Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дипломная работа «Блез Паскаль и его вклад в развитие апологетики»




Скачать 174.34 Kb.
Дата21.06.2017
Размер174.34 Kb.
ТипДипломная работа
Московский патриархат

Тульская Духовная семинария

Дипломная работа

«Блез Паскаль и его вклад в развитие апологетики»


по предмету «Апологетика»

Выполнил студент

Сектора заочного обучения

иерей Константин Иванович Гаврилов

Научный руководитель

иерей Константин Николаевич Ситников

Допущена к защите Дипломная работа защищена

_____________2015г. _______________2015г.

Проректор по учебной работе

Протоиерей Игорь Агапов Оценка__________________

Тула 2015г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ ЕМУ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБСТАНОВКА ВО ФРАНЦИИ

1.1. Основные вехи биографии …………………………………………9

1.2. Религиозная ситуация во Франции 1594 – 1661 г.г. ……………...16

1.3. Философская школа Паскаля ……………………………………...25

ГЛАВА 2. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ – АПОЛОГЕТ И МИСТИК

И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

2.1. Апологетика Паскаля, его «Мысли»………………………………30

2.2. История написания «Мыслей» …………………………………….31

2.3. Структура работы, её общее содержание и идеи ………………...36

2.4. Особенности апологетической аргументации Паскаля ……………………………………...……………………………………..44

2.5. Мистический опыт Паскаля………………………………………..58

Заключение………………………………………………………………72

Список источников и литературы ……………………………………...80
ВВЕДЕНИЕ

Блез Паскаль принадлежит к тем редким в истории европейской культуры представителям, которые сочетали в своем творческом даровании гений ученого и изобретателя, глубину философской мысли и талант замечательного апологета христианства.

На сегодняшний день существуют, преимущественно, две крайние точки зрения в оценке апологетического наследия Блеза Паскаля. Первая - позиционирование его как «уникального гения», преимущественно в среде тех кто исповедует христианство1. Вторая - полное игнорирование религеозного характера его творческого наследия2. Наконец, третья, академическая точка зрения, наиболее объективная, заключается в рассмотрении Б. Паскаля как явления, стоящего несколько в стороне от основного направления развития религиозно-философской мысли своей эпохи; причем вопрос о причинах и содержании этого феномена освещен недостаточно3. Таким образом, возникает актуальность изучения апологетического наследия французского религиозного мыслителя Б. Паскаля, которое рассматривается автором, в историческом контексте таким, как оно есть, объективно и беспристрастно, насколько это возможно. Рассматриваются идеи, наиболее существенные, характерные для Паскаля как апологета, христианского мыслителя и мистика в одном лице, актуальные, интересные и полезные для богословского и религиозно-философского осмысления, как в наше время, так и в будущем.

Актуальность проведенного исследования заключается в следующем.

Во-первых, это обусловлено особенностями современной апологетики. В настоящее время призыв к принятию православной веры как проверенной веками патриотической традиции – веры отцов - имеет весьма ограниченный отклик. Для откликнувшихся на этот призыв Православие зачастую так и остаётсякультурной и исторической традицией, а не религией – связью с Богом. При этом исповедание веры может иметь поверхностный характер. Есть желание верить и поступать как предки, но нет такой способности: ни глубины понимания хитросплетений зла, ни духовной крепости, ни жертвенной цельности. В современной проповеди – как области церковного служения – недостаёт понимания внутренних личностных мотивов обращения к вере. Эти мотивы исследуются и задействуются в «философии сердца» Паскаля. На их не только интеллектуальном, но и опытном познании строится его нестареющий метод, начало которого – выведение из равновесия мнимо самодостаточного падшего человеческого разума с целью подтолкнуть его к поискам надёжной опоры в христианской вере. Таким образом, аргументация и метод Паскаля – это актуальное оружие современного апологета.

Во-вторых, в эпоху очередного безоглядного увлечения Западом и подражания ему в жизни личности, общества и ,зачастую, в жизни Церкви, духовно-исторический опыт Запада в его постепенном отпадении от Христа весьма поучителен. Его уроки применимы сейчас, как никогда. Исторический и духовный фон апологетики Паскаля являет нам узнаваемое состояние современной религиозной жизни. Полезно учиться на чужих уроках, а не только на своих.

В-третьих, литературно-критический уровень, на котором Паскаль представлен в России на русском языке, очень невысок. Не первое десятилетие у нас выходят издания, не учитывающие последние достижения французской текстологии, что уменьшает или искажает апологетическую составляющую творчества Паскаля4. Давно уже назрела потребность в богословски полноценном издании его «Мыслей», чтобы Паскаль явился русскому читателю не философом, ушедшим в религию по нездоровью, а апологетом, презревшим философию ради религии.



Объект исследования: теоретическое наследие Паскаля в свете особенностей литературного описания его жизненного пути.

Предмет исследования: вклад Паскаля в развитие апологетики.

Цель исследования: представить апологетику Паскаля в её богословско-историческом контексте, описать её метод, своеобразие формы и аргументации, выявить её связи со святоотеческим наследием Православного Запада и определить меру её вероучительной приемлемости, а, следовательно, и применимости для православного апологета.

Задачи работы. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

- установление целей, преследуемых Паскалем-апологетом, на пути привлечения внимания сомневающихся;

- установление влияния «Мыслей» Паскаля на формирование соответствующих идей последующих философских систем;

- выявление и описание апологетического метода Паскаля через оценку религиозного мировоззрения и взглядов Паскаля на благодать и предопределение и его личного мистического опыта.



Методология исследования. Достижение поставленной цели и решение указанных задач оказалось возможным благодаря применению историко-сравнительного метода и сравнительно-богословского анализа. Методы, используемые в исследовании, опираются на хронологизацию, культурно-историческую интерпретацию и текстологию в рамках историко-сравнительного метода, а также на внутреннюю реконструкцию текста и его оценку с точки зрения апологетики при использовании сравнительно-богословского метода.

Степень разработанности проблемы. Паскаль – один из наиболее изучаемых в мировом масштабе авторов французской литературы, философское и этическое наследие которого привликает внимание иследователей5. Существенное место занимает его философское творчество и в русской культуре, что также имеет свою традицию изученияя6. Однако текстология русскоязычных изданий существует в отрыве от последних достижений французского литературоведения, поэтому апологетический метод Паскаля в русских изданиях просто не виден: в России Паскаль продолжает рассматриваться преимущественно как философ и моралист. Богословские оценки отдельных аспектов творчества Паскаля звучали, но расхождение Паскаля с Православием в силу исторической и культурной ситуации всегда традиционно оставалось в тени. Несмотря на то, что в последние полвека исследования данной тематики неоднократно предпринимались, изучены лишь отдельные аспекты проблемы, синтез же по ней отсутствует.

Источниковая база

Материалом изучения апологетики Паскаля в данной работе служит его сочинение под названием «Мысли»7. Оно цитируется в важнейших изданиях от прижизненных и первых до последних по времени полных собраний сочинений. Для проведения иследования привлекается отечественная литература по проблеме, включающая как новые источники, так и дореволюционные сочинения, причем использовано большое количество электронных источников информации.



Новизна работы состоит в том, что, помимо освещения текстологии и композиции «Мыслей» Паскаля на уровне последних достижений французского литературоведения, богословские взгляды Паскаля рассматриваются с точки зрения православного вероучения и апологетики на материале «Записок о благодати».

Результатом исследования является выявления уникальности апологетического метода Паскаля, а также православная оценка взглядов Паскаля на благодать и предопределение.

Практические выводы работы могут быть использованы при сопоставлении православного, католического и протестантского учений о свободе воли и предопределении. Возможным представляется также актуализировать апологетику Паскаля, использовать ее методы в настоящее время для миссионерской работы и духовных бесед с людьми, ищущими ответа на вопросы о существовании Бога, о возможности познания Бога, о возможности познания Его воли, о свободе воли человека.

Структура работы выражена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вклад Блеза Паскаля в развитие апологетики состоит в том, что он выступил против господствовавшего философского настроения своей эпохи – мировоззренческого рационалистического оптимизма, а также против связанного с ним деизма. Бог – центральная тема в философии Паскаля. Рациональное знание неспособно осветить экзистенциальные вопросы. Он полагал, что мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. У сердца свои законы, у разума – свои.

Главный предмет философии Паскаля – человек. Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед, ибо само сущее находится в состоянии вечного обновления. Все наше достоинство заключается в мышлении. Человек противостоит равнодушной природе как сознательное существо. Только сознательное существо может быть несчастным. В своем ничтожестве черпает человек свое величие, ибо даже несчастье, являясь атрибутом собственно человеческого бытия, служит возвеличиванию человека. Разум человека имеет дело с реальным миром. Разум, научное познание ничего не могут сказать о бытии Бога. В Бога можно только верить. Паскаль признает не разумное доказательство бытия Бога, а разумное доказательство пользы от признания бытия Бога. «Пари Паскаля» таково: признаем бытие бога – если он есть, выиграем все, если нет, не теряем ничего. Человеческое существование находится между двумя безднами – бесконечно большого и бесконечно малого: «вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня». Он запределен и непознаваем. Человек – загадка для самого себя: «ибо он не может представить себе, что такое тело, и еще меньше – что такое дух, а менее всего – как тело может соединяться с духом. Вот предел сложности, а между тем это его собственное существо». Человек – хрупкий тростник, в нем соединяются мощь разумности и хрупкость телесности: «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее». Ум поднимает людей над миром природы, не дает им примириться с участью всего живого, указывает на их высшее назначении. Две стороны предполагают друг друга. Человек – «король, лишенный трона». Величие разума состоит в осознании ничтожества человека. Разум, обозначив свои границы, побуждает людей прислушаться к непостижимым для него «резонам сердца» и обратиться в поисках спасения к Христу, чья бесконечность не устрашает, потому что в ней – полнота любви. Все проявления любви к ближнему, о которых говорит Паскаль, нимало не противоречат велениям разума и нисколько не исключают разума. Нет никакой необходимости последовать совету Паскаля и «поглупеть», подвергнув себя рекомендуемой им дисциплине, для того чтобы иметь возможность быть честным, правдивым, искренним и благотворительным. Напротив того, разум дает более правильное применение высоким нравственным качествам. Если даже вслед за Паскалем признать бессилие разума и считать нашу умственную деятельность столь же автоматичной, как передвижение колес в арифметической машине Паскаля, то и это нимало не служит доказательством несовместимости разума с духовной стороной христианского учения.

У Паскаля слово не расходилось с делом, и вся его жизнь была точным воплощением его идей. Если у него были слабости и заблуждения, то он искупил их годами тяжелых нравственных и физических страданий. Беспощадный обличитель иезуитского лицемерия и фарисейства, он одним этим заслужил место в истории человеческого развития, не говоря уже о его гениальных научных трудах.



Итак, в жанровом отношении «Мысли» Паскаля представляют дневниковые фрагментарные записи, объединенные общей темой «человек и его заброшенность в мире», общей тональностью настроя, мотивами исповеди и авторского голоса, делающими фрагменты темами одной общей мелодии, связывающей произведение в одну, звучащую в унисон симфонию.

Было ли последним намерением Паскаля придать «Мыслям» именно такую форму, или фрагментарность явилась следствием незаконченности труда (или невозможности последующего объединения его, вне зависимости от желания автора), но данная форма «Мыслей» оказалась очень созвучной содержанию и изложению материала. Похоже, произведение уже само диктовало Паскалю композицию, заключающуюся в отсутствии композиции. Парадокс вышел вполне в духе Паскаля, как продолжение его афоризмов. Само произведение в общей своей композиции явилось обобщенным афоризмом.

Именно в подобного рода произведении как нельзя лучше можно было сочетать философские выкладки, апологию христианства, научные аргументации, поэтические фрагменты, эмоциональные исповеди, лаконичные афоризмы и образные зарисовки. Соответственно, именно в такой форме органичной выглядит смесь применяемых Паскалем пластов лексики: специального, книжно–повествовательного, поэтического и возвышенно–пафосного. Смесь лексических пластов присутствует и внутри самих фрагментов, поэтизируя философские рассуждения и придавая философскую глубину обобщения поэтическим сравнениям и зарисовкам. Перетекание лексических пластов, обогащающее текст, разводящее его в разные стороны и на разную глубину, создает стереоскопический эффект всеохватной действительности, вместившейся в 1000 с лишним отрывков. Подобным приемом Паскаль расширил сферу французского литературного языка, привнеся в нее новый лексикон слов, сделав его сочетания столь же литературными, как и чисто поэтический язык. Именно подобный прием свободного обращения с разного рода лексическим пространством, позволяющий усилить значение смыслового аспекта произведения, служащий своего рода ударным средством, оттачивающим мысль и поэтику, обогатил язык последующих писателей, и именно его взяли себе на вооружение экзистенциалисты.

Хотя Паскаль создал свои «Мысли» в эпоху расцвета классицизма, в жанровом отношении их нельзя назвать классицистическим произведением. Разорванная внешняя структура, неупорядоченность и несоразмерность фрагментов, внутренняя неуравновешенность и растерянность, не имеющая положительного разрешения, – противоречат классицистическим нормативным принципам построения художественного произведения. В то же время отдельные приметы классицистической нормативной эстетики присутствуют во внутренней структуре «Мыслей»: отточенность афоризмов, закругленность и точная лаконичность отдельных эссе, – а также в самой апологии к разуму как мерилу любой морали и сосредоточении внимания на внутренней борьбе и драматических противоречиях человека.

Если уж давать жанр «Мыслям», то к ним подошло бы определение симфонии.

Нечаянная незавершенность композиции «Мыслей» стала идеальной формой выражения личности автора, положив начало новому жанру эссе.

Подводя итог проведенному исследованию необходимо вновь обратиться к общественным и религиозным процессам, происходившим в ту эпоху, когда жил и трудился Б. Паскаль.

Появление либертинских настроений было вызвано Реформацией и поддерживалось «третьей силой», пока либертинство не стало жизнеспособной самовоспроизводящейся «традицией».

Армия апологетов, воевавших с либертинством, действовала по большей части заведомо устаревшим оружием. Почти все апологеты были людьми неповреждённого христианского миросозерцания и внутренне совершенно не понимали человека разуверившегося или неверующего.

Наблюдение за соотношением формы и содержания апологий показывает, что произведения объёмные, логически построенные и многоступенчато организованные несут в себе доказательство того, что принимается вначале за аксиому: рассуждение в порядке Символа веры предполагает его предварительное приятие. Такого рода апологии были абсолютно неэффективны в адрес либертинцев. В отличие от таких неэффективных авторов Паскаль, глубоко уверовавший уже в зрелом возрасте, писал апологию не против либертинства, а для либертинца любого градуса вольности, поэтому исходил из либертинского мироощущения и пользовался логикой, приближенной к точно- и естественнонаучной, той логикой, которую либертинцы принимали. Входя в состояние читателя, он использует приятную читателю жанровую форму и исподволь - так в начале «Апологии» - наполняет её апологетическим содержанием, в чём и состоит новизна его метода. Метод «гравитации» или «вращения» фрагментов вокруг заданной темы был для Паскаля и методом мышления, и способом построения текста, и гениальным стилистическим выбором, обеспечившим нестареющий успех «Мыслей».

По отношению к традиционным жанрам латинской и французской апологии, как трактат в виде «суммы» в порядке Символа веры или как диалог «в подражание древним», «Мысли» являются уникальным и новаторским произведением не имеющим прямого жанрового аналога на всём пространстве апологетики.

Можно принять на вооружение его метод, признать полезной для православной апологетики всю силу его аргументации, особенно в части «Мыслей», описывающей человека без Бога, и не отпустить читателя паскалевской «Апологии» в межцерковно нецерковную неопределённость мечтаний неопределившихся. Чтение Паскаля и усвоение его метода позволяет слышать и понимать «совопросника века сего» и отвечать ему легко и с готовностью.

Рассмотренные аспекты жизни и творческого наследия Б.Паскаля позволяют сделать следующие выводы.

1. Паскаль-апологет привлекал внимание читателей сомневающихся в существовании Бога, к необходимости приобщения к христианской жизни путем крайнего аскетического отказа от удовольствий. Но он при этом убеждал их в исключительной истинности той церкви, к которой он сам принадлежал. Православный прологет также должен обратить внимание на убеждение сомневающихся в истиности Православной Церкви и принципиалиной ошибочности других религий.

2. Многогранность творческого гения Б.Паскаля, нашедшего завершение в его «Мыслях» и возможность восприятия его отдельных философских идей вне общего контекста и цели книги, дают основания ряду исследователей проводить параллели между его мыслями и соответствующими идеями последующих различных философских систем - от кантианства и романтизма, через прагматизм и экзистенциализм, до постмодернизма включительно. Это же относится и к пирронизму (раннему скептицизму), влияние которого на Б.Паскаля, несомненно.

3. Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод не только о наличии в мировоззрении Б.Паскаля элементов мистицизма, но и о мистическом опыте, пережитом им в 1654 г.

Само религиозное мировоззрение Б.Паскаля таково, что оно, в процессе осмысливания мистического опыта, фильтровало его восприятие благодати сквозь призму Второго Лица Св. Троицы. Понимание Б.Паскалем человека как мыслящей тростинки, находящейся между двумя безднами, с одной стороны которой, кроме прочего, - опасность гордыни мистицизма, а с другой - уничижение, неверие и атеизм, обусловили осмысление им своего опыта стяжания благодати, как мистицизма познания Господа Иисуса Христа, удерживающего от обеих этих крайностей.

С религиозной точки зрения Б.Паскаль может быть отнесен к «сверхгениям» человечества. В целом, основанием для этого является то, что он «перерос» признанную другими собственную научную гениальность, стяжал благодать в мистическом опыте и перешел с уровня мышления рационального, философского на уровень мышления иррационального, интуитивно-логического и религиозно-этического, плоды которого и запечатлены в его апологетическом труде «Мысли».

Список источников и литературы

Источники.

1. Библия. Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989.

2.Блез Паскаль. Мысли: Пер. с фр. - К.: «REFL-book», 1994.

3. Паскаль Б. Мысли. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. (Серия «Антология мудрости»).


Литература.

4. Бахмутский В. Французские моралисты. В кн.: Франсуа Ларошфуко. Максимы, Блез Паскаль. Мысли, Жан де Лабрюйер. Характеры.– БВЛ, М., 1974.



5. Большая советская энциклопедия. – М.т.21, 1978.

6. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – М., 1991.

7. Гуляев А.Д. Этическое учение в «Мыслях» Паскаля.– Казань, 1906.

8. Жирмунская Н.А. Предисловие. В кн.: Суждения и афоризмы.– М., 1990.

9. И. Кунчуров, И. Срибный. Творческое наследие Грегори Бейтсона. -К., Минерва, 2002.

10. История всемирной литературы, т.4. – М., 1987.



11. История французской литературы, т. 1.– М., 1956.

12. История французской литературы, т. 2.– М., 1956.

13. Кляус Е.М., Погребысский И.Б., Франкфурт У.И. Паскаль.– М., 1971.

14. Кокосов В. Паскаль.– Горький, 1935.

15. Коцюбинский С.Д. Литературное наследие Паскаля, вып. 8.– Л., 1941.

16. Лансон Г. История французской литературы, СПб., т. 1.– М., 1899.

17. Моруа А. Литературные портреты. – М., 1970.

18. Мысли Паскаля и жанр апологии // Известия Российского

Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена (общественные и гуманитарные науки) №12 (85), СПб. 2008.

19. Мысли Паскаля и современная им апологетика // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена (общественные и гуманитарные науки) №12 (90), СПб. 2009 (январь).

20. Паскаль Б. Мысли. СПб., пер. Первова П.Д., 1988.

21. Помогайбо А.А. Тайны великих озарений /М.: «Вече», 2001.

22. Православная энциклопедия. – М., 2001. Т III.



23. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль.– М., 1979.

24. Тарасов Б.Н. Мыслящий тростник – жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М., 2005.

25. Тарасов Б.Н. Паскаль.– М., 1979.

26. Толстой Л.Н. Паскаль. В кн.: Л.Н.Толстой. Полн. собр.соч. (Юбилейное издание).– М., 1957.

27. Филиппов М.М. Паскаль. СПб., 1891. http//.lib.ru/f/filippow_m_m/text 1891 pascal.shtml

28. Философская энциклопедия. т.4. – М., 1970.

29. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.А.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

30. Э. Бутру. Паскаль. Изд-во ЛКИ, 2008.





Электронные источники.

31.http://slovari.yandex.ru/блез паскаль/БСЭ/Паскаль Блез/

32http://www.plam.ru/hist/istorija_filosofii_uchebnik_dlja_vuzov/p7.php

33. http://www.vzms.org/pascal.htm

34. http://to-name.ru/biography/blez-paskal.htm

35. http://ru.science.wikia.com/wiki/Блез_Паскаль

36. http://www.epwr.ru/quotauthor/334/

37. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-bleza-paskalya

38. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/?title=Паскаль,_Блез

39. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4861/ПАСКАЛЬ

40. http://www.zitata.com/pascal.shtml

41. http://class-fizika.narod.ru/port21.htm

42. http://citaty.info/man/blez-paskal

43. http://www.koob.ru/blez_paskal/

44. http://www.klex.ru/bjg

45. http://www.klex.ru/b76

46. http://wertudin.edurm.ru/biographies physicist/paskal.html

47. http://aforizmu.net/biography/Blez Paskal`

48. http://znaniya-sila.narod.ru/people/013_00.htm

49. http://www.aphorisme.ru/about-authors/paskal/?q=3867



50. http://www.prioslav.ru/vip12


1 См. Рассела Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Издание 3-е. - М.: Академический проект, 2000. С. 23.

2 Там же. С. 35.

3 Тарасов Б. Н. Паскаль. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 277 – 282.

4 См. Мысли Паскаля и жанр апологии // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена (общественные и гуманитарные науки) №12 (85), СПб. 2008.

5 См. История французской литературы, т. 1.– М., 1956. С. 254 – 256.

6 Там же. С.196.

7 См. Блез Паскаль. Мысли: Пер. с фр. - К.: «REFL-book», 1994; Паскаль Б. Мысли. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. (Серия «Антология мудрости»).


  • Актуальность проведенного исследования
  • Объект исследования
  • Методология исследования.
  • Степень разработанности проблемы
  • Результатом исследования
  • Структура работы
  • Список источников и литературы Источники.
  • Электронные источники.