Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Директор дмш им. Ф. И. Шаляпина М. А. Звягина «25» января 2005 г




Скачать 151.98 Kb.
Дата03.03.2018
Размер151.98 Kb.
«Утверждаю» Директор ДМШ им. Ф.И. Шаляпина ____________М.А. Звягина « 25 » января 2005 г. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ УСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ДМШ им. Ф.И. ШАЛЯПИНА Общие положения Систематический контроль успеваемости учащихся играет важнейшую роль в процессе обучения. Существует несколько видов контроля: - текущий контроль успеваемости учащихся; - промежуточная аттестация учащихся; - итоговая аттестация учащихся. Необходимо систематически контролировать успеваемость учащихся, привлекая к этому процессу нескольких преподавателей (тем самым, соблюдая принцип коллегиальности), а также нельзя забывать об индивидуальных способностях обучаемых. Текущий контроль успеваемости учащихся необходим для поддержания учебной дисциплины, способствует усвоению пройденного материала, а также организует систематические домашние занятия. Текущий контроль регулярно осуществляется преподавателем, ведущим предмет, и предполагает использование различных систем оценивания 1. Результаты оценивания вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, в дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые2, годовые оценки3, которые вносятся в общешкольную ведомость. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Оценки вносятся в методическую книгу отдела, в индивидуальный план учащегося, в дневник учащегося. Существует несколько форм, промежуточной аттестации: Зачёты (недифференцированный, дифференцированный). Проводятся в течение года и предполагают публичное исполнение (показ) академической программы в присутствии комиссии. Обязательно методическое обсуждение. Итоговый зачёт (дифференцированный). Проводится в конце учебного года (2 - я половина апреля - май) с исполнением (показом) полной учебной программы. Обязательно методическое обсуждение. Оценка вносится в общешкольную ведомость. Академические концерты, выставки. Предполагают те же требования, что и зачёты (публичное исполнение (показ) учебной программы или части её в присутствии комиссии) и носят открытый характер (с присутствием родителей, учащихся и других слушателей или зрителей). Контрольные прослушивания (просмотры). Определяют знания, умения и навыки учащихся по определённым видам работы, не требующие публичного исполнения (показа) и концертной готовности: самостоятельная работа ученика, проверка технического продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, пение с аккомпанементом). Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии с обязательным последующим методическим обсуждением, возможно применение систем оценок по выбору. Контрольные уроки проводятся не реже одного раза в четверть преподавателем, ведущим данный предмет (с обязательным применением дифференцированных систем оценок). Итоговая аттестация (экзамен) - проводится в мае месяце, определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускных классах в соответствии с действующими учебными планами. Обязательно применение дифференцированных систем оценок. Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании школы. При неудовлетворительной оценке итоговой аттестации не может быть выставлена положительная итоговая оценка по соответствующему предмету. Если экзаменационная оценка ниже, чем годовая, то итоговая оценка рассматривается педсоветом, при этом учитываются оценки промежуточной аттестации, полученные в течение последнего года обучения. Итоговая аттестация учащихся проводится комиссиями, состав которых утверждается приказом директора школы. Председателем является директор школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе. На председателя экзаменационной комиссии возлагается ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации. Освобождение учащихся от итоговой аттестации по болезни осуществляется согласно приказу Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 18.07.94 г. № 268146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений». Учащемуся, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется право завершить аттестацию в дополнительные сроки, установленные для них школой. Оценки итоговой аттестации учащихся вносятся в экзаменационную ведомость, в общешкольную ведомость, в методическую книгу отдела, в индивидуальный план и в дневник учащегося. Учащиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Учащиеся, не справившиеся с программой или имеющие академическую задолженность по одному и более предметам, остаются на повторное обучение в том же классе или отчисляются из школы. Выпускникам школы искусств выдаётся документ об образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самой школой искусств. В свидетельство об окончании школы оценки по предметам вносятся цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно). Документы об образовании заполняются чёрными чернилами, тушью или пастой, подписываются директором школы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и преподавателями. Оттиск гербовой печати образовательного учреждения должен быть ясным, чётким, легко читаемым. Подчистки, исправления, незаполненные графы в документах об образовании не допускаются. Не завершившие образование учащиеся - не прошедшие итоговую аттестацию, либо не имеющие положительную итоговую оценку по одному и более предметам - получают справку установленного образца. Критерии оценки знаний учащихся на уроке сольфеджио I. Текущая аттестация. Оценка знаний проходит по 5-ти бальной системе. Как правило, урок сольфеджио состоит из нескольких разделов. 1. Интонационные упражнения Если учащийся поёт упражнения интонационно чисто, оценивается отметкой – «5» Если есть 1 или 2 небольших недочета – «5 с минусом» Если пение интонационно с фальшивыми нотами – 3 ноты – «4» или «4 с минусом» в зависимости на сколько выше или ниже интонирован звук Если интонационно фальшиво 5 нот – «3» 2. Ответ правил по музыкальной грамоте Всё правило отвечено – «5» Если 1, 2 ошибки – «4» Если 3, 4 ошибки – «3» Если 4 и более (в зависимости от сложности темы и грубости сделанной ошибки) – «2» Все теоретические задания подкрепляются проигрыванием на инструменте и пением. Поэтому оценки чаще ставим, используя «плюс» и «минус» 3. Слуховой анализ Как правило, по количеству сделанных ошибок. Всё правильно, в хорошем темпе – «5» Правильно, но медленно – «5» Ошибки 2, 3 - «4» ил «4 с минусом» Более 3-х ошибок – «3» Более 5-ти ошибок – «2» (Если даны на слух: интервалы, 3-х звучные аккорды, 4-х звучные аккорды, цепочки интервалов и аккордов). Используем блиц-опрос на слух. Пример:5 интервалов или 5 аккордов 1 ответ неправильный - «4» 2 ---«--- - «3» 3 ---«--- - «2» 4 --«--- - «1» Такой прием используем редко для того, чтобы дать учащемуся понять, что более тщательно нужно готовить теорию и домашние задания. 4. Диктант музыкальный (письменно) Есть и устные диктанты. В письменном диктанте: Нет ошибок в нотах, длительности и грамотно оформлен в отношении синтаксиса - «5» Нет ошибок в нотах, длительностях, но небольшие ошибки в синтаксисе - «5 с минусом» Две или три ошибки в нотном тексте или в ритме «4» или «4 с минусом» Случайные знаки не стоят - «4» (как правило 1. 2. 3) Больше трех ошибок - «3 с плюсом» или «3» Более 5-ти ошибок – «3 с минусом» или «2» Если период повторного типа и ошибка повторяется в 1-ом и 2-ом предложении, считать её как за одну. 5. Пение номеров по сольфеджио, номеров с листа Если 1, 2, 3 ошибки - «4» или «4 с минусом» 3-и ошибки и более «3 с плюсом» или «3» Более 5-ти ошибок - «2» При пении учитываем правильность схемы дирижирования, даже чисто спетый номер с неправильным дирижерским жестом не будет оценен положительно 6. Анализ произведений Как правило, анализ произведений на уроке проходит в виде дискуссии. Задаются наводящие вопросы с проигрыванием произведения, а учащиеся по одному отвечают. Оценка, как правило, проходит на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 7. Подбор аккомпанемента Если сыграно в хорошем темпе, ритмично, чисто спето, применялась интересная фактура в характере произведения, то оценка - «5» Если аккомпанемент сыгран правильно, но недочеты в ритмическом отношении или фактуре не отвечали характеру произведения - «4» или « 2 с плюсом» Если были ошибки допущены в гармонии или не было плавного соединения аккордов различной функции, а также другие недочеты «3» Если совсем нет владения этими навыками – «2» соединения, а также другие недочеты - «3» II. Промежуточная аттестация После изучения каждой новой темы проходят письменные проверочные работы, как правило, один раз в месяц. На этой контрольной работе дается задание по пройденной теме к примеру: (гаммы, интервалы, тритоны, трезвучия, 4-х звучные аккорды, последовательности и т.п.), а также диктант. Оценка производится по тем же, примерно, правилам, что и в предыдущей аттестации (т.е. оценка за диктант, оценка по новой теме по музыкальной грамоте или элементарной теории музыки). Учет этих работ фиксируется в специальном журнале для контрольных работ, проводимых в течение четверти. Ш. Контрольные работы Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти (письменные) и включают в себя несколько тем по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки (как правило 2, иногда 3), а также контрольный диктант, который пишут учащиеся самостоятельно, но диктант менее сложный по сравнению с теми, которые давали на предыдущих уроках с разбором. Оценка производится по тем же принципам, что сказано выше за все виды заданий. Контрольные устные опросы. Включают в себя пение гамм, интервалов пройденных, аккордов, последовательностей, определение на слух, пение номеров по сольфеджио выученных и с листа, игра на инструменте. Ответ на вопросы по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Экзамены в IV кл. (7) и в III (5) по рекомендации Методкабинета не проводятся. В конце учебного года учащиеся IV кл. (7) и III (5) пишут письменную годовую работу по темам года и устный опрос по пройденным темам в прошедшем учебном году. IV. Итоговая аттестация (экзамен) В конце V класса учащиеся по 5-летней программе и в конце VII класса учащиеся по 7-летней программе сдают экзамен по сольфеджио. Он проводится по следующим этапам: Письменный диктант (из Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры) Письменная работа по теории музыки (разработана бывшим преподавателем ДМШ Симоновым В.А.) Ответ устный по теории музыки (Билеты разработаны преп. Симоновым В.А.) Пение 2-хголосного номера по сольфеджио, пение номера с листа, пение номера с аккомпанементом (функциональные обозначения), пение мелодий с использованием в аккомпанементе джазовых обозначений, пение романса под собственный аккомпанемент Определение на слух. Анализ произведений (целостный и отдельных элементов). Таким образом, в конце обучения выпускник имеет несколько оценок, из которых складывается общая оценка по сольфеджио, которая выставляется в свидетельство об окончании ДМШ. Оценка за год Оценка за письменный экзамен Оценка за устный экзамен Общая оценка за диктант за работу по теории Критерии оценки знаний учащихся на уроке музыкальной литературы I. ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ Оценка знаний происходит по 5-ти бальной системе. Как правило, урок музыкальной литературы состоит из проверки домашнего задания и работы над новым материалом. 1.1 Проверка домашнего задания. Включает в себя несколько разделов, которые оцениваются по следующим критериям. а) Биография и обзор творчества композитора: Если учащийся уверенно ориентируется в списке произведений композитора, событиях и датах его жизни, умеет связать эти события с конкретными произведениями, содержанием этих произведений – «5» Если при наличии всех вышеназванных знаний есть 1 или 2 неточности в списке произведений или событиях и датах – «5 с минусом» Если учащийся хорошо ориентируется в списке произведений композитора, событиях и датах его жизни, но допускает от3 до 6 ошибок и неточностей, не очень уверенно может связать эти события с конкретными произведениями, содержанием этих произведений – «4» или « 4 с минусом» в зависимости от того, сколько ошибок допущено. Если учащийся не очень уверенно ориентируется в списке произведений композитора, событиях и датах его жизни, с трудом может или совсем не может связать эти события с конкретными произведениями, содержанием этих произведений – « 3 ». б) Знание музыкальных фрагментов из произведений, относящихся к домашнему заданию: Если учащийся правильно назвал все прозвучавшие произведения, их части, темы – « 5 » Если 25 произведений, частей и музыкальных тем названо неправильно – « 4 ». Отклонение от указанных процентов корректируется в оценке использованием «плюса» и «минуса». в) Анализ произведений, относящихся к домашнему заданию: Если учащийся уверенно ориентируется в строении произведений, форме частей, развитии тематического материала, использовании для этого выразительных средств, образно и ярко передает их содержание – « 5» Если при наличии всех вышеназванных знаний есть 1 или 2 неточности или недостаточно яркости и образности – « 5 с минусом». Если учащийся хорошо ориентируется в строении произведений, форме частей, развитии тематического материала, использовании для этого выразительных средств, знает их содержание, но допускает от3 до 6 ошибок и неточностей, не очень точно может связать эти знания между собой – « 4 » или « 4 с минусом» в зависимости от того, сколько ошибок им допущено. Если учащийся не очень уверенно ориентируется в строении произведений, форме частей, развитии тематического материала, использовании для этого выразительных средств, приблизительно знает их содержание, с трудом может или совсем не может связать эти знания между собой – « 3 ». Проверка знаний, связанных с домашним заданием может осуществляться как в устном, так и в письменном варианте. 1.2. Работа над новым материалом Если учащийся активно участвует в анализе нового произведения, быстро и правильно улавливает строение произведения, форму частей, развитие тематического материала, использование выразительных средств, старается образно и ярко представить и передать их содержание – « 5 ». Если учащийся менее активно участвует в работе, допускает несколько ошибок и неточностей в анализе нового произведения – « 4 ». Если учащийся не активен, регулярно допускает ошибки и неточности в анализе нового произведения – « 3 ». II. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ После изучения каждой новой темы (творчество конкретного композитора) проходят письменные проверочные работы, как правило, один-два раза в месяц. На этой письменной проверочной работе даются задания по пройденной теме. Оценка производится по тем же правилам, что и в текущей аттестации с добавлением критерия, связанного со знанием особенностей стиля композитора и умением узнавать его. Учет этих работ фиксируется в специальном журнале для контрольных работ, проводимых в течение четверти. III. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти (письменные и устные) и включают в себя все темы соответствующей четверти. Оценка производится по тем же принципам, что сказано выше за все виды знаний. Кроме того, во всех заданиях дополнительно поощряются знания сверх обязательной программы, а также зания, связанные с другими видами искусств и стремление использовать их при анализе музыкальных произведений. Критерии оценки успеваемости по специальным (индивидуальным)предметам отделений «музыкального исполнительства» Данные критерии применимы для оценки уровня освоения образовательных программ при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Для определения качества обученности учащихся по специальности прежде всего следует учитывать: - системность домашних занятий (желательно - ежедневно); - тщательность подготовки домашних заданий; - внимательность и стремление к выполнению всех указаний и рекомендаций преподавателя в течение урока; - качественный уровень исполнения учащимися музыкальных произведений на контрольных уроках, зачетах, экзаменах. Для определения качественного уровня исполнения музыкального произведения необходимо придерживаться следующих критериев, которые помогут выявить, насколько успешно учащийся освоил данное музыкальное произведение: - качественный уровень освоения нотного текста; - исполнение наизусть, без текстовых ошибок, уверенно, ритмически устойчиво; - охват формы произведения; - техническая оснащенность исполнения; - выразительность динамических оттенков; - сценическая выдержка, артистизм исполнения. Очень важно обратить внимание на: - звук (звукоизвлечение); - фразировку (продуманная фразировка и грамотное построение музыкальной фразы). Успешное выполнение учащимися всех указанных требований оценивается оценкой «отлично». Выполнение требований не в полном объеме, предусматривает выставление более низких оценок, с учетом уровня исполнения. Таким образом, все вышеперечисленные исполнительские задачи являются средствами для достижения конечного результата – художественно убедительной интерпретации произведения того или иного композитора. При оценке исполнения учеником музыкального произведения также следует учитывать индивидуальные данные ребенка, уровень сложности образовательной программы, год обучения и соответствие возможностей учащегося поставленным целям и задачам. Отметка, выставляемая за исполнение, имеет воспитательное воздействие; и если одному ребенку освоение данной образовательной программы дается с трудом, то его можно поощрить, оценив его игру не очень строго, другому же, более продвинутому ученику, следует предъявить более строгие требования. Как сложилось многолетней практикой, при оценивании исполнения музыкального произведения в музыкальной школе допускается использовать отметки с «минусом» и «плюсом». Это помогает преподавателю более гибко оценить качество игры и более тонко, индивидуально, подойти к оценке качества обученности ученика. Требования, выдвигаемые перед учащимися, при оценке их по хоровому классу Зачетные требования. а) знание всего материала, проходимого в классе; б) умение сольфеджировать свою партию; в) владение навыком пения без сопровождения; г) умение петь вдвоем – втроем на два и три голоса; д) выполнение всех требований преподавателя, касающихся хоровой дисциплины; е) участие в выступлениях хорового коллектива. 1 Система оценок успеваемости учащихся: 1. Дифференцированные системы оценок: пятибалльная, десятибалльная. 2. Словесная система оценок. 3. Зачётная (недифференцированная) система оценок (зачёт; незачёт). 2 Четвертные и полугодовые оценки могут быть выставлены, если учащийся посетил не менее 50 учебных занятий. Пропустившие более 50 занятий, могут быть аттестованы по решению педагогического совета 33 Годовая оценка выставляется на основании: 1. Четвертных (полугодовых) оценок. 2. Оценки за выступление (показ) на итоговом зачёте или контрольном уроке). 3. О совокупности результатов по всем формам промежуточной аттестации в течение года

  • Промежуточная аттестация
  • Итоговый зачёт
  • Академические концерты, выставки.
  • Контрольные прослушивания
  • Итоговая аттестация (экзамен)
  • Критерии оценки знаний учащихся на уроке сольфеджио I. Текущая аттестация.
  • 1. Интонационные упражнения
  • 2. Ответ правил по музыкальной грамоте
  • 4. Диктант музыкальный (письменно)
  • 5. Пение номеров по сольфеджио, номеров с листа
  • 7. Подбор аккомпанемента
  • II. Промежуточная аттестация
  • Ш. Контрольные работы Контрольные работы
  • Контрольные устные опросы.
  • Экзамены в IV кл. (7) и в III (5)
  • Оценка за год Оценка за письменный экзамен Оценка за устный экзамен
  • Критерии оценки знаний учащихся на уроке музыкальной литературы I. ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ
  • 1.1 Проверка домашнего задания.
  • 1.2. Работа над новым материалом
  • Критерии оценки успеваемости по специальным (индивидуальным)предметам отделений «музыкального исполнительства»
  • Требования, выдвигаемые перед учащимися, при оценке их по хоровому классу Зачетные требования.