Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей




страница1/5
Дата06.07.2017
Размер0.95 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2» Принято Утверждаю Педагогическим советом Директор МАОУДОД «ДМШ №2» МАОУДОД «ДМШ №2» Протокол _________________ А.Е.Рыбин От 13 января 2014г. «____»_________________2014г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМРА (срок обучения 5 (6) и 7 (8) лет) Набережные Челны 2014г. Содержание I. Пояснительная записка 4 Требования к минимуму содержания, условиям реализации дополнительной образовательной программы в области музыкального искусства «Домра». Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной образовательной программы в области музыкального искусства «Домра» 6 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1 ДОМРА (срок обучения 5 (6) и 7 (8) лет) 1 I.Пояснительная записка 3 V. Перечень программ учебных предметов по дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Домра» 36 VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися. 36 др); 43 47 Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Домра» 47 Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности 58 Пояснительная записка Настоящая образовательная программа дополнительного образования детей в области музыкального искусства «Домра» (далее - программа «Домра») составлена на основе примерных государственных требований которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе. Программа «Домра» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; -подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Программа разработана с учётом: обеспечения преемственности программы «Домра» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства; -сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Программа ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; -воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; - выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеханеуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Срок освоения дополнительной образовательной программы «Домра» для детей, поступивших в МАОУДОД «Детская музыкальная школа №2» (далее - Школу) в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет., в возрасте десяти лет до двенадцати включительно, составляет пять лет. Срок освоения программы «Домра» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. Школа имеет право реализовывать образовательную программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам. При приеме на обучение по программе «Домра» Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти. Оценка качества образования по программе «Домра» производится на основе примерных требований государственного стандарта. Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Домра» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой. II. Требования к минимуму содержания дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Домра». Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Домра». Минимум содержания программы «Домра» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально - исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Домра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле, оркестре; умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков публичных выступлений; области теории и истории музыки: знания музыкальной грамоты; знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; первичные знания в области строения классических музыкальных форм; умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; навыков восприятия элементов музыкального языка; сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства; навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа; навыков анализа музыкального произведения; навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; навыков записи музыкального текста по слуху; первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста. Результатом освоения программы «Домра» с дополнительным годом обучения предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: знания основного репертуара для домры; знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений; умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями; в области теории и истории музыки: первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства; первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала); умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения; наличие первичных навыков анализа музыкального произведения с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур) и т. п.; навыков восприятия современной музыки. Результаты освоения программы «Домра» по учебным предметам должны отражать: 2.4.1. Специальность: наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиями домрового репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (произведения крупной формы, этюды, обработки народных мелодий, оригинальные произведения, переложения для домры произведений русской и зарубежной классики, произведения советских композиторов ); знание художественно-исполнительских возможностей домры; знание профессиональной терминологии; наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. Годовые требования по классам Срок обучения – 7 (8) лет Первый класс (2 часа в неделю) 1 полугодие 1.Донотный период работы Знакомство с домрой (составные части, показ возможностей инструмента). Приступить к первому практическому уроку можно только после выполнений требований к посадке ученика, установки инструмента и постановки рук. Часть урока посвящать подготовительным упражнениям: на релаксацию, игровые упражнения на инструменте, для развития гибкости рук, ритмические упражнения, упражнения на координацию движений. Изучение основ нотной грамоты, выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте. Организация работы игрового аппарата: посадка, постановка рук, удержание инструмен- та, координация работы рук, устранение мышечной напряженности. Освоение и усвоение основных приемов игры, штрихов, способов атаки звука. Работа над качеством звукоизвлечения и культурой звука. Выработка ощущения метроритмической пульсации. Развитие слуховых данных, памяти, умения слушать и слышать. Осмысленное, выразительное, эмоциональное исполнение пьес, простых по содержанию и форме, с ясным художественным образом, с соблюдением некоторых динамических изменений. Развитие музыкально-слуховых представлений, творческого воображения, фантазии. Воспитание сценической культуры, исполнительской воли, уважительного и бережного отношения к инструменту, умения обращаться с ним. Теория и практика: Развивающие игры, знакомство с инструментом: гриф, деление на октавы, таблица основных штрихов, понятия о нотах. Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Организация игрового аппарата. Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш. 2.Игра по нотам (соло) Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Понятие f и p. Аппликатура. Позиционная игра. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмами: удар вниз, удар вверх 3. Игра по нотам (ансамбль) развить и активизировать творческое начало личности ребенка, увлечь ребенка музыкой, приобщить к совместному творчеству. 4. Подготовка к выступлению Подбор индивидуальной программы для выступления. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании. В течение первого года обучения учащийся должен пройти: 4 - 6 этюдов на различные пройденные штрихи и приемы игры с минимальным количеством знаков и простым ритмическим рисунком; 12 -14 пьес и песен разного характера; 4 - 6 произведений для чтения нот с листа. Кроме того необходима регулярная игра в ансамбле. Переводные требования При переходе во второй класс учащийся должен исполнить 2 пьесы различного характера. ( Учащиеся не выступают перед комиссией в I полугодии). Примерные переводные программы. I Балакирев М. Катенька веселая Левин З. Неваляшки Иванников В. Паучок Рус.нар.песня Как под горкой под горой II Бакланова Н. Этюд - А Лещинская Ф. Полька Филиппенко А. Цыплятки Кабалевский Д. Прогулка III Шитте Л. Этюд - Д Филиппенко А. По малину в сад пойдем Федоров С. Прелюдия Ребиков В. (обр.) Аннушка ВТОРОЙ КЛАСС годовые требования 1.Повторение пройденных в 1-м классе теоретических понятий и выученных произведений. Знать устройство инструмента, правила посадки и постановки рук. Основы нотной грамоты: уметь ориентироваться в нотной записи и на грифе инструмента. Различать характер музыки, осмысленно и выразительно играть небольшие пьесы. 2.Основные приемы игры. Единичное движение медиатора вниз и вверх, переменное движение. Ровность переменных ударов, короткие фразы тремоло (на открытых струнах или отдельных нотах, воизбежание зажатости рук). Штрихи, атака звука. Нажим и бросок (единичное движение медиатора). Игра в первой позиции. Смена струн. Работа на одной струне, работа правой и левой рук при смене струн. Игра на одной струне по всей ее длине любым одним пальцем. Игра в разных позициях, без их смены. Динамика: p, mp, mf, f, cresc., dim. Ровное динамическое звучание, контрастная динамика. Ритмика: Дубль-штрих, триоли (по 3 удара на одну ноту). Красочные приемы. pizz. б. пальцем. Шумовые эффекты. 3. Работа над пьесами и обработками детских песен Теория и практика Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами и обработками. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи, образов с помощью музыкальных и выразительных средств. 4. Подготовка к выступлению Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании. В течение второго года обучения ученик должен пройти: Мажорные однооктавные гаммы до трех знаков в первой и второй позициях, используя удары в разные стороны, дубль-штрих; 4 - 6 этюдов в тональностях до трех знаков в ключе на различные виды техники. 8 - 10 пьес разного характера; 4 - 6 произведений для чтения нот с листа. Необходима систематическая игра в ансамбле. Переводные требования При переходе в III класс учащийся должен исполнить 2 пьесы различного характера. Примерные переводные программы. I Шишаков Ю. Этюд - А Гурилев А. Сарафанчик Иванова Т. Полька Андреев В. (обр.) Светит Месяц II Бакланова Н. Этюд - А Кабалевский Д. Клоуны Парлов А. Марш Соловьев Ю. (обр.) Ах вы, сени мои, сени III Глейхман В. Этюд Комаровский А. (обр.) Литовская народная песня Попонов В. (обр) Коломыйка Федоров С. Волчок ТРЕТИЙ КЛАСС годовые требования 1.Повторение пройденных в 2-м классе теоретических понятий и выученных произведений. Повторение произведений, исполненных на экзамене. Чтение с листа несложных мелодий. Он должен уметь свободно разбираться в нотном тексте, обозначения х темпа, динамики, знать музыкальные термины, основные средства выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений, уметь охарактеризовать исполняемую музыку; знать основные приемы игры и штрихи, свободно владеть инструментом в пределах первой позиции. 2. Основные приемы игры. Совершенствование техники левой руки, аппликатурной дисциплины. Соединение тремоло с движением медиатора вниз, движением медиатора вверх. Нажим и бросок (переменное движение медиатора). Артикуляция. Стаккато (с участием пальцев левой руки). Легато, нон легато. Деташе, тремоло. Дальнейшая работа по организации игрового аппарата, над координацией работы рук и культурой звука. Развитие навыков исполнения кантилены. 3. Работа над техникой. Воспитание навыков грамотной работы с нотным текстом. Расширение динамической шкалы. Развитие навыков осмысленной, выразительной, технически четкой и ритмически точной игры. Смена струн в гаммаобразном движении. Гаммы, арпеджио: Диатонические однооктавные в 1 позиции (А, F). Тонические трезвучия в пройденных тональностях. Темп медленный. 4. Работа над этюдами. Разбор и совместная работа над этюдами. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение находить баланс между мелодией и аккомпанементом (при работе с концертмейстером). Развитие наблюдательности, самоконтроля, усиление аналитического начала в занятиях. 5. Работа над пьесами. Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выбранного произведения. Формирование навыков концентрации и распределения внимания при решении творческих задач. Формирование самостоятельности. Расширение понятий о выразительных средствах музыки и ее временных свойствах (мелодия, лад, метр, ритм) и их роли в формировании музыкального образа. 6. Работа над полифонией Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложение, и т.д.), работа по голосам, по фразам различными приемами. Развитие памяти, а также внутреннего слуха, развитие навыка предслышания. Расширение знаний и музыкальных впечатлений. Активизация мыслительной деятельности, творческого воображения, ассоциативного мышления. 7. Подготовка к выступлению. Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании. Формирование сценической и общей культуры. В течение третьего года учащийся должен пройти: Мажорные однооктавные гаммы в 1 позиции. Тонические трезвучия в пройденных тональностях; 2 - 4 этюда в тональностях на различные виды техники; 8 - 10 пьес разного характера; чтение нот с листа. Переводные экзаменационные требования При переходе в IV класс, учащийся на экзамене должен исполнить 2 пьесы различного характера. Примерные переводные программы. I Моцарт В. Финал 1 действия из оперы Дон Жуан Агафонников Н. Догони-ка Голиков Полька Сапожников В. (обр.) Уж ты, поле мое II Арлер Х. Там за радугой Беренс Г. Этюд – Д Ой цветет калина Фурмин С. (обр.) Ой гоп, тай ни, ни...
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс
  1   2   3   4   5

  • с дополнительным годом обучения
  • Годовые требования по классам Срок обучения – 7 (8) лет Первый класс (2 часа в неделю) 1 полугодие
  • 3. Игра по нотам (ансамбль)
  • 4. Подготовка к выступлению
  • В течение первого года обучения учащийся должен пройти
  • Примерные переводные программы. I
  • ВТОРОЙ КЛАСС годовые требования 1.Повторение пройденных в 1-м классе теоретических понятий и выученных произведений.
  • 3. Работа над пьесами и обработками детских песен
  • В течение второго года обучения ученик должен пройти
  • Переводные требования
  • ТРЕТИЙ КЛАСС годовые требования 1.Повторение пройденных в 2-м классе теоретических понятий и выученных произведений.
  • 2. Основные приемы игры.
  • 6. Работа над полифонией
  • 7. Подготовка к выступлению.
  • В течение третьего года учащийся должен пройти
  • Переводные экзаменационные требования