Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дж. Реале и Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4)




страница1/42
Дата09.06.2018
Размер6.73 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

 

 

 



 

 

 

 

УДК 14


ББК 87.3.-4 Ит

АР.31


Охраняется Законом об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части будет преследоваться по закону.

G. Reale — D. Antiseri, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1983-1994 D. Antiseri — G. Reale, Storia della filosofia © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1997

АР.31

Дж. Реале и Д. Антисери

Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) / В переводе с итальянского и под редакцией С. А. Мальцевой — Издательство «Пневма», С-Петербург, 2003, 880 с, ил.

ISBN 5-901151-06-2

Издание «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней» является переводом заключительной книги данной серии. Итальянскими авторами подытожены результаты исследований европейских историков философии. Книга имеет контрольно-обучающий характер, включает в себя материалы справочного характера, биографии, хронологическую таблицу, именной указатель. Предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идей.

© С. А. Мальцева



© Издательство «Пневма»

Электронное оглавление


Электронное оглавление. 6

Список иллюстраций и таблиц. 19

Книга 4. Оглавление. 20

От редакции. 31

От переводчика. 32

Предисловие. 33

ЧАСТЬ 1. РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА.. 35

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) 36

Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства. 36

1. ДВИЖЕНИЕ РОМАНТИЗМА И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ.. 36

1.1. Первая ласточка романтизма: «Буря и натиск». 36

1.2. От классицизма к романтизму. 37

1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики. 37

Фридрих Шлегель (1772—1829) 39

2. ОСНОВАТЕЛИ РОМАНТИЗМА: БРАТЬЯ ШЛЕГЕЛИ, НОВАЛИС, ШЛЕЙЕРМАХЕР И ГЁЛЬДЕРЛИН.. 39

2.1. Образование кружка романтиков, журнал «Атеней» и распространение романтизма. 39

2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа. 40

2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии. 40

Фридрих фон Гарденберг (Новалис) (1772—1801) 41

2.4. Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и герменевтика. 41

Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер (1768—1834) 42

2.5. Гёльдерлин и обожествление природы.. 43

Фридрих Гёльдерлин (1770—1843) 44

Фридрих Шиллер (1759—1805) 45

3. ПОЗИЦИЯ ШИЛЛЕРА И ГЁТЕ. 45

3.1. Шиллер: понятие «прекрасной души» и эстетическое воспитание. 45

3.2. Гёте и его отношение к романтизму. 46

4. ДРУГИЕ МЫСЛИТЕЛИ ЭПОХИ РАСПАДА «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА». 47

4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума. 47

4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры.. 47

Фридрих Генрих Якоби (1743—1819) 48

4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории. 48

4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика. 49

5. СПОРЫ О КАНТИАНСКИХ АПОРИЯХ И ПРЕЛЮДИЯ К ИДЕАЛИЗМУ (РЕЙНГОЛЬД, ШУЛЬЦЕ, МАЙМОН И БЕК) 49

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) 51

Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг. 51

1. ФИХТЕ И ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ... 51

1.1. Жизненный путь и сочинения. 51

1.2. Фихтеанский идеализм как изложение «основания» кантианского критицизма. 52

1.3. «Наукоучение» и структура фихтеанского идеализма. 53

1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя. 53

1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я.. 53

1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я   53

1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности. 54

1.3.5. Идеалистическое объяснение морали. 54

1.4. Мораль, право и государство. 54

1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800—1814) 55

1.6. Заключение: Фихте и романтики. 56

2. ШЕЛЛИНГ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ИДЕАЛИЗМА.. 56

2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга. 56

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) 58

2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796) 58

2.3. Философия природы Шеллинга (1797—1799) 59

2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800) 59

2.5. Философия тождества (1801—1804) 61

2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811) 62

2.7. «Позитивная философия», или Философия мифологии и Откровения (с 1815 г.) 62

2.8. Заключение. 63

ЧАСТЬ 2. АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ.. 64

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) 64

Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма. 64

1. ЖИЗНЬ, СОЧИНЕНИЯ И ГЕНЕЗИС МЫСЛИ ГЕГЕЛЯ.. 64

1.1. Жизненный путь. 64

1.2. Сочинения Гегеля. 65

1.3. Теологические сочинения раннего периода и генезис гегелевской мысли. 66

2. ОСНОВЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ.. 67

2.1. Необходимость предварительного определения первооснов философии Гегеля. 67

2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа. 67

2.3. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. 69

2.4. Пространство «спекулятивного», значение «Aufheben» и «спекулятивное» утверждение. 70

3. «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА». 72

3.1. Значение и направленность «Феноменологии духа». 72

3.2. Схематика и «фигуры» «Феноменологии». 73

3.2.1. Этапы феноменологического пути. 73

3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок) 73

3.2.3. Самосознание (диалектика господина —раба, стоицизма — скептицизма и несчастного сознания) 73

3.2.4. Разум.. 75

3.2.5. Дух. 76

3.2.6. Религия и абсолютное Знание. 76

3.3. Поливалентная природа и двусмысленность «Феноменологии духа». 76

4. ЛОГИКА.. 77

4.1. Новая концепция логики. 77

4.2. Логика бытия. 77

ЛОГИКА И ВСЕОБЩНОСТЬ ЕЕ КАТЕГОРИЙ.. 79

4.3. Логика сущности. 80

4.4. Логика понятия. 80

5. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.. 81

5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе. 81

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ.. 82

5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на Природу. 82

5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы.. 83

6. ФИЛОСОФИЯ ДУХА.. 83

6.1. Дух и три его момента. 83

6.2. Субъективный Дух. 83

ФИЛОСОФИЯ ДУХА И ЕГО СТРУКТУРА.. 84

6.3. Объективный Дух. 84

6.3.1. Гегелевская концепция объективного Духа. 84

6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории. 85

6.3.3. Природа государства и истории и философия истории. 85

6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия. 86

7. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.. 87

ЧАСТЬ 3. ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА   88

Карл Маркс (1818—1883) 88

Глава 4. Правое и левое гегельянство. 88

1. ПРАВОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО.. 88

Людвиг Фейербах (1804—1872) 89

2. ЛЕВОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО.. 89

2.1. Давид Ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного. 89

3. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И СВЕДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ К АНТРОПОЛОГИИ.. 90

3.1. От Бога к человеку. 90

3.2. Теология — это антропология. 90

Клод Анри Сен-Симон (1760—1825) 91

4. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ... 92

4.1. Сен-Симон: наука и техника как основа нового общества. 92

4.2. Пьер Жозеф Прудон. 93

5. КАРЛ МАРКС.. 93

5.1. Жизнь и творчество. 93

5.2. Маркс как критик Гегеля. 94

5.3. Маркс как критик левогегельянства. 94

5.4. Маркс как критик экономистов-классиков. 94

5.5. Маркс как критик утопического социализма. 95

5.6. Маркс как критик Прудона. 95

5.7. Маркс и критика религии. 95

5.8. Отчуждение труда. 96

5.9. Исторический материализм. 96

5.10. Классовая борьба и «Капитал». 97

6. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС И ДИАМАТ.. 98

7. ОТКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ.. 98

ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР.. 100

Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) 100

Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы.. 100

1. РЕАЛИЗМ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА.. 100

1.1. Задача философии. 100

1.2. Бытие едино, но путей познания бытия множество. 101

1.3. Душа и Бог. 101

1.4. Эстетика и педагогика. 102

2. ПСИХОЛОГИСТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ИДЕАЛИЗМ: ЯКОБ ФРИЗ. 102

3. АДОЛЬФ ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, КРИТИК ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ.. 102

4. АРТУР ШОПЕНГАУЭР: МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. 103

4.1. Против Гегеля, «убийцы истины». 103

4.2. В защиту «невыгодной истины». 103

Артур Шопенгауэр (1788—1860) 104

4.3. «Мир — это мое представление». 104

4.4. Категория каузальности. 105

4.5. Мир как воля. 105

4.6. Жизнь между страданием и скукой. 106

4.7. Освобождение через искусство. 107

4.8. Аскеза и раскрепощение. 107

5. СЁРЕН КЬЕРКЕГОР: ИНДИВИД КАК «ПРИЧИНА ХРИСТИАНСТВА». 108

5.1. Жизнь «того, кто не играл в христианство». 108

Сёрен Кьеркегор (1813—1855) 109

5.2. Кьеркегор как «христианский поэт». 109

5.3. «Смехотворное обоснование» гегелевской системы.. 110

5.4. «Единичный» перед Богом. 110

5.5. Принцип христианства. 111

5.6. Возможность, страх и отчаяние. 111

5.7. Кьеркегор: наука и сциентизм. 112

5.8. Кьеркегор и «научная теология». 112

ЧАСТЬ 5. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО.. 114

Глава 6. Итальянская философия эпохи Рисорджименто. 114

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.. 114

2. «ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»: ДЖАН ДОМЕНИКО РОМАНЬОЗИ.. 114

Карло Каттанео (1801—1869) 115

3. КАРЛО КАТТАНЕО: ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА «АССОЦИИРОВАННЫХ УМОВ» И ПОЛИТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА.. 116

3.1. Карло Каттанео: философия как «милиция». 116

3.2. Философия как «наука ассоциированных умов». 116

3.3. Теория и политика федерализма. 116

Джузеппе Феррари (1811-1876) 117

4. ДЖУЗЕППЕ ФЕРРАРИ И «ФИЛОСОФИЯ РЕВОЛЮЦИИ». 117

5. ПАСКУАЛЕ ГАЛЛУППИ И «ФИЛОСОФИЯ ОПЫТА». 118

5.1. Реальность Я и существование внешнего мира. 118

Антонио Розмини (1797—1855) 119

6. АНТОНИО РОЗМИНИ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО БЫТИЯ.. 119

6.1. Жизнь и сочинения. 119

6.2. Критика эмпиристского сенсуализма и кантианского априоризма. 120

6.3. Идея бытия. 120

6.4. «Фундаментальное телесное чувство» и «реальность внешнего мира». 120

6.5. Личность, свобода и собственность. 121

6.6. Государство, церковь и принцип моральности. 121

Винченцо Джоберти (1801—1852) 122

7. ВИНЧЕНЦО ДЖОБЕРТИ И ФИЛОСОФИЯ «РЕАЛЬНОГО БЫТИЯ». 122

7.1. Жизнь и сочинения. 122

7.2. Против психологизма в современной философии. 122

7.3. «Идеальная формула». 123

7.4. «Моральное и гражданское превосходство итальянцев». 123

ЧАСТЬ 6. ПОЗИТИВИЗМ... 125

Огюст Конт (1798-1857) 125

Глава 7. Позитивизм.. 125

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 125

2. ОГЮСТ КОНТ И ПОЗИТИВИЗМ ВО ФРАНЦИИ.. 126

2.1. Закон трех стадий. 126

2.2. Учение о науке. 127

2.3. Социология как социальная физика. 128

2.4. Классификация наук. 128

2.5. Религия человечества. 128

2.6. «Обоснования» Конта. 129

3. ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ И АНГЛИЙСКИЙ УТИЛИТАРИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ... 129

3.1. Мальтузианские проблемы.. 129

3.2. Классическая политэкономия: Адам Смит и Давид Рикардо. 129

3.3. Роберт Оуэн: от утилитаризма к утопическому социализму. 130

3.4. Утилитаризм Иеремии Бентама. 130

3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа. 131

Джон Стюарт Милль (1806—1873) 132

3.6. Критика теории силлогизма. 132

3.7. Принцип индукции: единообразие природы.. 133

3.8. Науки о морали, экономика и политика. 133

3.9. Защита свободы индивида. 134

4. ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА.. 135

4.1. Религия и наука «коррелятивны» ,, 135

4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному. 135

4.3. Биология, этика и общество. 136

5. ПОЗИТИВИЗМ В ИТАЛИИ.. 137

5.1. Общие положения. 137

5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления. 137

5.3. Медик-позитивист Сальваторе Томмази. 138

5.4. Аугусто Мурри: научный метод и логика диагноза. 138

5.5. Паскуале Виллари и позитивистская историография. 138

5.6. Аристид Габелли и обновление педагогики. 139

5.7. Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта. 139

Роберто Ардиго (1828—1920) 140

5.8. Непознанное не есть непознаваемое. Эволюция от неразличимого к различному. 140

5.9. Мораль и общество. 141

ЧАСТЬ 7. РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ   142

Чарльз Дарвин (1809—1882) 142

Глава 8. Развитие науки в XIX веке. 142

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.. 142

1.1. Когда наука приобретает философский смысл. 143

1.2. Наука и общество в XIX веке. 143

2. ПРОЦЕСС РИГОРИЗАЦИИ МАТЕМАТИКИ.. 143

3. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ.. 144

4. СУДЬБА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ.. 145

4.1. Споры об эволюции во Франции: Ламарк, Кювье и Сент-Илер. 145

4.2. «Происхождение видов» Дарвина. 146

4.3. Происхождение человека. 147

4.4. Споры вокруг «Происхождения видов» и проблема социального дарвинизма. 147

4.5. Томас Гексли и дарвинизм в Англии. 147

5. ЛИНГВИСТИКА: ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ И ФРАНЦ БОПП. ЗАКОН ГРИММА И МЛАДОГРАММАТИКИ.. 148

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 149

6.1. Основной психофизический закон Вебера—Фехнера. 149

6.2. Вундт и Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии. 150

7. У ИСТОКОВ НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ.. 150

7.1. Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода. 150

7.2. Суицид и аномия. 151

Рихард Авенариус (1843—1896) 152

Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха. 152

1. РИХАРД АВЕНАРИУС И КРИТИКА «ЧИСТОГО ОПЫТА». 152

1.1. Что такое «чистый опыт»?. 152

1.2. Возвращение к «естественной концепции мира». 153

1.3. По ту сторону различия «физического» и «психического». 153

1.4. Вред «интроекции». 153

2. ЭРНСТ MAX: ОСНОВА, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ НАУКИ.. 154

2.1. Анализ ощущений. 154

2.2. Научное познание как биологическое событие. 154

Эрнст Max (1838-1916) 155

2.3. Проблемы, гипотезы и отбор гипотез. 155

2.4. Наука как экономия мышления. 156

2.5. Критика ньютоновской механики. 156

Анри Пуанкаре (1854—1912) 157

Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема. 157

1. УМЕРЕННЫЙ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ АНРИ ПУАНКАРЕ. 157

1.1. Пуанкаре: конвенция не есть произвол. 157

1.2. Теория устанавливает факт: «Опыт — единственный источник истины». 158

1.3. Геометрические аксиомы как замаскированные дефиниции. 158

2. ПЬЕР ДЮГЕМ И ПРИРОДА ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.. 158

2.1. Дюгем: что такое физическая теория?. 158

2.2. Холистский контроль и отрицание «критического эксперимента». 159

3. К ОЦЕНКЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА.. 159

ЧАСТЬ 8. ОТ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА -К ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА.. 160

Фридрих Ницше (1844—1900) 160

Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей. 160

1. НИЦШЕ КАК ИНТЕРПРЕТАТОР СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЫ.. 160

2. БЫЛ ЛИ НИЦШЕ «ПРОРОКОМ НАЦИЗМА»?. 161

3. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ.. 161

4. «ДИОНИСИЙСКОЕ» И «АПОЛЛОНОВСКОЕ» НАЧАЛА И «ПРОБЛЕМА СОКРАТА». 162

5. ТУПОСТЬ «ФАКТОВ». «НАСЫЩЕНИЕ ИСТОРИЕЙ» ОПАСНО.. 162

6. РАЗРЫВ С ШОПЕНГАУЭРОМ И ВАГНЕРОМ... 163

7. ВОЗВЕЩЕНИЕ «СМЕРТИ БОГА». 163

8. АНТИХРИСТ, ИЛИ ХРИСТИАНСТВО КАК ПОРОК.. 163

9. ГЕНЕАЛОГИЯ МОРАЛИ.. 164

10. НИГИЛИЗМ, ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ И «AMOR FATI». 165

11. СВЕРХЧЕЛОВЕК - ЭТО СОЛЬ ЗЕМЛИ.. 165

Глава 12. Неокритицизм. Марбургская и баденская школы.. 166

1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.. 166

2. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА.. 166

2.1. Герман Коген: критика как методология науки. 166

2.2. Пауль Наторп: «Процесс и метод суть все». 167

3. ЭРНСТ КАССИРЕР И ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ... 167

3.1. Субстанция и функция. 167

3.2. Символические формы.. 167

4. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА.. 168

4.1. Вильгельм Виндельбанд. Философия как теория ценностей. 168

4.2. Генрих Риккерт: познавать — значит судить на основе истины как ценности. 168

Глава 13. Немецкий историцизм.. 169

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.. 169

2. ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ И «КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗУМА». 170

2.1. К «критике исторического разума». 170

2.2. Обоснование наук о духе. 171

2.3. Историчность человеческого мира. 171

3. ВИЛЬГЕЛЬМ ВИНДЕЛЬБАНД: ОТЛИЧИЕ НАУК НОМОТЕТИЧЕСКИХ ОТ НАУК ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ.. 172

4. ГЕНРИХ РИККЕРТ: ОТНОШЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ И АВТОНОМИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 172

5. ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ: ЦЕННОСТИ ИСТОРИКА И РЕЛЯТИВИЗМ ФАКТОВ.. 173

6. ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР И «ЗАКАТ ЕВРОПЫ». 173

7. ЭРНСТ ТРЁЛЬЧ И АБСОЛЮТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.. 174

8. МЕЙНЕКЕ И ПОИСК ВЕЧНОГО В МГНОВЕНИИ.. 174

Макс Вебер (1864—1920) 175

Глава 14. Макс Вебер. Методология социально-исторических наук в «расколдованном» наукой мире. 175

1. СОЧИНЕНИЯ ВЕБЕРА.. 175

2. «НАУКОУЧЕНИЕ»: ЦЕЛЬ И ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫХ НАУК.. 176

3. ВОПРОС «СООТНЕСЕНИЯ С ЦЕННОСТЯМИ». 176

4. ТЕОРИЯ «ИДЕАЛЬНОГО ТИПА». 176

5. ОБЪЕКТИВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕРАВНОЦЕННОСТЬ ПРИЧИН ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.. 177

6. СПОР ПО ПОВОДУ «ВОЗДЕРЖАНИЯ ОТ ОЦЕНКИ». 177

7. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА». 178

8. ВЕБЕР И МАРКС.. 178

9. «РАСКОЛДОВАНИЕ МИРА» И ВЕРА КАК «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ» ИНТЕЛЛЕКТА.. 179

Глава 15. Прагматизм.. 181

1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.. 181

2. ЛОГИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ ЧАРЛЬЗА САНДЕРСА ПИРСА.. 182

2.1. Процедура фиксации верований. 182

2.2. Дедукция, индукция, абдукция. 182

2.3. Как сделать ясными наши идеи. Прагматическое правило. 182

2.4. Семиотика. 183

2.5. Фанероскопия. 183

2.6. Космология: тихизм, синехизм, агапизм. 183

3. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ УИЛЬЯМА ДЖЕМСА.. 184

3.1. Прагматизм — только метод. 184

3.2. Истина идеи сводится к ее оперативной способности. 184

3.3. Принципы психологии и разум как инструмент приспособления. 184

3.4. Моральный вопрос: как упорядочить контрастные идеалы и сделать выбор между ними?. 184

3.5. Многообразие религиозного опыта и плюралистический универсум. 185

4. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРАГМАТИЗМ... 185

Джон Дьюи (1859-1952) 186

Глава 16. Инструментализм Джона Дьюи. 186

1. ОПЫТ НЕ СВОДИТСЯ НИ К СОЗНАНИЮ, НИ К ПОЗНАНИЮ... 186

2. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И РИСКОВАННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ.. 187

3. ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 187

4. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ИДЕИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ.. 187

5. ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ.. 188

6. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ.. 188

Глава 17. Итальянский неоидеализм. Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле. 189

1. ИДЕАЛИЗМ В ИТАЛИИ ДО КРОЧЕ И ДЖЕНТИЛЕ. 189

Бенедетто Кроче (1862—1952) 190

2. БЕНЕДЕТТО КРОЧЕ: НЕОИДЕАЛИЗМ КАК «АБСОЛЮТНЫЙ ИСТОРИЦИЗМ». 190

2.1. Жизненный путь и сочинения. 190

2.2. «Что живо и что мертво в философии Гегеля», или Манифест нового спиритуализма. 191

СХЕМА РАЗЛИЧИЙ.. 192

2.3. Эстетика Кроче и понятие искусства. 192

2.4. Логика Кроче: понятия и псевдопонятия. 194

2.5. Практическая активность, экономика и этика. 195

2.6. История как мышление и как поступок. 195

2.7. Заключение. 195

3. ДЖОВАННИ ДЖЕНТИЛЕ: НЕОИДЕАЛИЗМ КАК АКТУАЛИЗМ... 196

3.1. Жизнь и сочинения. 196

3.2. Реформа гегелевской диалектики. 196

Джованни Джентиле (1875—1944) 197

3.3. Основные положения актуализма. 198

3.4. Природа актуализма Джентиле. 199

3.5. Заключение. 199

ЧАСТЬ 9. ВКЛАД ИСПАНИИ В ФИЛОСОФИЮ XIX ВЕКА.. 200

Мигель де Унамуно (1864—1936) 200

Глава 18. Мигель де Унамуно и трагическое чувство жизни. 200

1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ.. 200

2. СУЩНОСТЬ ИСПАНИИ.. 201

3. ПРОТИВ «ВЛАСТИ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ РАЗУМА». 201

4. ЖИЗНЬ НЕ ПРИЕМЛЕТ ФОРМУЛ.. 201

5. УНАМУНО: «ИСПАНСКИЙ ПАСКАЛЬ» И «БРАТ КЬЕРКЕГОРА». 202

6. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА УНАМУНО.. 202

Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры.. 202

1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ.. 202

2. ИНДИВИД И ЕГО «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА». 203

3. ПОКОЛЕНИЯ КУМУЛЯТИВНЫЕ, ПОЛЕМИЧЕСКИЕ И РЕШИТЕЛЬНЫЕ. 203

4. КОГДА ИДЕИ СТАНОВЯТСЯ «ВЕРОВАНИЯМИ». 203

5. ПРИРОДА И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 204

6. «ЧЕЛОВЕК-МАССА». 204

ЧАСТЬ 10. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА.. 205

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) 206

Глава 20. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение. 206

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.. 206

2. ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ. 207

2.1. Полемика с психологизмом. 207

2.2. Эйдетическая интуиция. 208

2.3. Региональные онтологии и формальная онтология. 208

2.4. Интенциональность сознания. 209

2.5. Epoche, или феноменологическая редукция. 209

2.6. Кризис европейских наук и «жизненный мир». 209

3. МАКС ШЕЛЕР. 210

3.1. Против кантианского формализма. 210

3.2. Иерархия материальных ценностей. 210

3.3. Личность. 211

3.4. Социология знания. 211

4. НИКОЛАЙ ГАРТМАН.. 212

4.1. От неокритицизма к феноменологии. 212

4.2. Обоснование онтологии. 212

5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.. 213

5.1. Рудольф Отто и опыт «совершенно иного». 213

6. ЭДИТ ШТЕЙН: ЭМПАТИЯ И МИССИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 213

Мартин Хайдеггер (1889—1976) 214

Глава 21. Мартин Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму. 214

1. ОТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМУ.. 214

2. ЗДЕСЬ-БЫТИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА.. 215

3. БЫТИЕ-В-МИРЕ И БЫТИЕ-С-ДРУГИМИ.. 215

4. БЫТИЕ-К-СМЕРТИ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ НЕПОДЛИННАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПОДЛИННАЯ.. 216

5. МУЖЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ СТРАХА.. 216

6. ВРЕМЯ.. 217

7. ЗАПАДНАЯ МЕТАФИЗИКА КАК ЗАБВЕНИЕ БЫТИЯ. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК КАК ЯЗЫК БЫТИЯ.. 217

8. ТЕХНИКА И ЗАПАДНЫЙ МИР. 218

Глава 22. Экзистенциализм.. 218

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.. 218

Карл Ясперс (1883-1969) 219

2. КАРЛ ЯСПЕРС И КРУШЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 2.1. Наука и философия. 220

2.2. Ориентация в мире и «объемлющее» (Umfassende) 220

2.3. Необъективируемость экзистенции. 220

2.4. Крушение экзистенции и шифры трансценденции. 221

2.5. Экзистенция и коммуникация. 221

3. ХАННА АРЕНДТ: БЕСКОМПРОМИССНАЯ БОРЬБА ЗА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СВОБОДУ.. 222

3.1. Жизнь и сочинения. 222

3.2. Антисемитизм, империализм и тоталитаризм. 222

3.3. Поступок как преимущественно политическая активность. 222

4. ЖАН-ПОЛЬ САРТР: ОТ АБСОЛЮТНОЙ И БЕСПОЛЕЗНОЙ СВОБОДЫ К СВОБОДЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ.. 223

4.1. Писать, чтобы понять себя. 223

4.2. «Тошнота» перед простой данностью.. 223

4.3. «В-себе-бытие», «для-себя-бытие» и «ничто». 223

4.4. «Бытие-для-других». 224

4.5. Экзистенциализм — это гуманизм. 224

4.6. Критика диалектического разума. 225

5. МОРИС МЕРЛО-ПОНТИ: МЕЖДУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ.. 225

5.1. Отношение сознания и тела, человека и мира. 225

5.2. «Обусловленная» свобода. 226

6. ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ И ХРИСТИАНСКИЙ НЕОСОКРАТИЗМ... 226

6.1. Защита конкретного. 226

6.2. Асимметрия верования и верификации. 227

6.3. Проблема и метапроблема. 227

6.4. Быть и иметь. 228

6.5. Против культа морального абсурда. 228

7. ВЛИЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.. 228

Ганс Георг Гадамер (р. 1900) 230

Глава 23. Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория. 230

1. ЧТО ТАКОЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ?. 230

2. «ПРЕДПОНИМАНИЕ», «ПРЕДРАССУДКИ» И ИНАКОВОСТЬ ТЕКСТА.. 231

3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И «ИСТОРИЯ ЭФФЕКТОВ». 231

4. ПРЕДРАССУДКИ, РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ. БЭКОН, ПРОСВЕТИТЕЛИ И РОМАНТИКИ.. 232

5. ТЕОРИЯ «ОПЫТА». 232

6. ГАДАМЕР И ГЕГЕЛЕВСКИЙ «ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ». 233

Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории. 234

1. ЭМИЛИО БЕТТИ И ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ОСНОВНАЯ МЕТОДИКА НАУК О ДУХЕ. 234

1.1. Жизненный путь и сочинения. 234

1.2. Интерпретировать — значит понимать. 234

1.3. Отличие «интерпретации смысла» от «дарованного смысла». 235

1.4. Четыре канона герменевтического процесса. 235

2. ПОЛЬ РИКЁР. ПОГРЕШИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ.. 236

2.1. Жизнь и сочинения. 236

2.2. «Я подчиняюсь тому телу, которым управляю». 236

2.3. Человеческая небезгрешность и символика зла. 236

2.4. «Школа подозрения». 237

2.5. Конфликт интерпретаций и снова «личность». 237

3. ЛУИДЖИ ПАРЕЙСОН. ЛИЧНОСТЬ КАК ОРГАН ИСТИНЫ.. 238

3.1. Жизнь и сочинения. 238

3.2. Историческая условность, личностное начало и спекулятивная ценность философии. 238

3.3. Единство философии как «конфилософия». 238

Луиджи Парейсон (1918—1991) 239

3.4. Онтология неиссякаемого против мистицизма невыразимого. 240

3.5. Бог философов и Бог в религиозном опыте. 240

3.6. Сокровенный язык мифа. 240

4. ДЖАННИ ВАТТИМО. ГЕРМЕНЕВТИКА, «ДЕБОЛЬНОЕ»1 МЫШЛЕНИЕ, ПОСТМОДЕРНИЗМ... 241

4.1. Жизнь и сочинения. 241

4.2. «Дебольное» мышление. 241

4.3. Герменевтические предпосылки «дебольного» мышления. 241

4.4. Модернизм и постмодернизм. 242

ЧАСТЬ 11. БЕРТРАН РАССЕЛ, ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА.. 243

Бертран Рассел (1872—1970) 243

Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии. 244

1. ОТКАЗ ОТ ИДЕАЛИЗМА.. 244

2. ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ И ВСТРЕЧА РАССЕЛА С ПЕАНО.. 244

3. РАССЕЛ ПРОТИВ «ВТОРОГО» ВИТГЕНШТЕЙНА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 245

4. РАССЕЛ: МОРАЛЬ И ХРИСТИАНСТВО.. 245

5. А. Н. УАЙТХЕД: ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. 246

Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям». 247

1. ЖИЗНЬ. 247

Людвиг Витгенштейн (1889—1951) 248

2. «ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ». 248

3. АНТИМЕТАФИЗИКА ВИТГЕНШТЕЙНА.. 249

4. НЕНЕОПОЗИТИВИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «ТРАКТАТА». 249

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ.. 250

6. «ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» И ТЕОРИЯ ЯЗЫКОВЫХ ИГР. 250

7. ПРОТИВ ЭССЕНЦИАЛИЗМА.. 251

8. ПРИНЦИП ПОЛЬЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.. 251

9. ВИТГЕНШТЕЙН - УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 252

Глава 27. Философия языка. 252

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КЕМБРИДЖЕ И ОКСФОРДЕ. 252

1.1. Аналитическая философия в Кембридже. 252

1.2. Аналитическая философия в Оксфорде. 253

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК.. 254

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕТАФИЗИКА.. 255

4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК ЭТИКИ.. 255

5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТИКИ.. 256

6. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ.. 257

ЧАСТЬ 12. СПИРИТУАЛИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ, НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ И НЕОСХОЛАСТИКА   259

Анри Бергсон (1859—1941) 259

Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен. Бергсон и творческая эволюция. 260

1. СПИРИТУАЛИЗМ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.. 260

2. АНРИ БЕРГСОН И ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.. 260

2.1. Оригинальность спиритуализма Бергсона. 260

2.2. Пространственное время и время как длительность. 261

2.3. Почему «длительность» обосновывает свободу. 261

2.4. Материя и память. 262

2.5. Жизненный порыв и творческая эволюция. 262

2.6. Инстинкт, разум и интуиция. 263

2.7. Река жизни. 264

2.8. Закрытое общество и открытое общество. 264

2.9. Статическая религия и динамическая религия. 264

3. ЭММАНУЭЛЬ МУНЬЕ: «ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ И КОММУНИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». 265

3.1. «Личность» в теории Мунье. 265

Эммануэль Мунье (1905—1950) 266

3.2. Измерения личности. 266

3.3. Персонализм против морализма и индивидуализма. 267

3.4. «Персона» против капитализма и против марксизма. 267

3.5. К новому обществу. 267

3.6. Христианство должно покончить с узаконенным беспорядком. 268

Глава 29. Неосхоластика. 268

1. НЕОСХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭНЦИКЛИКА «AETERNI PATRIS». 268

2. «HUMANI GENERIS», ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР И ОБРАЩЕНИЕ ИОАННА ПАВЛА II 269

3. КАРДИНАЛ МЕРСЬЕ И НЕОСХОЛАСТИКА В ЛУВЕНЕ. 270

Жак Маритен (1882—1973) 271

4. НЕОСХОЛАСТИКА ВО ФРАНЦИИ.. 271

4.1. Жак Маритен: «ступени познания» и «интегральный гуманизм». 271

4.2. Этьен Жильсон: почему нельзя зачеркнуть томизм. 272

5. НЕОСХОЛАСТИКА • В МИЛАНСКОМ КАТОЛИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. 273

Эммануэль Левинас (1905 г.) 274

Глава 30. Мартин Бубер и Эммануэль Левинас. 274

1. МАРТИН БУБЕР И ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП.. 274

1.1. Жизненный путь. 274

1.2. Можно говорить с Богом, но нельзя говорить о Боге. 275

2. ЭММАНУЭЛЬ ЛЕВИНАС И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИКА ДРУГОГО.. 275

2.1. Жизнь и сочинения. 275

2.2. Где рождается подлинно сущее. 276

2.3. Феноменология лика Другого. 276

2.4. Когда Я — заложник Другого. 276

ЧАСТЬ 13. МАРКСИЗМ ПОСЛЕ МАРКСА И ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА.. 277

Владимир Ильич Ленин (1870—1924) 277

Глава 31. Марксизм после Маркса. 277

1. ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ.. 277

2. «РЕВИЗИОНИЗМ РЕФОРМИСТА» ЭДУАРДА БЕРНШТЕЙНА.. 278

2.1. Причины поражения марксизма. 278

2.2. Против «революции и диктатуры пролетариата». 278

2.3. Демократия как «высшая школа компромисса». 279

3. СПОРЫ О «РЕФОРМИЗМЕ». 279

3.1. Карл Каутский и ортодоксия. 279

3.2. Роза Люксембург: «Победа социализма не упадет с неба». 280

4. АВСТРОМАРКСИЗМ... 280

4.1. Генезис и характеристики австромарксизма. 280

4.2. Макс Адлер и марксизм как «научная программа». 281

5. МАРКСИЗМ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. 281

5.1. Плеханов и распространение «ортодоксии». 281

5.2. Ленин: партия как вооруженный авангард пролетариата. 282

5.3. Государство, революция, диктатура пролетариата и коммунистическая мораль. 282

5.4. Ленин против «махистов». 283

6. «ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ» ЛУКАЧА, КОРША И БЛОХА.. 283

6.1. Лукач: тотальность и диалектика. 283

6.2. Класс и классовое сознание. 284

6.3. Лукач как историограф философии. 284

6.4. Карл Корш между «диалектикой» и «наукой». 284

6.5. Эрнст Блох: жизнь «утописта». 285

6.7. «Самое важное — научиться надеяться». 285

6.8. «Где есть надежда, там есть религия». 286

7. НЕОМАРКСИЗМ ВО ФРАНЦИИ.. 286

7.1. Роже Гароди: ошибки советской системы.. 286

7.2. Альтернатива. 286

7.3. Марксизм и христианство. 287

7.4. Луи Альтюссер: «эпистемологический излом» Маркса 1845 г. 287

7.5. Почему марксизм — это «антигуманизм» и «антиисторизм». 288

8. НЕОМАРКСИЗМ В ИТАЛИИ.. 288

8.1. Антонио Лабриола: «Марксизм — это не позитивизм и не натурализм». 288

8.2. Материалистическое понимание истории. 288

8.3. Антонио Грамши: «философия практики» против «спекулятивной философии» Бенедетто Кроче. 289

8.4. «Диалектический метод» и революция против «Капитала». 289

8.5. Теория гегемонии Грамши. 290

8.6. Политическое общество и гражданское общество. 290

8.7. «Органический» интеллектуализм. Партия как «новый государь». Революция как «позиционная война». 290

Глава 32. Франкфуртская школа. 291

1. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И ПРОГРАММА ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ.. 291

Теодор Адорно (1901—1969) 292

2. АДОРНО И «НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА». 292

3. АДОРНО И ХОРКХАЙМЕР: ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 293

4. КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ.. 293

5. МАКС ХОРКХАЙМЕР: ЗАТМЕНИЕ РАЗУМА.. 294

5.1. «Прибыль» и «планирование» порождают репрессии. 294

5.2. Инструментальный разум. 294

5.3. Философия как обличение инструментального разума. 295

5.4. Ностальгия по «совершенно Иному». 295

6. ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ И «ВЕЛИКИЙ ОТКАЗ». 296

6.1. Возможна ли «нерепрессивная цивилизация»?. 296

6.2. Освобожденный эрос. 296

6.3. Одномерный человек. 297

7. ЭРИХ ФРОММ И «ГРАД БЫТИЯ». 297

7.1. Порок ли неподчинение?. 297

7.2. Быть или иметь?. 298

8. ЛОГИКА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК: АДОРНО ПРОТИВ ПОППЕРА.. 299

9. «ДИАЛЕКТИК» ЮРГЕН ХАБЕРМАС ПРОТИВ «СТОРОННИКА ВЫБОРА» ГАНСА АЛЬБЕРТА.. 299

ЧАСТЬ 14. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ХХ ВЕКЕ. ФРЕЙД, ПСИХОАНАЛИЗ И СТРУКТУРАЛИЗМ   301

Зигмунд Фрейд (1859—1939) 301

Глава 33. Гуманитарные науки в ХХ веке. 302

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.. 302

2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМЫ (ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ) 302

2.1. Эренфельс, грацская школа, вюрцбургская школа. 302

2.2. Макс Вертхеймер и берлинская школа. 302

рис. 1-2. 303

рис. 3. 303

рис. 4. 304

3. БИХЕВИОРИЗМ... 304

3.1. Уотсон и схема «стимул—реакция». Павлов и «условные рефлексы». 304

3.2. Бихевиоризм и Скиннер. 304

4. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ. 305

4.1. Что такое генетическая эпистемология?. 305

4.2. Фазы умственного развития ребенка. 305

5. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОССЮРА И ХОМСКОГО.. 306

5.1. Фердинанд де Соссюр: семиология и знак. 306

5.2. Первая оппозиция: язык и слово. 306

5.3. Вторая оппозиция: синхрония и диахрония. 306

5.4. Пражский лингвистический кружок. 307

5.5. Копенгагенский лингвистический кружок. 307

5.6. Порождающая грамматика Ноама Хомского. 308

5.7. Компетенция и употребление. 308

6. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.. 309

7. КАРЛ МАНГЕЙМ И СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ.. 309

7.1. Частичное и тотальное понятие идеологии. 309

7.2. Идеологичен ли марксизм? Отличие идеологии от утопии. 310

7.3. «Реляциоиизм» и «релятивизм». 310

8. ХАИМ ПЕРЕЛЬМАН И «НОВАЯ РИТОРИКА». 311

8.1. Что такое теория аргументации?. 311

8.2. «Рассудительность» — не рациональность и не эмоциональность. 311

8.3. Аргументация и аудитория. 311

Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса. 312

1. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ.. 312

1.1. Отказ от трудовой теории стоимости. 312

1.2. Закон убывающей предельной полезности. 312

1.3. Четыре поколения австрийской школы экономистов. 312

2. ЛИБЕРАЛИЗМ ФРИДРИХА ФОН ХАЙЕКА.. 313

2.1. Жизнь и сочинения. 313

2.2. Сознательные действия как данные социальных наук. 314

2.3. Ошибки конструктивизма. 314

2.4. Почему порочно любое централизованное планирование. 314

2.5. Кто контролирует средства, тот устанавливает цели. 315

2.6. Против смешения закона с законодательством. 315

2.7. Либерализм и защита слабых. 315

3. ИНТЕРВЕНТИЗМ ДЖОНА МЕЙНАРДА КЕЙНСА.. 316

3.1. Жизнь и сочинения. 316

3.2. Занятость определяется суммарным уровнем потребления и инвестиций. 316

Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа. 317

1. ОТ АНАТОМИИ МОЗГА К «ГИПНОТИЧЕСКОМУ КАТАРСИСУ». 317

2. ОТ ГИПНОТИЗМА - К ПСИХОАНАЛИЗУ.. 317

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ВЫТЕСНЕНИЕ, ЦЕНЗУРА И ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ.. 317

4. ПОНЯТИЕ «ЛИБИДО» И ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ. 318

5. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.. 318

6. РАЗВИТИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК И ТЕОРИЯ «ТРАНСФЕРА». 318

7. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА: ОНО, Я И СВЕРХ-Я.. 319

8. ЭРОС И ТАНАТОС И «НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ». 319

9. ПСИХОАНАЛИЗ ПОСЛЕ ФРЕЙДА.. 319

9.1. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера. 319

9.2. «Аналитическая психология» Карла Густава Юнга. 320

9.3. Вильгельм Райх. Попытка синтеза марксизма и фрейдизма. 320

9.4. Психоанализ детства. Анна Фрейд и Мелани Клайн. 320

9.5. Непрямая терапия Карла Роджерса. 321

9.6. Роджерс: «подлинное общение», группа и индивид. 321

Глава 36. Структурализм.. 322

1. НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «СТРУКТУРА». 322

2. КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ... 323

2.1. Элементарные структуры родства. 323

2.2. «Кантианство без трансцендентального субъекта». 323

2.3. Структура мифа. 324

3. МИШЕЛЬ ФУКО И СТРУКТУРАЛИЗМ В ИСТОРИИ.. 324

3.1. «Эпистемические структуры» и «дискурсивные практики». 324

3.2. Эпистемичсские структуры истории западной мысли. 325

4. ЖАК ЛАКАН И СТРУКТУРАЛИЗМ В ПСИХОАНАЛИЗЕ. 325

4.1. Бессознательное структурировано как язык. 325

4.2. Стадия зеркала. 326

4.3. Нужда, запрос, желание. 326

5. ПОЧЕМУ «ЧЕЛОВЕК МЕРТВ» В СТРУКТУРАЛИЗМЕ. 327

6. ИРРАЦИОНАЛЕН ЛИ СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ «РАЦИОНАЛИЗМ»?. 328

ЧАСТЬ 15. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ.. 329

Альберт Эйнштейн (1879—1955) 329

Глава 37. Логика, математика, физика и биология в ХХ веке. 330

1. РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И МАТЕМАТИКИ В ХХ ВЕКЕ. 330

1.1. Поиск оснований и открытие антиномий теории множеств. 330

1.2. Программа Гильберта и теоремы Гёделя. 331

1.3. Семантика Тарского и интуиционизм Брауэра. 331

2. РАЗВИТИЕ ФИЗИКИ В XX ВЕКЕ. 332

2.1. Общие вопросы.. 332

2.2. Эйнштейн и теория относительности. 332

2.3. Квантовая теория. 332

3. БИОЛОГИЯ ПОСЛЕ ДАРВИНА.. 333

3.1. Неодарвинизм: Вейсман и де Фриз. 333

3.2. Открытие хромосом и новое открытие законов Менделя. 334

3.3. Гены внутри хромосом. 334

3.4. Генетический код. 335

СХЕМА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДИРОВАНИЯ.. 336

Карл Раймунд Поппер (р. 1902—1994) 337

Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера. 337

1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ.. 337

2. ПОППЕР, НЕОПОЗИТИВИЗМ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 338

3. ИНДУКЦИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.. 338

4. РАЗУМ - НЕ TABULA RASA.. 338

5. ПРОБЛЕМЫ И ТВОРЧЕСТВО. ГЕНЕЗИС И ПРОВЕРКА ИДЕЙ.. 339

6. КРИТЕРИЙ ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ.. 339

7. ПРАВДОПОДОБИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ ТЕОРИЙ -ЦЕЛИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ. 340

8. ПРОГРЕСС НАУКИ.. 340

9. ЛОГИЧЕСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ. ПОНИМАНИЕ ФОНА И «НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ»  340

10. ЗНАЧИМОСТЬ И КРИТИКУЕМОСТЬ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.. 341

11. ПРОТИВ ДИАЛЕКТИКИ. НИЩЕТА ИСТОРИЦИЗМА.. 341

12. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО.. 342

13. ВРАГИ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА.. 343

Глава 39. Эпистемология после Поппера. 344

1. ТОМАС КУН И СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ.. 344

1.1. Парадигмы, наука «нормальная» и «аномальная». 344

1.2. Научные революции. 345

1.3. «Ателеологическос» развитие науки. 345

2. ИМРЕ ЛАКАТОС И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 345

2.1. Три типа фальсификационизма. 345

2.2. Программы научных исследований. 346

2.3. Как продвигается наука. 346

3. АНАРХИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОЛА ФЕЙЕРАБЕНДА.. 347

3.1. Анархическая эпистемология в функции прогресса. 347

3.2. Эпистемологическая анархия и история науки. 347

3.3. Провокационность книги «Против метода». 348

4. ЛАРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ.. 348

4.1. Цель науки — решение проблем. 348

4.2. Каковы исследовательские традиции?. 348

5. ВОПРОС О ПРОГРЕССЕ НАУКИ.. 349

5.1. Критика теории правдоподобия Поппера. 349

рис. 1. 350

рис. 2-3. 350

5.2. Прогресс науки в перспективе Ларри Лаудана. 350

6. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА.. 351

6.1. Как и почему современные эпистемологи защищают метафизику. 351

6.2. Джон Уоткинс: подтверждаемая и влиятельная метафизика. 351

7. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МАРКСИЗМ... 352

7.1. Лакатос: марксизм как выродившаяся программа исследования. 352

7.2. Фейерабенд: «свободное общество» и марксизм. 352

8. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ НАУКИ.. 353

8.1. Какова история науки и почему. 353

8.2. Внутренняя и внешняя история. 353

8.3. Проблемы попперовской историографии науки. 354

Глава 40. Ведущие представители современной американской философии. 354

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРАГМАТИЗМ КЛАРЕНСА ИРВИНГА ЛЬЮИСА.. 354

1.1. Жизнь и сочинения. 354

1.2. Для чего была введена строгая импликация. 355

1.3. Задача философии и, в частности, метафизики. 355

1.4. Элемент «данности» познавательного опыта. 356

1.5. Априорные категории. 356

1.6. Прагматический выбор из априори. 356

1.7. Почему научные теории остаются фальсифицируемыми. 357

2. УИЛЛАРД ВАН ОРМАН КУАЙН: БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ И НАТУРАЛИЗОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ   357

2.1. Жизнь и сочинения. 357

2.2. Критика первой догмы эмпиризма — различия между «аналитическим» и «синтетическим». 357

2.3. Критика редукционизма и методологический холизм. 358

2.4. Ментальный эксперимент радикального перевода. 359

2.5. В принципе неопределенный перевод. 360

2.6. Онтологическая относительность. 360

2.7. На стороне материалистов. 361

2.8. Натурализованная эпистемология. 361

2.9. Законные и бессмысленные философские вопросы.. 361

3. МОРТОН УАЙТ И БУНТ ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА.. 362

3.1. Жизнь и творчество. 362

3.2. Анализ и защита либеральной мысли прагматической ориентации. 362

3.3. Бегство от формализма и погружение в конкретную историю.. 362

3.4. Теоретическое основание критики формализма. 363

4. НЕЛСОН ГУДМЕН: ПАРАДОКСЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ПЛЮРАЛИЗМ И КОГНИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА   363

4.1. Жизнь и сочинения. 363

4.2. Онтологический релятивизм и методологический номинализм. 363

4.3. Парадоксы подтверждения. 364

4.4. Предикаты проектируемы настолько, насколько защищены.. 364

4.5. Плюралистические версии мира. 364

4.6. Познавательный характер эстетического опыта. 364

5. ЧАРЛЬЗ МОРРИС И ОСНОВАНИЯ СЕМИОТИКИ.. 365

5.1. Жизнь и сочинения. 365

5.2. Синтаксис, семантика и прагматика как три измерения семиотики. 365

5.3. Шестнадцать типов дискурса. 366

5.4. Наиболее значимые дискурсивные формы.. 366

ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ДИСКУРСА.. 367

6. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ НИКОЛАСА РЕШЕРА.. 367

6.1. Жизнь и сочинения. 367

6.2. Наука неполна, фаллибельна и неожиданна. 367

6.3. Ошибка Пола Фейерабенда. 368

6.4. Причины философских разногласий. 368

6.5. Преимущества плюрализма ориентаций в философии. 369

7. УИЛЬЯМ БАРТЛИ: К БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.. 369

7.1. Жизнь и сочинения. 369

7.2. Панкритический рационализм. 369

7.3. Четыре метода критики. 370

7.4. К более широкой теории рациональности. 370

7.5. Причины поражения панрационализма и критического рационализма. 370

8. АДОЛЬФ ГРЮНБАУМ: ОТ АНАЛИЗА ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ К АНАЛИЗУ ПСИХОАНАЛИЗА.. 371

8.1. Жизнь и сочинения. 371

8.2. Против герменевтической интерпретации психоанализа. 371

8.3. Фальсифицируем ли психоанализ?. 371

8.4. Элиминирующая индукция для демаркации теорий. 372

9. НЕОПРАГМАТИЗМ РИЧАРДА РОРТИ.. 373

9.1. Жизнь и сочинения. 373

9.2. Обосновывающая философия. 373

9.3. Забвение философской традиции: Дьюи, Витгенштейн и Хайдеггер. 373

9.4. Поучительная философия. 374

9.5. Нескончаемость диалога. 374

9.6. Историцизм, индивидуальная автономия и более справедливое сообщество. 374

9.7. Солидарность «иронического либерализма». 375

10. ХИЛАРИ ПАТНЭМ: ОТ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА К ВНУТРЕННЕМУ РЕАЛИЗМУ.. 375

10.1. Биографическая справка. 375

10.2. Метафизический реализм. 376

10.3. От перспективы внешней к перспективе внутренней. 376

10.4. Внутренний реализм. 376

10.5. Концептуальная относительность. 376

10.6. Земля и её близнец. 376

10.7. Мозги в чане. 377

11. ДОНАЛЬД ДЭВИДСОН И КАУЗАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ.. 378

11.1. Творческий путь. 378

11.2. Приоритет действия. 378

11.3. «Аномальный монизм». 378

ЧАСТЬ 16. ИНДИВИД, РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ. РОЛС, НОЗИК И НОВАК.. 380

Майкл Новак (р. 1933 г.) 381

Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса. 381

1. ПРОТИВ УТИЛИТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ.. 381

2. «ЗАВЕСА НЕВЕЖЕСТВА» ХАРАКТЕРИЗУЕТ «ИЗНАЧАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ». 381

3. ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ.. 382

4. ВТОРОЙ ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ.. 382

Глава 42. «Минимальное государство» Роберта Нозика. 383

1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ.. 383

2. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРАВ ИНДИВИДОВ И ЗАДАЧИ «МИНИМАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА». 383

3. ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ.. 384

4. ПРАВА ЛЮДЕЙ И ПРАВА ЖИВОТНЫХ.. 384

5. В ПОЛЬЗУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ.. 384

6. МИНИМАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЕДИНСТВЕННО МОРАЛЬНО ЛЕГИТИМНОЕ И ТЕРПИМОЕ СОСТОЯНИЕ  385

Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма. 385

1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.. 385

2. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА.. 385

3. КАТОЛИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И РЕВОЛЮЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА.. 386

4. ТЕОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА.. 386

5. СОЦИАЛИЗМ И КАПИТАЛИЗМ: ГДЕ ЖЕ СОЛИДАРНОСТЬ?. 387

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.. 388

Библиография. 412

Именной указатель. 427

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

  • Электронное оглавление