Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Для реализации программного содержания используются




Скачать 293.82 Kb.
Дата03.07.2017
Размер293.82 Kb.
ТипПрограмма
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа». Для реализации программного содержания используются: Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. Н. А. Чуракова. - М: Академкнига Учебник, 2013. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной рабо­ты № 1, № 2 О. В. Малаховская. - М.: Академкнига Учебник 2013. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс: метод, пособие для учителя Н. А. Чура­кова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига Учебник, 2013. Программа рассчитана на 68 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года - организационные формы, нацеливающие школьников распределять ра­боту с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в ма­лых группах. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех пред­метов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание со­знания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем ми­ре, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в кра­соте природы, в ценности человеческих чувств и отношений. Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе -сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основ­ной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляю­щих разные типы повествования: прозу и поэзию. Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обу­чения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обуче­ния (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений). Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. • Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует парал­лельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литерату­ра использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение. • Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, по­могавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольк­лора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фолькло­ра, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древ­нейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является од­ним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвяще­ния юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испы­таний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество. Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер. Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценно­стей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Ав­торские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тек­сты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присво­енным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка. Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа. • Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста. Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных прие­мов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифо­логическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвя­зи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ вос­принимать мир в оппозициях Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенно­стей художественного образа. На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности ху­дожественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллю­страций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и худож­ником. Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных об­стоятельствах. Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фолькло­ра, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления лите­ратуры на разные типы повествования. Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью суме­ет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он су­меет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом. Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определен­ны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; спо­собность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литера­туры (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведе­ние (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип. Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, по­эзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников. Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник по­чувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать фор­мальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность раз­мера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке длины строчки); содержа­тельность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д. На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить разли­чать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка. Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искус­ства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эсте­тического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении об­ряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольк­лора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жан­ровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью автор­ской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры. Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекре­стной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверен­ность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеж­даются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможно­стей онегинской строфы. Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продол­жают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматиче­ским произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по компо­зиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, до­ступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает форми­рование представлений об особенностях авторской литературы. Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как ре­шение: проблемы выражения чувств в лирике; проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматрива­ет только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка); проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков). Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год заверша­ет формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю ос­новной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы. Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературно­го произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочине­ние на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений. . Содержание тем учебного курса. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире . Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че­ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях че­ловека. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) пред­ставлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о вол­шебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол­шебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социаль­ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро­га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста­новление социального (природного) порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках. Былина как эпический жанр (историческое повествова­ние). Характеристика эпического (исторического) героя (победи­тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торгов­лей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет кон­кретно-исторического времени, исторических и географических на­званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торже­ству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нрав­ственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Жизнь жанров фольклора во времени Взаимоотношения обрядов и праздников. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро­де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рас­сказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превраще­ния, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и ре­чи, развитие характера во времени. Перенесение победы над вол­шебным миром в область нравственного смысла: не знание волшеб­ного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспита­ние в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин ми­ра, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современ­ной поэзии, знакомство с онегинской строфой). Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рас­сказа: а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя; б) сложность характера героя и развитие его во времени; в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»); г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в кон­тексте вымысла и воображения; д) выразительность художественного языка. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. Биография автора художественного произведения. Началь­ные представления о творческой биографии писателя (поэта, худож­ника): роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в созда­нии художественного произведения; участие воображения и фантазии в создании произведений; диалоги с современным московским детским писателем и со­временными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); дет­ские вопросы к авторам и ответы на них. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусст­ва: с живописными и музыкальными произведениями. Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произве­дения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на ос­нове сходства или различия мировосприятия их авторов (выражен­ных в произведении мыслей и переживаний). Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. Библиографическая культура. Дальнейшее формирование уме­ний ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Ог­лавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологическо­го учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений. Представление о библиографическом словаре (без использо­вания термина). Использование биографических сведений об авто­ре для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе ре­комендованного списка. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование на­выков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее разви­тие навыков свободного владения устной и письменной речью. Формирование культуры предметного общения: умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; способности критично относиться к результатам собственного творчества; способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу четвертого года обучения Учащиеся должны знатьпонимать: содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и на­звания; названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик); основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к автор­ским формам. Уметь: читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, со­ставлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно; различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных про­изведений; выявлять авторское отношение к герою; читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них; находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации); составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; состав­лять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни: для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему); определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», ан­нотации, иллюстрациям); самостоятельного чтения выбранных книг; высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений; работы с разными источниками информации (включая словари разного направления). Тематическое планирование по Литературному чтению для 4-го класса УМК «Перспективная начальная школа» (2 ч. в неделю, 68 ч. в год) (авт. учебника Н.А. Чуракова) №пп Тема урока Стр.учебника 1 Земной и волшебный мир в волшебных сказках С.6-13 2 Персей. Древнегреческое сказание Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить под­тверждения в тексте своим предположе­ниям; анализировать волшебные предметы литературного произведения С.13-20 3 Отражение древних представленийо красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием тотем Знать понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах раз­ных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить го­ризонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способ­ностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать С.20-23 4 Особенности героя волшебной сказки Творческая работа. 1 С.28-31 6 Русская сказка Сивка-бурка Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» С.31-38 7 Русская сказка Крошечка-Хаврошечка Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшеб­ных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравни­вать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка». С.38-45 8 Русская сказка Морской царь и Василиса Премудрая Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; да­вать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке С.45-51 9 Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица  С.52-65 10 Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник  С.65-71 11 Былина Садко Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать бы­лины нараспев; пользоваться библиоте­кой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой   12 Ганс Христиан Андерсен Русалочка Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводно­го царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена С.71-89 13 Ганс Христиан Андерсен Русалочка 14 Василий Жуковский Славянка,Весеннее чувство». Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить зву­ковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины  С.90-97 15 Тематический тест 1 С.97-102 16 Давид Самойлов Красная осень   2 четверть 1 Николай Заболоцкий Сентябрь, Оттепель Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изо­бразительного искусства С.102-109 2 Творческая работа. 2   3 Иван Бунин Нет солнца, но светлы пруды, Детство Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения  С.109-113 4 Владимир Набоков Обида Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразитель­ности при описании ягод черники 5 Владимир Набоков Обида С.113-127 6 Владимир Набоков Грибы, Мой друг, я искренне жалею... Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора  С.127-129 7 Юрий Коваль Лес, Лес! Возьми мою глоть Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения  С.130-133 8 Борис Сергуненков Конь Мотылёк Уметь: сравнивать произведения живо­писи и литературные произведения; анализировать содержание произведе­ния; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова С.134-136 9 Леонид Андреев Петька на даче Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных ге­роях; определять жанр произведения; цитировать строки С.137-152 10 Леонид Андреев Петька на даче Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» 11 Леонид Андреев Петька на даче 12 Антон Чехов Ванька Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения  С.152-161 13 Антон Чехов Ванька   14 Антон Чехов Мальчики Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения 15 Тематическое тестирование. 2 С.162-172 16 Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиад  С 173-176 3 четверть 1 Ирина Пивоварова Как провожают пароходы С. 6-13 2 Людмила Улицкая Бумажная победа  С.14-26 3 Людмила Улицкая Бумажная победа 4 Зинаида Серебрякова Катя с натюрмортом, Пабло Пикассо Девочка на шаре  .26-29с 5 Сергей Козлов Не летай, пой, птица С. 29-32 7 Владимир Соколов О умножение листвы… , Борис Пастернак Опять весна Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) С.33-37 8 Владимир Соколов Все чернила вышли, вся бумага… Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявле­ний жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и ос­новное содержание литературного произведения с.37-40 9 Сельма Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения  С.44-54 10 Сельма Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части 11 Сельма Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиоте­кой; выразительно читать текст; пере­сказывать по плану С 41-43. 12 Сельма Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Проект.  С54-63. 63-70 13 Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка 14 Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану  С.70-81 15 Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда) Уметь: работать с иллюстрациями; вы­делять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей Творческая работа. 3 С. 82-85 16 Знакомство с настоящим писателем. Тест 3  С. 85-90 17 Мария Вайсман Шмыгомышь Уметь: пользоваться библиотекой; ана­лизировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные рабо­ты П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» С.90-98 18 Особый язык художников и поэтов. Велимир Хлебников Кузнечик Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями  С. 99-104 19 Анна Ахматова Тайны ремесла, Перед весной Александр Кушнер Сирень Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения С.104-107 С.107-111 20 Владимир Маяковский Хорошее отношение к лошадям Афанасий Фет Это утро, радость эта… Фёдор Тютчев Как весел грохот… Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать С. 111-115 С.115-118 1 4 четверть Михаил Лермонтов Парус, Максимилиан Волошин Зелёный вал… Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения С.120-124 2 Михаил Лермонтов Парус, Максимилиан Волошин Зелёный вал…Творческая работа   3 Самуил Маршак Как поработала зима Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения С.124-127 4 Самуил Маршак Как поработала зима   5 Александр Пушкин Евгений Онегин (отрывки) В тот год осенняя погода…, Зима!..Крестьянин, торжествуя … Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения С.127-130 6 Алексей Пантелеев Главный инженер Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения С.130-148 7 Алексей Пантелеев Главный инженер   8 Алексей Пантелеев Главный инженер   9 Анна Ахматова Памяти друга Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что кон­траст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описы­вать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство худо­жественной выразительности - контраст С.148-152 10 Анна Ахматова Памяти друга Тест. 4   11 Николай Рыленков К Родине, Николай Рубцов Доволен я буквально всем… Дмитрий Кедрин Всё мне мерещится… Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; опи­сывать пейзаж; определять главного ге­роя стихотворения С. 156-158.152-155 12 Гимн Природе, Государственный Гимн Российской Федерации Знать, что гимн - это древний вид стихо­творного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Уметь: сравнивать современную фото­графию с видом Спасской башни и ре­продукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов С. 159-162 13 Карл Брюллов Последний день Помпеи, Плиний Младший Письмо Тациту, Александр Пушкин Везувий зев открыл… Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творче­стве А.Пушкина С.163-169 14 Карл Брюллов Последний день Помпеи, Плиний Младший Письмо Тациту, Александр Пушкин Везувий зев открыл… Творческая работа 4   15 Годовая контрольная работа С.170-176 16 Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Знать творчество выдающихся пред­ставителей русской литературы, класси­ков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубеж­ной литературы .