Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Донецкое отделение




страница1/24
Дата29.05.2017
Размер3.37 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ИРЕНА СТУЛЬПИНЕНЕ ФИЗИКА ЯЗЫКОМ СЕРДЦА ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСУ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕБЕР» ДОНЕЦКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Донецк 2008 УДК 53.01 ББК 22.3 С88 Книга создана при содействии сотрудников Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма» Обложка: рисунок Инны Филлиповой «Полярная звезда» С88 Стульпинене И. Физика языком сердца : [приложение к курсу физики средней школы для духовно-нравственного воспитания] – Донецк : Изд-во Вебер (Донецкое отделение), 2008. – 181 с. ISBN 978-966-335-220-6 К чему такое школьное естествознание, в котором нет места главному естеству – человеку и его жизни Если оно не содержит вопросов о смысле жизни Если в нём нет места высоким чувствам Если знания так и не сделали мир людей лучше Если не на- правляют мысль к главному – к Непреходящему Мир задыхается в кризисе своих изощрённых логических вычислений. Главное формулами не вычислить – утверждает автор книги, учитель физики и предлагает иной путь: всеми усилиями направлять чувства и мышление молодых к утончённости и целостному мироощущению, к пониманию, что законы гармонии чело- века с природой, с другими людьми, с самим собой и с Богом, бездуховными быть не могут! Призвание учителя любого предмета: из человека выращивать Человека, спо- собного жить в мире и согласии со всеми людьми. Как мудрецами сказано: «Когда же усложнятся вычисления и затмится Беспредельность, тогда снова вспомнят простей- шую основу: от сердца к сердцу, – таков закон сотрудничества, общины, содружества». Но книга эта – не поурочно расписанная методика. Автор, пользуясь принципом аналогии, показывает, что любой физический закон, явление и даже биографические события из жизни великих учёных имеют духовную составляющую и помогают само- познанию и самовоспитанию. Законы духовного знания бесконечно шире законов зем- ных наук. И прилагая усилия раскрыть глубинную суть законов земных наук, мы воз- вышаем и своё, и сознание наших учеников до целостного космического миропонима- ния – в нём едины духовность материального и материальность духовного. Каждому предметнику под силу на уроках «писать» собственную книгу об откры- том, многомерном, нелинейном, живом, Бесконечном и Вечном Мире и поисках смысла жизни в нём. Это и есть истинное призвание одухотворённой науки. УДК 53.01 ББК 22.3 ISBN 978-966-335-220-6 © Ирена Стульпинене, 2006, 2008 3 ВДОХНОВИТЕЛЯМ И СОТРУДНИКАМ Эта книга родилась из мечты о светлом будущем, когда в почёте будут Любовь и Мудрость. Ведь как хочется жить в мире, который понятия Дух и Сердце будет смело применять при изучении и естествознания, и точных наук! В такое будущее путь очень труден, и в этом помогают человечеству духовные водители и мудрецы. Поэтому – низкий поклон и сердечная благодарность Мудрецу, ведущему от земного к Высшему, основателю Гуманной педагогики, академику Российской академии образования Шалве Александровичу Амонашвили, вдохновителю книги. Учительская доля такова: школьный учитель своё не создаёт, он только знакомит питомцев с тем лучшим, что уже найдено и создано человечеством. Это обязывает учи- теля быть надёжным проводником и новейших идей, и вечной мудрости. Поэтому – низкий поклон и сердечная благодарность всем Авторам, мысли которых пришлось цитировать. Этот труд – попытка выразить своё личное чувство физики. В том нет никакого противоречия научной логике, а только – её дополнительность. Чувства не доказываются логически. Они либо есть, либо их нет, кто может их отрицать Однако на всеобщее обозрение отдавать своё чувство Веры – очень нелегко. Но оказалось, что Вера притягивает помощь и поддержку! Поэтому – низкий поклон и сердечная благодарность: Рыцарям Гуманной Педагогики – латышскому деятелю культуры Дайнису Озолсу и поэтессе Марианне Озолине; едино- мышленницам – моей Дочери и Р.П.; дорогой Маме; кропотливым и терпеливым литера- турному и техническому редакторам Майе Голубевой и Скайдрите Рудзише и Друзьям из разных стран, поддержавшим это решение, помогавшим дельным и добрым советом, создавшим условия для работы. Ирена Стульпинене 4 ЧТО НАМ ПРЕДЛАГАЕТ ИРЕНА СТУЛЬПИНЕНЕ Книгу эту можно назвать долгожданной и прекрасной. Но не в том смысле, что мы имеем дело с открытием новых законов физики, а в том, что имеем дело с новым подхо- дом к расширению образовательных курсов на примере физики. Ирена Стульпинене, которая Международным Жюри «Сердце и Лебедь» признана «Рыцарем Гуманной Педагогики», действительно свершает рыцарское дело: смело, убе- дительно и с чувством преданности, что существует радость познания, предлагает нам осмыслить физику через сердце. И получается педагогическое «чудо»: законы физики (механики, электродинамики и других областей) начинают объяснять не только мир, который вне нас, но и мир, кото- рый внутри нас. Любой закон, – подчеркнём это слово – любой, – может обратить наш взор на наш духовный мир, и мы постигнем пути самоусовершенствования, познаем гар- монию души, прочувствуем целостность Вселенной. Что для этого нужно Нужно соблюсти четыре принципа: – принцип аналогии, – принцип смелости в расширении сознания, – принцип духовного гуманизма, – принцип принятия «живых фактов» передовой науки. Ирена Стульпинене – талантливый учитель физики, выбирает весьма увлекательный способ для изложения своих открытий – откровенное повествование, когда сам автор радуется тому, что может доставить радость другим. Она рассказывает, как будто беседует сама с собой. И так как ищет язык сердца, то не может обходиться без ис- кренности. Ирена Стульпинене преподнесла нам свой дар духа. Этот дар приоткрывает нам, может быть, недалёкое будущее образовательного мира, когда так называемые учебные предметы станут не наборами сухих параграфов с нескончаемыми нумерациями упраж- нений, задач и заданий, а источниками постижения образа жизни, смысла жизни, роско- ши общения, суровости долга. Это то будущее, когда учебные предметы станут образо- вательными курсами и естественно возьмут на себя функцию духовно-нравственного становления растущих людей. Стоит ли приводить примеры из книги «Физика языком сердца» Боюсь исказить прекрасное изложение автора, и потому предпочитаю, чтобы чи- татель сам удостоверился в моих, – не совсем полных, – оценках. Может быть Вы тоже, уважаемый учитель, скажете вместе со мной: а кто рас- скажет нам также языком сердца о биологии, о химии, о математике, о других образо- вательных курсах Как это было бы здорово! А может, не будете ждать, когда это слу- чится, и сами займётесь этим прекрасным делом Ирена Стульпинене дала нам пример. Дала ещё пример того, как не надо ждать го- сударственного стандартизирования образовательных курсов, а нужно просто выбрать путь героя духа и свершить свою долю чуда со своими учениками. Шалва Амонашвили Бушети, Грузия 2006 г. 5 «Цель и смысл существования – стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу» Из Учения Живой Этики «Каждая школа есть просветительное приготовление к жизненному труду. Чем больше школа вооружит ученика своего на избранном им поприще, тем она будет жизненнее, тем она станет любимее. Вместо формального холодного окончания школы ученик навсегда останется её другом, её верным сотрудником. Основание школ есть дело поистине священное. Примат Духа заложится среди правильных, освобождённых от предрассудков оснований. Там же, где вознесётся прочно примат Духа, во всей своей великой реальности, там произрастут лучшие цветы возрождения и утвердятся очаги, просвещённые Светом Знания Неугасимым» Николай Константинович Рерих 6 УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ФИЛОСОФОМ «Состояние, к которому мы должны стремиться и устремляться, – это состояние культурного просвещения, а не простого, хотя и широкого образования. Можно выучить наизусть имена тысяч мужчин и женщин и всё же ничего в действительности о них не знать. Чему мы должны научиться – так это постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни» Святослав Николаевич Рерих «Зачем учиться, если всё равно умрём» – спросил меня восьмиклассник. Что ему ответить Что я знаю о жизни и смерти Может умолчать Если мои ценности – отметки, грамоты почёта, рейтинги, то есть материя и форма, – прикажу не задавать глупых вопросов, скажу, чтобы с этим обращался к учителям этики, а сама с классом буду решать задачи – до «позеленения»: нужно подготовиться к контроль- ной работе, к экзаменам, к олимпиаде, предстоит участвовать в чемпионате по физике, следует поднимать рейтинг школы – некогда заниматься такой ерундой, некогда ломать голову, почему подросток задаёт вопрос о смерти, – голоса совести я не услышу... Какое мировоззрение, таков и ответ. Если нет у меня смелости верить, что существует не одна лишь материя, – ещё одно поколение поведу в заблуждение. НЕЗНАНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ Гуманная педагогика утверждает: подобное воспитывается подобным. Потому, если главным своим учительским заданием считаю успешность судьбы и рост духовных сил Ребёнка – Вечного Путника Вселенной, отшвырну в сторону логику сорев- нований – начну незапланированную беседу. Я вольна выбирать! А отброшенная логика будет сопротивляться, будет угрожать потерей достижений и наград, будет шептать, что неизвестно, вырастет ли вообще когда-нибудь семя, брошенное моим ответом. Случайно ли я однажды во сне притчу слышала, которую отлично и сегодня помню: «Хотели уничтожить зёрна, дающие маленький урожай. Через девять лет эти зёрна принесли урожай, в девять раз превосходивший урожай других...» Когда ученик задаёт вопрос о жизни и смерти, учитель любого предмета обязан быть светлым философом, чтобы из брошенного семени взошли добрые всходы. Ибо подобное воспитывается подобным! Самая великая ложь – говорить детям, что никто не знает, в чём смысл жизни, что ни- кто, мол, этот смысл ещё не нашёл, что после смерти ничего нет. От таких ответов взрос- лых начинаются заблуждения молодых людей: взрослые подтолкнули думать, что цель жизни – эгоистическое самонаслаждение. Самое большое легкомыслие взрослых – само- надеянно заявлять: «Где доказательства Люблю сам во всём убеждаться. Не поверю, пока не пощупаю». Так и хочется спросить: «А молекулы и атомы вы уже видели, щупали Нет Тогда почему верите» Незнание от ответственности никого не освобождает. 7 ЕДИНСТВО СЕРДЦА И УМА А.Эйнштейн писал: «Где только возможно, изучение должно стать переживани- ем...» [1] Однако уроки естествознания перегружены убивающим детей количеством фак- тов и железной логикой. На философствование строгие «Стандарты обучения» времени нам не дают. Не потому ли детям так трудна физика Они всем своим тонким нутром чув- ствуют, что мир шире, величественнее, прекраснее и интереснее, чем мир, раскрываемый на уроках естественных наук. Пустоцветным будет урок, на котором царят факты, решения задач и различные тре- бования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Трагедия, когда на уроках естествознания нет места «главному естеству» – человеку. Но если учитель, подоб- но художнику, творчески соединит ум с сердцем, то даже физика может стать живой нау- кой самопознания. Или заблуждаюсь, полагая, что это правильно для любого школьного предмета ГУМАННЫЙ – ЧЕЛОВЕК СМЕРТНЫЙ, ИЩУЩИЙ В СЕБЕ БЕССМЕРТИЕ Почему эта мысль великого гуманиста и педагога Шалвы Амонашвили стала для меня путеводной звездой Потому, что именно она помогла мне поверить в себя, не уйти из школы. Потому, что пришло такое время, когда учителю в школе, особенно учителю естество- знания, говорить о Беспредельном и Вечном стало почти что неприлично. Считают, что главное, чему школа должна учить, – это умению приспособиться к рыночной жизни. Ка- кое ещё Бессмертие – пусть учитель физики учит, как экономить, когда пользуемся ре- сурсами энергии, планета ведь на грани катастрофы… Есть неизбежное – требования стандартов, но есть наинужнейшее – культура и миро- воззрение человека. Стандарты обеспечат успехи будущей цивилизации, но без культуры и целостного мировоззрения – будущего вообще может не быть! Никакая физическая внеш- няя экология не спасёт погрязшую душу... И потому я выбираю. Да, старшеклассников буду тщательно обучать положениям классической физики и тонкостям решения задач, ибо понимаю степень своей ответственности за подготовку ре- бят к государственным экзаменам по принятым стандартам. Но ещё важнее – формировать их синтетическое мировоззрение. Да, очень важны показатели школы, но я выбираю: не буду соперничать с коллегами- физиками из других школ – свои силы направлю на поиск новой научной информации, на её обработку, чтобы довольно сложную информацию передать простым, доступным, по- нятным ребятам языком. Для этого требуется очень много времени, так как содержание учебников много лет не меняется и совсем не соответствует духу науки наших дней! Не могу обходить стороной важнейшие новые научные открытия, факты и из них следующие гипотезы, не могу не видеть этические и нравственные компоненты новейших теорий. Да, я выбираю. Пусть «моя» физика идёт в ногу не с устаревшей, идеологизированной, но с передовой наукой, которая отлично сочетает противоположения: абсолютные и относительные понятия, непрерывность и дискретность, близкодействие и дальнодействие, материальные и психофи- зические явления, исследованные и непознанные формы материи и энергии и т.д. Да, я сделала выбор. И пусть многое у меня ещё получается не так, как мне хотелось бы, но я продолжаю учиться. Пусть часто мне ставят подножку мои недостатки, мой характер и темперамент, всё равно усердным трудом оправдаюсь пред Тем, кто назначил меня работать с детьми. Я выбираю и принимаю ответственность за свой выбор. 8 Сердце имею – остальное приложится. МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ Мои опоры – Учение Живой Этики и философия Гуманной педагогики, постулаты ко- торой сформулировал доктор психологических наук, академик Шалва Амонашвили; а главный из них – постулат примата Духа. Для меня это – не теоретические размышления, но живая реальность, каркас моего мировоззрения. Вот краткое изложение того, чем пытаюсь насытить уроки физики. 1. Существуют Космические законы Если наблюдать не только физическую повседневность (физика в быту, физика в мас- терской, физика в ванной и т.д.), но и прослеживать и отмечать, как утончились научные изыскания, сколько новых и очень необычных открытий сделано на стыке разных наук, то поймём, что пора на уроках дать космический простор мышлению. Главное: есть много относительных истин, но существует и Абсолютная Истина, и она вечна. Потому на уроках вслух размышляю: – законы физического мира – часть Космических законов; но без понимания законов земных мы не будем способны продвинуться к пониманию законов Высших; – нужно принять необъятность Вселенной, бесконечность Материи и форм её прояв- лений – недопустимо ограничиваться сегодняшним человеческим пониманием. Ме- ры земные не соответствуют величию Космоса. Когда человек категорично отделяет себя от Беспредельности, он начинает мерить только физическими мерками. Нужно расширить горизонт мышления. Мыслям душно и узко в трёхмерии! 2. Спираль эволюции, ведущая к утончению Пути развития бесконечны. Наука, углубляясь в область невидимого глазу, расширила понимание материальных явлений. Она начала экспериментально исследовать более тон- кие виды материи и энергии и уже не остановится. Научные поиски утончаются – школьный курс не должен отставать. Потому на уроках объясняю: − эволюция – это утончение, расширение и рост по восходящей спирали; − инволюция – это огрубение, ограничение (сужение) и спуск по нисходящей спирали; − всё по спирали может двигаться в любом направлении, потому всегда следует вы- бирать свой вектор движения. Суть эволюции – самостоятельное духовное усовершенствование. Наука, которая созидает, – восходит. Школа также – только восходящая спираль! 3. Принцип «Всё Едино» В каждой точке Вселенной, как в голограмме, есть вся информация обо всём. Из каж- дой части возможно рассмотреть контуры целого. Всё связано, всё едино, нет ничего, что не станет явным. Миры взаимопроникают друг друга. Чем тоньше, тем проникновеннее. Передовая наука не отрицает, но с большим интересом исследует тонкие явления. И не находит ника- кой границы между физическим миром и более высокой реальностью. Если и существовал искусственный барьер, то он частично уже перейден наукой и будет стёрт совсем. Потому на уроках подсказываю: 9 − микрокосм и макрокосм, человек и Космос – неразрывно связаны и подвержены взаимовлиянию; − нет ничего сверхъестественного и потустороннего. Есть изученное и постигнутое человеком и есть ещё не изученное, не постигнутое им. Но явления высшего поряд- ка столь же материальны, как и явления физические; − надо учиться вмещать противоположения, как в научном познавании, так и в собст- венных действиях и мыслях. Изучая рациональное – руководствоваться идеальным, живя в материальном мире, руководствоваться духовными ценностями; − всё рядом, всё едино, всё во всём – как в голограмме. Будет объединение миров в человеческом сознании! 4. Вибрация, ритм и резонанс Всё в мире есть вибрация – начиная от движения электронов. Всё живёт множеством частот и ритмов, всё излучает. Не все излучения можем регистрировать, тем более – ви- деть. Тонкие вибрации генерируют тонкие излучения. Чем тоньше, тем труднодоступнее для исследований. Главное условие для наблюде- ний – резонанс и соответствие между наблюдаемым и наблюдателем. Потому на уроках говорю: − человек есть генератор полей и волн с широчайшим спектром частот. Все процессы в человеке, начиная с процессов в клетках и кончая активнейшими центрами элек- тромагнитных сигналов – мозгом и сердцем, генерируют излучения. Учёные иссле- дуют эти излучения; − самая тонкая часть человеческих излучений – аура – науке мало знакома, хотя в ис- следовательских лабораториях уже регистрируют части ауры. Изучая свою ауру, человек сможет очень много узнать о себе; − резонанс – мировое явление, основа общих достижений, успехов при сотрудничест- ве и кооперации. Резонанс – лучшее зеркало наших мыслей. Кто на что резонирует, тот тому и соответствует. Потому все обязаны знать: резонансом можно и строить и разрушать системы; − соответствие – основа связи миров. Соответствие и резонанс «управляют» миром: тоньше и чувствительнее – кверху, гру- бее и менее чувствительно – книзу. 5. Роль сознания и силы мысли Уже идут эксперименты, проверяющие силу мысли; уже на экранах наблюдают ритмы мыслительного процесса. Будет время, когда не только учёные, но и мы сможем наблюдать этот процесс на экранах. Тогда поймём, что мысль реально живёт во времени и пространст- ве. Учёные объясняют, что мысли могут объединяться с себе подобными, усиливаться (ре- зонанс) и влиять не только на самого автора, но и на других, подобно мыслящих. Потому на уроках повторяю: − мы все ответственны за содержание своих мыслей, ибо мысль материальна, матери- альны явления тонкие, материальны Миры Высшие; − надо мысль направлять в будущее – всё возможно, всё достижимо; − бессмысленна наука, в которой нет места сознанию человека, этике, нравственно- сти. Человечность – превыше достижений разума, доброе мышление и чистое соз- нание – превыше методов и технологий; − тонкие научные знания помогут поиску смысла жизни. Сознание – Со Знание! – объединённое знание. С кем Это один из основных вопросов – не только человеку, но и обществу, и науке. 10 6. Причинность Научное понятие детерминизма, или причинности, – закономерность, определяющая взаимосвязь явлений во времени: в физическом мире у каждого нынешнего следствия есть причина в прошлом и каждое нынешнее действие порождает будущее следствие. Потому на уроках укрепляю понимание, что: − всё ныне происходящее, а также поступки и мысли человека в данный момент, есть звено в бесконечной причинно-следственной цепи явлений; − в законе причинности есть ответы на многие вопросы жизни, например о неожи- данном успехе или о личных и общих бедствиях (эффект мотылька в синергетике); − явления ясновидения – проскопии (способности предвидения) и ретроскопии (спо- собности видеть прошлое) неизбежно заставляют думать о роли сознания в позна- вании себя и миров иных – тонких, параллельных, многомерных, Высших... Как прекрасен закон, позволяющий знать, что в будущем неизбежно будут добрые следствия наших добрых намерений, мыслей и действий! Если бы школы провозгласили закон причинности, то и сознание бы возвысилось! Причинность в каждой теме должна быть упоминаема, чтобы до рисунка на мозгу за- писалось: всё вернётся сторицей! Помнится, при окончании университета все друзья пре- дупреждали: если в комиссии по защите дипломной работы будет профессор Х., то не за- щитите свою работу, если не будете знать о причинности. Это было чуть ли не 40 лет на- зад – но как это может быть, что в учебниках до сих пор нет ни одного упоминания об этом важнейшем научном принципе Понимание причинно-следственных связей – лучше всяких специальных превентивных программ, направленных против зла и преступлений! И никакие инвестиции не нужны! Нужна лишь добрая воля учителя. 7. Синтез Чтобы не попасть в узы узкого русла специальности, приходится учиться объединять новости разных отраслей науки. Но это совсем не означает, что учителю физики теперь придётся изучить и химию, и биологию, и многие другие науки, чтобы не быть дилетантом. Да и причём тут знание всего, что есть на свете Кому непонятно, что синтез есть ши- рокое понимание – широкое видение – окружающего Для всеохватности нужны и «методы» всеохватные, но только самое тонкое способно всё проникать и всё охватить. Значит, без утончения – синтез не получится! Сравним русла и устье реки. Много русл втекает в устье реки. Устье бывает скрыто зарослями, даже под землёй, но слияние всё равно происходит, и устье не прекращает пи- тать моря и океаны. Устье живёт слиянием.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24