Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Доклад "Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках перехода на фгос оо"




Скачать 115.14 Kb.
Дата02.07.2017
Размер115.14 Kb.
ТипДоклад
Доклад

"Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках перехода на ФГОС ОО"
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

В государственной образовательной политике на разных уровнях приняты программы «Одарённые дети».

Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл. Учитель должен любить и знать искусство и до каждого ученика стараться донести не только знания, умения, навыки по русскому, родному языкам, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.

Главной целью принципа модернизации российского образования является новое качество жизни: подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. В 2009 г. утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой стала работа с одаренными детьми. Подготовка молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре, - одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Поэтому перед родителями, детьми, учителями встала важная задача - выявление, развитие личности, потенциальных возможностей способных детей.

В рамках перехода на ФГОС нового поколения содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Настоящий эрудит должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод. А утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья.

Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и республиканским), а также поступлению и обучению в вузах.

При подготовке к районному уровню олимпиады, учитель проводит школьный этап, где он знакомит участников с заданиями, правилами оформления и регламентом, отвечает на возникшие вопросы.

Непременным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий после сдачи работ всеми участниками. Помня о развивающей цели мероприятия, учителя должны, не откладывая на неопределенный срок, дать верные ответы на все вопросы (кроме творческих заданий), обсудить все возможные варианты, с тем, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить свое любопытство.

Систематически проводится индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющими высокий уровень развития и способности в определенных областях деятельности. Разработаны конкурсы, турниры, направленные на выявление одаренных и талантливых детей. Под руководством учителей-предметников учащиеся школы выполняют научно-исследовательские работы, которые помогают рассмотреть, развить и реализовать способности учащихся.

При планировании занятий с одаренными детьми учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.

На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяет внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.

В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Одним из методических приемов побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен (учащимся в процессе анализа произведения предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения).

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувства. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживания, заражают, захватывают его. В умении заражать чувствами Л.Н. Толстой видел одну из важнейших особенностей искусства.

Массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми я считаю работу в обычном классе средней школы.
Каковы же основные методы, приёмы и формы работы с одарёнными детьми? Каковы результаты? Так как мои предметы – русский язык и литература, родной(эрзянский) и родная (мордовская) литература, то речь пойдет о развитии филологических способностей, литературно-творческих.
Для развития образного мышления и языкового чутья, чутья слова, использую следующие приёмы:
подбор слов-ассоциаций;

словесное рисование;

сравнение, сопоставление (оригинала с черновиком, своего представления с авторским и т.д.);

лингвистический эксперимент;

коллективное творчество

написание лирической миниатюры;

редактирование и т.д.

Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю им различные задания:


подбери рифму;

а как у автора?;

загляни в черновик;

я начну, а ты продолжи;

войди в образ;

что на что похоже и т.д.

Остановлюсь на некоторых. Почувствовать точность слова, тонкость, неповторимость его и образность помогает метод лингвистического эксперимента. Так, на уроке по теме «Синонимы», говоря об их различительных признаках, просим составить синонимический ряд к слову «глаза» (очи, глазки, глазищи, глазенки, зенки, шары и т.д.). Для эксперимента предлагаются строки Н.В.Гоголя:
Маленькие глазки его ещё не потухнули и бегали из-под выросших бровей, как мыши (портрет Плюшкина)

Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами (портрет Манилова)

Поочередно подставляя все слова-синонимы сначала в одно, потом в другое предложение, убеждаемся, что в сочетании со словом «маленькие», «как мыши» ( в портрете Плюшкина) неуместны слова «очи», «глазищи», а в сочетании со словами «заманчиво», «белокур» явно не к месту слова «зенки», «шары».
Развивая литературно-творческие способности, практикую написание небольших творческих работ. Допустим объем даже в одну строку, но обязательное требование: не нужно пустых красивых слов-штампов, следует найти свое яркое неповторимое слово-образ.
Кувшинки на ночном озере.
На закате дня кувшинки на озере напоминали светящиеся фонарики. Кувшинки – фонарики мягко поблёскивали в лучах заходящего солнца.
В средних классах такая работа начинается с открытия отдельных слов. В старших – выливается в систему работы с языком художественных произведений.
Разнообразны и формы развития литературно-творческих способностей. Прежде всего, это уроки литературы и развития речи. 
Так, после традиционного знакомства с жанром устного народного творчества (частушки, пословицы, загадки) провожу уроки развития речи 
(«Сочиняем частушку», «Сочиняем загадку», «Сочиняем сказку на современный лад» и т.д.). 
Вот учитель входит в класс - С неба звездочка упала, 
У меня мурашки: Мне поставили трояк.
Я не выучил урок! Что же делать: петь иль плакать?
А! Спишу у Машки. Всё я делаю не так.
Место работе с одарёнными детьми, развитию их литературно-творческих способностей находится и на обычных уроках русского языка. Так, при изучении условного наклонения глагола в 6 классе даю дифференцированное домашнее задание: написать творческую работу «Если был бы я учитель» (или «Если бы я попал на необитаемый остров», или «Если был бы президентом»). В старших классах после повторения и закрепления стилевых особенностей также можно дать творческое задание: записать известную русскую народную сказку в официально-деловом стиле.
В практике у меня и специальные отдельные уроки творчества и фантазии (обычно это 1-й и последний день четверти), на которых стараюсь создать ситуацию успеха, даю возможность учащимся максимально проявиться. На таких уроках дети выполняют различные задания творческого характера: составляют шутливые рисунки к фразеологизмам, играют в словесную игру «Наборщик», составляют буриме, рекламу и т.д.
Как видим, виды творческих работ разнообразны:
частушка

загадка


сказка-перепутаница

сказка на современный лад

буриме

лирическая миниатюра



басня

реклама


рассказ.

Лучшие творческие работы оформляются в специальные папки: «Творческие работы 5 (6, 7 и т.д.) класса», «Из нашего поэтического опыта».


Большие возможности для раскрытия в одарённых детях творческого потенциала предоставляет их участие в проектной деятельности. Так, к урокам повторения в 7-8-х классах дети выполняли индивидуальные проекты «Творческая биография слова». В проектной деятельности упор делается на старшеклассников. Сейчас уроки литературы в старших классах при изучении биографии и творчества писателей уже не мыслятся без детских проектов «Слово - представление о писателе» с обязательной презентацией.
Однако рамки урока сковывают работу с одарёнными детьми, поэтому приходится максимально использовать внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дают огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
Работа со способными детьми продолжается ,прежде всего, на занятиях элективов, которые я веду уже несколько лет. Общая эмоциональная атмосфера на занятиях, свободная от официальности, способствует развитию творчества детей.
Раскрытию творческого потенциала одарённых детей способствуют и регулярно проводимые предметные недели, во время которых ученики принимают активное участие в литературных гостиных, в мини-спектаклях, сочиненных ими самими.
Одной из распространённых и активных форм работы с одарёнными детьми за рамками урока является участие их во всевозможных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, чемпионатах и т.д. (школьный, муниципальный, республиканский уровни). Мои ученики являются постоянными участниками и призёрами этих конкурсов ( Михеева Т. Еделева Е., Каталова А., Серкина В., Мартынов И., Кафтайкин А. и др.)
 Работа с такими детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода,  консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел.
Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности. Вспоминаю, как готовили номер художественной самодеятельности к выпускному балу… И большие интеллектуальные возможности детей, их активная познавательная потребность и восприимчивость к учению плюс усилия работающих в этом классе учителей дали высокие результаты, что и показали экзамены в 11 классе (2010 г.) ЕГЭ по русскому все сдали, а Лукин В. получил золотую медаль, 6 человек - серебряные. В 2014-15 уч. году учащиеся 9-го класса по ОГЭ получили 4 и 5.
Вот уже несколько лет в летний период я занимаюсь с одарёнными детьми в профильном лагере. Ежегодно составляю рабочую программу, учитывая индивидуальные способности каждого ученика, что способствует выявлению их способностей. Дети занимаются исследовательской работой, сочинением сказок, рассказов и т.д.
Место работе с одарёнными детьми, развитию их литературно-творческих способностей словесник должен находить всегда. Ведь забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашей страны завтра. 
Несмотря на то, что вопросами одаренности детей занимались и занимаются многие учёные, как зарубежные, так и отечественные, одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Одна ко проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Как показывают многочисленные практические и экспериментальные исследования, нельзя предсказать достижения высокоодаренного ребенка или под ростка в будущем по уровню развития его интеллекта или любых других способностей. Тесной связи уровня развития интеллекта в школьном возрасте и достижений не существует. Иначе говоря, сама по себе высокая одаренность ребенка или подростка ни в какой мере не предсказывает столь же высоких его достижений в будущем. 
Более того, как показывают многочисленные исследования, (по разным исследованиям от 2 до 3 %) лишь небольшая часть одаренных детей, вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне. К сожалению, бытовое представление о том, что "вундеркинды" редко оправдывают надежды, гораздо ближе к истине, чем этого хотелось.
В общем, проблем в работе с одарёнными детьми предостаточно. И если мы добились высоких результатов в работе с одаренными детьми, то это – скорее всего количественные показатели, связанные с расширением сети интеллектуальных соревнований. Говорить о качественном пре образовании поиска, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей, я считаю, пока еще рано. Одной из причин, определяющих трудности, является отсутствие разработки методически обоснованных и эффективно работающих систем управленческих стратегий. Речь идет не о системах управления мероприятиями, традиционно связанными с интеллектуальной одаренностью – олимпиады, марафоны, медалисты и т.д., а об управленческих стратегиях, нацеленных на создание действующей системы работы с интеллектуально одаренными детьми.

МБОУ "Кочкуровская средняя общеобразовательная школа"

Кочкуровского муниципального района

Республики Мордовия



Доклад

на августовском семинаре предметной секции

учителей русского, родного языков и литературы

"Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках перехода на ФГОС ОО"

Подготовила: Е.Е.Каталова,

учитель русского, родного языков и литературы

МБОУ "Кочкуровская СОШ"


КОЧКУРОВО 2015




Литература

1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа планирование конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.

2. Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010. – 140с.

3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.

4. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы – М.: Айрис-пресс, 2010. – 208с.

5. Касперская О. В. Система работы с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.

6. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей., - М.: Омега – Л., 2008. – 368с



7. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 256с.

8. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность [Текст]/ Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128с.

9. Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: Мир энциклопедии Аванта , 2010. – 542с.

Ресурсы Internet

  1. autosatal.ru

  2. nsportal.ru

  3. portfolioteka.ru

IV. rudocs.exdat.com

V. test 1291.ucoz.ru

  • "Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках перехода на ФГОС ОО"
  • Ресурсы Internet