Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Доклад-2010 о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и сми в армении




страница2/3
Дата03.07.2017
Размер0.53 Mb.
1   2   3
4. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В 2010 году, по сравнению с 2009, увеличилось число нарушений прав журналистов и СМИ. Вместе с тем отметим, что меньше стало случаев физического насилия в отношении представителей медиа. В этом смысле беспрецедентным был третий квартал - ни одного факта насилия. А в первом квартале зафиксировано 5 таких случаев, и все они произошли 10 января, в день дополнительных выборов на вакантное место депутата НС РА по избирательному округу №10 города Еревана. Количественные данные нарушений прав журналистов и СМИ за 2010 - по кварталам Виды нарушений кварталы 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал Физическое насилие над журналистами 5 3 0 1 Давление на СМИ и их сотрудников 4 5 5 5 Нарушение права на получение и распространение информации 7 5 3 3 Сравнительная таблица данных за 2009 и 2010 Виды нарушений годы 2009 2010 Физическое насилие над журналистами 11 9 Давление на СМИ и их сотрудников 14 19 Нарушение права на получение и распространение информации 13 18 В разделе, касающемся фактов физического насилия над журналистами, представлены случаи, когда в отношении представителей СМИ применялось непосредственное физическое воздействие (потасовки, избиения и проч.). Говоря о давлении на СМИ и их сотрудников, мы подразумеваем угрозы, предупреждения по телефону, инициирование судебных дел и другие действия, направленные на оказание влияния на содержание журналистских материалов, их опубликование или неопубликование, а также на незаконное ограничение свободы деятельности медиа и их представителей. К нарушениям права на получение и распространение информации мы причисляем не только факты невыполнения требований Закона РА ”О свободе информации”, но и случаи, когда на месте события препятствуют профессиональной деятельности журналиста - сбору фактов, аудиозаписи, фото- и видеосъемкам, а также не позволяют или мешают свободному распространению информации. Используемая Комитетом дифференциация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, например, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая дифференциация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ. Физическое насилие над журналистами 10 января 2010, в день дополнительных выборов на вакантное место депутата НС РА, на избирательном участке 1019 примерно в 10 часов 30 минут по поручению председателя участковой избирательной комиссии Гагика Багдасаряна полицейские и неизвестные лица воспрепятствовали работе журналистов, освещавших ход выборов. Среди них корреспондент радиостанции “Свобода” Ануш Мартиросян, фотожурналист Гагик Шамшян, корреспондент газеты ”Чоррорд инкнишханутюн” Гоар Везирян, исполняющий обязанности главного редактора газеты ”Айкакан жаманак” Айк Геворкян. Так, стремясь вывести журналистов за пределы участка, неизвестные лица попытались разбить микрофон радиостанции ”Свобода”. Завязалась потасовка, в ходе которой были нанесены удары фотожурналисту Гагику Шамшяну. Председатель комиссии незаконно требовал от представителей СМИ предъявить, помимо редакционного удостоверения, еще и паспорт. Айк Геворкян и Гоар Везирян из-за оказываемого на них давления вынуждены были покинуть участок. Согласно сообщению, распространенному Прокуратурой РА, подготовленные материалы, касающиеся нарушений, зафиксированных на избирательном участке 1019, по указанию генерального прокурора РА 13 января отправлены в Особую следственную службу РА для возбуждения уголовного дела и проведения расследования. А 15 января тот же источник проинформировал, что возбуждено уголовное дело по фактам препятствования, с применением насилия, осуществлению полномочий участников выборов. Тем не менее, как позже сообщила Особая следственная служба РА, дело прекращено в связи с отсутствием доказательств. В день выборов на избирательном участке 1024 воспрепятствовали работе корреспондента газеты ”Жаманак” Марине Харатян. Здесь также, помимо редакционного удостоверения, от журналиста потребовали предъявить паспорт. Причем требование исходило от председателя участковой комиссии. Когда Марине Харатян заявила, что Избирательный кодекс РА не предусматривает этого, председатель и члены комиссии попытались вывести ее с территории участка. Тем не менее, позже, ознакомившись с соответствующим законодательным положением, председатель участковой избирательной комиссии все же позволил журналисту выполнить профессиональные обязанности. На избирательном участке 1014 воспрепятствовали также деятельности другого корреспондента того же издания - Кристине Ханумян. Здесь ”отличился” зарегистрированный в качестве наблюдателя представитель общественной организации ”Институт свободного общества”, который угрожал журналисту - ”разобью тебе голову, разобью телефон, отрежу уши”. Во всех этих случаях виновные не выявлены и не наказаны. 10 февраля начальник Полиции РА Алик Саркисян на своей пресс-конференции сообщил, что прекращено уголовное дело, возбужденное по факту нападения на обозревателя телекомпании ”Шант” Нвера Мнацаканяна. Напомним, что вечером 6 мая 2009 двое неизвестных, поджидавших журналиста у его дома, напали на него, нанесли удары, свалили на землю и убежали. Нвер Мнацаканян выразил уверенность, что злоумышленники имели отношение к компании ”Гранд Кенди”. Полиция же прекратила дело в связи с тем, что не удалось установить личность нападавших. Утром 24 февраля у здания Прокуратуры РА было совершено насилие в отношении фотокорреспондента газет ”Аравот” и ”Чоррорд инкнишханутюн” Гагика Шамшяна. Журналист фотографировал прибывавших на коллегию прокуратуры высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, когда к нему подошел мужчина лет 30 и потребовал прекратить съемки. Шамшян заявил, что выполняет свои профессиональные обязанности, и предъявил редакционное удостоверение. Но мужчина, ругаясь нецензурными словами, нанес журналисту удары по голове, после чего беспрепятственно вошел в здание прокуратуры. Шамшян получил ранения, ему была оказана медицинская помощь. В тот же день Комитет по защите свободы слова вместе с партнерскими организациями выступил с заявлением, осуждающим это насилие. В документе, в частности, отмечалось, что ”общественность вправе ожидать, что этот очередной случай насилия против журналиста не останется без последствий. И если виновный и на сей раз не будет выявлен и наказан, мы будем иметь все основания полагать, что правоохранительные органы попросту избегают раскрытия подобных преступлений”. Насилие было осуждено и Прокуратурой РА, которая 26 февраля разместила на своем сайте видеозапись инцидента. На основании письменного заявления журналиста было возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РА - 118 (избиение) и 164 (препятствование законной профессиональной деятельности). Впоследствии выяснилось, что насилие в отношении фотожурналиста совершил следователь Гагик Маргарян, который в течение последних 2 лет был командирован на работу в Особую следственную службу РА. 4 апреля стало известно, что следователь Центрального следственного отдела Полиции РА Гарик Бегоян решил прекратить уголовное преследование в отношении полицейского следователя Гагика Маргаряна, совершившего нападение на фотожурналиста Гагика Шамшяна, а также по обвинению в ложном доносе (статья 333 УК РА) привлечь к уголовной ответственности самого Шамшяна. Журналист обратился к генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну с жалобой относительно тенденциозности расследования, необоснованного прекращения уголовного дела и предъявленного ему обвинения. На это последовал ответ заместителя прокурора города Еревана С. Хачатряна, в котором сообщалось, что нет оснований для отмены решения, принятого по упомянутому делу. Фотожурналист направил жалобу в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш. Однако и здесь отклонили жалобу Шамшяна. Тем не менее 27 июля следственный орган прекратил уголовное дело против журналиста в соответствии со статьей 74 УК РА - в связи с изменившейся ситуацией. 1 апреля в столичном парке, расположенном между улицами Абовяна и Терьяна (раньше он назывался именем Гукасяна), у строящегося здесь кафе неизвестный воспрепятствовал работе корреспондента газеты ”Азг”. Он напал на журналиста и у двери заграждения дважды ударил в плечо и голову, попытался вырвать из рук фотоаппарат и сумку. На помощь корреспонденту подоспели студенты. А злоумышленник продолжал угрожать: ”Не дни, а часы твои сочтены…” 30 апреля исполнился год после покушения на жизнь координатора информационного портала ”Armenia Today” Аргишти Кивиряна. В связи с этим Кивирян дал пресс-конференцию и представил события, произошедшие за истекший период. По уголовному делу были арестованы двое - Владик Серобян и Гурген Киликян. С одним из них была проведена очная ставка, в ходе которой потерпевший опознал нападавшего. Однако 8 марта 2010 оба арестованных были освобождены. По словам Кивиряна, покушение на него было заказано начальником полиции Ахалкалакского района Грузии Самвелом Петросяном, деятельности которого он посвятил ряд резких публикаций. В тот же день, 30 апреля, в интервью газете ”Этк” Петросян опровергнул свою причастность к инциденту. Напомним, что на рассвете 30 апреля 2009 в Ереване, в подъезде своего дома, Аргишти Кивирян был жестоко избит. Неизвестные с битами напали на него, когда он шел домой из офиса, расположенного в том же здании. Кивирян в тяжелом состоянии, с многочисленными травмами, в том числе головы, был доставлен в медицинский центр Эребуни. По этому факту полиция возбудила уголовное дело по статье 117 УК РА - Умышленное нанесение легкого вреда здоровью. Впоследствии дело передали в Следственное управление Службы национальной безопасности РА, где оно было переквалифицировано на статью 34-104 УК РА - покушение на убийство. 31 мая со столичной Площади Свободы полицейскими были подвергнуты приводу корреспонденты газет ”Айкакан жаманак” и “Айк” Сюзанна Погосян и Лилит Тадевосян, которые находились там для освещения акции активистов Армянского национального конгресса. По словам Лилит Тадевосян, она на Площади Свободы выполняла журналистскую работу, на месте событий вела аудиозапись, но когда руководителя Гнчакской социал-демократической партии Людмилу Саркисян посадили в полицейскую машину, журналистов, толкая, вывели с площади. Потом двух корреспондентов подвергли приводу и отпустили из полицейского отдела лишь спустя 3 часа. 31 мая полицейские с применением силы с окрестностей Площади Свободы подвергли приводу, а затем арестовали корреспондента газеты ”Айкакан жаманак” Ани Геворкян. По сообщению полиции, журналист обвинялась в неподчинении требованию полицейского Амбарцума Боксяна и “применении против него неопасного для жизни насилия - нанесении удара по лицу и причинении боли”. В отношении корреспондента было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 316 УК РА (“Применение насилия в отношении представителя власти”). Согласно газете ”Айкакан жаманак”, арест Ани Геворкян - проявление личной мстительности начальника полиции РА Алика Саркисяна, которому не понравились критические публикации журналиста. 1 июня Комитет по защите свободы слова совместно с партнерскими организациями выступил с заявлением, в котором, в частности, говорилось: ”… применяемые против журналистов методы насилия неприемлемы для демократического общества. Напоминаем, что, согласно статье 4 Закона РА ”О массовой информации”, журналист в ходе своей профессиональной деятельности как лицо, выполняющее общественный долг, защищается законодательством РА, а статья 164 УК РА ”Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста” в части 2 предусматривает наказания допустившим такие деяния должностным лицам. Требуем от руководства полиции РА незамедлительно освободить корреспондента газеты ”Айкакан жаманак” Ани Геворкян, прекратить уголовное преследование в отношении нее и наказать превысивших свои полномочия полицейских”. Свою обеспокоенность по этому поводу выразил ряд международных правозащитных организаций. 3 июня журналиста выпустили на свободу, избрав в качестве меры пресечения подписку о невыезде из Еревана. В ноябре, по завершении предварительного расследования, дело против Ани Геворкян было прекращено. 3 ноября в уголовно-исправительном учреждении ”Кош” совершено нападение на главного редактора газеты ”Айкакан жаманак”, политзаключенного Никола Пашиняна, отбывающего наказание по обвинению в организации массовых беспорядков 1 марта 2008. При этом основным требованием нападавшего сокамерника было - не писать и не публиковать статьи, которые “не нравятся многим достойным людям”. На следующий день, 4 ноября, руководители ряда СМИ и журналистских организаций, в том числе Комитета по защите свободы слова, выступили с заявлением, в котором содержалось требование к властям Армении обеспечить безопасность Никола Пашиняна, а также решить вопрос о его освобождении в соответствии с рекомендацией ПАСЕ. 11 ноября вновь было совершено нападение на Пашиняна. На этот раз инцидент произошел ночью. Двое мужчин в черной одежде и масках избили лежащего на нарах журналиста. Когда последний стал звать на помощь, нападавшие покинули камеру, а пришедшие сюда надзиратели отвели Пашиняна в дежурную часть, где был проведен медосмотр. Министерство юстиции РА опровергло информацию об этих инцидентах и представило свою версию произошедшего. 16 ноября в центре Еревана, в сквере у памятника Мартироса Сарьяна, состоялась акция руководителей СМИ и журналистских организаций в поддержку Никола Пашиняна. В принятом здесь заявлении вновь выдвигалось требование к властям обеспечить безопасность главного редактора ”Айкакан жаманак” и рассмотреть вопрос о его освобождении. Это требование руководители СМИ повторили и на пресс-конференции, состоявшейся в Ереване 18 ноября. 24 ноября аналогичное заявление приняли более 100 деятелей культуры и искусства, которые собрались в сквере напротив Ереванской государственной консерватории. А 30 ноября с заявлением, содержащим требование об обеспечении безопасности и освобождении Никола Пашиняна выступили председатели трех творческих союзов Армении - писателей, театральных деятелей, архитекторов, а также группа научных деятелей - академиков, членов-корреспондентов, докторов наук. В тот же день, 30 ноября, стало известно, что Никола Пашиняна перевели в уголовно-исправительное учреждение ”Артик” и поместили в отдельную камеру. С этого дня связь с журналистом прервалась. Согласно заявлениям его близких и адвокатов, руководство уголовно-исправительного учреждения не передавало письма Никола Пашиняна адресатам. Журналист, по сути, был лишен также возможности заниматься профессиональной деятельностью - писать статьи. Давление на СМИ и их сотрудников 11 февраля учредитель газеты “Айкакан жаманак” - ООО “Дарескизб” - по требованию Службы принудительного исполнения судебных актов, а также для снятия запрета на пользование своими банковскими счетами и продолжения выпуска издания вынужден был заплатить штраф в размере 3 миллионов драмов. Напомним, что в номере от 6 февраля 2009 газета опубликовала материал “Приключения Робертыча в Дубае”, после чего младший сын второго президента РА Левон Кочарян обратился в суд с требованием опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство. Суд первой инстанции удовлетворил иск, обязав ООО “Дарескизб” заплатить штраф в размере 3 миллионов 620 тысяч драмов, а апелляционная инстанция снизила эту сумму до 3 миллионов. Кассационный суд не принял к рассмотрению жалобу учредителя газеты и еще в декабре 2009 вернул ее. Однако даже после того, как “Дарескизб” заплатил штраф, с его банковских счетов арест не был снят. Запрет на пользование счетами ликвидировали лишь после того, как 3 марта газета “Айкакан жаманак” опубликовала опровержение. 19 февраля Апелляционный гражданский суд рассмотрел жалобу Центра стратегических исследований “Арарат”, в которой содержалось требование отменить постановление суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана и отправить дело на новое рассмотрение. Упомянутый Центр обратился в суд против Фонда “Кавказский институт” по поводу изданного последним в 2008 сборника “Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ”. В иске требовалось обязать ответчика опровергнуть опубликованную в книге статью турецкого автора, где подвергается сомнению факт геноцида армян, запретить использование в кавычках слова геноцид и возместить моральный ущерб. Суд общей юрисдикции прекратил производство гражданского дела, мотивировав свое решение тем, что данный спор не подлежит судебному рассмотрению. Постановлением от 5 марта Апелляционный гражданский суд оставил в силе решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана. 23 февраля в Конституционном суде РА началось рассмотрение заявления представителей учредителя телекомпании “А1 ” - ООО “Мелтекс” - Артака Зейналяна, Ара Казаряна и Карена Межлумяна. По мнению последних, необходимо признать противоречащим Конституции подпункт 1 статьи 20428 Гражданского процессуального кодекса РА, согласно которому при пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам суд вправе оставлять в силе прежний судебный акт, а заявление - без удовлетворения. После известного решения Европейского суда ООО “Мелтекс”, на основе нового обстоятельства, обратился в Кассационный суд РА, требуя признать недействительными принятые им же решения от 23 февраля и 23 апреля 2004 по делам относительно отказа Национальной комиссии по телевидению и радио предоставить лицензию на вещание по 7 частотам, подтвердить факт нарушения прав, гарантированных 10-й статьей Европейской конвенции по правам человека и основным свободам, обязать НКТР - с целью восстановления ситуации, которая была до нарушения этих прав, - объявить конкурс на те же 7 частот. В тот же день, 23 февраля, Конституционный суд огласил свое постановление, которым, по сути, признал незаконным решение Кассационного суда. 18 марта в Апелляционном гражданском суде РА началось рассмотрение жалобы учредителя газеты “Чоррорд ишханутюн” - агентства “Огостос” - и ООО “Посторонним В” против типографии “Гинд”. Напомним, что суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана, частично удовлетворив иск “Гинд” против “Чоррорд ишханутюн”, постановил, что агентство “Огостос” должно выплатить типографии 2,6 миллиона драмов. До исполнения постановления, то есть выплаты суммы, судья оставил в силе ранее принятое решение о запрете печатать газету. На заседании 25 марта Апелляционный гражданский суд огласил постановление, которым отменил решение первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение в полном объеме. 21 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана состоялось новое рассмотрение иска типографии ”Гинд” против учредителя газеты “Чоррорд ишханутюн” - агентства “Огостос”. Суд удовлетворил ходатайство агентства “Огостос” о проведении судебно-бухгалтерской экспертизы представленных типографией ”Гинд” новых расчетов. Кроме того, суд освободил нынешнего издателя газеты от обязанности соответчика, так как он не имеет отношения к предмету спора, и ликвидировал запрет на выпуск ежедневной газеты “Чоррорд ишханутюн”. 19 марта в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана, перед началом заседания по делу о разбойном нападении на дом бывшего начальника Таможенного комитета Армении Армена Аветисяна, один из подсудимых внезапно стал ругаться нецензурными словами и угрожать фотожурналисту Гагику Шамшяну. По словам последнего, вскоре так же стал вести себя и родной брат подсудимого, который, к тому же, швырнул зажигалку в сторону журналиста. По этим фактам Гагик Шамшян дал показания в отделе полиции столичного административного округа Кентрон. Здесь во время очной ставки брат подсудимого извинился перед журналистом, который, в свою очередь, заявил, что удовлетворен таким исходом. 6 апреля гюмрийская телекомпания ”ГАЛА” распространила заявление о том, что в целях технического переоснащения ввезла из-за рубежа новое оборудование, но процесс прохождения его через таможню искусственно задерживается. Телекомпания выполнила все свои обязанности по оформлению документов, однако Ширакская территориальная таможня без какого-либо обоснования прекратила процедуру оформления груза, не отреагировав также на письмо руководства ”ГАЛА”. 8 апреля телекомпанию посетили сотрудники налоговой службы Комитета по государственным доходам РА, чтобы выполнить распоряжение председателя этого ведомства Г. Хачатряна, согласно которому на имущество и банковские счета учредителя ”ГАЛА” - ООО ”ЧАП” накладывается арест в связи с неоплаченными налоговыми обязательствами в размере 822.2 тысяч драмов. В инцидент вмешался и Защитник прав человека РА, направив письмо руководителю Комитета по госдоходам. В тот же день это ведомство распространило сообщение, в котором разъяснялось, что процедура таможенного оформления оборудования прекращена, так как от местной налоговой инспекции получено оповещение об упомянутых выше непокрытых налоговых обязательствах. ”ГАЛА” назвала действия Комитета по госдоходам незаконными. А 13 мая телекомпанию посетили уже сотрудники областного отдела Службы принудительного исполнения судебных актов. Целью визита было выполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном Административным судом РА. От ООО ”ЧАП” взыскали сумму в размере 822.200 драмов. Лишь после этого, 20 мая, телевизионное оборудование добралось из таможни в ”ГАЛА”. По нашей оценке, вся эта история не что иное, как проявление незаконного экономического давления на СМИ посредством применения государственных рычагов. 16 апреля газета ”Рапарак” получила от государственной некоммерческой организации (ГНКО) “Национальное бюро экспертиз” Национальной академии наук РА заключение относительно видеозаписи, содержащей интимные кадры, “главным героем” которых, согласно публикации газеты, является режиссер Грач Кешишян. Эксперты не смогли дать исчерпывающие ответы на вопросы суда, сославшись на то, что качество предоставленной записи не позволяет осуществить портретную идентификацию. Тем не менее, сходство между ”героем” интимных кадров и Грачем Кешишяном эксперты оценили на 30-40 процентов. 30 апреля, а затем и 18 июня по различным причинам судебные заседания были отложены. Были и предложения о заключении мирового соглашения, даже обсуждался его текст, но потом истец отказался от этого. Напомним, что после опубликования в газете ”Рапарак” от 18 июля 2009 материала о видеозаписи с интимными сценами, в которых, как утверждало издание, фигурировал Грач Кешишян, последний направил редакции письмо, где требовал опровергнуть сведения о том, что он является участвующим в этих сценах мужчиной. Газета напечатала письмо, но опубликованные сведения не опровергла. Кешишян обратился в суд, потребовав от ”Рапарак” компенсации в размере 5 миллионов драмов за оскорбление чести и достоинства. 25 декабря суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана решил обязать газету ”Рапарак” опубликовать опровержение и возместить расходы истца на адвокатские услуги в размере 370 тысяч драмов. Требование же о возмещении морального ущерба в 5 миллионов драмов суд отклонил. 24 мая начальник Армавирского гарнизона Военной полиции Минобороны РА, председатель организации ”Прославленные бойцы” Гриша Саркисян позвонил в редакцию газеты ”Чоррорд инкнишханутюн” и стал угрожать расправой. Саркисяна возмутила опубликованная в номере ”ЧИ” от 22 мая статья ”Назло Еркрапа” о его деятельности. Отвечающему на его звонок заместителю директора издания Мгеру Галечяну Гриша Саркисян сказал, чтобы тот передал корреспонденту Тагуи Товмасян и фотожурналисту Гагику Шамшяну, что он собирается ”наказать их” и намерен ”прострелить головы” обоих. Руководитель ”Прославленных бойцов” угрожал также прийти со своими людьми в редакцию и разбомбить ее. Через несколько дней после инцидента стало известно, что Гриша Саркисян освобожден от занимаемой должности. 14 июня во время судебного заседания по делу разбойного нападения на дом бывшего руководителя Таможенного комитета страны Армена Аветисяна со стороны родственников обвиняемого Ара Карапетяна было оказано давление на корреспондента газеты “Аравот”, освещающего этот процесс. По завершении заседания родственники и близкие теперь уже всей преступной группы угрожали журналисту и требовали воздержаться от публикации материала, а то, как они говорили, “будет тебе плохо”. 25 июня в суде общей юрисдикции Ширакской области возобновились слушания по спору между мэрией Гюмри и учредителем телекомпании ГАЛА - ООО ЧАП - относительно права на пользование городской телевышкой. Напомним, что разбирательства по этому делу начались еще в 2008 и стали составной частью тотального давления властей на частную региональную телекомпанию, выразившую готовность в период президентской избирательной кампании предоставить эфир всем кандидатам и их представителям и отказавшуюся подчиняться ультимативным требованиям и угрозам государственных структур и чиновников разного ранга. Мэрия Гюмри обратилась в Арбитражный суд РА с требованием обязать ООО “ЧАП” прекратить эксплуатацию городской телевышки и демонтировать размещенную на ней аппаратуру. Попытки телекомпании решить проблему путем переговоров ни к чему не привели. 29 февраля 2008 суд удовлетворил требование мэрии, но 31 октября Кассационный суд отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение. На заседании 14 января 2009 суд общей юрисдикции Ширакской области удовлетворил ходатайство телекомпании о проведении судебно-технической экспертизы телевышки, ставшей предметом тяжбы. 10 мая 2010 специалисты Центра экспертиз РА прибыли на место для проведения экспертизы. Тем не менее на заседании 25 июня 2010 ее результаты не были представлены. Как сообщила КЗСС исполнительный директор телекомпании ”ГАЛА” Карине Арутюнян, назначенное в декабре заседание было отложено, поскольку представитель мэрии Гюмри ходатайствовал, чтобы в суд явились и дали показания также специалисты, осуществившие экспертизу. 25 июня в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось судебное заседание по иску мэрии Иджевана против общественной организации “Журналисты-расследователи”. Напомним, что слушания по этому делу начались в Гражданском суде Еревана 29 сентября 2008. Истец требовал опровергнуть сведения, порочащие, по его мнению, честь, достоинство и деловую репутацию мэра Иджевана Варужана Нерсисяна. По мнению городской администрации, такие сведения содержались в статьях В чей карман идут деньги от песчаного карьера и Увидят ли три комиссии незаконное использование песка, которые были опубликованы в Этк 5 мая 2008 и 23 июня 2008 соответственно, а также в приложении к газете Азг Прозрачное местное самоуправление 20 мая 2008 и 9 июля 2008 соответственно. (Подробности - в годовых докладах КЗСС за 2008 и 2009). В дальнейшем, в связи с проведенной в стране судебной реформой, дело было передано в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш, который 10 июля 2009 вынес решение и признал требования истца необоснованными. Однако мэрия Иджевана обратилась с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию, и 13 ноября 2009 Апелляционный гражданский суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение. 25 июня 2010 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш завершил повторное рассмотрение дела, а 9 июля огласил решение, согласно которому удовлетворил иск мэрии Иджевана против НПО “Журналисты-расследователи” и обязал общественную организацию опровергнуть через газету “Азг” и веб-сайт www.hetq.am опубликованные в двух статьях Воскана Саркисяна “необоснованные сведения, порочащие деловую репутацию мэрии Иджевана и честь, достоинство и деловую репутацию мэра В. Нерсисяна, и подтвердить, что эти сведения не соответствуют действительности”. Суд решил также с “Журналистов-расследователей” взыскать в пользу мэрии Иджевана 930 тысяч драмов в качестве адвокатских расходов, а также 22 600 драмов как оплату государственной пошлины. “Журналисты-расследователи” обратились в Апелляционный суд РА для пересмотра этого решения, однако здесь на заседании 27 декабря жалоба общественной организации была удовлетворена частично: требуемую мэрией Иджевана сумму за адвокатские услуги суд снизил до 450 тысяч драмов. По остальной части иск был отклонен, а решение первой инстанции оставлено в силе. Как сообщил КЗСС председатель НПО “Журналисты-расследователи” Эдик Багдасарян, общественная организация намерена обратиться с жалобой в Кассационный суд РА. 7 июля газета “Айкакан жаманак” сообщила о предпринятой мэром Еревана Гагиком Бегларяном попытке оказания давления на корреспондента издания Сюзанну Погосян. Согласно газете, 6 июля мэр направил своих людей в село Варсер Гегаркуникской области, в отцовский дом журналистки. Не обнаружив отца Сюзанны дома, визитеры ждали его примерно с 13 часов до 21.30 вечера. Когда же отец журналистки вернулся домой, один из них позвонил куда-то по мобильному телефону и передал ему трубку. Человек на связи представился как вице-мэр Еревана и призвал отца Сюзанны повлиять на дочь, чтобы она прекратила выступать с публикациями, возмущающими мэра столицы. 23 августа стало известно, что в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш предъявлен иск против бывшего корреспондента газеты “Айк”, а ныне сотрудника газеты “Жаманак” и интернет-портала “Lragir.am” Армана Галояна в связи со статьей “По следам убийства”, опубликованной более двух лет назад, 8 февраля 2008, в газете “Айк”. Истица - жительница села Арени (область Вайоц Дзор) Сусанна Багдасарян - жалуется, что Арман Галоян в нарушение статьи 19 Гражданского кодекса РА осквернил память и добрую репутацию ее сына, представив его наркоманом, и требует возбудить против журналиста уголовное дело. Суд принял этот иск в производство частично - лишь относительно требования опровергнуть сведения, оскверняющие память, порочащие имя и добрую репутацию покойного. Этот конфликт возник после того, как Арман Галоян опубликовал статью об убийстве в селе Арени. Его совершил супруг Сусанны Багдасарян, Гамлет, который осужден к 10 годам лишения свободы и сейчас отбывает наказание. Журналист встретился с вдовой убитого Карена Манукяна и представил в статье то, о чем она рассказала, в том числе жалобы, содержащие некоторые оценки о покойном сыне истицы. Спустя почти год после публикации свекор Сусанны Багдасарян обратился в Прокуратуру РА с требованием возбудить уголовное дело против Галояна. Это заявление было отправлено в Центральный отдел Особой следственной службы Полиции РА, где после того, как взяли объяснения сторон, приняли решение отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. А теперь уже Сусанна Багдасарян предъявила иск против Армана Галояна и газеты “Айк”. По этому делу было назначено 3 судебных заседания (26 октября, 3 и 28 декабря), но все они были отложены. Арман Галоян письменно попросил суд рассмотреть дело без его участия. Разбирательства продолжатся в 2011 году. 14 сентября был зафиксирован очередной случай препятствования профессиональной деятельности журналиста в Национальном собрании РА. Когда корреспондент газеты “Айкакан жаманак” Лусине Барсегян попыталась в буфете парламента сфотографировать депутатов, один из них - Сашик Саркисян (брат президента РА Сержа Саркисяна) - спрыгнул с места и с ругательствами направился к ней, требуя прекратить съемки. Его успокоили присутствующие здесь другие депутаты. 16 сентября в суде общей юрисдикции столичных административных районов Центр и Норк-Мараш начались слушания дела по иску ректора Ереванского гуманитарного института Микаела Амирханяна против газеты “Этк” и ее корреспондента Ани Ованесян. Истец требовал опровергнуть содержащиеся в статье “Да, я делаю бизнес...” (опубликована в номере 21 от 3 июня 2010) сведения, которые, как считал руководитель вуза, оскорбили его честь, достоинство и деловую репутацию. Ректор также требовал взыскать с ответчиков 200 тысяч драмов в качестве возмещения расходов за адвокатские услуги и 8 тысяч - за оплаченную госпошлину. Интересы журналиста Ани Ованесян в суде защищала юрист КЗСС Ольга Сафарян. На первом заседании стороны выступили с ходатайствами и представили дополнительные материалы. В частности, ответчик ходатайствовал, чтобы истец предъявил суду акт о результатах проверок, проведенных Комиссией по лицензированию осуществления учебных программ Министерства образования и науки РА, заключенные договоры с компанией “Сагамар”, с Ереванским государственным институтом кино и театра, а также свидетельство регистрации права на использование недвижимости. Суд, в свою очередь, потребовал от истца предъявить трудовой договор между Амирханяном и студенткой Гаяне Малышенко, так как ранее представленный экземпляр этого документа был без подписи. На следующем заседании, состоявшемся 1 октября, ректор отказался от своего иска. 14 октября оглашен судебный акт, согласно которому рассмотрение дела было прекращено. 7 октября в Ереване, на улице Мелик-Адамяна, у подъезда зала заседаний правительства страны бывший депутат НС РА от Эчмиадзина, республиканец Акоп Акопян набросился на выполняющего свои профессиональные обязанности фотожурналиста Гагика Шамшяна и оскорбил его нецензурными выражениями. В этот момент Шамшян фотографировал прибывавших туда депутатов - республиканца Гранта Григоряна и представителя “Процветающей Армении” Каро Карапетяна. Поводом для возмущения Акопа Акопяна стало то, что он тоже попал в кадр. Гагик Шамшян сфотографировал и записал на диктофон все, что произошло, после чего обратился в полицию. Однако по факту инцидента так и не было возбуждено дело. 29 октября около 13:00 перед редакцией газеты “Айкакан жаманак” провели акцию протеста несколько сот представителей и сторонников партии “Процветающая Армения”, в том числе руководители молодежного крыла этой партии, лидеры студенческих советов. Они направились сюда с громкоговорителями, плакатами и транспарантами. Поводом для такой акции послужила опубликованная в “АЖ” за день до этого информация, что представители студсовета Ванадзорского педагогического университета предлагают студентам по 5 тысяч драмов за участие в намеченном на 30 октября мероприятии “Процветающей Армении” в городе Спитаке. Участники акции требовали опровержения. До их прихода полицейские оцепили вход в редакцию. Примечательно и то, что здесь появились и съемочные группы ряда телекомпаний. “Мы пришли сюда, чтобы перед всей редакцией выразить наше возмущение и сказать, что не допустим такого отношения к студенчеству”, - произнес по громкоговорителю молодой человек, который затем угрожающе добавил: “На этот раз мы просто предупреждаем...” А другой его сподвижник решил высказаться еще более жестко: “... Если в дальнейшем будут опубликованы подобные измышления, касающиеся, в частности, молодежи и студенчества, мы не оставим это без ответа и предпримем крайние шаги”. 1 ноября стало известно, что в Управлении Прокуратуры РА по делам, расследуемым в органах национальной безопасности РА, возбуждено уголовное дело по поводу подделки и использования документов, а также клеветы, сопровождающейся обвинениями судьи, прокурора, следователя и лица, ведущего расследование, в осуществлении особо тяжких преступлений. Основанием для этого послужила статья “Цена легкого “отделывания” - 50 000 евро 20 000 долларов пожертвование другом”, опубликованная в еженедельной газете “Этк”, в номере 31 от 13 сентября 2010. В публикации содержится ссылка на открытое письмо бывшего осужденного, гражданина Румынии Оливера Мариана, адресованное президенту РА, а также в Министерство юстиции, Прокуратуру РА и Службу национальной безопасности. В письме сообщалось, что для назначения ему мягкого наказания он дал взятки различным представителям правоохранительных и судебных органов Армении. Расследование уголовного дела генеральным прокурором РА поручено Особой следственной службе страны. По этому факту были вызваны на допрос автор статьи Арарат Давтян, главный редактор “Этк” Эдик Багдасарян и корреспондент Сона Авакян. 7 декабря сайт “Report.am” сообщил, что гражданин Айк Бабуханян и представители ООО “Иравунк медиа” предъявили в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш иск против ООО “Хмбагир” (учредителя сайта “Report.am”) и обозревателя этого сайта Эдика Андреасяна по защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом послужила статья “Право “Иравунк” - на острие меча Айка Бабуханяна”, опубликованная 1 сентября 2010. 9 декабря стало известно, что супруга и старший сын второго президента РА Роберта Кочаряна - Белла и Седрак Кочаряны предъявили в суд иск против ежедневной газеты “Жаманак”. В 3 публикациях, напечатанных в сентябре и начале октября 2010, издание сообщало, что Белла Кочарян вовлечена в лекарственный бизнес, что семье Кочарянов принадлежит сеть аптек “911” и что именно они спонсируют действующие на рынке медикаментов компании “Комстар”, “Ликвор”, “Фарматекс”. Кроме того, как утверждает газета, Кочаряны владеют алмазными рудниками в Намибии, а недавно Седрак Кочарян приобрел подобный рудник в Индии. Издание также пишет, что в действительности за спиной компании “Спайка”, занимающейся грузоперевозками, стоит Седрак Кочарян. Представитель Беллы и Седрака Кочарянов написал письмо в редакцию “Жаманак”, отметив, что в публикациях содержатся “неточные сведения”, и попросил опровергнуть “фактические неточности”. Однако, не удовлетворившись опубликованным опровержением, Кочаряны обратились в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш. В иске Белла и Седрак Кочаряны отметили, что упомянутые “лживые, основанные на слухах” публикации преследовали цель создать сенсацию для читателей и получить прибыль и что эти публикации, по мнению истцов, порочат их честь, достоинство и деловую репутацию. Поэтому Кочаряны потребовали обязать газету опубликовать опровержение и возместить ущерб за оскорбление и клевету в размере 6 миллионов драмов.
1   2   3

  • Количественные данные нарушений прав журналистов и СМИ за 2010 - по кварталам
  • Виды нарушений / кварталы
  • Сравнительная таблица данных за 2009 и 2010
  • Физическое насилие над журналистами
  • Давление на СМИ и их сотрудников