Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Диссертация на соискание ученой степени магистра «Ключевые слова «Петербургских повестей»




Скачать 48.92 Kb.
Дата24.04.2018
Размер48.92 Kb.
ТипДиссертация
Отзыв рецензента о магистерской диссертации В.И.Сидоренко «Ключевые слова «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя и их перевод на чешский язык». Представленная к защите диссертация на соискание ученой степени магистра «Ключевые слова «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя и их перевод на чешский язык» является серьезным и самостоятельным научным исследованием, в котором поднимаются вопросы, находящиеся на стыке литературоведения и лингвистики. Ключевые слова – это понятие, связанное, прежде всего, с семантикой текста, с проявлением важнейших смыслов, через которые автор выражает свои идеи. Вместе с тем, в ключевых словах находят отражение существенные черты всей семантико-стилистической системы автора. В данном случае речь идет не просто о художественном тексте, но о произведениях величайшего русского гения – Н.В.Гоголя. Отсюда – двойственность подхода к достижению цели, поставленной в работе. В.И.Сидоренко достойно справилась со своей задачей, проявив филологическую эрудицию, тонкое чувство слова, тщательность анализа ключевых слов и их чешского перевода с пониманием специфики этого рода деятельности. Диссертация В.И.Сидоренко отличается четкостью композиции, она состоит из традиционных Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы, который включает 61название (в том числе и Интернет-источники). Во Введении заявлено о том, что Гоголь оказал большое влияние на литературу Чехии и что этому вопросу посвящена обширная литература, как на чешском, так и на русском языке, толково сформулированы цель и задачи исследования. Глава I, названная «Теоретические основы исследования», включает три параграфа: о Гоголе, о «Петербургских повестях» и о ключевых словах. В рассказе о биографии Гоголя подчеркнуты те моменты, которые способствовали душевному развитию писателя и формированию его взглядов и художественных склонностей (семья, детство, Нежинский лицей, первые годы в Петербурге в разных департаментах и др.). Поскольку предметом исследования являются переводы Гоголя на чешский язык, особое внимание посвящено связям Гоголя с Чехией, пребывания там, общению с деятелями культуры (Ганка, Шафарик), а также отношению чехов к Гоголю и переводом его произведений на чешский язык (чешский перевод «Тараса Бульбы» 1839г.- это вообще первый перевод Гоголя на иностранные языки). Подробно освещена творческая история «Петербургских повестей», их проблематика, художественное своеобразие, определяется понятие фантастики и фантастического у Гоголя. При этом В.И.Сидоренко опирается на труды известных русских литературоведов – Г.П.Макогоненко, И.О. Анненского, Е.Н.Куприяновой, О.Г.Дилакторской. В параграфе, посвященном теории ключевых слов, использованы работы О.И.Фоняковой и Т.Е.Аникиной. Критически подошла В.И.Сидоренко к исследованию Е.В.Ягуновой об анализе ключевых слов в текстах Гоголя с использованием вычислительного эксперимента, где главными элементами выступают частотность и повторяемость. В.И.Сидоренко убедительно доказывает, что автоматическая процедура информационного поиска далеко не всегда может выявить именно те ключевые слова, которые являются подлинными «символами текста» (с.28). Вследствие этого сама В.И.Сидоренко обращается к выбору слов не по их частотности и повторяемости, а «по их значимости и той роли, которую они играют в тексте» (с.28). С этим нельзя не согласиться. Это еще раз говорит о вдумчивости молодой исследовательницы к своей работе. Глава II «Анализ перевода ключевых слов в «Петербургских повестях» Гоголя начинается с рассмотрения каждой из трех анализируемых повестей: «Носа», «Шинели» и «Портрета». Особенно много места уделено повести «Нос», ей и в русской критической литературе уделялось больше внимания (Г.М.Фридлендер, М.Б.Храпченко, И.Золотусский, Ю.Манн, С.А.Гончаров, П.Е.Бухаркин). Эта часть работы явно выдает склонность В.И.Сидоренко к литературоведческому исследованию. Вместе с тем она подготавливает почву для понимания того, что необходимо учитывать, знать, прочувствовать и передать переводчику в воспроизведении многогранной и многоплановой прозы Гоголя, где ключевые слова занимают особо значимое место. Практический анализ, сопоставление гоголевских ключевых слов с переводом занимает значительную часть работы: с.55-90. Для большей наглядности даются таблицы, в которых представлены слова в оригинале и трех переводах, после таблиц – те же слова в контексте, за которыми следует комментарий и объяснения исследовательницы. Такое построение не только увеличивает наглядность, четкость работы, но и дает возможность читателю разобраться в проводимом сопоставлении. Во всем проявляется стремление В.И.Сидоренко самой дойти до сути и добиться наибольшей убедительности в отстаивании своей точки зрения. Постоянно видна работа мысли, которая иногда, правда, вызывает желание поспорить. Главное, это вопрос о возможности глубинного понимания Гоголя чешским читателем. Анализируя предисловие к чешскому изданию Гоголя 1949г. (с.48), В.И.Сидоренко утверждает, что не все скрытые смыслы повести «Шинель» доступны чешскому читателю. Здесь явно не хватает аргументации и звучит некоторое пренебрежение к чешскому читателю. Можно лишь говорить об авторе предисловия, но не о читателе в целом. Далее утверждается, что это связано с ментальностью: «Смыслопорождающие стратегии чешской литературы не направлены на бесконечную множественность толкований, на поиск большого числа подтекстов. Традиционно литературы Чехии развивается более линейно, чем русская, направленная, как бы, в глубину. Чешский читатель не привык прочитывать все новые и новые смыслы в произведении».(с.50) Это голословное утверждение. Для таких выводов нужен огромный опыт и доскональное знание чешской литературы, со всеми ее и первостепенными и второстепенными писателями, во всем ее многообразии, с критическим взглядом на самих себя. Нужно учитывать и своеобразие пути чешской литературы и чешской истории. Наконец, нельзя так походя принижать чешского читателя, чешского человека. Между тем мы знаем, что в Чехии были авторы, проникшие не только в художественную, но и в духовную сферу гоголевского творчества (см. об этом А.Врзал, Я.Ваня, Яр.Гейрет, писавшие в конце XIX- XX в.) Здесь сказываются скорее недостатки чешских переводчиков, которые и сами не смогли проникнуть в глубинный смысл гоголевской «Шинели!, и донести его до чешского читателя. Тут явное противоречие, ведь в другом месте говорится,- и совершенно справедливо,- о том, что «Гоголь сыграл большую роль в развитии чешской литературы и становлении чешского критического реализма» (с.89). Значит, многое было вынесено из чтения Гоголя чешскими писателями и донесено до чешского читателя. Правилен вывод о том, что надо «снабжать переводы комментариями и сносками, чтобы донести до иноязычного читателя глубинный смысл повестей русского классика» (с.90). Не очень убедительно положение о том, что в повести «Портрет» видны параллели с учением Сковороды, ибо не раскрыта суть этого учения (с.52, 54). Это, действительно, сложный вопрос. В наши дня появились ученые, которые по-новому раскрывают тему религиозности Гоголя и его представлений о божественном призвании художника, - это проф. МГУ Вл.Ал.Воропаев и проф. ИМЛИ Иг.Ал.Виноградов. К сожалению, их труды остались неизвестны В.И.Сидоренко. Странным образом не попали в Список использованной литературы труды О.И.Фоняковой и Т.Е.Аникиной, так же как и работы А.Б.Муратова, Л.Б. Карпенко, на которых есть ссылки на страницах 25 и 26 самого исследования, то же относится и к работе чешского профессора Д,Кшицовой. (с.44). Зато на с.80 дается ссылка на общественный факт о том, что в 1843-44г.г. Гавличек-Боровский жил в России. Это не нужно подкреплять чьим бы то ни было мнением. Указанные замечания никак не влияют на общую положительную оценку работы в целом. Магистерская диссертация «Ключевые слова «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя и их перевод на чешский язык» отвечает всем требованиям, предъявляемым к такого вида работам, а ее автор В.И.Сидоренко заслуживает присуждения степени магистр.