Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Духовные уроки Ивана Шмелева»




Скачать 128.01 Kb.
Дата06.07.2017
Размер128.01 Kb.
ТипУрок
Автор Полуяхтова Екатерина Ивановна

Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Инты Республики Коми



Предмет «Литература»

5 класс, 1 урок.
Тема: «Духовные уроки Ивана Шмелева»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать представление о духовном и нравственном начале в произведении И.Шмелева «Лето Господне».
Задачи.

  1. Образовательные: получение новых знаний о жизни и творчестве писателей 20 века, о некоторых религиозных праздниках, отмечаемых в России; закрепление навыков выразительного чтения, составления поэтических и прозаических текстов, анализа прозаического текста; продолжение формирования умений и навыков работы с ИКТ.

  2. Развивающие: развитие речевых способностей, памяти, внимания, воображения, ассоциативного мышления учащихся, их творческого потенциала; активизация познавательной деятельности учащихся за счет показа связи между различными видами искусств (музыкой, живописью, литературой).

  3. Воспитательные: формирование духовно-нравственных основ личности, внимательного и уважительного отношения к русской культуре; знакомство с основными нравственными понятиями; формирование эстетического вкуса и эмоциональной сферы личности учащихся.


Учебно-методическое обеспечение: текст книги И.С.Шмелева «Лето Господне», Интернет-ресурсы (информация о религиозных праздниках, о творчестве писателя, тематические фотографии. Сайт http://school.xvatit.com и другие).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, распечатанные тексты, карточки с заданиями различного типа.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word.

Ход урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Наше сегодняшнее внеклассное мероприятие посвящено писателю Ивану Шмелеву и его книге «Лето Господне». Для многих людей в мире эта неделя праздничная, верующие отмечают Пасху. Давайте и мы постараемся сделать нашу встречу праздничной! Нас ждет много интересных и красивых открытий, мы покажем свои знания и проявим свои творческие способности. В добрый путь!

Итак, начнем со знакомства с писателем.



Выступление-доклад показ презентации «Биография и творчество Шмелева». (См. Приложение № 1)

Спасибо девочкам. Ребята, каким человеком и писателем был Шмелев, как вы поняли? (Русским)

А какое чувство владело им, когда он жил за границей и писал свои книги? (Любовь к родине, тоска по ней).

Действительно, и этой любовью к отечеству проникнута книга «Лето Господне». Что значит здесь слово «лето»? Мы ведь спрашиваем «сколько вам лет?» (Это год).

Верно, а почему «Господне»? (праздники церковные отмечают смену времени). И получился у Шмелева настоящий чудесный календарь.

А от чьего лица ведется повествование? (От лица 6-летнего ребенка).

Что вас поразило, когда вы читали те главы, которые я вам предложила?



(Он помнит все мелочи, так подробно описывает запахи, звуки;

он всему радуется, видит добро везде).

Из какой семьи этот ребенок? (Из верующей, православных христиан).

Да, ребята, мы видим мир старой Москвы и даже России глазами верующего ребенка. Россия – страна православная, это наша история, наши традиции. Многие из вас были в церквях, в семьях ваших каким-то образом отмечают христианские праздники. И в книге много церковных слов, особое внимание к праздникам, важным для христианина. А с чем они тесно сплетаются в сознании маленького Вани, что его радует, что он замечает? (Обряды, явления природы).

Да, мы видим смену времен года, нарисованную с любовью и трепетным вниманием. Четыре времени года, в каждом есть свои запоминающиеся образы. У нас четыре команды, начнем с «летней».



Троица. Максим, в чем смысл праздника, как ты понял, когда готовил сообщение? Какие обряды и приметы связаны с этим праздником?

(Выступление ученика)

А теперь послушаем, как пишет о Троице Шмелев.



Чтение отрывка презентация «Троица». (Тексты для чтецов здесь и далее – см. Приложение №2).

Какой образ главный? (Береза). Какая она? (Все живое, ласковое, хочет молиться.) Какое основное чувство испытывает мальчик? (Радость, восторг, умиление).

Хорошо, запомним это. И первое задание – ответы на вопросы по тексту.

Каждой команде по три вопроса.



Тест. (См. Приложение № 3).

Молодцы, спасибо всем, кто внимательно прочитал текст. Идем дальше.



Покров Пресвятой Богородицы. Что отмечают христиане в этот день, Денис?

(Выступление ученика)

Послушаем теперь отрывок из книги.



Чтение отрывка презентация «Покров».

Подберите однокоренные слова к слову Покров (крыша, укрытие, покрывать, покровитель, кров=дом). Какие чувства переживает мальчик? (ему спокойно, умиротворение, не страшно, он защищен, радуется).

Спасибо, молодцы. А теперь творческое задание. Сочиняем стихи по данным рифмам. У каждой команды свои рифмы. (Стихи зачитываются).

(См. Приложение № 4)

лето,



…грозы.

одеты

березы.

...лист,

шумят,

чист,

…летят.

золотая,

дожди.

улетают,

впереди.

…поля

одеялом.

земля,

стало.

Замечательно! Идем дальше. Зима. Какого праздника мы ждем? Новый год. А раньше его не отмечали, а справляли Рождество. Каков смысл этого праздника, Вадим? Какие традиции с ним связаны? (Выступление ученика)

Послушаем, как описывает Рождество Шмелев.



Чтение отрывка презентация «Рождество».

Какой главный образ в отрывке? (Звезды) Какие они? (Все живыми кажутся, бьются, колются. Одна святая. Все кругом поет и играет).

Чего ждет мальчик от праздника? Какие чувства испытывает?

(Чуда ждет, сказки. Восторг, радость).

И вновь творческое задание. Пишем сочинение-миниатюру на заданную тему.



Темы: лист, свеча, снег, звезда. (См. Приложение № 5)

Чтение сочинений в сопровождении «Презентация-картинки».

Молодцы! Завершается наше путешествие по чудесному календарю. Весна… так ждем ее теплых ветров мы, северные люди. Оживают воды и деревья, бегут ручьи и набухают почки. Вербное воскресенье и Пасха неразрывно связаны с весной. Лена и Аня могут нам рассказать об этих праздниках. (Выступление учащихся).

Спасибо. А вот описание Вербного воскресенья, как его видит маленький Ваня Шмелев.

Чтение отрывка презентация «Вербное воскресенье».

Какое слово повторяется часто в этом отрывке? (Свет, просветилась, огоньки, верба). Да, весь отрывочек, такой маленький, а пронизан светом, нежным сиянием. Какое чувство переживает мальчик, придя в церковь? (Радость, нежность).

Вспомните, мы сегодня уже много раз повторили слово «радость». Этот ребенок умеет радоваться. А еще что он умеет видеть? (Красоту природы). Какая она для него? (Живая, одухотворенная – есть такое слово). А как он относится к окружающему миру? (С доверием, вниманием и любовью).

Мы с вокальной группой хотим подарить вам песню, в которой есть главные для каждого человека слова.



Исполнение песни «Будь со мной». (Возможно исполнение любой песни, соответствующей тематике).

Какие ключевые слова услышали?



Вера, надежда, любовь.

Таблица-предпоследний слайд презентации, работа с ней, беседа.

Так чему же нас научил мальчик Ваня? Радоваться! Чему?



( Праздникам, природе, общению, подаркам и т.д. – самой жизни, всему миру!)

Дарите же друг другу добро и радость в праздники и каждый день, не обижайте никого и замечайте красоту природы. Будьте счастливыми!



Последний слайд – Пасха.

Мне радостно было сегодня общаться с вами, вы все молодцы, и я хочу вручить вам небольшие памятные сувениры (наклейки, календарики-иконки, пасхальные яйца).



Приложение №1.

Биография и творчество Ивана Шмелева (доклад).
Внимательный биограф писателя, его племянница писала о внешности Шмелева: «Среднего роста, худощавый, большие серые глаза... Эти глаза владеют всем лицом... склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо покрыто глубокими складками от созерцания и сострадания... лицо русское - лицо прошлых веков».
Предки писателя жили в Москве уже в 1812 году, были бочарами.

Отец занимался строительными подрядами. С сыном у него были самые теплые отношения, о нем взрослый Шмелев мог говорить бесконечно. Отец умер, когда Ване было 7 лет.

Шмелев родился в Замоскворечье и полюбил этот город нежно, преданно, страстно. Самые ранние детские впечатления заронили в его душу и мартовскую капель, и Вербную неделю, «стояние» в церкви, и путешествие старой Москвой…

Вот небольшая цитата из книги «Лето Господне»: «Что во мне так бьется, наплывает в глаза туманом? Это – мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы… Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А за рекой, над темными садами, солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах – милое мое Замоскворечье».


В 1920 г. офицер Сергей Шмелев, отказавшийся уехать с белогвардейцами на чужбину, был без суда расстрелян большевиками…Шмелев долго не мог поверить в гибель сына. Его страдания описанию не поддаются. В 1922 году он выезжает сперва в Берлин, а потом в Париж.

О Шмелеве - человеке и художнике – писали многие современники. Все они признавали, что это русский писатель, чье творчество невозможно без России, а язык его произведений богатый и мощный.


Из тайных уголков памяти приходят впечатления детства, и рождаются книги совершенно удивительные по духовному свету, драгоценным россыпям слов. Религиозные праздники, обряды, тысячи бытовых мелочей ушедшей жизни воскрешает Шмелев, славит старинную Русь. Только о самом родном и дорогом можно было так писать. Мир показан через восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, чье сознание так близко к народному. Возникает особенное пространство, из которого исходит свет патриотизма и высшей нравственности.
Философ Иван Ильин писал: «Шмелев создал незабываемую ткань русского быта… Все лучится от непроливаемых слез памяти. Россия показана здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает еще оттого, что все берется и дается из детской души. Она подслушивает звуки и запахи, ароматы и вкусы, ловит земные лучи и видит в них неземные…»
Последние годы своей жизни Шмелев одинок и болен. За день до смерти он отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, в 140 километрах от Парижа. Здесь сердечный припадок обрывает его жизнь.

Шмелев страстно мечтал вернуться в Россию хотя бы посмертно, завещал перевезти прах его и его жены в Москву и захоронить рядом с могилой отца его в Донском монастыре.


В 2000 году отмечалось 50-летие со дня кончины Ивана Сергеевича Шмелёва. Стараниями Российского фонда культуры прах великого писателя и его жены был перенесён в Москву и нашёл вечное упокоение в стенах Донского монастыря. В это же время открыт памятник писателю в Замоскворечье.

Теперь, посмертно, возвращаются к нам его книги. Так продолжается вторая, уже духовная жизнь писателя на родной земле.



Приложение №2

Тексты для чтецов из книги И. Шмелева «Лето Господне».
Примечание! Чтение начинается вместе с музыкой со второго слайда в каждой презентации (первые слайды выводятся на экран, когда ученики рассказывают о сути конкретных праздников). Смена слайдов – по щелчку, то есть надо выверить моменты переключений в соответствии с текстом.
Вербное Воскресенье.
У лужи, на бережку, стоят стариковы дровянки с вербой -

совсем роща, будто верба у лужи выросла, и двор весь словно просветился, совсем другой, - радостный весь, от вербы. И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка опушилась - Христа встречать.

Отец Виктор в церкви выбирает нам вербы попушистей, мне дает самую нарядную, всю в мохнатках. Прикладываемся к образу на аналое, где написан Христос… Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком... дремучим духом?.. - где-то горят вербешки. Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. По стенам и вверху, под сводом, ходят темные тени верб.

Какая же сила вербы! Все это наша верба, из стариковых санок, с нашего двора, от лужи, - как просветилась-то в огоньках!


Троица.
Солнце слепит глаза. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей.

Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой.

Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, - в березках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми - глядят из рощи.

Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия. Не видно певчих - где-то поют в березках. Березки и в алтаре - свешивают листочки над Престолом.


Покров.
Да, хорошо... Покров. Там, высоко, за звездами, всю землю покрывает, ограждает. Сама Пречистая на большой высоте стоит и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся.

Я смотрю на лампадку, за лампадку... в окно, на звезды, за звездами. Если бы все увидеть, как кто-то видел, в старинном граде!.. Стараюсь вспомнить молитву, новую, Покрову... длинную, трудную молитву. Нет, не помню... только короткое словечко помню - "О, великое заступление печальным... еси..."

Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице Казанской, - темная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь... Вижу лучики - лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко, за звездами, - сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно.
Рождество.
Рождество… чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность.

В Сочельник под Рождество, бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед с мороза. Красота! Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды видно! Первая звезда, а вон другая… стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени, а звезд все больше. И какие звезды! Форточку откроешь – резанет, ожжет морозом. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. Звезды усатые, живые, бьются, колют глаз. , разными огнями блещут: голубой хрусталь, и синий, и зеленый – в стрелках. И звон услышишь, все запело, тысяча церквей играет.

Идешь из церкви – все другое. Снег – святой. И звезды – новые, святые, рождественские звезды. Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она, над садом, низко! Она голубоватая, святая…

Приложение №3.

Вопросы на знание текста произведения И.Шмелева «Лето Господне».
1. Как звали старого плотника, с которым так любил проводить время Ваня?

(Горкин)


2. Зачем нужны шкалики, плошки, шары, лампионы, кубастики?

(иллюминационные огни)

3. Что такое сбитень?

(горячий напиток с медом и имбирем)


4.Как звали приказчика (первого помощника) отца Вани?

(Василь-Василич)

5.К чему относятся эти определения: с солдатиками, с уточками, с червячком, резное-костяное, фарфоровое, хрустально-золотое?

(пасхальные яички)

6. Когда на Театральной площади бывает лес, а собаки в нем точно волки?

(Под Рождество, когда на площади елки продают)


7. Назовите клички животных, которые при доме были?

(собака Бушуй, лошадь Кавказка)

8. «Бурые и зеленые дощечки-крыши, зеленые пятнышки-сады, темные трубы-палочки, пылающие искры-стекла, зеленые огороды-коврики» - что это описывается?

(Москва с Воробьевых гор)

9. Из чего делают пасху?

(из творога).


10. Назовите имена слуг при доме?

(горничная Маша, кормилица Настя, кухарка Марьюшка)

11. «Морозный, гулкий, прямо серебро. Древний, степенный, с глухотцой, а то тугое серебро, как бархат». О чем это?

(о колокольном звоне)

12. Какие продукты заготавливают на зиму перед праздником Покрова?

(солят капусту и огурцы)


Приложение №4.

Четверостишия, написанные учащимися на заданные рифмы.
Наступило чудо-лето,

И все чаще грозы.

Нежной зеленью одеты

Тонкие березы.


Раскрылся первый хрупкий лист,

Везде ручьи шумят,

А небосвод высок и чист,

Домой грачи летят.


Мокнет листва золотая,

Плачут косые дожди.

Птицы на юг улетают,

Зимние сны впереди.


Снег ложится на поля

Белым одеялом.

Дремлет до весны земля,

Холоднее стало.


Приложение №5.

Сочинения-миниатюры, написанные учащимися на заданные темы.
Лист.

Когда мне грустно, я закрываю глаза и вспоминаю летний лист. Такой яркий, с зубчатыми краями, свежий, насыщенного зеленого цвета. Он трепетал, как легкое перышко птицы по имени Лето. Я прикоснулась к нему, и его прохладная ладошка легла в мою теплую. Мы подружились, и, кажется, он мне улыбнулся. Или это солнце просветило его хрупкое тельце?



Снег.

Белое пушистое одеяло накрыло землю. Это первый снег. Удивилась земля. Только что она была разноцветной от облетевших листьев, а теперь стала однотонной и сама не узнала себя. Снег блестит, он такой чистый и легкий, что кажется частью неба, с которого упал. Снежинки резные, изящные, но словно робкие, несмелые, боятся растаять, ведь так бывает…



Свеча.

Она горит не очень ярким светом, но для меня в ней видится тепло родного дома. Посмотрите, как уютен ее огонек, как ярок. И одновременно как беззащитен! Он может погаснуть так же быстро, как и зажегся. Так и хочется заслонить его рукой. Огонек свечи может осветить совсем немного, но мне и этого достаточно, чтобы согреться сердцем.


Звезда.

Что в ней такого притягательного? Она далеко, ее цвет холодный, голубовато-зеленый. Что в ней загадочного? Я знаю, что это далекая планета, на которой никто не живет. И все же я не могу оторвать взгляд от звездного неба. Наверное, я просто такой мечтательный. Мне слышится какой-то голос, он словно зовет меня. Куда? Пока не знаю. Но, надеюсь, пойму тебя, моя звезда.
Каталог: files -> file
file -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
file -> Предмет : литература Класс : 11 Тема урока : «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь и творчество Бориса Пастернака
file -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
file -> «Я не переставала писать стихи»
file -> Здравствуйте, ребята!
file -> Священник Даниил Сысоев. …основная задача
file -> «Аркадий Островский. Песня на все времена»
file -> Г. М. Трунов Дополнительные задания по курсу общей физики

  • Предмет
  • Учебно-методическое обеспечение
  • Оборудование
  • Выступление-доклад + показ презентации «Биография и творчество Шмелева». (См. Приложение № 1)
  • Чтение отрывка + презентация «Троица». (Тексты для чтецов здесь и далее – см. Приложение №2).
  • Тест. (См. Приложение № 3).
  • Чтение отрывка + презентация «Покров».
  • Чтение отрывка + презентация «Рождество».
  • Темы
  • Вербное воскресенье и Пасха
  • Чтение отрывка + презентация «Вербное воскресенье».
  • Исполнение песни «Будь со мной».
  • Таблица-предпоследний слайд презентации, работа с ней, беседа.
  • Последний слайд – Пасха.
  • Приложение №1. Биография и творчество Ивана Шмелева (доклад).
  • Приложение №2 Тексты для чтецов из книги И. Шмелева «Лето Господне».
  • Приложение №3. Вопросы на знание текста произведения И.Шмелева «Лето Господне».
  • Приложение №4. Четверостишия, написанные учащимися на заданные рифмы.
  • Приложение №5. Сочинения-миниатюры, написанные учащимися на заданные темы. Лист.