Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дисциплины Лекционный курс (10 часов) Лекция № Гуманитарное знание в XXI веке. Проблемы современного образования




Скачать 170.16 Kb.
Дата30.06.2017
Размер170.16 Kb.
ТипЛекция
«Основы преподавательской деятельности»
Содержание дисциплины
Лекционный курс (10 часов)

Лекция № 1. Гуманитарное знание в XXI веке. Проблемы современного образования

Специфика задач высшего образования в условиях перехода от традиционной парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развивающего обучения. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Проблемы качества высшего образования. Общая характеристика предмета и цели курса.


Лекция № 2. .Диалог как цель и ценность гуманитарного образования в современной картине мира, универсальный способ воспитания толерантности специалиста в процессе его профессионально-личностного становления.

Диалог как цель и ценность гуманитарного образования в современном гражданском обществе. Философские, культурологические, педагогические и психологические основы диалога. Понятие толерантности. Диалоговая позиция выдающихся преподавателей отечественной высшей школы. Духовное наставничество, стремление к диалогу как традиция отечественного образования (Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, М.А. Рыбникова, Ю.М. Лотман и другие педагоги-наставники)


Лекция № 3. Понятие и цель педагогической деятельности

Педагогика как общественная наука. Объект, предмет, принципы и методы научно-педагогического исследования. Понятие «педагогика», «педагогическая деятельность», «педагогическое мышление». Структура педагогической деятельности, функции педагогической деятельности.

Понятие воспитания как общественного явления. Единство воспитания и жизни. Противоречия как источник и движущая сила воспитания. Воспитательный процесс

Лекция № 4. Ребенок как субъект воспитания. Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп.

Сущность и пути формирования человеческой личности. Параметры, положенные в основу современной периодизации детства, специфика периодизации.

Детская одаренность. Воображение и творчество в детском возрасте.
Лекция № 5. Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт. Теория развивающего обучения и ее реализация в учебном процессе. Компетентностный подход в образовании.
Основные положения теории развивающего обучения. Причины, обусловившие поиск новой концепции образования. Цели и содержание образования. Понятие «компетенция», компетентностная модель».

Научные основы определения содержания образования. Основные подходы к определению содержания общего образования с точки зрения соответствия их задаче формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека.    Общедидактическая система критериев отбора содержания образования.         Общие требования к содержанию современного образования. Анализ ФГОС.



Тематика практических занятий (26 часов)


  1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

  2. Современные теории обучения

  3. Процесс обучения. Методы и приемы обучения.

  4. Преподавание словесности в русской дореволюционной школе.

  5. Ведущие педагогические системы в России конца ХХ – начала XXI века.

  6. Развивающее обучение

  7. Организационные формы обучения. Современная классно-урочная система.

  8. Современные технологии обучения.

  9. Современный урок и современный учитель

  10. Диагностика процесса и результатов обучения

  11. Воспитательные системы. Современные концепции воспитания.

  12. Методы воспитания

  13. Приемы воспитания


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность содержания образования и его компоненты.

  2. Теории формирования содержания образования.

  3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

  4. Государственный образовательный стандарт.

  5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.

  6. Учебные программы и учебная литература.

Литература


  1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского.-М., 1981.

  2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ди­дактики. — М., 1982.

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

  4. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.

  5. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.

  6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагоги­ка. - М., 1998.

  7. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.

  2. Основные категории и понятия дидактики.

  3. Связь дидактики с другими науками.

  4. Дидактика как учебный предмет.

  5. Понятие концепции (теории) обучения.

  6. Теория проблемного обучения

  7. Теория поэтапного формирования умственных действий

  8. Теория учебной деятельности

Литература

  1. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971

  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

  3. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989.

  4. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность процесса обучения



  1. Структура и логика процесса обучения.

  2. Дидактические закономерности обучения

  3. Классификация и основная характеристика принципов обучения.

  4. Педагогический процесс как целостное явление.

  5. Классификации методов обучения и критерии их выбора.

Литература



  1. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971

  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

  3. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989.

  4. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и колледжей. М., 2008./ http://www.biblioclub.ru.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ПРЕПОДАВАНИЕ СЛОВЕСНОСТИ В РУССКОЙ

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Занятие проходит в форме учебно-практической конференции в отделе ценных и редких книг ОГНБ им. А.С. Пушкина


    1. Л.Н. Толстой как педагог и наставник. Концепция «Азбуки» (1859 г.) и «Новой азбуки» (1875 г.)

    2. Художественно-педагогическая целостность и целесообразность учебников К.Д. Ушинского «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).

    3. «Реторики» Н. Ф. Кошанского как памятники пушкинского времени

    4. Анализ учебника «Теория словесности» (1904 г.), составленного В.П. Острогорским

    5. Идеи психологической школы, реализованные в учебнике Д.Н. Овсянико-Куликовского «Теория поэзии и прозы» (1909 г.)

    6. Педагогическая система И.Ф. Анненского

    7. Чтение как труд и творчество (на материале учебных пособий Д. Коровякина «Искусство выразительного чтения художественных произведений» и «Этюды выразительного чтения»).

    8. Педагогический замысел учебника В. Саводника «Краткий курс истории русской словесности» (1916).

Примерный план анализа учебных пособий:

1. Автор, название книги.

2. Сведения об авторе пособия, учебника (краткая биографическая справка, его педагогические интересы, наиболее значимые книги)

3. Для какой категории учащихся предназначена учебная книга

4. Цель и структура учебника (пособия): разделы, темы, проблемы (подробнее остановитесь на анализе одного раздела)

5. В заключение необходимо сказать о значении пособия для успешной организации учебного процесса, его актуальность для современной школы.
Учебники, учебные пособия


  1. Анненский И.Ф. Педагогические письма [Электронный ресурс] az.lib.ru/a/annenskij_i_f/

  2. Толстой Л.Н. Азбука. Новая азбука. М., 1987.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Вейкшан В.А. Педагогический журнал Л.Н. Толстого «Ясная поляна» // Советская педагогика. 1962. № 3.

  2. Голлербах Э.Ф. Город муз. Царское Село в поэзии [Электронный ресурс] annensky.lib.ru/names/gollerbach/gollerbah.htm

  3. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.

  4. Егоров С.Ф. Ушинский. М., 1977.

  5. История педагогики: Воспитание и образование в России. М., 1998.

  6. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. Разд. 1, гл. 2-3.

  7. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. Ч. 1. М., 1995.

  8. Методика преподавания литературы в советской школе: Хрестоматия./Сост. Я.А. Роткович. М., 1969.

  9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая пол. XIX века. М., 1976.

  10. Рачинский С.А. Сельская школа Л.Н. Толстого. Педагогические сочинения. М., 1989.

  11. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историко-методические очерки. М., 1959.

  12. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. М., 1969

  13. Юниверг Л.И. И.Ф. Анненский глазами Э.Ф. Голлербаха // Литературное обозрение. 1996. № 4. С. 93-96.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Ведущие педагогические системы в России конца ХХ – начала XXI века
Вопросы для осуждения:

  1. Педагогика В.Ф. Шаталова.

  2. Система «развивающего обучения» в трудах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

  3. Педологическая концепция П.П. Блонского.

  4. Психолого-педологические взгляды Л.С. Выготского.

  5. Методика воспитания Ш. Амонашвили.

Практическое задание:

Заполните таблицу:



Ф.И.О. педагога, даты жизни, место жительства

Цель и задачи педагогической системы

Основные принципы педагогической системы

Форма организации педагогического процесса

Воспитательно-образовательные средства

Содержание воспитательно-образовательного процесса

Литература:

Основная

  1. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  2. История педагогики (История образования и педагогической мысли) Учебное пособие. Латышина Д.И. - М., 2006.

  3. История педагогики в России: хрестоматия для студ. Гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. 2–е изд. - М., 2001.

  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2005. – 512 с.

Дополнительная

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 496 с.

  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1979.

  3. Блонский П.П. Педология / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.

  4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск, 2001.

  5. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ.педвузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

  6. Моздалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В. Захарченко. - СПб., 2004.

  7. О педологических извращениях в системе Наркомпросов: Постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г. // История педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999 или //Народное образование в СССР: Сб-к док-тов 1917-1973 г.г. - М., 1974.

  8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М., 1999. – Т.2.

  9. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. ­М., 1991.

  10. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т: Т.3: Новейшее время / сост., прим. М.Г. Плоховой, К.Е. Зискина; под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007. – 560 с.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие функциональных систем школьника в процессе обучения.

  2. Развитие интеллектуальной сферы обучающихся.

  3. Принципы развивающего обучения.

  4. Средства и методы развивающего обучения.


Практические задания:

  1. Оцените развивающий потенциал учебного предмета по своей специальности.

  2. Приведите примеры учебных текстов для школьников, составленных на языке формируемых образов и практических действий.

  3. На основе одного из разделов учебной программы разработайте систему познавательных заданий, выполнение которых обеспечивает дискретное и континуальное усвоение его содержания;


Литература:

  1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия/ Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдулиной- 2-е изд. (Серия «Учебники, учебные пособия»). – Ростов н/Д: «Феникс». 2002. – 512 с. С. 221-230

  2. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах : [учеб. пособие] / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с. - (Серия "Высшее образование") Экземпляры: всего:1 - Ч.з.1(1). С. 172-173.

  3. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. М., 2002. С. 86-88.

  4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М.Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004.

  5. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / В.С.Кукушкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  6. Педагогика: Уч. пособие / Под ред Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006.

  7. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов университетов и пед. институтов / И. П. Подласый. - М. : Высшее образование, 2007. - 540 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Вопросы для обсуждения:

  1. История организационных форм обучения.

  2. Классно-урочная система: урок как основная форма обучения в школе.

  3. Классификация и структура уроков.

  4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе.

  5. Подготовка учителя к уроку.

Литература


  1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ди­дактики. — М., 1982.

  2. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков, 1996.

  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

  4. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М., 1981.

  5. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.

  6. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М., 2012. ./ http://www.biblioclub.ru

  7. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Вопросы для обсуждения:

  1. Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.

  2. Классификация технологий обучения.

  3. Характеристика технологий обучения: технологии полного усвоения (ТПУ), технологии разноуровнего обучения (ТРО), технология проблемного обучения, ТРИЗ,технология коллективного взаимообучения (КСО), технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения.

Литература


  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001. 

  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

  3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. уч. заведений. – М., 2003

  4. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М., 2012. ./ http://www.biblioclub.ru

  5. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Круглый стол
Ход занятия:
1. Просмотр фрагментов художественных фильмов «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Весна на Заречной улице», «Общество мертвых поэтов»

Вопросы для обсуждения:

        1. Каким вы видите учителя на экране?

        2. Какова его методика работы с аудиторией?

        3. Какие коммуникативные сложности возникают у педагога в процессе общения с обучаемыми и как учитель их преодолевает? Почему не всегда возможно это преодоление?

        4. Какой тип педагога вам ближе и почему?




  1. Проведение констатирующего эксперимента (опрос школьников. Идеальный учитель: каков он?). Обсуждение ответов учащихся и студентов.

  2. Современные требования к уроку.

  3. Проанализируйте структуру одного из посещенных уроков по плану:

  1. Место данного урока в учебном процессе, программе данного класса, изучении творчества писателя.

  2. Какие учебно-воспитательные задачи решались на уроке. Анализ формулировки темы.

  3. Тип и структура урока. Рациональность их выбора для решения поставленных целей, проблем.

  4. Содержание и методика проведения урока

  • мотивированность выбора методов, приемов;

  • характер вопросов (проблемность, их соответствие всей концепции урока, возрастным особенностям школьников);

  • организация учителем самостоятельной работы (степень сложности заданий, вариативность, индивидуальный подход к заданиям).

  1. Характеристика взаимоотношений на уроке учителя и учащихся.

  2. Результаты урока, его завершенность.

  3. Анализ домашнего задания:

  • методика задания на дом, инструктаж;

  • характер домашнего задания (тренировочный, творческий, дифференцированный);

  • посильно ли домашнее задание для всех учащихся.

    1. Общие впечатления от урока.



Литература


  1. Айзерман Л.С. Урок литературы сегодня. М., 1974.

  2. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М.. 2010./ http://www.biblioclub.ru.

  3. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М., 2012. ./ http://www.biblioclub.ru.

  4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011. ./ http://www.biblioclub.ru.

  5. Методика преподавания литературы. М., 1995. Ч. 2. С. 182-206.

  6. Никольский В.А. Урок литературы и подготовка к нему учителя-словесника // Никольский В.А. Преподавание литературы в современной школе. М., 1963.

  7. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и колледжей. М., 2008./ http://www.biblioclub.ru.

  8. Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2007./ http://www.biblioclub.ru.

  9. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru

  10. Станчек Н.А. Структура современного урока // Современные проблемы методики преподавания литературы. Куйбышев, 1974.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
тренинг 


  1. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.

  2. Оценка знаний.

  3. Требования к оценке. 

  4. Методы и формы проверки.

  5. Рейтинговая система, тестирование. 

  6. Неуспеваемость: виды и причины

Литература

  1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М.. 2010./ http://www.biblioclub.ru.

  2. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М., 2012. ./ http://www.biblioclub.ru.

  3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011. ./ http://www.biblioclub.ru.

  4. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и колледжей. М., 2008./ http://www.biblioclub.ru.

  5. Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2007./ http://www.biblioclub.ru.

  6. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

(Коллоквиум)



Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия «система воспитания», «воспитательная система».

  2. Сущность, характеристика, этапы становления воспитательной системы школы.

  3. Модели различных воспитательных систем (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т.д.), их особенности.

  1. Понятие «концепция».

  2. Необходимость возникновения различных концепций воспитания.

  3. Характеристика концепций отдельных авторов: В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Н.М. Таланчук, Д. Кобалевского, Е.В. Квятковского, Б.П. Битинас, В.Г. Бочаровой.

Литература

  1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М.. 2010./ http://www.biblioclub.ru.

  2. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М., 2012. ./ http://www.biblioclub.ru.

  3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011. ./ http://www.biblioclub.ru.

  4. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и колледжей. М., 2008./ http://www.biblioclub.ru.

  5. Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2007./ http://www.biblioclub.ru.

  6. Пуйман С.А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2011/ http://www.biblioclub.ru.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия «метод», «метод воспитательного воздействия», «метод воспитания».

  2. Классификации методов воспитания (с примерами их реализации в педагогической практике):

  1. Методы убеждений (формирования личности и сознания).

  2. Методы упражнений (приучений).

  3. Методы организации деятельности

  4. Методы формирования опыта общественного поведения

  5. Методы стимулирования деятельности.

  6. Методы самовоспитания.

  1. Коллективное творческое воспитание как метод стимулирования деятельности.


Практическое задание:

  1. Решите задачи на применение методов воспитания. Кн.: Кондрашова Л.В. Сборник решения педагогических задач. – М., 1987.

  2. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, учеников и родителей к различным методам воспитания. Какие из них наиболее эффективны в современной школе? Составьте список «лучших» приемов и методов воспитания, обоснуйте свой выбор, приведите конкретные примеры и их анализ. По результатам работы сделайте сообщение.


Литература

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова – М.: – 2005. - С. 153–160.

  2. Григоренко, Ю.Н. Коллективно–творческие дела. Игры. Праздники. Атракционы. Развлечения/ Ю.Н. Григоренко – М.: 2005. - С.32-39, 104-110.

  3. Классному руководителю о классном часе / под ред. Е.Н. Степанова, М.А.Александровой. – М., 2002.

  4. Классные, классные дела / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М., 2004.

  5. Кондрашова Л.В. Сборник решения педагогических задач. – М., 1987.

  6. Педагогика. Уч. пособие/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 2007. - С. 267-271, 470-478.Подласый, И.П. Педагогика/ И.П. Подласый. – М.: 2007. - С. 444–474.

  7. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: 2004. - С.188–204, 230–238. С. 279–282.

  8. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев: ред. В.А. Сластенин. – М.: 2006. - С.330–346.

  9. Щуркова, Н.П. Классное руководство. Игровая методика / Н.П. Щуркова. – М., 2001.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

(Тренинг)



Вопросы для обсуждения:

  1. «Приём воспитания»: определение, сущность, его связь с методом.

  2. Классификации приемов воспитания (обзор педагогических источников):

  1. авансированное доверие; великодушное прощение; компромисс; оставление наедине с собой; ситуация успеха; тонкий намек.

  2. «лестница», «психологическая атака», «даю шанс», «демьянова уха», «эмоциональная блокировка», «зеркало», «косвенный вопрос», «поддавки», «ролевая маска», «мизансцена», «общее мнение», «логика стереотипов» и др.

  1. Применение различных приемов в зависимости от возраста.

  2. Приемы поддержки дисциплины в учебной группе.


Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение на тему: «Использование приемов воспитания педагогами-новаторами» (Ш. Амонашвили, В. Ф. Шаталов и др.). См. кн. Педагогический поиск // Сост. И.Н. Баженова.



Практическое задание:

    1. В группах по 2 человека на основании изученной педагогической литературы, прочтённых художественных произведений, периодической печати (журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа»), художественных и документальных фильмов («Доживем до понедельника», «Это мы не проходили», «Уроки французского», «Кадетство» и др.) составить список эффективных приёмов воспитания (с примерами и комментариями). Обосновать их целесообразность. Подготовить презентацию.


Ход занятия:

      1. Обмен мнениями учебной группе в ходе работы над теоретическими вопросами.

      2. Просмотр и анализ презентаций, подготовленных микрогруппами.

      3. Проведение преподавателем тренинга эффективности применения приёмов воспитания и самовоспитания в различных ситуациях, в т.ч. и учебных.

      4. Обмен мнениями.

      5. Деление студентов на микрогруппы, выдача задания: представить в определенной форме (инсценировка, рассказ в ролях и т.п.) приемы, доказывающие обоснованность их применения в предлагаемой ситуации.

      6. Анализ работ; подведение итогов.

Литература:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – Гл. 3.3. – С.49-67. / http://www.pedlib.ru/Books/6/0370/6_0370-53.shtml

  2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова – М.: – 2005. - С.147–149.

  3. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / под ред. Е.А. Левановой. – М., 2007.

  4. Игры обучения, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.

  5. Кондрашова, Л.В. Сборник педагогических задач/ Л.В. Кондрашова. – М., 1987.

  6. Кривцова, Е.В. Учитель и проблемы дисциплины / Е.В. Кривцова. – М., 2004.

  7. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. – с. 207.

  8. Педагогика. Уч.пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 2007. - С. 450–455.

  9. Педагогический поиск // Сост. И.Н. Баженова

  10. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания/ М.И. Рожков, Л.В. Байборрдова. – М.: 2004. - С. 201–206.

  • Диалог как цель и ценность гуманитарного образования в современной картине мира, универсальный способ воспитания толерантности специалиста в процессе его профессионально-личностного становления.
  • Лекция № 3
  • Лекция № 4
  • Лекция № 5. Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт. Теория развивающего обучения и ее реализация в учебном процессе. Компетентностный подход в образовании.
  • Тематика практических занятий (26 часов)
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 ПРЕПОДАВАНИЕ СЛОВЕСНОСТИ В РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЕ
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Ведущие педагогические системы в России конца ХХ – начала XXI века Вопросы для осуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ Круглый стол Ход занятия
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10. ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Вопросы для обсуждения
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13 ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ