Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Доклад Развитие навыков использования учащимися икт на уроках истории для учебного успеха




страница1/17
Дата13.03.2017
Размер3.69 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Доклад


на тему

«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха"

Подготовила:

учитель истории

Горевая Н.В
2016г

Доклад

«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха"
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории. История расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение истории прививает любовь к Родине, к родным местам, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. 
Одна из задач школьной истории на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. 
Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. 
Использование ИКТ на уроках  истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться  среди сверстников. Многие учащиеся  имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае  - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Уроки с использованием ИКТ можно разделить на несколько групп:


  1. Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.

Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала. 


2)Уроки, на которых уч-ся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки).

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.

Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).

Кроме того, что данный вид учебной деятельности  формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому уч-ся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации



3)Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов» электронная библиотека «Просвещение»; энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов  и другие.

Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.

4)Интегрированные уроки (история-информатика, обществознание-информатика и др).

Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного

характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и обрабатывают информацию. Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой  из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы. На таких занятиях с помощью учителя информатики более широко используются ИКТ-технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word,  Power  Point, Exel).

Такой тип урока очень интересен всем учащимся, но особенно учащимся физико-математического профиля. Учащиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что их ждет смена видов деятельности, совместное творчество, создание проектов. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, большой информативной емкостью материала.

Закономерности интегрированного урока заключаются в следующем:

-    урок подчинен авторскому замыслу;

-    этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

-  связанность структуры урока достигается последовательностью, но не исключена и параллельная связь (в первом случае достигается очередность действий, во втором – выполняются сопутствующие задания, отвечающие логически выстроенной цели).



В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения  учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным  составляет основу информационной компетентности учащегося.

Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.



Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. 
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. 
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. 
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, активно использую новые информационные технологии. 
Основные формы работы с ИКТ на уроках: 
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. 
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ВОУД, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять
Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей практике я использую несколько вариантов презентаций: 
лекционная презентация, 
«плакаты», 
«тройное действие», 
интерактивные презентации

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. 
Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны 
быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что на слайдах шрифт должен быть крупным: учащиеся не должны напрягаться, читая его. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. 
«Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия. 
«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала. 
Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. Поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. Материал следует излагать исчерпывающе подробно, чтобы содержание его не вызывало вопросов. Замечательно, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, которые ребёнок может использовать в ходе работы по теме
Мультимедийная презентация - презентация для целого урока (или цикла занятий) с применением всех форм вышеуказанных презентаций, т.е. использования лекционного материала, интерактивных заданий, видеофрагментов с гиперссылками на них во время демонстрации материала. Какой бы вариант презентации не использовался на уроке, приступая к её созданию, необходимо обдумать следующее: 
• каковы цели и задачи, которых хочу достичь в результате показа данной презентации;
• какова аудитория, перед которой мне предстоит выступать; 
• какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать; 
• в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться, а их может быть три: 
1) проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест; 
2) учащиеся видят содержание презентации на персональных компьютерах, слушая комментарии учителя к ней;( при использовании ноутбуков самих учащихся) 
3) ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (без комментариев учителя или без его присутствия). 
На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему. 
Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ: 
1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТа, осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок). Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки мотивации ученика. 
2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом. 
3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка. 
4. С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся. 
5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы. 
6. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации. 
Содержание задания на слайде может предлагаться в различных формах
- прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы..., 
- по рисунку на слайде опиши «..», 
- в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни как это описано в твоем учебнике, 
- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на слайде), 
- просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения), 
- на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника составь план сражения, 
- создай свой слайд, (презентацию) по теме «...». В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок. 
Возможны и другие формы организации деятельности учащихся. 
С помощью заданий на слайде можно активизировать познавательную деятельность учащихся. 
Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование). Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает: 
1. Экономию времени при объяснении нового материала; 
2. Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; 
3. Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; 
4. Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; 
5. Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися; 
6. Вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения. 
Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавания того или иного предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен: 
• Знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории, интегрированные обучающие среды); 
• Уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом; 
• По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, 
• Пользоваться проекционной техникой, 
Владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, 
• Владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), 
• Создавать собственные электронные средства обучения, 
• Уметь работать в Интернете, 
• Приобретать обучающие электронные средства, 
• Решать вопросы о предоставлении ему компьютерных классов для проведения уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий. 
На уроках я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, тестовую оболочку. При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности используются программы: Microsoft Pоwer Point. 
Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления об исторических объектах. С помощью этой программы создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого, практикую создание презентаций самими учащимися. 
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. 
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к истории, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств. 
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. 
На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. 
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках истории сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. 
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. 
Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты: 
1. Качество знаний. 
2. Рост мотивации, интерес к предмету. 
3. Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся. 
Современному обществу нужны образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. 
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Использование коммуникационных технологий на уроке истории дает возможность детям эффективно подготовиться к следующему уроку, так как компьютер выступает в роли интерактивного учебника, справочника, физического атласа и т.д. А использование цветных компьютерных слайдов и комментариев к ним дает возможность демонстрировать учащимся многообразие любых объектов, недоступных для непосредственной демонстрации в классе, например различных исторических предметов, битв, личностей. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией. Учащиеся могут самостоятельно изучать новый материал, с помощью виртуальных экскурсий, проводить исследовательскую и аналитическую работу путем создания рефератов и докладов с сопровождением в виде мультимедийной презентации, развивать творческие способности. Одним из достоинств, применения информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках истории стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделать занятия более наглядными и интересными. При проведении таких уроков ребятам интересно увидеть все, о чем говорится на уроке. Когда ребятам дается опережающее задание, при его защите ребята используют подготовленные презентации.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

  • Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.
  • 2)Уроки, на которых уч-ся представляют свои проекты в форме презентаций
  • 3)Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий.
  • 4)Интегрированные уроки
  • В ходе уроков с использованием ИКТ
  • «плакаты», «тройное действие», интерактивные презентации . Лекционная презентация
  • «Тройное действие