Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Древняя Греция колыбель античного искусства




Скачать 272.49 Kb.
Дата07.07.2017
Размер272.49 Kb.
ТипРеферат



Управление образования администрации округа Муром Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»


Реферат на тему:

«Древняя Греция–

колыбель античного

искусства»




Выполнила: Золотова Ирина ученица «В» класса. Проверила: Сальникова Т.В.

Муром 2011



Г
«Познай самого себя», - было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества».
реция

Территория Греции невелика, неплодородная почва может прокормить лишь небольшое население. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад древних греков в мировую культуру неоценим. Складывается впечатление, что на одном маленьком клочке земли сосредоточились множество умнейших людей, как, будто полностью располагает этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое воздействовало на такой взрыв умов. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека – гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт.Греция — родина Олимпийских игр. Спорт популярен здесь со времен древних городов-государств. О значимости спорта в Греции говорит тот факт, что на время проведения Олимпийских игр приостанавливались все войны между греками. В современной Греции спорт также не потерял актуальности. В 1896 году, в Афинах, были проведены первые Олимпийские игры современности, где участвовало 13 стран. В 2004 году Греция вновь приняла у себя Олимпийские игры. В них участвовало уже 211 государств. Были построены новые спортивные сооружения с применением новейших технологий. Греки создали великолепные легенды о богах и героях — мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, заложили основы философии, оставили потомкам эпические поэмы, замечательные произведения архитектуры, скульптуры, а также живописи; к сожалению, последние почти не дошли до нас.

Без сомнения, наиболее значительное влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная, величественная красота и гармония служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.


Древняя Греция внесла огромный вклад в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые суждения нам кажутся сейчас устаревшими или древними, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас. Греческие племена, перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» – писал Энгельс.

Воспитываясь в музыкальной семье, я ещё с детства была знакома с музыкальными произведениями древней Греции. Позже, изучая мировую художественную культуру в школе, я снова столкнулась с искусством одной из древнейших цивилизаций. Для того чтобы глубже погрузиться в атмосферу античности, я решила выбрать данную тему для своего реферата.


Главной целью моего реферата стало изучение искусства и культуры Древней Греции.

Для достижения этой цели я определила основные задачи моей работы:


1. рассмотреть искусство Древней Греции, выявить особенности развития эпох.
2. показать особенности сложения основ античного искусства на примере скульптуры, архитектуры, мифологии.
3. выяснить, насколько актуально искусство античности в наши дни, имеет ли оно отклик у современников.

А
«Славу искусства Греции составляет монументальная архитектура, в которой выразилось основные принципы: «прочность, польза и красота»».
рхитектура древней Греции

Земля Эллады до сих поражает величественными архитектурными сооружениями. Интересно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к чудесам света. Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красоты». Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы, под которой следует понимать сочетание и взаимодействие несущих и несомых элементов. Историю культуры и архитектуры древней Греции можно разделить на три периода:



Архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно.

Классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные территории, очень непохожие по своим культурам. Эта эклектика культур была одной из причин упадка классического греческого искусства.

Эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием древний Египет.

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно, поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте именно внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым законам.

Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.



В греческой архитектуре господствовали три стиля:

  • дорический

  • ионический

  • коринфский

Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник на территорию Греции. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами. В эпоху эллинизма, когда греческая архитектура стала стремиться к большей величественности и пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Храм Зевса Олимпийского

Храм Зевса Олимпийского – был самым большим храмом в Греции, превышая, в размере даже Парфенон. Храм Зевса Олимпийского, начал возводиться еще во времена господства тирана Пеизистратоса, который начал строительство, чтобы получить покровительство общественности, но работы были прерваны, а заготовленные для него материалы, использованы при строительстве городской стены в V в. до н.э. В 175 г. до нашей эры, сирийский царь Антиох IV возобновил строительство храма, но и на сей раз, дело не было доведено до конца. После разгрома Афин Сулла увез несколько колонн в Рим, для украшения Капитолия. Только при императоре Адриане было завершено строительство этого грандиозного храма. Сейчас из ста четырех колонн сохранились лишь пятнадцать. Высота их — 17м. Поставленные очень близко друг к другу, эти огромные мраморные колонны кажутся каким-то фантастическим лесом. Они теснятся, уходя в высоту, завершаются пышными капителями, удивительными по тонкости исполнения. Внутри храма стояла гигантская статуя Зевса Олимпийского, работы Фидия, а рядом, статуя императора Адриана, выполненная из золота и слоновой кости. Около 40 г. н.э. римский император Калигула, захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке н.э. В 391 г н.э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. В начале V века н.э. статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.э. дворец, в котором стояла статуя, сгорел. С ним сгорело произведение Фидия.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоит на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Селчук на юге провинции Измир). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами. Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому (спонсировавшему проект), эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Храм Геры

Храм Геры, один из самых древних дорийских храмов Греции и самый старый периптеральный храм Олимпии, находится в северо-западном углу древней Олимпии, на южных склонах холма Кроний и отделен от него мощной стеной-террасой. Сейчас доминирует теория, что храм был построен в 600 г. до н. э. Он был подарен Олимпийскому святилищу жителями Скиллунта, древнего города Элиды. Некоторые исследователи утверждают, что этот дар изначально был произведен в честь главного бога в Олимпии — Зевса. Храм был посвящен Гере позже, около 580 г. до н. э., когда контроль над Олимпией перешел от Трифилии к Элиде, или в V веке до н. э., когда был построен знаменитый храм Зевса. Храм много раз обновлялся, римляне переделали его в музей главных ценностей святилища. Храм Геры был уничтожен землетрясением в начале IV века н. э. и с тех пор не был восстановлен. В настоящее время от здания храма сохранились лишь основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн.

Храм Аполлона в Коринфе

Греческие зодчие с большим искусством выбирали место для сооружения храма, учитывая при этом окружающий пейзаж. Один из наиболее значительных храмов архаического периода — храм Аполлона в Коринфе. Храм был построен в 550 году до н.э. В зависимости от того, где находился зритель, своеобразным фоном величественному зданию были то гладь Коринфского залива, то высокая гора Акрокоринф. По своей архитектуре храм Аполлона — дорический периптер с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью — на продольных сторонах. Его колонны и антаблемент в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Приземистые колонны, высеченные из пористого известняка, сильно сужались в верхней части, а далеко выступающие капители как бы подчеркивали всю тяжелую массивность лежащею на них антаблемента.



Кносский Дворец

Первая значительная цивилизация на берегах Эгейского моря возникла на греческом острове Крит в 1500 году до н. э. Великолепный город-дворец в Кноссе символизирует её расцвет. В 4 км от северного побережья Крита, в глубине острова, стоял древний город Кносс. Он был центром одной из великих цивилизаций, возникших в доисторическое время на берегах Эгейского моря. Согласно легенде, в Кносском дворце жили царь Минос и его дочь Ариадна. Разрушительное извержение вулкана на соседнем острове Санторин превратило Кносс в руины. В результате минойскому влиянию пришёл конец. Лишь в начале 20 века благодаря масштабным археологическим раскопкам мир смог увидеть великолепный Кносский Дворец. Это громадное для того времени сооружение состоит из царских покоев и служебных помещений, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично группируются вокруг прямоугольного двора. Их расположение делает понятным легенду о Минотавре, томящимся в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. В отличии от древних греков минойцы(люди жившие на Кноссе) не владели искусством симметрии. Создается впечатление, что крылья, залы и портики их дворцов были зачастую просто « прилеплены» к тому месту, где они были нужны, вопреки законам гармонии.



Парфенон

Парфенон (др.-греч. Παρθενών) — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине. Построен в 447 — 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы. В XVIII веке всё больше европейцев стало приезжать в Афины. Зарождается филэллинизм. В 1787 году были изданы первые зарисовки Парфенона с измерениями, созданные Джеймсом Стюартом и Николасом Реветтом в 1751—1755. Однако разграбление памятника было продолжено, и на этот раз — европейцами, заинтересовавшимся античностью. В 1799 году лорд Т. Элджин был назначен послом Великобритании в Османской империи. Он получил у султана разрешение вывезти скульптуры, что и сделал в 1802—1812. Многие фрагменты при этом сильно пострадали: в частности, некоторые блоки, составлявшие фриз, пришлось распиливать пополам. Бо́льшая часть скульптур Парфенона оказалась в Британском музее (т. н. Элджиновские мраморы), некоторые достались Лувру или Копенгагену. В Афинах их осталось мало.Варварское отношение к Парфенону прекратилось только с созданием независимого Греческого государства.

С
«Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом».

Иоганн Винкельман.


кульптура древней Греции.

Нас восхищает прекрасные древнегреческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках. Очень точно выражено в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы люби красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни.

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.

Постепенно древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм, В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет (середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не сохранилось копий ни скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стоявшей на пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными, одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции.

Колосс Родосский

Гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа. Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.



Мальчик, вытаскивающий занозу

«Мальчик, извлекающий занозу» — римская бронзовая статуя сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э. Находится в Риме в Капитолийском музее (Зал торжеств, MC 1186). Изображает обнажённого мальчика, вытаскивающего шип из своей левой ноги, сидя на камне, что, вероятно, является отсылкой к сельской атмосфере, идиллии, известной по эллинистической поэзии. Изображен юный победитель на состязании в беге для мальчиков. Он вынимает занозу из ноги после окончания соревнований. Статуя уникальна тем, что она не терялась из виду во времена Средних веков, всегда оставаясь доступной для обозрения (в отличие от многих других антиков, которые с триумфом будут извлекать из земли во время Ренессанса).



Дельфийский возничий

(др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей») — знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами. Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее. Скульптура, выполненная в человеческий рост, изображает возничего колесницы. Изображенный — очень молодой человек, юноша. Как и современные жокеи, возничие колесниц выбирались за свой легкий вес, но вдобавок им следовало быть высокими, поэтому на эту работу часто брали подростков. Он одет в разновидность хитона под названием ксистис, одеяние возничих в течение соревнований. Оно доходит почти до щиколоток и перепоясано простым поясом. Два ремня, перекрещенные на его спине, предохраняли ксистис от вздувания от ветра во время гонок. Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики: он более натуралистичен, чем куросы архаики, но поза все же еще остается застылой, по сравнению с классическими статуями более позднего времени. Другое наследие архаики состоит в том, что голова чуть отклонена в одну сторону. Чертам лица предана некоторая асимметрия с целью большего реализма. Натуралистическая трактовка его ступней в античные времена вызывала восхищение.



Дискобол

Дискобол (греч. метатель диска) - греческая мраморная статуя работы Мирона. Известна в нескольких копиях римского времени, лучшая по сохранности - в национальном музее в Неаполе. Мирон первым воплотил идею движения в своём "Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Здесь цель не просто показать движение само по себе, а показать его причастность к прекрасному. Возможно, именно поэтому лицо и голова Дискобола лишены индивидуальных черт и вообще малоподвижны: скульптор стремится изобразить не конкретного атлета – а идеального человека. Статуя "Дискобол", к сожалению, сохранилась только в древнеримских копиях. Лучшая по мнению специалистов, из них хранится во дворце Массими в Риме.

Дорифор

Дорифор (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Он — ранний пример классического контрапоста, ведь его создатель Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.Иногда эту статую так и называли - «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Оригинала не сохранилось. Существуют многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане (Музей Кьярамонти), Мюнхене, Флоренции. (В мраморных копиях позади левой ноги сооружена подпорка, в бронзовом подлиннике не присутствовавшая).

Диана Версальская

Диана Версальская или Диана-охотница — мраморная статуя I или II вв. до н. э., воспроизводящая произведение раннеэллинистического скульптора, возможно, Леохара (ок. 325 г. до н. э.).Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис-Магне и Анталье. Статуя была подарена папой Павлом IV королю Генриху II с намёком на его метрессу, Диану де Пуатье, и установлена королём в саду Фонтенбло. Генрих IV велел перевезти статую в «галерею древностей» Лувра; в Фонтенбло её заменила маньеристская копия. Ещё одну копию Людовик XIII отослал английскому королю в Виндзорский замок. Людовик XIV перенёс «Диану» — как лучшее произведение античной скульптуры во Франции — в новопостроенный Версальский дворец. Придворный ваятель Гийом Кусту сделал с неё копию для дворца Марли. В 1798 году скульптура вернулась в Лувр, где и находится по сей день.

Афина Парфенос

Афина Парфенос (Афина-Дева) — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания — 447—438 г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям. Была установлена на вершине Акророполя, в главном храме, — Парфеноне. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Боги Древней Греции


«...боги Греции не что иное,

как образы идеального человека,

обожествление человека».

В. Г. Белинский


Что такое мифы?



Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождение мира и человека, о деяниях древних героев и богов.

Из какого языка пришло это слово и что оно в нем означает?

Это слово пришло к нам из греческого языка. Оно означает «ПРЕДАНИЕ», «СКАЗАНИЕ».

Не умея объяснить причину тех или иных явлений природы, окружающей жизни, люди придумывали некие высшие силы, которые, по их мнению, управляли всем на Земле, в том числе жизнью и деятельностью человека. Эти высшие силы человек назвал богами и поклонялся им, пытаясь задобрить и испросить себе их милость. Своих богов древние греки поселили на самой высокой горе Олимпе. Ее вершина всегда, даже в самый ясный день, была затянута облаками и оставалась недоступной для человеческого взора.

Вот там-то, за облаками, и жили греческие боги, и с высоты Олимпа следили за делами людей. Отсюда они щедро награждали людей за добрые дела или жестоко наказывали за проступки и грехи.

Уран и Гея

Самым первым божеством древних греков был бог Уран - безграничное и огромное небо. Он женился на богине Гее и у них родилось множество детей: сначала титаны – шесть огромных гигантов, затем циклопы (одноглазые чудовища), а потом три уродливых монстра, каждый с сотней рук и пятьюдесятью головами – гекатонхейры. Уран встречал рождение каждого из своих потомков со всевозрастающим ужасом. Глядя на них, Уран боялся, что когда-нибудь дети восстанут против него и убьют. Поэтому он стал глотать каждого новорожденного ребенка, а уже подросших бросил в Тартар – мрачную Бездну. Гея страдала. Тогда она выковала из железа очень крепкий серп, который способен был срубить любую голову и спустилась с ним в Тартар, где томились ее дети.

Гея спросила у своих детей, кто из них решится восстать против отца, заключившего их в страшное подземелье. Из всех решился выступить только титан Кронос (время). Он убил Урана и занял его трон.

Кронос

Кронос – титан, младший сын Урана и Геи, отец олимпийских богов. Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος— время).По совету матери восстал против своего отца Урана и сверг его. Поскольку Уран остался беспомощным, то вся Вселенная оказалась у ног Кроноса. Он выпустил на волю своих братьев и сестер – титанов. Взяв в жены богиню Рею, Кронос воцарился на Олимпе. Вместе они произвели на свет двух сыновей – Аида и Посейдона, и трех дочерей – Деметру, Геру и Гестию.

Зевс

Зевс – сын Кроноса и Реи. Самый могущественный из олимпийских богов. Кронос боялся, что его дети когда-нибудь так же, как и он, восстанут против него и свергнут с Олимпа. Потому он приказал своей жене Рее приносить ему своих новорожденных детей и проглатывал их. Но Рея спрятала последнего своего ребенка на острове Крите, в глубокой пещере, а Кроносу вместо него отдала завернутый в пеленку камень. За Зевсом ухаживали нимфы Адрастея и Идея. Они вскормили маленького Зевса молоком божественной козы Амалтеи.

Гера

Герадочь Кроноса и Реи, сестра и жена Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов. На бракосочетание Геры и Зевса все боги прислали им свои подарки. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которые стали охранять геспериды на горе Атлас в саду Геры. У Геры и Зевса родились дети: Арес – бог войны, Гефест – бог кузнечного искусства и вечно юная Геба.Гера царит на высоком Олимпе, является советчицей и помощницей своему супругу. При желании богиня может одарить любого даром предвидения. Велика власть Геры – Царицы богов. Все живое склоняется перед ней, великой богиней.

Аид

Аид – Бог подземного царства.

Аид – сын Кроноса и Реи, брат Зевса, властитель царства мертвых. Он царит глубоко под землей. Ни один луч солнца не проникает туда. Царство Аида также называется Аид или Гадес. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Души умерших оглашают ее окрестности громкими стенаниями. Огромный пес Цербер сторожит вход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, никогда не повезет ни одной души туда, где светит солнце и слышится смех.



Посейдон

Посейдон – сын Кроноса и Реи, брат Зевса, бог-олимпиец, повелитель морского царства и всех его обитателей. Глубоко в морской пучине стоит чудесный дворец брата Зевса-громовержца, колебателя Земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. В глубине моря живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея.

Деметра

Деметра – дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Она дает плодородие земле, и без ее благотворительной силы ничто не произрастает ни в лесах, ни в лугах, ни на пашнях. Она обучила людей земледелию, по ее велению созревают хлеба. В месяц посевов греки праздновали в честь Деметры праздник Фесмафории.

Арес

Арес – бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста. У Ареса двое сыновей под стать ему: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас), вечные спутники войны.

Гефест

Гефест - Бог огня и кузнечного дела.

Сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не мог сравниться в искусстве ковать. Он родился слабым и уродливым младенцем. В гневе Гера схватила и бросила сына с Олимпа вниз, на далекую землю. К счастью упал он не на землю, а в безбрежное море, где ребенка подхватили океаниды, морские богини. Они сжалились над маленьким уродцем и унесли его на дно океана. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками и широкой грудью. Он был дивным мастером в кузнечном ремесле, выковал много неповторимых золотых и серебряных украшений.



Афина

Афина – первая дочь Зевса и богини Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел. Это богиня справедливой войны. Она покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Афина хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции особо чтят ее за покровительство в женском рукоделии. Богиня мудрее всех богов Олимпа. Зная это, Зевс сажал ее рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. И люди, желая улучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. В честь Афины в Греции построено очень много храмов.

Аполлон

Аполлон – сын Зевса и Латоны (богини лета), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз.

Артемида

Артемидадочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона. Артемида – богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия. Она заботится обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле. Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами весело охотится Артемида со своими спутницами-нимфами. Любит отдыхать Артемида в прохладных гротах. И горе тем, кто нарушит ее покой.

Гермес

Гермес – сын Зевса и нимфы гор Майи. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства. В гроте горы Киллены родился сын Зевса и нимфы Майи, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях с жезлом в руках. Гермес покровительствует путникам не только при жизни. Он ведет и души умерших в их последний путь – в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Покровительствуя в торговле, Гермес дает людям доход и посылает богатство. Он же бог красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости и хитрости.

Пан

Пан – божество стад, пастбищ, лесов и полей, сын бога Гермеса и нимфы Дриопы. Пан родился таким уродливым – с рожками, бородой, козлиными ногами и хвостом, что мать в ужасе убежала от него. Дитя подобрал отец и отнес его на Олимп, где при виде его все боги покатились со смеху. Пан и означает «понравившийся всемПан – пастырь овец и коз. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Но он также покровительствует охотникам и рыбакам, т.е. всем, кто общается с дикой природой и пользуется ее благами. Пан охраняет неприкосновенность природы, ее мирный покой.

Асклепий

Асклепий – бог врачевания, сын бога Аполлона и простой смертной женщины Корониды. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Его привел сам Аполлон. Но люди так полюбили Асклепия, что обожествили его как бога-целителя. Люди воздвигли ему много святилищ и храмов, среди которых самый знаменитый храм Асклепия в Эпидавре.

Афродита

Афродита – первоначально богиня плодородия, а затем богиня любви. Она родилась из морской пены и капель крови свергнутого бога Урана. Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь. Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей.

Гименей

Гименей – бог брака, сын Афродиты и Диониса, бога виноградарства и виноделия. Он спешит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать им радостную жизнь.

Гелиос

Гелиос – бог солнца (или само солнце). Каждое утро он появляется на солнечной колеснице, запряженной четверкой белых, крылатых, извергающих огонь коней (их имена – Свет, Блеск, Гром, Молния), и опускается в Океан на западе, чтобы пересесть на огромную круглую лодку до утра.

Хирон

Хирон – сын Кроноса и океаниды Филиры, воспитатель множества греческих героев. Хирон родился полуконем-получеловеком. Мудрый, справедливый, благожелательный, он слыл знатоком медицины и искусств, особенно музыки. Хирон был другом Аполлона, и воспитателем, учителем таких героев как Геракл, Ахиллес, Персей, Ясон.

Рефлексия

Подготавливая реферат по данной теме, и испытывала противоречивый чувства. Приходилось изучать много материала и искать в различных источниках. Но наряду с усталостью, мне было интересно узнать какая она – Греция, что она из себя представляет. Сколько нитей тянется от неё через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Познакомившись с искусством древней Греции, для себя я отметила, что художественное творчество античности - живительный, неиссякаемый источник, из которого черпала все позднейшие искусства. В нём меня привлекли жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческой личности и вера в безграничные творческие возможности.



Источники:

http://lib.ru/MIFS/greece.txt

http://www.antica.lt/page-id-219.html

http://www.worldwalk.info/ru/catalog/1188

http://www.turspeak.ru/temple-of-apollo-corinth

http://www.o8ode.ru/article/planetwa/ezze/egey/knocckii_dvorec.htm

http://www.greecetoday.ru/home/reports/261

ru.wikipedia.org

http://images.yandex.ru

Васильевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Мировая художественная культура»

http://greciya.net

http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm

http://volk77.narod.ru/divan/ziviliz/grezija.html

http://marrizita.narod.ru/3.htm

Г.И. Данилова и др. « Мировая художественная культура»

http://www.zhmak.info/1151351093-grecija-oboi-na-rabochijj-stol.html



Содержание

Греция ………………………………………………………………….……..2

Архитектура древней Греции ……………………………………….……..4

Храм Зевса Олимпийского…………………………………………….……...5

Храм Ники Аптерос …………………………………………………….…….6

Храм Артемиды в Эфесе ……………………………………………………..6

Храм Геры ………………………………………………………………..……7

Храм Аполлона в Коринфе………………………………………….…..…….7

Кносский Дворец. ……………………………………………………….…….7

Парфенон ………………………………………………………………………8



Скульптура древней Греции………………………………………….…….9

Колосс Родосский……………………………………………………………..10

Мальчик, вытаскивающий занозу …………………………………….….….10

Дельфийский возничий……………………………………………………….11

Дискобол ………………………………………………………………….…...11

Дорифор ………………………………………………………………….……12

Диана Версальская ……………………………………………………………12

Афина Парфенос ………………………………………………………….…..13



Боги древней Греции. ……………………………………………………….14

Уран и Гея……………………………………………………………………...14

Кронос……………………………………………………………………….…15

Зевс………………………………………………………………………….….15

Гера…………………………………………………………………………….15

Аид………………………………………………………………………….….15

Посейдон………………………………………………………………………15

Деметра……………………………………………………………………..….16

Арес………………………………………………………………………….…16

Гефест…………………………………………………………………….……16

Афина……………………………………………………………………..……16

Аполлон………………………………………………………………….…….16

Артемида………………………………………………………………….……16

Гермес……………………………………………………………………..……17

Пан………………………………………………………………………..…….17

Асклепий………………………………………………………………….……17

Афродита………………………………………………………………….……17

Гименей………………………………………………………………………...18

Гелиос…………………………………………………………………….…….18

Хирон …………………………………………………………………….…….18

Рефлексия………………………………………………………………….…...19

Источники ……………………………………………………………….……..20



Содержание…………………………………………………………………….21