. Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.

Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.

Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания.

Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционной российской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российского образования (конец XIX – начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было Православие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Дореволюционная российская педагогика опиралась на православную традицию, но и в то время православное направление педагогической мысли не получило достаточного научного обоснования.

Последние два века в истории российской педагогики знаменательны тем, что создавалась государственная система образования, зарождалась русская религиозная философия, богословская мысль обратилась к конкретным проблемам образования и воспитания. Система народных и церковно-приходских школ, создаваемая в России на православной основе, позволяла произвести научно-практическое осмысление основ православной педагогики.

Обращение к православной традиции в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Учитывая, что процесс образования, есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения, и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительно к конкретной культурно-исторической традиции. (Рубцов В.В.). Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс его духовно-нравственного становления, являются семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

1. Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного этапа этой жизни как единственного и самоценного.

2. Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.

3. Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориенти­рованные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде развития.

4. Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной (христоцентрической) для России основы образования и воспитания.

5. Противоречие, между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности.

Причиной названных противоречий, характерных для современной системы образования, является отсутствие теоретического обоснования роли православной традиции духовно-нравственного становления человека. Наши исследования позволяют утверждать, что основой духовно-нравственного становления человека являются религиозные воззрения народа, и сложившиеся на основе этих взглядов православные традиции хранения и передачи опыта духовно-нравственного становления, что и определило название работы и ее цель.

Актуальность исследования православной традиции духовно-нравственного становления человека связано и с изменением законодательной базы Российского образования. В 1992 году вступил в силу Закон Российской Федерации «Об образовании», который отозвался на духовно-исторические перемены в укладе жизни народа и государства статьей 2 о принципах государственной политики в области образования. В январе 1996 года был подписан новый Закон «Об образовании», в котором сформулированные прежде принципы государственной политики в области образования полностью сохранены. При этом два положения получили новую редакцию. К принципам государственной политики в первую очередь Закон относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В сентябре 1997 года был подписан Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В преамбуле Закона признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое согласно пункту 2 статьи 14 Закона «Об образовании» ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Особенно это относится к предметам историко-филологического цикла. В Законе мы встречаем положения о свободе выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, об ответственности за оскорбление религиозных чувств.

В августе 1996 года был принят Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В статье 8 в числе основных задач высшего учебного заведения значится сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. В статье 3 говорится о свободе педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также о свободе студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Принятые Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяют говорить об особом служении государственной системы образования, которое заключается в защите национальной духовности и культуры, а в их становлении и развитии особую роль всегда играло Православие. При этом образование рассматривается как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества. Наглядно такой подход представлен в комплексной программе Центрального регионального отделения Российской академии образования «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», утвержденной президентом РАО А.В. Петровским по решению президиума РАО от 15.06.94. Научным руководителем программы является действительный член РАО профессор В.В. Рубцов.

Цель исследования. На основе историко-педагогического и историко-церковного анализа опыта православного воспитания выделить православные традиции духовно-нравственного становления человека.

Задачи исследования:

1) показать истоки православной традиции духовно-нравственного становления человека в Божественном откровении, трудах отцов и учителей Русской Церкви, русских религиозных философов, деятелей народной школы;

2) рассмотреть особенности духовно-нравственного становления человека в разные периоды его жизни;

3) определить понятие «личность» с точки зрения православной традиции духовно-нравственного становления человека.

4) установить роль семьи в сохранении и передаче православной традиции духовно-нравственного становления человека.

5) разработать практические рекомендации, способствующие повышению эффективности процесса духовно-нравственного становления человека в сфере образования.



6) определить особенности учительского служения и нравственные качества учителя с точки зрения православной традиции.

Объект исследования. Процесс духовно-нравственного становления человека.

Предмет исследования. Православные традиции духовно-нравственного становления человека.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Исследование выполнено в традициях культурно-исторического подхода, согласно которого образовательное пространство является пространством возможностей для освоения социальных норм, как норм культурно-исторических (Л.С. Выготский, В.В. Рубцов). Рассматривая нравственное воспитание, мы опирались на работы архимандрита Платона (Игумнова) и Т.И. Петраковой, показавшие религиозные основы нравственного воспитания, что позволило нам говорить о духовно-нравственном воспитании. Рассматривая традиции и обычаи народа в сфере бытовой, социальной и семейной жизни, опыт семейного воспитания, мы взяли за основу исследования М.М. Громыко доказавшей, что народные воззрения являются проявлением религиозных воззрений народа. При рассмотрении христианской антропологии в основу были положены исследования архимандрита Киприана (Керна), В.В. Зеньковского, В.И. Несмелова, В.Н. Лосского, Осипова А.И., показавших, на основании Божественного Откровения и святоотеческих творений, иерархическое устроение человека, его божественную природу в основе которой лежит Образ и Подобие Божье. Особенности и традиции православного воспитания, соотношение светского и православного образования, изложены в трудах святых отцов и учителей Церкви (Иустина Философа, Климента Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). Главной особенностью православного образования является его онтологичность. Различия в характере просвещения России и Европы отражены в трудах русских религиозных философов П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, И.А. Ильина. Показано, что в отличии от Европейского образования, основанного на рационализме, антропоцентризме, материализме и прагматизме. Российское образование основывается на Православии, согласовано с началами семейной жизни и требованиями общинного быта. Особенности духовного становления ребенка и его взаимовлияние на процесс психофизического развития рассмотрены в творениях святителя Филарета, митрополита Московского, епископа Феофана, Вышенского Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископа Фаддея (Успенского), трудах В.В. Зеньковского. Мы опирались на выводы исследователей, показавших независимость этих двух линий в жизни ребенка (духовное становление, и психофизическое развитие), и в то же время их взаимную обусловленность. При рассмотрении проблем воспитания в православной семье мы опирались на труды протоиерея Бориса Ничипорова, Куломзиной С.С., Шиманского Г.И., Пестова Н.Е., показавшие духовные основы семьи и ее благодатную иерархичность. Традиции русской педагогики и их практическое воплощение в народной школе исследованы в трудах Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева. К.Д. Ушинского. В трудах этих деятелей народной школы показан опыт построения образовательного процесса на основе традиционных для России православных основах и опыт создания единого семейного и школьного образовательного пространства.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что процесс духовно-нравственного становления человека построенный на православных традициях, способствует сохранению и развитию духовно-нравственного, историко-культурного и природного наследия, является основой гражданского и патриотического воспитания россиян. Передача от одного поколения к другому традиционных образцов поведения, действий – включает не только формально-знаниевую компоненту, но и момент личностного роста, что невозможно без духовно-нравственного становления человека, в основе которого лежат религиозные воззрения и обычаи народа, специфически проявляющие себя на разных этапах процесса непрерывного образования и воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Православная традиция может быть рассмотрена как традиция культурно-историческая и Церковное Предание.

а) Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время. Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, управление «внешним человеком». Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека.

б) Православие как конфессиональная традиция в христианстве осознается как традиция Церковная как Церковное Предание. Культурно-историческая традиция в Православии больше связана со способом выражения Богооткровенной Истины. Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире.

Предание является Церковным компонентом Православной традиции.

2. Православная традиция духовно-нравственного становления человека основывается на том, что изначальная духовность человека, сама по себе не может удержать человека от греховного падения (отрицания нравственного закона и следование своей греховной воле). Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Духовность как потенциальная возможность нравственного совершенствования человека обретает силу через стяжание Божьей благодати в церковной жизни. Другими словами, мы можем говорить о благодати как божественной энергии дающей человеку силы духовного оживления и нравственного совершенствования.

3. Энергийный подход объясняет смысл понятия духовно-нравственного становления человека как процесса развития всех сил человека (как плотских, так и разумных сил души) как устремленности и доминанты, и духовного становления как обретения целостности и превосхождения естества в личностном бытии. Мы считаем, что с точки зрения педагогики богословское понятие «совершенство-устремление» наиболее близко отражает сущность сопряжения понятий нравственный и духовный как вектор, доминанту, силу и энергию.

4. С точки зрения православной традиции духовно-нравственное становление человека является становлением человека как личности, как духовной ипостаси человеческой природы. Духовно-нравственное становление человека есть условие его развития.

5. Основные понятия педагогики «воспитание», «образование», «обучение» «развитие», «личность» приобретают особый смысл в свете православной традиции.

6. В разные периоды жизни духовно-нравственное становление человека имеет свои специфические особенности.

7. Православная семья является основой хранения и передачи православной традиции духовно-нравственного становления человека.

8. Православная традиция предъявляет особые нравственные требования к личности учителя.



Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении понятия «духовно-нравственное становления человека» с точки зрения православной традиции. Впервые в рамках православной традиции осуществлена попытка объяснить сопряжение понятий «духовность» и «нравственность» с энергийной точки зрения. В рамках рассмотрения православной традиции духовно-нравственного становления человека определен смысл основных понятий православной педагогики таких как «воспитание», «образование», «развитие», «личность». На основе историко-церковного анализа выделены основные элементы системы духовно-нравственного становления человека, и ее системообразующая основа. Рассмотрены богословское, религиозно-философское и научно-практическое направления православной педагогической мысли России касающиеся проблемы духовно-нравственного становления человека, что существенно корректирует устоявшиеся представления о традиционной российской педагогике.

Практическая значимость работы заключается в историко-научном восполнении курса педагогики и психологии, что придаст профессиональной подготовке студентов научную полноту и завершенность. Исследование является основой для практического создания системы духовно-нравственного становления человека в России с учетом ее многонационального и многоконфессионального состава. На основании исследования издана монография «Православная педагогика», которая является учебным пособием для педагогических вузов России, Духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви. На основе монографии составлена учебная программа курса «Православная педагогика», включенная в учебный план всех духовных школ Московского Патриархата.

Апробация работы. Исследование проводилось в рамках программы «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» Центрального регионального отделения Российской Академии Образования. Отдельные положения работы представлялись на международных конференциях: «Русская культура на межконфессиональных перекрестках» (Москва, 1995 г.), «Одаренность: рабочая концепция» (Самара, 2000 г.), на всероссийских конференциях: «Ян Амос Коменский и проблемы современной школы» (Самара, 1992 г.); «Духовно-нравственные традиции российской педагогики» (Тольятти, 1996 г.); «Христианство – 2000» (Самара, 2000 г.), на «Иоанновских чтениях» (Самара, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.). Результаты исследования отражены в монографии «Православная педагогика» (Самара, 1998 г., 36 п.л.), книгах «Как жить по-православному» (Самара, 1997 г., 14 п.л.), «Православная семья» (Самара, 2000 г., 14 п.л.), «Православная школа» (Самара, 2004 г., 19 п.л.) и в более чем 40 научных публикациях. Положения, развиваемые в данной работе, послужили основанием для учебных программ и курсов «Православная педагогика» в светских и духовных школах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

  • Цель исследования.
  • Задачи исследования
  • Объект исследования.
  • Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования
  • Гипотеза исследования
  • Основные положения, выносимые на защиту.
  • Научная новизна и теоретическая значимость
  • Практическая значимость работы
  • Апробация работы.