Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Духовная философия инновации




страница1/16
Дата30.06.2018
Размер2.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Ю.А.Гусев ДУХОВНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИННОВАЦИИ Содержание: Вступление. Инновационная культура России: 2.1. Дестабилизационные моменты Инновации; 2.2. Борьба за реальное будущее российской культуры; 2.3. Опора на системное понимание инновационной культуры; 2.4. Духовные ресурсы творческого развития: Мужское и Женское. Инновационные технологии: 3.1. Сфера транспорта; 3.2. Инновационный образ жизни; 3.3. Строительство на новых основах; 100 лет жизни – не предел; Сфера сельского хозяйства; Духовность; Сфера энергетики; 3.8. Информационные технологии Узлы инновационного формата мысли: 4.1. Единство Бытия с Инобытием; 12 шагов смягчения глобальных катаклизмов; Эволюция сознания от Мифа к Инновации; Диалог как инструмент Инновации; Прогностические шансы Инновации через Пустоту Молчания; «Божественная пропорция» и Инновация; Дети Индиго; Выработка космического сознания; «Ты – сознание». Общая характеристика Духовно-инновационного сознания (ДИС): Общая характеристика ДИС; Ментальное торможение на этапе Инновации; Информационно-диалогическая сущность ДИС; Инновационные качества духовности ДИС; Творческий характер ДИС. Духовность как спасение в условиях катастрофы: 6.1.Дальнейшее укрепление церковных приходов России; 6.2. Очаги духовности - Монастыри как будущие центры спасения; 6.3. Православные экопоселения; 6.4. Развитие духовности населения как Путь Спасения в условиях ГЭК. 7.Инновационный подход к проблеме Смерти 8.Вызовы Глобальной катастрофы 2013 года Озоновые дыры в Ионосфере; Глобальное потепление климата; Сдвиг магнитных полюсов планеты и наклон оси планеты; Противостояние активности самой планеты декомпенсирующим негативным изменениям среды. Гармонический баланс: Сознание как соподчинение наших локальных и фрагментарных мозгов Логосу Бога; Эзотерика Голограммы Бога. Законы инновационного развития систем: 10.1. Закон «Маятникового равновесия систем» 10.2. Закон «Поддержания культурной целостности систем» 10.3. «Закон направленности культурного развития» 10.4. Закон «концептуальности развития» 10.5. Закон «духовной дополнительности» 10.6. Закон обмена «универсальности» на «эффективность» 10.7.Закон «двойного подтверждения» в ходе культурного развития 10.8. Закон соответствия внутренних импульсов системы вызовам внешней среды Заключение Библиография 1.Вступление Что такое инновационное сознание Может быть, это коллективное сознание будущих работников инновационного поселения в Подмосковье под названием Сколково Отнюдь, нет! На протяжении всей истории человечеств этим типом сознания владели многие философы и поэты, деятели Церкви и ученые. Это были люди, которые задолго до открытия Гёделем «Принципа неопределенности» поняли, что в любой закрытой системе Истину, как таковую, отыскать невозможно, а надо выходить за пределы системы. И они выходили, каждый по своему: в политике, языке, обращаясь за Истиной к Богу или Высшему Началу. В результате они породили несколько типов сознания как механизмы связи человека с любыми, вне его, находящими сущностями: Природой, Богом, Социумом. Другими Личностями и Космосом. Они породили четыре принципиальных типа сознания: Мифологическое, Нормативное, Фактологическое и Инновационное. Носителями различных этих типов сознания может быть индивид, а могут быть и разумные миры, которых множество во Вселенной. Человечество выступает в этой ситуации всего лишь одним из таких миров, обладающих, по всей вероятности, всеми четырьмя типами сознания при доминанте инновационного сознания. Фантасты познакомили нас с различными вариантами мировых разумов, обладающих чисто мифологическим или нормативным или инновационно-творческим сознанием. Все они поддерживаются соответствующими комплексами информационно-энергетических и полевых структур, обеспечивая им собственную устойчивость. В процессе развития благодаря бифуркациям происходят качественные сдвиги и порождаются новые типы ментально-физических структур. Илья Пригожин называет их диссипативными структурами. Любой разумный мир обладает способность концентрировать в себе все четыре уровня универсальной материи: ВЕЩЕСТВО, ЭНЕРГИЮ, ИНФОРМАЦИЮ И ДУХ. Операции с первым уровнем мы называем трудовыми процессами; операции второго уровня - обмен энергией (второе начало термодинамики - один из фундаментальных законов этого плана); информационные процессы осуществляются на третьем уровне; причем, если два первых уровня тесно связаны с понятием пространство, то два последних - с понятием время. Наша планета живет в своем собственном глобальном времени, но каждый человек, а тем более каждая культура, обладают своим типом локального времени. Локальное время личности - это его информационная аура, облачко специфических, индивидуальных ментальных особенностей, о которых писал поэт: Ведь если умирает человек, с ним умирает его первый снег И первый поцелуй, и первый бой - всё это забирает он с собой. Высокий уровень духовности помогает обрести информационной ауре личности новое качество, благодаря которому она может связываться с информационным полем Земли и входить в глобальное время, в котором нет ни прошлого, ни будущего, поэтому такие люди получают возможность ясновидения и предсказания будущего. НО в чем же специфика Инновационного сознания Попытаемся найти ответ на этот вопрос. 2.Инновационная культура России «Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами, - Только отблеск, только тени от незримого очами Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный торжествующих созвучий Милый друг, иль ты не чуешь, что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцу говорит в немом привете» Вл. Соловьёв 2.1 Дестабилизационные элементы Инновации: Особенностью современного культурного процесса является наличие внутри него, наряду с народной (низовой) культурой и элитарной (высокой) срединной массовой культуры, возникающей как результат развития средств массовых коммуникаций. Как только культура перестает работать на себя саму, а начинает работать только на финансовую прибыль, печальным следствием становится распространение такого типа культуры, в которой требования к качеству произведений естественно принижены, ибо они ориентированы на массовые вкусы. Это так называемая потребительская культура. Массовая культура породила в экстремальных формах некоторые явления, совершенно не свойственные предыдущему этапу развития русской культуры: культ «звезд»; среди её произведений преимущественное место занимают блокбастеры, бестселлеры и шлягеры; она по преимуществу ориентируется на «тело», а не «дух» и «душу»; происходит падение нравственного уровня внутри самой культуры; заметное превращение личной жизни работников массовой культуры в шоу, спектакль, постановку, как и жизнь на сцене. Причины всех этих явлений не лежат в сфере культуры, а носят чаще всего коммерческий и экономический характер, о котором нужно поговорить подробнее. 2.1.1. Массовая культура как закономерный итог коммерционализации искусства «Масс-культ» изменил главной сущности национальной культуры - служить посредником между Человеком и Богом. Он стал посредником между этим миром и человеком, ориентированным не на спасение в мире («сотериологическая культура»), а на поиски на ней непрерывного счастья и радости, то есть, на «эвдемоническую культуру». Как только культура теряет внутри духовный смысл своего существования, задачей её работников становятся непрерывные поиски неких «эксцессов», различных ЧП и экстремумов, способных пощекотать нервы массового зрителя. Ведущей фигурой в этом типе культуры становится не художественный руководитель, а «продюсер», человек, способный считать деньги. Коммерциализация «масс-культа» - это не какая-то современная тенденция, это его вторая суть. Массовая культура не столько является отраслью культуры, сколько «способом делать деньги». Резонно спросить: «Причем здесь вообще культура» Есть ли у этой, с позволения сказать, «культуры» какие-то шансы измениться, начать развиваться в привычных культурных рамках Да, такие шансы есть, они связаны с изменением сознания массового зрителя. Ибо «кто платит деньги», тот и заказывает музыку». Изменение сознания массового зрителя, весьма ныне прочного, мы связываем только с фундаментальным потрясением, способным поколебать основы этого сознания, - глобальной экологической катастрофой. Она уже совсем не за горами, точнее давно уже началась, ибо состояние окружающей природной среды стало таковым, что резкое изменение ситуации стало неминуемым. Выжить внутри этого глобального изменения привычных основ бытия сможет только человек с новым «инновационным сознанием». Он-то и заставит измениться массовую культуру, резко повысив ее творческий уровень. 2.1.2. Массовая культура как базис для «высокого искусства» Ругать массовую культуру, забывая о системном подходе, - дело мало привлекательное. Ибо она имеет с системных позиций еще одну функцию - служить базой, опорой для «высокого искусства», поскольку последнее «высоким» может быть, если достаточно развита массовая культура, на которую оно опирается, но по качеству выше её. В культуре все «относительно», включая противостояние между «массовыми» и «элитарными» формами развития культуры. Точнее надо сказать, что они «не столь «относительны», сколь взаимоувязаны между собой. Все-таки деятели искусства постоянно общаются, хотя в среде представителей элитарной культуры, в особенности, в сфере музыки, есть некоторое настороженное отношение к эстрадной музыке. Нельзя в культуре всех мазать одной краской. И в сфере массовой культуры могут возникнуть «перлы высокого искусства», но все же как исключение, а не как закономерность, ибо внутри «масс культа» нет внутренней ориентации на высокое искусство Однако, не стоит забывать, что культура - это такая сфера, в которой взаимовлияния происходят массовым порядком и очень эффективно. 2.1.3. «Сдерживание безудержной погони за прогрессом» Как только культура в массовом порядке перешла от «сотериологического типа» на «эвдемоническую культуру», прогресс в культуре стал все больше пониматься как поиски все новых и новых инструментов, доставляющих счастье человеку. Одним из таких «прогрессивных методов» в американском кинематографе стали мультипликационные компьютерные вставки («спецэффекты») в художественные фильмы, которые делают возможным моделировать любую реальность в адекватных формах, уходя, правда, все далее и далее от жизненной достоверности. «Нужно ясно сознавать, - писал профессор М.М.Дунаев, - что столь прославленная ныне западная цивилизация есть ничто иное, как стремление к абсолютной полноте наслаждения сокровищами на земле. И так называемый прогресс - отыскание все более совершенных средств к овладению такими сокровищами». (Библ., №1, стр.5)Стремясь в эту безудержную, а главное - бессмысленную, погоню, человек все дальше и дальше уходит от подлинных смыслов своего существования на земле. Он окончательно выбрал то, что мы называем «эффективным способом существования», отказавшись от привычного для религии «универсализма». Мир стал выглядеть чисто локально, ибо присутствие в нем Неба не считается реальностью.. Эффективность в таком мире бывает чисто «локальной», «универсальной эффективности» при этом просто не существует. Но из-за внутренней тенденции высокой культуры к балансу и равновесию, внутри культуры не могли не возникнуть механизмы сдерживания безудержной погони за прогрессом. К ним относятся: ограничение культурного экстремизма с эстетических позиций; критика разных форм культурного левачества и модернизма; осторожный допуск технических новаций в сферу культуры. Развитие культуры в ХХ1 веке эти осторожные ограничения стремится снять, ибо всегда находятся творческие деятели, пропагандирующие подобные новации. Сейчас - «пограничное время», благоприятное для пропаганды любых «экстремумов», культура в определенном смысле «пошла в разнос», ни с какими ограничениями в своем развитии считаться уже не хочет. Потеря баланса культуры - грозное предупреждение об ожидающих нас впереди «тяжких временах». Нетрудно заметить, что негативные процессы в культуре – следствие экономических неурядиц России и того, что называется «порчей мозгов». 2.2. «Борьба за реальное будущее российской культуры» Серафим Саровский как-то сказал: «Молчание - тайна будущего века, словеса - суть орудие века сего!» Мы прошли уже очарование словесами и вполне готовы воспринять мудрость отца Серафима, что тайна «грядущего века скрыта только в молчании». Борьба за реальное будущее русской культуры связана с одной потрясающей идеей, выдвинутой Ф.Достоевским во время речи на Пушкинских торжествах, - «идеей всеединства». Именно в Пушкине писатель обнаружил первого представителя «всечеловеческого братства». Если даже судить только по произведениям поэта, посвященным тематике общемировой культуры: «Маленькие трагедии», поэма «Анджело», стихотворение «Альфонс садится на коня» и другим, становится совершенно ясной справедливость этого утверждения. В «идее всеединства» скрыт колоссальный ресурс духовного объединения человечества, становящегося безумно актуальным перед лицом преодоления все миром глобальной катастрофы. Доминантой этой идеи уже давно стало учение и сама личность Иисуса Христа. Очень актуальным представляется в этой ситуации диалог всех мировых религий. Частью идеи «всеединства» является и налаживание мировых экономических связей и рост культурных контактов в мире. Она реализуется в следующих формах: создание мировой глобальной экономики; работа сети Интернат и других мировых коммуникационных сетей; создание мировых телевизионных сетей; работа мировых организаций, типа ООН. ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и других; организация мировых турне крупными творческими коллективами; других явлениях культурного и экономического толка. Что обеспечивает единство этих мировых процессов Это, на наш взгляд: формирование единой для разных стран «инновационной личности»; осознание многими странами духовного мессианства русского народа; приближение катастрофы, которой нужно противопоставить культурные и духовные усилия, чтобы человечество не погибло. В ХХ и нынешнем веках у многих людей возрос интерес к футурологической литературе, созданию общественных организаций, изучающих будущее. Вместе с тем повысился интерес к пророчествам русских старцев и русских святых, касающихся будущего нашей культуры. Эти данные сгруппированы в книге ( См. библ., № 2) 2.3. «Опора на системное понимание культуры» Российская культура в предчувствии «рубежных времен» не могла не выработать собственного противоядия против них. Одной из форм сопротивления предстоящему духовному падению человечества было, описанное нами системное представление о закономерностях культурного развития. Напомним, что речь идет о восьми системных законах: маятниковое развитие; поддержание культурной целостности; двойное подтверждение культурного развития; обмен «универсальности» на «эффективность; духовная дополнительность; концептуальное развитие; соответствие внутренних импульсов системы вызовам внешней среды. В своё время о них обо всех будет рассказано более подробно. В определенном смысле времена перехода от «фактологического сознания» к «инновационному» - это времена глобального Перехода цивилизаций, названные В.И. Вернадским «ноосферным Переходом». Культура должна сопротивляться сопровождающим изменения порокам тяжелых времен, и она выработала системные правила такого сопротивления. Так закон «маятникового развития» показывает, что любая тенденция в развитии культуры носит временный характер и нет необходимости преувеличивать её значение. Так со временем и сей Переход нас минует, и мы погрузимся в благодатные духовные времена. Закон «двойного подтверждения» свидетельствует, что инновационное время в каком-то смысле есть возврат и подтверждение мифологических времен, так что возврат к «бездуховности», свойственный последним, носит закономерный характер. Закон «обмена эффективности на универсальность» свидетельствует о смягчении своего действия в «последние времена». Возникают такие «универсально-эффективные системы», как ИНТЕРНЕТ. О напряженности духовной борьбы во времена Перехода свидетельствует «закон духовной дополнительности». Бездуховность должна возрастать, чтобы в сопротивлении ей росли наши духовные силы и наш потенциал. Системность культурного развития всегда предполагает наличие какой-то доминанты, способной подчинять себе основные аспекты развития системы. На инновационном этапе такой доминантой служит само творческое сознание творца и зрителя. Но есть и новое качество на этом этапе: доминанта постепенно переходит к диалогу всех элементов культурной системы между собой, хотя сознание задает при этом тон. Почему инновационный период - самый сложный период в развитии культуры Потому что именно на этом этапе сопротивление бездуховных и антикультурных сил неизмеримо возрастает. Условием сопротивления становится системная включенность в диалог всех творческих сил, участвующих в системе, учет мнения всех их, а не только одной доминанты! Они диалогическим способом ищут способы решения всех возникающих в ходе Перехода проблем. Механизм «диалога», поиски всех устраивающего компромисса и являются самым эффективным механизмом культурной целостности на этом этапе. Никто не перетягивает «одеяло на себя», все полны взаимной вежливости и уважения. В диалог друг с другом вступают не только элементы нашей национальной культуры. Но и мировой, что укрепляет её в свою очередь. Целостность мировой культуры растет, она становится инструментом борьбы против антидуховности, даже вопреки своему собственному желанию. Законы культурной целостности существуют не в вакууме, а в дополнительности с другими законами функционирования мира. Характерным примером в этом отношении является функционирование полов в социуме. Как доказал доктор биологических наук профессор Виген Геодакян, в основе взаимодействия мужчины и женщины в мире лежат требования генетического взаимодействия и разной функциональной направленности полов в социуме. Это означает, что мужчина иногда подменяет женщину, а последняя - мужчину, но в главном они себя заменить полностью не могут. Биология мудро сочетается с культурой, ибо законы этого сочетания идут от Бога. Необходимость создания семьи вытекает из «закона культурной дополнительности». Они дополняют друг друга: он - добытчик, она - хранительница очага. Сфера её действия - Дом, а его - Космос. Пользуясь формулировкой закона об «обмене эффективности на универсальность», можно утверждать, что «мужчина универсален», а «женщина эффективна». Она более приспособлена делать ежедневную рутинную работу, к которой мужчина из-за своей ориентации на поиск нового плохо привычен. Нельзя ответить на вопрос: «Кто из них лучше» Они разно функциональны и каждый приспособлен более эффективно к своей доминирующей функции: если мужчина агрессивен, всегда готов к бою, то женщина более осторожна, устойчива, готова продолжать начатое мужчиной дело; если мужчина постоянно готов к постижению нового, то женщина лучше передает традицию (поэтому среди них так много педагогов), она более глубоко готова освоить известные вещи и передать секреты их другим; если мужчина силен в Социуме или в Природе, то у женщины «мой дом - моя крепость». МУЖЧИНЫ УНИВЕРСАЛЬНЫ, ПОТОМУ ЧТО КАК ПЕРВОПРОХОДЦАМ ЧАЩЕ ВСЕГО ИМ ПРИХОДИТСЯ РЕШАТЬ НОВЫЕ, А НЕ РУТИННЫЕ ЗАДАЧИ, ОНИ ЛУЧШЕ КОНТАКТИРУЮТ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ, ЧАЩЕ СОВЕРШАЮТ ОТКРЫТИЯ. Женщина лучше приспособлена к тому, чтобы эти открытия развивать и приспосабливать к делу. Женщины сильны в технологиях, мужчины - в открытии новых закономерностей. Можно с уверенностью сказать, что инновационный потенциал мужчин выше, но у женщин выше – внедренческий потенциал, потому только вместе они способны решать задачи, которые поставит перед ними грядущее Экстремальное Время. 2.4. «Духовные ресурсы творческого развития: мужское и женское»: Прежде всего, необходимо определить само понятие «духовности». Вот определение профессора А.А.Королькова «Духовность - это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному, она противоположна утилитаризму, прагматизму; духовность ищет Абсолюта, Бога». (Библ. №3, стр. 159) Духовность, таким образом, как и высшие проявление культуры, стремится к «универсальности», ей противна «эффективность, прагматизм и утилитаризм». Духовный ресурс развития всегда связан с тем, что художник во время творчества тянется к целостности и универсальности культуры, совершенно не думает в своём экстазе о прагматических аспектах Бытия. Те же, которые универсализма лишены, напротив только об деньгах и думают! Какими же духовными (инновационными) ресурсами обладает сегодня русская культура Во-первых, ПРАВОСЛАВИЕ. Мы неоднократно подчеркивали, что хотя русская нация существует во времени меньше Православия, но сама отечественная культура, возникнув в окружении Православия, вобрала его как составную часть; Во-вторых, осознание художниками ЦЕЛОСТНОСТИ и СОВЕРШЕНСТВА русской культуры в своём конечном идеале и осознанное стремление к ним; В третьих, нравственная ориентация художника, его МОРАЛЬ. Пусть она не является постоянной вещью, творец всегда только «становится», но Идеал для своего совершенства он держит перед собой, и без сомнения, как идеал духовный; В четвертых, русский творец не зациклен на одном себе, а ориентирован на важнейший сейчас механизм творчества - «ДИАЛОГ», совместный с читателем или зрителем поиск истины. Конечным пределом такого Диалога яволяется диалог с самой открытой системой в мире – Богом. Духовные ресурсы разного вида искусств глубоко специфичны, одни они - в архитектуре, другие - в кинематографе. Наиболее яркое их проявление видно в таком духовном виде творчества, как поэзия: Я потрясен, когда кругом гудят леса, грохочет гром, и в блеск огней гляжу я снизу. Когда испугом обуян, на скалы мечет океан свою серебряную ризу. Но, просветленный и немой, овеян властью неземной, Стою не в этот час тяжелый, а в час, когда, как бы во сне, Твой светлый Ангел шепчет мне неизреченные глаголы. Я загораюсь и горю, я порываюсь и парю в томленьях крайнего усилья, И верю сердцем, что растут и тотчас в Небо унесут меня раскинутые крылья! (А.Фет) Духовные ресурсы творчества всегда внутренне противоречивы, творцу надо всегда выбирать, ибо духовность - это каждый раз самоограничение, отказ от разнообразия, это ответственный личный выбор! Бывает так, что внутренне я жажду творческого порыва, но в силу сюжета и формальных ограничений вынужден говорить сейчас пока о вещах, далеких от духовности. Конечно, за каждой такой вещью духовное начало может быть скрыто внутри, в самой оценке фактов и явлений художником. Оно может быть погружено в неявную для читателя цепь духовного напряжения, лежащую поверх сюжета, если она есть, конечно. Духовно ориентированный творец никогда не проходит мимо такой напряженности, умеет её воплотить в своем произведении Сегодня мы можем совершенно обоснованно утверждать, что целостность любой культуры держится на духовном основании. И, если это основание слабо, сама национальная культура имеет небольшие шансы, чтобы вырваться на просторы мировой культуры и получить широкое звучание, как это удалось русской художественной культуре. 3.Инновационные технологии: «В час великий, в час нежданный пробуждается прок. Свет лица его коснется , дрожь по жилам пробежит, Сердце чутко встрепенется - и исчезнет прежний вид. Ангел, богом вдохновенный, с ним беседовать слетел, Он умчался дерзновенно за вещественный предел». А.К.Толстой В силу необходимости мы рассматривали вопросы технологии формирования сознания на предыдущих этапах довольно схематично. Однако проблема инновационных технологий требует более детального рассмотрения, ибо это непосредственно касается нас сегодня, причем касается именно в практическом плане сегодняшнего выживания. Поэтому мы рассмотрим эти технологии в нескольких сферах:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • 3.1. Сфера транспорта; 3.2. Инновационный образ жизни; 3.3. Строительство на новых основах;
  • 3.8. Информационные технологии
  • 6.4. Развитие духовности населения как Путь Спасения в условиях ГЭК.
  • Озоновые дыры в Ионосфере; Глобальное потепление климата; Сдвиг магнитных полюсов планеты и наклон оси планеты;
  • Заключение Библиография 1.Вступление
  • Ведь если умирает человек, с ним умирает его первый снег И первый поцелуй, и первый бой - всё это забирает он с собой.
  • 2.Инновационная культура России «Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами, - Только отблеск, только тени от незримого очами
  • Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный торжествующих созвучий
  • 2.1 Дестабилизационные элементы Инновации: О
  • 2.1.1. Массовая культура как закономерный итог коммерционализации искусства
  • 2.1.3. «Сдерживание безудержной погони за прогрессом»
  • Нетрудно заметить, что негативные процессы в культуре – следствие экономических неурядиц России и того, что называется «порчей мозгов».
  • 2.3. «Опора на системное понимание культуры» Р
  • 2.4. «Духовные ресурсы творческого развития: мужское и женское»
  • Я потрясен, когда кругом гудят леса, грохочет гром, и в блеск огней гляжу я снизу. Когда испугом обуян, на скалы мечет океан свою серебряную ризу.
  • Но, просветленный и немой, овеян властью неземной, Стою не в этот час тяжелый, а в час, когда, как бы во сне
  • И верю сердцем, что растут и тотчас в Небо унесут меня раскинутые крылья! (А.Фет)
  • 3.Инновационные технологии: «В час великий, в час нежданный пробуждается прок. Свет лица его коснется , дрожь по жилам пробежит
  • Он умчался дерзновенно за вещественный предел». А.К.Толстой