Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дипломная работа




страница1/11
Дата03.02.2017
Размер1.3 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студент ______________Карась Сергей Игоревич________________________

Факультет (институт)______________Гуманитарный институт____________

Специальность (направление)_____030601 «Журналистика»___________



Тема дипломной работы

_____Образ России в украинских СМИ периода «Евромайдана»___________

_____________________________________________________________________________

Руководитель дипломной работы ______ _к.ф.н.

(подпись) (ФИО)

Студент _______________________________ _____

(подпись) (ФИО)

Допустить дипломную работу к защите

в государственной аттестационной комиссии
Заведующий кафедрой ______________ __

(подпись) (ФИО)

«______» _______________________ 20 ____ г.

Содержание


Введение 3

Глава 1. Образ России в общенациональных СМИ Украины периода «Евромайдана» 10

1.1 Образ России в проправительственных СМИ Украины периода президентства Виктора Януковича 10

1.2 Образ России в украинских СМИ с российским финансовым влиянием 21

1.3 Образ России в период «Евромайдана» в украинских СМИ с Западным финансовым влиянием 27

1.4 Образ России в оппозиционных СМИ Украины 30

Глава 2. Образ России в региональных СМИ периода «Евромайдана» 43

2.1 Образ России в СМИ Запада Украины 43

2.2. Образ России в СМИ Юга Украины 51

2.3. Образ России в СМИ Востока Украины 75

2.4 Образ России в СМИ центральной части Украины 94

Заключение 100

Список использованной литературы 102

Приложение: 103

cписок проанализированных материалов СМИ 103

Введение


Тема международных отношений была важной составляющей политической жизни страны и в целом всего общества и, соответственно, предметом отображения в журналистике. Особый интерес сегодня представляют отношения между Украиной и Россией в период, последовавший за распадом СССР и трансформировавшиеся за последние 10 лет в затяжной конфликт, в последние полгода с элементами открытой информационной войны и вооруженного противостояния. Для понимания того, что предшествовало обострению противоречий между двумя странами, следует обратиться к недавней истории. Начиная с октября 2012-го ­ событий, предшествовавших III саммиту «Восточное партнёрство», на котором планировалось подписание договора об ассоциации между Европейским союзом и Украиной ­ к этой восточноевропейской стране приковано достаточно большое внимание как со стороны мира, так и России. Кроме того Украина давно является объектом пристального внешнеполитического влияния, в том числе, находится в сфере геополитических интересов России1.

Украина и Россия являются важными экономическими и, соответственно, политическими партнёрами. По данным, опубликованным Министерством экономического развития Российской Федерации, оборот торговыми услугами с Россией для Украины только в первом полугодии 2013 года составил 3,1 миллиарда долларов США. Причём 35,8 % экспорта Украины в Россию составляют такие технологичные продукты как машины, оборудование и транспортные средства2 Также, по информации, опубликованной на сайте Посольства Украины в Российской Федерации, в 2012-м году Украина являлась четвёртой страной по объёмам товарооборота с Россией (после Китая, Нидерландов и Германии)1

О важности отношений Украины и России говорят, в том числе, результаты социологических исследований. Так, по опросам «Левада-центра», по состоянию на январь 2014 года, 60% россиян «в основном хорошо» относятся к Украине, ещё 6% оценили свою позицию как «очень хорошо». 59% респондентов считают, что «Россия и Украина должны быть независимыми, но дружественными государствами - с открытыми границами, без виз и таможен»2

Все эти данные позволяют говорить о самой тесной связи между двумя странами, совокупное восприятие каждой из которых населением происходит при активном участии социальных институтов, в частности журналистики или средств массовой информации. В современном обществе СМИ оказывают большое влияние на социум, а, следовательно, образ России, который создаётся в украинских СМИ, влияет на восприятие жителями Украины не только политического строя в России, но и может влиять на отношение украинцев к россиянам, на восприятие целой страны. Более того, материалы украинских СМИ попадают в обзоры иностранных изданий (например, BBC)3, поэтому образ России в украинских СМИ может влиять на образ России, формирующийся для аудитории в странах Евросоюза, которые тесно связаны с Россией экономически и политически. Особо ярко данные взаимосвязи показали себя в период так называемого «Евромайдана», освещение событий которого в СМИ различных стран, и в частности Украины, привело к созданию неоднозначного образа России, способного повлиять на все сферы жизни данной страны, на ее положение на международной арене, на ее стратегическое развитие. Все вышесказанное позволяет считать выбранную тему дипломной работы актуальной. Соответственно, цель исследования ­ на основании анализа материалов в украинских СМИ периода «Евромайдана», посвященных России и россиянам, определить сформированный образ и оценить степень его влияния на положение России в мире.

Объект исследования ­ материалы различных украинских СМИ в период с августа 2013 года по 25 мая 2014, посвященные России и россиянам, а предмет исследования ­ формируемый в данных материалах образ.

Для осуществления цели исследования необходимо решить следующие задачи:



  1. Проанализировать украинские СМИ периода «Евромайдана», указать типологические характеристики обозреваемого СМИ.

  2. Классифицировать украинские СМИ по геополитическому признаку.

  3. Определить основные типы образа России, созданного в украинских СМИ в обозреваемый период в соответствии с данной классификацией; определить методы создания образов.

  4. Выявить динамику изменения образа России в каждой из групп СМИ в период «Евромайдана».

  5. Оценить степень влияния образа России, который создают различные украинские СМИ, на общественное мнение на Украине; спрогнозировать влияние сформированного образа на отношение к России в мире.

Эмпирическая база работы:

Печатные и интернет издания: «Львівська газета», «Франківчани», «Комсомольская правда в Украине», «Gazeta.ua», «КоммерсантЪ.ua», «Новий погляд», «Українська правда», «КорреспонденТ.net», «Украина сегодня», «ТСН.ua», «День», «Вести», «Думская.net», «iPress.ua», «BBC Украина», «Вікна», «Сегодня.ua», «ZAXID.NET», «Forbes Украина», «Чорноморські новини», «Помісна церква», «Коридор», «Вільне життя», «Факты и комментарии», «Украінський Тиждень», «Донецкие вести», «Донецкие новости», «Новости Донбасса», «Муниципальная газета», «Жизнь», «Главред», «Еlise.com.ua», «Севастопольская газета», «Дзеркало тижня», «Экспрес online», «Главное», «Комментарии:», «ForPost», «Новости Севастополя», «Спорт Экспресс в Украине», «Откат. В теме, но не в доле», «Football.ua», «Чемпионат.com Украина», «ТелеграфЪ», «Дивись.INFO», «Цензор.НЕТ», «Новости Евпатории», «Odessa Daily», «Гречка», «Полтавський вісник», «LB.ua», «bigmir)net», «Одесская жизнь», «Житомиршина», «Мой город Северодонецк», «Вечерний Харьков», «Slavgorod», «Жизнь», «NovaUkraina.org», «Тексти.org.ua», «Обозреватель», «StopFake.org», «VIP-хроники», «Главред», «iSport.ua»

Информационные агентства: «Агентство промышленной политики МинПром», «Новый регион», «Західна информаційна корпорація», «УКРІНФОРМ», «ЛИГАБизнесИнформ», «Украінски Новини», «Уніан», «РБК-Украина», «Интерфакс-Україна», «Украинская правда», «Галінфо», «Ukranews».

Телеканалы: «5 канал», «Интер», «1 1», «АТБ», «UkrLive.tv», «Еспресо TV»

Радиостанции: «Радіо Свобода», «Радио Ера».

Теоретико-методологические основы исследования были сформированы на основе изучения литературы, посвященной понятию образа, его типологии и методам его создания в журналистских материалах.

Основой рабочей гипотезы исследования стало изучение понятийного аппарата. Существует несколько определений образа: 1. Внешний вид, облик; 2. То, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению кого-л.; 3. Результат отражательной (познавательной) деятельности субъекта, отражение в сознании предметов, явлений объективной действительности; 4. Обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления1

Цели и задачи данного исследования обусловливают использование понятие «образ» в значении обобщённого отражения действительности.

В работе была использована методика анализа текста (и, соответственно, образа в этом тексте), предложенная Евгением Газизовым в работе «Методика анализа журналистского текста».

«Журналистский текст может включать в себя три важнейших компонента:

1) сообщение о новости или возникшей проблеме;

2) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико- понятийном или понятийно-образном уровне);

3) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации»2.

Третий компонент используется только при анализе аналитических текстов.

Также в методику входит установление назначения, функции и целевой установки текста, определение отношения автора к изображаемому и способов, роли иллюстрированного материала и приёмов организации текста, определение методики сбора информации, использованного автором «(наблюдение, проработка документов, интервью, эксперимент), анализ и интерпретация полученной информации: общенаучные процедуры (группировка, классификация, систематизация и типологизация) и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.д.). Способы объяснения факта (фактов): выяснение частей факта и связей между ними; выяснение необходимых условий и обстоятельств существования факта (фактов); установление причины факта (фактов); обнаружение действий, которые данный факт (факты) производит на окружающее»1

Также важным в данном контексте анализа является определение системы аргументации, которая разделяется на два вида:

«Фактологические аргументы – научные (законы, принципы науки, научные эмпирические факты и законы) и документальные факты, полученные в процессе обыденного наблюдения действительности журналистом или иными людьми (результаты личного наблюдения, свидетельства, полученные от очевидцев или других лиц, учреждений, документальные данные);

Ценностные аргументы – оценки с предъявляемым аудитории основанием (внешние и внутренние, то есть оценки без предъявления аудитории их оснований (скажем, «это плохая пьеса»)»1

Также нам понадобится понятие стереотипа. Стереотип – это 1.полигр. Монолитная печатная форма (из металла, резины, пластмассы и т. п.) — копия с типографского набора или клише (в 1-м знач.), используемая для печатания изданий большим тиражом. Печатать со стереотипов. 2. В сочетании: динамический стереотип (физиол.) — форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражающаяся в фиксированном порядке осуществляемых ими условно-рефлекторных действий. 3.Прочно сложившийся, постоянный образец чего-н.2  В нашем случае, нам понадобится третье определение понятия «стереотип».

Работа состоит из двух глав, первая из которых рассматривает общенациональные СМИ Украины. Отдельно рассматриваются СМИ проправительственные и оппозиционные (стоит отметить, что проправительственными, равно как и оппозиционными СМИ можно назвать в период президентства Виктора Януковича), а также СМИ с российским и западным финансовым влиянием.

Во второй главе рассмотрены региональные издания по географическому принципу – СМИ Запада, Юга, Востока и Центра Украины.


Основная часть

В данной работе исследовали ряд СМИ, таких как печатные издания и их сайты, интернет-СМИ, так и телеканалы и радио. В качестве классификации средств массовой информации было предложено отдельно рассматривать СМИ по регионам (издания, радио и телеканалы Западной, Южной, Восточной, Центральной частей Украины) и общенациональные СМИ.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
  • Тема дипломной работы
  • ZAXID.NET »
  • Основная часть