Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Доклад-2010 о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и сми в армении




страница3/3
Дата03.07.2017
Размер0.53 Mb.
1   2   3
Нарушения права на получение и распространение информации 13 января группы неизвестных людей в различных районах Еревана выкупали из киосков весь наличный тираж газеты “Айкакан жаманак”. Информируя об этом в номере от 14 января и публикуя соответствующие снимки, издание предположило, что причиной произошедшего могла стать напечатанная 13 января заметка, в которой содержались сведения о стычке между сторонниками депутатов Сейрана Сарояна и Левона Саркисяна в комплексе “Джиани”. 27 января газета “Аравот” опубликовала снимок, на котором был изображен прикрепленный у входа в Особый полк по охране важнейших объектов Полиции РА государственный флаг Армении в потрепанном виде. На следующий же день флаг был заменен. Но заметив снимавшего этот “процесс” фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд инкнишханутюн” Гагика Шамшяна, старший инспектор дежурной части полка Саро Мирзоян воспрепятствовал работе журналиста, угрожая и оскорбляя его. Шамшян сообщил о случившемся и в Комитет по защите свободы слова, который для получения разъяснений 5 февраля направил письмо на имя начальника управления объединения “Охрана” Полиции РА генерал-майора С. Закаряна. Полученный ответ был более чем странным: он, по сути, оправдывал дежурного полицейского и даже перекладывал вину на журналиста. Позже КЗСС стало известно, что Саро Мирзоян освобожден от занимаемой должности. 29 января в гюмрийской канцелярии Административного суда РА состоялось первое судебное заседание по делу Центра свободы информации и газеты “Аравот” против марзпета (главы областной администрации) Ширака. 19 августа 2009 издание по электронной почте отправило запрос всем 10 областным администрациям РА для получения информации о том, как израсходованы полученные по строке госбюджета “другие пособия из бюджета” средства - по 20 миллионов драмов. Администрация Ширакской области оставило письмо без ответа. На заседании 29 января представитель ответчика утверждал, что областная администрация не получала запроса. Для прояснения этого вопроса адвокат Карен Межлумян, защищавший интересы “Аравот”, предъявил суду ходатайство об отправке письма на электронные адреса областной администрации, чтобы убедиться - действуют они или нет По еще одному ходатайству предлагалось допросить журналиста газеты Арама Закаряна и проверить его почту - с тем, чтобы выяснить, был 19 августа отправлен запрос Ширакской администрации или нет Судья удовлетворил оба ходатайства и отложил заседание. 1 июня суд огласил постановление, в котором отмечалось, что стороны решили заключить мировое соглашение, поскольку областная администрация выразила готовность предоставить всю запрашиваемую информацию. 29 января суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш постановил удовлетворить иск Центра свободы информации против государственной некоммерческой организации (ГНКО) “Национальный центр технической безопасности”, обязав ее в 5-дневный срок предоставить запрашиваемую информацию. Напомним, что еще 17 сентября 2009 Центр свободы информации обратился к директору этой ГКНО с просьбой сообщить, сколько частных компаний, осуществляющих экспертизу, зарегистрировано в реестре организации по состоянию на 1 августа 2009 и на чьи имена они зарегистрированы. Запрашивалась также информация о штатном персонале ГКНО за 2008 и 2009 и размере зарплат сотрудников за тот же период. Лишь спустя месяц после судебного решения, 5 марта 2010, Центр свободы информации получил от Национального центра технической безопасности ответное письмо, в котором содержались все требуемые сведения. 5 февраля в Конституционном суде РА было рассмотрено заявление Центра свободы информации о признании противоречащими Конституции страны статей 151 и 152 Административно-процессуального кодекса РА. Напомним, что при рассмотрении исков этой организации против администрации общины Нор Норк города Еревана и против ГКНО “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ” суды отказали в требовании привлечь должностных лиц к административной ответственности. Обосновывалось это тем, что, согласно упомянутым статьям АПК РА, дела об административной ответственности могут быть возбуждены только на основе исков должностных лиц органов, имеющих законные полномочия составления актов об административных правонарушениях. А Центр свободы информации не является таким органом или лицом. Конституционный суд постановил, что статьи 151 и 152 Административно-процессуального кодекса РА не противоречат Конституции страны, но при этом констатировал, что в этой сфере законодательства существует пробел, для ликвидации которого Национальное собрание должно выступить с соответствующей инициативой. 25 февраля в ванадзорской канцелярии Административного суда РА начались слушания по делу газеты “Аравот” против марзпета (главы областной администрации) Лори. 19 августа 2009 издание по электронной почте отправило запрос всем 10 областным администрациям РА для получения информации о том, как израсходованы полученные по строке госбюджета “другие пособия из бюджета” средства - по 20 миллионов драмов. От Лорийской областной администрации ответа не поступило. Первое судебное заседание было отложено и продолжилось 12 марта. Представляющий интересы газеты “Аравот” адвокат Карен Межлумян подтвердил исковое заявление. В свою очередь, юрист Лорийской областной администрации подтвердил получение запроса от издания, но заявил, что запрос по электронной почте не может считаться письменным. 25 мая суд отказал в удовлетворении иска газеты “Аравот” и Центра свободы информации против главы администрации Лорийской области Арама Кочаряна. В постановлении отмечено, что областная администрация получила запрос, но по старым адресам, которые на тот момент не являлись официальными. Суд признал, что об этих изменениях газета могла не знать, редакция отправила запрос по тем электронным адресам, которые тогда были размещены на сайте областной администрации lori.region.am. Суд констатировал также, что на запрос от 19.08.2009 ответ получен 21.04.2010. То есть, вместо предусмотренных законом 5 дней, спустя 245 дней. После всего этого Административный суд решил, что действия областной администрации нельзя считать неправомерными. 18 марта суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана удовлетворил иск Центра свободы информации против Трудовой социалистической партии Армении. Ранее Центр направил председателю ТСПА Мовсесу Шахвердяну запрос с просьбой предоставить копию финансового отчета партии за 2008, а также информацию об источниках пожертвования, стоимость которого превышает установленный законом стократный размер минимальной заработной платы. Этот запрос остался без ответа. Суд обязал ТСПА в 5-дневный срок предоставить Центру всю требуемую информацию. 16 апреля в зале малого театра Национального центра эстетического воспитания должен был демонстрироваться фильм “Выбор”, снятый по сценарию журналиста Тиграна Паскевичяна. Однако утром того же дня из администрации театра сообщили, что директор НЦЭВ Левон Игитян запретил показ фильма. Позже выяснилось, что запрет исходил из Министерства образования и науки РА. Напомним, что это уже второй фильм Паскевичяна, который по вмешательству властей не выходит на большой экран. Показ первого, который назывался “Отчуждение” и рассказывал о противоправных действиях властей при реализации территорий в центре Еревана, в октябре 2008 отказалось демонстрировать руководство столичного кинотеатра “Москва”. 22 апреля Кассационный суд РА огласил постановление, которым частично удовлетворил жалобу Центра свободы информации, отменив решение Административного суда РА по иску Центра против сельской администрации и старосты села Зартонк. 13 августа 2009 Административный суд РА постановил прекратить это дело, поскольку представитель Центра свободы информации отказался от двух требований иска, а суд счел, что не подлежит рассмотрению и та часть требований истца, которая касается признания неправомерной бездеятельности администрации села Зартонк. Отменив это решение, Кассационный суд направил дело на новое рассмотрение в тот же суд. 25 мая корреспондента газеты “Рапарак” Гаяне Сарибекян, прибывшую в Министерство диаспоры РА для освещения приема группы певцов, вернувшихся из латиноамериканских гастролей, министр Грануш Акопян запретила войти в зал, заявив: “Пришла, чтобы написать плохое..” Об этом издание сообщило в номере от 26 мая. 27 мая на пресс-конференцию, организованную в клубе “Аздак” Союза “Конституционное право”, не допустили корреспондента газеты “Рапарак” Амбарцума Амбарцумяна. Гостями клуба были писатели Ованес Григорян и Рубен Овсепян, а темой пресс-конференции - азербайджанская литературная премия, присужденная армянскому писателю Левону Джавахяну, и презентация книги турецкого писателя в Союзе писателей Армении. 31 мая в Национальном Собрании РА было созвано первое выездное заседание Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, возможность освещения которого, однако, была дана только телекомпаниям и некоторым интернет-изданиям. Корреспондентам других СМИ, аккредитованным в НС РА, так и не разрешили войти в здание парламента. При этом сообщили, что службе безопасности был предоставлен список, куда включили не всех журналистов, аккредитованных в Национальном Собрании. 31 мая Административный суд РА (Эчмиадзинская канцелярия), повторно рассмотрев дело, удовлетворил иск Центра свободы информации против администрации села Паракар Армавирской области. Суд признал неправомерными действия сельской администрации, не ответившей должным образом на запрос общественной организации, а также обязал предоставить соответствующий ответ на запрос. Напомним, что Административным судом РА ранее был отклонен этот иск. Центр свободы информации обратился с жалобой в Кассационный суд РА, который 12 марта 2010 отменил решение Административного суда и вернул дело на новое рассмотрение. 3 июня Кассационный суд РА удовлетворил жалобу Центра свободы информации, отменив решение Административного суда РА по иску Центра против государственной некоммерческой организации (ГКНО) “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ”, и направил дело в тот же суд на новое рассмотрение. Напомним, что общественная организация, обратившись в Административный суд, просила признать неправомерными действия или бездеятельность ГНКО, из-за которых Центр не получил исчерпывающего ответа на запрос, и обязать Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ в 5-дневный срок предоставить всю запрашиваемую информацию. Административный суд тогда отклонил иск Центра. Новое рассмотрение дела началось на заседании 5 октября 2010, продолжилось 1 ноября, а затем слушания были отложены на неопределенное время. 16 июня Административный суд РА (Гюмрийская канцелярия) завершил рассмотрение иска руководителя Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна против главы Ширакской областной администрации Лиды Нанян. 18 и 29 января 2010 Левон Барсегян просил предоставить ему информацию об осуществленных областной администрацией затратах по статьям “Другие пособия из госбюджета” и “Представительские расходы” за 2005-2009 годы. Администрация, отвечая на запрос, непредоставление информации пыталась мотивировать тем, что сведения по статье “Другие пособия из госбюджета” содержат тайну частной жизни, а “Представительские расходы” - коммерческую тайну. Новый глава областной администрации Ашот Гизирян 16 июня заключил с истцом мировое соглашение. Согласно документу, глава администрации выражает Левону Барсегяну сожаление по поводу неудобств при реализации права на свободу информации и обязуется до 1 июля 2010 предоставить запрашиваемые сведения, а Левон Барсегян отказывается от дальнейших судебных претензий и жалоб по этому делу. Однако, поскольку областная администрация лишь частично предоставила информацию, руководитель “Аспарез” обратился в Службу принудительного исполнения судебных актов с требованием получить и предоставить ему всю запрашиваемую информацию. 29 июля произошел пожар на территории, прилегающей к столичному зоопарку. Фотожурналист Гагик Шамшян вел здесь съемки, когда к нему подошли несколько человек из расположенного по соседству ресторана “Аркаядзор” и попытались воспрепятствовать деятельности журналиста. Это сопровождалось грубыми, нецензурными словами в его адрес. Как сообщил КЗСС Гагик Шамшян, о случившемся он известил полицию по телефону 1-02, однако какой-либо реакции не последовало. 7 сентября в городе Артик Ширакской области, во время открытия нового Дома культуры, члены группы, сопровождавшей премьер-министра Тиграна Саркисяна, воспрепятствовали работе съемочной группы телекомпании “ГАЛА”, в частности, журналиста Кристины Мкртчян, разбили микрофон и штатив, причинив материальный и моральный ущерб. Согласно распространенному телекомпанией заявлению, изначально к сотрудникам “ГАЛА” было проявлено негативное отношение, ограничено передвижение журналиста и оператора. Тем не менее, как отмечается в том же заявлении, пресс-секретарь премьера устно извинился перед журналистом, сказав, что произошедшее является недоразумением. В тот же день помощник главы правительства РА Арам Ананян дал разъяснения по поводу инцидента. По его словам, информация о том, что члены сопровождавшей Тиграна Саркисяна группы препятствовали работе съемочной группы телекомпании “ГАЛА”, не соответствует действительности. Помощник премьера заявил, что микрофон и штатив сломались в результате “случайного столкновения при неосторожном повороте” одного из сотрудников охраны главы правительства. Ананян сообщил также, что материальный ущерб, нанесенный “ГАЛА”, будет возмещен. 29 сентября в Административном суде РА завершилось рассмотрение иска Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи против Особой следственной службы РА. 17 марта 2010 в соответствии с Законом РА “О свободе информации” эта общественная организация обратилась в Особую следственную службу, попросив предоставить копии постановлений о возбуждении уголовных дел, отказе в возбуждении уголовных дел, прекращении уголовного преследования за период с 1 января 2009 до17 марта 2010. В ответе от 25 марта 2010 Особая следственная служба отказалась предоставить запрошенную информацию, мотивируя это тем, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РА общественная организация не считается правомочным лицом для получения такой информации. Ванадзорский офис ХГА 9 апреля 2010 обратился с иском в Административный суд, требуя обязать Особую следственную службу предоставить информацию. Ответчик не явился ни на одно из заседаний суда. 19 октября был оглашен судебный акт, по которому иск общественной организации был отклонен. Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи заявил о намерении обжаловать это решение в Кассационном суде РА. 12 ноября Административный суд РА принял в производство иск общественной организации “Журналисты-расследователи” против мэра Гюмри Вардана Гукасяна по требованию предоставления информации. По поводу некоторых обстоятельств, связанных с длительным спором между наследницей семьи Дрампянов Ириной Абаджян и мэрией Гюмри, НПО “Журналисты-расследователи” 6 июля направила на имя мэра города запрос о получении информации, однако так и не получила ответа. Только спустя почти 2 недели после принятия дела в производство, 25 ноября, поступил ответ за подписью вице-мэра Гюмри Гагика Манукяна, где вместо запрашиваемых сведений приводились мотивировки отказа предоставления информации. 23 ноября Административный суд РА отклонил иск Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи против Министерства обороны РА. Напомним, что в феврале 2010 руководитель организации Артур Сакунц направил министру обороны Сейрану Оганяну запрос на получение информации относительно того, сколько военнослужащих срочной службы и сколько контрактников погибло в течение 2009. Запрашивались также их имена и фамилии, а также адреса постоянного места жительства. Однако никаких сведений не было предоставлено, что мотивировалось тем, что эта информация представляет собой служебную тайну. Затем общественная организация вновь обратилась в МО, теперь уже требуя перечень сведений оборонного ведомства, подлежащих засекречиванию. Но и на этот запрос последовал отказ по той же мотивировке. Артур Сакунц заявил о намерении обжаловать решение Административного суда в кассационной инстанции. 22 декабря в ванадзорской канцелярии Административного суда РА состоялось предварительное заседание по иску Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи против суда общей юрисдикции Ширакской области РА с требованием обязать председателя этого суда предоставить запрашиваемую информацию. Ранее, 16 июня 2010, общественная организация обращалась к нему с просьбой о предоставлении копий принятых после 2008 года постановлений областного суда общей юрисдикции о разрешении обысков, а также об отказах на ходатайства о проведении обысков за тот же период. 25 июня 2010 председателем суда был отправлен ответ, которым было отказано в предоставлении запрашиваемой информации. 29 декабря Кассационный суд РА отменил решение Административного суда РА по иску руководителя Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна против Комитета по государственным доходам при Правительстве РА и отправил дело на новое рассмотрение. Напомним, что 18 января 2010 Л. Барсегян направил запрос в Комитет по госдоходам с просьбой предоставить информацию об организованном этим ведомством в конце 2009 предновогоднем торжестве, а также перечень лиц, ставших обладателями дорогостоящих швейцарских часов в качестве поощрения в конце года. Не получив ответа, руководитель журналистской организации обратился 8 февраля в Административный суд РА с требованием обязать председателя Комитета по госдоходам предоставить информацию и привлечь последнего к административной ответственности. 1 июля суд отклонил этот иск. 5. ДРУГИЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СМИ 15 января Национальная комиссия по телевидению и радио приняла решение, что в ходе выборов на вакантное место депутата НС РА по избирательному округу №10 города Еревана телекомпании действовали в рамках закона. Этот вопрос рассматривался в НКТР на основе заявления председателя депутатского клуба “Верховный Совет” Рубена Торосяна. Согласно нему, “телекомпании не сообщали ни об агитации, ни о стоимости минуты платного эфирного времени, что, в свою очередь, означает отказ от какого-либо освещения предвыборной кампании”. Комментируя решение НКТР, Рубен Торосян заявил: “Грубые нарушения требований статьи 20 Избирательного кодекса РА и, по сути, бойкот выборов со стороны телекомпаний НКТР рассматривает как выполнение закона”. Комитет по защите свободы слова продолжает придерживаться позиции, что отказ СМИ от освещения выборов является следствием скрытой цензуры. 9 февраля суд общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун удовлетворил иск ООО “32 продакшн” о расторжении договора с телекомпанией “Шант” и запрещении трансляции юмористической передачи “32 зуба” в эфире “Шант”. В качестве причины указывалась задержка телекомпанией выплат за октябрь и ноябрь 2009. Со стороны “Шант” был предъявлен встречный иск - с требованием прекратить трансляцию передач “32 зуба” на другом телеканале. Представитель “Шант” заявил, что судебное решение будет обжаловано в вышестоящей инстанции. 15 февраля суд общей юрисдикции столичных административных округов Аван и Нор Норк отклонил иск “Радио HAY” против депутата фракции “Жарангутюн” (“Наследие”) НС РА Степана Сафаряна. Радиостанция требовала обязать Сафаряна опровергнуть опубликованные им сведения о том, что “Радио HAY”, готовя и транслируя передачу “Армянский отклик”, выполняла заказ президента Сержа Саркисяна иили его администрации. Суд пришел к выводу, что требование “Радио HAY” необоснованно. Напомним, что поводом для спора стало публичное обсуждение карабахской проблемы посредством открытых писем и выступлений в СМИ. Затем это переросло в судебные разбирательства. 26 марта суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш огласил решение по иску депутата фракции “Жарангутюн” НС РА Заруи Постанджян, которая обжаловала решение следователя Полиции РА о прекращении дела об оскорблении ее чести и достоинства в публикациях одной уже не издающейся газеты. Суд удовлетворил жалобу Заруи Постанджян и решил вернуть дело в следственный орган - на дополнительное расследование. По мнению депутата оппозиционной фракции, это судебное решение, скорее всего, было обусловлено нежеланием создавать опасный прецедент, поскольку очевидно, что отказ в удовлетворении жалобы означал бы фактическое разрешение подобных публикаций в отношении любого должностного лица или политического деятеля. 11 мая газета “Аравот” сообщила, что по распоряжению генерального прокурора РА сформирована рабочая группа для изучения подготовленных в 2008-2010 годах материалов и уголовных дел, связанных с препятствованием законной профессиональной деятельности журналистов, других правонарушений против них, а также анализа законности принятых по ним решений. Рабочая группа потребовала от всех подразделений предоставления исчерпывающих сведений об уголовных делах, касающихся журналистов. Однако каких-либо сообщений о результатах этой инициативы не было опубликовано. 29 октября суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш удовлетворил иск нескольких творческих союзов Армении против газеты “Айоц ашхар” и ее журналиста Кимы Егиазарян. 10 июля председатели союзов писателей, композиторов и музыковедов, кинематографистов, театральных деятелей Армении обратились в суд с требованием опровергнуть сведения, содержащиеся в опубликованной в газете “Айоц ашхар” статье “Продать, продать до конца!” (автор - Кима Егиазарян) и возместить судебные расходы в размере 1 миллион 500 тысяч драмов. 21 августа газета напечатала опровержение, но оно не удовлетворило истцов. Слушание дела началось 14 октября. А 29 октября суд обязал газету “Айоц ашхар” опубликовать опровержение, текст которого приводился в постановлении, и возместить судебные расходы в размере 300 тысяч драмов. Во время состоявшихся в Национальном Собрании обсуждений законопроекта о внесении изменений в Закон РА “О языке” руководитель фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян заявил противникам документа, что они нуждаются в психиатре. А на прошедшей 23 декабря пресс-конференции на вопрос одного из журналистов о том, насколько это высказывание соответствует озвученному на 20-летии РПА президентом РА Сержем Саркисяном призыву о необходимости проявлять терпимость и не оскорблять друг друга, лидер фракции правящей партии ответил: “Считаю, что ты тоже нуждаешься в психиатре”. Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций армянской прессы.  Доклад подготовлен в рамках проекта, осуществленного при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения” и правительства Королевства Нидерландов.
1   2   3

  • 5. ДРУГИЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СМИ