Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дневник странствующего проповедника Выпуск III. Глава 14




Скачать 336.62 Kb.
Дата01.07.2017
Размер336.62 Kb.
Дневник странствующего проповедника

Выпуск III. Глава 14.


2 февраля 2001 года
Перед отъездом из Челябинска мы провели программу в небольшом детском доме. Местные преданные навещают его несколько раз в неделю: раздают детям прасад, проводят киртаны и устраивают всевозможные праздничные программы. Они взялись за это, чтобы расположить к себе городскую администрацию. Скоро преданные достроят небольшой, но очень красивый храм в центре города. Он привлек внимание многих горожан, и для того, чтобы избежать любого противостояния, преданные занялись благотворительной деятельностью с духовным уклоном. Детский дом охотно принял предложение преданных о помощи. Подобно большинству российских детских домов, он является независимым и не получает правительственной поддержки. 50 детей. в возрасте от 7 до 14 лет с нетерпением ожидали нашего приезда. Их интерес был подогрет сообщением о том, что к ним едут иностранцы. Меня шокировали условия проживания в этом детском доме. Здание было очень старым, почти без мебели, одежда на детях говорила о том, что ее носили уже несколько поколений воспитанников. Тем не менее, дети были дисциплинированными, чистыми и в приподнятом из-за нашего приезда

настроении.

Мы вошли. и все глаза устремились на нас. Я вышел вперед, коротко представился по-английски (переводчик переводил мои слова на русский), и некоторые дети с изумлением открыли рты. Все они сидели на стульях; когда я подозвал их и предложил сесть вместе со мной на пол, началась борьба за то, чтобы сесть поближе ко мне. У меня были замечательные слушатели. и я не упустил предоставившейся возможности, рассказав детям о своих приключениях на реке Амазонке. Каждый раз, когда я упоминал аллигаторов, рыб пираний, пауков и змей, раздавались возгласы удивления... и несколько восклицаний "Харе Кришна!" После рассказа Шри Прахлад провел экстатичный киртан, дети с блаженством танцевали, громко повторяя святые имена. Когда я раздавал фрукты, завязалась еще одна потасовка. То, что кажется нам само собой разумеющимся, очень высоко ценят эти души, которым повезло не так, как нам.

В 3 часа дня мы на нескольких машинах отправились в четырехчасовое путешествие до Екатеринбурга. Мы собирались провести там небольшую программу. Я немного волновался, потому что началась вьюга. Кроме того, наши автомобили показались мне старыми и ненадежными; вероятно, это было лучшее, что смогли найти наши хозяева; поскольку нищему выбирать не приходится, я не стал возражать. Через час после начала путешествия сломался один автомобиль. Посреди вьюги мы, как могли, старались его завести, но ничего не получилось. Тогда мы разместили пассажиров и багаж в двух других машинах и продолжили свой путь, оставив водителя в заглохшем автомобиле. Через час, среди чистого поля, в одной машине кончился бензин! Возвращаться не имело смысла. и мы взяли ее на буксир. Потом нас остановила дорожная полиция и проверила документы. Вьюга мешала ехать быстро. и мы добрались до Екатеринбурга на 5 часов позже.

Это было долгое и трудное путешествие. Но когда я взглянул на свои часы и увидел, какой сегодня день, то осознал нашу ошибку – мы отправились в путь во второй половине дня в четверг! Согласно астрологическим подсчетам, неблагоприятно начинать путешествие во второй половине дня в четверг. Один секретарь Шрилы Прабхупады сказал мне, что сам Шрила Прабхупада старался не путешествовать в эти дни, вплоть до того, что он откладывал намеченнный на четверг отъезд на утро пятницы. Рассказывают, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати решал эту проблему, выставляя в ночь со среды на четверг свои обувь и багаж за дверь, что символизировало начало путешествия. Зная, что влияние материальной природы никогда не бывает благоприятным, преданные внимательно относятся к тому, что они делают. Однажды один преданный чихнул в начале путешествия; Шрила Прабхупада остановился и не тронулся с места, пока Брахмананда не пояснил, что этот преданный простужен; после этого Шрила Прабхупада продолжил путь. Если перед путешествием кто-нибудь неожиданно, без всякой причины чихает, это считается неблагоприятным признаком.

Вчера вечером состоялся предварительный просмотр кукольной постановки

для польского тура, подготовленной моим учеником, Субудхи Раем. Талантливый художник, он поставил замечательную пьесу об играх Кришны во Вриндаване. 20 больших кукол сделаны мастерски и очень красивы. Представление занимает более 12 метров сцены. Это замечательная постановка: профессиональная, красочная и динамичная, с великолепным звуковым сопровождением. Я убедился, что в этом году у нас будет прекрасная

программа, которая полюбится польской публике.

Мы вернулись в нашу квартиру уставшие, в 11 часов вечера. К моему удивлению, там меня ожидали 30 моих учеников! Чтобы не разочаровывать их, я принял поднесенные ими с любовью фрукты и цветы в сопровождении замечательного киртана. Потом я прочел короткую лекцию, при этом несколько раз едва не заснул. В полночь они внесли большой торт, который я должен был раздать. Тут в дверях появилась заплаканная молодая женщина и попросила разрешения поговорить со мною. Со слезами на глазах она сказала, что ее мать, моя ученица Гитанджали даси, больна раком и вот-вот покинет тело. Она

умоляла, чтобы я съездил к ней. Прихватив с собой караталы и мридангу, мы со Шри Прахладом, Рукмини Прией и Уттамашлокой быстро спустились к ожидающей нас машине.

Дорога заняла полтора часа. Наконец в 1 час 45 минут ночи мы добрались до дома Гитанджали. Войдя в комнату, мы увидели, как измождено ее худое тело, укрытое одеялами. Услышав наши шаги, она открыла глаза и улыбнулась. Я надел на нее свою гирлянду, сел рядом и начал давать последние наставления. Я уже не первый раз оказываюсь в подобной ситуации, поэтому мне известно, что следует делать и говорить. Существует только одна тема, в которую следует погрузиться в момент смерти. - это чудесные игры Господа во Вриндаване. Для нас, Гаудия-вайшнавов, это основная цель, на которой мы должны сосредоточить свой ум в момент смерти. Разумеется, к этому нужно готовиться всю жизнь. Мы должны очистить свои сердца от всех материальных привязанностей и затем пробудить свою любовь к Богу.

Шрила Пробходананда Сарасвати молится: "Сегодня или завтра это бесполезное материальное тело покинет меня, также уйдут все связанные с ним материальные радости. Поскольку материальное счастье преходяще, его следует считать лишь миражом истинного счастья. О ум, прошу, отвергни это фальшивое счастье и наслаждайся истинным, вечным счастьем преданного служения на вриндаванской земле" [«Вриндаван Махимамрита», Саката 1, Текст 24].

Перед тем, как описать красоту Вриндавана и игр Радхи-Кришны, я хотел узнать, жалеет ли Гитанджали о том, что ей приходится покидать этот мир. Если в ее сердце остались какие-нибудь сожаления, то я бы вдохновил ее отпустить их и больше не рождаться в этом мире рождения и смерти. Я мягко спросил, готова ли она уйти. Негромким голосом она ответила, что у нее нет абсолютно никаких причин оставаться здесь. Она говорила об этом с такой уверенностью, что позже мы со Шри Прахладом вспоминали об испытываемом ею бесстрашии перед лицом смерти. Чтобы помочь Гитанджали сосредоточить ум, я рассказал ей про несколько игр Господа и начал киртан. Во время киртана я молился Шриле Прабхупаде, чтобы он дал ей милость, и она смогла попасть в благоприятное место. В 4 часа утра стало ясно, что в ближайшее время она не оставит тело, поэтому я остановил киртан и сказал ей несколько напутственных слов. Слабым голосом она поблагодарила меня за то, что я приехал, и сказала, что теперь, когда исполнились все ее желания, она уйдет из этого мира умиротворенной. Когда я покидал комнату, она не сводила с меня глаз.

Шрила Прабхупада, забери ее поскорее, дай ей свое общение! Позволь ей попасть в благоприятное место. Как ты написал Джаянанде: "Кришна очень милостив, ибо Он забрал твое больное тело и дал тебе тело согласно твоим желаниям, чтобы ты смог служить Ему в духовном мире".

Мы вернулись в нашу квартиру в 5.30 утра и спали до 8 часов, затем приступили к утренней садхане. В 11 утра мы поехали в зал, чтобы провести свадебный обряд для 15 молодых семей. Большинство из них были моими учениками, многих я знал еще детьми. Я с большим удовольствием помогаю им пройти через различные жизненные вехи. Как правило, санньяси не должен проводить свадебную церемонию. Ему следует сторониться подобных обрядов, так как он принял отречение. Однако, следуя по стопам Шрилы Прабхупады, мы участвуем в этих обрядах ради блага своих учеников.

На одной свадебной церемонии в 1968 году, в Монреале, Шрила Прабхупада сказал: "Я санньяси. Я отрекся от своей семьи. У меня есть дети, внуки, еще жива моя жена, но я отрекся от них. Это

называется "санньяса". Почему я опять возвращаюсь к этому, принимаю участие в семейной жизни моих учеников? Потому что я хочу, чтобы они развивались духовно. И, хотя санньяси не обязан принимать участие в свадебной церемонии, ради того, чтобы спасти от неправедной жизни своих учеников, парней и девушек этой страны, я лично забочусь о том, чтобы благодаря этому обряду они стали джентльменами и леди".

Вечером старшие дети показали нам пьесу о Вриндавана-лиле. Несколько лет подряд, каждый раз, когда я приезжаю в Екатеринбург, эти дети играют передо мной. Они месяцами репетируют под руководством моего ученика, Субудхи Рая даса, запоминают множество страниц со своей ролью и тщательно заучивают все свои движения. Пьесы всегда ставятся по «Шримад-Бхагаватам», «Брихад-Бхагаватамрите» или по мотивам пьес Шрилы Рупы Госвами, таких как «Лалита Мадхава» или «Вигадха Мадхава». Пьесы всегда очень глубокие, дети играют очень профессионально и с огромной любовью. Шрила Прабхупада как-то сказал, что цель театра - пробудить в аудитории духовные эмоции. Он вспоминал, как однажды, в школьные годы, он играл в драме о Господе Чайтанье. Они с друзьями репетировали пьесу 6 месяцев. Когда они играли, многие зрители плакали. Когда мы сидели и смотрели на игру детей в Екатеринбурге, многие из нас тоже плакали. Без сомнения, любовные взаимоотношения в духовном мире гораздо возвышеннее любви в материальном мире. Эта пьеса вызвала у меня желание вернуться во Вриндаван; но я недавно провел там несколько месяцев и теперь должен путешествовать и рассказывать другим об этой трансцендентной обители. И все же я рад тому, что смог вернуться туда на два часа благодаря замечательной игре этих молодых преданных. "Где все люди моментально, без усилий обретают чистую экстатичную любовь к Кришне? Где являет Свои игры прекрасный Верховный Господь? Где находится империя блаженства, рождаемого преданным служением лотосным стопам Господа Кришны? Слушай же, о брат, я открою тебе тайну. Все это есть здесь, во Вриндаване" [«Вриндавана Махимамрита», Сатака 1, Текст 24].


Дневник странствующего проповедника

Выпуск III

Глава 15

3 февраля 2001 года


Мы сели на поезд до Перми в 1.30 ночи. Первым, что я заметил, войдя в

купе, была его необычная окраска, цвета темного красного вина. Я рассмеялся,

потому что этот цвет вдруг напомнил мне о Шриле Прабхупаде. Когда в 1974 году в Индии преданные заказывали новый автомобиль для Прабхупады, они спросили его, какой цвет он предпочитает. Прабхупада ответил: "Цвет красного вина". Я увидел добрый знак в том, что по дороге в Пермь мне встретился цвет, предпочитаемый Прабхупадой! Я решил не ложиться спать и вычитал свои круги, потом поспал 1-2 часа.

В полдень в коридоре к Уттамашлоке подошел русский солдат и спросил, можно ли ему поговорить со мной. Я согласился, и Уттамашлока пригласил его ко мне в купе. Солдат представился сержантом Евгением ***вым, контрактником из особого армейского подразделения. Этот очень религиозный человек возвращался из Чечни и хотел рассказать о том, как пережитое приблизило его к Богу. Во время военных действий ему редко удавалось поделиться с кем-нибудь своими открытиями. На его форме была вышита какая-то аббревиатура. Я спросил, что она означает, и он объяснил, что это его группа крови; такие аббревиатуры есть на форме у всех русских солдат, отбывающих срочную двухгодичную службу. Потом он поднял свою майку и показал нам такую же аббревиатуру, вытатуированную жирными голубыми буквами на его груди! Он сказал: "Так делают контрактники". Также он вынул из-под своей майки то, что он назвал своим передвижным алтарем. Это была складная металлическая книжечка с красивыми изображениями Иисуса, Богоматери и Святого Михаила. Глядя на них с любовью и преданностью, он сказал, что недавно они спасли ему жизнь. Он говорил об этих изображениях как о живых существах. Я восхитился им, потому что сам стремлюсь достигнуть таких отношений с Божествами. Привыкший к ужасам войны Евгений, подробно, с выработанным в сражениях спокойствием описал недавний бой в Чечне. Он был в конвое, сопровождавшем 50 грузовиков с восьмьюстами солдатами, ехавшими из Грозного к Кавказским горам, где укрылись повстанцы. По пути конвой попал в засаду, завязалась яростная перестрелка. Евгений выпрыгнул из грузовика и, укрывшись за колесом, открыл огонь из своего «АК-47». Но засада была хорошо организована, поэтому он и другие солдаты ничего не смогли сделать, и чеченцы победили. Из миномета они один за другим уничтожили 47 грузовиков. Но Господь сотворил чудо: 3 грузовика уцелели; чеченцы скрылись

в горах. Спаслись всего 45 солдат из 800. Воин по призванию, Евгений, тем не менее, с отвращением говорил об этой войне. Он сказал, что несколько лет назад служил в российской армии бок о бок с чеченскими ребятами и что нынешняя война - это просто бизнес жаждущих власти политиков. Он терпеливо выслушал мой рассказ о законе кармы и о том, что судьба каждого зависит от его благочестивых и греховных поступков. Когда я сказал, что существует только один способ освободиться от последствий своих поступков – принять убежище у Господа, он достал свой алтарик и, глядя на него с преданностью, подтвердил мои слова: "Да, это так". Рядом с ним я почувствовал смирение, потому что мне казалось, что у него больше опыта в предании Господу, чем у меня. Мое знание "книжное", в то время как его знание проверено жизненными испытаниями, укрепившими его преданность и приблизившими его к Господу.

Мы разговаривали около часа; когда настало время расстаться, мы обменялись адресами, чтобы переписываться друг с другом. Когда я выходил из поезда, он обнял меня и попросил, чтобы я молился за него. Мы сфотографировались вместе и решили, что встретимся во время моего следующего визита в Россию, осенью. Но он предупредил, что скоро вернется в Чечню и не знает, будет ли он еще жив к тому времени.

Встретившие нас преданные сразу повезли нас на свадебную церемонию для 11 молодых семей. Я напомнил им, что мы еще не мылись, и водитель отвез нас на квартиру, где мы быстро приняли душ. За последние два дня я присутствовал уже на второй свадебной церемонии. Гостей было много; среди них я выделил несколько человек, судя по всему, родителей новобрачных. Было видно, что они чувствуют себя не очень уверенно и что многие из них оказались в храме впервые. Чтобы оказать им поддержку, в своей приветственной речи я поблагодарил их за то, что они пришли к нам, и отметил их служение своим детям. Я начал лекцию словами о том, что жизнь наполнена трудностями и, чтобы преодолеть их и вернуться в царство Бога, нам необходима любая помощь. Это был логичный довод, и многие родители согласно закивали головами. Затем я подчеркнул, что первая поддержка в жизни приходит от любящих родителей, которые берут на себя нелегкую обязанность вырастить нас с младенческого до юношеского возраста. Они заулыбались и начали оглядываться на своих детей. После того, как аудитория наградила их аплодисментами и их сыновья и дочери благодарно улыбнулись им, родители расслабились в своих креслах и наслаждались оставшейся частью лекции и обрядом.

Как и в предыдущей свадебной лекции, я осторожно включал в нее как шутливые, так и серьезные моменты. Женщины рассмеялись и захлопали в ладоши, когда я упомянул, что женщина считается "лучшей половиной" семьи – потому что, сказал Шрила Прабхупада, женщины обычно более мягки сердцем и склонны к исполнению религиозного долга. Слушатели притихли и задумались, когда я упомянул, что в современном обществе три брака из четырех заканчиваются разводом; поэтому, чтобы семейная жизнь была успешной, семье следует стремиться поставить в центр своих отношений Кришну, а не телесные утехи.

Как и все вайшнавские свадебные церемонии, обряд был праздничным, красочным, радостным - и очень длинным! Когда он закончился, все тут же поднялись и разошлись, чтобы размять затекшие ноги, но вскоре прибежали обратно, услышав, что вот-вот начнется киртан Шри Прахлада. Через несколько минут присутствующие, в том числе и гости, пустились в бешеный танец. Я даже заметил, что некоторые очень серьезные и молчаливые поначалу родители весело танцуют вместе со своими сыновьями и дочерьми. Как могущественно святое имя!

"Пусть святое имя Кришны - источник трансцендентного счастья, разрушитель грехов Кали-юги, самое очищающее из всего, что очищает, пища святых личностей на их пути в духовный мир, сад наслаждений, в котором звучат голоса великих мудрецов, философов и поэтов, жизнь праведных и семя

дерева религии - несет всем вам духовное благо" [«Падьявали», Нама-махатмья, Текст 14].
Дневник странствующего проповедника.

Выпуск III.

Глава 16.
5 февраля 2001 года.
Сегодня я попросил Шри Прахлада поехать в храм и дать лекцию по «Бхагавад-гите», а сам остался на квартире, чтобы немного отдохнуть и закончить джапу. Потом я читал книгу "Вену-гита" Шиварамы Свами. Эта книга -

мой постоянный спутник в путешествиях. Махарадж искусно обработал и собрал труды предшествующих ачарьев об играх Господа во Вриндаване. В частности, очень подробно рассказывали о них шесть Госвами, иногда описывавшие очень сокровенные моменты, не предназначенные для обычных людей и даже для начинающих преданных. В «Вену-гите» Махарадж собрал наставления и игры, подходящие для нас. Эта книга без сомнения является плодом многолетних исследований, поскольку в ней собрана информация из множества источников. Нектарная «Вену-гита» очень рекомендуется для тех, у кого нет доступа к произведениям Госвами или не хватает времени либо квалификации для их чтения. Я читаю ее каждый день, чтобы оставаться погруженным в настроение Шри Вриндавана Дхамы.

"Я медитирую на Вриндаван, где выпевают пятую ноту кукушки и играет восхитительные мелодии флейта, танцуют и поют павлины, цветут виноград и деревья, великолепные и чарующие леса полны птиц и оленей, где множество прекрасных озер, водопадов и холмов" [«Вриндаван Махимамрита», Сатака 1, текст 7].

После «Вену-гиты» я проверил почту в моем компьютере. В почтовом ящике

накопились мировые новости за 3 дня. Я подписчик одного интернет-сервиса, который ежедневно рассылает главные новости. Они разделены на 3 категории: мировые новости, новости США и Европы. Как правило, приходят 8 новостей каждой категории. Таким образом, я осведомлен о том, что происходит в мире, и при этом мне не нужно читать газеты и пропускать через себя множество ненужной информации. Это авторитетный способ, так как Шрила Прабхупада писал: "Следует избегать чтения романов и беллетристики, но нет запрета на слушание обычных новостей" [«Учение Господа Чайтаньи», глава 12].

Странствующий проповедник должен знать о том, что происходит в окружающем мире. Во время проповеди я часто использую новости в качестве примера. Они могут помочь слушателям в понимании какого-либо философского момента; например, страдания материального мира демонстрирует недавнее землетрясение в индийском штате Гуджарат. Тем не менее, слушая мирские новости, следует знать меру. Потому что они окрашены гунами страсти и невежества, могут сильно обеспокоить ум и отвлечь от медитации на преданное служение. Иногда я замечаю, что чтение даже этих нескольких новостей слишком беспокоит мой ум. Ведь в конечном счете все новости - всего лишь "пережевывание жеваного" - в них нет ничего нового. Новости - это всегда "старое вино в новой бутылке", еще одна уловка майи, чтобы запутать нас в материальном мире. Это одна из дозволенных ради преданного служения привязанностей, но рано или поздно нам придется от нее отказаться, если мы хотим вернуться к Господу. Я предпочитаю читать «Вену-гиту» и привязываться к неустаревающим новостям духовного мира.

"Не бросайте ни единого взгляда в сторону внешних проявлений этого мира, независимо от того, касаются ли они вас или других, сияют ли они, как миллионы солнц и лун, или несут множество хороших новостей. Отвергните их!

Оставьте уютное и мирное существование и забудьте обо всем; всегда помните

Шри Шри Радха-Кришну и живите во Вриндаване" [«Вриндавана Махимамрита», Сатака 2, Текст 7].

Поскольку сегодня день явления Господа Варахи, я вспомнил также Его наставления: «Господь Вараха сказал обитателям земли: "Тот, кого привлекает

любая местность, кроме Матхуры, без сомнения попадет в ловушку иллюзорной энергии!» ["Нектар преданности", глава 12, "Жизнь в Матхуре"].

Перед выездом в аэропорт на московский рейс мы заехали в храм, чтобы попрощаться с преданными. Я с удивлением увидел, что в небольшой храм набились 200 преданных. По случаю праздника Божества Гаура-Нитай облачились в новые одежды. Я сел, провел короткий киртан и потом заговорил. Я сказал, что мы, падшие души, должны принять прибежище у Господа Варахи, поскольку Он способен поднять даже то, что упало в нечистое место. Сейчас наше сознание осквернено телесной концепцией жизни, но по милости Господа Варахи мы можем подняться на духовный уровень. Также я объяснил, что, поскольку Господь может убить самых великих демонов, в том числе могущественного Хираньякшу, Он также способен уничтожить самые большие препятствия: вожделение, злость и жадность в наших сердцах.

По дороге в аэропорт водитель нашего автомобиля кружил по городу. Его путь направлял местный преданный, сидевший на заднем сиденье. Нам нужно было попасть в аэропорт не позже, чем через 2 часа, но казалось, что мы кружим на месте, поэтому я спросил, знает ли кто-нибудь из них дорогу. К моему удивлению, они в один голос ответили: "Нет, Махарадж!" Один из них смиренно объяснил, что никто из них никогда не был в аэропорту. Сперва я рассердился, потому что опасался, что мы опоздаем на рейс, но потом сдержал себя, подумав, что на самолете летают только люди, у которых есть деньги. Эти преданные-сибиряки не могут наслаждаться роскошью, как это делаю, например, я, - если им нужно в Москву, они добираются до нее два дня на поезде.

Мы все-таки успели в аэропорт с небольшим запасом времени; я увидел еще одну группу своих учеников, которые хотели попрощаться со мной. У нас было всего пять минут до регистрации, я очень устал, но подумал: "Нужно уделить им пять минут. Это очень важно для них".

Те немногие минуты личного общения со Шрилой Прабхупадой, подобные бесценным бриллиантам, навсегда запечатлелись в моем сердце. Когда в 1971

году я уезжал проповедовать в Европу из Нью Йорка, Прабхупада позвал меня в свою комнату, чтобы дать мне несколько наставлений. Он достал свое дхоти,

протянул его мне и строгим голосом сказал: "Смело проповедуй и верь в святые имена!" Шрила Прабхупада, я делаю все, что могу, чтобы исполнить это

указание, и, следуя по твоим стопам, стараюсь вдохновлять своих учеников делать то же самое. Молюсь, чтобы ты был доволен нашими общими усилиями

служить твоей Божественной Милости.
Глава 17.
6 февраля 2001 года
Полет в Москву прошел без особых событий. Я старался заметить что-нибудь, о чем можно было бы рассказать в дневнике, но в путешествиях не всегда можно найти что-либо, заслуживающее внимания. Кроме того, этот материальный мир и происходящие в нем события не всегда интересны. Единственный источник новостей представляет собой сознание Кришны. Недавно я узнал о статистическом исследовании, согласно которому люди счастливы только 5 процентов, страдают 5 процентов, а скучают 90 процентов времени! Как-то Шрила Прабхупада сказал: "Я побывал везде и видел все. Советую всем вам принять санньясу".

В Москве нас встретила группа преданных; среди них был Раджа Рама дас, который должен был везти меня на своем автомобиле. Раджа Рама и его жена, Джанака Нандини даси, - это ученики, посланные Кришной помочь их духовному учителю. Когда я думаю о том, как они служат мне, то часто вспоминаю письмо Шрилы Прабхупады одному моему духовному брату из Южной Африки. Прабхупада сказал, что когда он вспоминает о служении этого ученика, то "раздувается от гордости". У меня есть несколько учеников, о которых я думаю так же, и Раджа Рама с Джанака Нандини в их числе. Успешные бизнесмены (в России!), они щедро поддерживают мои проповеднические программы на протяжении всего года. Могу честно признаться, что без их помощи польский тур не существовал бы. Все знают, что делать деньги непросто (и еще труднее их отдавать), но эта семья по собственному желанию отдает мне для проповеди больше денег, чем оставляет себе. Я дал им наставление поддерживать необходимый уровень жизни и откладывать деньги на будущее, но их пожертвования увеличиваются благодаря тому, что они расширяют свой бизнес, - для того, чтобы продолжать служить миссии их духовного учителя.

Их преданность напоминает мне преданность учеников-грихастх Шрилы

Бхактисиддханты Сарасвати. У него было правило: семейная пара должна отдавать храму ВЕСЬ месячный заработок, а им будет выдаваться столько денег, сколько необходимо "для поддержания души в теле". Таким образом большая часть их доходов использовалась в проповеди. Ученики-грихастхи были рады служить своему духовному учителю и играли активную роль в его проповеднических программах. Раджа Рама и Джанака Нандини так же преданы духовному учителю, потому что они верят в наши проповеднические программы. Они часто приезжают в Польшу, чтобы поучаствовать в туре.


Их вера подкрепляется тем, что они постоянно слушают лекции своего духовного учителя. Каждый день они слушают лекции из моей российской службы звукозаписи. Я всегда подчеркиваю перед своими учениками важность слушания духовного учителя. Слушание - главная связь с нашим гуру. Его результаты можно увидеть, глядя на служение этих идеальных супругов, которые, несмотря на то, что так много жертвуют, остаются очень смиренными.

Одной из причин успеха Раджа Рамы в служении является его кипучая энергия. Он всегда бодр и весел. В сочетании с его счастливым умонастроением преданного он иногда кажется почти пьяным. По дороге из аэропорта на нашу квартиру Джананивас сказал мне, что несколько дней назад Раджа Раму в Москве остановил работник ГАИ. Увидев открытую улыбку Раджа Рамы, гаишник решил, что тот находится под воздействием алкоголя, и заставил его выйти из автомобиля и пройти тест. Гаишник был поражен, когда увидел, что результат отрицательный! Он стоял ошеломленный, а Раджа Рама вернулся в автомобиль и уехал, а перед этим пожелал гаишнику счастья и намекнул на причину своего радостного настроения, выкрикнув: "Повторяй святые имена, и твоя жизнь будет успешной!"

Однако сознание Кришны имеет также и серьезные и печальные моменты. Когда мы подъехали к квартире, один из сопровождавших нас местных преданных сообщил мне, что несколько дней назад умерла от рака одна из моих учениц, Видья Виласа даси. Я не очень хорошо знал ее. Как и со многими другими учениками, мое общение с нею было ограничено из-за множества обязанностей в различных частях мира. Но в духовном смысле это не влияет на мои заботу и любовь к ней как к моей вечной ученице. Пусть я – один из незначительных учеников Шрилы Прабхупады, я все равно чувствую его поддержку и любовь, хотя служу в разлуке с ним уже 24 года. На самом деле не может быть и речи о разлуке с духовным учителем, если мы исполняем его наставления и таким образом всегда думаем о нем. Шрила Прабхупада завершает свой комментарий на «Чайтанья-Чаритамриту», подчеркивая этот наиболее важный момент. Он говорит о своем духовном учителе: "Он вечно живет в своих божественных наставлениях - и его последователь живет с ним".

Я был очень опечален, когда узнал об уходе Видья Виласы. С уходом любого вайшнава этот мир теряет частицу счастья. Преданные - единственный


источник благоприятного в этом мире рождения и смерти, и любое благо для человечества зависит от них. Поэтому, отмечая серьезность момента и исполняя перед Видья Виласой свои вечные обязанности доброжелателя и руководителя, я перед выходом из машины закрыл глаза и помолился Шриле Прабхупаде о том, чтобы он забрал ее душу к своим лотосным стопам. Это лучшее благословение, которое я, сам еще ребенок в духовной жизни, могу предложить своим возлюбленным ученикам.

Приняв омовение, я сел за чтение отрывков из «Чайтанья Чаритамриты», повествующих о славе Господа Нитьянанды. Сегодня день Его явления, и, хотя

Шиварама Свами тоже в Москве, меня попросили прочесть утреннюю лекцию. Перед выездом в храм я связался с Махараджем и предложил, чтобы лекцию прочел он. Таков этикет - ведь он мой санньяса-гуру. Я получил от него санньяса-мантру еще раз после того как ушел преданный, который дал мне санньясу первым. Однако Махарадж смиренно отказался и сказал, что я могу прочесть лекцию.

Храмовая комната была наполнена сотнями преданных. Не было ни одного свободного дюйма. Из-за холодной зимы окна и двери были закрыты, и вскоре в

алтарной стало жарко, как в сауне. Я попросил преданных открыть окна. Как-то

в Женеве, перед лекцией по «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада поднял глаза и сказал нам: "Откройте окно. Когда в комнате много людей, окно всегда должно быть открытым". Очень простое и практичное наставление. Если в комнате нет вентиляции, преданные во время лекции становятся сонными. Я начал лекцию, прославив Панча-Таттву, а затем Господа Нитьянанду. Во время Своих игр на этой планете 5.000 лет назад Кришна явил вриндавана-лилу – но она была открыта не всем. Поэтому Господь Баларама, воплощение милости, тоже не смог поделиться милостью с другими. Но когда Господь пришел как Чайтанья Махапрабху, Он раздавал бесценную драгоценность, враджа-прему, и Господь Баларама в облике Нитьянанды был главным распространителем этой особенной любви.

После лекции я провел еще один свадебный обряд, в этот раз для пяти супружеских пар, в числе которых были президент московского храма на Беговой Шьяма дас и его жена, Гауранги даси, ученики Радханатхи Махараджа. За время путешествия по России я провел пять свадебных обрядов и теперь могу совершать их чуть ли не с закрытыми глазами - что я, можно сказать, и сделал в это утро, таким я был уставшим! Церемония прошла особенно успешно, потому что она была записана съемочной группой с телевидения. В Кали-югу об успешности мероприятия судят по тому, насколько оно полезно для проповеди. Ведические свадьбы - всегда замечательная возможность проповедовать сознание Кришны, потому что это очень культурное и зрелищное мероприятие. Мы пользуемся этой возможностью ежегодно в Польше на фестивале "Вудсток", где проводим свадебную церемонию в большой палатке перед более 10.000 гостей.

Во второй половине дня я повторил свои круги, принял прасад и провел несколько замечательных минут с Шиварамой Свами перед его отъездом в аэропорт на самолет в Индию. Он рассказал мне о своих планах построить два

больших храма в Венгрии. Он сказал, что до 60 лет хочет построить храм в Будапеште, а до 70 - второй храм в «Нью Враджа Дхаме». На меня произвело большое впечатление его широкое видение и цели. Второй раз за год мы обсудили возможность переместить проповеднический тур в Венгрию. Такая идея существует, осталось понять, принесет ли она успех. Венгерская ятра, руководимая Махараджем, хорошо организована и быстро растет. Однако у них

нет фестивалей, благодаря которым развивались бы связи с общественностью и росло число преданных. Хотя дела моего польского тура идут неплохо, ему не

хватает поддержки, и мы сталкиваемся с жесткой оппозицией со стороны католической церкви и польского правительства. Возможно, союз с венгерской ятрой мог бы оказаться более плодотворным. Я могу только ждать сигнала от Господа о том, как нам следует поступить.

Мы завершили празднование благоприятного дня явления Господа Нитьянанды большим праздником в зале в центре Москвы. Я дал еще одну лекцию собравшимся 500 преданным, но она была короткой, чтобы осталось побольше времени для киртана Прахлада. Поскольку через несколько месяцев он с женой уезжает жить в Австралию, я хочу насладиться каждой возможностью петь и танцевать рядом с ним. Как сказал Шиварама Свами, узнав о переезде Прахлада: "Это будет концом эры".

Что есть у Господа для меня в следующей эре? Где буду я и с кем займусь служением? Могу только молиться о том, чтобы всегда плавать в нектарном океане Шри Кришна санкиртаны, воспевая святые имена в обществе любящих преданных.

самсара сарпа даршанам

мурчиталам калау юге

ашадхам бхагаван нама

шримад вайшнава севанам

"В век Кали укушенные змеей самсары люди должны принять лекарственное растение - повторение святых имен Господа и смиренное служение лотосным стопам вайшнавов" [Шри Сарвабхаума Бхаттачарья].


Глава 18
7 февраля 2001 года
Московский храм, который находится почти в центре города, с 1991 года верно служил постоянно растущей общине преданных. Сейчас в Москве более 1000 инициированных и приблизительно в два раза больше неинициированных преданных. Этот храм - главный нервный узел российского ИСККОН; в нем расположены офисы центра по связям с общественностью, санкиртаны, курсов для начинающих преданных, а также вайшнавский университет и департамент Божеств. Храмом умело руководит Шьяма прабху; кроме того, храм является базой для Вайдьянатха даса, представителя Джи-би-си в России. В храме всегда много приезжих преданных, выполняющих многочисленные поручения. Еженедельно в храм приезжают на экскурсии группы школьников: они присутствуют на огненном жертвоприношении в алтарной комнате, слушают лекцию и принимают прасад. Недавно руководители города сообщили преданным, что им придется освободить здание, так как на этом месте будет проложено шоссе. Сейчас Вайдьянатх и другие лидеры прилагают все усилия, чтобы найти новое помещение. Это будет нелегко. Москва больше не могущественная столица коммунизма, какой она была в мой первый приезд в 1989 году. В то время как почти вся Россия борется с экономическими проблемами, возникшими при переходе к демократии 10 лет назад, Москва процветает. Я с трудом узнаю в ней тот город, который видел в 1989 году. В центре выросли новые здания со множеством офисов и организаций. Город заполнен женщинами и мужчинами в деловых костюмах и дорогих нарядах. В магазинах всевозможная одежда, техника, мебель и продукты. Везде висят рекламные щиты, на стенах зданий пульсируют неоновые вывески.

Но новые здания и яркое освещение - лишь фасад, за которым совершается множество греховных поступков. Вместе с демократией пришли также грехи западного общества, и сейчас Москва, как и все большие города в эпоху Кали-Юги, платит высокую цену за проституцию, наркотики и азартные игры. Разрослась преступность, в высших кругах царит коррупция.

«Спросил путник брахмана: "Скажи, кто велик в этом городе?"

Ответил брахман: "Велика верхушка у колючих деревьев, что называются



пальмира".

Тогда спросил путник: "Кто здесь самый щедрый?"

Ответил ему брахман: "Самый щедрый тот, кто по утрам собирает грязную

одежду и возвращает ее вечером".

Спросил тогда путник: "Кто самый талантливый?"

Ответил ему брахман: "Все талантливо воруют друг у друга жен и

имущество".

Тогда спросил путник у брахмана: "Как можешь ты жить в таком городе?"

И ответил тот: "Как червь, что живет даже в навозе, так и я живу

здесь!" [Чанакья Пандит, «Нити Шастра», Гл.12, Текст 9]

Но преданные Господа не отказываются жить в подобных условиях. Я помню, как в молодости, на выездной санкиртане мы танцевали от радости, приезжая в большой, оскверненный материалистичный город. Мы не замечали высотных зданий, магазинов, огней и греховной деятельности вокруг нас, мы видели только тысячи обусловленных душ, нуждавшихся в милости Господа Чайтаньи!

праена дева мунаях сва-вимукти кама

маунам чаранти виджане на парартха нистхах

наитан вихая крипанат вимумукша эко

наньям твад асья шарана бхрамато 'нупасье

"Дорогой Господь Нрисимхадев, я вижу много святых личностей, которых интересует только их собственное освобождение. Не беспокоясь о больших городах и селениях, они уходят в Гималайи или в лес, чтобы принять обет мауны [молчания] и заняться медитацией. Они не желают помочь освободиться другим людям. Что касается меня, то я не хочу получить освобождение в одиночку, оставив в стороне этих несчастных глупцов и негодяев. Я знаю, что нельзя быть счастливым без сознания Кришны, не приняв прибежища Твоих лотосных стоп. Поэтому я хотел бы вернуть этих грешников к Твоим лотосным стопам".

Вайдьянатх хочет купить землю в Москве и потом возвести на ней храм. Вместе с индийским посольством и местной индийской общиной они хотят построить Центр индийской культуры. «Охотясь на носорога», он дважды встретился с премьер-министром Индии Атал Бихари Ваджпайи: в Нью-Йорке на саммите религий ООН и в Нью-Дели. Под руководством Вайдьянатха русский преданный Мадана-Мохан встретился с президентом России Путиным во время его последнего визита в Нью-Дели. Мадана-Мохан сообщил ему о желании ИСККОН приобрести в Москве землю и вместе с индийской общиной построить на ней храм.

Преданные-москвичи говорят, что президенту Путину хорошо известно о нашем Движении. В этом нет причин сомневаться, потому что раньше он был главой КГБ, российского разведывательного управления. Рассказывают, что недавно на каком-то деловом собрании ему предложили бокал шампанского. Путин отказался; его спросили: "Мистер президент, Вы не пьете?" Президент ответил: "Конечно, нет. Я кришнаит!"

Сегодня утром лекцию в храме прочел Шри Прахлад. Преданные были так же счастливы видеть его, как и меня. Он дал замечательную лекцию, и преданные остались довольны. Во второй половине дня я поехал в храм, чтобы встретиться с 20 региональными секретарями российского ИСККОН. Они попросили у меня совета по мэнеджменту; я сказал, что самое главное качество лидера – это чистота. Его основная обязанность - вдохновлять подчиненных в сознании Кришны, и поэтому его лидерство начинается с посещения утренних программ. Также я процитировал совет Шрилы Прабхупады, данный Гирирадже Свами. Когда Шрила Прабхупада уходил с этой планеты, он позвал Гирираджу Свами и спросил, будет ли, по его мнению, существовать наше Движение в его отсутствие? Гирираджа Свами ответил с уверенностью, что если преданные будут неукоснительно повторять свои круги и следовать регулирующим принципам, то движение выживет. Шрила Прабхупада кивнул и, попросив Махараджа наклониться поближе, прошептал ему на ухо: "Разумность и организованность".

Когда я вышел из комнаты для совещаний, ко мне обратился один ученик и попросил, чтобы я познакомился с его родителями, только что приехавшими в храм. Я очень устал после совещания и целый день не ел. Пытаясь уклониться от встречи, я предложил перенести ее на следующий день, но преданный настаивал, и я неохотно согласился. Но вместо того, чтобы, как полагается, пройти в гостевую комнату, я сказал, что познакомлюсь с ними по дороге в машину.

Когда я вошел в прихожую, ко мне подошли родители ученика и тепло пожали мне руку, благодаря за заботу об их сыне. Они были хорошо одеты и интеллигентно разговаривали. Я сразу осознал свою ошибку, но уже ничего нельзя было сделать. Пытаясь исправить свою глупость, я немного поговорил с ними, но время и место были неудачные - нас окружали носки и обувь. Через несколько минут они вместе с сыном прошли в гостевую комнату. По дороге к машине ко мне присоединился Шьяма дас и спросил, знаю ли я, кто отец этого ученика? Я ответил, что нет, и Шьяма объяснил: "Это главный инженер самой большой атомной электростанции в России. К нему на консультацию приезжают

крупные ученые, в том числе из Америки".

Шрила Прабхупада, когда этот неотесанный болван станет джентельменом?

Вечером я встретился с Шуддхой дасом и другими лидерами из Южной России. Мы обсудили план проведения большого фестиваля, посвященного дню явления Господа Нрисимхадев, который состоится в мае неподалеку от Краснодара, в Дивноморске. Мы ожидаем, что приедут более 2.000 преданных. Во время собрания Шуддха рассказал мне историю о том, как недавно в Краснодаре был похищен, а затем возвращен Господь Нрисимхадев.

Пять лет назад краснодарские преданные установили большое мурти Господа Нрисимхадевы, сидящего в позе лотоса. Йога Нрисимха стал знаменитым в этом регионе, даже непреданные приходили, чтобы взглянуть на его устрашающие и в то же время прекрасные формы.

9 декабря, когда почти все преданные были на санкиртане, в храм незаметно прокрался вор. Он схватил с алтаря Божество и скрылся. Через несколько часов кража обнаружилась, преданные были в отчаянии. Они позвонили в милицию, где им ответили, что без следов почти ничего не могут сделать. О происшествии сообщили местное телевидение, радио и газеты, демонстрировавшие фотографии пустого алтаря.

Преданные связались с местными криминальными структурами, и там предположили, что вор мог быть из одной банды, члены которой крадут святыни из церквей и мечетей, а затем продают их верующим обратно. Они намекнули, что вор может обратиться к преданным в другом городе и попытаться продать Божество им. Шуддха послал электронное сообщение, предупреждая преданных, чтобы они не упустили того, кто предложит им мурти.

Как и ожидалось, через 6 дней в Санкт-Петербурге к нескольким преданным

обратился некий человек и предложил им приобрести Божество Господа Нрисимхадевы. Преданные еще не читали письма Шуддхи и не подозревали, что это Божество могло быть украдено. Обрадованные, они собрали деньги и совершили сделку у себя на квартире. Сразу же после того, как этот человек уехал на вокзал, преданные вышли в CIS и прочли сообщение Шуддхи. Хотя следы преступника были еще горячими, сделать они ничего не могли - он исчез в ночи. Неожиданно они услышали стук в дверь и, открыв ее, увидели вора! Он объяснил, что опоздал на поезд, и спрашивал, можно ли ему переночевать. Ничем себя не выдав, преданные согласились и устроили его поудобнее. Когда он заснул, они вызвали милицию, которая тут же приехала и арестовала его. Ему грозит не менее 5 лет тюремного заключения.

Встречая Господа, преданные устроили огромный праздник. Шуддха сказал,

что это было похоже на то, как жители Двараки встречали вернувшегося в их город Господа Кришну. Когда машина с Божеством подъехала к Краснодарскому храму, плачущие от радости преданные со всех сторон принесли Ему поклоны. Когда Господа Нрисимхадеву несли к алтарю, сотни преданных протискивались к Нему поближе, не в силах поверить, что их ишта дева, их Господь, на самом деле вернулся. Состоялась церемония абхишеки; преданные с любовью омыли Господа, больше слезами, чем водой. А потом вся община пела и танцевала в экстазе перед съемочной группой с телевидения, представителями радио и газет, которые ранее рассказали о краже. На следующий день о Господе Нрисимхадеве говорил весь Краснодар. Многие люди приходили посмотреть на Господа, который был сперва похищен, а затем Сам похитил сердца своих преданных!

угро 'пи анугра эваям

сва-бхактанам на кешари

кешарива сва потанам

аньешам угра викрама

"Свирепая львица, тем не менее, очень добра к своим детенышам. Точно так


же Господь Нрисимхадев, страшный для непреданных, подобных Хираньякашипу, очень мягок и добр к преданным, таким как Прахлада Махараджа" [Шрила Шридхара Свами].
Глава 19
Сегодня благословенный день явления Шрилы Нароттама даса Тхакура. Нароттама дас Тхакур один из моих самых любимых ачарьев, поэтому я встал рано, чтобы прочесть его биографию, составленную моей духовной сестрой Ситалой даси. Она много лет собирала и систематизировала все упоминания о нем в различных шастрах и скоро опубликует книгу. Она дала мне рукопись для редактирования, и я всегда вожу ее с собой. Нароттама дас Тхакур обладал очень возвышенной любовью к Господу и был очень целеустремленным проповедником, и поэтому для меня он олицетворяет все, чего мне хотелось бы достичь в преданном служении. Множество написанных им песен поднимают нас с начальных уровней преданного служения к высшему уровню – чистой любви к Господу. Один последователь спросил у Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи: "Какую цену нужно заплатить, чтобы достичь любви к Богу?"

Тот ответил: "Пять рупий!"

Изумленный ученик воскликнул: "Всего пять рупий! Разве это возможно?"

"Да, - ответил Шрила Гаура Кишор дас Бабаджи. - Ты можешь узнать все, что необходимо для достижения любви к Кришне, если пойдешь на рынок и купишь за 5 пайсов две книги Шрилы Нароттама даса Тхакура - "Према Бхакти Чандрика" и "Прартхана"!

В это утро во время лекции я говорил более полутора часов и смог рассказать только о половине жизни Нароттама даса Тхакура. Я завершил лекцию словами о том, что продолжу рассказ вечером во втором московском храме, расположенном в пригороде.

Вечером мы приехали в этот храм, находящийся в 20 км от города. В нем живут около 50 преданных. Это жилой комплекс, состоящий из большого деревянного здания, используемого под алтарное помещение, и четырех зданий поменьше, служащих жильем для преданных. В храмовой комнате собрались более 200 преданных, желающих услышать продолжение рассказа о Шриле Нароттаме дасе Тхакуре. Я говорил 2 часа, но так и не успел завершить рассказ о его лилах! В конце я пообещал, что "часть третья" будет завтра утром в храме на Беговой. Программа завершилась воодушевленным киртаном Шри Прахлада.

По дороге обратно в город я вспомнил о великой милости, оказанной мне Шрилой Нароттамом дасом Тхакуром. В прошлом году, обходя Вриндаван, я натолкнулся на уединенное здание недалеко от храма Гопишвары Махадевы. Табличка на нем сообщала: "Храм Враджа-мохана - Божества Нароттама даса Тхакура". Обуянный любопытством, я вошел в храм и приблизился к алтарю. В

тот же момент алтарь открылся, и я склонился в поклоне перед прекрасными формами Шримати Радхарани и Враджа-мохана.

Шрила Нароттам дас Тхакур лично установил Божества Враджа-мохана во время первого организованного им праздника Гаура-Пурнимы в Кентури (ныне Бангладеше), через несколько лет после ухода Господа Чайтаньи Махапрабху. Нароттам организовал это великое событие, чтобы поддержать гаудия-вайшнавов, ставших менее активными после ухода Господа. Страдая от разлуки с Ним, они с трудом держали караталы и мриданги во время киртана. Из-за отсутствия лидера также начали появляться различные апасампрадайи, отклонявшиеся от строгого учения Шрилы Рупы Госвами.

Нароттама хотел объединить гаудия-вайшнавов, чтобы вдохновить их и организовать проповедь учения Господа Чайтаньи в Индии. На праздновании присутствовали великие преданные, такие как жена Господа Нитьянанды, Джахнава мата. Тысячи преданных приехали из Вриндавана, Бенгалии, Пури и Ориссы, все наслаждались кришна-катхой и киртанами, и особенно киртанами Шрилы Нароттама даса Тхакура. Во время этого исторического собрания Нароттам установил 6 Божеств Кришны, а через несколько лет одно из этих Божеств, Враджа-мохана, было перемещено во Вриндаван, потому что там у Нароттама было много учеников, страдавших от разлуки с ним. Вместе с Божеством он также послал несколько своих личных вещей.

Я стоял перед Радхой-Враджа-моханом и благодарил судьбу за возможность лицезреть личные Божества одного из моих самых главных героев в сознании Кришны. На следующий вечер я вернулся в этот храм с большой группой преданных. Мы вошли в алтарную, громко воспевая святые имена и танцуя в экстазе. Перед тем как войти в храм, я рассказал преданным о многих играх Нароттама даса Тхакура, в том числе о том, как он установил Враджа-Мохана. Поэтому преданные вошли в храм с волнением. Благодарные за такой особенный даршан, мы танцевали и пели несколько часов. Несколько раз мы переходили с Харе Кришна маха-мантры на «джая Нароттама, джая Нароттама, джая Нароттама» и пели так громко, как только могли.

Киртан перед этим удивительным Божеством был таким сладким, что мы возвращались в этот храм несколько дней подряд. Каждый раз киртан был все более экстатичным. На четвертый вечер после окончания киртана мы сели, уставшие, вспотевшие, но необыкновенно счастливые. Тут ко мне подошел пуджари-бенгалец, который с изумлением наблюдал за нами все эти дни, и спросил, может ли он дать мне что-нибудь. Я заметил на подушке на алтаре несколько красивых шалаграма-шил и сказал, что если он пожелает, то может дать мне один из Них. Он улыбнулся и подошел к алтарю, но вместо шилы взял необычный серебряный сосуд, стоявший рядом со стопами Враджа-мохана, и достал из него маленькую говардхана-шилу. Он вернулся ко мне, положил шилу в мою руку и мягко сказал: "Эта говардхана-шила прибыла вместе с Враджа-Моханом из Кетури. Ей поклонялся Шрила Нароттам дас Тхакур!"

Я и окружившие меня преданные были потрясены. Все молча и недоверчиво


смотрели на шилу. Тогда пуджари вернулся к серебряному сосуду, достал из него маленькую шалаграма-шилу, такую же по размеру, как говардхана-шила. Вернувшись к нам, он положил эту шилу в мою руку и сказал: "Ему тоже поклонялся Нароттам!" И тут же вернулся к серебряному сосуду и достал маленькую дварака-шилу, такую же по размеру, как две предыдущие шилы. "Ему тоже поклонялся Тхакур!" Эти три шилы казались драгоценными камнями. Они и на самом деле были самой большой в мире драгоценностью!

Конечно, никто не может с уверенностью сказать, что именно этим шилам поклонялся Нароттам дас Тхакур, но у меня нет причин в этом сомневаться, настолько особое положение они занимали на алтаре. Я принял их как милость, которая приходит по своему желанию, и принес дандаваты лотосным стопам Враджа-мохана.

Этот пуджари был настолько возвышенным, и он ничего не попросил взамен, поэтому через несколько дней я вернулся в храм и выразил желание служить Радха-Враджа-мохану. Я и мои духовные братья, один из которых - Гирираджа Махарадж, сейчас ремонтируем этот старый храм, покупаем Божествам новые одежды и платим за бхогу для Них.

Милость Господа Чайтаньи и Его спутников безгранична и подобна стремительному речному потоку. Недавно, когда я вновь посетил Враджа-мохана, мой друг-пуджари пригласил меня в комнату рядом с алтарем, открыл старую шкатулку, с благоговением достал очень старую каменную пластину и металлическую чашу и со слезами на глазах вложил их в мои руки. Он сказал: "Они прибыли вместе с Враджа-Моханом 450 лет назад. В этой чаше Нароттам дас Тхакур готовил пищу, а с этой пластины принимал прасад. Отдаю их тебе".


Невероятно, сколько милости выпадает на нашу долю. Мы можем только удивляться ей и отвечать на нее по мере своих сил.

Дорогой Нароттам дас Тхакур, прошу, помоги мне нести твою миссию в этом мире: помогать моему духовному учителю освобождать падшие души, лишенные милости великих личностей, подобных тебе! Пусть прославляющие тебя стихи, написанные Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, станут моей постоянной медитацией!



шри-кришна-намамрита-варши-вактра

чандра-прабха-дхваста-тамо-бхарая

гаурангадеванучарая тасмаи

намо намах шрила-нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру, искреннему последователю Господа Гаурангадевы. Великолепная луна его уст, изливающих потоки нектара святого имени, разрушает тьму невежества.



санкиртананандаджа-манда-хасья

данта-дьюти-дьётита-динмукхая

сведашру-дхара-снапитая тасмаи

намо намах шрила-нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Воспевая в блаженстве славу Кришны, он омывался потоками пота, и его прекрасные зубы и мягкая улыбка освещали все вокруг.



мриданга-нама-шрути-матра-чанчат

падамбуджа-двандва-манохарая

садьях самудьят-пулакая тасмаи

намо намах шрила-нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Заслышав бой мриданг и звуки святого имени, он пускался в танец, кружась на своих прекрасных лотосных стопах, и волоски на его теле вздымались в экстазе.



гандхарва-гарва-кшапана-сваласья

вишмапиташеша-крити-тасмаи

сва-сришта-гана-пратхитая тасмаи

намо намах шрила-нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Его танец

разбил гордость гандхарвов. Его удивительное служение изумляло окружающих. Его песни принесли ему славу.

ананда-мурччхаванти-пата-бхата

дхули-бхараланкрита-виграхая

яд-даршанам бхагья-бхарена тасмаи

намо намах шрила-нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Пребывая в экстазе, он временами терял сознание и падал на землю, и тело его украшалось пылью. Самым счастливым душам довелось увидеть его в эти минуты.



стхале стхале ясья крипа-прабхабхих

кришнанья-триша джана-самхатинам

нирмулита эва бхаванти тасмаи

намо намах шрила-нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Его твердая вера в преданное служение Кришне подобна ожерелью из драгоценных камней. Его прикосновение - как камень спаршамани. Его слова подобны четырем Ведам.



муртаива бхактих ким аям ким эша

вайрагья сарас тануман нри-локе


сабхавьяте ях критибхих садайва

тасмаи намах шрила нароттамая

Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Преданные всегда спрашивают: «Может быть, он – само олицетворение преданного служения? Может быть, он – отречение, сошедшее в этот мир в облике живого существа?»



раджан-мриданга-каратала-калабхирамам

гауранга-гана-мадху-пана-бхарабхирамам

шриман-нароттама-падамбуджа-манджу-нритьям

бхритьям критартхаяту мам пхалитешта-критьям

Пусть сладкий от меда Господа Гауранги танец лотосных стоп Шри Нароттамы, грациозно передвигающихся под мелодичную игру каратал и мриданг, исполнит духовные желания его покорного слуги.



[Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, «Шрила Нароттама-прабхор-аштака»]

  • "Свирепая львица, тем не менее, очень добра к своим детенышам. Точно так
  • Я и окружившие меня преданные были потрясены. Все молча и недоверчиво