Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Доклад уполномоченного по правам человека в кировской области




страница1/6
Дата26.06.2017
Размер1.39 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2016 г СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………..3 1. Избирательные права граждан…………………………………………………..5 2. Жилищные права граждан……………………………………………………….9 3. Права граждан в сфере здравоохранения……………………………………...36 4. Права граждан на социальное и пенсионное обеспечение……………………46 5. Права инвалидов и престарелых людей………………………………………..52 6. Право граждан на труд и достойное вознаграждение ………………………...67 7. Право граждан на благоприятную окружающую среду………………………74 8. Права несовершеннолетних…………………………………………………….83 9. Права граждан в сфере кредитования………………………………………….87 10. Права граждан в учреждениях уголовно-исполнительной системы ………90 11. Соблюдение прав человека в правоохранительной деятельности………...103 12. Правовое просвещение……………………………………………………….109 Заключение………………………………………………………………………..114 Приложение……………………………………………………………………….115 ВВЕДЕНИЕ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. статья 2 Конституции Российской Федерации Доклад Уполномоченного по правам человека в Кировской области за 2016 года подготовлен в соответствие с Законом Кировской области № 442 от 9 ноября 2009 года «Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области». В 2016 году в условиях продолжающихся кризисных явлений в экономике, характеризующихся нестабильными ценами на энергоресурсы, санкционной политикой западных стран в отношении России, негативные процессы в социально-экономическом развитии общества, хотя и замедлились, но продолжали иметь место. Продолжался рост цен практически на все потребительские товары и услуги, и, как следствие, произошло дальнейшее снижение качества жизни населения. В условиях тотального дефицита бюджетных средств органы власти всех уровней, в том числе регионального и муниципального звена, вынуждены были изыскивать дополнительные резервы финансирования, в первую очередь, вводя режим крайней экономии. В течение всего прошедшего года вносились изменения в законы и нормативно-правовые акты области, существенно корректирующие механизмы и основания оказания социальной помощи населению, путем установления более жестких критериев определения категорий, нуждающихся в социальной поддержке. Значительная часть граждан, лишившись льгот и компенсаций, расценивает происходящее как ущемление своих прав. На этом фоне перед Уполномоченным и всем правозащитным сообществом встают новые сложные и ответственные задачи. В современных условиях как никогда необходимо оперативное, разумное и объективное посредничество в возможной конфронтации между властью и людьми, способное направить эти конфликты в конструктивное русло, найти оптимальное приемлемое для всех решение проблемы. Настоящий доклад содержит информацию о результатах взаимодействия Уполномоченного с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями. В докладе получили отражения наиболее актуальные проблемы реализации, соблюдения и защиты прав и свобод человека в нашей области, представлена информация о деятельности Уполномоченного и его аппарата по восстановлению нарушенных прав, сформулированы рекомендации, которые по нашему мнению должны помочь совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в целях повышения уровня правозащитной ситуации в регионе. 1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации Одним из значимых критериев соблюдения прав и свобод человека и гражданина является обеспечение избирательного права. Пристальное внимание Уполномоченного по правам человека в Кировской области было обращено на соблюдение прав граждан в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, депутатов Законодательного Собрания Кировской области VI созыва, органов местного самоуправления. В единый день голосования 18 сентября 2016 г. Уполномоченным и сотрудниками аппарата в тесном взаимодействии с областной избирательной комиссией, государственными органами и органами местного самоуправления Кировской области проведен мониторинг соблюдения избирательного законодательства. В предвыборный период с целью проверки готовности мест голосования посещены СИЗО-1, СИЗО-2, ФКУ ИК-18, где осмотрены места проведения выборов, проверено наличие необходимого оборудования, наглядных материалов, проведены встречи с председателями избирательных комиссий. На «горячую линию» накануне выборов обратилось 3 человека. Поступило 1 письменное обращение. В связи с опубликованием в еженедельнике «Вятский наблюдатель» статьи «Голосуй, или безработный: муниципальных служащих г. Слободского вынуждают голосовать под угрозой увольнения», в которой содержалась информация о том, что директором МУП «Теплосервис» оказывалось давление на работников данного предприятия под угрозой лишения премии, увольнения Уполномоченный обратился к прокурору района с просьбой провести по данному факту проверку. Установлено, что директор МУП в целях осуществления контроля за участием подчиненных работников в выборах устно назначила из числа подчиненных ответственных лиц, для чего по ее указанию им были предоставлены списки работников предприятия с указанием их персональных данных, которые использовались при учете проголосовавших. Фактов применения мер дисциплинарной ответственности, увольнения работников в связи с неучастием в выборах не имелось. По выявленным нарушениям в отношении директора МУП «Теплосервис» возбуждено административное производство по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Главе администрации г. Слободского внесено представление с требованием привлечения руководителя предприятия к дисциплинарной ответственности. Материалы также направлены в межрайонный отдел СУ СК по Кировской области, в возбуждении уголовного дела отказано. В день выборов Уполномоченным и сотрудниками аппарата посещены избирательные участки в ЗАТО Первомайский, Юрьянском районе, Ленинском районе г. Кирова, места временного голосования в ФКУ СИЗО-1 и СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области, ИВС УМВД России по г. Кирову, а также в Кировском доме-интернате для престарелых и инвалидов, КОГБУЗ Кировская областная клиническая больница. При посещении указанных помещений установлено, что условия для реализации активного избирательного права всем категориям избирателей полностью обеспечены. В ходе бесед с членами участковых избирательных комиссий, наблюдателями замечаний и жалоб не поступило. На «горячую линию» обратилось 2 человека о разъяснении избирательных прав. Все обратившиеся получили необходимую информацию. По итогам выборов Уполномоченный по правам человека в Кировской области совместно с председателем Избирательной комиссии Кировской области провели пресс-конференцию, на которой было отмечено, что серьезных нарушений в период избирательной кампании не допущено. Выборы признаны состоявшимися на всех избирательных участках. Тем не менее, в избирком поступило 77 жалоб и обращений граждан о нарушении законодательства о выборах при проведении агитации кандидатами и избирательными объединениями, 21 – о нарушении законодательства о выборах при проведении голосования и подсчете голосов избирателей. Прокуратурой области рассмотрено 28 обращений, из них 16 отклонено, 8 удовлетворено, по 4 даны разъяснения. Вопросы, поставленные в обращениях, касались размещения агитационных материалов вне агитационного периода, голосования вне помещения с нарушением установленного порядка, необоснованного отказа кандидату в размещении его агитационных материалов. В аппарат Уполномоченного по правам человека в Кировской области поступило 6 обращений граждан, в т.ч. 1 – о распитии спиртных напитков гражданами во время агитационного мероприятия, 2 – о разъяснении способов защиты избирательных прав, 2 – о реализации права (1-жителем другого региона, 1-маломобильным гражданином), 1 – о нарушении избирательного права, по мнению гражданина (когда он хотел вынести бюллетень для голосования за пределы помещения для голосования). С целью приведения в соответствие с федеральным законодательством прокуратурой области опротестованы четыре закона области в сфере избирательного законодательства, в том числе Закон области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» от 24.11.2005 г. № 377-ЗО в части запрета гражданам Российской Федерации, имеющим гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, права быть избранными, осуществлять другие избирательные действия. Протесты удовлетворены. Рекомендации Правительству Кировской области, органам местного самоуправления уделять особое внимание правовому просвещению граждан в части избирательного законодательства и проблемам профилактики нарушений избирательных прав граждан на всех этапах избирательных кампаний и оперативно, в пределах компетенции, реагировать в случаях выявления нарушений избирательных прав. 2. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации По-прежнему актуальной остается тема защиты жилищных прав граждан. Право на жилье – это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Наличие жилья является одним из условий достойного существования человека в обществе. Конституция Российской Федерации провозглашает право на жилище и относит его к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья. Конституцией предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих граждан, кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище. Общеизвестным является факт, что большое количество граждан в Кировской области не имеют собственного жилья или проживают в стесненных жилищных условиях, при этом у них нет возможности самостоятельно решить жилищную проблему. По данным Кировстата на конец 2015 года в Кировской области 18 680 семей 10 лет и более состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из них только 1713 семей улучшили жилищные условия, причем 316 купили жилые помещения. Анализ жалоб граждан показал, что аналогичная ситуация имела место и в 2016 году. Поэтому неслучайно жалобы о защите жилищных прав являются одними из самых «популярных» в почте Уполномоченного. На сегодняшний день реальная возможность бесплатно получить жилое помещение фактически есть только у граждан, которым в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), предоставлено право на внеочередное обеспечение жильем. Причем, получают жилье только те, кто обратился за защитой своих прав в суд и тоже в порядке очереди, состоящий из вынесенных решений суда в хронологическом порядке. Острой остается проблема неисполнения решений судов о предоставлении жилых помещений гражданам, она находится под постоянным вниманием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, была предметом обсуждения на координационном совещании уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в декабре 2016 года. Согласно информации, поступившей из муниципальных образований Кировской области, практически во всех местных бюджетах денежные средства на строительство или приобретение муниципального жилья отсутствуют. Главной причиной этого является высокодотационность бюджетов, которые ежегодно формируются с дефицитом, собственных средств хватает только на первоочередные расходы: заработную плату с начислениями, взносы в фонд капитального ремонта, содержание дорог, уличное освещение, благоустройство, текущее содержание имущества и тому подобное. В связи с этим, предусматривать в бюджете средства на исполнение решений судов не имеется возможности. Регулярно предусматриваются денежные средства на эти цели только в бюджете муниципального образования «город Киров», имеют место единичные факты планирования финансовых затрат на приобретение жилья в сельских муниципальных образованиях. Например, в Оричевском районе из бюджета 2016 года на эти цели выделено всего 478 800 руб. При наличии очереди нуждающихся в жилых помещениях из 433 человек и 26 неисполненных решений суда о предоставлении жилых помещений вне очереди эта сумма явно не достаточна. Отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований расходование денежных средств на исполнение решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма не предусматривается. В ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Кировской области неоднократно поднимался вопрос о необходимости предусматривать в местных бюджетах средства на исполнение судебных решений. Уполномоченный обращался ко всем главам муниципальных образований области с просьбой предусмотреть в бюджетах средства на исполнении судебных решений о предоставлении жилых помещений. Однако на сегодняшний день кардинальных изменений ситуация не претерпела. Исключение составляет только бюджет областного центра. По данным администрации г. Кирова в 2016 году в бюджете муниципального образования «город Киров» в целях исполнения судебных решений выделено 43,02 млн. руб. на приобретение жилых помещений (в 2015 году — 72,4 млн. руб. на приобретение и 7,5 млн. руб. на реконструкцию нежилого помещения) и 6 970 тыс. руб. на строительство 8-ми квартир в многоквартирном доме, строительство которого осуществляется в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» сверх объема заявки (в 2015 году — 3 757, 9 тыс. руб. на строительство 3-х квартир). Как видим, размер ассигнований уменьшился, а количество находящихся на исполнении судебных решений - нет. Так, по данным администрации г. Кирова, у нее на исполнении в 2016 году (с учетом переходящего остатка судебных решений, неисполненных в предыдущие годы) находилось 419 решений суда о предоставлении жилого помещения гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях, и страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (в 2015 году — 356), из них исполнено 95 (в 2015 году — 75). А также 47 решений суда о предоставлении специализированных жилых помещений детям-сиротам (в 2015 году — 102), из них исполнено 43 (в 2015 году — 55). Согласно информации УФССП России по Кировской области в 2016 году на исполнении в Управлении находилось 508 исполнительных производств о предоставлении жилья органами местного самоуправления (в 2015 году — 591). Окончено фактическим исполнением только 157 из них (в 2015 году - 225). По состоянию на 30.12.2016 на исполнении в УФССП России по Кировской области находится 306 неоконченных исполнительных производств, из которых 6 — о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Свыше 1 года на исполнении находится 168 исполнительных производств о предоставлении жилья. Вместе с тем, фактическое количество вынесенных и неисполненных решений суда о предоставлении жилого помещения превышает указанные цифры, поскольку не все граждане обращаются в службу судебных приставов за принудительным исполнением решения суда. Основным нарушением прав граждан при исполнении решений судов о предоставлении жилых помещений вне очереди является длительное их неисполнение. Обеспечение жильем затягивается на неопределенное время, что вызывает обоснованные жалобы. Финансовая помощь из областного бюджета на эти цели, несмотря на обращения Уполномоченного к Губернатору и в Законодательное Собрание Кировской области, не оказывается. Поднимая проблему неисполнения решений судов о предоставлении жилых помещений вне очереди, хотелось бы отметить и сопряженную с ней. В связи с широко распространенной практикой обращения в суд с заявлениями о предоставлении жилого помещения вне очереди, граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жильем, но не обратившиеся в суд, оказываются в заведомо худшем положении, чем направившие исковое заявление. Они остаются годами стоять в очереди, и перспектива улучшения их жилищных условий, с учетом количества поступающих в органы местного самоуправления судебных решений, не близкая. При этом граждане, занимающие более активную позицию или относящиеся к категории лиц, в защиту прав которых в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращаются в суды органы прокуратуры, вставшие на учет в более поздний срок, обеспечиваются жильем во исполнение судебных решений в нарушение установленного жилищным законодательством принципа предоставления жилых помещений по договорам социального найма «согласно очереди, исходя из времени принятия на учет». По данным администрации г. Слободского на учете в указанном органе местного самоуправления стоит более 80 семей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем, на исполнении находится только 6 решений суда. Поэтому в первую очередь будут обеспечены жильем граждане, подавшие исковые заявления в суд, не зависимо от даты принятия их на учет. А вот пример неравного положения жильцов одного дома из-за изменившейся судебной практики. Администрация г. Кирова сообщила Уполномоченному о двух находящихся у нее на исполнении судебных решениях, вынесенных в пользу жильцов аварийного дома № 16 по ул. Семашко областного центра. Решением Первомайского районного суда от 19.03.2014 на администрацию г. Кирова возложена обязанность предоставить семье из 2-х человек жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому, то есть, не менее 55,6 кв. м. Решением от 23.09.2015 этот же суд обязал администрацию г. Кирова предоставить семье из 2-х человек, проживающей в этом доме, жилое помещение по норме предоставления, то есть общей площадью только 28 кв. м (в аварийном доме занимают квартиру площадью 45,2 кв. м). Припозднившись с обращением в суд, семья «потеряла» больше 17 кв. м общей площади. Одним из препятствий, осложняющих процесс исполнения решения судов о предоставлении жилых помещений на фоне отсутствия в местных бюджетах достаточного количества денежных средств, является вынужденность органов местного самоуправления осуществлять оплату штрафов, наложенных службой судебных приставов за неисполнение решений суда. По информации УФССП России по Кировской области в 2016 году за неисполнение решений суда о предоставлении жилого помещения вынесено 304 постановления о наложении на органы местного самоуправления штрафов на общую сумму 9 640 тыс. руб. (в 2015 году - 294 постановления на сумму 10 950 тыс. руб.). Указанная ситуация не только не способствует исполнению решений судов о предоставлении жилых помещений, а, напротив, препятствует этому, сокращая и без того скудные бюджетные средства. Например, за неисполнение 26 решений о предоставлении жилых помещений администрация Оричевского городского поселения обязана была выплатить в августе, октябре и декабре 2016 года в качестве административных штрафов по 1 270 тыс. руб. В бюджете поселения отдельной строкой на эти цели заложено 1 070 тыс. руб. на уплату исполнительского сбора и штрафов за неисполнение решений суда о предоставлении жилых помещений. Вместо уплаты штрафов могли быть приобретены 3 квартиры. Необходимо внесение изменений в законодательство по снижению размеров исполнительских сборов и административных штрафов, так как при указанных обстоятельствах денежные средства местных бюджетов поступают в федеральный бюджет, а решения суда остаются неисполненными. Пытаясь избежать штрафов за неисполнение решения суда, администрация Малмыжского городского поселения пошла на нарушение закона и прав граждан. Так, к Уполномоченному за защитой своих прав обратилась жительница г. Малмыжа Г. Она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, в связи с чем Малмыжский районный суд обязал администрацию Малмыжского городского поселения предоставить ей жилое помещение по договору социального найма не позднее 01.09.2016. Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда. Во исполнение решения суда постановлением администрации городского поселения от 31.08.2016 № 304 Г. предоставлено жилое помещение общей площадью 14, 2 кв. м. Между тем норма предоставления общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан в Малмыжском городском поселении установлена в размере 18 кв. м. Г. согласия на получение указанного жилого помещения не давала, в него не вселилась и не заключила договор социального найма. Уполномоченный указал главе Малмыжского городского поселения на нарушение закона и прав граждан и просил рассмотреть вопрос об отмене постановления от 31.08.2016 № 304 и принять конкретные меры к предоставлению Г. жилого помещения общей площадью в соответствии с установленными нормами предоставления. Однако просьба не была удовлетворена, а отказ мотивирован тем, что при отмене постановления решение суда останется неисполненным. Только после внесенного в порядке ст. 19 Закона Кировской области от 09.11.2009 N 442-ЗО Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области главе Малмыжского городского поселения заключения, постановление, грубо нарушающее права Г., было отменено. Остается не решенной проблема расселения аварийного жилья. По данным министерства строительства и ЖКХ Кировской области площадь аварийного жилищного фонда на территории области на 01.01.2017 составляет 332, 2 тыс. кв. м, из них только 105, 3 тыс. кв. м расселяется в рамках действующей областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213365 (далее — Программа переселения). В 2017 году завершается действие Программы переселения, а работы еще много. Так, по информации прокуратуры Кировской области в рамках Программы переселения было запланировано переселение 7238 граждан из 3006 жилых помещений. На начало декабря 2016 года переселено 4145 граждан из 1752 жилых помещений. Не обеспечено выполнение мероприятий Программы переселения на 2016 год в Сосновском городском поселении Вятскополянского района, Оричевском и Орловском районах. В Программу переселения не включены расположенные в 18 муниципальных образованиях области дома общей площадью 42,2 тыс. кв. м, признанные аварийными до 01.01.2012. Общая площадь домов, признанных аварийными после указанной даты, составляет 184, 7 тыс. кв. м. Их количество постоянно увеличивается. Велико число домов, не признанных в установленном порядке аварийными, но таковыми являющимися. Необходимо продолжение государственной политики по расселению аварийного жилья. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда только за счет средств областного и местных бюджетов после 2017 года является весьма проблематичным, поэтому без финансовой помощи из средств федерального бюджета продолжение Программы переселения на последующие годы трудноосуществимо. В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Кировской области не раз обращался к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с предложениями о продолжении Программы переселения граждан России из аварийного жилья и финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Этот вопрос находится в его поле зрения и есть надежда на положительное его решение. Одной из мер по обеспечению жильем граждан является создание жилищного фонда социального использования (наемные дома). ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения в наемных домах могут предоставляться гражданам, которые не могут быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, потому что, например, не являются малоимущими. Дома признаются наемными по решению органов государственной власти и местного самоуправления, либо сразу строятся таковыми. Законом Кировской области от 08.12.2015 N 602-ЗО О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования в Кировской области предусмотрено, что жилыми помещениями в наемных домах обеспечиваются работники государственных и муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций здравоохранения и культуры, а также обманутые участники долевого строительства. Хорошая законодательная база. Но увы, в настоящее время каких-либо нормативно-правовых актов во исполнение Закона области № 602-ЗО не принято. Жилищного фонда социального использования в области не создано. Между тем, это один из способов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в жилом помещении, но которым оно не может быть предоставлено по договору социального найма. Он используется в других регионах Российской Федерации, например в Волгоградской области принята подпрограмма «Формирование рынка наемных домов социального использования на территории Волгоградской области» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области» на 2016 — 2020 годы. В соответствии с Государственной программой Кировской области Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189838, в области была разработана и действовала программа Служебное жилье. Её мероприятия были направлены на строительство и предоставление жилья работникам бюджетной сферы с использованием механизма долгосрочной аренды и реализовались до 2016 года. Затраты на реализацию этой программы составили 463, 8 млн. руб. За период ее действия было введено в эксплуатацию и передано в аренду 397 квартир в 41 муниципальном образовании. В 2016 году финансирование мероприятий прекратилось, было приобретено и предоставлено работникам образовательных учреждений и здравоохранения только 3 квартиры. Это была хорошая практика, которая решала сразу несколько проблем: обеспечение жильем граждан, закрепление молодых специалистов в профессии и, что особенно значимо, закрепление врачей и учителей в сельских районах. Поступающие к Уполномоченному обращения работников бюджетной сферы свидетельствуют о том, что необходимо продолжение подобных мероприятий. Несмотря на меры, принимаемые Правительством, прокуратурой Кировской области и правоохранительными органами, остается актуальной проблема восстановления прав обманутых участников долевого строительства. В связи с изменение федерального законодательства утратил силу Закон Кировской области от 08.04.2013 № 278-ЗО, закреплявший механизм поддержки обманутых дольщиков. Новый закон области «О мерах по защите прав граждан — пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» принят 28.12.2016. По данным министерства строительства и ЖКХ Кировской области в реестр обманутых дольщиков включено 146 граждан по 9 проблемным домам. Путем совместных усилий прокуратуры и Правительства области введен в эксплуатацию проблемный жилой дом по пер. 2-му Хлыновскому, д. 5 г. Кирова (срок окончания строительства был определен в 1 квартале 2015 года). После передачи застройщикам квартир, из реестра будет исключен 41 обманутый дольщик. После вмешательства органов прокуратуры руководством ООО «Полет» приняты меры к завершению строительства жилого дома № 13 по ул. Архитектора Валерия Зянкина. Степень готовности в настоящее время составляет 100, изыскиваются средства для подключения дома к сетям горячего водоснабжения и теплоснабжения. В 2016 году в сфере защиты прав обманутых дольщиков в результате мер прокурорского реагирования возбуждено 7 дел об административном правонарушении, 85 должностных лиц застройщиков и органов местного самоуправления привлечены к ответственности, возбуждено и расследуется 2 уголовных дела. Еще по 3 проблемным домам гражданам будут оказаны меры поддержки в соответствии с региональными правовыми актами. Тем не менее, остается немало участников долевого строительства, права которых не восстановлены. Эти вопросы требуют особого внимания и совместных усилий правоохранительных, контролирующих органов, органов власти и местного самоуправления, так как граждане, не надеясь на государство, самостоятельно решая свою жилищную проблему, в итоге остались без жилья, потеряв внесенные денежные средства. Проблема обеспечения жильем граждан не нова и скорого ее разрешения не предвидится. И всё же до подхода очереди нуждающимся в жилье гражданам необходимо обеспечивать достойные человеческие условия проживания. К Уполномоченному обратилась жительница г. Зуевки С. Многодетная мать проживала вместе с тремя разнополыми детьми 15, 14 и 13 лет в одной комнате площадью 15,5 кв. м маневренного фонда в здании бывшего общежития. С. пишет: «живем в таких условиях — ванны и прачечной нет, стираемся и купаемся у порога в комнате. Готовлю в комнате на настольной плитке, воду грею кипятильником. Всем троим детям нужно учить уроки, а негде. Живем хуже заключенных, нет условий для отдыха ни детям, ни мне». С. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, номер ее очереди — 18. Оснований для предоставления ей жилья вне очереди не имеется, однако после неоднократных писем Уполномоченного в защиту интересов С. с ее детьми, ей была дополнительно предоставлена временно, до подхода очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма, соседняя в этой квартире комната площадью 15,7 кв. м. Вот еще пример. В ходе выездного приема граждан в Слободском районе в декабре 2016 года за помощью к Уполномоченному обратилась Ш., которая занимает койко-место в общежитии. У нее двое детей, оба ребенка зарегистрированы по месту жительства матери, то есть на койко-месте, в одной комнате с другой семьей. Естественно, что проживать по месту регистрации нет никакой возможности. Ш. с детьми снимает квартиру. По обращению ведется работа с администрацией г. Слободского. В феврале 2016 года к Уполномоченному обратился К. с просьбой: «Я осужден в 2012 году, назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы. 02.01.2016 мой дом сгорел вместе со всем имуществом. После освобождения останусь без крыши над головой, буду жить на улице. Администрация меня не услышит, сошлется, что сидеть мне еще 6 лет и 4 месяца. Родственников у меня нет и помочь мне некому, поэтому обращаюсь к Вам». Администрация Вахрушевского городского поселения К. услышала. После обращения Уполномоченного администрацией поселения самостоятельно, с помощью сотрудников ФКУ ИК №9 УФСИН России по Кировской области были собраны необходимые документы и 15.03.2016 К. принят на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении. Не желающие, либо не имеющие права стоять в очередях, решают жилищные проблемы с помощью ипотечных кредитов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 № 373 утверждены Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищных кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, которые предусматривают реструктуризацию таких кредитов. Однако ПАО «Сбербанк России», до обращения Уполномоченного в связи с жалобой Ш., заявления граждан, относящихся к указанной в этом Постановлении категории, не рассматривал, лишая предусмотренного федеральным законодательством права на реструктуризацию ипотечного кредита. Статья 32 ЖК РФ регулирует порядок изъятия жилых помещений для государственных или муниципальных нужд и обеспечивает защиту жилищных прав граждан. Пунктом 8 указанной статьи предусмотрена возможность по соглашению с собственником жилого помещения предоставление ему взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Вместе с тем, из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В связи с этим в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации прямо указано, что суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением. Таким образом, жилищным законодательством предоставляется органам государственной власти или местного самоуправления право выбора между выплатой выкупной цены изымаемого жилого помещения или предоставлением другого жилого помещения (по соглашению с собственником). Надо ли говорить, что указанными органами выбор делается в пользу интересов своих, а не граждан. Получая выплату за изъятое жилое помещение, граждане в своем большинстве не могут на полученные денежные средства приобрести жилье, равноценное изъятому, и оказываются порой без крыши над головой. Так, в г. Кирове в связи со строительством путепровода в мкр Чистые Пруды для муниципальных нужд изъяты земельные участки и жилые помещения в находящихся на них многоквартирных домах. Администрацией г. Кирова принято решение о выкупе жилых помещений. В связи с техническим состоянием, длительным сроком эксплуатации выкупная цена не высока. Получающие выплату граждане без дополнительных средств не могут приобрести равноценное жилье. Из жалобы Т., у которой изымается жилое помещение: «Когда начали разговор про это строительство, обещали, что построят дом и всех переселят, а как дело дошло, так про все забыли и тишина. Мы не сами просили нас снести, надо с людьми считаться, наши права ущемлены. Мне выплатили сумму, на которую я не могу купить те же 24 кв. м, что у меня были. Я 29 лет стою на учете нуждающихся в жилых помещениях». А некоторые из них оказались в еще худшем положении. Так, к Уполномоченному обратилась собственница изымаемого жилого помещения Щ. Комната в коммунальной квартире приобретена ею в ипотеку и находится под залогом. ПАО «Сбербанк России» в связи с утерей залога предъявило в судебном порядке требование о возврате заемных средств в полном объеме. После удержания денежных средств в счет погашения кредитных обязательств из причитающейся Щ. выкупной цены (которая меньше суммы, внесенной ею по договору купли-продажи жилого помещения), в ее распоряжении остается только незначительная сумма. Таким образом, выплатив крупную сумму денег банку в виде процентов по кредиту (450 тыс. руб), Щ. остается без жилья и с денежной суммой в размере 150 тыс. руб. Щ. добросовестно исполняла свои обязательства по кредитному договору, на протяжении четырех лет своевременно и в полном объеме вносила ежемесячные платежи. Из-за непредвиденных обстоятельств оказалась в затруднительном положении. В интересах граждан необходимо закрепление в ЖК РФ обязанности органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять собственнику изымаемого жилого помещения по его выбору выплату выкупной цены или равноценное жилое помещение. К Уполномоченному обратился житель пгт Свеча Е., который хотел бы приобрести жилое помещение экономического класса по программе «Жилье для российской семьи» в г. Кирове, однако у него возникли проблемы из-за отсутствия регистрации по месту жительства на территории города. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что в нарушение постановления Правительства Кировской области от 09.10.2014 N 446 О реализации на территории Кировской области программы Жилье для российской семьи постановлением администрации города Кирова от 16.12.2014 N 5508-П, утвердившим Порядок формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса по программе Жилье для российской семьи, ограничивало право на приобретение жилого помещения в рамках этой программы в городе Кирове регистрацией по месту жительства на территории города, что нарушало права граждан, зарегистрированных за пределами областного центра. По просьбе Уполномоченного прокуратурой г. Кирова проверена законность постановления администрации г. Кирова. В результате принятых мер прокурорского реагирования постановление приведено в соответствии с действующим законодательством. Ранее в докладах отмечалось, что органами местного самоуправления зачастую не соблюдаются требования ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 ЖК РФ, согласно которым собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Как следует из обращений, поступавших к Уполномоченному в 2016 году, проблема остается актуальной. Кроме того, органы местного самоуправления также не принимают меры к понуждению нанимателей осуществлять предусмотренные ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению сохранности жилого помещения, поддержания его надлежащего состояния, проведению текущего ремонта. Например, проживающая в двухквартирном муниципальном доме жительница Лузского района С. обратилась с жалобой на нанимателей соседнего жилого помещения, которые длительное время в квартире не живут, не обеспечивают ее содержание, что отрицательно отражается на техническом состоянии дома, постепенно приходящего в негодность. С помощью Уполномоченного и прокурора Лузского района удалось добиться не только объективного обследования технического состояния жилого дома, но и предусмотрения в бюджете Лальского городского поселения на 2017 год денежных средств на проведение капитального ремонта занимаемого С. жилого помещения. Не только органы местного самоуправления, но и сельскохозяйственные предприятия, бывшие колхозы, порой начинают исполнять обязанности собственника по содержанию принадлежащего им жилищного фонда только после напоминания Уполномоченного. После обращения жительниц Даровского района З. и Ш. к Уполномоченному в домах, в которых они проживают, их собственником СПК колхоз Заря были произведены работы по заливке фундамента, его штукатурке, ремонту тумб под верандой и другие. В 2016 году Уполномоченному приходилось понуждать органы местного самоуправления, управляющие организации надлежащим образом исполнять обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов. После обращения Уполномоченного ООО «УК Жилсервис» (п. Демьяново Подосиновского района) в связи с жалобой Ш. провело механическую прочистку дымохода и обследование дымовой трубы, восстановлена тяга. После жалобы К. к Уполномоченному была отремонтирована крыша в доме, в котором она проживает. «На протяжении 11 лет не могу добиться от управляющей компании ликвидации аварийного состояния кровли над моей квартирой. Каждый раз ставят новые сроки ремонта. После вчерашнего дождя в квартиру опять капает вода. Куда мне еще обратиться, чтобы моя крыша не протекала!». По просьбе Уполномоченного были приняты меры Государственной жилищной инспекцией Кировской области, управляющая организация ООО «УЖХ» привлечена к административной ответственности, крыша отремонтирована. Почти 2 года на контроле Уполномоченного находился вопрос прокладки водопровода к 4 жилым домам в пгт Фаленки. Жильцы домов №№ 1, 2, 3, 4 по ул. 1092 км железнодорожные казармы обратились к Уполномоченному с просьбой о помощи. Органы местного самоуправления отказали им в подключении к центральному водопроводу, за водой приходилось ездить за 500 м, что существенно осложняло жизнь заявителям. Сроки прокладки водопровода к домам неоднократно переносились, и вот в августе 2016 года работы по устройству водопровода к жилым домам завершены. Остается актуальной и проблема капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Следует отметить, что в 2015-2016 годах, в том числе и по обращениям Уполномоченного по правам человека в Кировской области, совершенствовалось законодательство, регламентирующее правоотношения, связанные со всеми аспектами этой сферы ЖКХ. Так, предусмотрена компенсация расходов, понесенных на уплату взноса на капитальный ремонт инвалидам 1 и 2 групп, неработающим пенсионерам старше 70 лет, разработан механизм переноса срока работ по капитальному ремонту по инициативе собственников помещений дома. Собственники помещений многоквартирных домов осознали необходимость исполнения обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт. По данным Правительства Кировской области с декабря 2014 года начислено взносов на общую сумму 2,3 млрд. руб., фактически оплачено 1,9 млрд. руб., общая сумма задолженности около 0,5 млрд. руб. Собираемость взносов на капитальный ремонт в Кировской области по счёту регионального оператора на 01.11.2016 составляла 78,4. Причем уровень собираемости взносов по помещениям, находящимся в муниципальной собственности составлял только 59,5. Задолженность муниципальных образований по муниципальным объектам - более 70 млн. руб. В соответствии с краткосрочным планом реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254210 (далее — Программа капитального ремонта) на 2014 – 2016 годы планировалось завершение капитального ремонта 1 872 домов на общую сумму 2,2 млрд. руб. По данным НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее ̶Фонд) отремонтировано 859 домов. Работы по капитальному ремонту выполнены на 42. Таким образом краткосрочный план не выполнен. По информации Контрольно-счётной палаты Кировской области одной из основных причин, влекущих невыполнение планов капремонта –ненадлежащая организация Фондом подготовки проектной документации, которая во многих случаях была некачественной, не соответствовала фактическому состоянию многоквартирных домов, подлежащих ремонту. Это впоследствии приводило к необходимости корректировки проектов (примерно в 80 случаев) с соответствующими затратами времени, к неэффективным расходам. Размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, увеличен с 01.01.2017 до 7, 9 руб., а также будет повышен с 01.01.2018 и с 01.01.2019. Для граждан, ежемесячно вносящих взнос на капитальный ремонт, на первый план выходят качество и своевременность оплачиваемых ими работ по капитальному ремонту, так как состояние жилищного фонда влияет на условия их жизни. Кроме того, поддержание многоквартирных домов в надлежащем техническом состоянии, своевременное устранение неисправностей и замена сетей способствует увеличению продолжительности срока эксплуатации многоквартирных домов и оттягивает момент перехода домов в категорию аварийных, требующих реконструкции или сноса. Проверками органов прокуратуры и Контрольно-счетной палаты Кировской области выявлены многочисленные факты приёмки Фондом невыполненных или некачественно выполненных работ, отсутствия должного контроля за соблюдением подрядными организациями сроков выполнения работ. А вот пример нецелесообразного включения многоквартирного дома в Программу капитального ремонта. К Уполномоченному поступило обращение жительницы г. Лузы Л. Она сообщила, что проведены работы по капитальному ремонту 8-квартирного жилого дома, который находится в крайне ветхом состоянии. В доме нет ни окон, ни дверей, его жильцы разъехались кто куда, так как проживать в нем невозможно (по информации, поступившей из администрации Лузского района, в своих квартирах живут только 3 собственника). Тем не менее, в 2016 году были отремонтированы крыша и фасад этого по сути аварийного дома. Проверкой, проведенной по просьбе Уполномоченного прокуратурой Лузского района, было установлено, что администрацией Лузского городского поселения на стадии формирования списка многоквартирных домов для участия в Программе капитального ремонта не был организован мониторинг технического состояния домов, не проводился их визуальных осмотр. Одна квартира в этом доме является муниципальной, однако администрация Лузского городского поселения предпочла не принимать на себя решение вопросов, связанных с признанием дома аварийным, его расселением и сносом. Поэтому фактически аварийный дом был отремонтирован за счет взносов на капитальный ремонт, внесенных, в первую очередь, гражданами области. После принятых прокуратурой Лузского района по просьбе Уполномоченного мер прокурорского реагирования администрацией Лузского городского поселения создана комиссия по проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов, включенных в Программу капитального ремонта. Комиссией проводится обследование домов, результаты которого буду учтены при её актуализации. Следует отметить, что такие факты в области не единичны. По сообщению прокуратуры области в нарушение требований ст. 3 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» в Верхнекамском, Кикнурском, Куменском и 11 других районах области своевременно не были созданы комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта, не утверждены планы их работ. Одной из серьезных проблем, вызывающих обеспокоенность, является нарушение прав проживающих Кировской области собственников и нанимателей жилых помещений, переоборудовавших внутриквартирную систему отопления для использования индивидуальных источников тепловой энергии, и вынужденных в следствие этого нести двойную оплату за отопление своего жилья. Как следует из жалоб жителей Котельничского района области, из-за грубых нарушений нормативного уровня теплоснабжения жилищного фонда в период отопительных сезонов и высоких тарифов на тепловую энергию в 2009-2012 годах они были вынуждены произвести переустройство своих жилых помещений и отключиться от системы центрального отопления. Переустройство квартир производилось по согласованию с органами местного самоуправления и несколько лет плата за коммунальную услугу по отоплению собственникам и нанимателям этих квартир не начислялась. Однако, с 2015 года им выставляются счета за потребленную тепловую энергию, исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, и предъявляются иски о взыскании задолженности за несколько лет, на суммы, которые являются непомерно высокими (30-90 тыс. руб.). Из-за возникшей задолженности по оплате коммунальной услуги малоимущие граждане не получают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а льготным категориям граждан не компенсируются расходы по ЖКУ. По данным прокуратуры Кировской области в п. Светлый Котельничского района от централизованной системы отопления отключены 169 жилых помещений в многоквартирных домах. В период 2015-2016 годов КОГУП «Облкоммунсервис» направлено в суд 42 исковых заявления к нанимателям и собственникам указанных жилых помещений о взыскании денежных средств за услугу по отоплению за период отопительного сезона 2014-2015 годов на сумму более 1, 285 млн. руб. Иски удовлетворены. Аналогичные иски о взыскании платы за отопление с собственников и нанимателей переустроенных жилых помещений предъявляются в Нолинском, Советском районах. Предъявляются к оплате счета за непотребленную коммунальную услугу к жителям Зуевского района. Кировский областной суд встал на сторону ресурсоснабжающих организаций, так как федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрен вариант расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений. Для собственников, установивших в своих квартирах автономное отопление, невозможно начисление оплаты коммунальной услуги, потребленной только на общедомовые нужды. Указанная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации. Сложившаяся ситуация повлекла многочисленные жалобы граждан на необоснованные расходы, на социальную несправедливость. Переход на индивидуальное отопление квартир был вызван неспособностью теплоснабжающих организаций, органов местного самоуправления и управляющих организаций обеспечить нормативный уровень температурного режима в жилых помещениях. Переустройство квартир проводилось с разрешения органов местного самоуправления. Вместе с тем вся тяжесть последствий перевода квартир на автономное отопление легла на плечи их собственников и нанимателей, которые вынуждены нести двойные расходы оплаты отопления своих квартир. Пока усилиями Уполномоченного, прокурора, Главного Федерального инспектора по Кировской области помочь гражданам в этой нелегкой ситуации не получается. Требуются внесение изменения в федеральные нормативные правовые акты. Пытаясь разрешить возникшую проблему, Правительство Кировской области обращалось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой о внесении изменений в федеральное законодательство, которые разделят плату за отопление в жилых помещениях и плату за отопление на общедомовые нужды. Однако поступил отрицательный ответ. Уполномоченным также направлена аналогичная просьба Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, обращение находится на рассмотрении. Еще одна проблема касается ухудшения положения инвалидов и семей, имеющих инвалидов, использующих сжиженный газ в баллонах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181 - ФЗ) они получают компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50. На основании п. 1.1 постановления Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74254 О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - постановление от 14.11.2006 N 74254) инвалиды в Кировской области получали ежемесячную денежную выплату в связи с расходами, понесенными за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах). Путем внесения изменений в этот нормативный правовой акт постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59560 указанная норма была исключена, в настоящее время компенсация расходов за услугу по доставке баллонов сжиженного газа не предусмотрена. Поэтому инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, получают только компенсацию расходов на оплату баллонов с сжиженным газом. Расходы по их доставке до жилого помещения не компенсируются. Между тем, самостоятельная транспортировка приобретенного потребителем газового баллона трудноосуществима для инвалидов, не безопасна и более того, может повлечь административную ответственность. Так, обратившийся к Уполномоченному житель г. Слободского М. рассказал, что при самостоятельной доставке баллона с газом на личном автомобиле был остановлен сотрудниками ГИБДД и за перевозку газового баллона в транспортном средстве, не оборудованном для таких целей, предупрежден, что при повторном нарушении будет подвергнут административному штрафу. В связи с этим потребители вынуждены нести дополнительные расходы на доставку газовых баллонов к своим домам и квартирам, не получая за них компенсацию. Кроме того, положение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, использующих для бытовых нужд сжиженный газ в баллонах, хуже положения указанной категории граждан, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных системой центрального газоснабжения, так как в стоимость 1 куб. м. газа входит и его доставка, поэтому они получают предоставленную льготу в полном объеме. Просьба Уполномоченного вернуть инвалидам право на ежемесячную денежную выплату в связи с расходами, понесенными за газоснабжение, с учетом транспортных услуг для доставки газового баллона Правительством Кировской области не удовлетворена. По его мнению компенсация услуг по доставке баллонов сжиженного газа противоречит федеральному законодательству. С этим нельзя согласиться, так как улучшение положения инвалидов региональным законодательством не является противоречием федеральному. Более того, ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Федеральным законом не конкретизируется понятие «топливо». Сжиженным газом в баллонах можно отапливать жилые помещения и поэтому он также может являться топливом. Между тем, согласно п. 1 Постановления Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74254 (ред. от 31.10.2016) О предоставлении гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ежегодной денежной выплаты на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления установлена ежегодная денежная выплата в размере 50 стоимости твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива - при наличии печного отопления (при проживании в домах, не имеющих центрального отопления). Таким образом нормативным правовым актом Кировской области по сравнению с федеральным законодательством ухудшены права инвалидов и семей, имеющих инвалидов, так как понятие «топливо» сужено до «твердого топлива» и они лишены компенсации расходов на доставку сжиженного газа в свои квартиры. В связи с этим необходимо внесение изменений в законодательство Кировской области, согласно которым гражданам, проживающим в домах без центрального газоснабжения и имеющим право на компенсацию расходов по оплате ЖКУ, предоставлялась бы компенсация расходов на доставку баллонов с сжиженным газом. Как показали обращения граждан, в 2016 году имели место невыплата или выплата в неполном объеме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с Законом Кировской области от 07.12.2004 № 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» (в ред. от 20.06.2016 № 675-ЗО) ветеранам труда предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 . Однако житель г. Кирова Б. указанную компенсацию длительное время не получал, только после обращения с жалобой к Уполномоченному, ему была начислена компенсация за период с декабря 2011 года по март 2016 года в размере 22068,53 руб. Жителю Лебяжского района П., инвалиду в следствие военной травмы, предусмотренная Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» компенсация расходов за коммунальную услугу водоснабжение начислялась не в полном объеме. После обращения Уполномоченного в министерство социального развития Кировской области было произведено доначисление. Не бывает года, чтобы к Уполномоченному не обращались жители Кировской области, которым из-за задолженности по оплате потребленных коммунальных услуг прекращают их подачу. Конечно, за предоставленные услуги надо платить. Это не обсуждается. Но не во всех случаях задолженность по оплате коммунальных услуг вызвана нежеланием их оплачивать. Из обращения С. (п. Светлый Котельничский район): «Мне 54 года, осталось 10 месяцев до пенсии и работы нет никакой. Работа есть только с августа по октябрь, называется «ягодно-грибной сезон». За это время мы рассчитываемся с зимними долгами и делаем запасы на зиму, живем за счет огорода. У меня задолженность за электричество 3 000 руб. Ягодный сезон закончился и денег у меня больше нет. А люди не верят, что денег нет, прислали извещение, что отключают электричество, а это для меня почти смерть. Без света мы никуда, это и обогреватель, и электроплитка. Я вяжу, шью и шерсть пряду, но заказов очень мало, в поселке народа мало, одни пенсионеры. Даже конверт, чтобы Вам написать, я со слезами в долг выпросила. По телефону позвонить не могу, за долг опять же заблокированы все исходящие звонки. Запах хлеба мне уже во сне снится». С. попросила Уполномоченного помочь получить рассрочку по уплате долга и не прекращать подачу в ее квартиру электричества. Приняв во внимание трудную жизненную ситуацию, в которую попала С., Уполномоченный обратился к директору Котельничского отделения Кировского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». С. предоставлена рассрочка на 1 год, подача электричества не прекращена. А вот в дом семьи Ш., проживающей тоже в Котельничском районе была прекращена подача воды из-за аварии на водопроводе. Авария не устранялась больше месяца. Вот как супруги-пенсионеры доставали воду: «Воду мы с женой запасаем на день допотопным методом. Я спускаюсь под пол на глубину около 2-х метров и оттуда подаю в ведерке литра по 3 воду жене. Она на кухне принимает воду из моих рук и заполняет ее посуду. Эта процедура длится по часу и более. Затем я вылезаю из подвала и мы оба отлеживаемся. И так каждый день целый месяц. А мы не молодые, жена притом инвалид 3 группы, а у меня тоже гипертония. За что нам такие испытания. На домашние нужды воду еще достаем из подвала, но уже больше месяца не стираем. Воду в стиральную машину ведрами не зальешь». После обращения Уполномоченного в органы местного самоуправления прорыв водопроводной ветки, ведущей к дому Ш. устранен. Рекомендации Губернатору Кировской области, Законодательному Собранию Кировской области, Правительству Кировской области: рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи местным бюджетам для обеспечения исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений; рассмотреть вопрос об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации с просьбой: 1) о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно которым органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять собственнику изымаемого жилого помещения по его выбору выплату выкупной цены или равноценное жилое помещение; 2) о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации об уменьшении размера штрафа за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о предоставлении жилого помещения при отсутствии виновных действий органа местного самоуправления; 3) о продолжении государственной политики по расселению аварийного жилья, оказании финансовой поддержки субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета; – рассмотреть вопрос о повторном обращении в Правительство Российской Федерации с просьбой о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты, согласно которым будут разделены плата за отопление в жилых помещениях и плата за отопление на общедомовые нужды и установлен порядок определения нормативов по отоплению на общедомовые нужды; внести изменения в законодательство Кировской области, согласно которым гражданам, проживающим в домах без центрального газоснабжения и имеющим право на компенсацию расходов по оплате ЖКУ, предоставлялась бы компенсация расходов на доставку баллонов с сжиженным газом; принять меры к формированию в Кировской области жилищного фонда социального использования; принять меры к продолжению действия программы Служебное жилье; продолжать работу по восстановлению прав обманутых участников долевого строительства. Органам местного самоуправления: при планировании бюджета на следующий финансовый год учитывать решения судов о предоставлении гражданам жилых помещений; не допускать ущемления прав граждан при предоставлении жилого помещения, в том числе по решению суда; надлежащим образом исполнять обязанности собственника по содержанию муниципального жилищного фонда; своевременно и в полном объеме оплачивать взнос на капитальный ремонт по муниципальным объектам; проводить мониторинг технического состояния многоквартирных домов с целью установления необходимости проведения капитального ремонта, его результаты учесть при актуализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области». НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области»: усилить контроль за качеством работ по капитальному ремонту и сроками его проведения. 3. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  1   2   3   4   5   6

  • 1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН
  • Рекомендации
  • 2. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН
  • Рекомендации
  • 3. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ