Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Духовный лидер в журналистике: культура публичного диалога




страница1/6
Дата29.06.2017
Размер1.12 Mb.
  1   2   3   4   5   6
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» На правах рукописи БАЗАНОВА Дарья Дмитриевна ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР В ЖУРНАЛИСТИКЕ: КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ДИАЛОГА Профиль магистратуры – «Журналистика и культура общества» МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент А. Н. Гришанина Вх. №______от__________________ Секретарь ГАК_____________________ Санкт-Петербург 2016 Оглавление Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии ……………………………………………………………9 § 1. Понимание лидерства в условиях современного общества………………9 § 2. Духовный лидер: подходы к пониманию………………………………….16 § 3. Духовный лидер в контексте современного диалога……………………..22 Глава 2. Исторические подходы к пониманию феномена «лидер»…………..32 § 1. Понимание лидерства и поиск лидеров в историческом контексте…….32 § 2. Основные подходы и теории лидерства на рубеже XX и XXI веков……40 § 3. Обзор исторических отечественных исследований изучения лидерства в обществе и массовой коммуникации…………………………………………...47 3.1. До начала XX века……………………………………………………...47 3.2. Начало XX века – досоветский период……………………………….50 3.3. Середина 1960-х – по настоящее время……………………………….54 Глава 3. Изображение духовного лидера в современном медиапространстве……………………………………………………....………57 §1. Методика работы с эмпирическим материалом телепередач……………………………………………………………………... 57 § 2. Ключевые концепты русской культуры и духовности в телепередаче «Белая студия»…………………………………………………………………...64 § 3. Ключевые концепты русской культуры и духовности в выпусках телепередачи «Правила жизни»………………………………………………...75 § 4. Ключевые концепты русской культуры и духовности в выпусках телепередачи «Линия жизни»…………………………………………………..85 Заключение …………………………………………………………………….. 95 Список использованной литературы …………………………………………100 Приложения …………………………………………………………………... 106 Введение Мы живем в атмосфере демократических ценностей, индивидуализма. Стремление к соперничеству и жажда успеха сопровождает нас на протяжении всей жизни. Тема лидерства является одной из самых популярных и обсуждаемых в современном обществе. Студенты хотят быть лидерами в учебе, спортсмены – в спорте, представители правящей элиты находятся в ситуации постоянного соперничества и борьбы за власть. Другими словами, представление о лидере существовало всегда и выступало в разных областях нашей деятельности: от научной до социокультурной. Человек придает большое значение развитию фактических, доказательных вещей и не задумывается на предмет того, что инновации напрямую или косвенно связаны с человеческим опытом. А человеческий опыт — это переживание и познание культуры: услышанная музыка, прочитанные книги, встреча с произведением. Культурная сфера современной действительности в последнее время испытывает «нехватку» лидеров. На сегодняшний день поиск и идентификация таких личностей приобрела мировые масштабы. Вопросы духовного лидерства относят одновременно и к «вечно актуальным» и к «стоящим на повестке дня». Почитание и подражание великому, выдающемуся и выделяющемуся из повседневности нашего существования вовлекается в систему мировосприятия человека. Действительность вдохновляет нас на поиски лучшего. Ощущается острая необходимость в лице, способствующем подтолкнуть нас на поиски своего «Я». Образы, на которые мы ориентируемся помогают обрести дороги собственного духовного пути. Средства массовой информации вносят свою лепту в вопросы дополнения и уточнения, конструируя медийную реальность. Меняется человек, меняется и представление о нем. Бывает и наоборот: представление о человеке другого человека или общества заставляет его измениться. Массмедиа изображают человека с различных позиций, в разных ипостасях. В последнее время намечаются определенные тенденции изображения человека в современном медийном пространстве: человек как публичная персона, человек как воплощенная сенсация, человек медийный (моделируемый). Люди, претендующие на роль ведущего в обществе (артисты, «звезды», олигархи) или же действительно такими являющиеся (управленцы, государственные деятели, ученые и писатели, общественные деятели и др.), могут изображаться с точки зрения каждой из названных тенденций. Поэтому для средств массовой информации важно как изучение самого лидера-героя (какой он на сегодняшний момент), так и тех технологий, которые на сегодня наиболее эффективны и востребованы читателем (как изобразить лидера). Актуальность магистерской диссертации определяется важностью изучения духовного лидерства в современном медиапространстве, а также необходимостью исследования медиавлияния лидерства как общественного явления на процесс формирования ценностных ориентиров общества. В связи с появлением новых стратегий изображения человека в медиасфере, исключительную значимость приобрел поиск средствами массовой информации эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера) для создания портрета духовного лидера. Цель исследования – изучение приемов, средств и стратегий создания медиапроизведений по тематике духовного лидерства, а также условий реальной представленности и перспектив духовного лидерства в контексте современного медийного диалога. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить научную литературу и источники по данной проблематике; сделать историко-филологический обзор подходов и традиций истолкования лидерства; выявить востребованные обществом образы восприятия лидеров в средствах массовой информации (историко-культурный контекст); выявить степень влияния феномена духовного лидерства на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества средствами массовой коммуникации; на основе полученных результатов показать в качестве модели наиболее эффективные стратегии публичного диалога при создании журналистского произведения. Объектом данной магистерской диссертации выступает образ духовного лидера, проецируемый в средствах массовой информации, а также моделируемый аудиторией массмедиа как желаемый; отображение лидера в передачах телевизионных каналов. Предметом исследования являются вопросы духовного лидерства в средствах массовой информации, феномен духовного лидера, а также практика отражения философско-духовного опыта лидерства и личностные особенности людей, способных или претендующих быть лидерами в рамках публичного диалога. Теоретико – методологическую базу магистерской диссертации составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Данное исследование, по сути, носит междисциплинарный характер; изучаемый круг вопросов относится к сфере журналистики, а также рассматривается в психологии, культурологии и философии. Духовное лидерство в философии рассматривалось в трудах Р. Барта «Система моды», Ж. Бодрийара «Общество потребления», Н.А. Бердяева «Царство духа и царство кесаря», Х. Ортега-и-Гассета «Эстетика. Философия культуры». Феномен лидера и его отражение в произведениях массовой коммуникации был описан в трудах, посвященных культуре общества и культурологии; это работы П.С. Гуревича «Философия культуры», М.С. Кагана «Философия как мировоззрение» и «Философия культуры», а также «Философская теория ценности», Л.Р. Дускаевой «Досуговая журналистика в России», Л.Н. Волобуева «Досуг в структуре образа жизни: философско-культурологические аспекты», Л.Г. Ионина «Социология культуры: учеб. пособие для вузов». Исследователи журналистики отмечали важность культуры понимания и поиска приемов изображения человека, автор опирался в диссертации на научные публикации Г.В. Куличкина «Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности», Ю.С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры», М.А. Воскресенской «Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной подготовки», а также коллективную монографию под ред. В.А. Сидорова «Журналистика. Общество. Ценности» и главу А.Н. Гришаниной «Психологическое изучение журналистики» в монографии «Теории журналистики в России: зарождение и развитие» (под ред. С.Г. Корконосенко). Эмпирическую базу исследования составили журналистские произведения, посвященные лидерству в его различных проявлениях и портрету духовного лидера. Было просмотрено более ста телепередач, отобрано для исследования двенадцать выпусков телевизионных программ «Линия жизни», «Правила жизни» и «Белая студия» телеканала «Россия – Культура» за период с 2015-2016 гг., посвященных вопросам духовного лидерства, материалы литературно-художественной критики и рецензии на телепередачи, отзывы о передачах в Интернет-пространстве, в социальных сетях. Для уточнения и сопоставления полученных эмпирических данных использовались опубликованные результаты социологических опросов Фонда «Общественное мнение» и Аналитического Центра Юрия Левады. Источники отобраны по причине наличия в них публикаций по интересующей нас тематике. Методы исследования. При написании научной работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление. В качестве ключевых методов сбора и обработки эмпирического материала были использованы наблюдение, мониторинг, описание, метод интерпретации, работа с документами, сравнительный анализ, социологический опрос, фокус-группа. Положения, выносимые на защиту: духовное лидерство трактуется неоднозначно в современном медиапространстве: существует интерес аудитории к духовной жизни и одновременно происходит подмена смыслов в понимании духовного лидерства; для СМИ важно как создание портрета лидера (какой он на сегодняшний момент), так и наиболее эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера); медиапространство как актуальное поле лидерства выступает сферой его репрезентации в культуре. Содержание дискурсивных медиапосланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований. Результаты исследований прошли научную апробацию на двух международных научно-практических конференциях. Публикации: 1) Базанова Д.Д., Гришанина А.Н., Новые лидеры на телеэкране: новые стратегии взаимопонимания Век информации. Журналистика ХХI века. Культура понимания, 2015. — С. 178-186 (список РИНЦ); 2) Базанова Д. Д. Духовный лидер: культура современного диалога СМИ в современном мире. Молодые исследователи. СПб., СПбГУ, 2016. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и списка литературы, приложений. Первая глава «Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии» трактует понятия и терминологию, подходы к определениям «лидер», «лидерство», «духовный лидер», анализирует историко-культурологические тенденции в изучаемом вопросе. Во второй главе «Исторические подходы к пониманию феномена «лидер» автор анализирует образы восприятия лидеров в историко-культурном наследии, в произведениях СМИ прошлых лет. В третьей главе «Изображение духовного лидера в современном медиапространстве» рассматриваются особенности проявления духовного лидерства в современном медиапространстве и предложить наиболее востребованные читателем модели публичного диалога о духовном лидерстве. Список литературы и источников содержит 58 наименований. Глава 1. Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии Ввиду того, что наше исследование будет нацелено на изучение образа духовного лидера в журналистике, процесс лидерства рассматривается в социально-психологическом ключе исследования культуры публичного диалога. Будет логичным попытаться рассмотреть этимологию понятий «лидерство», «лидер» и «духовный лидер». В данной главе автор делает попытку ответить на вопрос, как фигура духовного лидера изображается в контексте современного диалога и какую роль она играет в современном социокультурном пространстве. § 1. Понимание лидерства в условиях современного общества Изучение лидерства и лидеров, которые влияют на формирование мнения малых и больших групп, приобретает в массовой коммуникации все большее значение. Все время нашего с вами существования, человек стремимся к поиску совершенного. Стремление к первому и лучшему – толчок к непрерывному и правильному развитию общества, где основным лейтмотивом становится «прогресс». В нашу эпоху, эпоху социальных и культурных перемен, когда происходит изменение жизненных установок, встает востребованная задача – найти человека, способного взять на себя лидирующую функцию ценностного и управленческого характера и притворить в жизнь высшие идеалы. Преобразования, происходящие в России в политической, культурной, экономической и социальной сферах, повлекли за собой изменения в коммуникационном пространстве и гуманитарных областях деятельности, в том числе в управленческих позициях, лидерству. В последнее время отечественные исследователи стали уделять изучению феномена лидерства большое внимание, включая изучение опыта, который используется в западной практике. «Культурное пространство ХХI в. качественно меняется по сравнению с веком прошлым. У России своя особенность преобразований: участвуя в решении мировых проблем, она вынуждена решать внутренние задачи коренных изменений, в том числе и задачи поиска ведущих личностей в процессе духовного развития общества»1. На сегодняшний день термины «лидерство» и «лидер» прочно вошли в психологический, культурологический, экономический и социологический лексикон, в каждом приобретая собственную трактовку. Ключевым понятие нашего исследования становится понятие лидера и сопряженное с ним понятие духовного лидера. Нам необходимо с самых первых этапов четко определить ситуации и контексты их употребления в конкретном исследовании и дать однозначные дефиниции. Подходя к изучению обозначенных ранее понятий, необходимо рассмотреть эти термины с разных позиций. Для более полного изучения определений мы обратились к словарям по философии, политологии, социологии, культурологии и многим другим. В ходе исследования мы обнаружили, что толкования имеют некоторое отличия, в зависимости от науки, в рамках которой они рассматриваются. Понятие «лидер» происходит от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский – «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти» и имеет следующее толкование: тот, кто ведет2. Большой энциклопедический словарь русского языка указывает на следующее значение слова «лидер»3: глава, руководитель политической партии, общественной организации; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе; участник спортивного состязания, идущий впереди; В толковом словаре Ушакова лидер4– это: вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации. Лидеры партии. Профсоюзные лидеры. лицо, идущее первым в каком-нибудь состязании. Лидер турнира. На гонках, преимущественно велосипедных — лицо, едущее впереди гонщика и тем невольно побуждающее его ускорять движение. Лидерство же определяется как положение и обязанности лидера5. Большая советская энциклопедия дает следующее определение понятию «лидерство»: «один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л. характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип Л. всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы»6. Толковый словарь Ожегова предлагает следующее определение слову «лидер»: 1) глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; 2)человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. Термин лидерство трактуется как положение или состояние лидера7. В современном русском языке понятие «лидер» наиболее привычно в значении: человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. В современной философской, социально-политической и психологической литературе существует около сотни различных определений лидера и лидерства. Учитывая различия между определениями у разных авторов в силу разных научных изысканий, существует и некоторое сходство, которое помогает нам осмыслить информацию более структурно. В словаре практического психолога слово лидер имеет следующее толкование: «член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе» 8. Наиболее точно и глубоко, по нашему мнению, определение понятия «лидерство» дано в философском энциклопедическом словаре: «(от англ. leader — ведущий, руководитель), один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично подменяясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. «Тип лидерства всегда связан с природой общественного строя, специфическим характером и структурой группы и конкретно-исторической ситуацией»9. В данном определении дан, во-первых, расширенный вариант перевода термина с английского языка: не только общепринятое и корневое «руководитель», но и «ведущий». В этом варианте перевода заключается именно то определение лидерства, которое мы используем в данной работе: это навык, умение, способность, позволяющая человеку выполнять деятельность «ведущего» и соответствовать выдвигаемым данной деятельности требованиям. После того, как мы рассмотрели понятие «лидер» в словарях из разных областей науки, предлагаем рассмотреть подходы к пониманию данных определений из специализированных учебных изданий. Как нам кажется, это поможет сформировать наиболее целостное представление об изучаемых дефинициях. Доктор философии Ричард Л. Дафт, в чью сферу интересов входит изучение лидерства, дает следующее определение данному понятию: «лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели»10. Р.Л. Дафт в книге «Уроки лидерства», автор предлагает схематичное отражение составляющих определения лидерства. По мнению исследователя, лидерство невозможно без влияния, возникающего между людьми, которые стремятся к изменениям, отражающим общие цели лидера и ведомых. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Влияние имеет много направлений и не является односторонним. Хотя, согласно традиционным североамериканским культурным нормам, легче всего представить лидера как человека, делающего нечто значимое для ведомых. И все же лидерство — это прежде всего взаимодействие. В большинстве организаций руководители оказывают влияние на подчиненных, но и подчиненные также влияют на руководителей. Люди, вовлеченные в подобные взаимоотношения, стремятся к постоянным изменениям, и лидерство предполагает создание условий для изменений, а не сохранения status quo (существующего положения вещей). К тому же изменения не диктуются лидером, но отражают общие для лидера и членов группы цели. Более того, целью изменений представляются результаты, которых хотят достичь и лидеры, и группа. Важный аспект лидерства — влияние на людей, заставляющее их сплотиться вокруг общей концепции. Таким образом, лидерство предполагает оказание влияния на окружающих, в результате которого люди стремятся к изменениям, направленным на достижение желаемых результатов в будущем11. И.В. Котляров предлагает следующее определение понятию лидер: «социальный субъект, который благодаря своим ярко выраженным личностным качествами и волевым компонентам, профессионализму и моральному авторитету, чувствительностью к ситуации и гибкостью в поведении, ценностным ориентациям и стремлению быть полезным с точки зрения группового интереса оказывает постоянное и эффективное влияние на деятельность группы, пользуется активной поддержкой ее членов, признается ими в качестве ведущего, ответственен перед ними и при помощи различных мотивационных факторов способен повести за собой в наиболее сложных ситуациях» 12. Все рассмотренные определения лидерства дополняют друг друга, раскрывают сущность различных свойств рассматриваемого объекта. Далее будут рассмотрены теоретические подходы к изучению феномена и приведена типология лидеров. В рамках рассматриваемого вопроса, в основном все работы научно-исследовательского характера освещают эволюцию теорий, позволяющих нам понять феномен лидерства. Анализ научной литературы показывает, что все теории лидерства можно объединить в шесть групп: теории великого человека, теории личностных качеств, поведенческие теории, вероятностные теории, теории влияния, теории взаимоотношений. В этой связи мы решили сослаться на пособие Р.Л. Дафта «Уроки лидерства», где, как нам видится, наиболее полно и систематизировано освещается вопрос теоретических подходов. Таким образом, рассмотрев подходы к изучению вопросов лидерства, мы можем сделать предварительный вывод о том, что понятие лидерства – сложное и противоречивое, оно включает в себя много аспектов. Один из самых важных – влияние на духовную сферу человека. § 2. Духовный лидер: подходы к пониманию Ранее мы определились, что в обществе существует положение лидера и лидерства в целом. В профессиональной сфере каждый из нас когда-нибудь находился в подчинении людей, занимающих руководящие должности. Дома мы выстраиваем отношения с родителями, которые в наших глазах приобретают статус лидера, идеала, кумира. Все эти определения относятся к лидерскому положению, и существующее понимание общества отсылает нас к тому, что мы без этих утверждений обойтись не можем. Но задумываемся ли мы, каков уровень ответственности лидера и какова его нравственная позиция. Не находя ответов на эти вопросы, мы обретаем смысловую пустоту в области духовного лидерства. Мы живем в то время, когда неопределенность и частое столкновение с различными проблемами становятся реалиями нашего существования. Сегодня лидерство выступает неотъемлемой частью жизни каждого из нас и выступает идеалом современного поведения. В связи с этим возникла необходимость в изучении и понимании такого феномена как духовный лидер. В данном контексте лидер выступает неким идеалом, оказывающим несомненное влияние на наши поступки и формирование представлений о существующей реальности. «Как показывает социальная реальность, современное общество испытывает острую потребность в сильных, волевых, креативных личностях, обладающих нестандартным, творческим мышлением, решительностью, энергичностью, умением слушать и слышать, способных брать на себя ответственность в сложные периоды времени, подготовленных к новому типу отношений, детерминирующих эффективное продвижение вперед»13. В ХХ веке в нашей стране был тоталитарный режим правления, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме сосредотачивается в руках партии или вождя, склонного к насильственным методам управления. Если такие люди не получают духовного образования, в будущем они будут приносить обществу сильное беспокойство, руководствуясь насильственными технологиями и мощным психологическим влиянием на массы. Но развитие идей социального государства послужило серьезным толчком к развитию гражданского общества. Появление противовеса, который смог бы контролировать различные действия государства было неизбежно. Основное ядро так называемого «противовеса» составляют люди, которые правильно поняли концепцию духовного лидерства: они служили обществу, а не господствовали в нем. Более того, их основная задача заключалась в том, чтобы постичь смысл человеческой жизни, а не просто упорядочить взаимоотношения в обществе. На наш взгляд, именно о таких людях идет речь в статье А.А. Балаяна «Взаимоотношение политической и интеллектуальной элиты: опыт Европы и России»14, где автор рассуждает на предмет влияния интеллектуальной элиты на политическую жизнь Европы и России. Сейчас, по мнению автора, мы переживаем ту историческую веху, когда страна нуждается в интеллектуалах – генераторах идей, ученых и философов с нелинейным мышлением. А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович – выдающиеся деятели эпохи. Они преуспели в своей конкретной деятельности, а в силу высокой духовности стали активно влиять на общество с помощью различного рода коммуникаций. Но, если мы с вами осмелились вести диалог в масштабах духовного лидерства нации, увы, этого слишком мало. Духовный лидер – это не только авторитет, пусть даже в области нашего гуманитарного воспитания. Ограничивать духовность только хорошим образованием, правильными книгами, философскими учениями и театральными постановками неправильно. Как писал Николай Александрович Бердяев: «Духовность, идущая из глубины, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. Кровь, наследственность, раса имеют лишь феноменальное значение, как и вообще биологический индивидуум. Дух, свобода, личность имеют нуменальное значение. Социологи утверждают, что человеческая личность формируется обществом, социальными отношениями, что организованное общество есть источник высшей нравственности. Но извне идущее социальное воздействие на человека требует приспособления к социальной обыденности, к требованиям государства, нации, установившимся нравам. Это ввергает человека в атмосферу полезной лжи, охраняющей и обеспечивающей. Пафос истины и правды ведет человека к конфликту с обществом. Наиболее духовно значительное в человеке идет совсем не от социальных влияний, не от социальной среды, идет изнутри, а не извне»15. Это менее материальная величина, которая воспринимается каждым гражданином отдельно и массой народа в целом. Духовный лидер – человек, который ассоциируется в короткий, но очень важный переломный момент истории страны с ее успехом, и сумевший найти способ быть понятым народу. Основной особенностью духовного лидерства является не пропагандистский характер новых политических веяний, а соотношение индивидуальной природы личности лидера с ценностными перспективами социума. Понятие лидерства чаще всего соотносится по смыслу с понятием «руководство», в духовной же сфере лидирующий человек приближается к наставнику, учителю. В средствах массовой информации чаще всего речь идет о духовном просвещении, иногда воспитании, или отсутствии таковых. Доктор культурологии О. В. Зубанова духовное лидерство понимает как «феномен деятельностного преобразования действительности, осуществляемое через взаимодействие и взаимообусловленность ценностного мира конкретного человека (лидера) и универсальности ценностных перспектив человеческих общностей»16. Лидер в понимании нашего современника рассматривается как человек, руководящий каким-либо процессом, а лидерство как процесс, основанный на силе личного воздействия и применении власти различной формы и происхождения. В общих чертах выделяют три признака лидерства: личное воздействие на кого-либо, организация продуктивного взаимодействия между людьми и признание такой власти. Большинство определений лидерства включают три компонента, при этом прямо или косвенно определяют и меру оказания духовного влияния: влияние, группа и цель. Во-первых, лидеры – это отдельные личности, и изучение человека с лидерскими качествами было интересно журналисту во все времена. Как правило, духовный лидер влияет на поведение других людей не столько в собственных интересах, сколько в интересах страны, общества, коллектива. Таким образом, у духовных лидеров появляются последователи, ученики, способные также оказывать влияние на людей. Процесс передачи знаний, умений, воспитание гражданской позиции, формирование мировоззрения и ценностных идеалов входит в круг вопросов, освещаемых СМИ с позиций отображения лидерства. Во-вторых, лидерство обычно проявляется в социуме, невозможно быть лидером-отшельником, поэтому одно из направлений медиаисследований и, следовательно, публикаций – вопросы сложности, неоднозначности восприятия духовных идей, претворения их в жизнь, конфликтность этих воззрений по отношению к времени и строю. В-третьих, любой лидер должен иметь определенную цель, быть новатором в своем обществе, а его цели, как правило, публично признаются передовыми. Цели бывают различные, однако они определяют приоритеты развития данного общества (национальная идея, спасение человечества, обеспечение безопасности, победа над голодом, болезнью и смертью многие другие). Несмотря на множество подходов к изучению лидерства, мы можем наблюдать, что данный феномен рассматривается как ступень, где некий субъект занимает властно – управленческие позиции. На наш взгляд в этом есть некоторая «однобокость» толкования. Анализ научных трудов позволяет прийти к выводу, что не изученность духовной природы лидерства существует. Кого мы сегодня называем лидером, духовным лидером Существуют ли вообще таковые в современном обществе Вполне ли достаточно исторических примеров для духовного развития человека ХХI века Эти вопросы все чаще становятся темой обсуждения и дискуссий в медиасреде. В Интернете ставится на голосование ситуация с духовным лидерством: «Духовный лидер - кто это Что он должен делать, как духовный лидер Кого Вы лично считаете своим духовным лидером» Проведя фокус-группу среди студентов третьего курса факультета журналистики СПБГУ, мы определили ряд ассоциации с сочетанием «духовный лидер». Среди них фигурировали такие понятия как религия, семья, культура, ценности, вера, Патриарх Кирилл. На основе фокус-группы мы провели анонимное голосование, в котором приняло участие 263 респондента в возрасте от 20 – 35 лет. Голосование показало, что больше половины опрошенных ассоциирует «духовное лидерство» с ценностями и религией. Остановимся более подробно на содержании понятия «ценность». Данное понятие рассматривается разными областями науки: философией, социологией, культурологией и психологией. В социальной психологии понятие ценности включает в себя идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта17. В самом общем смысле ценности представляют собой «социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.»18. Ценности дают представление о том, как устроен мир и каким должен быть человек. Они определяют цели, к которым должны стремиться отдельный человек, группа или общество, и основные средства их достижения, смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальное взаимодействие и внутренне побуждают к деятельности. При этом они не подвергаются сомнению и служат эталоном и идеалом для людей, их придерживающихся. «Фундаментом системы ценностей выступают нравственные ценности, определяющие желательный, предпочтительный для отдельно взятого человека, социальной общности, общества способ взаимоотношений людей (это «благо», «добро», «зло», «долг», «честь», «ответственность», «счастье»)»19. Нравственные ценности описаны в учебном пособии Ю. С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры. М., 2004»20 и обозначаются там как «концепты». Ю. С. Степанов в труде «Константы: словарь русской культуры» фокусирует внимание на термине «константа», рассматривая ее как разновидность концепта. «Константа в культуре – это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время. Кроме этого, термину «константа» может быть придано и другое значение – «некий постоянный принцип культуры»21. В. И. Карасик предлагает свое собственное определение термина «концепт». «Концепты – это ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта»22. § 3. Духовный лидер в контексте современного диалога Обращение к поиску современного лидера определяется сложным качественным преобразованием общественных отношений в ХХI веке. Современное общество «характеризуется модернизацией, трансформацией, информатизацией, глобализацией, наконец, глобальным кризисом. Глубокие инновационные преобразования осуществляются во всех сферах жизни общества: экономике, политике, культуре, образовании…»23. У России своя особенность этих преобразований: участвуя в решении мировых проблем, она вынуждена решать внутренние задачи коренных изменений, в том числе и задачи поиска ведущих личностей в процессе духовного развития общества. Журналистика принимает в этом поиске активное участие, как правило, выражается это в отображении картины общественного духовного подъема (или спада, безразличия). Однако познавательная картина мира никогда не признавалась совершенной: она уточняется, дополняется, изменяется. Средства массовой информации вносят свою лепту в вопросы дополнения и уточнения, конструируя медийную реальность. Меняется человек, меняется и представление о нем. Бывает и наоборот: представление о человеке другого человека или общества заставляет его измениться. Массмедиа изображают человека с различных позиций, в разных ипостасях. В последнее время намечаются определенные тенденции изображения человека в современном медийном пространстве: человек как публичная персона, человек как воплощенная сенсация, человек медийный (моделируемый). Люди, претендующие на роль ведущего в обществе (артисты, «звезды», олигархи) или же действительно такими являющиеся (управленцы, государственные деятели, ученые и писатели, общественные деятели и др.), могут изображаться с точки зрения каждой из названных тенденций. Поэтому для средств массовой информации важно как изучение самого лидера-героя (какой он на сегодняшний момент), так и тех технологий, которые на сегодня наиболее эффективны и востребованы читателем (как изобразить лидера). Духовная сторона современной жизни нашей страны определяется культурной идентичностью со значимыми идеями, событиями и, конечно, людьми. «Каждый человек приходит в мир уже готовых значений, из которых складываются предметы его культурной среды. Поэтому он рассматривает их как объективные реальности, равные по своему онтологическому статусу реальностям природы. На самом же деле они — смысловые реальности и как таковые обусловлены в своем существовании человеческой активностью и человеческим поведением. Они — культурные реальности, культурные вещи, культурные объекты. Все, чем и в чем человек живет: от мифа до современных технических устройств, от поэзии до основополагающих социальных институтов, — все это культурные реальности, родившиеся из осмысленного социального поведения и имеющие смысл для каждого человеческого существа. Общество в целом также является культурным установлением, ибо оно основано на осмысленном поведении, а не на инстинктивном реагировании, свойственном животному миру. Все чисто природное смысла не имеет»24. Средства массовой информации упорядочивает изменчивость информационной картины дня, месяца, года. СМИ определяют духовное единство социальной среды. Ценностная основа современного медиапространства определяет ситуацию присвоения транслируемых ценностей и смыслов в качестве основы мировосприятия потребляющего. Сегодня можно утверждать о несомненном воздействии СМИ на формирование ценностных ориентаций. Состояние постиндустриальной информационной культуры настойчиво склоняет нас к изучению медиапространства, которое образует поле для взаимодействия лидеров и народа. В трактовке Ю. Хабермаса медиапространство – это особая публичная сфера, обеспечивающая возможность широкого общественного диалога, своеобразная легальная платформа общения, понимаемая как арена ценностного обмена. Ценностная составляющая медиапрстранства заключается в том, что в освещаемом событии присутствует событийность, присутствует ценностная значимость. В медиапространстве (СМИ, книги, фильмы, статьи, колумнистка, блоги, реклама) духовных лидеров современности с конкретными именами и фамилиями встретишь нечасто, зато чаще обсуждается вопрос становления такого лидера и его личностных качеств. Так, одной из самых просматриваемых книг на эту тему в Сети стала работа Ульфа Экмана «Духовный лидер», в которой он пишет, что «двадцать первый век для лидеров – это век беспрецедентных возможностей и в то же самое время век невиданных прежде вызовов. Цифровой характер двадцать первого века способствовал росту ожиданий, а технологический прогресс сделал общение одновременно благословением и проклятием»25. При некоторой наивности рассуждения исследователя отражают некую общую картину интереса общественности к духовному лидеру. Она, на наш взгляд, заключается в обращении к историческому опыту, применению его в современных условиях, скажем, толкование Библии или Корана, а также к идее, что лидера может воспитать в себе каждый. Причем, последняя широко обсуждается в средствах массовой информации на уровне предложения конкретных технологических шагов, приемов. Вторя Экману, медийный мир в какой-то степени «упрощает» лидеров. Динамика развития коммуникационных возможностей общества меняет и формы отображения духовности: «раньше люди писали письма своим лидерам и неделями ждали ответа. Это давало возможность лидерам предыдущих поколений обдумать свои решения, обсудить их. Сегодня, когда в нашем арсенале появились электронная почта и мобильные телефоны, такой возможности нет. От лидеров ждут незамедлительного ответа»26. Важным нам кажется еще то, что особой формой внедрения ценностей в общество происходит через значимых персон, способным повести за собой и предложить выходы из сложных ситуаций. Именно к таким людям обращаются современные СМИ. Такие медийные герои обладают внимательностью к проблемным ситуациям, умеют взаимодействовать и находят понимание, стремятся к структурированию ситуации, призывают человечество к продуктивной совместной деятельности (в отличие от политического лидера духовный лидер не обещает преобразовать мир самостоятельно и быстро). Духовные лидеры чувствительны к восприятию изменений и, несомненно, человек с чертами духовного лидера имеет богатый внутренний мир и опыт переживания сложных ситуаций. Все это делает востребованным обращение к таким личностям, рассказы о них и интервью с ними. Интервью как метод и как жанр в средствах массовой информации – удачный способ показать человека прогрессивного. Телевизионное интервью – самый яркий тому пример. В последнее время нарабатываются определенные коммуникативные стратегии ведения интервью с состоявшимся человеком, которые помогают потребителю СМИ воспринимать не только личность самого лидера, но его идеи, жизненный путь, учение и т.д. Коммуникативная стратегия - это обобщенная согласованная линия поведения, в которой чередование или сочетание вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации. Сочетание этих средств зависит от ситуации общения. Успех интервью во многом зависит от невербальных умений и находок ведущего. Журналист, задавая вопросы, предвосхищает то, что хотели бы спросить телезрители. Духовный лидер или человек с высокими духовными характеристиками, способный стать первым, всегда сложен в общении, потому что он осмысливает пласты пережитого страной и обществом. Важно найти пути понимания, доверия и приязни, взаимоуважения ведущего и интервьюируемого, особенно когда речь идет о телевизионном эфире. Здесь психологически нужно не только познакомить аудиторию с человеком, но проявить теплоту взаимоотношений. В качестве примера интересен опыт коммуникативных стратегий ведущих телеканала «Культура». Канал утвержден как общероссийский государственный телеканал Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 1997 г. и почти двадцать лет транслирует передачи о духовной жизни общества. В числе инициаторов его создания были такие яркие личности, как Дмитрий Лихачев, Мстислав Ростропович. Миссия телеканала «Культура» — просветительство, его программная политика направлена на полное и всестороннее освещение событий современного общественно-культурного процесса в сочетании с постоянным вниманием к истории мировой и отечественной культуры, научному прогрессу, к судьбам и творческим биографиям выдающихся людей, духовному наследию разных стран и народов, но, прежде всего, России. «Познавательное направление в сфере культуры способствуют формированию и развитию у зрителя духовно- нравственного мировоззрения. Безусловным лидером культурно-просветительского телевидения в России является телеканал «Культура» («Россия К»). Это уникальный канал, главной особенностью которого является выполнение задачи возрождения культурно-просветительских традиций отечественного телевидения, прервавшихся в 1991–1996 гг.»27. Среди телевизионных передач выделяются новаторским и вместе с тем бережным отношением к телегерою проекты «Белая студия» и «Правила жизни». Дизайн студии намеренно скуп по визуальному оформлению, несколько аскетичны. В фокусе – человек. Во всем присутствует минимализм: в цвете, свете, внешнем облике ведущих. Ведущая программы «Белая студия» Дарья Спиридонова на равных беседует с представителями культурной элиты. Студия телевизионной программы представляет собой белый холл и белые стены («простыни»). «Гостю программы абсолютно не за что «зацепиться»; очень точно, по-актерски «Белую студию» почувствовал Сергей Маковецкий. Войдя в это беспощадно голое пространство, он сказал: «Негде спрятаться». Ведущая признается, что на экране не стандартное интервью типа «вопрос-ответ», а обстоятельная беседа, в которой гость и ведущая обмениваются суждениями о важных для них вещах и в результате у обоих вырабатывается какое-то новое знание. Ведущий здесь не обычный интервьюер, а равноправный собеседник, и атмосфера разговора определяется как студийно-салонная. Несомненно, приглашенные в студию – люди известные и способные убеждать своим талантом в необходимости преобразования мира: «мы приглашаем в студию людей, уже ярко себя проявивших, получивших общественное признание. А также тех, кто в своем виде искусства совершил какое-нибудь открытие. Взять того же Дениса Мацуева. Он привнес в пианизм энергию легкости. Да, примерно с такой же легкостью, радостностью играл Горовиц… Он как будто берет человека за руку и говорит: послушай!». Человек, который в своей жизни высказывает много глубоких мыслей, по мнению ведущей, является трудным собеседником; из его мыслей уже создался банк, и к этому банку он обращается. Таким собеседником оказался Андрей Кончаловский: «Он невероятно интересный человек, и мне очень хотелось с ним пообщаться. Он из тех, кто даже на вопрос «который час» может ответить блистательным афоризмом. Но мне хотелось увлечь его каким-то новым для него поворотом, увидеть, как рождаются его интересные мысли»28. Осмысление происходящего и неспешное усвоение предлагаемых правил жизненного комфорта – физического и духовного – проявляется в организации пространства и ведения диалога передачи «Правила жизни» с Алексеем Бегаком. Поведение и этикет, отношения и мораль, этика и эстетика, культура и история – все это присутствует в проекте, в студии которого ведущий дискутирует с социологами, антропологами, культурологами и историками. На первый взгляд, передача ничего общего не имеет с обсуждаемой темой духовного лидерства. Однако, анализируя выпуски, приходишь к выводу, что приглашенные в студию гости – люди состоявшиеся, пользующиеся большим авторитетом в своей области, и они дают не просто советы, как комфортно жить в этом мире, но и как обустроить этот мир. По мнению телеведущего, он усвоил главный принцип жизни: «даже если сейчас совсем невмоготу, потом обязательно будет все хорошо». Во все времена передовые люди общества не только указывали на недостатки, но и пытались их исправить. Позитивный настрой рекомендуют люди, которые имеют отрицательный жизненный опыт. Об этом А. Бегак говорит с телеэкрана. Автор и ведущий – С. Шумаков и А. Бегак - считают, что проблема современных людей в том, что они разучились контактировать, а программа старается «соединить все разорванные ниточки». В идеале интервью на экране (за исключением ситуации официального характера) должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей. Особенностью телевизионного интервью является зрелищность. Черно-белая «зрелищность» вышеназванных передач говорит о высокой профессиональной культуре тех, кто это делает. Лидерство имеет сходные характеристики с руководством и менеджментом, но отличается многообразием личностных особенностей. Социальный феномен лидерства вообще, и лидерства духовного, в частности, состоит в способности и возможности влияния одной личности на поведение других людей с явным намерением улучшить качество жизни. Современная действительность ориентирует на поиски совершенства в самых различных областях. Стремление к первому, лучшему, эксклюзивному вплетается в ткань каждодневных отношений. Однако наше время «принижает» лидерство статусом легкой достижимости, размывает идею уникальной судьбы технологиями практического научения, тренинговыми методиками выработки необходимых для эффективного лидерства качеств. На фоне коучинговых, в бихевиористском стиле, советов многих других СМИ, телеканал «Культура» пытается найти взаимопонимание в сложном треугольнике общения «журналист-герой-зритель», не делая лидерские качества эксклюзивными или сенсационными. В центре внимания – лидерство духа, и оно рассматривается как ценностное преобразование действительности. Итак, в данной главе нами был проведен анализ всех наиболее влиятельных подходов, которые являются неотъемлемой частью любой формируемой сегодня концепции в этой области. Мы пришли к выводу о неоднозначности объекта изучения, который определяется междисциплинарным характером анализа и отсутствие какой-либо конкретной дисциплины направленной на изучение данного вопроса. Таким образом, рассмотрев подходы к изучению вопросов лидерства, мы можем сделать предварительный вывод о том, что понятие лидерства – сложное и противоречивое, оно включает в себя много аспектов. Один из самых важных – влияние на духовную сферу человека.
  1   2   3   4   5   6

  • Теоретико – методологическую базу
  • Эмпирическую базу исследования
  • Положения, выносимые на защиту
  • Глава 1. Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии
  • § 1. Понимание лидерства в условиях современного общества
  • § 2. Духовный лидер: подходы к пониманию
  • § 3. Духовный лидер в контексте современного диалога